Меню

Формирование социального здоровья младших школьников

Социальное здоровье младших школьников в рамках реализации ФГОС НОО.
статья по зож по теме

Школьное обучение в наше время является обязательным для всех детей. Без получения аттестата рассчитывать на благополучную жизнь крайне сложно. Чтобы найти свое место в современном обществе каждому человеку приходиться прожить часть своей жизни в «учении» в школе, в «постижении знаний». Поэтому очень важно это время посвященное образованию провести в комфортной и безопасной обстановке. За крайне короткий срок нужно усвоить много знаний, получить необходимые умения и стать самодостаточным человеком.

Именно за формирование самодостаточной личности и отвечает «социальное здоровье», которое в свою очередь и обеспечивает безопасность в образовательной среде.

Скачать:

Вложение Размер
sotsialnoe_zdorove_mladshikh_shkolnikov_v_usloviyakh_realizatsii_fgos_noo.doc 39.5 КБ

Предварительный просмотр:

Социальное здоровье младших школьников

в условиях реализации ФГОС НОО

Черевко Людмила Васильевна

учитель начальных классов

В обществе произошли изменения в представлении о целях образования и способах их реализации. Результатом обучения в начальной школе должно стать формирование у учащихся «умения учиться». Школа должна формировать универсальные учебные действия для применения знаний, умений и навыков в любой жизненной ситуации, обеспечить возможность каждому ученику самостоятельно осуществлять деятельность учения. При этом именно личностные универсальные учебные действия , сформированные в соответствии с ФГОС НОО, позволяют личности определять социально востребованные задачи как значимые.

Школьное обучение в наше время является обязательным для всех детей. Без получения аттестата рассчитывать на благополучную жизнь крайне сложно. Чтобы найти свое место в современном обществе каждому человеку приходиться прожить часть своей жизни в «учении» в школе, в «постижении знаний». Поэтому очень важно это время посвященное образованию провести в комфортной и безопасной обстановке. За крайне короткий срок нужно усвоить много знаний, получить необходимые умения и стать самодостаточным человеком.

Именно за формирование самодостаточной личности и отвечает «социальное здоровье», которое в свою очередь и обеспечивает безопасность в образовательной среде.

Социальное здоровье подразумевает социальное поведение человека, его социальную активность, деятельное отношение к миру.

Оградить, или полностью исключить влияние школьных трудностей на детей невозможно, но можно (и наверное нужно) научить противостоять им т.е. научить учащихся ценить, формировать и укреплять свое здоровье. Для решения данной задачи необходима целостная система учебно-воспитательной работы, которая организует здоровьеориентированный образовательный процесс. Очень большую роль в этой системе играет педагог, его личность, стиль его педагогической деятельности, методы и приемы используемые при преподавании.

Необходимо перестроить социальный статус самого учителя, усилить его значимость при выполнении социальной функции. При этом роль учителя в социализации учащихся определится в таких позициях, как: защита прав детей, содействие сохранению общей культуры, содействие прогрессу общества, передача лучших традиций и опыта, связь поколений и времен.

Особую роль в формировании социального здоровья детей играет воспитательная работа.

В своей практике я пользуюсь программой «Уроки социальной жизни для младших школьников».

Как научить детей сотрудничать? Как сделать, чтобы в педагогическом процессе учитель и ученик стали действительно сотрудниками?

Освоение педагогики взаимодействий — это увлекательный непростой путь, предполагающий постоянную работу над собой. Результат этой работы должен приносить радость и учителю, и ученику. Тогда обучение становится процессом сотворчества, помогающим совершенствованию и самореализации личности.

Главная проблема учителя, особенно учителя начальной школы — научить детей слушать и слышать окружающих, уважать чужое мнение, принимать человека таким, какой он есть: со всеми его достоинствами и недостатками, сохранять хорошие отношения с другими людьми.

Воспитание есть процесс социальный. Воспитывает всё: люди, вещи, явления, но, прежде всего и больше всего — люди. Из них на первом месте -родители и педагоги.

Мы знаем, что члены семьи теперь проводят все меньше времени друг с другом, что дома люди в основном не беседуют, а смотрят телевизор или проводят время за компьютером. Число детей, растущих без присмотра, возросло. У многих родителей хватает своих личных трудностей, а также вредных привычек и зависимостей. В результате разводов большое число детей живут с одним из родителей. Дети сейчас все меньше занимаются спортом, многие из них нерегулярно питаются. Изменилась и атмосфера в семьях. Родители и дети живут сейчас интенсивной жизнью, в которой все меньше времени остается для общения друг с другом, для совместных занятий и семейных ритуалов.

Учителя жалуются, что даже маленькие дети теперь не такие вежливые и «невинные», как раньше. Их грубое поведение часто повторяет увиденное на телевизионном экране. Для многих детей все труднее становится нормально взаимодействовать с окружающими. Они не понимают и не учитывают индивидуальных особенностей других людей, все меньше говорят о действительно существенных и важных для них проблемах, обмениваясь лишь формальными и поверхностными замечаниями. Им с трудом удается внимательно слушать других.

Сегодня умение общаться, сохраняя хорошие отношения с другими людьми, становится самым важным. К сожалению, многие дети ни в семье, ни в социальном окружении так и не приобретают этого необходимого социального навыка, и порой только учителя могут научить детей разрешать конфликты, слушать и понимать других, уважать чужое мнение и не в последнюю очередь — следовать социальным нормам и правилам.

В решении этой задачи существенную помощь учителю могут оказать «Уроки социальной жизни для младших школьников».

Уроки- ежедневная реальность жизни учителя.

А социальные уроки- реальность жизни любого человека.

«Уроки социальной жизни»- это форма специально организованного общения, направленного на развитие социальной и личностной компетентности младших школьников, формирование у них позитивного оптимистичного взгляда на жизнь.

Можно научить детей видеть разнообразный окружающий мир и выбирать добро, а не зло, дружбу, а не ссору, любовь , а не ненависть. На наших уроках мы вместе с детьми учимся воспринимать жизненные ситуации «умом и сердцем» и понимать ценность оптимистического взгляда на жизнь. Если ребенку не помочь увидеть ценность позитивного взгляда на жизнь, то в обществе появится на одного пессимиста больше.

Поэтому в школе так не хватает уроков социальной жизни, которые помогли бы детям понять, осознать и научить позитивному отношению к жизни, т.е. стать оптимистами.

Главной целью работы является создание необходимых условий для развития ребенка как индивидуальности, т.е. на основе свободного ответственного выбора и оптимистического взгляда на жизнь.

Специфика уроков социальной жизни, их отличие от традиционного учебного процесса определяет особенности форм и методов работы с детьми.

-анализ конкретных жизненных ситуаций, текстов, решение задач;

— создание проблемных ситуаций, их анализ;

— элементы наблюдения, самонаблюдения, эксперимента;

— тестирование и другие диагностические процедуры;

— элементы социально- психологического тренинга.

Методический материал содержит:

  1. Фрагменты текстов, стихи, басни курса «Литературного чтение» для начальной школы.
  2. Пословицы для стимулирования высказываний учащихся, формирования их собственной позиции по обсуждаемой теме;
  3. Нравственные сказки, задания к сказкам, развивающие творческое моделирование собственного отношения к жизни;
  4. Игры для развития сотрудничества.
  5. «Шпаргалки» как форма составления детьми своих действий.
  6. Анкеты, тесты по определению уровня воспитанности.

Материал не новый для ребенка, новой является цель обращения к нему. Процесс воспитания и обучения предусматривает социализацию личности школьника. Сущность социализации состоит в том, что в процессе ее человек формируется как член того общества, к которому он принадлежит.

Социальные качества школьников развивались через различные формы работы.

В учебной деятельности – интеллектуальные, ролевые игры, групповое чтение, обсуждение прочитанного, рисование, работа с пословицами, работа в группах. Во внеурочной деятельности – подготовка и участие в праздниках, классные часы, трудовая деятельность, выполнение поручений.

Чтобы отследить развитие этих умений, был использован метод наблюдения с последующей фиксацией данных о результативности воспитания в сводной таблице, а также была проведена оценка контактности учащихся на начало первого и второго класса

(Тест «Оценка контактности младшего школьника»).

Использование разных методов и приёмов, а также проведенные мной мероприятия дали динамику развития нравственных качеств школьников в сторону увеличения.

И всё же теоретические знания преобладают над практическими умениями, поэтому работу по формированию нравственности мы будем продолжать, чтобы теоретические знания вошли в зону «актуального развития». Эта работа подтверждает «закономерность нравственного воспитания, которую сформулировал В.А. Сухомлинский: «Если человека учат добру — . в результате будет добро»

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к методическому семинару по теме «Особенности организации внеурочной деятельности младших школьников в рамках реализации ФГОС».

Проблема использования свободного времени подрастающего поколения в целях всестороннего воспитания и развития всегда были насущными для общества. Воспитание детей происходит в любой момент их де.

Эффективность системы воспитания и социализации младших школьников может быть существенно повышена при создании особого уклада школьной жизни, частью которого является внеурочная деятельность. Внеуроч.

1. Учить устанавливать и п.

ВЫступление на методическом совещании учителей о формировании здоровогго ибезопасного образа жизни младших школьников.

Статья-описание собственного опыта по теме: «Развитие навыков самооценки и самоконтроля как фактор, способствующий формированию УУД дошкольников и младших школьников в рамках реализации ФГОС ДО и.

Источник

Статья :ПРОБЛЕМА ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНОГО ЗДОРОВЬЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ.

специалист в области арт-терапии

ПРОБЛЕМА ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНОГО ЗДОРОВЬЯ

Проблема здоровья человека является актуальной во все времена, а в XXI веке она имеет наибольшее значение. По оценке специалистов здоровье школьников с каждым годом ухудшается. На состояние здоровья ребёнка влияют, такие факторы, как: экологические, социальные и наследственный. Также формированию заболевания способствует большое психоэмоциональное напряжение, которое связано с условиями жизни и обучения.

Учитель должен реализовать целый ряд задач, направленных на сохранение здоровья учащихся в процессе обучения в школе: научить детей определять свое состояние и ощущение; сформировать активную жизненную позицию, сформировать представление о своем теле и организме; учить укреплять и сохранять свое здоровье; понимать необходимость и роль двигательной активности; обучать правилам безопасности при выполнение различных видов деятельности; уметь оказывать элементарную помощь при травмах.

Можно сделать вывод, что педагог имеет возможность сделать для здоровья ребёнка больше, чем врач. Но это не значит, что педагог должен заменить медицинского работника, а построить образовательный процесс таким образом, чтобы не навредить здоровью школьников.

По мнению С. В. Попова «понятие здоровья отражает качество приспособления организма к условиям внешней среды; состояние здоровья формируется в результате взаимодействия внешних (природных и социальных) и внутренних (наследственность, пол, возраст) факторов» [17]. Он же выделяет несколько компонентов здоровья:

1. Соматическое здоровье – текущее состояние органов и систем человека, – основу которого состав-

ляет биологическая программа индивидуального развития, опосредованная базовыми потребностями, доминирующими на различных этапах онтогенетического развития.

2. Физическое здоровье – уровень роста и развития органов и систем организма, – основу которого составляют морфологические и функциональные резервы, обеспечивающие адаптационные реакции.

3. Психическое здоровье – состояние психической сферы, – основу которого составляет состояние общего душевного комфорта, обеспечивающее адекватную поведенческую реакцию.

4. Нравственное здоровье – комплекс характеристик мотивационной и потребностно-информативной сферы жизнедеятельности, – основу которого определяет система ценностей, установок и мотивов

поведения индивида в обществе.

В соответствии с данным определением, только при условии нормального функционирования всех

четырех компонентов можно говорить о хорошем здоровье человека. Кроме того, здесь выделяются факторы, влияющие на состояние здоровья: внешние (природные и социальные) и внутренние (наследственность, возраст и т. д.), но не раскрывается механизм их влияния.

В нашей работе мы будем придерживаться мнения, что здоровье человека – это совокупность трех компонентов: физического, психического и социального, которые находятся в относительном благополучии. Можно предположить, что под физическим благополучием подразумевается благополучие тела, под душевным – благополучие души. Труднее всего, на наш взгляд, дать определение социальному благополучию или «социальному здоровью человека, хотя наличие данного компонента является для современного человека не менее важным, чем здоровье тела и

души. Поэтому мы убеждены, что понятие «социальное здоровье» требует к себе пристального внимания.

Ранее понятие «социальное здоровье» в качестве самостоятельного показателя наряду с физическим и

психическим здоровьем выделяется только в социологической литературе [7, 23]. Ученые-социологи чаще определяют социальное здоровье как здоровье общества, здоровье населения. Примером такого подхода является определение, предложенное А. Б. Соколовым, который рассматривает социальное здоровье как социально-политическую категорию, которая характеризуется «статистическими показателями воспроизводства населения, его физического и духовного развития, сохранностью потенциала и активности жизни популяции, обусловленными уровнем воспроизводства общественных ресурсов, качества окружающей среды и качества жизни» [22]

Термин «индивидуальное социальное здоровье» не так давно появился в педагогической науке. Его

предлагает использовать Е. Н . Приступа. По ее мнению,«индивидуальное социальное здоровье» представляет собой сформированность социально приемлемого,нравственно нормативного опыта взаимодействия ребенка с социумом, проявляющегося в саморегуляции поведения в изменяющихся условиях, направленной на согласие с самим собой, а также способность к удов-

летворению социальных интересов и потребностей, к интеграции в социум [18].

Е. Н . Приступа считает, что в связи с тем, что в процессе становления личности школьника возможно

возникновение отклонений в индивидуальном социальном здоровье. По ее мнению, феномен социального здоровья ребенка связан с нравственными нормами, поскольку они выступают регулирующим механизмом, помогающим построить гармоничные отношения между формирующейся личностью ребенка и его изменяющимся социальным окружением на разных возрастных этапах. Большое внимание она уделяет созданию модели социально-педагогической профилактики девиаций социального здоровья школьника в условиях общеобразовательного учреждения.

Некоторые исследователи подчеркивают связь социального здоровья с психологическими особенно-

Так, понятие «социальное здоровье» определяется как количество и качество межлич-

ностных связей индивидуума и степень его участия в жизни общества и находит отражение в следующих характеристиках: адекватное восприятие социальной действительности, интерес к окружающему миру, адаптация (равновесие) к физической и общественной среде; направленность на общественно полезное дело, культура потребления; альтруизм, эмпатия, ответственность перед другими; бескорыстие, демократизм в поведении [19].

Социальное здоровье имеет психологическую основу и может проявляться не только внешне, т. е. в

отношениях человека с окружающими людьми, но и внутренне, т. е. в отношениях с самим собой [3]. По-

этому для того, чтобы определить, каковы особенности социального здоровья ребенка младшего школьного возраста, необходимо рассмотреть основные психологические характеристики этого периода.

Младший школьный возраст как конкретная, относительно ограниченная во времени ступень физи-

ческого и психического развития индивида и его развития как личности, характеризуется совокупностью

объективно существующих физиологических, психологических и социальных изменений [9]. К физиоло-

гическим изменениям, происходящим в данный возрастной период, относятся: значительное укрепление скелетно-мышечной системы, появление относительно устойчивой сердечно-сосудистой деятельности, увеличение веса лобных долей мозга, играющих большую роль в формировании высших и наиболее сложных функций психической деятельности человека, в связи с чем процессы нервного возбуждения и торможения приобретают большее равновесие [6].

К психологическим изменениям на этом этапе относится появление у ребенка нового вида ведущей деятельности – учению, которое существенно изменяет мотивы его поведения, способствует развитию

его познавательных и нравственных возможностей.

Усвоение ребенком основ наук расширяет их кругозор, развивает мышление, изменяет характер всех психических процессов – восприятия, памяти, внимания, делая их более сознательными и управляемыми [5].

Особое внимание нам хотелось бы уделить социальным изменениям личности младшего школьника,так как личность – это человек, взятый в системе таких его психологических характеристик, которые являются устойчивыми, социально обусловлены и проявляются в общественных по природе связях и отношениях [14].

Поступление ребенка в школу коренным образом меняет его социальное положение: если раньше у него не было серьезных и ответственных постоянных обязанностей, то теперь, с приобретением новой позиции – школьника и новым ведущим видом деятельности — учением, требуется много времени, сил, старания, необходимо усвоить новые требования, касающиеся правил поведения в классе, норм отношений с товарищами, распорядка дня. Ребенок впервые начинает заниматься общественно значимой деятельностью, от уровня выполнения которой зависит его место среди окружающих и его взаимоотношения с ними. Эта новая социальная ситуация обусловливает формиро вание особенностей личности детей школьного возрас-

Изменяются его отношения со взрослыми, прежде всего, с родителями. Младший школьник может

претендовать на их серьезное отношение к своему учебному труду, получая хорошую оценку, он может

ждать по отношению к себе не только похвалы, но и уважения.

Огромное влияние на развитие личности ребенка оказывает вступление в школьный коллектив. Под

влиянием коллектива сверстников у ребенка постепенно формируется более высокий тип социальной

направленности личности, а общение с товарищами приобретает все большее значение. В младшем школьном возрасте ребенок начинает особенно активно стремиться к обществу других детей, начинает интересоваться общественными делами, хочет сам определить свое место в коллективе сверстников [5].

К концу младшего школьного возраста стремление к одобрению товарищей иногда выражено даже более сильно, чем стремление к одобрению взрослых, дети больше считаются с мнением и оценкой сверстников, чем учителей и родителей.

Это говорит о том, что у ребенка младшего школьного возраста формируется новая

общественная направленность личности, которая выражается в его отношении к окружающим людям.

К семи годам ребенок становится способным осознавать себя и свое положение в окружающем его

мире. В сознании ребенка происходит субъективное отражение его нового положения в обществе, он

начинает воспринимать и переживать себя в качестве «социального индивида», что приводит к осознанию ребенком своего социального «Я» и возникновению на этой основе внутренней позиции, т. е. некоторого целостного отношения к окружающему миру и самому себе [5]. Таким образом, к психологическим характеристикам младшего школьного возраста относится появление таких личностных новообразований, как определенный уровень самосознания и внутренняя

Анализ различных подходов к определению понятия «социальное здоровье», требований ФГОС к

организации образовательно-воспитательного процесса, психологических особенностей ребенка младшего школьного возраста позволяет нам рассматривать социальное здоровье младшего школьника как интегративное качество личности, которое характеризуется внутренними и внешними проявлениями.

К внешним относится наличие гармоничных взаимосвязей с окружающими людьми (семья, школьный коллектив, сверстники), к внутренним – наличие устойчивого желания приобретать новый социальный опыт, т. е. овладение новыми социальными ролями, появление самосознания и внутренней позиции, приобретение новых способов деятельности и общения.

Исходя из данного определения, показателями социального здоровья будут являться:

• адаптированность к социальной среде, которая проявляется в гармоничных взаимоотношениях ребенка с семьей, школьным коллективом и сверстниками;

оторая проявляется в стремлении занять определенное место в обществе, коллективе;

• осознание ребенком своего социального «Я»,которое проявляется в способности понимать самого

себя и свое место в окружающем мире;

• сформированность внутренней позиции ребенка, которая проявляется в положительном отношении к учению, проявлении особого интереса к новым знаниям, предпочтении коллективных занятий индивидуальным.

Успешное развитие личности ребенка невозможно без знания основных характеристик социального здоровья, закономерностей и условий его формирования, что требует глубокого теоретико-методологического обоснования и практической реализации модели формирования социального здоровья младших школьников.

Источник

Читайте также:  Что такое ресурс здоровья
Adblock
detector