Формирование психологии здоровья является задачей науки валеологии
Основные понятия валеологии. По определению В.П. Казначеева (1996), валеология — это междисциплинарное научное направление, рассматривающее причины здоровья, пути его обеспечения, формирования и сохранения в конкретных условиях жизнедеятельности.
Валеология как учебная дисциплина представляет собой совокупность знаний о здоровье и здоровом образе жизни.
Центральной проблемой валеологии является отношение к индивидуальному здоровью и воспитание культуры здоровья в процессе индивидуального развития личности.
Предметом валеологии является индивидуальное здоровье и резервы здоровья человека, а также здоровый образ жизни.
Объектом валеологии является практически здоровый, а также находящийся в состоянии предболезни (в «третьем состоянии») человек во всем безграничном многообразии его психофизиологического, социокультурного и других аспектов существования.
Методом валеологии является количественная и качественная оценка здоровья человека и его резервов, а также исследование возможности их повышения.
Основной целью валеологии является максимальная реализация унаследованных механизмов и резервов жизнедеятельности человека, поддержание на высоком уровне возможностей его адаптации к условиям внешней и внутренней среды.
Основными задачами валеологии являются:
исследование и количественная оценка состояния здоровья и резервов здоровья человека;
формирование установки на здоровый образ жизни;
сохранение и укрепление здоровья и резервов здоровья через приобщение к здоровому образу жизни.
Основные понятия, определяющие закономерности здорового бытия человека, следующие: жизнь, гомеостаз, адаптация, генотип и фенотип, здоровье и болезнь, образ жизни.
Жизнь — высшая, по сравнению с физической и химической, форма существования материи, закономерно возникающая при определенных условиях в процессе ее развития. Живые объекты отличаются от неживых обменом веществ — непременным условием жизни, способностью к размножению, росту, активной регуляции своего состава и функций, различными формами движения, раздражимостью, приспособляемостью к среде и т. д.
Гомеостаз — свойство организма поддерживать свои параметры и физиологические функции в определенном диапазоне, основанное на устойчивости внутренней среды.
Именно этот показатель — способность к гомеостазу (поддержанию постоянства внутренней среды организма) — зачастую рассматривается как биологическая основа здоровья.
Константы организма (содержание глюкозы, рН крови, стабильность клеточного состава и др.) достаточно жестки, однако есть и относительно подвижные константы с широкими приспособительными значениями. Жесткие константы являются необходимым условием сохранения жизни, а подвижные обеспечивают поддержание этих жестких констант.
Условия, в которых существует организм, постоянно меняются, что непременно ведет к изменениям показателей гомеостаза. Эта особенность получила название «закона отклонения гомеостаза как условия развития» и утверждает необходимость постоянных тренирующих нагрузок как обязательного пути к совершенствованию механизмов гомеостаза и к обеспечению здоровья.
Адаптация (приспособление, приспособительные реакции) — есть развитие новых биологических свойств у организма, обеспечивающих жизнедеятельность биосистемы при изменении условий внешней среды или параметров самой биосистемы.
Приспособительный характер жизни — одна из ее существенных особенностей: вся жизнедеятельность организма протекает в соответствии с событиями внешней среды, изменения которой обусловливают и изменения жизнедеятельности. Цель таких изменений в организме — обеспечение сохранения и поддержания жизни, развитие.
Адаптация позволяет поддерживать постоянство внутренней среды, увеличивает мощность гомеостатических механизмов, осуществляет связь с внешней средой и, в конечном итоге, позволяет удерживать существенные параметры организма в физиологических пределах, обеспечивающих стабильность системы.
В проблеме здоровья понятие адаптации следует считать центральным. Их взаимозависимость можно сформулировать следующим образом: здоровье есть состояние равновесия между адаптационными возможностями организма (потенциалом человека) и постоянно меняющимися условиями среды.
По мнению академика П.К. Анохина, каждый организм представляет собой динамическое сочетание устойчивости и изменчивости, в котором приспособительные реакции защищают его наследственно закрепленные жизненно важные константы.
Генотип и фенотип. Под генотипом понимается наследственная основа организма, совокупность генов, локализованных в хромосомах.
Фенотип — это совокупность всех признаков и свойств организма, сформировавшихся в процессе его индивидуального развития. Фенотип определяется взаимодействием генотипа, то есть наследственной основы организма, с условиями среды, в которых протекает его развитие.
Необходимо отметить, что в обеспечении здоровья, в организации здорового образа жизни до настоящего времени генотипической компоненте не уделяется должного внимания. Чаще всего практические рекомендации по формированию здоровья носят всеобщий характер и не учитывают индивидуальных генотипических особенностей.
Место валеологии в системе наук. Валеология — это комплекс наук, или междисциплинарное направление, в основе которого лежит представление о генетических, психофизиологических резервах организма, обеспечивающих устойчивость физиологического, биологического, психологического и социокультурного развития и сохранение здоровья человека в условиях влияния на него меняющихся условий внешней и внутренней среды.
Предполагается, что наука о здоровье должна быть интегральной, развивающейся на стыке биологии, генетики, медицины, педагогики, психологии и других наук (рис. 1).
Валеология имеет свой предмет, методы, объект, цели и задачи. Тем не менее, следует определить общие основы взаимоотношений валеологии как самостоятельной науки (или научного направления) с другими науками, исходя, прежде всего из того, что предметом валеологии является здоровье.
Биология (общая биология, генетика, цитология и др.) исследует закономерности жизнедеятельности организмов в филогенезе, формирует эволюционный взгляд на природу здоровья, создает целостную картину биологического мира.
Экология обеспечивает научную основу рационального природопользования, исследует характер взаимоотношений «общество — человек — среда» и разрабатывает оптимальные модели их построения, формирует знания об аспектах зависимости здоровья от окружающей среды.
Медицина (анатомия, физиология, гигиена, санология и др.) разрабатывает нормативы обеспечения здоровья, обосновывает систему знаний и практической деятельности по укреплению и сохранению здоровья, по предупреждению и лечению заболеваний. Структурой медицины считают следующие компоненты: науку о болезнях (патологию), науку о здоровой среде обитания (гигиену), науку о механизмах выздоровления (саногенез) и науку об общественном здоровье (санологию).
Физическое воспитание и физическая культура определяют закономерности поддержания и совершенствования физического развития и физической подготовленности человека как неотъемлемых характеристик здоровья.
Психология изучает закономерности психического развития человека, состояние психики в различных условиях жизнедеятельности, психологические аспекты обеспечения здоровья.
Педагогика разрабатывает цели, задачи, содержание и технологии валеологического образования и воспитания, направленных на формирование жизненно устойчивой мотивации на здоровье и на приобщение человека к здоровому образу жизни.
Социология выявляет социальные аспекты поддержания, укрепления и сохранения здоровья и факторы риска здоровья.
Политология определяет роль, стратегию и тактику государства в обеспечении формирования здоровья граждан.
Экономика обосновывает экономические аспекты обеспечения здоровья, с одной стороны, и экономической ценности здоровья в обеспечении благосостояния народа и безопасности государства, с другой стороны.
Философия определяет закономерности развития природы и общества. Формирование философского, диалектического мировоззрения человека является существенным фактором в правильной оценке роли здоровья в человеческом бытии.
Культурология определяет цели и пути культурологической подготовки человека, существенной частью которой является валеологическая культура.
История прослеживает исторические корни, преемственность путей, средств и методов поддержания здоровья в мире, регионе, этносе.
География устанавливает климатогеографическую и социально-экономическую специфику региона и взаимоотношения человека со средой обитания в аспекте адаптации человека и обеспечения здорового образа жизни.
Определенные выше взаимосвязи валеологии не отражают полной картины, так как в количественном отношении таких связей неизмеримо больше, и валеология является лишь одной из ветвей той области человеческого знания, которая называется наукой, предметом которой является человек.
Классификация валеологии. Находясь на стыке ряда наук, валеология претерпевает дифференциацию, в результате которой в настоящее время в ней выделяют следующие основные направления.
Общая валеология представляет собой основу, методологию валеологии как области знания. Она определяет место валеологии в системе наук о человеке, предмет, методы, цели, задачи, историю ее становления.
Медицинская валеология определяет различия между здоровьем, болезнью и их диагностику, изучает способы внешнего поддержания здоровья и предупреждения заболеваний, разрабатывает методы и критерии оценки состояния здоровья населения и отдельных социально-возрастных групп и методы использования резервных возможностей организма для устранения начавшейся болезни.
Педагогическая валеология изучает вопросы обучения и воспитания человека, имеющего прочную жизненную установку на здоровье и здоровый образ жизни на различных возрастных этапах развития.
Основными понятиями педагогической валеологии являются валеологическое образование, валеологическое обучение, валеологическое воспитание, валеологические знания, валеологическая культура.
Возрастная валеология изучает особенности возрастного становления здоровья человека, его взаимоотношения с факторами внешней и внутренней среды в различные возрастные периоды и адаптацию к условиям жизнедеятельности.
Дифференциальная валеология занимается исследованием индивидуально-типологических особенностей здоровья, построенных на генетической и фенотипической оценке индивида; разрабатывает методологию построения индивидуальных программ изменения количества и качества здоровья.
Профессиональная валеология изучает вопросы, связанные с проблемой профессионального тестирования и профессиональной ориентации, построенных на научно обоснованных методах оценки индивидуальных типологических особенностей личности. Кроме того, она рассматривает особенности влияния профессиональных факторов на здоровье человека, определяет методы и средства профессиональной реабилитации как в процессе трудовой деятельности, так и в течение всей жизнедеятельности.
Специальная валеология исследует влияние различных особых, опасных и экстремальных факторов для здоровья человека и критерии безопасности этих факторов, определяет методы и средства сохранения и восстановления здоровья в течение и в результате воздействия таких факторов. Специальная валеология тесно связана с дисциплиной «основы безопасности жизнедеятельности».
Семейная валеология изучает роль и место семьи и каждого из ее членов в формировании здоровья, разрабатывает рекомендации путей и средств обеспечения здоровья каждого из поколений и всей семьи в целом.
Экологическая валеология исследует влияние природных факторов и последствий антропогенных изменений в природе на здоровье человека, определяет поведение человека в складывающихся условиях внешней среды с целью сохранения здоровья.
Социальная валеология ставит своей целью изучение здоровья человека в социуме, в его отношениях социального характера с людьми и обществом. В сфере интересов социальной валеологии находится и изучение состояния здоровья в социальных группах (постоянных или временных), как в целом (коллективы, группы), так и каждого из ее элементов.
Вопросы для самоконтроля
- Дайте определение валеологии.
- Каковы предмет, методы, цель и задачи валеологии?
- Каковы основные понятия здорового существования организма?
- Какова взаимосвязь валеологии с другими науками?
- Каковы основные направления в современной валеологии?
Источник
Валеология — наука о здоровье
Умарова Хазан Амировна
Валеология — наука о здоровье
«Валеология – наука о здоровье»
В основе дисциплины «Валеология» лежит формирование здорового образа жизни, которое является важной частью гигиенического воспитания молодежи. В подготовке менеджеров данный курс будет иметь выраженную профессиональную направленность, так как позволит воспитать у будущих специалистов приоритетное отношение к своему здоровью и здоровью окружающих. Крепкое здоровье, высокий профессионализм, творческое долголетие — основные стержни жизненного успеха человека.
Валеология (от лат. «быть здоровым») — научное направление, изучающее механизмы формирования, развития и сохранения здоровья, функциональные резервы организма, обеспечивающие устойчивость, надежность реализации биологических, генетических, физиологических, генеративных, психологических, социокультурных функций человека в онтогенезе и в конкретных условиях его жизнедеятельности.
Валеология — не альтернатива нозологической медицине, а дополнение к ней, расширение границ медицины вообще на основе учения о болезни (патологии) и учения о здоровье (валеологии).
В круг интересов валеологии входят морфология здоровья, генетика здоровья, физиология здоровья, психология здоровья, биофизика и биохимия здоровья, резервы систем организма индивида в разные возрастные периоды, экология здоровья, воспитание мотивации на здоровье, формирование знаний о здоровье и культуре здорового образа жизни.
Цели валеологии:
создание системы знаний об общих онтогенетических механизмах формирования, развития и сохранения здоровья систем организма и организма в целом, создание системы знаний о методах и средствах оценки, контроля, мониторинга и коррекции здоровья; воспитание, образование, формирование образа жизни в соответствии с индивидуальными особенностями организма, этапом его онтогенеза, средой обитания и видом деятельности.
Основные задачи валеологии:
1. Разработка и реализация представлений о сущности здоровья, построение диагностических моделей и методов их оценки, а также прогнозирования.
2. Количественная оценка и прогнозирование уровня здоровья практически здорового человека, характеристики образа и качества его жизни; разработка на этой основе систем скрининга и мониторинга состояния здоровья индивида, формирование индивидуальных оздоровительных программ.
3. Формирование мотивации к коррекции образа жизни индивидом в целях укрепления здоровья.
4. Реализация индивидуальных оздоровительных программ, первичная и вторичная профилактика заболеваний, оценка эффективности оздоровительных мероприятий.
Началом возникновения идеи валеологии следует считать 11-У в. до н. э., когда в Древнем Риме появились валеотугенарии, отвечающие за здоровье и работоспособность рабов. Примерно в это же время в Греции обосновали значение закаливания, физических упражнений и здорового образа жизни.
Гиппократ, указавший на значение внешних факторов и конституции, предугадал возникновение валеологических идей.Авиценна первым разделил физиологическое состояние человека на 6 градаций:
1) тело здоровое до предела;
2) тело здоровое, но не до предела;
3) тело не здоровое, но и не больное;
4) тело в хорошем состоянии, быстро воспринимающее здоровье;
5) тело больное легким недугом;
6) тело больное до предела.
Основоположником науки о здоровье человека в современном ее понимании считается И. И. Брехман, который в 1982 г. поднял на щит методологические основы сохранения и укрепления здоровья практически здоровых людей. Исследуя роль адаптогенов, он сформировал новое научное направление — фармакосанацию («лекарства» для здоровых). При этом он пришел к мысли о необходимости изменить всю стратегию здравоохранения путем изучения этиологии, диагностики качества и количества здоровья индивида и назвал новое научное направление «валеологией».
В ноябре 1996 г. было принято и реализовано решение о создании в России новой практической специальности — врач-валеолог, а при Министерстве здравоохранения России создано Управление медицинской профилактики, призванное реализовать валеологические технологии через сеть центров медицинской профилактики.
Известно, что лечебная медицина выполняет только «ремонтную» функцию — лечение уже потерявших здоровье людей. Профилактика направлена на предупреждение отдельных заболеваний, но не на улучшение качества здоровья. Критерием деятельности этих разделов здравоохранения являются показатели снижения процента заболеваемости.
В отличие от других наук о человеке, валеология рассматривает здоровье человека в качестве самостоятельной категории, сущность которой может быть количественно и качественно определена и прогнозируема.
В последнее десятилетие внимание специалистов в проблеме здоровья все больше стало обращаться на образ жизни человека, на отношение индивида к собственному здоровью. В связи с этим актуальной проблемой становится формирование здорового образа жизни (ЗОЖ). К сожалению, подавляющая часть населения страны не предпринимает никаких действий для изменения вредных привычек (гипокинезия, курение, употребление алкоголя и пр.). Причиной такого положения являются отсутствие у человека установки на личную ответственность за сохранение и укрепление своего здоровья и низкий уровень мотивации на ЗОЖ.
Процесс формирования установки на здоровье предполагает наличие целенаправленной системы образования и воспитания. Однако до недавнего времени в стране отсутствовала последовательная и непрерывная система обучения здоровью и ЗОЖ, источники же информации о здоровье не дают человеку системных знаний о путях и возможностях сохранения и совершенствования своего здоровья.
Несомненно, что в основу стратегической задачи обеспечения здоровья должно быть положено формирование у человека его культуры, базирующейся на валеологическом образовании. Исполнительный Комитет ВОЗ на своем Конгрессе 1995 г.отметил: «Осознанная ответственность общества и прежде всего каждого человека за сохранение и поддержание на надлежащем уровне собственного здоровья — ключевой фактор, без которого усилия служб национального здравоохранения по достижению здоровья для всех будут оставаться недостаточно эффективными».
В настоящее время из всего многообразия рассматриваемых путей государственной политики в обеспечении и сохранении здоровья основным является именно педагогический аспект. Поэтому уже можно говорить о том, что в стране сложилась система валеологического образования, которая может рассматриваться как неотъемлемая часть концепции формирования здоровья человека.
Валеологическое образование представляет собой «непрерывный процесс обучения, воспитания и развития здоровья человека, направленный на формирование системы научных и практических знаний, умений и деятельности, обеспечивающих ценностные отношения к личному здоровью и здоровью окружающих людей». Конечной целью валеологического образования должно быть воспитание культуры здоровья как части общей культуры человека.
Основные задачи, которые стоят перед валеологическим образованием:
1. Воспитание у людей стойкой мотивации на здоровье и здоровый образ жизни на основе овладения знаниями о приоритете здоровья и механизмах жизнедеятельности организма человека.
2. Обучение средствам и методам оценки своего физического состояния, а также использование функциональных возможностей организма и естественных средств оздоровления для поддержания своего здоровья.
Валеологическоеобучение представляет собой процесс:
• формирования знаний о закономерностях становления, сохранения и развитии здоровья человека;
• овладения умениями сохранения и совершенствования личного здоровья и оценки формирующих его факторов;
• усвоения знаний о здоровом образе жизни;
• освоения методов и средств ведения пропагандистской работы по здоровью и здоровому образу жизни.
Валеология оказывает важное влияние на мышление человека, его способности к пониманию универсальной ценности здоровья и роли окружающей среды как важнейшего условия его становления.
Исходя из этого, именно здоровье должно занимать приоритетное место как в системе общечеловеческих ценностей, так и в социально-экономической политике государства.
В воспитании непосредственно культуры здоровья усилия валеологии должны быть направлены, прежде всего, на формирование у людей жизненной мотивации на здоровье и обучение их основам ЗОЖ.
Фотоотчет «Весёлая наука» Детство – страна удивительная. Именно в этом возрасте каждый ребёнок представляет собой маленького исследователя, с радостью и удивлением.
Фотоотчёт «Акция «Виват, наука!» В рамках акции «Виват, наука!»Финаевым Иваном воспитанником старшей разновозрастной группы филиала «Колосок» МБОУ «Уваровщинская сош» был.
Игровая программа ко Дню Победы для 7 классов «Солдатская наука» Игровая программа ко Дню Победы «Солдатская наука» Цели: -воспитание чувств патриотизма, гордости, уважения к истории Отечества и любви.
Конспект НОД в подготовительной группе по познавательному развитию «Наука вежливости» Программное содержание: Довести до сознания детей (используя примеры из произведений художественной литературы, что истинно вежливый человек.
Мастер-класс для воспитателей «Экспериментирование — занимательная наука» Цель: Цель: способствовать повышению компетенции педагогов в создании условий для развития познавательной активности ребенка. Научить взрослых.
Участие в конкурсе «Светофорова наука» Целью: является профилактика дорожно-транспортных происшествий с участием детей в летний период через художественно-эстетические навыки.
Конспект урока по окружающему миру в 1 классе «Экология — наука о доме» Ребята я предлагаю вам провести артикуляционную разминку. Читайте и повторяйте: ЭКО — ЭКО – ЭКО – природа дружит с человеком. ЛО – ЛО –.
Валеология — новое направление в работе ДОУ Валеология — новое направление в работе ДОУ Подготовила: Бестужева М. И. (воспитатель 1младшей группы). Валеология – наука о здоровом.
Валеология как наука Основные понятия валеологии. Возникший в процессе эволюции органического мира феномен человека стал предметом исследования огромного множества.
Занимательная наука для детей 1. Самодельный телефонМатериал: 2 пластиковых стаканчика, пластилин, толстая нить длиной около 5 метров. Из пластилина нужно сделать толстую.
Источник