Формирование психологической культуры подростков как условие психологического здоровья личности
Проблема сохранения психологического здоровья человека обусловлена теми изменениями, которые происходят в мире, предъявляя особые требования к человеку, стремящемуся к сохранению здоровья, к саморазвитию, к самоактуализации. Среди этих требований готовность действовать в новых, непредсказуемых условиях, принимать решение в данной ситуации и нести ответственность за принятое решение. Чтобы соответствовать этим требованиям, необходимо иметь определенные личностные характеристики: быть способным видеть свои возможности в окружающем его мире и реализовывать свой потенциал, открывая для себя новые смыслы своей жизнедеятельности, осуществляя себя, свой жизненный потенциал.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.docx | 23.37 КБ |
Предварительный просмотр:
ФОРМИРОВАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ПОДРОСТКОВ КАК УСЛОВИЕ СОХРАНЕНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ
Проблема сохранения психологического здоровья человека обусловлена теми изменениями, которые происходят в мире, предъявляя особые требования к человеку, стремящемуся к сохранению здоровья, к саморазвитию, к самоактуализации. Среди этих требований готовность действовать в новых, непредсказуемых условиях, принимать решение в данной ситуации и нести ответственность за принятое решение. Чтобы соответствовать этим требованиям, необходимо иметь определенные личностные характеристики: быть способным видеть свои возможности в окружающем его мире и реализовывать свой потенциал, открывая для себя новые смыслы своей жизнедеятельности, осуществляя себя, свой жизненный потенциал.
Психологические концепции здорового функционирования личности были заложены в рамках гуманистической психологии, в работах Э. Фромма, Г. Олпорта, А. Маслоу, К. Роджерса, В. Франкла и других. Современные представления о психологическом здоровье личности представлены в работах отечественных ученых: И. В. Дубровиной, О. В. Хухлаевой, А. В. Шувалова, Г. А. Винокуровой и других.
Термин «психологическое здоровье» в отечественной психологии был содержательно обозначен И. В. Дубровиной. Оно понимается как необходимое условие активной и нормальной жизнедеятельности человека [1].
Также «ключевым» словом для описания психологического здоровья О. В. Хухлаева избирает слово «гармония», или «баланс». Это гармония между различными составляющими самого человека: эмоциональными и интеллектуальными, телесными и психическими и также гармония между человеком и окружающими людьми, природой, космосом. При этом гармония рассматривается не как статическое состояние, а как процесс [4].
По мнению В. И. Слободчикова, психологическое здоровье есть то состояние, которое характеризует процесс и результат нормального развития субъективной реальности в пределах индивидуальной жизни [3].
Развитие психологического здоровья подростков зависит от многих условий: особенностей развития личности, ближайшего окружения (семьи, друзей, классного коллектива, педагогов), стиля воспитания, адекватности предъявляемых в семье и в школе требований, отсутствие психотравмирующих ситуаций, создание психологически комфортной обстановки и т.д.
Неотъемлемым условием жизненного самоосуществления человека выступает также культура, определяющая пространство жизнедеятельности человека, которую человек создает в процессе собственного осуществления [2]. Психологическая культура является важнейшим компонентом общей гармонии личности. Становление психологической культуры человека, понимаемой как уровень самопознания и саморегуляции человека в различных сферах жизнедеятельности и рассматриваемой в качестве показателя успешности процессов социализации и индивидуализации, является актуальной задачей формирования личности в контексте образования. Всё чаще приобщение к психологической культуре рассматривается как «важное условие сохранение и укрепления психологического здоровья» как ребёнка, так и взрослого.
Данное обстоятельство определило цель и предмет нашего исследования.
Первым этапом исследования было изучение таких показателей психологического здоровья, как: исследование тревожности (Ч. Д. Спилбергер, адаптация Ю. Л. Ханина), методика диагностики агрессивности (А. Басс, А. Дарки), методика изучения общей самооценки (Г. Н. Казанцева) и уровня развития психологической культуры: методика «Психологическая культура личности» (О. И. Мотков, Т. А. Огнева), методика «Коммуникативная компетентность» (Л. Михельсон, модификация Ю. З. Гильбуха).
После проведения программы по формированию психологической культуры у подростков было проведено повторное изучение уровня развития психологической культуры и показателей психологической здоровья с помощью тех методик, которые мы использовали до формирующего эксперимента.
Анализ результатов исследования по методике «Исследование тревожности» (Ч. Д. Спилбергер, адаптация Ю. Л. Ханина) после проведения формирующего эксперимента подростков с высоким уровнем ситуативной тревоги стало значительно меньше (2,138 *), так же снизился показатель и личностной тревоги (1,72 *).
Результаты сравнительного анализа показали по методике «Диагностика агрессивности» (А. Басс, А. Дарки), что у подростков из экспериментальной группы не выявлена предрасположенность к таким типам проявления агрессивности как физическая и вербальная, которая была им свойственна на констатирующем этапе исследования. В то время, когда результаты сравнительного анализа показали, что подросткам из контрольной группы больше свойственно физическая агрессия (2,239*), хотя по вербальной агрессии разница не прослеживается, следовательно, данный вид агрессии почти в одинаковой степени проявляется у подростков контрольной и экспериментальной группы, как и проявление раздражения, негативизма, обиды, подозрительности и чувство вины. После формирующего эксперимента у подростков экспериментальной группы, в отличие от подростков контрольной группы доминирует косвенная агрессия (1,885*).
Результаты математических подсчетов по методике «Изучение общей самооценки» (Г. Н. Казанцева) показали, что после формирующего эксперимента показатели самооценки у подростков в экспериментальной и контрольной группы различаются на 0,05 и 0,01 уровне. После формирующего эксперимента самооценка подростков стала более адекватной (2,767 **), в контрольной группе подростков с заниженной самооценкой значительно больше (1,967 *).
Результаты по методике «Психологическая культура личности» (О. И. Мотков, Т. А. Огнева), показали, что после формирующего эксперимента показатели развития коммуникативной компетентности и качества сформированности основных коммуникативных умений у подростков в экспериментальной и контрольной группы различаются на 0,05 и 0,01 уровне. Мы выявили, что подростки экспериментальной группы по сравнению с подростками контрольной группы показали умения оказывать и принимать знаки внимания (комплименты) от сверстника (1,938 *), стали меньше реагирование на задевающее, провоцирующее поведение со стороны собеседника (2,293 **), показали более высокие умения самому оказать сочувствие, поддержку (2,957 **).
Результаты математических обработки свидетельствуют, что после формирующего эксперимента показатели развития психологической культуры у подростков в экспериментальной и контрольной группы разлучаются на 0,05 и 0,01 уровне. После формирующего эксперимента подростков из экспериментальной группы с высоким уровнем стремления к самопознанию, глубокому самопознанию стало больше (2,454 **), в контрольной группе подростков со средним уровнем стремления к самопознанию, глубокому самопознанию стало больше (1,657 *). Очень высокий уровень стремления к конструктивному общению наблюдается у подростков экспериментальной группы (3,858 **), тогда как у подростков контрольной группы этот преобладает средний уровень (1,72 **). У подростков экспериментальной группы стремление к психической саморегуляции находится на очень высоком уровне (3,893 **), в контрольной он сформирован только на среднем уровне (3,893 **). Подростки экспериментальной группы стремятся стали более склонны к проявлению творчества (1,973 *), чем подростки контрольной группы, не участвовавшие в формирующем эксперименте (3,248 **). У подростков экспериментальной группы наблюдается достаточно высокое стремление к гармоничному саморазвитию (2,138 *).
Таким образом, формирование основных компонентов психологической культуры способствует сохранению и укреплению психологического здоровья личности.
- Дубровина, И. В. Психическое здоровье детей и подростков / И. В. Дубровина. – М. : Академия, 2000. – С. 153
- Романов, К. М. Психологический практикум : Учеб. пособие / К. М. Романов. – Саранск : Изд-во Морд. ун-та, 2003. – 164с.
- Слободчиков, В. И. Антропологический подход к решению проблемы психологического здоровья детей / В. И. Слободчиков, А. В. Шувалов // Вопросы психологии. – 2001. – № 4. – С. 91–105
- Хухлаева О. В. Как сохранить психологическое здоровье подростков : пособие для школы / О. В. Хухлаева. – М. : Сентябрь, 2003. – 176 с.
Источник
«Сохранение и укрепление психологического здоровья школьников как направление деятельности педагога-психолога в условиях современной школы»
статья по зож
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_psihologicheskoe_zdorove.docx | 21.74 КБ |
Предварительный просмотр:
Сохранение и укрепление психологического здоровья школьников в условиях современной школы
В последнее время школьники часто сталкиваются, как в жизни, так и в школе, с разными трудностями, которые оказывают влияние на их психологическое здоровье. Это состояние, когда душевное здоровье сочетается с личностным, у человека все хорошо и прекрасно, он в состоянии личностного роста и готовности к такому росту. Психологически здоровый человек разумен, открыт к сотрудничеству, способен справляться с жизненными ситуациями. Психологическое здоровье включает в себя совокупность эмоциональной, мотивационной, познавательной и волевой сферы, проявления человеческих качеств. Это является основой жизнеспособности ребенка, которому приходится иногда решать непростые задачи своей жизни: контролировать собственное поведение и обдумывать свои поступки, научиться жить, работать, учиться и быть ответственным за себя и других, осваивать научные знания и социальные навыки, развивать свои способности и строить образ своего успешного «Я». Когда мы наблюдаем у школьников изменение поведения: нарушение конвенциальных и моральных норм, тревожность, агрессию, замкнутость, и т.п. личностные проявления, в большинстве случаев это свидетельствует о психологическом неблагополучии личности. Ребёнку трудно самостоятельно справляться с жизненными ситуациями, в силу его личностных особенностей, постоянно повышающихся требований общества, усложнения систем образования, возрастания учебной нагрузки, отсутствия поддержки и доброжелательности со стороны близких из-за повышенной занятости. Школьникам необходимо помочь сохранить и укрепить психологическое здоровье, создать комфортные условия для бучения, совместно с родителями и педагогами, психологом, преодолевать возникающие трудности.
Для формирования психологического здоровья родители и педагоги могут:
- способствовать формированию положительного отношения к себе и принятию окружающих по принципу «я-окей, ты-окей»;
- обучать рефлексивным умениям: навыкам понимания своих эмоций и чувств, и умению выразить их словами, навыкам понимания эмоционального состояния других людей (рассматривание изображений лиц людей с выраженными эмоциями и их обсуждение), умению ставить себя на место другого и умению смотреть на свои поступки глазами окружающих;
- формировать потребности в саморазвитии, через создание условий, способствующих реализации творческих потребностей ребенка;
- уделять своему ребенку достаточно внимания, любви и заботы.
В рамках психолого-педагогического сопровождения необходимо реализовывать диагностику уровня адаптации и универсальных учебных действий учащихся. Проводить занятия с детьми в период адаптации к 1 классу и при переходе из начальной школы в среднее звено, с целью профилактики дезадаптации и сохранения психологического здоровья обучающихся. Данная работа проводится на протяжении всего учебного года. В результате диагностических исследований и наблюдений выявлено, что возникает потребность особого сопровождения детей после длительного отдыха во время каникул. В связи с этим необходимо:
- проводить игровые минутки во время перемен между уроками, что положительно сказывается на эмоциональном состоянии учащихся;
- организовать конкурсы рисунков, бесед, викторин, игр по станциям на темы: «Мы — за здоровый образ жизни!», «Что такое дружба?», «Моя семья», «Мой класс» и т.д.;
- вовлечь школьников в коллективную работу по созданию классного уголка «Наш дружный класс»: каждый ученик обводит свою ладошку на листе цветной бумаги, вырезает ее, наклеивает в середину фотографию и в виде солнышка все работы размещаются на ватмане в уголке класса.
Таким образом, проведение данных мероприятий способствует формированию положительного отношения к школе, созданию комфортного психологического климата в классе, повышает уровень адаптации учащихся, что является необходимым для укрепления и сохранения психологического здоровья школьников.
Создание родительского клуба способствует сохранению и укреплению психологического здоровья обучающихся. В рамках данного направления, с родителями проводятся тренинги, ведутся дискуссии, предоставляется и разъясняется информация по следующим темам:
- «Адаптация будущего первоклассника»,
- «Как помочь ребенку успешно адаптироваться к 1-му и к 5-му классам»,
- «Возрастные особенности младших школьников»,
- «Как противостоять стрессу в новых условиях»,
- «Что должен знать и уметь будущий первоклассник?»,
- «Какие проблемы могут возникнуть в процессе адаптации и обучения школьников. Как родители могут помочь детям преодолеть возникшие трудности» и т.п.
Информация, полученная на заседаниях родительского клуба, помогает родителям правильно организовать воспитательную работу и направить их внимание на поддержание эмоционального благополучия своего ребенка.
Для педагогов необходимо проводить семинары и консультации, с целью ознакомления с информацией о возрастных особенностях развития детей и с результатами психологической диагностики, способствующих формированию индивидуального подхода к каждому обучающемуся.
Одним из важнейших аспектов сохранения и укрепления психологического здоровья школьников является, создание благоприятного психологического климата на уроке. Таким образом, решается задача предупреждения утомления учащихся и появляется дополнительный стимул для раскрытия творческих возможностей каждого ребенка.
Доброжелательная обстановка на уроке, спокойная беседа, внимание к каждому высказыванию, позитивная реакция учителя на желание ученика выразить свою точку зрения, тактичное исправление допущенных ошибок, поощрение к самостоятельной мыслительной деятельности, уместный юмор или небольшое историческое отступление — это то, что необходимо педагогу для раскрытия способностей каждого ребенка.
Следует заметить, что в обстановке психологического комфорта и эмоциональной приподнятости работоспособность обучающихся заметно повышается, что в конечном итоге приводит к укреплению психологического здоровья, и к более качественному усвоению знаний, и, как следствие, к более высоким результатам.
По окончании урока ученики покидают класс с хорошим настроением, поскольку в течение этого времени отрицательные факторы практически отсутствовали.
Таким образом, работа по сохранению и укреплению психологического здоровья обучающихся организуется со всеми участниками образовательного процесса: родители, учащиеся, педагоги, психологи и другие специалисты образовательного учреждения.
Школа, организует не только процесс обучения и воспитания, но и создает условия для сохранения и укрепления психологического здоровья обучающихся, с целью успешного развития личности ребенка, и является психологически безопасным и комфортным пространством.
Пожалуйста, не забудьте правильно оформить цитату:
Офицерова Т. А., Губанихина Е. В. Обеспечение психологической безопасности образовательного процесса как условие сохранения и укрепления психологического здоровья школьников // Молодой ученый. — 2017. — №48. — С. 202-205. — URL https://moluch.ru/archive/182/46783/ (дата обращения: 14.01.2019).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Реализация Федерального государственного образовательного стандарта нового поколения существенно изменяет всю образовательную ситуацию в школе, определяя точное место формам и видам приложения психоло.
ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА ПОТАПОВОЙ Н. В.
Действие самооценки является не только регулятивным универсальным учебным действием, но и составной частью такого личностного УУД как самоопределение. Самооценка является важнейшим психологическ.
Вся моя работа была посвящена одной теме – развитию рефлексивной самооценки. Но каждый год у нас появлялся особый аспект рефлексивной самооценки, на котором и делался акцент в работе. В пер.
Средство сохранения и укрепления психического здоровья младших школьников.
Формирование здоровой и социально продуктивной личности через гармоничное развитие способностей самовыражения и самопознания при помощи арт-терапии. .
В современном мире важнейшим условием полноценного развития ребенка является сохранение и укрепление его психологического здоровья.
Источник