Особенности психического и физического развития детей с нарушениями зрения
материал на тему
Особенности психического и физического развития детей с нарушениями зрения
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
osobennosti_psihicheskogo_i_fizicheskogo_razvitiya_detey_s_narusheniyami_zreniya.doc | 44.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Особенности психического и физического развития детей с нарушениями зрения
Наибольшее количество информации о внешнем мире человек получает через зрение. Оно является определяющим в формировании представлений о реально существующих предметах и явлениях.
Значение зрения в психическом развитии ребенка уникально. Нарушение его деятельности вызывает у ребенка большие затруднения в познании окружающей действительности, сужая социальные контакты, ограничивая его ориентировку и возможности заниматься многими видами деятельности.
Принимая за основу степень нарушения зрительной функции, детей со стойкими дефектами зрения делят на слепых и слабовидящих.
Слепые дети – дети с полным отсутствием зрительных ощущений, либо сохранившимся светоощущением, либо остаточным зрением. Большинство слепых детей имеют остаточное зрение. Фактор времени наступления зрительного дефекта имеет существенное значение для психического и физического развития слепого ребенка. Чем раньше наступила слепота, тем более заметны отклонения нервно-психического развития. Оно проявляется в различных вторичных отклонениях. При заболевании с рождения ребенок не получает никакого запаса зрительных представлений. Затруднения в возникновении вертикального положения тела, боязнь пространства и новых предметов ведут к задержке в освоении пространства и предметной деятельности. Первые специализированные манипуляции и отдельные функциональные действия с предметом появляются у слепых детей после двух лет. Грубое недоразвитие пространственной ориентации обусловливает недоразвитие походки, тормозит формирование тела. Совсем по-иному складывается развитие ребенка, потерявшего зрение в более старшем возрасте. Имеющийся прошлый опыт зрительных впечатлений облегчает развитие моторики, предметной деятельности, образование представлений и понятий.
Большое значение для прогноза психического развития ребенка будут иметь и индивидуальные особенности интеллекта, эмоционально-волевой сферы и личности ребенка в целом, а также своевременное начало специального обучения.
У слепого ребенка недоразвитие эмоциональной сферы связано с ограничением либо невозможностью восприятия таких выразительных средств, как взгляд, жест, мимика. Это, в свою очередь, усугубляет недоразвитие форм общения на ранних этапах развития ребенка.
Исследования патологии сенсорной сферы подтвердило предположение Л.С. Выготского о неравномерности развития аномального ребенка. Если у здорового ребенка гетерохрония является стимулом к образованию новых функциональных систем, тог у аномального ребенка с аномалией в сенсорной сфере наблюдается несоответствие в развитии отдельных систем, тормозящих общее развитие.
Такая характерная неравномерность развития имеется и у слепого ребенка. Если у здорового ребенка в основе игровых действий лежат хорошо знакомые предметы, то у слепого, по данным Л.Н. Солнцевой, игровые действия не несут в себе информации о конкретном предмете. Бедность практического опыта, слабое развитие предметной моторики или относительно сохранной речи создает своеобразие игровой деятельности слепого ребенка, которая протекает в виде однообразно повторяющихся движений, но сопровождающаяся значительно более высоким уровнем протекания словесного действия. Разрыв между речью и действием не сокращается без специального обучения. Это является ярким примером асинхронии развития. Слепой ребенок сохраняет значительные возможности психофизического развития и возможность полноценного познания. Нормальная мыслительная деятельность слепого ребенка опирается на сохранные анализаторы. У такого ребенка в условиях специального обучения формируются приемы и способы использования кожного, слухового , двигательного анализаторов, представляющих сенсорную основу, на которой развиваются психические процессы. Именно на этой основе развиваются высшие формы познавательной деятельности (внимание, мышление, речь, воссоздающее воображение, память), которые являются ведущими в процессе компенсации. Процессы компенсации у слепых детей наиболее эффективно протекают в сочетании с коррекционно-воспитательными мероприятиями по исправлению недостатков двигательных функций, ориентировке в пространстве.
Относительно большую группу по сравнению со слепыми составляют слабовидящие дети. Главное отличие слепых детей от слабовидящих в том, что зрение остается основным средством восприятия. Зрительный анализатор остается ведущим в учебном процессе, как и нормально видящих детей, т.е. другие анализаторы не заменяют зрительных функций, как это происходит у слепых. Слабовидение все же оказывает заметное влияние на психологическое развитие ребенка: замедлены процессы запоминания, затруднены мыслительные операции, ограничены движения. Эта категория детей отличается особенностями поведения: они агрессивны и раздражительны, замкнуты. Такие особенности объясняются неудачами и трудностями в учебе, игре, общении со сверстниками. Слабовидящие дети нуждаются в специальных условиях обучения и воспитания.
Значительная часть слабовидящих детей попадает в специальные школы после нескольких лет пребывания в массовой школе, где они испытывали различные трудности в учебной деятельности. В условиях обычного школьного режима у них может наступить перенапряжение зрения. Учитель начальных классов массовой школы должен своевременно распознать слабовидящего ребенка в классе и проконсультироваться со специалистом о целесообразности его дальнейшего обучения в массовой школе или направлении в школу для слабовидящих.
- Астапов В.М. Введение в дефектологию с основами нейро- и патопсихологии. — М., 1994.
- Власова Т.А., Певзнер М.С. Учителю о детях с отклонениями в развитии. — М., 1967.
- Ермаков В.П., Якунин Г.А. Основы тифлопедагогики. – М., 2000.
- Ефименкова Л.И. Формирование речи у дошкольников. — М., 1981.
- Круглова Н.Ф. Как помочь ребенку успешно учиться в школе. – М., 2004.
- Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В., Зорина С.В. Нарушения речи и их коррекция у детей с задержкой психического развития. — М., 2003.
- Ляпидевский С.С. Невропатология. — М., 2000г.
- Мухина В.С. Возрастная психология. — М., 1999.
- Солнцева Л.И. Психология детей с нарушениями зрения. – М., 2006.
- Стребелева Е.А. Формирование мышления у детей с отклонениями в развитии. — М., 2005.
- Актуальные проблемы диагностики задержки психического развития /Под ред. К.С. Лебединской. — М., 1982.
- Коррекционная педагогика в начальном образовании /Под ред. Г.Ф. Кумариной. — М., 2001.
- Коррекционная педагогика. Основы обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии /Под ред. Б.П. Пузанова. — М., 1999.
- Основы специальной психологии /Под ред. Л.В. Кузнецовой. – М., 2006.
- Особенности психического развития детей 6-7-летнего возраста / Под ред. Д.Б. Эльконина, А.Л. Венгера. – М., 1988.
- Психокоррекционная и развивающая работа с детьми /Под ред. И.В. Дубровиной. – М., 1998.
- Психологические проблемы неуспеваемости школьников /Под ред. Н.А. Менчинской. – М., 1971.
- Рабочая книга школьного психолога /Под ред. И.В. Дубровиной. – М., 1991.
- Словарь логопеда /Под ред. В.И. Селиверстова. — М., 1997.
- Специальная дошкольная педагогика: учебное пособие/ Под ред. Е.А. Стребелевой. — М., 2001г.
- Специальная психология /Под ред. В.И. Лубовского. – М., 2006.
Источник
Актуальные проблемы психологического здоровья детей с нарушением зрения.
статья на тему
Особенности детей с нарушением зрения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
aktualnye_problemy_psihologicheskogo_zdorovya_detey_s_narusheniem_zreniya.doc | 71.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Актуальные проблемы психологического здоровья
детей с нарушением зрения.
В формировании психики детей с нарушением зрения необходимо исходить из возможностей и потребностей детей, с учетом их физических особенностей.
Хочется отметить, что дети с нарушением зрения способны достичь высокого уровня психического развития, если им удастся преодолеть негативное влияние своей особенности здоровья на развитие всех сфер личности.
Особенности детей с нарушением зрения.
При обследовании ребенка можно отметить особенности:
— из-за сложности восприятия и замедленной обработке информации ребенку требуется больше времени для выполнения задания;
— движения детей часто неточны;
— ребенку трудно организовать свою деятельность;
— ребенок может быть не уверен в правильности выполнения задания и поэтому просить помощи у взрослого;
— из-за этого, а также из-за скованности ему может требоваться дополнительное стимулирование для удержания внимания, подбадривание и эмоциональная поддержка.
Актуальные проблемы психологического здоровья детей.
Нарушена эмоционально-волевая сфера.
Эмоциональное состояние таких детей неустойчиво. Для них характерна повышенная эмоциональная ранимость, обидчивость, напряженность, конфликтность, а иногда и повышенная требовательность. Такие дети не всегда способны к пониманию эмоционального состяния другого человека и к адекватному выражению своих чувств.
Имеет значение и общая соматическая ослабленность детей. Они имеют нарушения ЦНС,
опорно-двигательного аппарата, другие заболевания. Плюс такому ребенку труднее добыть и усвоить информацию извне, что способствует перегрузке его неокрепшей психики.
Зачастую у ребенка возникает пассивная позиция по отношению к окружающему, негативные эмоции, снижается познавательный интерес. Все это замедляет и затрудняет процесс становления саморегуляции. Ребенку трудно принять систему требований взрослого. А отношение ребенка к требованиям взрослого составляет отношение его к будущей учебной деятельности.
Мы определяем таких детей по следующим критериям :
— неспособность воспринять программу,
— неумение построить отношения со сверстниками,
-неадекватность поведения и самочувствия, угнетенное состояние при нормальных обстоятельствах,
— негативное состояние, связанное с персоналом сада или с садовскими проблемами.
Формирование образа «Я».
Дети с нарушением зрения в целом видят себя односторонне, неполно. Свои характеристики они основывают чаще не на анализе собственного поведения, а на характеристиках, которые даются им взрослыми.
Для них характерны бедные представления о своем внешнем виде, в которых чаще отражены не индивидуальные, а общие признаки.
Хотя, нужно отметить, что дети дошкольного возраста, имеющие нарушение зрения, при сравнении себя с детьми, не имеющими патологии, не видят особенной разницы с ними. В отличие от школьников и подростков. Знания об особенностях своего зрения как правило не вызывают у наших детей активных отрицательных эмоций.
В целом для поведения детей характерно отсутствие спонтанности и гибкости. В игре такие дети нуждаются в организующей помощи взрослого, который поможет овладеть способами игрового действия и выражения своих эмоций.
Игровые действия таких детей стереотипны. Им сложно удержать целостный образ игрового сюжета. Творческое развитие сюжета может быть затруднено.
Образ слова бывает привязан к одному предмету, что тормозит развитие фантазии, воображения. Детям непросто применить слово, понятие в нестандартной ситуации, комбинировать их, создавать новые образы.
Я использую на своих занятиях сказкотерапию и вижу, что нашим детям бывает сложно придумать собственную сказку, разыграть фантастический сюжет, придумть сказочного героя. Чаще они используют комбинирование знакомых сюжетов сказок либо используют образец. Но и здесь слабо проявляется эмоциональность, законченность, целостность.
Положительный эмоциональный фон, на котором осуществляется деятельность, является определяющим для ее успешности и эффективности.
Недостатки развития движений и малая физическая активность.
Двигательная активность таких детей как правило снижена. Причем это касается детей как с нормальной физической активностью, так и детей вялых, малоинициативных;
Зачастую они плохо ориентируются в элементах выразительных движений тела, плохо используют жесты, купную моторику для выражения своих собственных чувств. У них слаба система двигательных образов, они плохо владеют пантомимикой. Вследствие этого нет понимания языка пантомимики у других и трудности коммуникации, как вербальной, так и невербальной.
Мелкая моторика развита недостаточно.
Дети испытывают затруднения в пробах на динамический праксис (проба Озерецкого «Кулак-ладонь-ребро»), на реципрокную координацию ( сжимание ладоней в кулак попеременно), пальцевые пробы выполняют лучше.
Недостаточно развиты пространственные представления,возможности практической микро- и макроориентировки, словесные обозначения пространственных отношений.
Дети с нарушенным зрением могут говорить о том, что оно нужно для ориентирования в пространстве. Между тем как дети с хорошем зрением считают, что зрение нужно для восприятия людей и окружающих предметов.
Дети с амблиопией и косоглазием чаще говорят о функции руки как помощницы при передвижении, падении, тогда как дети с нормальным зрением чаще говорят о том,что рука нужна для обследования, изучения окружающего мира.
Это показывает, что имея слабое зрение, ребенок все равно опирается в основном на него в восприятии окружающего, слабо используя слух, осязание, обоняние, вкус.
Наша задача заключается в том, чтобы научить ребенка опираться на свои сохранные анализаторы.
Замедлены познавательные процессы.
Подбор детей в возрастных группах неоднороден.
Дети с нарушением зрения сильно отличаются друг от друга как по состоянию зрения, так и по работоспособности, по степени утомляемости, по скорости усвоения материала. Это обусловлено как их физическим состоянием, так и личностными особенностями. Даже имея одинаковые диагнозы, дети одной возрастной группы отличаются и по уровню интеллекта, и по психоневрологическому статусу.
Интеллектуальные нарушения встречаются реже, чем осложненный неврологический анамнез. Может быть поэтому при слаженной работе всего коллектива сада к моменту выхода в школу достаточно большое количество детей имеют интеллектуальное развитие высокого уровня, даже при наличии серьезного диагноза по зрению.
Количество детей с низким уровнем школьной готовности в наших выпусках не так велико. Это 1-2 ребенка из группы, часто имеющих сложное сочетание нарушений здоровья либо это ребенок, выпускающийся в школу не по возрасту по желанию родителей.
Диагностика готовности к школе, которая проводится в апреле-мае показывает, что дети, посещающие наш детский сад в основном подготовлены к школе хорошо.
Большое значение имеет также отношение родителей к особенностям и вытекающие из этого системы отношений в семье.
1. Родители могут переоценивать значение дефекта, излишне опекать ребенка, выращивая тем самым эгоистичную личность, которая потребительски относится к окружающим, в первую очередь к самим родителям, а затем перенося отношение на других людей. Они излишне жалеют его, оберегают, выполняют капризы, воспитывая эгоизм и иждевенческие наклонности.
2. Если родители недооценивают дефект, это может привести к неоправданному оптимизму и равнодушию.
Мы должны помочь родителям найти золотую середину в отношениях с ребенком.
Комплексный подход к организации в ДОУ работы по компенсации и коррекции зрительного нарушения способен помочь детям достичь высокого уровня психического развития, преодолевая негативное влияние зрительного дефекта на формирование интеллектуальной, сенсорной и эмоциональной сфер личности.
Источник