Организационно-правовой механизм охраны здоровья граждан
1) соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий;
2) приоритет интересов пациента при оказании мед. помощи;
3) приоритет охраны здоровья детей;
4) социальная защищенность граждан в случае утраты здоровья;
5) ответственность органов государственной власти и органов местного самоуправления, должностных лиц организаций за обеспечение прав граждан в сфере охраны здоровья;
6) доступность и качество медицинской помощи;
7) недопустимость отказа в оказании медицинской помощи;
8) приоритет профилактики в сфере охраны здоровья;
9) соблюдение врачебной тайны.
Характеристику системы охраны здоровья граждан начнем с мер политического характера. В соответствии с Конституцией РФ Президент России определяет основные направления внутренней политики государства, к которым относится и охрана здоровья граждан. Политические решения главы государства определяют вектор действий законодательной и исполнительной власти по сохранению и укреплению здоровья граждан.
Здесь следует назвать ежегодные послания Президента РФ к Федеральному Собранию РФ в части положений, касающихся развития системы охраны здоровья. Как правило, положения Послания Главы государства становятся основанием для разработки Государственной Думой Федерального Собрания РФ и Правительством РФ конкретных мер по реализации направлений государственной политики, в том числе в области сохранения и укрепления здоровья граждан.
При анализе мер экономического характера необходимо учитывать, что в настоящее время в России функционируют не только государственная система здравоохранения, но муниципальная и частная системы (этот вопрос рассматривается в параграфе 3.4), а также система медицинского страхования. Следовательно, кроме государственных средств необходимо учитывать и другие источники финансирования.
Переходя к рассмотрению мер правового характера, отметим прежде всего, что в настоящее время в России идет активный процесс формирования правового механизма ответственности за состояние здоровья со стороны всех заинтересованных субъектов: государства, работодателя, медицинского персонала, гражданина. Это происходит в первую очередь на законодательном уровне.
К мерам социального характера относятся вопросы, которые рассматриваются в рамках изучения различных дисциплин. Здесь отметим, что речь идет о мерах, направленных на улучшение материального благосостояния населения, условий труда, жилищных условий, качества питания, отдыха и др.
В характеристике этого блока назовем также меры социального характера по уходу за больными, нетрудоспособными, инвалидами, включая выплату соответствующих пособий.
Меры научного характера необходимо рассматривать именно с государственных позиций ввиду того, что в настоящее время львиная доля средств на научные исследования вкладывается государством. Эти средства идут на фундаментальные и прикладные исследования медико-биологических проблем, разработку новых лекарственных препаратов, диагностических аппаратов и др.
Меры медицинского, санитарно-противоэпидемического характера реализуются в основном в системе здравоохранения и включают в себя вопросы оказания медицинских услуг, которые направлены на профилактику заболеваний, их диагностику и лечение, медицинскую реабилитацию, обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
Эффективность перечисленных мер зависит от многих факторов, среди которых следует отметить наличие единой государственной политики в области охраны здоровья граждан, координации работ при осуществлении этой политики на федеральном, региональном и муниципальном уровнях, ответственность органов законодательной и исполнительной власт
1. Права граждан на охрану здоровья в Конституции РФ (1993), их характеристика;
Соответственно конституционные права населения на охрану здоровья — базовые права, лежащие в основе формирования всего законодательства, осуществляющего прямое и опосредованное регулирование деятельности здравоохранения.
Следующая группа прав связана с получением медицинской помощи.Общие права, связанные с получением медицинской помощи, занимают вторую ступень в комплексе прав на охрану здоровья и включают права:
• на мсдико социальную помощь;
• информацию о факторах, влияющих на здоровье;
• обязательное страхование и ДМС;
• выбор страховой медицинской организации (СМО) в системе ДМС и в системе ОМС:
• получение высокоспециализированной медицинской помощи;
• государственную систему обеспечения доступности лекарственных средств:
• отказ от патологоанатомического вскрытия;
• право женщины на искусственное оплодотворение и имплантацию эмбриона, аборт;
• возмещение материального и морального вреда, причиненного здоровью при оказании медицинской помощи.
В системе прав третью ступень занимают права отдельных категорий граждан на охрану здоровья, которые направлены на реализацию первой и второй ступени исходя из специфики той или иной группы населения. Четвертую ступень зани-
мают права больных, которые непосредственно получают медицинскую помощь в связи с болезнью, травмами или родами. Эта группа прав полностью сформулирована в Федеральном законе «Об основах охраны здоровья граждан Российской Федерации».
2. Ответственность за охрану здоровья граждан государства, юридических и физических лиц в кодексах Российской Федерации;
Папиллярные узоры пальцев рук — маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни.
Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим.
Источник
14.Формирование правового механизма обеспечения здоровья населения. Состояние нормативно -правовой базы охраны здоровья населения в рф.
В последние годы в России идет активный процесс формирования правовой базы, которая позволяет разрабатывать отраслевые нормативные правовые документы по обеспечению населения медико-социальной помощью на уровне профессиональной медико-социальной работы. Важнейшими документами являются «Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан»; федеральные законы «Об основах социального обслуживания населения в Российской федерации»; «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов», «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании» и другие правовые акты.
На основании правовой базы на уровне ведомств разрабатываются нормативно-правовые документы, которые позволят внедрить в практику социальных институтов общества востребованную временем медико-социальную работу.
15.Организация медико-социальной помощи беременным. Этапность оказания помощи. Социальная защита беременных.
Охрана материнства и детства — это система мер государственного, общественного и частного характера, направленных на сохранение и укрепление здоровья женщин и детей, создание оптимальных условий для выполнения женщиной ее важнейшей социальной функции — рождение и воспитание здорового ребенка.
Основные этапы оказания лечебно-профилактической помощи женщинам и детям:
1. Формирование здоровья девочки как будущей матери, подготовка ее к материнству.
2. Лечебно-профилактическая помощь женщинам до наступления беременности.
3. Антенатальная охрана плода.
4. Интранатальная охрана плода.
5. Охрана здоровья новорожденного и матери в послеродовом периоде.
6. Охрана здоровья ребенка до поступления в школу.
7. Охрана здоровья учащихся (школьник, учащиеся ПТУ и др.) и работающих подростков.
Женская консультация — это лечебно-профилактическое учреждение диспансерного типа, оказывающее все виды амбулаторной акушерско-гинекологической помощи населению.
Типы женских консультаций:
— В составе поликлиники.
— В составе родильного дома.
Структура женской консультации:
2. Кабинеты врачей акушеров-гинекологов.
3. Кабинеты врачей-специалистов (при наличии 8 и более участков): терапевт, кардиолог, эндокринолог, онколог и др.
4. Кабинет социально-правовой помощи.
5. Кабинет психопрофилактической подготовки беременных к родам.
6. Смотровой кабинет.
7. Малая операционная.
8. Процедурный кабинет.
9. Отделение лечебной физкультуры, физиотерапевтическое отделение, лаборатория.
10. Дневной стационар.
Задачи женской консультации:
1. Проведение профилактических мероприятий, направленных на предупреждение осложнений беременности, родов, послеродового периода, гинекологических заболеваний.
2. Оказание квалифицированной акушерско-гинекологической помощи женщинам прикрепленной территории.
3. Внедрение в практику новых организационных методов работы по улучшению диагностики и лечению патологии беременности, заболеваний родильниц и гинекологических больных.
4. Оказание помощи населению по вопросам планирования семьи.
5. Гигиеническое обучение женщин, в том числе по современным методам контрацепции.
6. Обеспечение преемственности в обследовании и лечении беременных, родильниц и гинекологических больных с акушерско-гинекологическими стационарами и другими ЛПУ.
7. Оказание социально-правовой помощи женщинам.
Основные разделы работы участкового врача акушера-гинеколога:
1. Диспансеризация беременных и родильниц:
— взятие беременной в ранние сроки под наблюдение ЖК;
— оформление медицинской документации на беременную;
— систематическое динамическое наблюдение за состоянием здоровья беременных;
— госпитализация беременных, нуждающихся в стационарном лечении;
— физическая и психопрофилактическая подготовка беременных к родам;
— изучение условий труда беременных;
— организация и проведение занятий в «Школах матерей»;
— лечебно-профилактическая помощь родильницам.
2. Гинекологическая помощь: работа с гинекологическими больными и здоровыми женщинами.
1. Активное выявление гинекологической патологии у женщин.
2. Организация проведения обследования и лечения женщин с гинекологической патологией.
3. Своевременная госпитализация женщин с гинекологической патологией, нуждающихся в стационарном лечении.
4. Экспертиза временной нетрудоспособности при гинекологических заболеваниях.
5. Диспансеризация гинекологических больных.
6. Направление женщин с признаками инвалидности на МСЭ.
7. Профилактика абортов, контрацепция.
8. Работа по формированию здорового образа жизни.
9. Анализ деятельности женской консультации.
Для анализа деятельности женской консультации рассчитывается ряд характерных только для данного учреждения показателей:
1. Своевременность взятия беременных под наблюдение женской консультации.
1.1. Ранняя постановка на учет (в сроки до 12 недель беременности).
1.2. Поздняя постановка на учет (позднее 28 недель беременности).
2. Частота ошибок в определении срока родов.
2.1. Процент женщин, родивших ранее установленного консультацией срока на 15 дней и более.
2.2. Процент женщин, родивших позже установленного срока на 15 дней и более.
3. Удельный вес беременных, которые были осмотрены терапевтом.
4. Частота осложнений беременности.
5. Частота абортов:
5.1. Частота абортов рассчитывается на число женщин фертильного возраста.
5.2. Частота абортов рассчитывается на число родов (соотношение).
6. Частота использования методов контрацепции (на 1000 женщин фертильного возраста). Данный показатель рассчитывается по каждому методу контрацепции.
7. Структура исходов беременности:
7.1. удельный вес закончивших беременность родами в срок;
7.2. удельный вес преждевременных родов;
7.3. удельный вес абортов.
8. Антенатальная смертность.
Родильный дом — лечебно-профилактическое учреждение, предназначенное для оказания квалифицированной медицинской помощи женщинам во время беременности, родов, в послеродовом периоде, при гинекологических заболеваниях, а также новорожденным с момента рождения и до выписки из роддома.
Структура родильного дома:
1. Приемно-смотровой блок (для каждого отделения).
2. Физиологическое акушерское отделение (первое).
3. Обсервационное акушерское отделение (второе).
4. Отделение патологии беременности.
5. Отделение новорожденных (для разных отделений).
6. Гинекологическое отделение.
7. Лабораторно-диагностические отделения.
С целью профилактики материнской смертности проводится следующая работа:
1. Решение вопроса о возможности сохранения беременности.
2. Выделение из числа беременных группы высокого риска акушерской патологии.
3. Проведение медико-генетического консультирования.
4. Патронаж беременной, контроль за течением беременности и состоянием плода.
5. Решение вопроса о необходимости дородовой госпитализации беременной.
6. Рациональное трудоустройство беременных.
7. Оценка интранатальных факторов риска для матери и плода, выбор адекватного способа родоразрешения.
8. Роды должны проходить только в акушерском стационаре родильного дома при наличии оперирующего акушера-гинеколога.
Для анализа деятельности стационара родильного дома, помимо общепринятых для любого стационара показателей, дополнительно рассчитываются следующие:
1. Показатели, характеризующие активность медицинской помощи:
1.1. Частота обезболивания родов (% медикаментозного обезболивания родов);
1.2. Частота кесаревых сечений.
2. Показатели, характеризующие здоровья матери:
2.1. Частота осложнений в родах (разрывы промежности, кровотечения, пре- и эклампсии);
2.2. Частота послеродовых заболеваний по каждому из осложнений;
2.3. Материнская смертность.
3. Показатели, характеризующие здоровье новорожденного:
3.1. Заболеваемость новорожденных, в том числе отдельно рассматривается для доношенных и недоношенных детей;
3.2. Процент новорожденных с низкой массой тела (до 2500 г);
3.3. Летальность новорожденных, в том числе отдельно рассматривается для доношенных и недоношенных детей;
3.4. Перинатальная смертность;
3.5. Ранняя неонатальная смертность;
Стационарная помощь женщинам с гинекологическими заболеваниями осуществляется гинекологическими отделениями родильных домов, которые бывают трех профилей:
1. Для госпитализации больных, нуждающихся в оперативном лечении.
2. Для больных, нуждающихся в консервативном лечении.
3. Для прерывания беременности (абортное).
В структуру отделения должно входить приемное отделение, перевязочная, манипуляционная, малая и большая операционные, физиотерапевтический кабинет, комната для выписки, палата интенсивной терапии, вспомогательно-диагностическая служба.
Источник