статья «Формирование у дошкольников потребности в здоровом образе жизни»
статья на тему
Статья адресована работникам дошкольных образовательных организаций.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_v_elektronnyy_zhurnal.docx | 18.18 КБ |
Предварительный просмотр:
«Формирование у дошкольников потребности в здоровом образе жизни»
Автор: Костина Людмила Евгеньевна,
воспитатель МБДОУ детского сада №20 г. Павлово,
1 квалификационная категория
Понятие «здоровье» имеет множество определений. Но самым популярным, и, пожалуй, наиболее ёмким следует признать определение, данное Всемирной организацией здравоохранения: «Здоровье – это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не просто отсутствие болезней или физических дефектов».
Одной из главных задач дошкольных образовательных учреждений является создание условий, гарантирующих формирование и укрепление здоровья воспитанников. Именно детский сад в условиях перехода к ФГОС ДО должен и может стать «средой здоровья», где любая деятельность: учебная, спортивная, досуговая, приём пищи и двигательная активность – будет носить оздоровительно-педагогическую направленность, будет способствовать воспитанию у детей привычек и потребностей в укреплении своего здоровья, потребностей к здоровому образу жизни. Проблема раннего формирования культуры здоровья актуальна, своевременна и достаточно сложна. Известно, что именно дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. Именно в этот период идёт интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма, закладываются основные черты личности, отношение к себе и окружающим. Важно на этом этапе сформировать у детей базу знаний и практических навыков здорового образа жизни, осознанную потребность систематических занятий физической культурой и спортом.
Направление активной деятельности на осознанное сохранение и укрепление своего здоровья позволит нашим ребятам быть физически, душевно и социально более благополучными при переходе от искусственно структурированной окружающей обстановки детского сада к ситуации реального мира, повседневной жизни . Зачастую у детей-дошкольников отсутствует интерес к занятиям оздоровительного характера, так как рекомендации по здоровому образу жизни даются чаще всего детям в назидательной категорической форме и не вызывают у них положительных эмоций. Или сами взрослые, будь то родители, воспитатели, редко придерживаются указанных правил в повседневной жизни. А ребёнок всё видит, всё замечает. Можно сколько угодно говорить малышу, что ранней весной нельзя ходить без головного убора, рисуя в его воображении страшные последствия; если сами родители будут ходить без шапки, — результат будет нулевой. К тому же, выполнение необходимых правил здорового образа жизни требует от человека значительных волевых усилий, что крайне затруднительно для дошкольника, имеющего недостаточно сформированную эмоционально-волевую сферу. Поэтому, если мы хотим сформировать у детей вышеназванную потребность, необходимо помнить и соблюдать заповедь, сформулированную гениальным русским режиссёром К.С. Станиславским: «трудное надо сделать привычным, а привычное – лёгким и приятным». Для того, чтобы сохранить здоровье ребёнка, необходимо объединить усилия всех взрослых, окружающих его, с целью создания вокруг малыша атмосферы, наполненной традициями, правилами и привычками здорового образа жизни.
Воспитателям нужно проводить занятия оздоровительной направленности постоянно, а не от случая к случаю и лучше, чтобы подобное занятие будет содержать элементы игры, так как ведущий вид деятельности в дошкольном возрасте – игра; вызовет положительные эмоции. Кроме того, представления, данные ребёнку в ходе образовательной деятельности, обязательно должны находить отражение в режимных моментах (при умывании, на прогулке, в совместной с взрослым деятельности, в самостоятельной деятельности). Педагоги могут использовать разнообразные формы работы: беседы, занятия, физкультурные праздники и досуги, чтение художественной литературы, проблемные ситуации, викторины и конкурсы, проектную деятельность. Досуги, спортивные праздники способствуют созданию условий эмоционального восприятия детьми сведений о ЗОЖ, закреплению полученных представлений и их систематизации. Использование проблемных ситуаций, позволяет активизировать выбор детьми решений, соответствующих ЗОЖ. Средствами формирования представлений о здоровом образе жизни у дошкольников являются и дидактические, сюжетно-ролевые игры, продуктивная и предметно-практическая деятельность. В сюжетно-ролевых играх «Больница», «Семья» у дошкольников формируется поведение , способствующее здоровому образу жизни. Наблюдая за работой сотрудников ДОУ, у ребёнка формируются представления о значении для здоровья проветривания помещения, его влажной уборки, стирки белья, ограничения времени просмотра телевизора, работы за компьютером, использования для профилактики заболеваний закаливающих мероприятий, санитарно-гигиенических процедур, нелекарственных средств. Практика показала необходимость применения в дошкольных учреждениях здоровьесберегающих технологий . Использование здоровьесберегающих технологий помогает сформировать сознательное отношение к своему здоровью, первичные знания об основах здорового образа жизни , развить у детей представление о строении собственного тела, назначении органов человеческого организма, обучить детей уходу за своим телом, навыкам оказания элементарной помощи.
Родители должны также ответственно подходить к данному вопросу: личным примером доказывать необходимость соблюдения того или иного правила здорового образа жизни (сон, прогулки на свежем воздухе, полноценное здоровое питание, отсутствие вредных привычек, соблюдение гигиенических процедур, наблюдение у врачей и т.д.).
Привычка к здоровому образу жизни – это главная, основная, жизненно важная привычка; она аккумулирует в себе результат использования имеющихся средств физического воспитания детей дошкольного возраста, в целях решения оздоровительных, образовательных и воспитательных задач. Поэтому дошкольное учреждение и семья призваны в дошкольном детстве, заложить основы здорового образа жизни, используя различные формы работы. И именно в семье, в детском образовательном учреждении на ранней стадии развития ребенку должны помочь, как можно раньше понять непреходящую ценность здоровья, осознать цель его жизни, побудить малыша самостоятельно и активно формировать, сохранять и приумножать свое здоровье.
Источник
Опыт работы по теме «Формирование у детей потребности в ЗОЖ»
Татьяна Ткачёва
Опыт работы по теме «Формирование у детей потребности в ЗОЖ»
Дошкольное детство — очень короткий период в жизни человека. Охрана и укрепление здоровья детей, формирование привычки к здоровому образу жизни — одна из ключевых целей в системе дошкольного образования. И это вполне объяснимо — только здоровый ребенок может развиваться гармонич-но.
Забота о здоровье ребенка начинается с благоприятного психологического климата в коллективе, который бережно поддерживается и охраняется воспитателями нашей группы. Каждый взрослый проявляет доброжела-тельное отношение, внимание и заботу ко всем детям, к их настроению, эмоциональному самочувствию, личностному благополучию, успешности и комфортности.
Непосредственное планирование воспитательно-образовательного процесса осуществляется с учётом индивидуальных особенностей детей, а также на основе учебного плана, предполагающего распределение нагрузки в соответствии с программными задачами, возрастом детей и спецификой группы.
Воспитателями нашей группы создаются все условия для различных видов двигательной активности детей в соответствии с их возрастными и индиви-дуальными особенностями. При организации и проведении занятий используется принцип деятельностного подхода — игра, то есть та деятель-ность, которая вызывает у ребенка положительный эмоциональный отклик. Интересу детей на занятиях способствует появление персонажей сказок и мультфильмов. В каждое занятие включаются динамические паузы – физкультминутки, которые снимают утомление у детей и повышают их умственную работоспособность.
Нами обеспечивается плавный переход от игры к занятиям, режимным моментам, которым уделяем большое внимание.Так в нашей группе проводятся: утренняя гимнастика, закаливающие процедуры,которые включают в себя: обширное умывание, коррегирующую гимнастику после сна с элементами стретчинга, босохождение по массажным коврикам, естественные факторы внешней среды — солнце, воздух, вода, земля (босохождение, игры на воздухе, солнечные ванны в летний период времени, креативная гимнастика, логоритмическая гимнастика, необходимая для профилактики нарушения речи у детей и развития моторики, а в течение дня, как в утренние так и вечерние часы, большое внимание уделяем подвижным и малоподвижным играм, гигиеническим процедурам. Эти мероприятия сопровождаются художественным словом, музыкой, элементами психогимнастики.
Обязательным элементом режима дня ребенка в ДОУ является прогулка. На прогулке нами обеспечивается возможность для двигательной активности детей, виды игр варьируются в зависимости от сезона.
Мы стараемся обеспечить баланс между разными видами игры (подвижными и спокойными, индивидуальными и совместными, дидактическими и сюжетно – ролевыми, в которые включаются элементы двигательной активности детей.
В организации физкультурных занятий и в подвижных играх реализуем индивидуальный подход к детям. Мы внимательно наблюдаем за самочувст-вием каждого ребенка, его реакцией на нагрузку, на новые упражнения. Стремимся пробудить у каждого ребенка интерес к занятиям или спортивной игре, используя знания о его индивидуальных склонностях и особенностях.
Большое внимание в нашей группе уделяется досугам и праздникам. Досуги, праздники и развлечения проводятся в соответствии с планом, разработанным совместно с инструктором по физическому воспитанию.Так нами были проведены: (сентябрь) «День осени», «Праздник зверей» (спортивные праздники,, (октябрь) «Зарница», где наши дети достигли высоких результатов, заняв 2место и получив массу удовольствий, прогул-ка-поход «Путешествие в осенний парк», «Олимпия» (спортивный досуг, «Весёлые старты» между детьми нашей и логопедической группой «Радуга», в ноябре активное участие дети нашей группы приняли в Дне здоровья «Планета здоровья», где соревновались на силу и выносливость с детьми подготовительной группы «Одуванчик», в которых раскрылись возможности и способности каждого ребенка, ведь развлечения и праздники — это радость, заряд положительной энергии.
Для реализации задач физического воспитания в группе создан спортивный уголок,в котором находится спортивный инвентарь для занятий физкульту-рой в свободной деятельности и к подвижным играм: канат, коврик для профилактики плоскостопия, массажёры для укрепления мышц стопы, ходули, вожжи, ленточки, кольцебросс, мешочки для метания, большие и малые мячи, настольный баскетбол, кегли, короткие и длинные скакалки, резиночки, гантели, обручи, игры «Серсо», «Дротики», «Городки», «Настольный хоккей», разнофактурные дорожки, маски для всех подвижных игр и т. д. Также имеются картотеки подвижных игр, физкультминуток, артикуляционной, дыхательной гимнастик и гимнастики для глаз. Оборудование и пособия разместили так, чтобы не загромождать полезную площадь группы, чтобы дети могли свободно подойти и самостоятельно взять или поставить любой предмет на место.
На территории нашего участка имеется нестандартное оборудование, способствующие развитию двигательной активности детей: лестница, колёса, кольцо для забрасывания мячей, брёвна и пеньки.
Без понимания и поддержки родителей все наши усилия, направленные на охрану и укрепление здоровья ребенка не были бы результативны. Родители и детский сад в этом деле — сотрудники. Мы используем следующие формывзаимодействия с родителями: родительские собрания, консультации, индивидуальные беседы, наглядность (стенные газеты, брошюры, памятки, совместные мероприятия (праздники, конкурсы рисунков, экскурсии).
Родителям были предложены консультации «Двигательная активность детей дошкольного возраста в течение дня», «Развитие физических, психических и нравственных качеств в процессе физкультурно – оздоровительной работы», «Организация игровой деятельности на прогулке», «Формы и методы оздоровительной работы с детьми в условиях детского сада», «Спортивные игры и упражнения», «Нестандартное оборудование, как средство повышения интереса детей к двигательной активности», «Здоровье всему голова» (профилактика простудных заболеваний», а также подбор методической литературы по развитию и укреплению здоровья детей в дошкольном учреждении.
Способствуя становлению у детей ценностей здорового образа жизни, используя разнообразные формы организации физической активности детей, в нашей группе уделяется большое внимание работе по профилактике и снижению заболеваемости. Работа с детьми в этом направлении включает в себя элементы точечного и пальчикового массажа, зрительной гимнастики, ароматерапии с использованием лука, чеснока. Наиболее запомнившимся занятием для детей было изготовление витаминного салата и винегрета, где дети получили массу удовольствия и полезных ценностей для организма.
По результатам данной работыможно сделать следующий вывод: наблюдается положительная динамика в физическом развитии воспитанников и физическом состоянии здоровья детей.
Формирование у детей потребности в активной двигательной деятельности через повышение мотивации к здоровому образу жизни ПРОЕКТ «Формирование у детей потребности в активной двигательной деятельности через повышение мотивации к здоровому образу жизни» Актуальность.
Обобщенный опыт работы «Формирование эмоциональной отзывчивости у детей раннего возраста средствами музыкального фольклора» Тема: формирование эмоциональной отзывчивости у детей раннего возраста средствами музыкального фольклора. УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ОПЫТА. Раннее.
Опыт работы «Формирование экологических представлений у дошкольников» Природа – это богатейшая кладовая, неоценимое богатство для интеллектуального, нравственного и речевого развития ребенка. /В. А. Сухомлинский/.
Опыт работы по теме «Формирование привычек здорового образа жизни» Актуальность. На современном этапе развития дошкольного образования актуальнейшей задачей является осмысление накопленного опыта сохранения.
Опыт работы «Формирование у детей навыков безопасного поведения на дорогах» Огромен и нескончаем поток транспорта на улицах наших сёл и городов. По этим же улицам проходит тысячи пешеходов, среди них, конечно, дети.
Опыт работы по теме «Формирование элементарных математических представлений у старших дошкольников посредством сказок» ОПЫТ РАБОТЫ ПО ТЕМЕ: «ФОРМИРОВАНИЕ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ ПО СРЕДСТВОМ СКАЗОК» Разработала:.
Опыт работы по теме «Организация и эффективность работы по речевому развитию c использованием театрализации» Театр — это волшебный край, в котором ребёнок радуется, играя, а в игре он познает мир. С. И. Мерзляков Важность театрализованной деятельности.
Перспективный план (из опыта работы «Формирование ЗОЖ у детей младшего возраста посредством здоровьесберегающих технологий») Сентябрь Тема: «Береги здоровье с детства» Задачи: — Формировать у детей первоначальные навыки охраны жизни и здоровья. — Дать сведения.
Опыт работы «Формирование навыков коллективной работы в различных видах изобразительной и прикладной деятельности» Отчет Анализируя поступки детей в д\ саду и на улицах, можно заметить, они стремятся к удовлетворению в первую очередь своих потребностей,.
Источник