Меню

Формирование понятий зож у учащихся

Формирование понятий здорового образа жизни у младших школьников—важное направление в современной школе.
статья (обж и зож) по теме

Дети в процессе обучения, к сожалению, часто теряют свое здоровье, испытывая перегрузки – интеллектуальные, физические и психические. Часто находятся в состоянии тревожности, что также отрицательно влияет на здоровье учащихся. Традиционное построение урока и однообразная работа снижают интерес к обучению, утомляет детей, вызывает эмоциональный дискомфорт. Возникает настоятельная необходимость в подборе и внедрении здоровьесберегающих технологий в учебный процесс.

Скачать:

Вложение Размер
formirovanie_ponyatiy_zdorovogo_obraza_zhizni_u_mladshih_shkolnikov.doc 41.5 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование понятий здорового образа жизни у младших школьников—важное направление в современной школе.

Здоровье современных школьников—серьёзная национальная проблема. Поэтому одной из основных задач обучения и воспитания является «формирование устойчивой мотивации сохранения и укрепления здоровья» (1).

Известно, что уровень здоровья человека зависит от многих факторов: наследственных, социально-экономических, экологических, деятельности системы здравоохранения. Вполне очевидно, что первостепенная роль в сохранении и формировании здоровья все же принадлежит самому человеку, его образу жизни, его ценностям, установкам, степени гармонизации его внутреннего мира и отношений с окружением. Укрепление и творение здоровья должно стать потребностью и обязанностью каждого человека.

Первым шагом в этом направлении может служить выяснение представлений детей о здоровом образе жизни с целью дальнейшей их корректировки, а также формирования новых представлений и установок на здоровье, здоровый образ жизни и болезнь.

Необходимо совместными усилиями родителей, педагогов, специалистов дополнительного образования формировать у детей понятие здорового образа жизни, воспитывать соответствующие навыки и привычки, что будет способствовать эффективности мер социальной защиты здоровья детей.

Для выявления представлений младших школьников о ЗОЖ, их готовности к ведению собственного ЗОЖ, включая их представления о состоянии своего здоровья, отношение к физическим упражнениям и стремление к ЗОЖ можно провести анкету. Анализируя данные анкет учащихся своего класса, могу сказать, что одна часть детей считает, что, ЗОЖ – это «когда у тебя ничего не болит», т.е. не предусматривают никаких действий со своей стороны, направленных на укрепление и сохранение здоровья, это говорит о том, что они неправильно понимают, что входит в содержание понятия «ЗОЖ». То же самое можно сказать и о другой группе учащихся, которые считают, что ЗОЖ – «нужно быть здоровым». Но всё-таки большинство детей имеет элементарные представления о ЗОЖ, они называют некоторые компоненты ЗОЖ – «нужно заниматься спортом, есть фрукты, овощи, закаляться», но пока их знания еще не систематизированы и фрагментарны.

Отношение к состоянию своего здоровья у учащихся не адекватное: одни считают, что у них здоровье «отличное», другие— «не очень хорошее» и лишь немногие считают, что у них здоровье «удовлетворительное». Почти треть опрошенных часто беспокоят вирусные заболевания.

К занятиям на уроках физкультуры учащиеся относятся положительно, кроме того, многие учащихся ходят в различные кружки и спортивные секции (танцы, дзю-до, футбол, теннис).

Следовательно, большинство учащихся класса склонны придерживаться ведущих принципов ЗОЖ, но реализуют их не всегда последовательно и постоянно. Так всего лишь менее половины анкетируемых детей делают по утрам зарядку каждый день. Это говорит о том, что установка на самосовершенствование присутствует лишь у меньшинства учащихся класса. Таким образом, на основе результатов анализа представлений учащихся о «ЗОЖ» можно выделить 4 уровня их развития.

Высокий уровень: характеризуется наличием знаний о здоровье как физическом, психическом и нравственном благополучии, как о способности к саморазвитию потенциалов собственного организма и личности, о ЗОЖ как совокупности форм и способов жизнедеятельности, дающих возможность личности всесторонне развиваться и совершенствоваться.

Средний уровень: имеются элементарные представления о ЗОЖ, учащиеся лучше ориентируются в вопросах, связанных с практическим решением каких-либо проблем.

Поверхностный уровень: знания фрагментарны. Интереса к собственному ЗОЖ почти не проявляет.

Низкий уровень: не способен отвечать на поставленные вопросы беседы и анкеты по существу. Учащиеся обнаруживают крайнюю неосведомленность в вопросах укрепления здоровья.

Дети в процессе обучения, к сожалению, часто теряют свое здоровье, испытывая перегрузки – интеллектуальные, физические и психические. Часто находятся в состоянии тревожности, что также отрицательно влияет на здоровье учащихся. Традиционное построение урока и однообразная работа снижают интерес к обучению, утомляет детей, вызывает эмоциональный дискомфорт. Возникает настоятельная необходимость в подборе и внедрении здоровьесберегающих технологий в учебный процесс (3).

Для выявления уровня тревожности, среди учащихся класса было проведено анкетирование, вопросы которого направлены на выявление положительных или отрицательных эмоций, связанных с учебой. По результатам опроса, корректируется работа учителя, школьного психолога, родителей.

Проблема охраны и укрепления здоровья учащихся очень многогранна и сложна. Улучшение их здоровья является одной из самых перспективных форм оздоровления всего общества. Поэтому, забота о сохранении здоровья учащихся — важнейшая обязанность школы, отдельного учителя и самого ребенка. Школьникам, испытывающим проблемы со здоровьем, трудно учиться. И мы, педагоги, должны помочь им справиться с этими трудностями.

Здоровый образ жизни не занимает пока первое место в иерархии потребностей и ценностей человека в нашем обществе. Но если мы не научим детей с самого раннего возраста ценить, беречь и укреплять свое здоровье. Если мы будем личным примером демонстрировать здоровый образ жизни, то только в этом случае можно надеяться, что будущие поколения будут более здоровы и развиты не только личностно, интеллектуально, духовно, но и физически. Если раньше говорили: “В здоровом теле—здоровый дух”, то не ошибется тот, кто скажет, что без духовного не может быть здорового.

Анкета, для выявления знаний учащихся о ЗОЖ.

  1. Что, по-твоему, означает «здоровый образ жизни»?
  2. Что ты знаешь о своем здоровье?
  3. Перечисли болезни, которые тебя часто беспокоят.
  4. Часто ли ты пропускаешь занятия по болезни?
  5. Делаешь ли ты утром физическую зарядку?
  6. Как ты занимаешься на уроках физкультуры?
  7. Занимаешься ли ты спортом?
  8. Чувствуешь ли усталость после уроков?

Анкета на выявление положительных и отрицательных эмоций, связанных с учёбой.

  1. Сильно ли ты переживаешь, когда учитель ставит плохие отметки в дневник?
  2. Часто ли ты испытываешь чувство тревоги, что выучил урок недостаточно глубоко?
  3. Сильно ли ты переживаешь, когда обнаруживаешь ошибки в работе?
  4. Волнуешься ли ты, что не сможешь выполнить порученное задание?
  5. Бывает ли, что надолго портится настроение из-за того, что получил двойку?
  6. Бывает ли у тебя бессонница при неудачах в школе?
  7. Часто ли ты волнуешься по поводу своих школьных успехов?
  8. Склонен ли ты преувеличивать в своем воображении неудачи, связанные с учебой?
  9. Переживаешь ли ты из-за малейших неудач в учебе?
  10. Сильно ли ты волнуешься из-за ошибок, которые были допущены при выполнении контрольной работы?
  1. Концепции структуры и содержания общего и среднего образования (в 12-летней школе)//Математика в школе. 2000. №2.
  2. Ковалько В.И. Здоровьесберегающие технологии (1-4 классы). Москва: «Вано», 2004.
  3. Царёва С.Е. Гуманитарное образование как социальная и педагогическая проблема// Вопросы совершенствования профессиональной подготовленности учителя на современном этапе развития высшей школы. Сб. науч. тр. Новосибирск: Изд-во НГПУ. 1997.

Источник

«Формирование у учащихся навыков здорового образа жизни»
статья на тему

В данном материале раскрывается система работы учителя начальных классов по формированию у учащихся навыков здорового образа жизни

Скачать:

Вложение Размер
formirovanie_u_uchashchihsya_navykov_zdorovogo_obraza_zhizni.doc 49 КБ

Предварительный просмотр:

у учащихся навыков здорового образа жизни

«Забота о человеческом здоровье, тем более здоровье ребенка — это, прежде всего, забота о гармонической полноте всех физических и духовных сил, и венцом этой гармонии является радость творчества». В.А.Сухомлинский

В последнее время обоснованную тревогу вызывает состояние здоровья школьников. Ухудшение здоровья детей школьного возраста стало не только медицинской, но и серьёзной педагогической проблемой. Поражает стремительность, с которой нарастают кризисные явления в этой сфере жизни. И наша задача — научить каждого ребёнка безопасному плаванию по ней, всячески помогая ему в выборе стиля жизни, способствующего сохранению и укреплению здоровья. Кто должен и может взять на себя такую роль? Прежде всего — семья, родители, затем — школа, учителя. Но, к сожалению, местом формирования здоровья ребёнка сегодня является не семья, где опыт родителей часто недостаточен, не медицинские учреждения, занимающиеся болезнями и больными детьми, а система образования.

Актуальность темы здорового образа жизни подтверждают статистические показатели:

  1. Физиологически зрелыми рождаются не более 14 % детей.
  2. 25–35 % детей, пришедших в 1 класс школы, имеют физические недостатки или хронические заболевания.
  3. 90– 92 % выпускников средних школ находятся в “третьем состоянии”, т. е. они ещё не знают, что больны
  4. Только 8–10 % выпускников школ можно считать действительно здоровыми.5 % взрослого населения страны хронически больны, а 95 % – находятся в “третьем состоянии”.

В работе по формированию здорового образа жизни у учащихся учитель ставит перед собой следующие цели и задачи:

1) Создание здоровьесберегающих условий организации образовательного процесса.

2) Сохранение, укрепление и коррекция здоровья учащихся на каждом возрастном этапе.

3) Формирование у учащихся осознанного отношения к своему здоровью и физической культуре, ответственности у самого ребенка за своё здоровье, оценки своих возможностей.

1) Разработать и внедрить наиболее рациональные формы и методы диагностики физического здоровья детей.

2) Создать систему учебных и внеучебных форм и методов, способствующих становлению физически, психически и эмоционально здоровой личности.

3) Сформировать навыки здорового образа жизни, гигиены, правил личной безопасности учащихся.

Системная комплексная программа по сохранению и укреплению здоровья учащихся построена из следующих блоков:

I блок – ресурсное обеспечение:

— состояние и содержание классной комнаты в соответствии с гигиеническими нормативами;

— оснащенность кабинета необходимым оборудованием;

— питание в школьной столовой;

— наличие справочной и художественной литературы в кабинете.

II блок – организация учебного процесса:

— соблюдение гигиенических норм и требований к организации и объему учебной нагрузки (домашние задания) учащихся;

— использование методов и методик обучения, соответствующих возрастным особенностям и возможностям учащихся;

— соблюдение требований к использованию технических средств в обучении;

III блок – просветительско-воспитательная работа с учащимися и родителями:

— беседы, консультации по проблемам сохранения и укрепления здоровья, профилактики вредных привычек;

— проведения Дня Здоровья, конкурсов, праздников.

IV блок – физкультурно-оздоровительная работа:

— эффективная работа с учащимися на уроке физкультуры;

— организация подвижных игр (динамической паузы);

— организация физпауз на уроках, гимнастики для глаз;

— проведение спортивных игр, соревнований с использованием правил дорожного движения, личной гигиены и др.

Комплекты УМК, используемые в работе учителей начальных классов, помогают реализовать здоровьесберегающие технологии на основе личностно-ориентированного подхода в обучении и воспитании.

Дифференцированное обучение практически реализуется через содержание учебников, тетрадей, позволяющих снять трудности у слабых учащихся и создать благоприятные условия для развития сильных учащихся.

Для медлительных детей учителя снижают темп опроса, не торопят ученика, дают время на обдумывание, подготовку, создают условия, чтобы его деятельность соответствовала его индивидуальному темпу.

Учитывая возрастные психологические особенности младших школьников, учителя начальных классов, продумывают число видов учебной деятельности на уроке, избегают однообразия, чтобы не наступило быстрое утомление.

Продумывают приемы, позволяющие активизировать в процессе освоения нового знания самих учащихся, стараются прогнозировать несколько возможных вариантов развития учебных событий в зависимости от создавшейся в классе ситуации.

Перегрузка учащихся на уроке, которая вызывает повышение уровня утомляемости и нервозности, зависит не столько от количества, сколько от качества работы. Если процесс получения знаний интересен и мотивирован, то усвоение материала не создаст эффекта перегрузки. И наоборот, то, что вызывает у учащихся отторжение или кажется бесперспективным, бессмысленным и бесцельным, приводит к перегрузке даже при относительно небольших объемах материала.

Учителя начальных классов помогают каждому ребенку осознать свои способности, создают условия для их развития, способствуют сохранению и укреплению здоровья ребенка.

Хорошо дидактически проработанный урок – самый здоровьеориентированный для всех его участников. Здоровый ученик с удовольствием включается во все виды деятельности, он жизнерадостен, оптимистичен, открыт в общении со сверстниками и педагогами.

Использование компьютера на уроке повышает интенсивность обучения и усиливает индивидуализацию учебного процесса. Наглядность, возможность изменять темп и формы изучения материала, его образно-художественное представление – все это делает компьютер незаменимым помощником учителя в деле снижения утомляемости учащихся.

В практике наших учителей используются нестандартные уроки: уроки – конкурсы, уроки-экскурсии, уроки — игры, уроки – соревнования, и другие.

Приемы с элементами соревнования, благотворно влияющие на здоровье. Применение игровых технологий на уроках в комплексе с другими приемами и методами организации учебных занятий укрепляет мотивацию на изучение предмета, помогает вызвать положительные эмоции, увидеть индивидуальность детей.

Также учителя используют методы, способствующие активизации инициативы и творческого самовыражения самих учащихся. Ученики выступают в роли исследователя или учителя. При таком обучении каждый ребенок получает от урока только положительные эмоции, что вызывает особый интерес к учебе .

Часто на уроках организуется групповая работа, в ходе которой уровень осмысления и усвоения материала заметно возрастает, детям значительно легче учиться вместе. Проходит она по-разному: места размещаются так, чтобы ученики могли видеть друг друга, или, ученики работают стоя. Такая работа в какой-то мере помогает решить одно из условий организации здоровьесберегающего обучения – избежать длительного сидения за партой.

Малоподвижность во время урока негативно влияют на здоровье учащихся. Учитывая это, учителя не требуют от учеников сохранения неподвижной позы в течение всего урока

Физкультминутки – естественный элемент урока в начальных классах, он обусловлен физиологическими потребностями в двигательной активности детей. Они помогают снять статическое утомление различных мышц, ослабить умственное напряжение.

А гимнастика для глаз — снять зрительное утомление.

Систематически в процессе обучения в начальных классах проходят:

  1. Игровые перемены. Замечено, что если после урока ученики младшего звена гурьбой выбегают из класса, то это значит, что они сильно утомлены. Переутомление у школьников младших классов проявляется в двигательной активности. Снять утомление за несколько минут между уроками помогают динамические перемены. Подвижные игры с малой и средней подвижностью проводим прямо в коридоре перед кабинетами начальных классов. В таких играх большую роль играет эмоциональная окраска игры. Дети отдыхают не только физически, а получают ещё и заряд положительных эмоций.

2. Дни здоровья . Дети разучивают стихи, участвуют в викторинах, знакомятся или сами разрабатывают правила здорового образа жизни. В результате у детей формируется положительная мотивация к соблюдению этих правил.

  1. Динамические паузы , прогулки и игры на свежем воздухе.

Здоровый образ жизни не занимает пока первое место среди ценностей человека в нашей стране. Но если мы будем личным примером демонстрировать здоровый образ жизни, то только в этом случае можно надеяться, что будущее поколение будут более здорово и развито не только личностно, интеллектуально, духовно, но и физически.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль семьи в формировании навыков здорового образа жизни велика. Данная лекция предлагается для использовании на родительском собрании. Она в полной мере раскрывает роль родителей в формир.

Материалы МО. «Роль классного руководителя в формировании у учащихся навыков здорового образа жизни».

Основой формирования позиции созидателя в отношении своего здоровья является наличие у ребенка потребности в здоровом образе жизни. Но, такой потребности у ребенка дошкольного возраста еще нет. Соглас.

Хорошее здоровье во все времена являлось величайшей ценностью, но только в последние годы установлено, насколько тесно связано оно с образом жизни человека. Здоровье это не только правильная, но.

Выступление на ШМО классных руководителей.

Формирование потребностей и навыков здорового образа жизни у детей младшего школьного возраста.

Статья «Сохранение здоровья учащихся и формирование навыков здорового образа жизни&quot.

Источник

Читайте также:  Зож для всей семьи с чего начать
Adblock
detector