Меню

Формирование основ зож у старших дошкольников

Формирование основ здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста.
статья (старшая группа) по теме

Задача раннего формирования культуры отношения к своему здопровью АКТУАЛЬНА , современна и достаточна сложна.Дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья.Привычка к зоровому образу жизни — это главная, основная, жизненно важная привычка, поэтому дошкольное учереждение и семья призваны в дошкольном детстве, заложить основы здорового образа жизни, используя различные формы, методы, технологии работы.

Скачать:

Вложение Размер
обобщение опыта работы 23.43 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Формирование основ здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста».

Задача раннего формирования культуры здоровья актуальна. Многие философы, ученые отводили и отводят в ряду ценностей жизни первое место здоровью. Вересаев, известный русский врач и писатель, так оценивал здоровье «… с ним нечего не страшно, никакие испытания, его потерять- значит потерять все.

Искусство долго жить состоит, прежде всего, в том, чтобы научиться с детства следить за своим здоровьем. Поэтому приоритетным направлением в дошкольном образовании, является повышения уровня здоровья детей, формирования у них навыков здорового образа жизни (ЗОЖ), а также устойчивой потребности в регулярных занятиях физическими упражнениями.

Цель моей работы : сформировать у дошкольников основу здорового образа жизни, воспитывать осознанное отношение при выполнения правил здоровосбережения и ответственного отношения, как к собственному здоровью, так и здоровью окружающих.

  • Сформировать у детей адекватное представление о человеке, о строении собственного тела;
  • Осознать самоценность своей и ценность жизни другого человека;
  • Формировать потребность в физическом самосовершенствовании, в здоровом образе жизни;
  • Привить навыки профилактики и гигиены, первой медицинской помощи, развивать умение предвидеть возможные опасные для жизни последствия своих поступков для себя и своих сверстников;
  • Научит ребенка обращаться с опасными для здоровья веществами;
  • Ознакомить детей с травмирующими ситуациями, дать представления о правилах ухода за больными (заботиться, не шуметь, выполнять просьбы и поручения).
  • Формировать правильное поведение ребенка в процессе выполнения всех видов деятельности.

Ожидаемые результаты реализации работы по формированию привычки к ЗОЖ у старших дошкольников:

  • Создание системы комплексного подхода к формированию у дошкольников привычки к ЗОЖ;
  • Снижение количества заболеваемости детей;
  • Снижение поведенческих рисков, представляющих опасность для здоровья;
  • Обеспечение условий для практической реализации индивидуального подхода;
  • Повышение профессиональной компетентности в области формирования культуры здорового образа жизни;
  • Повышение заинтересованности работников ДОУ и родителей в укреплении здоровья дошкольников;
  • Стимулирование повышения внимания дошкольников и их родителей в укреплении здоровья, питания, здорового образа жизни, рациональной двигательной активности.

В настоящее время проблемой формирования ЗОЖ занимаются ученые из различных областей знаний: медицины и физиологии (В.Н.Дубровский, Ю.П.Лисицын,Б.Н. Чумаков), психологи(О.С.ОСадчук), экологии (З.И.Тюмасева, А.Ф. Аменд) и педагогика (В.Г.Алямовская,Г.К.Зайцев, Ю.Ф.Змановский, М.Лазарев, О.В.Морозова и др.).

Формирование культуры ЗОЖ является главным механизмом первичной профилактики в укреплении здоровья детей через изменения стиля и уклада жизни, их оздоровление с использованием гигиенических знаний в борьбе с вредными привычками, гиподинамией и преодолением неблагоприятных сторон, связанных с жизненными ситуациями.

При этом необходимо учесть, что образ жизни человека не складывается сам по себе в зависимости от обстоятельств, а формируется в течение жизни целенаправленно и постоянно.

Зачастую у детей отсутствует заинтересованность в занятиях оздоровительного характера. По мнению Г.К.Зайцева, это связано с тем, что во-первых, рекомендации по здоровому образу жизни насаждаются детям чаще всего в назидательной категорической форме и не вызывает у них положительных эмоциональных реакций, а во-вторых, сами взрослые редко придерживаются указанных правил в повседневной жизни, и дети хорошо это видят. Кроме того, выполнение необходимых правил здорового образа жизни требует от человека значительных волевых усилий, что крайне затруднительно для ребенка- дошкольника, имеющего недостаточно сформированную эмоционально- волевую сферу. Поэтому в работе с детьми важно помнить и соблюдать заповеди, сформулированные гениальным русским режиссёром К.С. Станиславским «…трудное- надо сделать привычным, а привычное- лёгким и приятным».

Исходя, из этого занятия оздоровительно-педагогического характера должны быть систематичными и комплексными, вызывать у ребенка положительные эмоциональные реакции, по возможности содержать элементы дидактической игры и двигательные упражнения. Кроме того, материалы подобных занятий должны находить отражения во всех режимных моментах дошкольного учреждения.

По словам Б.Н. Чумакова, купить здоровья нельзя, его можно только заработать собственными постоянными усилиями. Но для того, чтобы сохранить здоровье ребенка необходимо объединить усилия всех взрослых, окружающих его (родителей, воспитателей, врачей и др.), с целью создания вокруг него атмосферы наполненной потребностями, традициями и привычками здорового образа жизни. Таким образом, с ранних лет формируется определенная культура поведения и соответствующий стиль жизни. Знания, умения и навыки валеологического характера, заложенные в детском возрасте, станут прочным фундаментом для создания положительной мотивации к охране собственного здоровья во взрослой жизни.

  • Занятия физкультурой, прогулки;
  • Рациональное питание, соблюдение правил личной гигиены: закаливание, создание условий для полноценного сна;
  • Дружелюбное отношение друг к другу, развитие умение слушать и говорить;
  • Бережное отношение к окружающей среде, к природе;
  • Медицинское воспитание, своевременное посещение врача, выполнение различных рекомендаций по ЗОЖ;
  • Формирование понятия «не вреди себе сам».

Дети младшего дошкольного возраста понимают, что такое болезнь, но дать самую элементарную характеристику здоровью еще не могут. Вследствие этого никакого отношения к нему у маленьких детей практически не складываются. В среднем дошкольном возрасте у детей формируются представления о здоровье как «не болезни». Они начинают осознавать угрозы здоровью со стороны внешней среды (холодно, сквозняк, дождь), а также своих собственных действиях (есть мороженное, мочить ноги и т.д.). В старшем дошкольном возрасте благодаря возрастанию опыта личности отношение к здоровью существенно меняется. Работая над формированием мотивации здоровья и привычки к здоровому образу жизни у детей старшего дошкольного возраста, главная наша цель (результат, к которому стремимся) — обеспечить возможность сохранения и укрепления здоровья каждого ребенка, способствовать, снижению уровня заболеваемости детей группы, сформировать отношение к здоровью как к величайшей своей ценности в жизни (на доступном пониманию детей уровню). В свою очередь, наличие этой потребности помогает решить важнейшую задачу становления у ребенка позиции созидателя в отношении своего здоровья.

По результатам стартового мониторинга по здоровью сберегающей компетентности, дети старшей группы показали низкие результаты. Поэтому передо мной встала проблема, как сформировать у детей основу (привычку) ЗОЖ, приучить заботиться о своем здоровье.

Мною был разработан проект «Будь здоров!», который направлен на воспитание основ культуры здоровья и безопасности, формирования представления дошкольника о себе и о здоровом образе жизни, о правилах гигиены, охране здоровья и основывается на физиологических, психолого- педагогических, валеологических исследованиях.

В соответствии с проектом был составлен «Перспективный план работы по формированию навыков ЗОЖ». При составлении проекта были адаптированы и использованы разные программы, технологии и сборники разных авторов:

  • Программа «Здоровье» Л.Г.Татарниковой
  • Программа физического и валеологического развития детей дошкольного возраста «Азбука здоровья» Т.Э.Токаевой
  • Программа «Школа здорового человека» Г.И.Кулика,Н.Н.Сергиенко
  • Пособие «Я мое тело» С.Е.Шукшина
  • Программа «основы безопасности детей дошкольного возраста» Р.Стеркиной,Н.Авдеевой,О.Князевой
  • Программа «Разговор о правильном питании» М.М.Безруких, Т.А.Филипповой, А.Г.Макеевой
  • «Игровой массаж» — методика закаливания детей А.Умонской.

В проект включены разделы:

Принципы реализации проекта:

  • Доступность: учёт возрастных особенностей детей; адаптированность материала к возрасту.
  • Систематичность: постепенная подача материала от простого к сложному; частое повторение усвоенных норм и правил.
  • Наглядность: учет особенностей мышления.
  • Динамичность: интеграция проекта в разные виды деятельности.
  • Дифференциация: создание благоприятной среды для усвоения норм и правил ЗОЖ каждым ребенком.

В процессе образовательной и совместной деятельности я строила свою работу, чтобы дети активно двигались в течении дня. Правильно составленный режим дня пребывания ребенка в группе детского сада дал хороший результат: дети были активны, спокойны, отсутствовало возбуждение, у детей был прекрасный аппетит, они спокойно и быстро засыпали, просыпались бодрыми.

Формирование культуры ЗОЖ проходило на протяжении всего пребывания ребенка в детском саду:

  • Режимные моменты: утренняя гимнастика, прогулка, режим питания, послеобеденный сон.
  • Образовательный процесс: занятия «Здоровья» (гимнастика, познавательная деятельность, релаксация), минутки здоровья, минутки психологической разгрузки.

На протяжении проекта мною был разработан проект программы по валеологии для старшего возраста, также перспективный план работы по теме «Развитие двигательных умений и навыков старших дошкольников через подвижные игры». Таким образом, осуществлялся комплексный подход в формировании привычки к ЗОЖ.

Результаты итоговой диагностики, сравнительный анализ результатов выполнения заданий позволил отметить положительную тенденцию в здоровье сберегающей компетентности дошкольников. Также родители повысили свой уровень знаний по формированию у детей привычек и навыков к ЗОЖ.

Формирования здоровой личности дошкольника возможно при обеспечении действенной взаимосвязи физического воспитания с целенаправленным развитием его личности в специально созданной и гигиенически организованной социальной среде, способствующей развитию самоуправления, автономности, адекватности самооценки. На протяжении дошкольного возраста при соответствующей воспитательной и образовательной работе наблюдается позитивная динамика отношения ребенка к своему здоровью.

Важнейшей предпосылкой формирования у ребенка позиции созидателя по отношению к своему здоровью является наличие у него потребности в здоровом образе жизни, которая формируется при соблюдении ряда специфических условий, одним из которых является рефлексия ребенком своих физических возможностей и их взаимосвязи с состоянием здоровья. Полученные ребенком знания и представления о себе, своем здоровье, физической культуре, безопасности жизнедеятельности позволят найти способы укрепления и сохранения здоровья, приобретенные навыки помогут осознанно выбрать здоровый образ жизни, полученный опыт позволит избежать несчастных случаев.

Организация работы по формированию основ здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста позволило достичь следующих результатов:

  • Систематизирован материал по формированию у дошкольников основ ЗОЖ;
  • Накоплен опыт комплексного подхода при формировании у дошкольников основ ЗОЖ;
  • Наблюдается рост моей профессиональной компетентности в области формирования культуры здорового образа жизни;
  • Разработаны и внедрены в практику ДОУ: система практических занятий; учебно- методические материалы для детей, педагогов, родителей;
  • Имеет место положительная динамика здоровье сберегающей компетентности дошкольников в группе ДОУ.

Источник

Формирование здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста

Дата публикации: 11.05.2020 2020-05-11

Статья просмотрена: 307 раз

Библиографическое описание:

Симакова, М. Н. Формирование здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста / М. Н. Симакова, Е. В. Леденёва. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 19 (309). — С. 499-501. — URL: https://moluch.ru/archive/309/69863/ (дата обращения: 08.06.2021).

В статье авторы рассматривают вопрос формирования здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста. Предлагаются доступные формы проведения игр, нацеленных на формирование здорового образа жизни у дошкольников, которые смогут использовать в своей работе начинающие воспитатели.

Ключевые слова: дети старшего дошкольного возраста, здоровый образ жизни, игра.

С каждым годом здоровье детей ухудшается. Особую значимость, в связи с этим, приобретает тема формирования у детей ценностного отношения к здоровому образу жизни.

Наиболее перспективной возрастной категорией в воспитании здорового образа жизни являются дошкольники. В детстве происходит усвоение основной информации, выработка жизненных стереотипов, формируются различные представления. Именно дети старшего дошкольного возраста хорошо усваивают знания в процессе занятия или беседы. Мышление у них носит преимущественно наглядно — образный характер. Как отмечают психологи и педагоги, в старшем дошкольном возрасте закладываются основы нравственного, умственного, и физического развития человека, а также формируется здоровье, и складывается стереотип образа жизни. [5]

Обучение детей старшего дошкольного возраста предполагает формирование у них умения делать наблюдения и выводы, развитие логического мышления, работу над мыслительными процессами и операциями в целом. Таким образом, благодаря целенаправленному обучению, ребенку в этом возрасте открываются возможности развития логических форм мышления, овладения общими понятиями знаний из всех областей наук. [1]

Многие ученые, педагоги занимались проблемами воспитания здорового образа жизни у детей. Здоровье человека больше чем на 50 % зависит от образа жизни, на 20–26 % от окружающей среды, и на 19–25 % от наследственности, доказал в своих исследованиях Н. М. Амосов. Значит, здоровье детей, которое формируется под влиянием многих факторов, во многом предопределяется социальными факторами. [2]

Ребенок старшего дошкольного возраста сенситивен. Как поясняли С. Л. Рубинштейн, А. Н. Леонтьев, В. Н. Мясищев, у ребенка идет процесс формирования чувств, знаний, переживаний, оценок, развитие интересов и способностей. Всё это говорит о том, что формировать представления о здоровом образе жизни у детей старшего дошкольного возраста надо начинать на данном дошкольном этапе. [4]

Забота о здоровье детей прежде всего ложится на общество. Без влияния взрослого у ребенка не появится стремления вести здоровый образ жизни. Заботе о здоровье нужно учить. Самым сложным является создание условия, при котором ребенок сам захочет заботиться о своем здоровье. Работу по направлению к здоровому образу жизни надо начинать с детьми в семье и в дошкольных образовательных организациях, т. к. именно здесь есть все необходимые условия, которые могут позволить привить привычки основ здорового образа жизни.

Чтобы сохранить и укрепить здоровье подрастающего поколения, педагоги искали ранее и продолжают искать различные способы. Ученый Е. А. Покровский советовал использовать педагогам детские игры. Подвижные игры он рассматривал как средство физического и умственного развития и воспитания детей. Изучая использование игр, для развития и воспитания детей, ученый пришел к следующим выводам:

1) игра — это выражение потребности организма к деятельности;

2) в педагогике для достижения разнообразных задач можно успешно пользоваться играми;

3) игра не только помогает развитию и укреплению духовных и физических сил, но и является подготовительной школой для практической деятельности. [2]

Ученый говорил о том, что ребенок не может развиваться, если не знает цели и не имеет представления о себе и своих возможностях. Необходимо понимать себя, свои жизненные потребности, для того чтобы «чувствовать» других людей.

Отметим, что формирование у детей ответственности за свое здоровье — важная педагогическая проблема. Формирование у детей умений, навыков и знаний должно входить в доступные и интересные для него виды деятельности. Физкультурные занятия являются такой деятельностью. Они направлены на формирование ценностного отношения у детей старшего дошкольного возраста к здоровому образу жизни.

Дети будут получать удовольствие, наслаждаться от участия в двигательной деятельности, сопереживать в процессе взаимодействия и общения с другими детьми, самоутверждаться. Следует формировать у детей умения и навыки здоровой жизнедеятельности, мотивацию на здоровье, чтобы был интерес к физической деятельности. Это является основой формирования ценностного отношения у детей старшего дошкольного возраста к здоровому образу жизни. [3]

Кроме занятий физкультурой, которые улучшают физические качества, могут формировать двигательные навыки и умения, укреплять здоровье, для формирования ценностного отношения к здоровому образу жизни у детей старшего дошкольного возраста можно использовать игровые упражнения и игры, разработанные с учетом психологических и анатомо-физиологических особенностей детей. К этому числу можно отнести игры, которые используются для формирования представлений о здоровье, функций организма, практических действий по организации здоровой жизнедеятельности — специальные игровые задания и эстафеты.

По формированию у детей знаний о здоровом образе жизни к. п.н. С. Б. Шарманова предлагает проводить занятия познавательного развития «Уроки здоровья», тематические физкультурные занятия, праздники «Дни здоровья», которые направлены на сохранения и укрепления здоровья. [4]

На этих занятиях дети получат представления о физическом, социальном и психическом здоровье, о строении человеческого тела и работы основных органов и систем организма, о взаимосвязи между окружающей средой и состоянием здоровья человека, также освоят умения по уходу за своим телом, получат навыки общения, самоконтроля, овладеют приемами защиты и правилами поведения в различных ситуациях, и сформируется ценностное отношение к здоровому образу жизни. Нами выделены наиболее интересные и доступные формы проведения игр, нацеленные на формирование здорового образа жизни у дошкольников, которые смогут использовать в своей работе начинающие воспитатели.

Одной из форм объединяющей в себе все возможные виды двигательной активности является игра-путешествие. Проектируя такую игру педагог должен прежде всего сформулировать для себя цель игры, затем он разрабатывает сюжетную линию и обязательно должен учесть подведения итога в конце игры. Упражнения, которые будут использоваться воспитателем во время игры должны быть предварительно проработаны самим педагогом и нацелены на решение поставленных задач.

Позитивное настроение у воспитанников вызывает игровой самомассаж. именно он является основой для процедур закаливания. Систематическое выполнение самомассажа формирует у детей чувство осознанного стремления к ведению здорового образа жизни.

Интересным направлением можно считать игропластику. В основу ее методики заложены элементы йоги. Дети могут выполнять упражнения направленные на растяжку различных групп мышц, которые способствуют укреплению мышечной силы и гибкости.

Для укрепления работы органов дыхания подойдет методика дыхательной гимнастики, разработанная А. Н. Стрельниковой и ее семьей. Дыхательные упражнения представлены автором в частично ассоциативной форме, любой педагог без труда сможет их переработать в игровую форму.

Именно игровая форма проведения данных мероприятий позволяет быстро и доступно дать детям представление об основах здорового образа жизни. Воспитатель в сюжетной линии должен стремительно производить смену выполняемых упражнений, придерживаясь нужного темпа для конкретного упражнения. В дошкольной образовательной организации важное место должно отводиться мероприятиям, направленным на ведение здорового образа жизни: тематическим экскурсиям, беседам, играм, культурно-гигиеническим, закаливающим процедурам, физкультурно-оздоровительным развлечениям и др.

Таким образом, формирование у детей старшего дошкольного возраста представлений о здоровом образе жизни процесс сложный, на него влияют факторы развития государства, общественного мнения, образовательного и воспитательного процесса, личности педагогов, которые работают с детьми, и состояние семейного воспитания.

  1. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л. И. Божович. — Санкт-Петербург: Питер, 2009. — 400 с.
  2. Микляева Н. В. Дошкольная педагогика. Теория воспитания: учеб. пособие для студ. учрежд. высш. проф. образования / Н. В. Микляева, Ю. В. Микляева. — 3-е изд., стер. — Москва: Академия, 2013. — 208 с.
  3. Новикова И. М. Формирование представлений о здоровом образе жизни у дошкольников. Для работы с детьми 5–7 лет: Пособие для педагогов дошкольных учреждений/ И. М. Новикова. — Москва: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2009. — 221 с.
  4. Турченко В. И. Дошкольная педагогика: учебное пособие / В. И. Турченко. — Москва: Флинта, 2016. — 256 c.
  5. Якобсон С. Г. Дошкольник. Психология и педагогика возраста: методическое пособие для воспитателя детского сада / С. Г. Якобсон, Е. В. Соловьева. — Москва: Дрофа, 2008. — 176 с.

Источник

Читайте также:  Внеурочное мероприятие зож начальная школа
Adblock
detector