Меню

Формирование основ зож у детей дошкольного возраста посредством

«Формирование основ здорового образа жизни у дошкольников посредством валеологии»
статья по теме

«Формирование основ здорового образа жизни у дошкольников посредством валеологии»

Скачать:

Вложение Размер
valeologiya.docx 22.6 КБ

Предварительный просмотр:

«Формирование основ здорового образа жизни у дошкольников посредством валеологии»

Тема здоровья детей сегодня волнует всех. Проблема ухудшения

здоровья подрастающего поколения в последние годы приобретает все

большую актуальность. А здоровье человека закладывается в детстве.

Организм ребенка очень пластичен, он гораздо чувствительнее к

воздействиям внешней среды, чем организм взрослого; и от того, каковы эти

воздействия – благоприятные или нет, зависит, как сложится его здоровье.

Краткий обзор состояния здоровья детского и взрослого населения страны

показывает прогрессирующие тенденции к росту заболеваемости, снижению

здоровья и к сокращению продолжительности жизни. Будущее, как в

России, так и в мире, безусловно, за молодым поколением. Однако лишь

только здоровый человек с хорошим самочувствием, оптимизмом,

психологической устойчивостью, высокой умственной и физической

работоспособностью способен активно жить, успешно преодолевать

профессиональные и бытовые трудности.

Исследованиями отечественных и зарубежных ученых давно установлено,

что здоровье человека лишь на 7-8 % зависит от успехов здравоохранения и

на 50% от образа жизни. Чтобы быть здоровым, нужно овладеть искусством

его сохранения и укрепления. Этому искусству и должно уделяться как

можно больше внимания в дошкольном учреждении, так как дошкольный

возраст благоприятное время для выработки правильных привычек, которые

в сочетании с обучением дошкольников методам совершенствования и

сохранения здоровья приведут к положительным результатам.

Впервые о необходимости привития валеологической культуры человеку и

ее сущности заявил крупнейший отечественный микробиолог, врач Илья

Ильич Мечников. Он считал: самое главное — научить человека правильному,

безошибочному выбору в любой ситуации только полезного,

содействующего здоровью и отказу от всего вредного.

Поэтому, в настоящее время одной из актуальных задач, стоящих перед

педагогами, является сохранение здоровья детей в процессе воспитания и

Становление валеологической культуры человека обусловлено прежде всего

процессом воспитания, педагогическим взаимодействием взрослого с

ребенком, широким спектром педагогических средств и приемов.

Поэтому, важным звеном в работе детского сада является валеологическое

Валеология — наука о здоровом образе жизни, формировании здоровья.

В дошкольном образовании валеология ставит своей целью обучение детей

основным правилам и нормам укрепления здоровья и привития навыков

здорового образа жизни: активный труд, правильный отдых, закаливание,

занятия физкультурой и спортом, правильное питание, личная гигиена,

своевременное обращение к врачу.

Многолетний опыт работы показал, что недостаточно создать

благоприятные условия для развития здорового ребёнка, необходимо ещё и

сформировать элементарные знания о своём организме, осознанное ведение

здорового образа жизни.

Валеологическое воспитание должно осуществляться как во время занятий,

так и в свободное время. Ребёнок должен не только уметь чистить зубы и

делать зарядку, но и уметь любить себя, людей, жизнь. Только человек,

живущий в гармонии с собой, миром, будет действительно здоров.

Цель валеологического воспитания:

  1. Сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей;
  2. Воспитание культурно-гигиенических навыков;
  3. Формирование начальных представлений о здоровом образе жизни.
  1. формирование осознанного ведения здорового образа жизни;
  2. развитие самостоятельной активной деятельности по применению знаний об организме (гигиеническое поведение, безопасность жизни, физическое воспитание) ;
  3. формирование у ребёнка положительного отношения к своему физическому «Я»;

Формирование валеологической культуры у дошкольников – это

целостный процесс. Он требует овладения суммой определенных знаний

по валеологии и изучения разных приемов работы с детьми, а также

пропаганды валеологических знаний среди родителей.

С целью выяснения уровня валеологической культуры определения

содержания, формы и методов работы проделала предварительную работу:

диагностика детей, наблюдения за детьми, их поведения с самим собой и со

сверстниками. В результате оказалось, что зачастую небрежное отношение

детей к своему здоровью объясняется отсутствием необходимых знаний.

В содержании работы по валеологическому воспитанию значительное место

занимает проведение занятий с детьми познавательного характера.

На первом этапе работы наша задача помочь детям осознать себя как

человека, кто мы в этом мире. Ребёнок должен понять, чем люди

отличаются от животных и чем он, отличается от других людей.

Далее проходит знакомство с частями своего тела, которые они могут

видеть ( руки, ноги, голова и т. д.) , их назначением и уходу за ними.

Следующим этапом работы является ознакомление с органами чувств и с

тем как они функционируют. И только в старшем дошкольном возрасте

подводим детей к понятию организм, знакомим с внутренними органами.

При составлении работы необходимо включать и элементы ОБЖ.

Предлагать детям различные ситуации (ДТП, пожар, отравление, правила

на воде, вредные привычки, встречи с незнакомыми людьми и т.д.) в

результате которых, может пострадать человек. При рассмотрении этих

ситуаций учить оказывать первую помощь, запомнить правила, как нужно

вести себя, чтобы этого не произошло.

Особое внимание обращаю на доступность материала предлагаемого

дошкольникам, на используемые термины. Если мы начнём, объяснять

детям как функционирует тот или иной орган научным языком они не

поймут этого. Поэтому, надо доступно донести сведения до детского

сознания, не искажая основные валеологические понятия.

Формы, методы и приемы работы самые разнообразные. Это экскурсии,

наблюдения, рассматривание картин, занятия-беседы, разнообразные

дидактические и развивающие игры, игровые упражнения, эксперименты и

опыты, валеологические тесты и задачи, видео и аудиозаписи.

Занятия содержат познавательный материал, соответствующий возрастным

особенностям детей в сочетании с практическими

заданиями (оздоровительные минутки — упражнения для глаз, для осанки,

дыхательные упражнения и пр.) , необходимыми для развития навыков

ребенка. Так, шаг за шагом, ребенок накапливает опыт сохранения и

поддержания здоровья, овладевает соответствующей компетентностью,

стремится проявлять ее.

Основным результатом работы по воспитанию потребности к здоровому

образу жизни у детей является то, что к концу дошкольного возраста дети

способны понимать здоровье значительно, широко, как красоту, счастье,

успешность, а так же осознают, что здоровье находится в их руках.

Родители стараются прививать ребенку элементарные навыки гигиенической

культуры, следят за сохранением здоровья. Однако для осуществления

преемственности в формировании привычки к здоровому образу жизни у

дошкольников необходима совместная работа педагога и родителей.

Поэтому я стараюсь привлекать родителей к различному участию. Это и

создание атрибутов к сюжетным играм, и изготовление пособий. При

проведении проектной деятельности с удовольствием занимаются с

ребенком предложенным творчеством.

Быть здоровым — естественное желание каждого человека. Основы

физического и психического здоровья закладываются в детском возрасте.

Важно с самого детства формировать у человека здоровый образ жизни. Надо

учить ребенка любви к себе, к людям, к жизни. Только человек, живущий в

гармонии с собой и с миром, будет действительно здоров.

Обучая детей, я и сама научилась на много смотреть их глазами, удивляться

и радоваться. Я надеюсь, знания, полученные детьми в нашем детском саду,

позволят сформировать у них правильное отношение к своему здоровью,

взаимодействию с окружающей средой и людьми.

Источник

Формирование здорового образа жизни у дошкольников посредством валеологии

Елена Химюк
Формирование здорового образа жизни у дошкольников посредством валеологии

Детство – уникальный период жизни человека, в процессе которого формируется здоровье. Важно научить ребенка понимать, сколь ценно здоровье для человека и как важно стремиться к здоровому образу жизни. Здоровый образ жизни — это не просто сумма усвоенных знаний, а стиль жизни, адекватное поведение в различных ситуациях.

В настоящее время одной из приоритетных задач, стоящих перед педагогами, является сохранение здоровья детей в процессе воспитания и обучения. Формирование здорового образа жизни должно начинаться уже в детском саду.

Известно, что дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. Ведь именно до семи лет человек проходит огромный путь развития, не повторяемый на протяжении последующей жизни. Важно на этом этапе сформировать у детей базу знаний и практических навыков здорового образа жизни, сформировать полезные привычки, осознанную потребность в систематических занятиях физической культурой и спортом.

В последние годы одной из ведущих стала идея валеологизации образования, согласно которой здоровье детей рассматривается как приоритетная ценность, цель, необходимое условие и результат успешного педагогического процесса.

Валеология – наука о здоровом образе жизни, сохранении, формировании и укреплении здоровья.

Применительно к дошкольному образованию, валеология ставит своей целью обучение детей основным гигиеническим правилам и нормам, укрепления здоровья и привитие навыков здорового образа жизни.

Произошедшие в нашем обществе перемены отразились на состоянии здоровья всех возрастных групп. Наибольшую тревогу вызывает здоровье детей и подростков. По официальным данным ежегодно общий уровень отклонения в здоровье возрастает на 6,7%. Появляется все больше детей с частыми простудными заболеваниями, нарушениями осанки, излишним весом. Причин множество, но одна из них – малоподвижный образ жизни. Существует факт, что двигательная активность полезна для организма человека, это бесспорно.

Новая социально-экономическая действительность диктует необходимость формирования культа здоровья в сознании подрастающего поколения. Подписание В. В. Путиным Постановления “О повышении роли физической культуры спорта в формировании здорового образа жизни населения” показывает беспокойство государства за будущее страны.

Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) направлен на решение многих задач, но одна из них – охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия. Одно из направлений развития и образования детей (образовательная область)«физическое развитие». Физическое развитие включает приобретение опыта в двигательной деятельности, овладение подвижными играми, становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами.

Реализация опыта осуществляется в процессе специально организованного обучения, совместной деятельности педагога с детьми, самостоятельной деятельности детей.

Система работы с детьми предполагает различные формы, средства и методы формирования представлений о ЗОЖ. Основными формами работы являются занятия, досуги, режимные моменты, спортивные соревнования, праздники.

Применение данного опыта позволяет осуществлять личностно-ориентированный подход к обучению навыкам здорового образа жизни, вовлекать дошкольников в разнообразные виды деятельности, учитывать их интересы, склонности, уровень развития. Новизна опыта состоит в познавательной активности ребенка по изучению основ культуры здоровья в процессе разных видов деятельности, как совместной с педагогом и родителями, так и самостоятельной. Дошкольнику даются «живые» знания о ЗОЖ, которые получены практически, «чувственно»,которые можно уже сейчас применить в жизни, ощутить на деле их значимость. С ними можно поэкспериментировать, в них можно поиграть, их можно нарисовать, слепить, придумать рассказ. Такие знания гораздо естественнее и эффективнее приобретать в повседневной жизни, в конкретной жизненной ситуации.Именно в процессе своей практической деятельности ребенок должен узнавать: почему определенным образом надо умываться, чистить зубы, после каждого загрязнения мыть руки? Зачем делать зарядку, проветривать комнату, быть на воздухе? Почему надо днем спать, сидеть прямо, аккуратно есть, пользоваться салфеткой, полоскать рот? Научиться рассуждать о своем здоровье ребенок должен не со слов взрослого, а на основе собственного (конечно, пока элементарного) опыта. Знание ребенком основ гигиены, элементарных медицинских сведений, правил безопасности жизнедеятельности составляет фундамент формирования здорового образа жизни, способствующий, в свою очередь, эффективности всех оздоровительных мероприятий, проводимых в дошкольном учреждении и семье.

Идея моей работы заключается в том, чтобы создать такую «среду здоровья»,где любая деятельность: учебная, спортивная, досуговая – будет способствовать формированию у детей привычек и потребностей к здоровому образу жизни, становлению ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормам и правилами.

Считаю,что опыт моей работы может быть использован:

воспитателями детских садов,

педагогами дополнительного образования,

инструкторами по физическому воспитанию,

родителями дошкольников,

а так же теми, кто хочет видеть своего ребенка активным, успешным, крепким, жизнерадостным и любознательным, а значит ЗДОРОВЫМ!

В работе с детьми использовала следующие здоровьесберегающие технологии:

• воздушные ванны (облегчённая одежда, сон без маек)

• полоскание полости рта и горла кипячёной водой комнатной температуры (после приема пищи)

• босохождение во время подготовки ко сну, бодрящей гимнастики, на прогулке в летний период

• упражнения для коррекции осанки

• гимнастика для глаз

• гимнастика для ног, профилактика плоскостопия

• массаж биологически активных точек

• самомассаж Приложение №1 фото приложение №2

Для формирования представлений дошкольников о ЗОЖ использовала наглядные, словесные и практические методы.

В дошкольных учреждениях дети проводят значительную часть времени, поэтому качество всей окружающей среды и обстановки в детском саду имеет большое значение для правильного развития дошкольника. Основа здоровой среды — это прежде всего создание благоприятных гигиенических, педагогических и эстетических условий и комфортной психологической обстановки в группе. Здоровьесберегающая и развивающая среда способствует укреплению здоровья детей, закреплению знаний, умений и навыков. Для удобной работы были созданы картотеки дыхательной гимнастики, гимнастики для глаз, самомассажа, упражнений для профилактики плоскостопия, релаксационных упражнений, опытов по валеологии. Приложение №3

Ни у кого не вызывает сомнения, что в одиночку педагогу добиться решения всех задач, направленных на укрепление здоровья ребенка и его физическое воспитание, практически невозможно. Поэтому, одним из основных направлений оздоровительной работы с детьми является совместная работа с семьей в решении вопросов укрепления здоровья.

Для этого использовала различные формы и методы:

• анкетирование «Здоровье вашего ребенка», «Семья и ЗОЖ».

совместные акции: спортивные праздники, дни здоровья.

• индивидуальные консультации, рекомендации по организации режима дня, развитию двигательных навыков.

• памятки, буклеты из серии «Ступеньки здоровья»

• выставки детских работ по изодеятельности на тему ЗОЖ. Пр. №4

Таким образом, совместная работа всех взрослых, окружающих дошкольника, через выбор методов, средств и форм обучения, а также контроля за изменениями в стиле жизни создает фундамент культуры ЗОЖ, включающий в себя положительную мотивацию и знания, умения, навыки валеологического характера.

Работая в детском саду, и организуя с детьми занятия и различные виды деятельности по формированию у детей представлений о здоровом образе жизни, я поняла насколько важно и актуально это сегодня. Главная задача состоит в том, чтобы не допустить снижения имеющегося уровня здоровья ребенка. Выполнить его можно лишь при наличии четко продуманной системы, включающей оздоровительные мероприятия, гигиенический режим, психологический климат, индивидуализацию всех режимных моментов.

Об эффективности разработанных мероприятий по воспитанию здорового образа жизни свидетельствует положительная динамика в валеологическом развитии дошкольников:

Дошкольники овладели навыками самооздоровления: дыхательная гимнастика, гимнастика для глаз, самомассаж.

У детей сформировались представления о своем организме, повысился интерес к оздоровлению собственного организма.

Осознание детьми понятия «здоровье» и влияние образа жизни на состояние здоровья.

Здоровый ребенок – активный, жизнерадостный, любознательный. Значит, не зря мы шли по ступенькам здоровья,доказывая народную мудрость: «Всяк человек своего здоровья кузнец».

Формирование основ здорового образа жизни детей дошкольного возраста посредством культурно-досуговой деятельности Реагируя на все изменения социальных условий и требований общества, педагогика создает новые подходы к осуществлению образовательного процесса.

Индивидуальный план работы воспитателя «Формирование навыков здорового образа жизни у дошкольников» Индивидуальный план работы воспитателя МБДОУ №7 «Ляйсан» на 2014 – 2017 учебные г. Тема: «Формирование навыков здорового образа жизни у.

Формирование здорового образа жизни у детей младшего возраста с ОВЗ посредством использования природных факторов (опыт работы) Тема:«Формирование здорового образа жизни у детей младшего возраста с ОВЗ посредством использования природных факторов». РЕСУРСНЫЙ МЕТОДИЧЕСКИЙ.

Консультация для родителей «Формирование здорового образа жизни у дошкольников» Консультация для родителей Формирование здорового образа жизни у дошкольников Фундамент активного здорового долголетия закладывается в.

Консультация для родителей «Формирование здорового образа жизни у дошкольников посредством валеологии» Консультация для родителей на тему: «Формирование здорового образа жизни у дошкольников посредством валеологии» Выполнила воспитатель гр.

Консультация для воспитателей «Формирование здорового образа жизни дошкольников посредством валеологии» «Я не боюсь еще и еще раз сказать: забота о здоровье — важнейшая работа воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная.

Консультация «Формирование здорового образа жизни у дошкольников» БДОУ «Детский сад №8 г. Тары» Старший воспитатель: Наумова Евгения Викторовна «Формирование здорового образа жизни у дошкольников» «Идеал.

Образец отзыва о использовании методического материала «Формирование навыков здорового образа жизни у дошкольников» ОТЗЫВ об использовании методического материала при работе с родителями по теме: «Формирование навыков здорового образа жизни у дошкольников».

Опыт работы по теме «Формирование здорового образа жизни у дошкольников» Детство – уникальный период жизни человека, в процессе которого формируется здоровье. Все, что приобретено ребенком в детстве, сохраняется.

Тема самообразования «Формирование навыков здорового образа жизни у дошкольников» Тема самообразования: «Формирование навыков здорового образа жизни у дошкольников» «Здоровье — это вершина, которую каждый должен покорить.

Источник

Читайте также:  Зож рецепты от курения
Adblock
detector