Обеспечение физического развития и формирование культуры здоровья дошкольников (подготовительная группа)
светлана москвитина
Обеспечение физического развития и формирование культуры здоровья дошкольников (подготовительная группа)
Обеспечение физического развития и формирование культуры здоровья дошкольников ДОУ»
Цель физического воспитания в детском саду – формирование у детей основ здорового образа жизни.
Основные задачи инструктора по физическому воспитанию направлены на укрепление здоровья, как физического, так и психического развития каждого ребенка с учетом его здоровья.
Наш детский сад работает по программе М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой «От рождения до школы». В предлагаемой программе физкультурные занятия включают в себя не только организованное, систематическое обучение физическим упражнениям, но и работу с детьми по формированию правильной осанки и по предупреждению плоскостопия.
Полноценное физическое развитие дошкольника – это прежде всего своевременное:
• формирование двигательных навыков и умений;
• воспитание положительных нравственно-волевых черт характера личности (выдержка, решительность, смелость, целеустремленность, упорство);
• содействие в стимулировании деятельности сердечно – сосудистой и дыхательной систем, в формировании опорно-двигательного аппарата, как основу правильной осанки.
• большое значение для развития дошкольника имеют занятия физической культуры не только в зале, но и на улице, они являются одним из средств закаливания и профилактики заболеваний.
Влияние физкультуры на здоровье ребенка:
• улучшает обмен веществ;
• регулирует состав крови;
• благоприятно влияет на физическое и психическое развитие;
• тренирует сердечно-сосудистую систему;
• является профилактикой ряда заболеваний, в том числе и опорно-двигательного аппарата (плоскостопие, сколиоз и так далее);
• способствует своевременному возникновению двигательных и речевых навыков, их правильному развитию и совершенствованию;
• улучшает внимание и познавательные способности детей.
Физическое воспитание подразделяется на:
Утреннюю гимнастику, которая проходит каждодневно утром по 10-12 минут.
Физкультурные занятия, которые проводятся 3 раза в неделю по 30-35 минут.
Утренняя гимнастика – это оздоровительная работа по физическому воспитанию в детском саду. Она вовлекает весь организм ребенка в деятельное состояние, дает положительный настрой на весь день.
Гимнастика состоит из трех частей: вводной (ходьба, бег, основной (ОРУ) и заключительной (ходьба с упражнениями на восстановление дыхания) или игры малой подвижности. Она проходит в классической и игровой форме.
Физкультурное занятие – основная форма работы по оздоровлению дошкольника и формированию двигательных навыков и умений.
Занятие состоит из трех частей, как и гимнастика, но с добавлением ОВД (основных видов движений: прыжки, лазание, метание и. т. д.). В него входят: ритмика, подвижные игры, спортивные игры (эстафеты, оздоровительные упражнения для предупреждения плоскостопия.
Для повышениподвижным играм я двигательной активности детей старшего дошкольного возраста особое значение приобретает использование игр с элементами спорта (эстафеты). Эти игры способствую воспитанию у дошкольников положительных черт характера, создают благоприятные условия для воспитания дружеских отношений в коллективе, взаимопомощи.
К дети проявляют особый интерес. Они привлекают их своей эмоциональностью, разнообразием сюжетов и двигательных заданий, в которых имеется возможность удовлетворить свойственное детям стремление к движениям.
Увлекаясь игрой, ребятишки повторяют одни и те же движения много раз, не теряя к ним интереса. Такая активная двигательная деятельность детей значительно стимулирует работу самых разнообразных групп мышц, усиливает кровообращение и дыхание, улучшает обмен веществ.
Ритмика – это ритмические движения с музыкальным сопровождением. Дети с большим удовольствием двигаются под музыку, так как ритмика доставляет радость. Ребенок начинает понимать понятия: темп, ритм, стиль музыки.
Все это ведет физическому развитию и оздоровлению всего организма ребенка.
И в заключении – здоровьюсбережение у детей возможно при условии использования всех средств физического воспитания в ДОУ, а так же в семье.
Здоровые дети – будущее нашей страны!
1. Здоровьесберегающая система дошкольного образовательного учреждения / М. А. Павлова, М. В. Лысогорская. – М. : Изд. Учитель, 2012. – 186 с.
2. Теория и методика физического воспитания и развития ребенка. :Учеб пособие для студентов высших учебных заведений / Э. Я. Степенкова. – 2-ое изд., испр. – М. : Издательский центр «Академия», 2006. – 368 с.
Формирование основ здоровья и культуры здорового питания у дошкольников с использованием интерактивного ресурса (Слайд 1)В рамках выполнения гос. задания Минобрнауки Самарской области по разработке и апробации региональной комплексной программы по формированию.
Диагностика физического развития дошкольников Диагностика физического развития дошкольников С февраля по март 2014 года была проведена диагностика физического развития детей средней,.
Формирование пространственной ориентировки как основа развития физического здоровья детей с ОНР. Формирование полноценных физических движений является первостепенной задачей укрепления и совершенствования здоровья детей дошкольного возраста.
Роль ДОУ в сохранении физического и психического развития здоровья детей Консультация для воспитателей Роль ДОУ в сохранении физического и психического развития здоровья детей. «Забота о здоровье – это важнейший.
Формирование культуры здоровья педагога Здравствуйте уважаемые коллеги, рады вас приветствовать в нашем детском саду. Французский философ XVI века М. Монтель писал: “Самый ценный.
Использование здоровьесберегающих технологий при решении задач физического развития дошкольников Мастер — класс педагог года. Использование здоровьесберегающих технологий при решении задач физического развития дошкольников с учётом ФГОС.
Методическая разработка «Формирование культуры здоровья детей в спортивных секциях» 1. Плавание – залог здоровья 2. Первые шаги в большой и увлекательный мир спорта 3. Играем в водное поло 4. Задачи спортивно-игровой секции.
«Сохраним природу вместе». Статья о развитии экологической культуры поведения в природе у дошкольников Бедственное состояние экологии планеты и постоянное её ухудшение, требуют от современного человека и в том числе от подрастающего поколения.
Статья «Влияние арт-терапии на формирование психологической культуры и здоровья личности» Влияние арт-терапии на формирование психологической культуры и здоровья личности Аннотация Психологическая культура является важной составляющей.
Здоровьесберегающие технологии как средство укрепления физического и психического здоровья детей старших дошкольников 3. Ряд философов (Дж. Локк, А. Смит, М. В. Ломоносов, и др., психологов (Л. С. Выготский, В. М. Бехтерев и др., ученых-медиков (Н. М. Амосов, В. П. Казначеев,.
Источник
Формирование здорового образа жизни и развития дошкольников в процессе физического воспитания
Валентина Герасименко
Формирование здорового образа жизни и развития дошкольников в процессе физического воспитания
Актуальность. Здоровье, это самая большая ценность. Каждому человеку присуще желание быть здоровым и сильным. Считается, что уровень здоровья зависит от наследственных факторов, так же, от действия окружающей среды, но большую часть зависят от самого человека, от того образа жизни, который он ведет.
Цель. Формирование основ здорового стиля жизни посредством физического воспитания потребностей и умений самостоятельно заниматься физическими упражнениями и создании психолого-педагогических условий развития здоровья детей на основе их творческой активности.
Важнейшей задачей, определяющей особую значимость физического воспитания как основы всестороннего развития, является формирование здорового, закаленного, крепкого, отзывчивого, жизнерадостного, инициативного ребенка, хорошо владеющего своими движениями, любящего физические упражнения, способного к обучению в школе и к активной последующей творческой деятельности.
Физическое воспитание в дошкольных учреждениях — это единство цели, задач, форм, средств и методов работы, направленных на всестороннее физическое развитие детей и укрепление их здоровья.
Физические упражнения – основное специфическое средство физического воспитания оказывающего на человека разностороннее воздействие.
Они используются для решения задач физического воспитания: содействуют осуществлению умственного, трудового, а так же являются средством лечения при многих заболеваниях.
Ни в какой другой период жизни физическое воспитание не связано так тесно с общем воспитанием, как в дошкольные годы жизни ребенка, умственное развитие, мировоззрение, прочность знаний, вера в свои возможности и силы. Поэтому крайне важно правильно организовать развитие ребенка с самого раннего возраста.
Для успешной реализации задач воспитательно-оздоровительной работы, необходимо не только специально организованная деятельность, но и личный пример всех участников воспитания ребенка – педагогов и родителей.
Как говорят психологи, для создания мотивов достижения цели.
Родители и педагоги – это единомышленники и вопросы оздоровления они должны решать вместе.
Чтобы сохранить здоровье ребенка и заложить фундамент культуры будущего взрослого человека, педагог в своей работе должен применять следующие правила:
— Сформировать положительное отношение к физическим упражнениям, играм и закаливающим процедурам, к правилам личной гигиены, соблюдению режима дня;
— мотивация к занятиям физическими упражнениями;
— начальные навыки естественных движений общеразвивающего характера, основы ритмики, правильной осанки, умения ориентироваться в пространстве (игры, танцы и праздники, культура поведения, самостоятельность;
— уровень физической подготовленности, соответствующий нормативам
-корректный подбор физических упражнений по половому признаку (силовых упражнений для мальчиков и упражнений, подчеркивающих красоту и грацию, для девочек и т. п.);
-обеспечение ежедневного медико-педагогического контроля;
— привлечение родителей к организации физкультурно- оздоровительных мероприятий в детском дошкольном учреждении и реализация достаточной для ребенка двигательной активности дома;
-привлечение к организации занятий физическими упражнениями с детьми младшего дошкольного возраста детей старших групп (помощь в показе упражнений, проведение элементов разминки, организация игр с помощью воспитателя и др.)
Физкультурно-оздоровительная работа строиться с учетом следующих условий:
-формирование и развитие у детей дошкольного возраста стойкой мотивации (потребности) в занятиях физическими упражнениями;
-исключение стрессовых ситуаций на занятиях физическими упражнениями;
-использование многовариантных форм, средств и методов занятий физическими упражнениями с дошкольниками;
-личностно ориентированный подход к работе с дошкольниками;
-использование широкого комплекса упражнений, направленных на развитие всех сторон моторики ребенка;
-ипользование здоровьесберегающнго компонента физического воспитания детей дошкольного возраста.
Так же в процессе проведения регулярных закаливающих процедур дети обучаются оценке и самооценке своих ощущений. С этой целью для каждого из занимающихся можно использовать личную карточку, в которую ребенок регулярно может заносить свои ощущения: «чувствую себя хорошо» — квадратик закрашивается в голубой цвет,
чувствую себя плохо» — в красный. Руководствуясь этим, педагог может регулировать длительность процесса закаливания или освободить ребенка от процедуры.
В заключении хочу сказать, что обучение приемам биоуправления повышает уровень мотивации и осознанности при осуществлении движений и приемов ЗОЖ; повышается точность самооценки величины и динамики различных параметров функционального состояния, в том числе при мышечной деятельности и в условиях тренировки; улучшается точность само дозировки и самоконтроля за объемом и интенсивностью упражнений, повышаются скорость обучения и эффективность биоэнергетической реабилитации при патологии опорно-двигательного аппарата; наблюдается положительная динамика респираторной системы, аэробной производительности и улучшение показателей здоровья.
Таким образом, использование в практике работы по физическому воспитанию программы, базирующейся на учете возрастных особенностей дошкольного возраста, позволяет повысить эффективность процесса физического воспитания и оказывает положительное влияние на состояние здоровья и динамику физической подготовленности, а также на формирование интереса детей к систематическим занятиям и физическим упражнениям.
Используемая литература:
Бестужев – Лада И. В. Прогнозирование образа жизни М. 1997
Воробьев В. И. Здоровье в твоих руках. 1995 с. 11-15
Дивиденко Д. Н. Основы здорового образа жизни человека 1996 с. 15-23
Веракса Н. Е., Комарова Т. С., Васильева М. А. От рождения до школы.
Формирование у дошкольников культуры здорового образа жизни Минаева Светлана Васильевна старший воспитатель структурного подразделения «Детский сад» МБОУ «Вознесеновская средняя общеобразовательная.
Консультация для родителей «Формирование здорового образа жизни у дошкольников» Консультация для родителей тема: «Формирование здорового образа жизни у дошкольников» Дошкольный возраст является решающим в формировании.
Формирование навыков здорового образа жизни у дошкольников Формирование навыков здорового образа жизни является приоритетным направлением в педагогике, так как именно от этого зависит здоровье, правильное.
Формирование творческой личности у дошкольников в процессе физического воспитания Реализовывая образовательную область «Физическая культура» педагоги, как правило, обучают воспитанников основным движениям и различным способам.
Формирование экономического образа мышления дошкольников в процессе трудового воспитания Тема: Формирование экономического образа мышления дошкольников в процессе трудового воспитания. План: 1. Теоретические подходы в экономическом.
Формирование здорового образа жизни дошкольников Задача раннего формирования культуры здоровья актуальна, своевременна и достаточна сложна. Как укрепить и сохранить здоровье наших детей?.
Формирование здорового образа жизни дошкольников посредством валеологии Валеология — это наука поддерживать здоровье, вести активный образ жизни, приучаясь к нему с ранних лет. Слово «валеология» происходит от.
Формирование здорового образа жизни у дошкольников Задача раннего формирования культуры здоровья актуальна, своевременна и достаточна сложна. Как укрепить и сохранить здоровье наших детей?.
Игровой массаж как средство воспитания у дошкольников основ здорового образа жизни Основы здоровья и гармоничного развития, как известно, закладываются в детстве, когда ребенок активно растет, когда формируются и совершенствуются.
Формирование здорового образа жизни у дошкольников Есть такая поговорка: «В здоровом теле – здоровый дух». Первые представления о здоровье и здоровом образе жизни формируются уже в дошкольном.
Источник