Доклад на семинаре классных руководителей: «Формирование у студентов устойчивых нравственных идеалов через воспитание потребности в здоровом образе жизни»
методическая разработка на тему
Доклад классного руководителя
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_seminarkl_ruk_2017.docx | 38.21 КБ |
Предварительный просмотр:
Департамент образования, науки и молодежной политики
профессиональное образовательное учреждение Воронежской области
«Бутурлиновский механико-технологический колледж»
Доклад на семинаре классных руководителей:
«Формирование у студентов устойчивых нравственных идеалов через воспитание потребности в здоровом образе жизни»
Подготовила: классный руководитель КС- 31 группы
Как говорил Василий Александрович Сухомлинский: «Забота о здоровье – это важнейший труд педагога. От жизнедеятельности, бодрости наших детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы…».
Также он отмечал, что у большинства неуспешных учеников главной причиной отставания в учебе является плохое состояние здоровья, какое-либо заболевание, чаще всего малозаметное, но поддающееся излечению только совместными усилиями родителей, докторов и школы.
Наших студентов в большом смысле этого слова уже нельзя назвать детьми, но можно лишь подписаться под правильностью фраз, сказанных выше.
Здоровье зависит от множества факторов. Ныне преобладает мнение, что здоровье народа на 50% определяется образом жизни, на 20% — экологическими; на 20% — биологическими (наследственными) факторами и на 10% — медициной.
Состояние здоровья молодежи является важнейшим слагаемым здорового потенциала нации, поэтому сохранение и развитие здоровья студентов и формирование у них здорового образа жизни сегодня имеет приоритетное значение.
Здоровый образ жизни — это образ жизни, основанный на принципах нравственности, рационально организованный, активный, трудовой, закаливающий и, в то же время, защищающий от неблагоприятных воздействий окружающей среды, позволяющий до глубокой старости сохранять нравственное, психическое и физическое здоровье.
По определению Всемирной организации здравоохранения (B03) «здоровье — это состояние физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов».
Здоровый образ жизни включает в себя следующие основные элементы:
-плодотворный труд;
-рациональный режим труда и отдыха;
— искоренение вредных привычек;
-оптимальный двигательный режим;
-личную гигиену;
-закаливание;
-рациональное питание ;
— психологическую саморегуляцию и т.п.
Лекции и семинары, практические и лабораторные занятия, учебные практики, зачетные и экзаменационные сессии — основное время становления личности будущего специалиста среднего звена. Все это требует от студентов не только подготовленности, сосредоточенности, высокой работоспособности, но и хорошего, крепкого и стабильного здоровья.
Студентам рекомендуется:
— являться на учебные занятия полностью отдохнувшими. Ежедневная утренняя физическая зарядка поможет являться на учебу в хорошей физической форме;
— быть активными на учебных занятиях. Пассивное пребывание (присутствие во имя «галочки») — враг успехов;
— умело и активно использовать перерывы между занятиями. Помнить: движения являются лучшим источником восстановления и отдыха. Курение и наркотики, водка и пиво, безделье и сквернословие — тайные и явные враги профессионального роста.
Внеучебное, свободное время — время самосозидания, самосовершенствования. Именно по тому, как человек пользуется свободным временем, можно судить о его здоровом образе жизни.
Современные условия жизни ставят перед нами задачу – формировать у студентов убежденность в необходимости ведения здорового образа жизни (использования свободного времени с пользой для здоровья, соблюдения режима дня, выработки негативного отношения к таким вредным привычкам, как курение, пьянство, наркомания, и т. п.) и неслучайно в последнее время повышается роль образовательного учреждения как социального института, формирующего не только компетентного специалиста, но и полноценную, здоровую личность с такими сформированными качествами и свойствами личности как социальная активность, ориентация на здоровый образ жизни, эстетические идеалы и этические нормы жизни. Иными словами, здоровью надо учить.
Воспитательные планы классных руководителей нашего учебного заведения содержат обязательный раздел: Воспитание здорового образа жизни,
целью которого и является воспитание здорового образа жизни.
Всем известные з адачи этого раздела включают в себя:
— усвоение принципов и навыков здорового образа жизни, воспитание ответственности за собственную жизнь и здоровье;
— развитие физической культуры будущего специалиста как фактора его гармоничного развития, высокой профессиональной и трудовой активности, творческого долголетия;
— содействие правильному формированию и развитию организма, укреплению нравственного и психологического здоровья;
— профилактика вредных привычек и девиантного поведения;
В этой связи, как и всеми классными руководителями, мною ведется работа по этому направлению. В данном учебном году я являюсь классным руководителем КС-31 группы. То есть со своими студентами мы уже вместе третий год.
Так с КС-11 группой в 2015-2016 учебном году были проведены мероприятия по формированию ЗОЖ:
1)Встреча с наркологом Поповым О. Ю. по профилактике наркомании, токсикомании, табакокурения и алкоголизма.
2) Приняли участие в городском массовом велопробеге, посвященному Дню города.
3)Кл. час «Мы выбираем жизнь!».
С КС- 21 группой в 2016-2017 учебном году проводилось:
- Кл. час- экскурсия в городской музей на выставку « Анатомический театр», где для нас провели лекцию о последствиях вредных привычек человека. Зрелище, надо сказать, запоминающееся. Вы можете увидеть заметку о наших впечатлениях на сайте БМТК.
- Кл час : «Вред вейпинга».
- Участие в военно- спортивной игре «Щит ».
- На протяжении трех лет постоянными членами военно- патриотического клуба «Росы» являются 6 чел. В данный момент принимают участие в открытии и проведении турнира по боксу в ФОК «Звездный».
5) Заняли 1 место и выиграли кубок в соревнованиях по баскетболу среди учебных групп.
6) Принимали участие в волейбольном турнире колледжа.
2 студента: Литвинов Иван и Шелковников Никита являются членами сборной колледжа по волейболу и не раз среди других членов команды завоевывали призовые места различного уровня.
7) Принимали участие в шахматно- шашечном турнире БМТК. Студент Литвинов Иван занял 2 место по колледжу.
8) Приняли участие в Открытом мероприятии: «А ну-ка, парни!», организованном Архиповой О. Д. между группами КС- 21 и КС-31. Мы незначительно обошли соперников, ведь у нас была такая весомая поддержка в виде девочек БЭ- 21 группы.
9) Стараясь собственным примером увлечь ребят ЗОЖ, я совместно с другими нашими преподавателями также приняла участие в Областном мероприятии «Лыжня России» и сдаче норм ГТО (золотой значок). Теперь стараюсь активнее привлекать к участию в спортивном комплексе ГТО и своих студентов.
С КС- 31 группой в 2017- 2018 учебном году:
- Участие в спортивных мероприятиях:
Соревнования по перетягиванию каната «Группа- богатырь».
Открытое мероприятие: «Спорт- альтернатива пагубным привычкам».
В ближайшее время готовимся принять участие в мероприятиях, приуроченных ко Дню прыгуна и баскетбольном турнире.
- Был организован классный час с приглашением психолога колледжа Тертышного В. А. на тему профилактики компьютерной зависимости и игромании, а также проведено открытое родительское собрание совместно со студентами и Тертышным В. А. на тему «Профилактика интернет- рисков и угроз жизни».
- Также регулярно принимаем участие в конкурсе рисунков и плакатов по пропаганде ЗОЖ, осенних и весенних спартакиадах, Днях здоровья и обязательно совершаем прогулки на свежем воздухе!
См. Приложение: Презентация « Формирование у студентов устойчивых нравственных идеалов через воспитание потребности в здоровом образе жизни».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сценарий проведения родительского собрания на тему «Приоритетные направления формирования ценности здоровья и здорового образа жизни» с применением здоровье-сберегающей технологии. .
Описание материала находится в прикрепленных файлах.
Взаимодействие человека с природой чрезвычайно актуальная проблема современности.
Творчество предполагает самостоятельность в освоении и созидании ценностей образования, основанное на индивидуальности и оригинальности личности.По мнению В.А. Сластенина, организация образовательного.
От того, какие ценности будут сформированы у молодежи сегодня, насколько молодые люди будут готовы к новому типу социальных отношений — зависит путь развития нашего общества и в настоящее время.
Выступление с докладом на Семинаре классных руководителей: «Игра, как элемент воспитания».
Цель: формировать у детей знания и умения навыки по профилактике наркомании, алкоголизма, табакокуренияЗадачи: формирование здорового образа жизни и профилактика употребления наркотических веществ, ал.
Источник
IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум — 2017
ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРЫ ЗДОРОВЬЯ У СТУДЕНТОВ
Особая социальная группа которую составляет студенческая молодежь объединена определенным возрастом и учебными, трудовыми обязательствами. Множество факторов влияет на формирование культуры здоровья у студента: социальные, психологические, образовательные и другие. Большое значение имеет желание человека самому сохранить свое здоровье, нести личную ответственность перед самим собой.
Понятие культуры здоровья включает в себя теорию и знание, которые благоприятствуют и позволяют сохранить здоровье, учитывая повседневную активную деятельность. Культура здоровья каждой отдельной личности отражает ее всестороннее развитие и гармоничность во взаимодействии с окружающим пространством, способность к самоконтролю, и активную позицию по отношению к здоровью и его сохранению.
Определяющим в воспитании культуры здоровья студентов должно являться формирование и закрепление мотиваций и убеждений, основанных на полученных знаниях, приобретение потребности заботится о своем здоровье. Интеграция подобной культуры в обыденную жизнь не только студентов, но и каждого человека приведет к общему улучшению здоровья общества, повышению уровня жизни.
В настоящее время ценностные ориентации, связанные с ведением здорового образа жизни и культурой здоровья не занимают подобающего места в жизни студента. Отсутствие соответствующей ориентации в повседневном поведении и привычках вызывает расхождение между образом жизни студента, вызванным сложившимися условиями труда и обучения, и общими требованиями, предъявляемыми нам жизнью для сохранения здоровья. Устранение возникающего разрыва можно решить проведением комплексных работ по привитию здорового образа жизни, первостепенными источниками формирования культуры здоровья является семья и различные общественные институты, важная роль отводится работниками образовательных учреждений и культуры. Следует учитывать и гендерные особенности применительно к развитию навыков укрепления и сохранения здоровья, физической культуре, здорового образа жизни в целом. По имеющимся статистическим данным оценивают себя здоровыми больше юноши, хотя девушки в большинстве своем более внимательно относятся к собственному здоровью.
Сохранению здоровья студентов может помочь создание определенных условий, таких как физическое воспитание, обучение самоконтролю, формирование интереса к ведению здорового образа жизни. Стоит заметить, что несмотря на авторитет семейного института, образовательной среды, общества сверстников и других факторов¸ в настоящее время большое влияние оказывают информационные ресурсы, такие как интернет, социальные сети, телевидение. Часто доверие к средствам массовой информации даже выше чем степень доверия к знаниям полученным в образовательных учреждениях.
Непременным условием укрепления и сохранения здоровья студенческой молодежи является высокий уровень ее культуры, которая является обязательной частью общего развития каждого человека. Отсюда возникает необходимость всех сфер нашего общества в направленности на формирование ценности здоровья личности, как внешнего, так и внутреннего, формирование культуры здоровья. В отношении молодежи и студентов это особенно актуально.
Синягина Н. Ю., Кузнецова И. В. Здоровье как образ жизни// Н. Ю. Синягина, И. В. Кузнецова//Здоровье всех от А до Я. 2007. №2. С.41-47.
Бондин В. И. Здоровьесберегающие технологии в системе высшего педагогического образования // Теория и практика физической культуры. 2004. № 10. С. 15-18.
Браун Дж.В., Русинова Н.Л., Панова Л.В. Гендерные неравенства в здоровье // Социол. исслед. 2007. № 6. С.114-122.
Буйнов Л. Г. О мотивации к здоровому образу жизни студентов педагогического университета / В. П. Соломин // Молодой ученый. 2013. № 6. с. 730–732.
Кожанов В. В. Саморазвитие культуры здоровья студента в процессе спортивно-ориентированного физического воспитания // Теория и практика физической культуры. 2006. № 2. С. 12—14.
Источник
Развитие духовно-нравственных ценностей у студентов колледжа
статья
Проблемы духовно-нравственного воспитания в рамках СПО, вопросы морали, принципы духовно-нравственного воспитания – являются самыми актуальными на сегодняшний день. Актуальность проблемы связана, по крайней мере, с тем, что современное общество нуждается в подготовке широко образованных, высоконравственных людей, обладающих не только знаниями, но и прекрасными чертами личности.
Формирование духовно-нравственной культуры студентов в среднем учебном заведении — неотъемлемая часть образовательного процесса. Суть педагогической работы по нравственному становлению личности студента состоит в том, чтобы помочь ему раскрыть в себе моральные качества и достичь высокого уровня в самовоспитании.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_razvitie_duhovno-nravstvennyh_tsennostey_u_studentov_kolledzha.docx | 66.98 КБ |
Предварительный просмотр:
Волжский филиал ГАПОУ «Волгоградский медицинский колледж»
Развитие духовно-нравственных ценностей у студентов колледжа
Проблемы духовно-нравственного воспитания в рамках СПО, вопросы морали, принципы духовно-нравственного воспитания – являются самыми актуальными на сегодняшний день. Актуальность проблемы связана, по крайней мере, с тем, что современное общество нуждается в подготовке широко образованных, высоконравственных людей, обладающих не только знаниями, но и прекрасными чертами личности.
Формирование духовно-нравственной культуры студентов в среднем учебном заведении — неотъемлемая часть образовательного процесса. Суть педагогической работы по нравственному становлению личности студента состоит в том, чтобы помочь ему раскрыть в себе моральные качества и достичь высокого уровня в самовоспитании.
Воспитание студенческой молодежи – сложный процесс, он не дает быстрых результатов. Такая деятельность требует повседневной, целенаправленной, индивидуальной работы т.к. подросток продолжает формироваться как личность в процессе учебы в СПО.
Основной задачей преподавателей является воспитание в студентах самостоятельности в принятии решений, ответственности в совершаемых действиях и поступках, формирование в них способностей к самовоспитанию и саморегулированию отношений. Главные моральные требования к студентам выражены в Правилах для обучающихся, Законах и Уставах общественных объединений. Преподавателю важно иметь вытекающий из этих документов краткий набор требований, с которыми он мог бы сравнивать состояние духовной воспитанности основных личностных качеств своих студентов. Воспитание студента процесс многогранный. На этом этапе заканчивается процесс первичной социализации. Следовательно, перед СПО встают три не простые задачи. Во — первых, оно должно подготовить студента к труду , во — вторых, к созданию семьи , и, в-третьих, к общественной жизни, к выполнению гражданских обязанностей.
Духовность и нравственность являются важнейшими, фундаментальными характеристиками личности, именно они определяют поступки и деятельность человека в социуме.
Духовностью называют высшие стороны внутреннего мира, которые выражаются в человечности, сердечности, доброте, искренности, теплоте, открытости для других людей. Вот так довольно коротко и лаконично можно дать определение сложному понятию.
Нравственность представляет собой совокупность общих принципов поведения людей по отношению друг к другу и обществу. В сочетании они составляют основу личности, где духовность – вектор ее движения (самовоспитания, самообразования, самореализация), она является основой нравственности.
Духовно-нравственное воспитание направлено на формирование морального сознания и развития нравственных чувств у студентов. Оно представляет собой процесс организованного, целенаправленного как внешнего, так и внутреннего воздействия педагога на духовно-нравственную сферу личности. В нравственном воспитании применяются такие воспитательные приемы, как: просьба, поручение, распоряжение, постановка перед воспитанниками целей и перспектив. Студенты должны овладеть следующими нравственными качествами, чтобы правильно выстроить взаимоотношения с коллективом: гражданственность, предприимчивость, коммуникабельность, трудолюбие, взаимопомощь и т.д.
Семья как устойчивая социальная общность выступает монументальным фактором формирования человека, передачи социального опыта, исторической памяти людей, этнокультурных традиций. Но все-таки нельзя забывать и об образовательных учреждениях, где человек проводит много времени и формируется как личность.
Воспитание и развитие у студентов нравственности и высокой культуры является самой важной задачей в процессе становления личности. Преподаватели должны стремиться к формированию у студентов следующих качеств:
— нравственных чувств (долга, веры, совести, ответственности, патриотизма, гражданственности);
— нравственного облика (милосердия, толерантности);
-нравственной позиции (способности к различению добра и зла, проявлению самоотверженной любви);
— нравственного поведения (готовности служению людям, своей Родине).
В рамках учебных предметов составляющими духовно-нравственного воспитания являются: знания о нравственности, осознанные ценности и идеалы, которые затем становятся убеждениями и принципами. Можно выделить следующие виды деятельности, в процессе которых происходит познание духовно-нравственных ценностей:
— изучение законов Вселенной, природы, окружающей среды на занятиях естественнонаучного цикла;
— изучение моральных, эстетических норм и правил на предметах гуманитарного цикла, в процессе трудовой деятельности;
— восприятие произведений искусства (живописи, музыки, архитектуры);
— знакомство с жизнеописанием выдающихся людей, исторических личностей, учёных (воспитание на примере);
— выполнение общественно полезной деятельности (работа на участке колледжа, посадка деревьев);
— краеведческая работа, участие в различных экскурсиях, познавательных поездках;
— благотворительная деятельность, милосердие (посещение больных, детдомов, помощь пожилым людям).
В рамках подготовки к педагогическому совету со студентами нашего колледжа проводилось исследование «Выявление приоритетов духовно – нравственных ценностей студентов». В анонимном опросе участвовало 38 студентов (стоматология ортопедическая и сестринское дело).
Возрастной диапазон респондентов от 18 до 35 лет.
На основе результатов исследования духовно – нравственных ценностей студентов нашего колледжа выявлены следующие приоритеты:
- 89% студентов имеет цель в жизни, 11% не задумывались о цели в жизни;
- Наибольшую ценность для студентов представляет семья – 97% и здоровье – 63%, далее идут карьера — 42%; образование — 26%, друзья — 21 % и затем идут деньги — 18%. Деньги не являются приоритетной ценностью студентов, хотя четверть опрошенных главной жизненной ценностью считают жить в достатке. Здесь мы видим некоторое противоречие в ответах наших респондентов;
- Больше всего студенты опасаются проблем с трудоустройством в будущем и не встретить любимого человека;
- В людях респонденты больше всего ценят отзывчивость, доброту и ум, но при этом не ценят инициативность.
Таким образом, можно сделать вывод, что наши студенты ценят в людях отзывчивость, доброту, ум, а также главными ценностями для себя считают семью здоровье и образование, для них свойственны и духовно — нравственные, и сугубо прагматичные материальные жизненные цели.
Для того чтобы духовно-нравственные ценности стали неотделимой частью личности студентов, содержание учебных дисциплин должно иметь аксиологическую направленность (это приобщение студентов к миру ценностей духовной культуры), а усвоение этого содержания – происходить в различных учебных ситуациях с использованием активных форм деятельности.
Однако воспитание духовно-нравственной культуры студентов возможно только в том случае, если студент будет видеть перед собой достойный образ преподавателя, который может стать для него примером и которому он захочет подражать. Нравственность преподавателя, моральные нормы, которыми он руководствуется в своей профессиональной деятельности и жизни, его отношение к своему педагогическому труду, к студентам, коллегам – всё это имеет существенное значение для развития и воспитания духовно — нравственной культуры молодого поколения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья написана к научно-практической конференции «Великий строитель нашего нравственного порядка», посвященной 700-летию Сергия Радонежского.
В статье раскрывается проблема социальной активности подростков.
В работе отражены основные приемы и методы для формирования духовно-нравственных потенциалов у студентов СПО.
Духовность – одна из вечных проблем человечества, а воспитание на основе богатой русской традиции является важнейшей задачей современной педагогики. Социальная значимость воспитания духовных ценностей.
Доклад содержит материал о деятельности обучающихся ГПОУ ТО «АХТТ».
Программа духовно-нравственного воспитания.
В настоящее время одной из приоритетных задач, стоящих перед педагогами, является сохранение духовно — нравственного здоровья детей в процессе воспитания и обучения. Формирование высоко — .
Источник