Формирование нравственного здоровья дошкольника
ирина верещагина
Формирование нравственного здоровья дошкольника
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Унэгэтэйский детский сад «Колосок»
Формирование
нравственного здоровья дошкольников
Верещагина Ирина Федоровна
С первых минут жизнь каждого человека вплетена в ткань человеческих отношений. Человек не может жить без общения с другими людьми, он никогда не станет человеком, если рядом не будет другого человека – источника внимания и поддержки, партнера по игре и труду, носителя знаний об окружающем мире и способах его познания.
Первые формы социального контакта – улыбка, комплекс оживления, возникают инстинктивно в ответ на появление взрослого в поле зрения ребенка. Последующее развитие и дифференциация межличностной коммуникации являются необходимым условием полноценной жизни человека.
Развитие личности происходит по двум направлениям:
— социализации (присвоение общественного опыта)
— индивидуализации (развитие самостоятельности в принятии решений и организации своей деятельности)
Современная ситуация в образовании, и особенно в дошкольном, объективно является непростой. Неуклонно растет число сочетанных отклонений в развитии. Наряду со сложными аномалиями органического происхождения, заметен рост психогенных нарушений, проявляющихся в аутизации, агрессивности, нарушениях поведения и деятельности, тревожно-фобических расстройствах, искажениях процессов социализации. Фактически в специальной психологической помощи нуждаются не только дети, посещающие специальные образовательные учреждения, но и значительное количество детей, находящихся в ДОУ общеразвивающего вида, а также учащиеся СОШ.
Под нравственным развитием понимается формирование у детей «нравственной шкалы отношений», с помощью которой он может «измерить» свои и чужие поступки с общечеловеческих позиций добра и зла и не только оценить, но и подчинить свое поведение нравственным нормам.
Главными двигателями нормативного поведения становятся не мотивы, основанные на страхе наказания или получения положительного подкрепления, а мотивы бескорыстного доброжелательного отношения к другому, эмпатия, ценность совместной деятельности.
Структурные единицы системы личностно-социального развития дошкольников:
— целостная и мотивированная деятельность как основа всей жизни ребенка в ДОУ (методики: «Утреннее приветствие», «Наш день в детском саду», «Доска желаний», «Доска настроений»)
— профилактика и психологическая коррекция негативных эмоциональных состояний детей: тревожности, беспокойства, агрессивности (методики: «Сонные игрушки», «Коробочка добрых дел», «Доска настроений», «Релаксация с постепенным уходом», «Объединяющие игры с воспитателем»
— целенаправленная работа по развитию и закреплению нравственных представлений и навыков эффективной их реализации в общении и игре «Коробочка добрых дел», «О дружбе», «Изготовление вымпела группы», «Правила нашей группы», «Клубочек», «Виноградная гроздь», «Летопись нашей группы», «Домино», «Лото»)
— насыщение нравственным содержанием занятий по основным разделам программы («Работа над эмоциями по ознакомлению с искусством», «Музыкальные игры», «Занятия по ознакомлению с окружающим» Тема «Хлеб»)
— работа с семьей по выработке единых требований и методов воспитания «Психологическая гостиная»
Использование такой системы методик и игр позволит:
— повысить культуру межличностного взаимодействия детей в группе и семье
— повысить общую социальную зрелость, снизить их агрессивность, воспитать способы эффективного взаимодействия с людьми
— овладеть навыками регуляции своей импульсивности и агрессивности, что существенно повышает возможности социальной адаптации детей в обществе и является эффективной профилактикой дезадаптивных форм поведения в более старшем возрасте.
Не мало важным фактором является то,что:
— введение режимных ритуалов сплотило детей, способствовало формированию внимательного отношения детей друг к другу.
Самомассаж и массаж парами помогал не только укрепить физическое здоровье детей, но и снизить раздражительность и агрессию
— использование «сонных игрушек»решило проблему с дневным сном: дети перед сном были возбуждены, крикливы, долго не могли заснуть, сон был непродолжительным. С «сонными игрушками» дети уже спокойно готовились ко сну, быстрее засыпали
— дежурство по «кубикам-неделькам» помогло детям осознанно планировать свой день. К концу года дети знали дни недели, все режимные моменты
— дневник школьника и «Коробочка добрых дел» помогли лучше понимать ребенка, вместе с ним радоваться успехам. Привлечение к этой работе родителей способствовало улучшению семейных взаимоотношений.
Пособие «Формирование нравственного здоровья дошкольников» (игры, занятия, упражнения) Л. В. Кузнецова, М. А. Панфилова, М. ТЦ Сфера, 2003 г.
1. Ритуалы в жизни и на занятиях
— формирование эмоциональной децентрации, под которой понимается способность к восприятию и учету состояний, желаний и интересов других людей
-снятие тревоги в период адаптации ребенка в ДОУ
— развитие осознанного, ответственного отношения к режимным моментам
— развитие самостоятельности и сотрудничества
-повышение общего эмоционального фона и улучшение психологического климата в группе
2. Счастье – это когда тебя понимают
— развитие, осознание своих желаний, эмоций
— развитие эмоциональной децентрации
— повышение интереса и уважения к себе, к своей семье
— развитие понимания неоднородности социального мира
3. Хорошо, когда рядом друг
— осознание правил поведения в социуме и потребности их выполнения
— формирование взаимодействия дошкольника с детьми и с взрослыми
— обучение навыкам сотрудничества
— формирование позитивных детско-родительских отношений
Анкета для педагогов и родителей «Навыки общения»
Ф. И. ребенка___группа___
1.Изменился ли в положительную сторону ребенок за время пребывания в ДОУ:
а) в общении- с взрослыми дома (да, отчасти, нет); — с взрослыми вне дома (да, отчасти, нет); — с детьми (да, отчасти, нет)
б) в эмоциональном развитии (да, отчасти, нет)
в) в физическом развитии (да, отчасти, нет)
2. Снизилось ли количество ссор и конфликтов у ребенка по сравнению с началом года (да, отчасти, нет)
3. Использует ли ребенок физическую силу, сквернословие в момент ссоры (да, отчасти, нет)
4. Умеет ли ребенок самостоятельно познакомиться с новыми детьми или взрослыми (да, отчасти, нет)
5. Как реагирует ребенок на просьбы,замечания:
— агрессивно; — игнорирует, не слышит; — действует в соответствии с просьбой
6. Умеет ли ребенок сочувствовать, сопереживать (да, отчасти, нет)
7.Уитывает ли ребенок эмоциональное состояние:
— детей (да, отчасти, нет); — близких взрослых (да, отчасти, нет)
— незнакомых взрослых (да, отчасти, нет)
8. Под влиянием каких средств воздействия ребенок изменяет свое поведение
— крик (да, отчасти, нет); — физические угрозы (да, отчасти, нет); — физические наказания (да, отчасти, нет); — просьбы (да, отчасти, нет); — внушения (да, отчасти, нет)
9. Какие черты характера необходимо развивать ребенку для успешного общения с людьми___
10. Пожелания, рекомендации работникам ДОУ___
Ф. И. О. лица, заполнявшего анкету___
Консультация для воспитателей «Формирование нравственных качеств дошкольника» формирование нравственных качеств дошкольника Нравственность –правила, определяющие поведение; духовные и душевные качества, необходимые.
Доклад из опыта работы «Развитие творческой активности, укрепление здоровья ребенка через нетрадиционные методы оздоровления» МКДОУ «Детский сад № 10» Доклад на тему: «Развитие творческой активности, сохранение и укрепление здоровья ребенка через нетрадиционные.
Доклад «Игра — источник речевого развития дошкольника» «Игра-источник речевого развития дошкольника». Игра для них — учеба, игра для них — труд, игра для них — серьезная форма воспитания. Н. К. Крупская.
Доклад на тему «Использование детских мультфильмов в работе воспитателя» Проблема «дети и телевидение» волнуют всех: и родителей, и педагогов, и врачей. Сегодня почти для каждого ребенка телевидение стало чем-то.
Формирование духовно-нравственного отношения и чувства причастности к родному дому, семье, детскому саду, городу Решение задач воспитания духовно-развитой личности возможно только совместными усилиями семьи и образовательных учреждений. Одна.
Формирование духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста на культурных традициях своего народа Формирование духовно — нравственного воспитания детей дошкольного возраста на культурных традициях своего народа В наше сложное время каждый.
Формирование социальной компетентности дошкольника через семейную социализацию. Подлинная школа воспитания, сердечности, душевности и отзывчивости — это семья: отношение к матери, отцу, дедушке, бабушке, братьям, сестрам.
Консультация для воспитателей «Формирование экологической культуры дошкольника» Экологическая составляющая культуры педагогического труда. Жизнь может быть преображена утверждающим понятием культура. Н. Рерих. Выживание.
Опыт работы «Формирование духовно-нравственных качеств дошкольника» цель и задачи опыта. Цель: Формирование духовно — нравственных качеств дошкольника через детскую субкультуру. Задачи: 1. Создать условия.
Доклад «Формирование интереса к изодеятельности у детей 4–5 лет» Уважаемые Председатель и члены Государственной Аттестационной Комиссии! Вашему вниманию представляется дипломная работа на тему: «Формирование.
Источник
Формирование нравственного здоровья дошкольников
материал (младшая группа) по теме
из опыта работы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
fizicheskoe_vospitanie.doc | 129.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Формирование нравственного здоровья дошкольников.
(Из опыта работы) Никонова А.В.
Физическое воспитание – это то, что обеспечивает здоровье и доставляет радость
Работая над этой темой я поставила следующие цели:
- Способствовать созданию активной позиции в процессе получения знаний о здоровом образе жизни;
- Индивидуализировать физическое воспитание;
- Формировать:
— Потребность в физическом саморазвитии;
— Мотивационные основы здорового образа жизни;
— Психологический климат детского коллектива с помощью подвижных игр;
- Развивать навыки социального поведения;
- Учить детей действовать вместе и по одному, прилагая усилия для получения общего положительного результата;
- Развивать ловкость, быстроту реакции, координированность движений.
Использовала темы занятий
- «Зловредный Ап-Чих» (сказка о здоровье).
- «Думаю, говорю, действую…».
- «Человек-исследователь» I часть.
- «Человек-исследователь» II часть.
- «Сохранить здоровье чтоб…».
- «Я – девочка. Я – мальчик».
- В стране «Спортландии» (завершение проекта – сюжетно-спортивное развлечение).
Поддерживаю связь с узкими специалистами
- Инструктором по физическому воспитанию:
— Разучивание подвижных игр;
— Общеразвивающие упражнения (физкультминутки), используемые на занятиях в группе;
— Дыхательная гимнастика с использованием игровых приемов.
— Организация индивидуальных и подгрупповых занятий по теме проекта;
— Выставка картинок-подсказок «Что поможет не болеть?»
— Упражнения по логоритмике на занятиях по музыкальному воспитанию и в группе;
— Разучивание сюжетных подвижных игр с музыкальным сопровождением.
Работа с родителями
- Помощь детям в создании книжки-малышки «Моя копилка здоровья».
- Организация занятий и спортивных праздников с участием родителей.
- Тематическое родительское собрание «Двигательный игротренинг для дошкольников» (о физическом воспитании детей дошкольного возраста).
- Консультации на темы:
- — «Подвижные игры для детей от 3 до 7 лет»;
— «Лечебная физкультура в комплексном лечении и профилактике простудных заболеваний детей»;
— «Дыхательная и звуковая гимнастика».
На каждом занятии используются ритуалы приветствия, так называемые «минутки вхождения в день». Их цели:
- Способствовать психическому и личностному росту ребенка;
- Помогать детям адаптироваться к условиям детского сада;
- Развивать навыки социального поведения;
- Способствовать повышению общего эмоционального фона и улучшению психологического климата в группе.
- Вот некоторые примеры подобных «минуток»:
- Приветствие сопровождается движениями, дети сидят на ковре в кругу:
- Собрались все дети в круг,
Я – твой друг и ты – мой друг.
Вместе за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся! Взяться за руки и посмотреть друг на друга с улыбкой
- Давайте поприветствуем друг друга с помощью колокольчика. Дети, называя имя соседа в ласковой форме, передают друг другу колокольчик. Например:
– Здравствуй, Настенька! Дин-дон-дон!
– Здравствуй, Сашенька! Дин-дон-дон! И так далее, пока колокольчик не обойдет весь руг.
Доброе утро, глазки!
Потереть глазки, сделать из пальчиков бинокль и посмотреть друг на друга.
Доброе утро, ушки!
Погладить ушки, приложить ладошки за ушками (изобразить уши слона).
Доброе утро, ручки!
Погладить рука об руку, похлопать в ладоши.
Доброе утро, ножки!
Погладить ножки, встать на коленки, руки – в упоре перед собой и постучать носочками по ковру.
Доброе утро, дети!
Поднять руки вверх!
Минутки вхождения в день помогают детям лучше чувствовать себя в детском коллективе в начале дня.
Предлагаемые варианты открытия дня могут быть расширены и дополнены самими.
1. «Зловредный Ап-Чих» (сказка о здоровье)
— Игровое взаимодействие в подражательной деятельности;
— Речь и память детей;
- Закреплять знания основных цветов у детей младшего возраста;
- Устанавливать положительные взаимоотношения между детьми.
- Приветствие (Дети сидят на ковре в кругу)
- Слушание сказки «Зловредный Ап-Чих»
А. В. Потапова /Альбом с игровыми заданиями старшего дошкольного возраста/
Изд-во «Вэсэлка», 1988 г.
- Упражнение «Сочини окончание сказки»
Дети предлагают свои варианты окончания сказки
o Дети встают по кругу, поднимаясь на носочки в ритме слов:
— Солнце, солнце, солнышко,
o Одну руку, согнув в локте, поднимают над головой, другую – на уровне груди, имитируя окно, проговаривают следующие слова:
Выгляни в окошко,
- Медитация «Поделись своим теплом».
Педагог предлагает ребятам опуститься на коврик и представить себя на теплом солнечном берегу у моря или на полянке. Мягким вкрадчивым голосом педагог озвучивает слова Солнышка (игрушка или картинка улыбающегося Солнышка).
Солнышко: «Дети, я люблю вас: ваши глазки, улыбки, ваши добрые и заботливые руки. Я радо тому, что могу заглянуть к вам в окошко и увидеть вашу группу и вас – дружных и добрых ребят. Я вижу, что у вас нет драк, ссор и обид. Это мне помогает сиять ярко-ярко и дарить вам свое тепло. Я знаю, что вы тоже любите делать друг другу подарки. Возьмите сейчас друг друга за ручки и почувствуйте, как мое тепло течет по вашим ручкам. И вы передайте его от одного к другому».
- Дыхательная гимнастика с использованием игровых приемов «Бабочки»
Вырезать из фантиков от конфет бабочек и подвесить их на ниточках к одной вертикально натянутой нити (веревочке) или к обручу.
Воспитатель предлагает подуть на бабочек длительным и плавным выдохом, «чтобы они полетели», произнося при этом народную поговорку:
Полети на облачко,
На березовой ветке!
Для детей 5 – 7 лет:
Ведение личного дневника «Моя копилка здоровья».
Детям раздать скрепленные в блокнот листочки. Оформление I-го листа. Девиз: «Доброта – самая главная защита для здоровья». На первом листе – изображение улыбающегося Солнышка с овальными вытянутыми лучами, которые размечены на деления.
Можно закрасить одно деление на лучике – если выполнил упражнение, полезное для здоровья.
Для детей 3 – 4 лет:
— Раскрасить заранее заготовленные картинки с изображением спортивного инвентаря, используя четыре основных цвета (красный, синий, желтый, зеленый);
— Свободное рисование иллюстраций к сказке «Зловредный Ап-Чих»
Круг 2. «Думаю, говорю, действую»
- Расширять поле активной творческой мыслительной деятельности;
- Развивать навыки анализа и синтеза;
- Совершенствовать речь и память детей;
- Тренировать навык правильной осанки;
- Укреплять мышцы брюшного пресса и позвоночника;
- Развивать координацию движений и речи;
- Формирование глубокого ритмичного выдоха и вдоха.
- Приветствие
- Решение логических заданий (устно, с использованием наглядных средств)
Задания для детей 3 – 4 лет:
— «Четвертый лишний» (добиваться использования обобщающих слов, например, «игрушки», «посуда», «мебель» и других);
— «Что пропало?» (использовать 4 – 5 предметов, меняя их местами и по очереди, убирая некоторые из них).
Задания для детей 5 – 7 лет:
— «Куча-мала». Плакат с изображением предметов с наложенным контуром.
— «Чего не хватает?». Плакат с изображениями, например:
Будка; Кость в миске; Щенок