Статья «Формирование навыков ЗОЖ у детей с ОВЗ в условиях школы-интерната».
статья на тему
Доклад «Формирование навыков ЗОЖ у обучающихся с ОВЗ в условиях школы-интерната» был зачитан на ШМО воспитателей и кл.руководителей в МКОУ ШИ , г. Королев. На основе данного доклада была написана эта статья. Вней представлены материалы из опыта работы педагога Амановой М.Б. В своей педагогической деятельности на экологию и наследственность мы влиять не можем. Единственное, на что мы, педагоги, можем влиять – это образ жизни, привычки и поведение человека (которые формируются в семье и школе) через формирование навыков здорового образа жизни (ЗОЖ).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_formirovanie_navykov_zozh_u_obuchayushchihsya_v_usloviyah_shkoly-internata_dlya_detey_s_ovz.docx | 966.47 КБ |
Предварительный просмотр:
«Формирование навыков ЗОЖ у обучающихся с ОВЗ
в условиях школы-интерната».
Доклад на ШМО подготовила Аманова М.Б., учитель МКОУ ШИ , г. Королев
Здоровье – ключевая ценность для любого человека, независимо от его местожительства. Здоровье – это гармония духа и тела.
ВОЗ (Всемирная организация здравоохранения) определяет «здоровье как состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней или физических дефектов». Педагогическая литература даёт следующие определения:
Здоровье физическое – это совершенство саморегуляции в организме, гармония физиологических процессов, максимальная адаптация к окружающей среде. ( Это также генетика, иммунитет, конституция человека, двигательная активность, спорт, отсутствие болезней ).
Здоровье психическое — это высокое сознание, развитое мышление, моральная сила, побуждающая к созидательной деятельности. ( Это и эмоциональный самоконтроль, темперамент, нервно-психическое равновесие, ЦНС).
Здоровье социальное – это адекватная оценка своего «я», самоопределение личности в социальных условиях микро- и макросреды. ( Это умение ребёнка находиться в коллективе и разрешать конфликты мирным путём, умение освоить программу обучения, это благополучие в семье).
Таким образом, между здоровьем и полным благополучием можно поставить знак равенства. На здоровье человека оказывают влияние следующие факторы в процентном соотношении:
-образ жизни, условия труда и проживания, привычки и поведение – 50-53%;
— внешняя среда, природно-климатические условия, экология – 8-10%;
Проанализировав факторы риска для здоровья, делаем вывод, что состояние здоровья на 50% зависит от самого человека, от его образа жизни! В своей педагогической деятельности на экологию и наследственность мы влиять не можем . Единственное, на что мы, педагоги, можем влиять – это образ жизни, привычки и поведение человека (которые формируются в семье и школе) через формирование навыков здорового образа жизни (ЗОЖ).
В условиях круглосуточного пребывания детей в школе-интернате педагоги и медперсонал могут активно влиять на все компоненты, составляющие здоровье.
На физическое здоровье школьников мы можем влиять непосредственно через организацию игр на свежем воздухе, проведение дней здоровья, проведение спортивных общешкольных мероприятий, организацию спортивного досуга, реабилитационное лечение и физиотерапию.
На психическое здоровье школьников можем влиять опосредованно через систему коррекционных занятий с психологом на снятие нервно-эмоционального и физического напряжения (релаксацию); коррекцию аутоагрессивного поведения, через регулирование конфликтов в детском коллективе путем создания доброжелательного эмоционального климата, психологического комфорта ребёнка посредством игровой терапии, сказкотерапии, арттерапии.
На социальное здоровье учащихся мы можем влиять посредством игр, направленных на сплочение коллектива, на взаимодействие, на снятие физического и эмоциональгного напряжения. (Игра «Небо синее «Узнай голос друга», «Бабушка, распутай клубочек» и др.); через общение с родителями учащихся.
ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА ЗДОРОВЬЕ:
Отсюда вытекает вывод, что состояние здоровья на 50% зависит от самого человека ! На экологию, на генетику и уровень здравоохранения по объективным причинам педагоги никак не могут влиять. Мы можем повлиять на образ жизни учащегося: на привычки, поведение через формирование навыков ЗОЖ .
В понятие ЗОЖ входят:
- Рациональное питание ( организация гипоаллергенного питания)
- Физическая активность, рациональная организация двигательной активности учащихся.(Движение – это жизнь).
- Психологический комфорт ( положительные эмоции, психологическая помощь ребёнку).
- Духовное здоровье (это система мышления и познания мира и умение жить в нем в согласии с собой, друзьями и обществом).
- Отказ и профилактика вредных привычек: табакокурения, выпивка, алкоголь, наркомания.
- Рациональная организация учебной деятельности ( это – уроки физкультуры , динамические паузы, физкультминутки, чередование уроков в расписании)
- Медико-просветительская работа (беседы с врачами, закаливание, физиотерапия, реабилитационное лечение)
- Профилактика детского травматизма (занятия по ОБЖ, изучение правил дорожной безопасности, правила поведения на улице и в экстремальных ситуациях).
Система работы по формированию ценностей здоровья и навыков ЗОЖ у школьников состоит из нескольких этапов:
1.ЭТАП — ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ : Определение целей и задач, устное и письменное анкетирование учащихся, сбор и обработка медицинских данных- анамнеза ребёнка, выявление семейных ценностей , установок и привычек, изучение социального окружение ребёнка через общение с родителями.
П. ЭТАП – ОБУЧАЮЩИЙ . Это активные формы и методы обучения :
— обучение навыкам гигиены и основам рационального питания.
— АНТИТАБАЧНЫЙ И АНТИНАРКОТИЧЕСКИЙ БЛОК: презентации по ЗОЖ, интерактивные игры, беседы, обучение умению сказать «нет» в проблемных ситуациях, обучение навыкам отказа в провокационной ситуации, ролевые игры по тематике ЗОЖ, изучение устройства человеческого организма на уроках биологии и влияние вредных привычек на здоровье человека.
Ш. Этап – собственно, ПРОФИЛАКТИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ, или оздоровительно-воспитательная, которая включает в себя: утреннюю гимнастику, уроки физкультуры, участие в спортивных соревнованиях. Это также проведение викторины по ЗОЖ, выставки рисунков и плакатов по данной теме рисунки по ЗОЖ и ролевые игры.
Из всех вышеперечисленных методов формирования З.О.Ж., я и мои коллеги применяют следующее:
Обучение навыкам гигиены: мытье рук перед едой и после посещения туалета. В умению содержать свои тумбочки и предметы гигиены в порядке ( мыло – в мыльнице, зубную щётку – в футляре, одежду– на полке в шкафу, школьную одежду – на вешалку, мытье ног с мылом перед сном и водные процедуры в банные дни).
- По гигиене глаз в 6- классе мною проведена беседа «Здоровые глаза» с разучиванием комплекса гимнастики для глаз.
- Проведены вечерние классные мероприятия спортивной направленности, такие как «Турнир по шашкам», Спортивные мини-игры «Меткий глаз». «Попади в цель — Кольцеброс», Презентация- викторина о зимних видах спорта.
- Проведены беседы, дискуссии и ролевые игры на 6- классе.
Ролевая игра «Умей сказать «Нет!» вредным привычкам» Цель мероприятия: — смоделировать проблемные ситуации и обсудить поведенческие реакции, и найти оптимальные пути решения; развивать критическое мышление, выработать умение противостоять давлению сверстников («провокатора», «подстрекателя»). Дискуссия «Наши враги – алкоголь, табак, наркотики» .
- В теплое время года во время прогулок организовывались игры с мячом (вышибалы, Штайнер-бью ), игра в футбол на футбольной площадке., игры со скакалками.
- В 1 –й и начале второй четверти во время прогулок дети активно использовали тренажеры для занятий. (ФОТО)
- Мною проводились беседы с учениками по здоровому питанию.
Мною проведена беседа с презентацией «Здоровое питание – путь к отличным знаниям», Презентация по витаминам.
Народная мудрость связывает состояние духа и тела с тем, как люди питаются – « Мы есть то, что едим». «Красиво, да животу тоскливо», «Сытое брюхо – к учению глухо», «Гречневая каша сама себя хвалит», «Бездонную бочку не накормишь, жадное брюхо – не наполнишь».
30 ноября 2015г мною проведено общешкольное мероприятия по ЗОЖ « Как правильно питаться. Вредные и полезные продукты ». Перед мероприятием проведена большая подготовительная работа . Была организована выставка поделок из овощей и фруктов. (Рисунок1,2.)
- Одна из форм поддержания здоровья – это движение.
Доказано, что систематическая двигательная активность человека приводит к выработке у него эндорфинов и серотонина, повышающих эмоциональное состояние, и снимающих депрессивные .
«Если познавательные процессы протекают на фоне положительных эмоций, то вырабатываются также нейротрансмиттеры, КАК ГАММА-АМИНОМАСЛЯННАЯ КИСЛОТА, АЦЕТИЛХОЛИН, ИНТЕРФЕРОНЫ И ИНТЕРЛЕЙКИНЫ. Они активизируют мышление и делают запоминание и усвоение более эффективным! Если же процессы обучения построены на негативных эмоциях, то высвобождается адреналин и кортизол, которые снижают способность к учению и запоминанию» (Марьяна Безруких, акад.РАО).
Поэтому важным является включение в программу профилактики вредных привычек регулярных занятий физкультурой и спортом .
На самоподготовке воспитатели используют динамические паузы (физкультминутки).
В своей воспитательной работе я и коллеги также используем игры на свежем воздухе (осенью и весной) и прогулки – зимой, игры в настольный теннис во внеурочное время.
Направления воспитательной работы, формы и методы разнообразны, но все они заточены на формирование здорового жизненного стиля у подростков, формирования мотивации к ЗОЖ, и формирования у детей стойкой негативной установки по отношению к вредным привычкам (как способа решения психологических проблем).
«Что посеешь, то и пожнешь», — гласит народная мудрость. Здоровый привычки нужно прививать с детства!
Источник
Формирование у детей с ОВЗ положительного отношения к своему здоровью и здоровому образу жизни
Наталья Ястребова
Формирование у детей с ОВЗ положительного отношения к своему здоровью и здоровому образу жизни
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ
ШКОЛА-ИНТЕРНАТ СТ-ЦЫ НИКОЛАЕВСКОЙ
«ФОРМИРОВАНИЕ У ДЕТЕЙ С ОВЗ ПОЛОЖИТЕЛЬНОГО ОТНОШЕНИЯ К СВОЕМУ ЗДОРОВЬЮ И ЗДОРОВОМУ ОБРАЗУ ЖИЗНИ»
«ФОРМИРОВАНИЕ У ДЕТЕЙ С ОВЗ ПОЛОЖИТЕЛЬНОГО ОТНОШЕНИЯ К СВОЕМУ ЗДОРОВЬЮ И ЗДОРОВОМУ ОБРАЗУ ЖИЗНИ».
Цель: способствовать формированию мотивации детей к здоровому образу жизни и их ответственного поведения по сохранению и укреплению своего здоровья.
— Формировать у школьников убежденность в необходимости ведения здорового образа жизни (использование свободного времени с пользой для здоровья, соблюдение режима дня, выработка негативного отношения к таким вредным привычкам, как курение, пьянство, наркомания, самолечение).
— Развитие у детей лидерских качеств и умений самостоятельно работать со сверстниками по продвижению ЗОЖ.
— Воспитание чувства ответственности за состояние своего здоровья, привитие любви к занятиям физкультурой и спортом.
«Приобрести здоровье – храбрость,
Сохранить его – мудрость,
А умело распорядиться им – искусство»
Здоровье – одна из важных составляющих целостного развития человека, характеризующая его жизнеспособность в единстве телесных и психических характеристик.
В рамках модернизации системы образования одной из главных задач является воспитание обучающихся, обеспечение необходимой информацией, позволяющей сохранить и укреплять здоровье, формирование гигиенических навыков, норм и правил здорового образа жизни, убеждений в необходимости сохранения своего здоровья. Содействию у школьников ответственности за собственное здоровье и здоровье окружающих.
Большинство детей, поступающих в специальные коррекционные школы, обладают целым «букетом» различных заболеваний – это нервно – психические расстройства, нарушение моторики и координации движения, сколиоз, снижение остроты слуха и зрения, кариес и т. д.
Эти негативные явления взаимосвязаны и взаимообусловлены множеством экономических и социальных причин, а так же образом жизни. Значительный процент учащихся с ограниченным интеллектом живут в неблагополучных семьях, где не получают не только полноценного питания, навыков культуры поведения, но даже элементарных понятий о здоровом образе жизни.
Здоровый образ жизни — одна из актуальных тем нашего времени, Всё больше людей, школьников с новыми технологиями, большими нагрузками, ведут неправильный образ жизни. В 21 веке издаётся и переиздаётся большое количество книг, посвящённых этим вопросам. И только лень может помешать современному человеку найти нужную информацию о том, насколько важно правильно питаться, вести подвижный образ жизни, соблюдать гигиену.
Проблема формирования здорового образа жизни не в полной мере получила в специальной литературе детальной теоретической и методической разработки. По моему мнению, формирование ценностей здоровья и здорового образа жизни в системе специального образованияи воспитания должно включать:
— определение цели и задач формирования ценностей здоровья и здорового образа жизни;
— отбор содержания материала, форм и методов, применяемых в образовательном и воспитательном процессе, которые в максимальной степени соответствуют цели и задачам формирования ценностей здоровья и здорового образа жизни;
— междисциплинарный подход к рассмотрению предметного материала о ценностях здоровья и здорового образа жизни;
— учёт национальных и региональных особенностей как важной части содержания материала о здоровье;
— активизацию предметно-практической деятельности детей по усвоению и присвоению принципов здорового образа жизни;
Необходимым условием педагогического процесса является его положительный эмоциональный фон. Современная педагогика утверждает, что необучаемых детей нет. Целью формирования ценностей здоровья и здорового образа жизни у учащихся с ограниченными возможностями развития можно считать обучение каждого ребёнка способам поддержания и сохранения здоровья, воспитание и развитие детей на основе здоровьесберегающих знаний, умений и навыков, а также формирование эмоционально-ценностного отношения к своему здоровью и здоровью других людей. Эта цель будет способствовать основной цели обучения и воспитания – достижению каждым учеником максимально возможной самостоятельности и независимости.
Я как воспитатель 3 группы, организовываю наиболее оптимальный для своих детей воспитательный процесс.
Запланированные занятия по формированию здорового образа жизниразделила на три блока:
«Основы здоровья и здорового образа жизни».
«Не навреди самому себе»
«Мир каждой души».
В первый блок я включила те занятия, которые направлены на формирование у детей потребностей в здоровом образе жизни, формирование нравственных убеждений.
Занятия по профилактике простудных заболеваний, кишечных инфекций, травм, солнечного удара и др., которые помогут избежать неприятностей. На занятиях этого блока мы организовывали практикумы по применению полученных знаний по уходу за собой, а также составляли все вместе правила в случае получения травм или солнечного удара, а также правил о том, как не простудиться и не подхватить никакую инфекцию.
Практическая работа в этой области позволит детям хорошо адаптироваться в самостоятельной жизни вне стен школы. Занятия «Окно в окружающий мир. Охрана зрения», «Путешествие бутерброда, Берегите зубы», «Наш внутренний насос» расширят знания детей о строении и функциях органов человека. Зная, как устроен организм, дети смогут лучше его понять и в случае необходимости обратиться за помощью к врачу.
Итог:Ребята активно принимали участие в практической работе: рисовали рисунки, выпускали стенгазеты, общались с мед. работником школы.
Во втором блоке помещены темы занятий, которые направлены на профилактику наркомании, алкоголизма и табакокурения, на формирование негативного отношения к вредным привычкам.
Это такие занятия: «О вредных привычках нельзя промолчать», «Вредная привычка или болезнь», «Искусственный рай», «Не позволяй душе бранится…», «Пить или не пить – быть или не быть!»
Для большей убедительности пагубного влияния этих привычек не просто привожу примеры, а нахожу картинки, видео, презентации и другие средства, которые действуют на эмоциональную сторону человека. Привлекаю детей к составлению памяток о вреде курения и алкоголизма.
Итог:На заключительном занятии по этому блоку: «Ещё раз о вредных привычках», ребята уяснили для себя, что вредные привычки могут привести к беде, так же выпускали стенгазеты, изготавливали памятки, рисовали рисунки.
Третий блок предусматривает формирование позитивного отношения к самому себе, потребность в саморазвитии, формирование опыта нравственных отношений с окружающим миром, развитие духовной сферы личности. Так как у детей с ОВЗ снижена мотивация и уровень самооценки, необходимо показать ребёнку, в чём он может себя выразить и подкреплять это, создавая ситуацию успеха. Я использую игровые занятия для этой цели, где ребёнок может в полной мере проявить себя. Это — викторина «Язык улиц и дорог», игра «Правила движения знай как таблицу умножения», подвижные игры «Весёлые старты», игра-соревнование «Подтянись – не ленись!» и др.
Итог: во время викторин, занятий, бесед в этом блоке учащиеся научились высказывать своё мнение, а так же прислушиваться к мнению других.
Вывод: В результате моей работы сделала для себя вывод, что дети в ходе обсуждения приходят к выводу, что здоровье – это одна из важнейших ценностей человеческой жизни, оно дается человеку как бесценный дар, его нельзя купить, поэтому оно дороже богатства.
И в заключении я хотела бы рассказать вам притчу о бабочке.
В древности жил-был один мудрец, к которому люди приходили за советом. Всем он помогал, люди ему доверяли и очень уважали его возраст, жизненный опыт и мудрость. И вот однажды один завистливый человек решил опозорить мудреца в присутствии многих людей.
Завистник и хитрец придумал целый план,как это сделать: «Я поймаю бабочку и в закрытых ладонях принесу мудрецу, потом спрошу его, как он думает, живая у меня в руках бабочка или мертвая. Если мудрец скажет, что живая, я сомкну плотно ладони, раздавлю бабочку и, раскрыв руки, скажу, что наш великий мудрец ошибся. Если мудрец скажет, что бабочка мертвая, я распахну ладони, бабочка вылетит живая и невредимая и скажу, что наш великий мудрец ошибся». Так и сделал завистник, поймал бабочку и пошел к мудрецу. Когда он спросил мудреца, какая у него в ладонях бабочка,мудрец ответил: «Все в твоих руках».
Вот и мы с вами, захотим – можем втянуться в череду проблем, сложностей, безысходностей, а захотим, сможем раскрасить свою жизнь яркими красками радости и смысла.
— Заботиться о своём здоровье должен каждый человек. Главное – захотеть быть здоровым!
1. Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. Ж. №6, 2001.
2. Амосов Н. Здоровый образ жизни // Воспитание школьников. 1994. №2-3.
3. Александров В. Как прожить долго здоровым и молодым // Воспитание школьников. 1992. «2-5.
4. Тихвинский С. Б. Роль физического воспитания в здоровье подростка. – М., 1988.
Формирование осознанного отношения к своему здоровью у детей дошкольного возраста Высказывание о том, что здоровье — основа долгой, счастливой жизни ни у кого не вызывает сомнения. Но жизненный опыт показывает, и каждый.
Формирование представлений у дошкольников о строении тела человека для становления ценностного отношения к своему здоровью Формирование представлений у дошкольников о строении тела человека для становления ценностного отношения к своему здоровьюИрина ПупышеваОсознанное.
Конспект «Формирование привычки к здоровому образу жизни» «Здоровье – правильная, нормальная деятельность организма, его полное физическое и психическое благополучие» (Толковый словарь русского.
Конспект занятия по здоровому образу жизни в старшей группе на тему: «Заботимся о здоровье» Программное содержание: Формировать представления детей дошкольного возраста о здоровье как одной из главных ценностей человеческой жизни;.
Консультация «Формирование положительного отношения к здоровому образу жизни» МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА – ДЕТСКИЙ САД «РАДУГА» г. ТАРКО-САЛЕ Консультация.
Лэпбук по здоровому образу жизни на тему «Если хочешь быть здоров» Здоровый образ жизни — образ жизни отдельного человека с целью профилактики болезней и укрепления здоровья. ЗОЖ — это концепция жизнедеятельности.
Проект по формированию осознанного отношения детей к своему здоровью «Что я знаю о себе?» паспорт проекта ТИП ПРОЕКТА – информационно-творческий, групповой. ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ ПРОЕКТА – средней продолжительности. УЧАСТНИКИ ПРОЕКТА.
Развитие представлений об организме человека и осознанного отношения к своему здоровью у детей старшего дошкольного возраста Согласно исследованиям, 75% болезней взрослых заложены в детстве. Если 25 лет назад рождалось 20-25% ослабленных детей, то сейчас число.
Сказочный подход в формировании ценностного отношения к здоровому образу жизни и активной позиции дошкольников Сегодня миру и обществу необходим человек разумный, творящий, развивающий себя и мир на основе культуры и гармонии с окружающим миром и.
Источник