ОБЩИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ПЕРВИЧНЫХ НАВЫКОВ САМООБСЛУЖИВАНИЯ У ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
статья
ОБЩИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ПЕРВИЧНЫХ НАВЫКОВ САМООБСЛУЖИВАНИЯ У ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
obshchie_rekomend.docx | 14.48 КБ |
Предварительный просмотр:
ОБЩИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ПЕРВИЧНЫХ НАВЫКОВ САМООБСЛУЖИВАНИЯ У ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
Овладение навыками самообслуживания, важный этап в развитии ребенка. Нарушения двигательного развития, трудности, которые испытывают дети в повседневной жизни — все это снижает желание ребенка к овладению навыками.
Родители должны быть предельно внимательны к ребенку и часто хвалить его даже за самые небольшие достижения. Если взрослый, пытаясь обучить малыша, нервничает, спешит, то ребенок быстро теряет интерес к деятельности, которая вызывает у него затруднения, и долго будет требовать, чтобы его кормили, одевали, умывали. Важно научить ребенка открывать и закрывать дверь; включать и выключать свет и т.д. Необходимо, чтоб ребенок всегда видел результаты своей деятельности.
Что бы ваши усилия оказались более эффективными, во время обучения ребенка, английский специалист по церебральному параличу Финни Н.Р. предлагает следовать нескольким правилам:
1. Обучать ребенка надо понемногу: как только видите, что он заскучал или начинает протестовать, прекратите занятие.
2. Нельзя воевать с ребенком — вы все равно проиграете. Для вас обоих лучше будет остановиться.
3. Постарайтесь настроиться положительно – поощряйте любую попытку. Не критикуйте ребенка за неуклюжесть и ошибки.
4. Учитесь выполнять задание постепенно, начиная с последних этапов. Сначала сделайте все вместе, а в самом конце дайте ребенку сделать последний шаг самостоятельно. У него появиться уверенность в успехе.
5. Если руки и ноги у ребенка полностью парализованы. Научите его показывать, понял ли он вас, например, кивать головой – «да». Мотать головой – «нет», (если эти действия доступны для вашего малыша.)
Прием пищи
Важной задачей при развитии навыков самообслуживания является обучение самостоятельному приему пищи. Для того чтобы у ребенка развивались необходимые предпосылки для самостоятельного приема пищи, уже на первом году жизни в момент кормления надо тянуть руки ребенка к бутылочке с молоком, помогать направлять свои руки ко рту, препятствуя только сосанию большого пальца. Если взрослый поит ребенка из чашки, надо класть его руки на (или под) руки взрослого, держащего чашку.
Во время кормления ребенку необходимо надевать фартук или нагрудник с глубоким карманом внизу. Если у ребенка еще слабо развиты реакции равновесия, обучать навыкам самостоятельного приема пищи надо, посадив его на специальный стул так, чтобы обе руки были свободны. Начинать обучение рекомендуется с приема твердой пищи. Затем используют густую и полужидкую пищу (каши, пюре). Лучше использовать небьющиеся чашки и тарелки. Желательно, чтобы ложка которой пользуется ребенок, имели пластмассовые рукоятки, так как такие приборы меньше скользят по поверхности стола. Для начального обучения приему пищи лучше использовать десертную ложку. Для более удобного захвата ручку ложки можно изменить (изогнуть, подобрать толщину, длину). Важно научить ребенка брать кружку или чашку, удерживать ее в одной или двух руках и пить из нее. При обучении питью можно сначала использовать соломинку, поильник с носиком, кружку с двумя ручками.
Умывание
Обучая ребенка правильно умываться, нужно прививать ему умение совершать действия в определенной последовательности. На первых этапах можно показать и объяснить самые простые действия (смочить руки водой, потереть ладони). Позже, когда у ребенка образуются отдельные умения, нужно усложнить требования — учить открывать и закрывать кран, пользоваться мылом, полотенцем.
Навыки одевания, раздевания
Формируя навыки одевания и раздевания, лучше начинать с одежды не требующей застегивания (трусики, колготки, майка и т.д.) Позднее применяются различные приспособления для тренировки таких тонких движений, как расстегивание и застегивание пуговиц (сначала больших, потом мелких). Эти же навыки тренируются при раздевании и одевании больших кукол. После закрепления в играх на кукле они переносятся на самого ребенка. Для упражнений на развитие мелкой моторики используем различные игры и пособия: пристежки, шнуровки, прищепки, бусы и т. д.
Вам потребуется и терпение, и время. Если Вы не уделите своему ребенку достаточно времени, он просто не сумеет сделать то, чего от него ждут.
Не оставляйте своих попыток, даже если прогресс очень медленный; отмечайте любые признаки улучшения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
С проблемой времени человек сталкивается ежедневно и ежеминутно. Данное умение жизненно необходимо, оно даёт возможность успешно развиваться, планировать свою деятельность.Познание категории времени п.
Определение основных психолого-педагогических понятий. Становление графического навыка у старших дошкольников с ограниченными возможностями здоровья. Диагностический инструментарий по формированию гра.
Театр для дошкольника, это возможность расширить виды предметной деятельности, познакомиться с родным языком.
Дети с ограниченными возможностями здоровья нуждаются в социальной реабилитации. Данная статья содержит рекомендации по обеспечение условий, способствующих социальной интеграции и оптимальному индивид.
В своей работе при формировании вышеуказанных навыков в воспитательном процессе применяю такие методы и приемы, как дидактические игры, специальные упражнения и игровые ситуации, способствующие развит.
Одним из средств социальной адаптации детей с ОВЗ дошкольного возраста может быть обращение к народному творчеству. Потешки, сказки, колыбельные, поговорки и пословицы являются не только тем примером.
Источник
Формирование навыков самообслуживания у детей с ОВЗ, как средство социализации
Галина Агапова
Формирование навыков самообслуживания у детей с ОВЗ, как средство социализации
Формирование навыков самообслуживания у детей с ОВЗ как средство социализации.
Дети с ограниченными возможностями здоровья нуждаются в социальной реабилитации, основная цель которой успешная социализация и интеграция в общество.
Перед педагогами Центра стоит задача сформировать у детей с ОВЗ навыки и умения необходимые им в быту. Навыки самообслуживания необходимо формировать у детей как можно раньше. Основными методами воспитания у детей умений являются индивидуальная работа и организованные игровые ситуации. При формировании навыков социально-бытовой ориентации учитываются два фактора — возраст и особенности развития детей.
Коррекционная работа проводится в соответствии с принципами комплексности, поэтапности и индивидуального подхода. Совместная деятельность педагогов и родителей просто необходима детям с ОВЗ. Этапы формирование навыков, предусматривают овладение простейшими, а затем более сложными действиями. Применяется метод поэтапного показа и отработки всех элементов действия с каждым ребенком.
Используется словесная инструкция и коррекция действий детей. Воспитанники знакомятся с предметами ближайшего окружения, учатся выполнять с ними определенный алгоритм действий.
Индивидуальный подход предполагает принятие и понимание каждого ребенка, создание благоприятных для него условий.Помощь достаточно разнообразна: устная – слова, которые наталкивают ребенка на требуемое действие; демонстрационная – показ самого действия, способствует подражанию его ребенка; физическая – действия, помогающие ребенку справиться с той частью деятельности, которая для него особенно сложна. Выбор помощи зависит от уровня владения навыком. Цель на данном этапе — мотивировать на достижение успеха, нивелировать негативные проявления импульсивности и гнева, помочь осознать адаптироваться к реальным условиям жизни. Наглядность в виде пиктограмм способствует успешной организации коррекционной среды.
Формирование элементарных умений по самообслуживанию и культурно-гигиенических навыков включает в себя:
1. Формирование навыков еды: учим детей сидеть за столом, пользоваться ложкой, учить брать пищу понемногу, пользоваться салфеткой, есть аккуратно.
2. Формирование навыков умывания. При обучении используются совместные действия ребенка и взрослого, а так же их чередование.
3. Формирование навыков одевания. Умение самостоятельно одеваться помогает ребенку чувствовать себя уверенно и независимо. Предлагается определенная цепочка действий для овладения навыком. Педагогам необходимо применять как прямую последовательность, когда ребенок выполняет первое действие из цепочки, а все остальное завершает взрослый, так и обратную последовательность, когда взрослый производит все действия, а ребенок завершает процесс. Количество самостоятельных шагов постепенно увеличивается, пока ребенок не освоит всю цепочку действий. Использование навыков, находящихся в зоне актуального развития, сопровождается обучением с учетом зоны ближайшего развития.Например: ребенку трудно застегивать рубашку на мелкие пуговицы, но это не значит, что еще рано формировать навык одевания. Можно использовать более крупные пуговицы, кнопки, липучки и другие виды застежек. Параллельно с этим проводятся игры, помогающие детям усвоить новый навык. Только после этого его можно включить в цепочку бытовых действий.
4. Умение пользоваться горшком, туалетом формируется не сразу. Постепенно присоединяется умение пользоваться туалетной бумагой, спускать в туалете воду, надевать штанишки, мыть руки после туалета.
5. Навыки поддержания порядка в окружающей обстановке. Привлекаем детей к элементарному хозяйственно-бытовому труду. Дети с помощью воспитателей учатся убирать игрушки после игр.
6. Навыки культурного поведения и вежливых взаимоотношений. Мы учим детей здороваться и прощаться, употреблять слова, выражающие просьбу, благодарность; воспитываем заботливое отношение к людям и товарищеские взаимоотношения друг с другом.
Обязательным условием работы является положительный эмоциональный настрой взрослых, адресованный детям, готовность педагогов терпеливо и грамотно анализировать свою деятельность. Учитывая данную категорию детей невозможно получить быстрый результат, но детей необходимо стимулировать к собственной деятельности, эмоционально реагировать на ситуации успеха.
Презентация «Формирование навыков самообслуживания у детей раннего возраста» Главная задача трудового воспитания в раннем возрасте — формирование правильного отношения детей к труду. Она может быть успешно решена.
Консультация для родителей «Формирование навыков самообслуживания» В настоящее время система дошкольного образования широко ориентирована на систематическое педагогическое взаимодействие с детьми раннего.
Отчет по проекту формирование навыков самообслуживания у детей второй младшей группы «Аккуратные ребята» Фото отчет по проекту формирование навыков самообслуживания у детей второй младшей группы «Аккуратные ребята» На первом этапе нашего проекта.
План самообразования на тему «Формирование у детей младшего дошкольного возраста навыков самообслуживания» Актуальность: Самообслуживание – это труд ребенка, направленный на обслуживание им самим самого себя (одевание – раздевание, аккуратное.
Развитие навыков общения как средство позитивной социализации детей старшего дошкольного возраста В наше время мы, как педагоги, все чаще стали сталкиваться с нарушениями в сфере общения, а также с недостаточным развитием нравственно.
Развитие навыков самообслуживания как средство трудового воспитания у детей с ОВЗ Труд детей в детском саду многообразен. Значение отдельных видов труда на разных возрастных этапах не одинаково. Виды труда детей дошкольного.
Формирование у детей культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания «Формирование у детей культурно — гигиенических навыков и навыков самообслуживания» Добрый вечер! Я очень рада Вас видеть на очередном родительском.
Советы дефектолога «Формирование навыков самообслуживания у детей с нарушением зрения» Советы дефектолога. Формирование навыков самообслуживания у детей с нарушением зрения. 1 Для формирования навыков одевания и раздевания.
Воспитание культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания у детей с ОВЗ Творческий отчет Воспитателя «Ивангордского центра ранней помощи детям —сиротам и детям с ОВЗ» Купериной Ирины Владимировны. Тема: «Воспитание.
Источник
Формирование навыков самообслуживания у детей с ОВЗ
консультация
Самообслуживание – это взаимодействие личности с окружающим миром. Оно не ограничивается лишь накоплением чувственных представлений о действительности, обогащением жизненного опыта, а включает и овладение умениями и навыками, необходимыми в самостоятельной жизни.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Работа с детьми с ОВЗ | 21.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Формирование навыков самообслуживания
у детей с ОВЗ через игровые ситуации
В настоящее время возрос интерес к проблеме оказания коррекционно-развивающей помощи детям с интеллектуальными нарушениями. Так как подход к обучению и воспитанию детей данной категории несколько иной, чем для нормально развивающихся сверстников, становится необходимым разрабатывать коррекционно-развивающие программы, которые бы помогли родителям и педагогам развивать детей с нарушениями интеллекта более разносторонне. Для более полноценного развития ребенок должен обладать определенными умениями и навыками. Наиболее важными для детей с нарушениями интеллекта являются навыки самообслуживания.
Самообслуживание – это взаимодействие личности с окружающим миром. Оно не ограничивается лишь накоплением чувственных представлений о действительности, обогащением жизненного опыта, а включает и овладение умениями и навыками, необходимыми в самостоятельной жизни.
Процесс обучения навыкам самообслуживания у детей с ограниченными возможностями здоровья должен осуществляться с учетом личностно-ориентированных моделей воспитания и должен быть направлен на создание реальных возможностей в их самообслуживании.
Формирование навыков самообслуживания решает задачи расширения представлений и знаний детей об окружающих вещах, сенсорного восприятия, развитии речи, тонкой моторики и зрительно-моторной координации, а также умения выполнять действия по подражанию и словесной инструкции, ориентироваться на образец, соблюдать определенную последовательность действий.
Навыки самообслуживания (умение одеваться и раздеваться, ухаживать за собой, пользоваться туалетом, самостоятельно принимать пищу, купаться, умываться и т.п.) напрямую влияет на самооценку ребенка, является важным шагом пути к его социализации, как фактор успешной социальной адаптации умственно-отсталых детей.
Дети с ТМНР слабо владеют навыками самообслуживания и личной гигиены. Дети не умеют умываться, чистить зубы, следить за состоянием чистоты своего тела. У детей не развиты представления о негативном влиянии на здоровье человека длительного просмотра телевизионных передач, прослушивания громкой музыки. У воспитанников с ограниченными возможностями здоровья не сформированы умения видеть недостатки в своей одежде и своевременно обращаться за помощью к воспитателю.
Одним из определяющих факторов в правильной организации воспитания и обучения детей является строгое соблюдение распорядка дня. Формирование привычек и навыков осуществляется под непосредственным педагогическим воздействием взрослых и всей окружающей обстановки. Ребенок, достигая под воздействием взрослого успеха в овладении гигиеническими навыками, становится более умелым, более независимым от взрослого, уверенным в своих возможностях. Данный результат создает мотивационную основу для коррекции (как в психическом, так и личностном плане) имеющихся отклонений у ребенка и обеспечивает последующую его социализацию. Прочность, гибкость навыков и привычек зависит от ряда факторов: условий, своевременности начала этой работы, эмоционального отношения ребенка к выполняемым действиям, систематичности упражнений детей в определенных действиях.
Основные направления коррекционно-воспитательной работы по формированию навыков самообслуживания у детей с выраженной умственной отсталостью.
Первое направление. Формирование навыка приема пищи. В этом направлении решаются следующие задачи обучения детей:
— уметь различать предметы, необходимые для приема пищи, продукты питания;
— уметь действовать с этими предметами: мыть руки перед едой, во время приема пищи пользоваться ложкой, вилкой, есть опрятно, не разливая и не роняя пищу, тщательно пережевывать пищу.
Второе направление. Формирование гигиенических навыков. В этом направлении решаются следующие задачи:
— учить различать и называть части тела (голова, глаза, волосы, нос, рот, зубы, уши, шея, грудь, живот, руки, ноги, пальцы и т. д.) ;
— знать предметы санитарии и гигиены и их место положение;
— учить проводить утренний и вечерний туалет: мыть руки, лицо, вытираться полотенцем.
Третье направление. Формирование навыка опрятности. В этом направлении решаются следующие задачи:
— во время еды аккуратно есть пищу, пользоваться салфеткой;
— при раздевании — научить складывать в определенной последовательности одежду на свой стульчик;
— в туалетной комнате пользоваться туалетной бумагой, мыть руки с мылом после туалета, вытирать полотенцем, уметь самостоятельно расчесываться;
— в игровой комнате убирать на место игры и игрушки;
— приучить убирать помещения: вытирать пыль, поливать комнатные растения.
Четвертое направление. Формирование навыка одевания и раздевания. В этом направлении решаются следующие задачи:
— сформировать умение различать предметы одежды и обуви;
— учить одеваться и обуваться при участии педагога, складывать и вешать снятую одежду и обувь;
— учить шнуровать ботинки, завязывать и развязывать шнурки, различать обувь для правой и левой ноги, застегивать крупные и мелкие пуговицы, молнии, кнопки и т. д.;
— учить правильно и последовательно одеваться (одежду и обувь).
Исследования ученых показывают, что поскольку ведущим видом деятельности у детей с нарушениями интеллекта является игровая деятельность, то основными методами формирования навыков самообслуживания должны быть игры и игровые упражнения, которые вызывают интерес у детей и позволяют исподволь формировать необходимые навыки. Именно через игры и упражнения дети могут усваивать те или иные умения и навыки.
С помощью игр можно привить навыки самообслуживания. Для формирования навыков самообслуживания очень важно использовать дидактические игры, которые являются для детей наиболее подходящей формой обучения.
Дидактические игры не случайно заняли прочное место среди методов обучения и воспитания детей, развития их самостоятельной игровой деятельности. В процессе таких игр дети учатся решать познавательные задачи, вначале под руководством воспитателя, а затем и в самостоятельной игре.
Дидактическая игра направлена на развитие таких психических процессов, как память, мышление, творческое воображение, развитие культурно-гигиенических навыков. Она вырабатывает усидчивость, дает простор для проявления самостоятельности. Внимание ребенка во время дидактических игры обращено на выполнение игровых действий, а задача обучения им не осознается. Это делает игру особой формой обучения, когда дети, играя, усваивают необходимые знания, умения и навыки. Дидактическая игра хороша еще и тем, что малыш сразу видит конечный результат своей деятельности. Достижение результата вызывает чувство радости и желание помочь тому, у кого пока что-то не получается. Дидактическая игра хороша как для индивидуальной, так и для совместной деятельности детей.
Например, чтобы научить мыть руки, нужно предварительно рассматривать с ними сюжетные картинки, где изображены предметные картинки с изображением предметов, необходимых для умывания (мыло, мыльница, вешалка с полотенцем, кран с водой).
Приобщая детей к здоровому образу жизни, овладению основами гигиенической культуры в процессе умывания, важно использовать игры с водой, мыльными пузырями. И проводить дидактические игры с игровым персонажем, например – Неумейка. Неумейка появляется с грязными руками, предлагаю детям помочь маленькому Неумейке в выборе предметов (мыло, мыльница, полотенце и др.); затем научить персонаж делать «мыльные перчатки».
При обучении раздеванию и одеванию после сна и на прогулку нужно целенаправленно направлять детскую самостоятельность в самообслуживании от микропроцесса (снять тапочки, носки, надеть колготки) до целостного процесса. Обучение проходит в естественной обстановке.
Например, формировать умение надевать колготки. Сначала дидактические игры с картинками, предполагающие занятия: разложить их в последовательности одевания (картинки, изображающие предметы одежды, соответствующие сезону); помочь игровому персонажу в выборе предметов одежды для одевания после сна (при одевании на прогулку). Дидактические игры с куклой: «Наша Катя проснулась», «Оденем Катю на прогулку».
Дидактические игры-упражнения на развитие мелкой моторики для упражнения в застегивании, шнуровании, завязывании. Также используются предметно-схематические модели последовательности одевания на прогулку.
Таким образом, все необходимые умения и навыки дети усваивают в процессе игровой деятельности. В режимные моменты необходимо включать игры и упражнения, направленные на формирование и закрепление культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания у детей с нарушениями интеллекта.
Источник