Картотека бесед и игр по формированию начальных представлений о здоровом образе жизни в первой младшей группе
картотека (младшая группа)
Беседы помогут сформировать представление о здоровье, выделить правила навыков культурно-гигиенического поведения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kartoteka_beseda_o_zozh.docx | 321.63 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области средняя общеобразовательная школа №1 «Образовательный центр» п.г.т. Смышляевка муниципального района Волжский Самарской области
структурное подразделение «Детский сад «Янтарик»
1. «Изучаем свое тело»
Учить называть органы чувств; рассказывать об их роли в организме и о том, как их беречь;
Учить различать запахи и вкусы;
Закрепить цвета (синий, красный, желтый, зелёный).
Закрепить понятие «много», «один»;
Развивать речь, память, внимание;
Воспитывать доброжелательное и чуткое отношение друг к другу, учить культуре поведения.
2. «Да здравствует мыло душистое»
Познакомить детей со свойствами мыла и его разновидностями;
Закрепить и уточнить знания детей о том, для чего люди используют мыло в повседневной жизни;
Подвести детей к понятию, что «Чистота – залог здоровья»;
Воспитывать культурно-гигиенические навыки.
3. «Глаза — главные помощники человека»
Формировать представление о необходимости бережного отношения к своим глазам (нужно правильно умываться, вытираться только чистым полотенцем; нельзя тереть их грязными руками, бросать песок в глаза и т. д.)
4. «Чтобы уши слышали»
Формировать представление об органе слуха — ушах; значении органа слуха для человека. Формировать представление о необходимости ухода за ушами, а также бережном отношении к состоянию здоровья ушей.
Рассматривание кожи на руках через лупу. Рассказ воспитателя о значении кожи для человека. Закрепить культурно-гигиенические навыки мытьё рук. Воспитывать любознательность к своему организму.
6. «Пожалей свою кожу» Формировать представление детей об уходе за кожей, рассказать о закаливании. Воспитывать потребность к здоровому образу жизни.
7. «Чистые руки» Обучить детей способами профилактики инфекционных заболеваний.
8. «Правила здоровья 1, 2»
повторить произведение К. Чуковского « Мойдодыр»;
подвести детей к пониманию, что чистота — залог здоровья;
побуждать к самостоятельному выполнению элементарных гигиенических навыков: мыть руки, лицо, тело.
9. Беседа на тему : «Как правильно мыть руки” Цель : совершенствовать к. г. н., совершенствовать простейшие навыки поведения во время умывания.
10. Беседа на тему “Сиди за столом правильно” Цель : формирование элементарных навыков поведения за столом.
11. Беседа на тему “Волшебные слова” Цель : формирование у детей вежливости (благодарить за помощь, прощаться и здороваться)
12. Беседа на тему «Я – хороший» Цель : формирование элементарных представлений о том, что хорошо, что плохо.
13. Беседа на тему : “Части суток. Что мы делаем утром, днём, вечером, ночью” Цель : развитие умения называть части суток.
14. Беседа на тему “Опасные вещи” Цель : знакомство с источниками опасности дома.
15. Беседа на тему «Наша одежда» . Задачи : Учить детей понимать обобщающие слова : одежда, головные уборы. Уточнить названия и назначение предметов, особенности их использования.
16. Беседа на тему «Одежда, головные уборы» . Задачи : Закреплять понимание детьми обобщающих слов , учить различать и называть качественные характеристики головных уборов и одежды (цвет, форма, размер) .
17. Беседа «Поведение за столом» . Задачи : Формировать у детей культурно-гигиенические навыки, продолжать знакомить с правилами поведения за столом, учить применять их на практике. Учить пользоваться салфеткой, правильно держать ложку.
18. Беседа на тему «Чистые руки» . Задачи : Рассказать детям о том, почему важно тщательно мыть руки после прогулки, посещения туалета, перед едой. Предложить показать, как нужно правильно мыть руки.
19. Беседа на тему «Я и мое здоровье» . Задачи : Рассказать детям о том, что здоровье является одной из главных ценностей жизни. Формировать элементарные представления о том, как нужно заботиться о здоровье.
20. Беседа на тему «Не прыгай с высоких предметов» Задачи : Формировать элементарные представления о том, как нужно заботиться о здоровье.
21. Беседа с детьми на тему «Овощи» . Цель : расширить представление о пользе овощей, обогащать словарь глаголами и прилагательными.
22. Беседа «Помоги Зайке сберечь здоровье»
Цель: Формировать у детей первоначальные навыки охраны жизни и здоровья. На основе ситуационных моментов учить делать выводы о безопасности жизнедеятельности. Воспитывать чувство взаимовыручки, стремление оказывать помощь друг другу.
23. «Кому что нужно»
Цель: закреплять знания детей о предметах, необходимых для работы врачу, повару, продавцу.
24. « Фрукты полезны взрослым и детям»
Цель: Уточнить знания детей о полезных продуктах, рассказать о пользе фруктов для здоровья человека.
25. Беседа «Чистота и здоровье»
Цель: Формировать у детей понимание значения и необходимости гигиенических процедур.
26. «Таня простудилась», «Сделаем куклам разные причёски», «Вымоем куклу»
Цель: способствовать формированию навыка пользования носовым платком, закреплять навыки ухода за волосами, знания о предметах личной гигиены. Способствовать формированию привычки к опрятности.
27. Беседа «Моё тело»
Цель: Познакомить детей с частями тела, рассказать об органах чувств.
28. Беседа «Витамины и здоровье»
Цель: Рассказать о пользе витаминов и их значении для здоровья человека.
29. « Всем ребятам надо знать, как по улице шагать».
Цель: Познакомить детей с элементарными правилами поведения на улице, правилами дорожного движения, рассказать о светофоре.
30. «Здоровье в порядке, спасибо зарядке».
Цель: Способствовать формированию основ здорового образа жизни, потребности заниматься физической культурой и спортом. Закрепить название некоторых видов спорта.
31. «Врачи – наши помощники».
Цель: Продолжать воспитывать у детей понимание ценности здоровья, потребность быть здоровым, закрепить знания о витаминах, уточнить представления об овощах, учить сажать лук
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тема: «я и мое тело(строение человека и система органов чувств). Методическ разработка(годовое планирование).
Дети в игровой форме знакомятся с заболевшей белочкой, уточняют, почему она кашляет и чихает. Белый медведь рассказывает белочке о пользе правильного питания и занятий спортом.
Дать детям представления оздоровом образе жизни. Сформировать культурно-гигиенические навыки и привычки.
1.Организационный момент – приветствие гостей;2. Введение в тему (создание проблемной ситуации) рассказывание сказки про зубную щётку и зубную пасту3. Игровая ситуация составление алг.
Сформировать у детей представление о здоровье и здоровом образе жизни.
Проект по формированию начального представления о здоровом образе жизни во 2-й младшей группе «Укрепим здоровье!».
Здоровый образ жизни — это то, что обеспечивает здоровье и доставляет радость.
Источник
«Формирование здорового образа жизни у детей первой младшей группы» Сообщение из опыта работы.
материал (младшая группа)
В данном материале делюсь опытом работы в ДОУ с детьми 2-3 лет по формированию у детей и родителей знаний о здоровом образе жизни.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Здоровый образ жизни в первой младшей группе ДОУ. | 16.8 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение №165 « Детский сад общеобразовательного вида с приоритетным осуществлением деятельности по художественно-эстетическому направлению развития воспитанников»,
«Формирование здорового образа жизни у детей первой младшей группы»
Сообщение из опыта работы.
Понятие здоровый образ жизни объединяет все то, что способствует выполнению человеком профессиональных, общественных, семейных и бытовых функций в оптимальных для здоровья условиях. Он подразумевает такие характеристики как благоприятное социальное окружение, духовно-нравственное благополучие, оптимальный двигательный режим, закаливание организма, рациональное питание, личная гигиена, отказ от вредных привычек, положительные эмоции.
Здоровый образ жизни — это часть общей культуры личности.
К основным компонентам здорового образа жизни относятся: рациональное питание, быт, организация труда и отдыха.
Необходимо с раннего возраста приобщать ребенка к здоровому образу жизни, формировать у малыша навыки охраны личного здоровья и бережного отношения к здоровью окружающих. Сохранение и укрепление здоровья детей – одна из основных задач детского сада. Поэтому дошкольное учреждение и семья должны заложить основы здорового образа жизни, используя различные формы работы.
Воспитание основ здорового образа жизни у детей раннего возраста (2-3 года) в ДОУ осуществляется по следующим направлениям:
— Привитие культурно-гигиенических навыков.
— Обучение уходу за своим телом, навыкам оказания элементарной
— Формирование представлений о том, что полезно и что вредно для
— Формирование привычки к ежедневным физкультурным упражнениям.
— Формирование потребности семьи ребенка в здоровом образе
жизнедеятельности и личного примера в укреплении и сохранении
Из опыта работы мы видим, что у наших детей недостаточно сформированы умения выполнять доступные возрасту гигиенические процедуры, не всеми детьми соблюдаются элементарные правила приема пищи, не все дети владеют доступными возрасту навыками самообслуживания, недостаточно развита двигательная активность и привычка к ежедневным физкультурным упражнениям.
Поэтому в своей работе мы ставим перед собой цель : формирование у детей представления о здоровом образе жизни, о его важности. Подключение к данной теме родителей для достижения совместного результата.
Данную цель мы будем достигать через решение следующих задач:
— Воспитывать у детей привычку к аккуратности и чистоте, формировать культурно — гигиенические навыки и простейшие навыки самообслуживания.
— Содействовать гармоничному физическому развитию детей.
— Способствовать становлению и обогащению двигательного опыта детей, закаливанию организма, развитию физических качеств.
— Приобщать родителей к решению задач по формированию здорового образа жизни детей.
Реализация работы по формированию здорового образа жизни у детей осуществляется нами следующим образом:
Создаются благоприятные условия в группе, в детском саду, на участке детского сада. Создана соответствующая предметно- пространственная среда, организован спортивный уголок в группе, в детском саду имеется спортивный зал, имеется доступное возрасту оборудование и предметы туалета для формирования культурно-гигиенических навыков, правильно подобрана мебель для приема пищи, сна, одевания и раздевания. В группе систематически организуем проветривания, проводим прогулки с детьми на свежем воздухе на участке детского сада. При формировании культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания используем такие приемы, как показ, объяснение, беседа, непосредственная помощь и поощрение, художественное слово (потешки, прибаутки). В гости к детям приходят герои, которым они показывают, чему они научились, благодаря чему у детей создается положительное эмоциональное состояние, заинтересованность.
С детьми проводятся беседы: «Я и мое здоровье», «Как правильно мыть руки», «Что такое витамины», «Зачем делать зарядку», «Для чего нужны рукавички» и т.д. Рассматриваются наглядные материалы, плакаты: «Дети и дорога», «Один дома», «Основы гигиены» и т.д.
Используются дидактические игры: «Овощи и фрукты», «Полезная и вредная еда» и т.д.
Читаем детям художественную литературу: рассказы Л.Воронковой «Маша- растеряша», стихи К.Чуковского «Мойдодыр», А.Барто «Девочка чумазая» и т.д.
Проводим игровые упражнения: «Мы умеем есть красиво», «Чистые ладошки», «Послушные расчески» и т.д.
Разучиваем потешки при умывании, одевании, приеме пищи, при укладывании спать и после сна, при расчесывании и т.д.
Ежедневно проводим с детьми утреннюю гимнастику, благодаря чему у детей вырабатывается привычка каждый день выполнять различные упражнения. Со временем эта полезная привычка перейдет в потребность и сохранится на всю жизнь.
Помимо ежедневной утренней гимнастики проводим физкультурные занятия, на которых последовательно обучаем детей движениям и двигательным действиям по нашему показу и на основе словесного описания.
Во время организованной образовательной деятельности, которая требует повышенной умственной нагрузки и между ними проводим физкультминутки,
подвижные игры. Подвижные игры, соответствующие данному возрасту, проводятся и в ходе физкультурных занятий, и в ходе прогулок.
Эффективным средством укрепления здоровья, снижения заболеваемости и повышения уровня работоспособности детей является закаливание организма. Закаливание проводится в повседневной жизни. Это и разминка в постели, и оздоровительная ходьба по массажным дорожкам, и умывание рук и лица холодной водой, и ежедневные прогулки на свежем воздухе с проведением подвижных игр, физкультминутки и динамические паузы, и пальчиковые игры, и дыхательная гимнастика.
Привычка к здоровому образу жизни формируется не только в ДОУ, но и в семье. Поэтому мы стараемся вовлекать родителей в совместную деятельность по формированию здорового образа жизни у детей.
Используем такие формы работы с родителями, как консультации, беседы, папки-передвижки по данной теме. Проводим совместные мероприятия: физкультурные развлечения «Зимние забавы», «Мой папа лучше всех», фотовыставку «За здоровьем всей семьей».
Работа по формированию здорового образа жизни проводится постоянно и непрерывно как в ДОУ, так и в семье. Результат будет, если будет полное взаимодействие между семьей и детским садом.
С целью дальнейшего повышения интереса к здоровому образу жизни и осознания его важности планируем и далее продолжать работу в данном направлении.
Источник
Формирование начальных представлений о здоровом образе жизни у детей младшего дошкольного возраста
Наталия Гущина
Формирование начальных представлений о здоровом образе жизни у детей младшего дошкольного возраста
Свое выступление хочу начать со слов Василия Александровича Сухомлинского «Я не боюсь ещё и ещёраз сказать: забота о здоровье – важнейшая работа воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы».
В последние годы наблюдается негативная тенденция к ухудшению состояния здоровья всех социально – демографических слоев населения, в том числе и детей дошкольного возраста. Поэтому работа педагога должна быть направлена на развитие у дошкольников элементарных представлений о ЗОЖ, формирование поведения, адаптированного к социальным и природным условиям окружающей среды.
Сегодня в области поддержки и сохранения здоровья детей регламентируется и обеспечивается рядом нормативно-правовых документов.
Вся жизнедеятельность ребенка в дошкольном учреждении должна быть направлена на сохранение и укрепление здоровья. Целью оздоровительной работы в ДОУ является поиск эффективных путей укрепления здоровья ребенка и приобщение его к здоровому образу жизни. Нужно научить детей с детства следить за своим здоровьем.
Изучение методической литературы по данному вопросу, нацелило меня на создание методических условий для формирования ЗОЖ у детей младшего возраста, углублённое изучение данной проблемы через самообразование и передовой педагогический опыт, трансляцию накопленного опыта среди коллег в Интернет сообществе.
Проблема укрепления здоровья и формирования здорового образа жизни детей нашла отражение в многочисленных исследованиях психологов, педагогов, политологов, философов, социологов, физиологов, экологов.
Поставила цель—развитие у младших дошкольников начальных представлений о здоровом образе жизни.
Для достижения своей цели,я выделила следующие задачи:
1. формировать у детей представления о ценности здоровья, желание вести ЗОЖ, избегать ситуаций, приносящих вред здоровью;
2. формировать потребности в соблюдении навыков гигиены и опрятности в повседневной жизни;
3. развивать умения различать и называть органы чувств, формировать
представление о их роли в организме;
4. развивать умения различать вредную и полезную для здоровья пищу;
5. воспитывать бережное отношение к своему телу, своему здоровью,
здоровью других детей;
6. воспитывать интерес к активным видам отдыха;
7. вовлекать родителей воспитанников, специалистов в работу, направленную на воспитание потребности в здоровом образе жизни.
Работа проводилась поэтапно:
— изучила методическую литературу;
-провела педагогическую диагностику по изучению сформированности здорового образа жизни детей группы
-провела опрос родителей
-был разработан перспективный план по формированию элементарных представлений о здоровом образе жизни у детей младшего дошкольного возраста в условиях ДОУ с включением семей воспитанников
Содержание работы с детьми по формированию начальных представленийо ЗОЖ я разделили на несколько тематических разделов: «Я человек», «Я и природа», «Я и спорт»
Для реализации задач раздела «Я –человек» широко использовала чтение художественной литературы и рассматривание иллюстраций, занятия, беседы, практические упражнения, совместные творческие работы, с\р игры, раскрывающих сущность здоровья, обеспечивающих первоначальные представления о человеческом организме, о функциях его частей, о значимости соблюдения КГН, о заботливом отношении ко всему человеческому телу.
Для реализации раздела «Я-природа» проводила мероприятия устанавливающие взаимосвязь, зависимость между здоровьем человека и окружающей средой. Расширению и закреплению полученных представлений способствовали познавательные досуги, беседы, наблюдения, проблемные ситуации, проводились экскурсии по территории детского сада и за пределы ДОУ по ознакомлению с окружающим миром.
Целью экскурсий было не только наблюдение за растениями, сезонными изменениями в жизни природы, но и ознакомление детей с благоприятным воздействием природы на здоровье человека и значением природы для здорового образа жизни. В экускурсии включала следующие оздоровительные мероприятия – подвижные и спортивные игры, занятия физической культурой, в тёплое время года — игры с водой, песком, самомассаж, ходьба босиком по песку, дорожкам, обливание ног.
Третий раздел «Я и спорт» представлен мероприятиями, направленными на формирование представлений о здоровом образе жизни, как основе сохранения и укрепления здоровьяи интереса к спорту и физическим упражнениям: это –
— УГГ с использованием различных атрибутов на разную тематику («Птички», «Космонавты», «Музыканты», «Зайчики», «Цветы»» и др.);
— игровые занятия, построенные на основе подвижных игр;
— сюжетно-игровые занятия (квесты) с выполнением различных заданий на прогулке;
— игры с нетрадиционным физкультурным оборудованием.
Оформляла фотовыставки с фотографиями детей совместно с родителями «Мы любим спорт», «Я и дома и в саду с физкультурою дружу».
Ни у кого не вызывает сомнения, что в одиночку педагогу добиться решения всех задач, направленных на успешное формирование у детей представлений о здоровом образе жизни практически невозможно. Поэтому мной были использованы разные формы взаимодействия с родителями — досуговые, познавательные, наглядно-информационные:
консультации; буклеты, памятки; выставки с медиатекой, методической и детской литературой по здоровому образу жизни; выставки семейного физкультурного оборудования, часто используемое детьми в домашних условиях — «Мы любим спорт!».Родители приняли участие: в акциях («Зеленая Россия», «Экологический субботник», «Сделаем мир чище!»);конкурсе зимних построек.С родителями были проведены:
— мастер-класс «Мусор смело пустим в дело», где родители вместе с детьми приняли участие по изготовлению нестандартных физкультурных атрибутов из бросового материала для ежедневных физкультурных занятий в группе и на прогулке.
— семинар-практикум «Способы использования массажного мяча «Су-джок».
— круглый стол «Отдых всей семьей» — родители делились опытом семейного воспитания по физическому развитию («Наша спортивная семья» — катание на беговеле).
— спортивные семейные досуги.
Проделанная мною работа подтверждает эффективность выбранных форм, методов по формирования здорового образа жизни.
Источник