Меню

Формирование мотивация культуры здоровья

Роль мотивации в воспитании культуры здоровья учащейся молодёжи

педагогические науки

  • Егорычева Елена Владимировна , старший преподаватель
  • Мазырина Анжелика Михайловна , студент
  • Чернышева Инга Владимировна , старший преподаватель
  • Волжский политехнический институт (филиал) Волгоградского Государственного Технического Университета
  • СПОРТИВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
  • ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА
  • МОТИВАЦИЯ
  • ЗДОРОВЬЕ
  • УЧАЩАЯСЯ МОЛОДЕЖЬ
  • ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ

Похожие материалы

В нашем современном мире все люди слишком заняты, все куда-то бегут, торопятся, ничего не успевают делать. Некоторые, наоборот, обленились, и ничего не хотят делать, никуда не ходят ходить, ничего не замечают вокруг себя. И что уж тут говорить о студентах, которые целыми днями занимаются учебой, работой, а кто-то и вовсе просто не хочет ни учиться, ни работать. Во всех этих случаях мы можем понять, что человек не уделяет должного внимания своему здоровью и занятию спортом. Давайте хоть ненадолго остановим этот ритм жизни и задумаемся о своем здоровье? Ведь здоровье это наша жизнь!

Первое, что нам нужно – мотивация!

Мотивация – процесс формирования и обоснования намерения что-либо сделать или не сделать. Сформированное обоснование своего поступка, действия – мотив. Это внутреннее состояние личности, которое определяет и направляет ее действия в каждый момент времени.

Мотивация к физической активности – особое состояние личности, направленное на достижение оптимального уровня физической подготовленности и работоспособности [1].

Мотивационно-ценностный компонент отражает активно-положительное эмоциональное отношение к физической культуре, сформированную потребность в ней, систему знаний, интересов, мотивов и убеждений, волевых усилий, направленных на практическую и познавательную деятельность. Мотивация является главным компонентом для успешного выполнения любой деятельности, в том числе и физкультурно-спортивной [2].

Главная цель занятий физической культурой, проводимых в учебных заведениях – сохранение и укрепление здоровья, формирование физической культуры личности, подготовка к социально-профессиональной деятельности. Для этого необходимо стремление к овладению системой определенных умений и навыков, обеспечивающих сохранение и укрепление здоровья, психологическое благополучие, развитие способностей, физических качеств и свойств личности. Именно регулярные занятия физической культурой и спортом должны обеспечить достижение необходимого уровня развития физических качеств, т.е. приобретение определенного уровня тренированности. Этого можно добиться, только тогда, когда педагог (в первую очередь педагог по физической культуре) направляет свою деятельности на формирование у студентов здоровьесберегающих компонентов, главный среди которых – мотивация к занятиям физической культурой и спортом. Для этого необходимо учитывать интересы студентов. Выявлять наиболее предпочитаемые ими виды двигательной активности, с помощью средств и методов физического воспитания выработать у студентов интерес к занятиям.

Мотивация может возникнуть в сознании студента при занятии любым делом. Для того чтобы найти мотивацию для занятий спортом, необходимо разобраться в себе. Внутри себя любой студент сможет найти мотивацию для совершения того или иного действия, главное начать эти поиски. Такой мотивацией может стать и плохая конституция своего тела, и плохие отношения с физкультурой ещё со школьных времен и просто желание кому-либо понравиться и то, что должно заинтересовать всех – физическая активность замедляет процесс старения.

Таких мотиваций может быть большое количество. Некоторых вдохновляют занятия в спортзалах, другим больше нравится водные виды спорта, кого-то радуют танцы, а кого-то аэробика. Многие говорят, что у них ни на что не хватает времени. Но время есть у всех. По крайней мере, найти 3-4 часа в неделю не такое уж сложное дело. Так что, первое, что надо сделать на пути к спортивной жизни, найти собственную мотивацию.

Читайте также:  Валентин гафт здоровье сейчас

Любой мотив возникает на основе потребностей, поэтому рассмотрим основные, относящиеся к студентам потребности:

  • потребности в движении;
  • потребности в выполнении обязанностей учащегося;
  • потребности в выполнении спортивной деятельности.

Достижение цели мотивации физического воспитания обусловлено решением следующих воспитательных, образовательных, развивающих и оздоровительных задач в учебном заведении:

  1. Понимание роли физической культуры в развитии личности и подготовке ее к профессиональной деятельности;
  2. Усвоение научно-практических основ физической культуры и здорового образа жизни;
  3. Формирование мотивационно-ценностного отношения студентов к физической культуре, установки на здоровый образ жизни, физическое самосовершенствование и самовоспитание, потребности в регулярных занятиях физическими упражнениями и спортом;
  4. Овладение системой практических умений и навыков, обеспечивающих сохранение и укрепление здоровья, психическое благополучие, развитие и совершенствование психофизических способностей и свойств личности, самоопределение в физической культуре;
  5. Обеспечение общей и профессионально-прикладной физической подготовленности, определяющей психофизическую готовность студентов к будущей профессии;
  6. Приобретение опыта творческого использования физкультурно-спортивной деятельности для достижения жизненных профессиональных целей.

Характеристика мотивов к занятиям физической культурой:

  1. Оздоровительные мотивы. Наиболее сильной мотивацией молодежи к занятиям физическими упражнениями является возможность укрепления своего здоровья и профилактика заболеваний, благотворное воздействие на организм физических упражнений.
  2. Двигательно-деятельностные мотивы. При выполнении физической работы прослеживается снижение производительности труда, которое происходит вследствие его монотонности, однообразия. Непрерывное выполнение умственной деятельности приводит к понижению процента восприятия информации, к большему числу профессиональных ошибок. Выполнение специальных физических упражнений для мышц всего тела и зрительного аппарата значительнее повышает эффективность релаксации, чем пассивный отдых, и удовольствие от самого процесса занятий физическими упражнениями. При занятиях физическими упражнениями в организме человека происходят изменения деятельности всех систем, в первую очередь сердечно-сосудистой и дыхательной.
  3. Соревновательно-конкурентные мотивы. Данный вид мотивации основывается на стремлении человека улучшить собственные спортивные достижения.
  4. Эстетические мотивы. Мотивация студентов к занятиям физическими упражнениями заключается в улучшении внешнего вида и впечатления, производимого на окружающих.
  5. Коммуникативные мотивы. Совместные занятия физической культурой и спортом содействуют улучшению коммуникации между социальными и половыми группами.
  6. Познавательно-развивающие мотивы. Данная мотивация тесно связана со стремлением человека познать свой организм, свои возможности, а затем и улучшить их с помощью средств физической культуры и спорта.
  7. Творческие мотивы. Занятия физической культурой и спортом дают неограниченные возможности для развития и воспитания в обучающихся творческой личности.
  8. Профессионально-ориентированные мотивы. Группа данной мотивации связана с развитием занятий физической культурой, ориентированных на профессионально важные качества студентов различных специальностей, для повышения уровня их подготовки к предстоящей трудовой деятельности.
  9. Административные мотивы. Занятия физической культурой являются обязательными в учебных заведениях России. Для получения контрольных результатов введена система зачетов, один из которых по предмету «Физическая культура».
  10. Психолого-значимые мотивы. Занятия физическими упражнениями положительно влияют на психическое состояние подрастающей молодежи. Определенные виды физических упражнений являются незаменимым средством нейтрализации отрицательных эмоций у человека.
  11. Воспитательные мотивы. Занятия физической культурой и спортом развивают в личности навыки самоподготовки и самоконтроля.
  12. Статусные мотивы. Благодаря развитию физических качеств у подрастающего поколения увеличивается их жизнестойкость, повышается личностный статус при возникновении конфликтных ситуаций.
  13. Культурологические мотивы. Данная мотивация приобретается у подрастающего поколения с воздействием, оказываемым средствами массовой информации, обществом, социальными институтами, в формировании у личности потребности в занятиях физическими упражнениями.
Читайте также:  Шепотки для здоровья себя

К сожалению, мы начинаем ценить свое здоровье только тогда, когда оно находится под серьезной угрозой. Данная ситуация обусловлена и такой причиной, как несформированность мотивационно-ценностных установок на здоровый образ жизни. Отсюда следует, что забота о здоровье есть важнейшая задача в деле подготовки специалистов. Вуз должен выступать инициатором и организатором целенаправленной и эффективной работы по сохранению, реабилитации и приумножению здоровья студенчества.

Проблема сохранения и укрепления здоровья учащейся молодежи является приоритетной задачей в образовании, от решения которой зависит не только здоровье отдельного человека, но и населения страны в целом.

Источник

Формирование у детей дошкольного возраста культуры здоровья, повышение мотивации к его сохранению

Елена Перетягина
Формирование у детей дошкольного возраста культуры здоровья, повышение мотивации к его сохранению

Актуальность

Сегодня я представляю вашему вниманию презентацию на тему: «Формирование у детей дошкольного возраста культуры здоровья, повышение мотивации к его сохранению через использование здоровьесберегающих технологий».

Здоровье человека связано с его образом жизни. Дошкольный возраст является фундаментом физического и психического здоровья. Именно до 7 лет человек проходит огромный путь развития, в этот период идёт интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма, закладываются основные черты личности, формируется характер, отношение к себе и к окружающим. Важно на этом этапе сформировать у детей базу знаний и практических навыков здорового образа жизни, осознанную потребность в систематических занятиях физической культуры и спорта.

Но что же это такое здоровье? Здоровье — это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не просто отсутствие болезней или физических дефектов.

Анализируя состояние физической подготовки и исходя из практических наблюдений можно отметить, что, в настоящее время 50% детей дошкольного возраста имеют функциональные отклонения. Почему же это происходит? Причин много: социальные условия, неблагоприятная экологическая обстановка, качество медицинского обслуживания и в отношении людей к собственному здоровью.

Передо мной встала педагогическая проблема: какими средствами и способами повысить интерес детей к физической культуре и творчеству в двигательной активности и как научить детей быть здоровыми?

Исходя из важности этой проблемы мною была поставлена цель:

Найти пути формирования двигательной активности у детей дошкольного возраста средствами нетрадиционного физкультурного оборудования и выдвинуты следующие задачи:

-изучить и проанализировать педагогическую и психологическую литературу по данной теме.

-разработать систему работы по формированию двигательной активности у дошкольников с использованием нестандартного оборудования.

-составить план мероприятий по данной теме (НОД, проекты, досуги, развлечения, Дни здоровья).

Читайте также:  Предметом социальной медицины является общественное здоровье

-разработать рекомендации для родителей и педагогов.

-привлечь педагогов и родителей к изготовлению нестандартного физкультурного оборудования.

Чаще всего в своей работе я использую следующие оздоровительные мероприятия:

Дыхательную гимнастику, которая помогает детям расслаблять и восстанавливать организм после физической нагрузки и эмоционального возбуждения, укрепляет мышцы дыхательной системы, носоглотки и дыхательных путей, повышает общую сопротивляемость организма.

Корригирующуяю гимнаст ику, использую для массажа ступней ног и развития координации движений у детей.

-создает устойчивую мотивацию в потребности сохранения здоровья,

-формирование привычки к здоровому образу жизни;

-снимает эмоциональное и мышечное напряжение (рекомендую в целях профилактики простудных заболеваний).

При закаливающих мероприятиях с детьми укрепляем нервную систему; развиваем мышцы и кости; улучшается работа внутренних органов; активизируется обмен веществ; повышается сопротивляемость организма к вредным влияниям окружающей среды.

Детям очень нравится пальчиковая гимнастика. При её использование у них развивается мелкая моторика, улучшается речь, повышается работоспособность коры головного мозга; развивает психические способности: мышление, память, воображение; снимается тревожность. (особенно рекомендую детям с речевыми проблемами)

А минутки релаксации способствуют концентрации внимания, и помогают снять напряжение и возбуждение. Дети занимаются этим с огромным удовольствием.

Для создания целостной системы здоровьесбережения детей очень важным является организация двигательной развивающей среды ДОУ.

• есть зал для занятий, спортивная комната с разнообразным физкультурным оборудованием и инвентарём.

• в группах оборудованы физкультурные уголки с учетом возрастных особенностей и оснащены физкультурным и нетрадиционным оборудованием, и оформленным совместно с родителями,

• так же занятия провожу не только в помещении, но и на воздухе и территории детского сада имеется спортивная площадка.

• есть медицинский кабинет.

Для развития силы и меткости использую кольцебросы.

В работе по оздоровлению использую нетрадиционные пособия для развития дыхательного аппарата: воздушные шары, мыльные пузыри, султанчики, ленточки и другое оборудование.

Взаимодействие с семьями воспитанников.

Одним из условий развития привития навыков ЗОЖ детей является не только работа с детьми, но и с их семьями. От того, как правильно организован режим дня ребенка, какое внимание уделяют родители здоровью ребенка, зависит его настроение, состояние физического комфорта.

В целях сотрудничества с родителями по формированию здорового образа жизни у детей разработана система мероприятий, которые я широко использую:

o родительские собрания,

o праздники здоровья,

o индивидуальные беседы.

Анализируя свою работу с использованием нетрадиционных технологий по оздоровлению детей заметна положительная динамика. Для меня очень важно, что дети меньше стали болеть, у них улучшилось внимание и настроение. Они стали более ловкими, выносливыми и сильными. За последние три года снизилась заболеваемость детей с 7% до 5 % на одного ребенка в год, повысилась посещаемость.

• Дети легко идут на контакт, они жизнерадостны и подвижны.

• А это значит, что у ребенка сформирована привычка к здоровому образу жизни.

Таким образом, можно сделать вывод, что организованная воспитательно – образовательная и физкультурно – оздоровительная работа положительно влияет на развитие детей: способствует укреплению психического здоровья, нормализации их социально – адаптивной сферы.

Источник

Adblock
detector