Меню

Формирование мотивации зож у студентов

Формирование у студентов мотивации к здоровому образу жизни

педагогические науки

  • Сапегина Татьяна Алексеевна , кандидат наук, доцент, доцент
  • Российский государственный профессионально-педагогический университет, г. Екатеринбург
  • ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ
  • СТУДЕНТЫ
  • ЗДОРОВЬЕ
  • ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА

Похожие материалы

Современное образование вступает в новый этап своего развития, когда основная цель направлена на качественную подготовку специалистов, в соответствии с мировыми образовательными стандартами. Обеспечение высокого уровня качества образования является особенно важным в плане устойчивого развития общества в условиях интенсивных социально-экономических, научно-технических и профессиональных изменений.

Здоровье студентов является актуальной проблемой, ведь оно определяет будущее страны, научный и экономический потенциал общества. Поэтому здоровье учащейся молодежи относится к приоритетным направлениям государственной политики в сфере образования.

Несмотря на это, в современном мире имеет место стойкая тенденция ухудшения показателей здоровья; уменьшается количество здоровых детей, а количество хронических форм заболеваний, наоборот, увеличивается.

Существует несколько причин сложившейся ситуации. Но одним из главных факторов неблагополучия здоровья, на наш взгляд, является недостаточный уровень мотивации к сохранению и укреплению своего здоровья самих студентов.

Мотивация — сложный психологический феномен и с точки зрения разных авторов включает в себя не одно понятие. Чаще всего в научной литературе мотивация рассматривается как совокупность причин психологического характера, объясняющих поведение человека, его направленность и активность. Педагогу необходимо выявить и показать причины, которые должны повлиять на выбор студента в пользу активной деятельности по сохранению и укреплению своего здоровья.

Выделим три основные группы мотивов, которые помогут студентам осознать необходимость регулярных занятий физическими упражнениями.

Физиологические — это желание улучшить свои функциональные возможности, устранить недостатки фигуры.

Психологические — воспитание характера и силы воли, самовоспитание и самосовершенствование.

Социальные — достижение успеха и признания со стороны друзей, чувство собственного достоинства и самоутверждение.

В высших учебных заведениях традиционными теоретическими формами для поднятия уровня мотивации к занятиям физическими упражнениями являются лекционные занятия, беседы о здоровом образе жизни, конференции, проводимые кафедрой физического воспитания. Практические формы включают в себя участие в спортивно-массовых мероприятиях, физкультурных праздниках и фестивалях, проводимых вузом, занятия в спортивных секциях, а также помощь в организации физкультурно-оздоровительных мероприятий.

Приобщение студентов к проблеме сохранения и укрепления своего здоровья, это конечно процесс воспитания, направленный на осознание большой роли физической культуры в жизни любого человека.

Перед высшим образованием стоит сложная задача — создать благоприятные условия для образовательной деятельности, дополняя содержание учебного материала знаниями, умениями и навыками с целью формирования у студентов ориентированного подхода к здоровому образу жизни, мотивации к сохранению и укреплению своего здоровья.

Для решения этой проблемы необходимо эффективно распределять объем и структуру учебного материала в учебных планах, правильно скоординировать применяемые технологии обучения, соблюдать цикличность в организации учебной деятельности.

Сохранение и укрепление здоровья студентов как педагогический процесс определяется сложными, множественными и разнонаправленными факторами, что затрудняет обнаружение в нем закономерных связей [1].

Для того чтобы понять, как сформировать потребность в сохранении и укреплении здоровья у студентов высших учебных заведений, необходимо знать кто в большей степени влияет на формирование правильной мировоззренческой позиции студентов о своем здоровье.

Это — сам студент, его семья, его окружение, преподаватели вуза, тренеры и организаторы спортивно-массовой работы в вузе.

Теоретическая часть дисциплины «Физическая культура» предлагает традиционные формы занятий, повышающих мотивацию студентов к укреплению своего здоровья. Это и лекционные занятия, и консультации по здоровому образу жизни, беседы по профилактике вредных привычек, конференции, семинары о пользе физических упражнений и повышении двигательной активности студентов.

Читайте также:  Основные принципы зож памятка

Практическая часть дисциплины «Прикладная физическая культура» включает в себя не только практические занятия, но и участие в различных спортивных мероприятиях, организованных вузом, занятия в спортивных секциях, помощь в организации физкультурных праздников и фестивалей.

Приобщение студентов к проблеме сохранения и укрепления своего здоровья — это еще один важный момент в процессе обучения и воспитания, который закладывается в юном возрасте и остается на всю жизнь.

Сегодня, образовательное учреждение высшего образования обладает огромным влиянием на сознание и подсознание студента, на формирование его личностных качеств. Вузы имеют возможность правильно направлять, помогать, управлять действиями студента в отношении здорового образа жизни и здоровья в целом. Здоровый образ жизни человека формируется общественными проявлениями и самим индивидом.

Занятия физической культурой и спортом являются одним из главных составляющих здорового образа жизни студента. Основной особенностью физической культуры является влияние на эмоциональное состояние человека, которое выражается в появлении чувства бодрости, радости, удовлетворенности, оптимистического, жизнерадостного настроения.

Физические упражнения укрепляют нервную систему, улучшают кровоснабжение головного мозга. Благодаря этому нервные клетки получают в достаточном количестве необходимые питательные вещества и кислород, и, следовательно, лучше выполняют свои сложные функции.

В настоящее время возросло число сердечнососудистых заболеваний. Многие исследователи обратили внимание на эмоциональные стрессы и их влияние на кровообращение в организме человека. Систематическая физическая работа, высокий уровень физической активности снижают опасность отрицательного влияния эмоциональных стрессов на сердечнососудистую систему.

Длительное ограничение двигательной активности (гипокинезия) изменяет регуляцию кровообращения, ухудшают состояние сердечной мышцы и сосудов, что повышает риск возникновения повышенного артериального давления и нарушения сердечной деятельности во время стрессов [2].

Регулярные занятия физическими упражнениями связаны со снижением состояния тревоги и депрессии. В большинстве исследований, в которых изучали взаимосвязь между физическими нагрузками и психическим благополучием, использовали нагрузки аэробной направленности. Было установлено, что только нагрузки достаточной продолжительности и интенсивности могут привести к положительным психологическим эффектам. Привлечение студентов к регулярным занятиям физическими упражнениями поможет им преодолеть негативные последствия перенапряжения, улучшить состояние своего здоровья, отказаться от вредных привычек.

Организация учебного процесса по физической культуре в вузе должна обеспечить возможность освоения студентами знаниями и умениями в применении физических упражнений для повышения уровня своего физического развития и физической подготовленности в соответствии с индивидуальными способностями, личными установками, потребностями и интересами.

Для поддержания мотивации нужна целенаправленная работа по пропаганде физической культуры, здорового образа жизни среди студентов. Необходимо вовлекать студентов в физкультурно-оздоровительную деятельность с помощью нахождения новых форм занятий и интересных соревнований, где студенты смогут реализовать свои собственные потребности в движении.

От успешности формирования и закрепления в сознании принципов здорового образа жизни, зависит вся последующая деятельность человека.

Список литературы

  1. Ольховская Е.Б. Педагогическое проектирование физического воспитания бакалавров в профессионально-педагогическом вузе / Проблемы современного педагогического образования. – 2016. – № 51-3. – С. 231-237.
  2. Сапегина Т.А. Моделирование образовательного процесса по физическому воспитанию в вузе. / Проблемы современного педагогического образования. – 2016. – № 51-3. – С. 249-255.

Завершение формирования электронного архива по направлению «Науки о Земле и энергетика»

Создание электронного архива по направлению «Науки о Земле и энергетика»

Электронное периодическое издание зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор), свидетельство о регистрации СМИ — ЭЛ № ФС77-41429 от 23.07.2010 г.

Читайте также:  Темы внеурочного занятия по зож

Соучредители СМИ: Долганов А.А., Майоров Е.В.

Источник

Развитие мотивации здорового образа жизни у студентов

РАЗВИТИЕ МОТИВАЦИИ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ У СТУДЕНТОВ.

Бобчихина О.Н., Скидан Т.В.

СПб ГБПОУ «Фельдшерский колледж»,

Актуальность. Проблема здорового образа жизни в современном обществе сегодня является одной из самых актуальных. Согласно данным Всемирной организации здравоохранения на здоровье человека в первую очередь влияет образ жизни. Культура здорового образа жизни выступает как один из основных компонентов общей культуры человека. Состояние общественного здоровья складывается из состояния здоровья каждого отдельного человека, из его отношения к собственному здоровью и своему образу жизни, — в особенности, из его отношения к двигательной активности, физической культуре, к распорядку дня, питанию и вредным привычкам. Приоритетное направление в аспекте здорового образа жизни занимает вопрос состояния здоровья учащейся молодёжи, участников учебно-воспитательного процесса, непосредственно участвующих в формировании здоровья молодого поколения.

В современной молодежной среде отмечаются: образовательная деятельность, дополнительная занятость трудовой деятельностью и невысокий уровень добровольной физкультурно-оздоровительной активности. Важным вопросом в аспекте изучения здорового образа жизни среди молодежи являются вредные привычки, которые приводят к снижению уровня ответственности молодых людей за сохранение собственного здоровья и формирование навыков здорового стиля жизни.

По определению Всемирной организации здравоохранения «здоровье — это состояние физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов».

Здоровый образ жизни — это образ жизни, рационально организованный, основанный на принципах нравственности, защищающий от неблагоприятных воздействий окружающей среды, позволяющий до глубокой старости сохранять нравственное, психическое и физическое здоровье, предполагающий созидательную активность человека.

Приобщение студента к здоровому образу жизни следует начинать с формирования у него мотивации здоровья. Ориентация на здоровье, его укрепление должна стать ценностным мотивом, формирующим, регулирующим и контролирующим образ жизни молодого человека.

Мотивация здорового образа жизни представляет собой целостную систему осознанных побуждений, направляющих проявления личности (нравственные, духовные, физические) в различных сферах жизнедеятельности с позиций ценностей здоровья. Система побуждений являет собой: мотивы, интересы, потребности, стремления, установки, идеалы личности и т.д.

Формирование мотивации к здоровому образу жизни возможно только через осмысление студентом значимости здоровья. Потребность в сохранении и укреплении здоровья продуцирует убежденность в необходимости здоровой жизнедеятельности, активность проявлений в различных сферах жизни с позиции ценности здоровья.

Мотивированная деятельность человека является наиболее эффективной. Осознанная мотивация здорового образа жизни способствует деятельности, направленной на развитие и сохранении нравственного, психического и физического здоровья человека.

Мотивация здорового образа жизни формируется на базе возрастного и деятельностного направлений. Возрастное направление включает в себя воспитание мотивации здоровья с раннего детства, с учетом психофизиологических особенностей ребенка. Деятельностное направление реализуется через оздоровительную деятельность по отношению к себе, формирование новых качества путем систематических разнонаправленных упражнений. Опыт оздоровительной деятельности создает соответствующую мотивацию (целенаправленную потребность) и установку (готовность к деятельности) на здоровье.

Сложности в мотивации здорового образа жизни в юношеском возрасте вызывает ценностная аргументация мотивов здорового образа жизни. В настоящее время отмечается тенденция рекомендаций по здоровому образу жизни в назидательной форме, что способствует негативным эмоциям у студентов. Директивная апелляция старшего поколения к отдаленным последствиям нездорового образа жизни и ссылки на этнокультурные требования могут вызвать протестную реакцию, и выступить средством самоутверждения для молодых людей. В такой ситуации выбор ведущей деятельности в области здоровья будет смещен во времени (отсрочен), а приоритет ведущей деятельности здесь и сейчас может быть на стороне не здоровых потребностей, как наиболее доступных, не требующих значительных энергетических затрат и волевых усилий.

Читайте также:  Приверженец зож это кто

Развитию здорового образа жизни у современных студентов препятствует специфика поведения старшего поколения. Имитируя стили поведения родителей, родственников и других взрослых людей, молодой человек может приобрести негативные привычки и установки относительно вопросов здоровья.

Особое место в вопросе мотивации здорового образа жизни играют средства массовой информации. Пропаганда в средствах массовой информации через рекламу, демонстрация нездорового образа жизни в различных фильмах, телепередачах, музыкальных клипах могут расцениваться студентами как престижные атрибуты молодежной субкультуры, нормы поведения. Большая опасность заключается в том, что стереотип поведения, навязываемый в средствах массовой информации, формирует у молодого человека ориентацию на потребление. Потребление влечет за собой получение удовольствия без значительных волевых и энергетических затрат, формирует у молодого поколения не здоровые привычки.

Формирование мотивации здорового образа жизни у студентов требует усилий. Работа по развитию мотивации здорового образа жизни должна вестись по следующим направлениям:

Реализация социального направления осуществляется посредством:

— пропаганды здорового образа жизни средствами массовой информации,

— проведение образовательной и информационно-просветительской работы учреждениями здравоохранения, образования, культуры;

— социальной защиты населения;

— развитие сети физкультурно-спортивных и досуговых организаций, региональных профилактических организаций (центров медицинской профилактики, восстановительной медицины и реабилитации);

— создание условий для ведения здорового образа жизни в основных сферах жизнедеятельности.

Реализация направления осуществляется благодаря внедрению здоровьесберегающих технологий в образовательный процесс. Здоровьесберегающие технологии состоят четырех блоков.

— обеспечение санитарно-гигиенических условий обучения в соответствии с требованиями САНПИНа: воздушно-капельный режим, освещение, учебная нагрузка, питание, медицинское обслуживание обучающихся

— сбор модульной информации о состоянии здоровья каждого обучающегося;

-модуль оптимальной нагрузки по общепрофессиональным дисциплинам;

-модуль обучения специальной компетентности обучающегося;

-система самоанализа результативности работы педагогов, социального педагога, медработника

— организация оптимального двигательного режима;

— формирование профессиональной пригодности и адаптации в профессиональной среде;

— укрепление здоровья обучающихся и педагогов, и профилактика профессиональных заболеваний.

Медицинский и социально-психологический блок:

— проведение мониторинга состояния здоровья обучающихся и педагогов;

— проведение психолого-физиологических исследований обучающихся;

— оказание консультативной помощи в сложных жизненных ситуации.

Реализация направления осуществляется при помощи:

— улучшения качества детско-родительских отношений;

— улучшения психологического климата в семье;

-развитие у родителей знаний об особенностях возрастных этапов психофизиологического развития человека;

-развитие у родителей продуктивных знаний об аспектах здорового образа жизни;

— отказ (или прекращение демонстрации) от не здоровых привычек;

-участие в спортивно-оздоровительных мероприятиях.

Заключение. Мотивация к здоровому образу жизни у студентов является первоочередной задачей для формирования Устойчивая личностная позиция, отношении к нравственным, моральным и духовным ценностям, ориентация на здоровый образ жизни являются основополагающими в полноценном развитии молодого поколения.

Формирование мотивации здорового образа жизни у студентов – проблема многогранная, зависящая от множества условий, требующая разнонаправленных усилий. Таким образом, для реализации вопроса развития мотивации к здоровому образу жизни у молодежи необходимо комплексное воздействие на личность студента, осуществляемое посредством социального, семейного и образовательного направлений. У студентов развитие положительной учебной мотивации является важным условием их личностного развития и эффективной, качественной профессиональной подготовки.

Источник

Adblock
detector