Меню

Формирование мотивации зож школьников

Развитие мотивации у школьников к формированию здорового образа жизни
статья на тему

В статье рассматривается актуальность проблемы формирования отношения школьников к ценностям физической культуры и своему здоровью.

Скачать:

Вложение Размер
borisova_elena_mihaylovna.odt 10.9 КБ
mezhdunarodnaya_konferentsiya.docx 16.78 КБ

Предварительный просмотр:

Борисова Елена Михайловна,

учитель физической культуры

муниципального бюджетного общеобразовательного

учреждения средней общеобразовательной школы

с углубленным изучением отдельных предметов № 47

Развитие мотивации у школьников

к формированию здорового образа жизни.

Здоровье — это достояние всего общества, которое невозможно оценить. Здоровые дети — это благополучие общества. Без здорового поколения у нации нет будущего. Крепкое здоровье обеспечивает нам долгую и активную жизнь, способствует выполнению наших планов, преодолению трудностей, даёт успешно решать жизненные задачи.

Среди многочисленных проблем, которые стоят сегодня перед общеобразовательной школой, особую актуальность проблема формирования отношения школьников к ценностям физической культуры и своему здоровью. Актуальность этой проблемы обусловлена потребностью в укреплении здоровья школьников как одного из факторов успешности обучения и воспитания, а также заботы о всестороннем развитии личности.

Дети очень доверчивы и подвержены внушению. Если ребёнка всё время пугать болезнями, то мы не разовьём у него желания быть здоровым. Ребёнок должен расти с сознанием , что толь ко от него самого зависит накопление его собственного здоровья. А поскольку именно в раннем возрасте закладываются основы здорового образа жизни человека, то ясна роль школы в этом вопросе.

Принимая во внимание проблемы общеобразовательной системы и, понимая, что здоровье каждого зависит от его собственных усилий, педагогическим коллективом и родительским советом было принято решение о разработке здоровьесберегающей программы «Школа – территория здоровья». Программа пронизывает все организационные уровни школы, Деятельность учащихся, их родителей, педагогического коллектива построена исходя из таких принципов:

1. Здоровые дети — основа благополучия страны.

2.Здоровье – основа развития и жизненного успеха личности.

3.Жизнь школы, живая и интересная.

4. Здоровый педагог — здоровый учащийся.

5. Инициативные, ответственные, ведущие здоровый образ жизни родители — основа благополучного всестороннего развития детей.

Девизом нашей работы по формированию ЗОЖ стали слова Карлейля «Здоровый человек — самое драгоценное произведение природы».

Результат на этапе школьного образования подтвердил, что положительная мотивация детей и ориентация жизненных интересов на здоровый образ жизни, сформированные в дошкольном детстве, сохраняется в школьные годы при положительном примере взрослых.

Работа по формированию ЗОЖ в школе строится в тесном сотрудничестве с родителями, ведь культура воспитания закладывается в семье. Сегодня многие родители часто испытывают трудности в общении с собственным ребёнком. И я считаю, что нельзя ограничиваться только пропагандой педагогических знаний, в которой родители лишь пассивные участники. Эффективность дают такие формы работы, на которых знания преподносятся в процессе сотрудничества педагога и родителей, активного взаимодействия взрослого и ребёнка. Взаимодействуя с родителями, я ставлю следующие задачи:

1. Ориентировать семью на воспитание здорового ребёнка

2.Обеспечить тесное сотрудничество и единые требования школы и семьи в вопросах здоровья детей.

3.Формировать у родителей теоретические знания, закрепить навыки и выработать потребность в здоровом образе жизни.

4. Повысить интерес родителей к деятельности школы и жизни ребенка в неё.

Для того, чтобы определить направление и выбрать наиболее эффективные формы работы с каждой семьёй или конкретной группой родителей, необходимо получить информацию об особенностях их образа жизни. Форма общения ни в коем случае не должна носить поучающего характера, а быть совместной попыткой рассмотреть актуальную для всех проблему со всех сторон. Свою работу с родителями я строю по двум направлениям:

— просвещение самих родителей

— активизация родительской помощи в проведении мероприятий с детьми

В школе действует комната детских и молодёжных организаций. Она является центром ученических инициатив, совместной работы ученического актива, классных руководителей, учителей и родителей. В течении учебного года работает лекторий для родителей, проводятся индивидуальные консультации, организуются родительские собрания, беседы за круглым столом. Работает телефон доверия, что очень удобно, если родитель ограничен в собственном времени.

Информационное обеспечение деятельности педколлектива и родителей включает в себя:

— страницу ЗОЖ на сайте школы

— выпуск стенных газет, плакатов, листовок, посвящённым различным темам ЗОЖ

— оформление классных уголков, стендов, содержащих информацию о ЗОЖ

Во время каникул учителями физической культуры и классными руководителями, совместно с родителями, организуются экскурсии, однодневные и многодневные походы. Родители являются активными помощниками в организации и проведении спортивно — массовых мероприятий, входят в состав жюри. Традиционными в школе стали такие мероприятия как:

— малые олимпийские игры

— военно — спортивные праздники

— семейные состязания « Все на старт»

— Дни открытых дверей

— предметная неделя кафедры «Здоровья»

— праздник «Зимние забавы»

— кросс «Золотая осень»

Популярной формой по формированию здорового образа жизни при непосредственной помощи родителей является проведение конкурсов «Мы против наркотиков», «Мама, папа, я – знающая ПДД семья», «В здоровом теле — здоровый дух», создание рекламных роликов, инсценирование сказок и многое другое.

С большим удовольствием родители принимают участие со своими детьми во Всероссийских, городских и районных соревнованиях «Лыжня России», «Кросс наций», «Российский азимут», «Зимний мяч», «Большая игра».

Народная мудрость гласит « Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать». В начале этого учебного года состоялся большой праздник, посвящённый открытию новой спортивной площадки. На школьном стадионе было организовано торжественное мероприятие. Наряду со спортсменами-школьниками, чествовали и родителей учеников, активно занимающихся спортом, достигших спортивных высот. Родители — спортсмены обратились к детям с напутствиями и добрыми пожеланиями, призывая ребят брать с них пример и вести активный и здоровый образ жизни, заниматься спортом. С большим азартом были проведены товарищеские матчи по футболу, баскетболу, конкурсы «Самый сильный ученик», «Самый сильный родитель». Праздник прошёл на высокой эмоциональной волне, при большом количестве зрителей и болельщиков.

Я убеждена, что идеи и формирование здорового образа жизни (с использованием потенциала физической культуры) дадут плоды только тогда, когда ими проникнутся все участники открытого образовательного пространства от руководства государства, школы до родителей и каждого ученика.

Предварительный просмотр:

Борисова Елена Михайловна,

учитель физической культуры,

Использование компьютерных технологий как средство мотивации к урокам физической культурой.

Одним из главных инструментов в образовании, открывающих путь в новый мир, являются информационно- коммуникационные технологии. Разработка стратегии использования информационных технологий в сфере образования – одна из ключевых проблем стратегического планирования, как на национальном, так и на глобальном уровне. Традиционные способы передачи информации уступают место использованию ИКТ. В этих условиях учителю необходимо ориентироваться в широком спектре инновацоинных технологий, идей, направлений, которые позволяют обеспечить необходимые условия для развития индивидуальных способностей обучаемого.

При этом перед учителем встают следующие задачи:

— создание условий, способствующих повышению мотивации обучающихся к урокам физической культурой

— создание атмосферы заинтересованности каждого ученика в работе класса

— стимулирование учащихся к высказываниям, использованию различных способов выполнения заданий

— использование в ходе урока дидактического материала, позволяющего ученику выбирать наиболее значимые для него вид и форму учебного содержания

— оценка ученика не только по конечному результату, но и по процессу его достижения

— поощрение стремления ученика находить свой способ работы, анализировать способы работы других учеников в ходе урока, выбирать и осваивать более рациональные

— создание педагогических ситуаций поощрения на уроке, позволяющих каждому ученику проявлять инициативу, самостоятельность, избирательность в способах работы; создание обстановки для естественного самовыражения ученика

Внедрение информационных технологий в образовательную среду урока позволяет повышать и стимулировать интерес учащихся , активизировать мыслительную деятельность и эффективность усвоения материала, индивидуализировать обучение, повышать скорость изложения и усвоения информации, а также вести экстренную коррекцию знаний. Разнообразный иллюстративный материал, мультимедийные и интерактивные модели поднимают процесс обучения на качественно новый уровень.

Необходимо учитывать и психологический фактор: современному ученику намного интереснее воспринимать информацию именно в такой форме, нежели при помощи таблиц, схем, карт. В настоящее время разработаны и внедрены в учебный процесс образовательных учреждений обучающие программы по пулевой стрельбе, гимнастике, лыжному спорту, физиологии, биомеханике, восточным единоборствам, программы , позволяющие проводить имитационное моделирование срочных и долгосрочных адаптационных процессов, протекающихв организме учащихся. Применение интерактивной доски на уроках позволяет облегчить процесс обучения технически сложных видов спорта (баскетбол, волейбол). Учитель, работая с доской, имеет возможность, разбив технический приём на слайды, показывать их с такой скоростью, с какой необходимо для детального изучения и понимания в данном классе. Результатами использования интерактивной доски является абсолютная доступность при любой физической подготовленности учащихся, заинтересованность всех категорий учащихся.

Компьютер значительно расширяет возможности представления информации. Применение цвета, графики, мультипликации, звука — всех современных средств видеотехники — позволяют воссоздать обстановку деятельности, что вызывает у учащихся несомненный интерес.

Мыслительная деятельность детей на занятиях физической культурой с использованием компьютера способствует быстрому усвоению теоретического материала, а получение знаний и двигательных навыков становятся интенсивнее и многообразнее.

Применение информационно- коммуникационных технологий возможно на всех этапах урока. При изучении нового материала координируется, направляется и организуется учебный процесс, а предполагаемый материал объясняет компьютер. С помощью видеоряда, звука и текста ученик получает представление об изучаемом двигательном действии, учится моделировать последовательность движений, что делает урок наиболее ярким, содержательным и увлекательным. При закреплении материала компьютер позволяет индивидуально учитывать знания, коррегировать полученные знания и умения в каждом конкретном случае. На этапе повторения учащиеся решают проблемные ситуации. В результате в мыслительную деятельность будут включены все ученики. Степень их самостоятельности в освоении материала регулируется учителем.

Компьютерный контроль знаний по сравнению с традиционным имеет по сравнению с традиционным ряд преимуществ, которые состоят в следующем:

-используется индивидуальный подход, учитывается разная скорость выполнения заданий учащимися, упражнения дифференцируются по степени трудности;

— повышается объективность оценивания;

— фиксируется детальная картина успехов и ошибок учеников.

Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках физической культурой очень актуально. Они способствуют формированию творческой личности учащихся, позволяют каждому ребёнку раскрыть свои способности, чувствовать себя на уроке уверенно и комфортно. Внедрение ИКТ в образовательный процесс способствует повышению уровня учебной работы учащихся.

1.Барчуков И.С., Нестеров А.А. Физическая культура и спорт: методология , теория, практика / И.С. Барчуков , А.А. Нестеров.- М.: Academia, 2009.-528 с.

2. Волков В.Ю. Компьютерные технологии в образовательном процессе по физической культуре / Материалы Всероссийской научной практической конференции. СПб., 2000.

3.Горбунов Г.Д. , Гогунов Е. Н. Психология физической культуры и спорта / Г.Д. Горбунов, Е.Н Гогунов.- М:Academia, 2009.-256.

4.Захарова И.Г. Информационные технологии в образовании / И.Г. Захарова.- 4-е изд., стер.- М.:Academia, 2008.- 192 с.

5.Кайнова Э. Б. Общая педагогика физической культуры и спорта / Э.Б. Кайнова .-Изд-ва: Форум, Инфа-М, 2007.-208с.

6.НеверковичС.Д. , Аронова Т.В., Баймурзин А.Р. Педагогика физической культуры и спорта / С.Д. Неверкович, Т.В. Аронова, А.Р. Баймурзин.-М.: Academia, 2010.-336с.

Источник

Мотивация здорового образа жизни у школьников среднего звена.

Цель: выработать комплекс мероприятий, мотивирующих школьников к здоровому образу жизни.

Гипотеза: можно разработать комплекс мероприятий, мотивирующих школьников к здоровому образу жизни.

Задачи:

1) выяснить, что означает термин «здоровье»;

2) узнать уровень состояния здоровья школьников России в настоящее время;

3) провести опрос, на основании которого проанализировать отношение школьников к своему здоровью;

4) разобрать понятие здорового образа жизни и его составляющих;

5) выяснить, что означает термин «мотивация»

6) выработать комплекс мероприятий.

Актуальность: согласно официальной статистике, в настоящее время в нашей стране приверженность граждан здоровому образу жизни чрезвычайно низка. Распространение вредных привычек среди подрастающего поколения и ухудшения состояния здоровья россиян, связанного с несоблюдением основных принципов здорового образа жизни, требуют поиска эффективных мер формирования мотивации здоровье сберегающего поведения. Здоровье подрастающего поколения определяет уровень развития общества. Оценивая здоровье детей сегодня, мы получаем прогноз благосостояния страны на будущее.

Ход работы.

1. Работая с различными источниками, разбираем понятие «здоровье».

Понятие здоровья различными специалистами определяется по-разному. Физиологи считают, что здоровье — способность человека к оптимальной социальной активности при максимальной продолжительности жизни.

В уставе Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) 1948 г. здоровье определяется как «состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не только как отсутствие болезни или физических дефектов».

По В. П. Казначееву (1978), здоровье – это процесс сохранения и развития физиологических, биологических и психических функций, оптимальной трудовой и социальной активности при максимальной продолжительности активной творческой жизни.

А. Г. Щедрина предлагает такую формулировку: «Здоровье — это целостное многомерное динамическое состояние (включая его позитивные и негативные показатели), которое развивается… в условиях конкретной социальной и экологической среды и позволяет человеку… осуществлять его биологические и социальные функции».

Т. о., Здоровье — это главная ценность жизни, оно занимает самую высокую ступень в иерархии потребностей человека. Здоровье — один из важнейших компонентов человеческого счастья и одно из ведущих условий успешного социального и экономического развития. Реализация интеллектуального, нравственно-духовного, физического и репродуктивного потенциала возможна только в здоровом обществе.

2. Узнаём уровень состояния здоровья школьников России в настоящее время, используя материал из достоверных источников.

Состояние здоровья подрастающего поколения в нашей стране представляет собой серьезную государственную проблему, от решения которой во многом зависит дальнейшее экономическое и социальное благополучие общества. Устойчивый характер приобрели негативные сдвиги, в первую очередь, в состоянии здоровья детей и подростков.

Официальная статистика продолжает угрожающе свидетельствовать об ухудшении здоровья обучающихся школ.

НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков НЦЗД РАМН отмечает, что особенностями негативных изменений здоровья детей за последние годы являются следующие:

  1. Значительное снижение числа абсолютно здоровых детей. Так, среди учащихся их число не превышает 10-12%.
  2. Стремительный рост числа функциональных нарушений и хронических заболеваний. За последние 10 лет во всех возрастных группах частота функциональных нарушений возросла в 1,5 раза, хронических болезни — в 2 раза. Половина школьников 7–9 лет и более 60% старшеклассников имеют хронические болезни.
  3. Изменение структуры хронической патологии. Вдвое увеличилась доля болезней органов пищеварения, в 4 раза опорно-двигательного аппарата (сколиоз, остеохондроз, осложненные формы плоскостопия), втрое — болезни почек.
  4. Увеличение числа школьников, имеющих несколько диагнозов. Школьники 7–8 лет имеют в среднем 2 диагноза, 10–11 лет — 3 диагноза, 16–17 лет — 3–4 диагноза, а 20% старшеклассников-подростков имеют в анамнезе 5 и более функциональных нарушений и хронических заболеваний.

Причин сложившейся ситуации несколько и многие из них связаны со школой. К основным школьно-обусловленным факторам риска формирования здоровья школьников, в первую очередь, относятся несоблюдение санитарно-эпидемиологического благополучия в образовательных учреждениях, неполноценное питание, несоблюдение гигиенических нормативов режима учебы и отдыха, сна и пребывания на воздухе. Объем учебных программ, их информативная насыщенность часто не соответствуют функционально-возрастным возможностям школьников. До 80% учеников постоянно или периодически испытывают учебный стресс. Всё это в сочетании с уменьшением продолжительности сна и прогулок, снижением физической активности, оказывает негативное воздействие на развивающийся организм. Также, на здоровье губительно сказывается низкая двигательная активность. Ее дефицит уже в младших классах составляет 35–40 процентов, а среди старшеклассников – 75–85 процентов.

В немалой степени неблагополучие здоровья школьников возникает от недостаточного уровня грамотности в вопросах сохранения и укрепления здоровья самих учащихся, их родителей. Кроме того, значимой причиной ухудшения состояния здоровья школьников (старших классов) являются вредные факторы – курение, алкоголь.

3. Проводим анкетирование школьников и на основании полученных ответов анализируем их отношение к своему здоровью.

4. Разбираем понятие здорового образа жизни и его составляющих.

Здоровый образ жизни — рациональный образ жизни, неотъемлемой чертой которого является активная деятельность, направленная на сохранение и улучшение здоровья. Образ жизни, который способствует общественному и индивидуальному здоровью, является основой профилактики, а его формирование — важнейшей задачей социальной политики государства в деле охраны и укрепления здоровья народа.

В словаре медико-социальных понятий и терминов здоровый образ жизни определяется как активная деятельность людей, направленная на сохранение и улучшение здоровья, как условия и предпосылки осуществления и развития других сторон и аспектов образа жизни, на преодоление «факторов риска» возникновения и развития заболеваний, оптимального использования в интересах охраны и улучшения здоровья социальных и природных условий и факторов образа жизни.

Условно понятие здорового образа жизни можно разделить на два направления. Первое направление — активные его формы, когда человек своими действиями создает условия хорошего состояния своего здоровья и обеспечивает собственную безопасность. Второе — человек старается не допустить образования привычек, отрицательно влияющих на его здоровье.

Основные составляющие ЗОЖ:

• соблюдение режима труда и отдыха;

• полноценное питание, сбалансированное по набору жизненно необходимых веществ;

• пребывание на свежем воздухе, закаливание, тренировка иммунитета;

• соблюдение всех санитарно-гигиенических норм, личная гигиена;

• организация индивидуального целесообразного режима двигательной активности, обеспечивающего суточную потребность организма в движении;

• преодоление вредных привычек (алкоголь, курение, наркомания, токсикомания);

• грамотное экологическое поведение;

• психическая и эмоциональная устойчивость;

• культура сексуального поведения, межличностного общения;

• образование и самообразование по вопросам ЗОЖ.

Как вести здоровый образ жизни? Для начала следует пересмотреть режим дня. Ни один график здоровой жизни не может включать в себя отход ко сну после полуночи и пробуждение в 2 часа дня по выходным. Если вам не хватает времени на дела в течение суток, нужно либо уменьшать количество дел, либо выполнять их быстрее. Для этого нужен систематический подход к распределению времени.

Рациональный режим труда и отдыха предполагает разумное чередование периодов физического и умственного напряжения с периодами полного расслабления. Другими словами – сон должен быть полноценным (7-8 часовым для взрослого человека) и таким же полноценным должен быть отдых в выходные дни.

Любые рекомендации по здоровому образу жизни обязательно включают в себя советы по рациональному питанию.

Здоровое питание – понятие очень обширное (об этом написаны объёмные научные труды), однако основные принципы рационального подхода к пище следующие:

  • Ограничение животных жиров;
  • Существенное ограничение животной белковой пищи (рекомендуется употреблять в основном диетические сорта мяса – птицу, кролика);
  • Включение в меню повышенного количества растительных продуктов;
  • Исключение из повседневного рациона «быстрых» углеводов – сладостей, сдобы, газировки, фаст-фуда, чипсов и прочей «мусорной» еды;
  • Переход на дробное питание (небольшое количество пищи за один прием);
  • Исключение позднего ужина;
  • Питание только свежими продуктами;
  • Оптимальный питьевой режим;
  • Оптимизация количества еды – оно должно соответствовать затратам энергии;
  • Исключение алкоголя, ограничение кофе и крепкого чая.

Пища должна быть исключительно натуральной и содержать все необходимые макро- и микроэлементы, витамины. Желательно, чтобы индивидуальный режим питания был составлен врачом-диетологом.

Разумная пропаганда здорового образа жизни обязательно включает в себя пункты, касающиеся физической активности. Достижения науки и техники значительно облегчили жизнь человека, но при этом существенно сократили его двигательную активность. Люди все меньше ходят пешком: сейчас можно заказывать и получать товары и продукты, не покидая дома.

Однако для сохранения функционального статуса организма движение просто необходимо. Начинающим практиковать здоровый образ жизни следует уделять физическим упражнениям хотя бы 30 минут в день: двигательная активность – один из основных факторов, влияющих на здоровье человека. Какой именно разновидностью физической активности заниматься – каждый решает сам, в соответствии со своим возрастом, темпераментом и возможностями.

  • Занятия в тренажерном зале;
  • Спортивная ходьба или бег;
  • Занятия в бассейне;
  • Велосипедные прогулки;
  • Домашние занятия гимнастикой;
  • Йога и гимнастика цигун.

Возможности для реализации двигательного потенциала не ограничены – можно начать с пеших прогулок (лучше гулять в лесопарковых зонах), а затем постепенно повышать нагрузки. Особо внимание следует уделять здоровью позвоночника: функциональное состояние (гибкость и подвижность) этого отдела опорно-двигательной системы — основной показатель молодости тела. Помните, что движение – это жизнь!

Курение, спиртные напитки, вредные пищевые пристрастия (солёная пища, чипсы, сладости, газировка) – всё это факторы, разрушающие здоровье. Здоровая и осознанная жизнь предполагает категорический отказ от вышеперечисленных «удовольствий» в пользу более здоровых вариантов. Отказ от вредных привычек – ключевой пункт для всех адептов ЗОЖ – то, с чего следует начинать практику.

5. Узнаём, что такое мотивация.

Мотивация (лат. moveo – двигаю) — теоретический конструкт, обозначающий материальный или идеальный предмет, достижение которого выступает смыслом деятельности. Мотивация представлена субъекту в виде специфических переживаний, характеризующихся либо положительными эмоциями от ожидания достижения данного предмета, либо отрицательными, связанными с неполнотой настоящего положения. Но для осознания мотива, т.е. для включения данных переживаний в культурно обусловленную категориальную систему, требуется особая работа.

В психологическом словаре Петровского А.В. мотивация — это побуждения, вызывающие активность организма и определяющие ее направленность.

В толковом словаре Ушакова Д.Н. мотивация — совокупность мотивов, обусловливающих тот или иной поступок.

Процесс формирования мотивации здорового и безопасного образа жизни у школьников целесообразно рассматривать, как органичную часть целостного педагогического процесса, как взаимодействие внешних и внутренних факторов, проявляющихся в сотворчестве. Внутренними факторами являются потребностно-мотивационная сфера школьника, его ценностные ориентации, отношения, самооценка, интересы, индивидуальные свойства. Внешним фактором в данном случае выступает образовательный процесс.

Таким образом, реализация процесса формирования мотивации здорового и безопасного образа жизни школьников предусматривает такое построение системы средств, которая, с одной стороны, направлена на изменение условий учебно-воспитательного процесса в школе, с другой стороны, – на изменение внутриличностной сферы школьников посредством сознательно – волевой работы по осмыслению, переосмыслению ими отношения к здоровому образу и к стилю своей жизни.

Мотивация на здоровый образ жизни должна строиться на особенностях конкретного возраста школьника и его личностных особенностях. При формировании мотивации важной является актуальность проблемы, которая для школьника существенно ограничена коротким промежутком времени – и это следует учитывать. Риск развития в зрелом возрасте инфаркта или инсульта не может мотивировать ребенка на самоограничение – выгода от здорового образа жизни должна находиться в пределах одного-двух, максимум трех лет; все, что уходит по времени далеко вперед, для ребенка кажется таким далеким, что не представляет никакой субъективной важности.

Мотивация самосохранения.

Действует преимущественно при наличии существенной проблемы со здоровьем или при опасных обстоятельствах. Аллергик, перенесший анафилактический шок, вряд ли будет есть шоколад, если отчетливо помнит, что именно этот продукт стал причиной угрожающего для жизни состояния. Сколь бы вкусным ни было лакомство, оно не станет соблазном для такого человека.

Именно мотивация самосохранения может стать решающей для отказа от употребления наркотиков. Если ребенок с детства знает о частоте «молодых» смертей у наркоманов, то это может оказаться сильной мотивирующей силой.

Однако попытки необоснованного использования мотивации самосохранения могут принести только вред: родитель, говорящий о смертельной опасности курения, не сможет долго «морочить голову» ребенку: увидев, сколько людей разных возрастов курит и продолжает вести активную жизнь, школьник только потеряет доверие к родителю, а это сделает дальнейшие воспитательные усилия бесполезными. Говоря о вреде курения лучше делать акцент на саму зависимость, как потерю свободы, и на проблемы со здоровьем у курильщиков.

Также следует помнить, что мотивация самосохранения у детей относительно невысока: дети часто «носят розовые очки» и уверены, что с ними ничего страшного произойти не может.

Мотивация подчинения правилам общества.

Ребенок, как, впрочем, и большинство взрослых людей, тяжело воспринимает состояние неприятия его личности окружающими людьми. На этом, например, строится выполнение многих гигиенических процедур.

Именно благодаря мотивации такого типа окружение ребенка может оказать существенное влияние на его образ жизни. Это становится наиболее значимым в подростковом возрасте, когда школьники, общаясь тесными компаниями, перенимают друг у друга привычки и предпочтения. В этом отношении компания с выраженными спортивными установками может стать отличной базой для формирования здорового образа жизни школьника.

1. Мотивация удовольствия.

Удовольствие от здорового тела является сильным стимулом соблюдения правил здорового образа жизни. Больной ребенок не может вволю побегать и поиграть, а это мотивирует его к правильному поведению, нацеленному на скорейшее выздоровление.

2. Мотивация социализации.

Стремление занять в обществе более высокую ступень может иметь двоякое значение. В компании асоциального типа подросток начинает курить и пить пиво только для того, чтобы быть «своим». А вот в ситуации позитивного общения подросток стремится к достижению наилучшей физической формы и самосовершенствованию.

3. Сексуальная мотивация.

Актуальна для школьников старшего и среднего звена. Попытки сделать свое тело более привлекательным, а также забота о сексуальной силе (у мальчиков) могут стать решающим мотивирующим фактором здорового образа жизни.

Создание привлекательных материальных условий.

Покупайте забавные зубные щетки с изображением героя мультфильма, приобретайте для занятий спортом красивую одежду и аксессуары, выбирайте спортивную секцию в современном физкультурно-оздоровительном центре, готовьте вкусную и внешне привлекательную полезную пищу – все что красиво, приятно для глаз, слуха и на ощупь может стать дополнительным (но не основным) стимулом здорового образа жизни.

Большую роль в мотивации здорового образа жизни ребёнка играет педагог, т.к. школьники больше всего времени проводят на учёбе. Поэтому каждый учитель должен обладать теми знаниями и умениями, с помощью которых можно направить детей на путь здорового образа жизни. Это можно сделать различными способами, например, решением задач о здоровье на уроках математики, изучение художественных произведений о здоровье на уроках литературы, проведение внеурочных мероприятий, нацеленных на то, чтобы показать учащимся, к чему может привести несоблюдение правил ЗОЖ, организация спортивных мероприятий, посвящённых ЗОЖ.

Вывод: таким образом, нам удалось разработать комплекс мероприятий, мотивирующих школьников к ЗОЖ, то есть гипотеза доказана.

Источник

Читайте также:  Работа соц педагога по формированию зож
Adblock
detector