Меню

Формирование мотивации зож подростков

Пути и способы формирования мотивации у подростка к здоровому образу жизни (статья)
статья по теме

Скачать:

Вложение Размер
puti_i_sposoby_formirovaniya_motivatsii_u_podrostka_k_zozh.docx 20 КБ

Предварительный просмотр:

учитель физической культуры

МБОУ «Мало-Куналейская СОШ»

Пути и способы формирования мотивации у подростка к здоровому образу жизни.

Здоровье – это важнейшая потребность человека, определяющая способность его к труду и обеспечивающая гармоническое развитие личности. Оно является важнейшей предпосылкой к счастью человека. Умение вести здоровый образ жизни – признак высокой культуры человека, его образованности, настойчивости, воли. Что такое здоровый образ жизни для каждого из вас? Что значит для современного человека здоровый образ жизни?

Проблема формирования здорового образа жизни детей, подростков и молодежи, является наиболее актуальной на сегодняшний день. В центре внимания педагогов-исследователей, учителей практиков (Э.Я. Егорова, Е.Л. Мицан, А.Я. Найн,) на протяжении всего периода становления физической культуры и науки в современной педагогической науке нет единого подхода к проблеме формирования у учащихся знаний, умений и навыков в области здорового образа жизни. Данная тема определяет не только состояние и проблемы здоровья современных детей, но и здоровье, благополучие будущих поколений.

Данное понятие « Здоровый образ жизни» рассматривается в нескольких смысловых значениях:

— формировать физическую культуру посредством овладения знаниями о здоровом образе.

— соотнести полученные знания к своему здоровью и к способам его укрепления.

— отношение людей к сохранению и укреплению здоровья.

Одни, любят жизнь, ведут здоровый образ жизни;

Другие , имея идеальные стартовые возможности, предаются лени, вредным привычкам, а то и вовсе совершают противоречащие здравой логике поступки;

Третьи , имея врожденные заболевания или увечья, прилагают огромные усилия, чтобы оставаться полезными членами семьи и общества и достигают в этом успеха;

Четвертые, живут, как бы влекомые течением жизни. И имея хорошие возможности для достижения успеха, уповают на всевозможные чудеса, так и не дождавшись которых, всю оставшуюся жизнь пеняют на свою судьбу.

В России состояние здоровья детей и подростков на протяжении последних 10 лет значительно ухудшилось. Повсеместно наблюдается рост числа детей-инвалидов. Отмечается четкая тенденция к ухудшению психофизического здоровья детей. Только 9,8% детей считаются условно здоровыми.

Развитие учения о здоровье человека показало тесную связь и содержательную близость понятий здоровье и образ жизни. Под образом жизни понимается устойчивый, сложившийся в определённых общественно-экономических условиях способ жизнедеятельности людей, проявляющийся в нормах общения, поведения, складе мышления. Здоровый образ жизни – это деятельность, активность личности, использующей материальные и духовные условия и возможности в интересах здоровья и которая требует физического и духовного развития человека.

Здоровый образ жизни – свод исторически проверенных и отобранных временем и практикой норм и правил жизнедеятельности, созидал нацеленных на то, чтобы человек:

  • созидал и творил, совершенствовал и преобразовывал мир;
  • умел высокоэффективно и экономично учиться, трудиться, рационально расходовать свои силы, знания и энергию в процессе своей профессиональной, общественно-полезной деятельности;
  • владел знаниями, умениями и навыками восстановления и оздоровления организма после напряженного труда;
  • постоянно углублял свои нравственные убеждения, духовно обогащался, развивал и совершенствовал свои физические качества и способности;
  • самостоятельно поддерживал и укреплял свое здоровье.

В настоящее время проблема популяризации здорового образа жизни, массовых занятий физической культурой и спортом является чрезвычайно актуальной. Обращаясь к категории здоровья человека, можно сказать, что это уникальное для каждой личности состояние.

Слово «здоровье» первоначально означало «целостность».

  • По определению :“Здоровье это — состояние полного физического, умственного и социального благополучия, а не только отсутствие болезни или немощи”.
  • Существует здоровье физическое, эмоциональное, интеллектуальное, социальное, личностное, духовное и энергетическое.

Из чего складывается здоровый образ жизни:

* достаточная двигательная активность;

  • закаливание;
  • умеренное рациональное питание, сбалансированное по набору жизненно необходимых веществ;
  • соблюдение режима дня – труда, отдыха;
  • личная гигиена;
  • грамотное экологическое поведение;
  • умение снимать нервное напряжение с помощью мышечного расслабления (автогенная тренировка);
  • сексуальное воспитание: профилактика заболеваний,
  • отказ от вредных привычек: курения, употребления алкоголя и наркотиков;
  • безопасное поведение;
  • отношение к окружающим людям.

Мотивация здоровья и здорового образа жизни должна занимать центральное место в процессе обучения и воспитания подростков. Обращаясь к научным источникам, исследованиям В. И. Загвязинского, Б.П. Беспалько, Ю.М. Орлова и других учёных, мы обнаруживаем, что развитие мотивации к здоровому образу жизни актуализирует потребность обеспечивающую направленность личности на ведение здорового образа жизни. Под мотивацией здорового образа жизни подростков мы понимаем процесс, результатом которого является :

— осознание гармоничного сочетания физического и психического, духовного и телесного, — осознание необходимости соблюдения норм, правил поведения, необходимых для здорового образа жизни.

Это требует обеспечения определёнными условиями процесса развития мотивации к здоровому образу жизни подростка. В качестве таковых условий мы выделяем:

— первое условие — мониторинг положительного изменения функционального состояния здоровья в результате занятий физической культурой и вследствие этого развитие мотивации подростков к здоровому образу жизни — медицинские обследования (специальные исследования сердечно – сосудистых изменений, дыхательных функций );

— второе условие – дифференцированный и индивидуальный подход в организации занятий физической культурой, что подразумевает:

а) учет половых и возрастных особенностей;

б) учет уровня состояния здоровья подростков;

в) введение различных методов актуализации мотивации к здоровому образу жизни подростков;

— третье условие – создание среды, раскрывающей ценности здоровья и здорового образа жизни, в которой предусматривается формирование необходимой базы знаний о здоровом образе жизни, о ценностях здоровья.

Основными средствами обеспечения процесса развития мотивации к здоровому образу жизни в процессе физического воспитания подростка я выделяю:

— на примере выдающихся спортсменов, которых можно проследить волевые проявления личности в сохранении здоровья и ведения здорового образа жизни;

— просвещение подростков в области здорового образа жизни;

— введение нетрадиционных методов в структуру урока физической культуры ;

— природа и природные объекты, которые обусловливают не только целевое влияние на организм человека, но и формирование «хотений» быть здоровым самому и способствовать здоровью всего живого.

Этому принципу гласят русские народные пословицы:

  • Здоровье – всему голова.
  • Здоровая душа в здоровом теле.
  • Здоровье не купишь — его разум дарит.
  • Наше здоровье в наших руках.
  • Здоровью цены нет.
  • Здоровье выходит пудами, а входит золотниками.
  • Не спрашивай здоровья, а глянь в лицо.
  • Здоровому все здорово.
  • Здоров буду — и денег добуду.

Форма организации процесса развития мотивации подростков к здоровому образу жизни средствами физической культуры сопрягаются с традиционными и включают: лекции о здоровье, беседы о спорте, диспуты и дискуссии, занятия на природе, туристические походы, маршруты по тропе здоровья, упражнения, динамические часы, уроки – конференции, тематические вечера.

Организуя деятельность по развитию мотивации к здоровому образу жизни в процессе физического воспитания средствами физической культуры я учитывал то, что здоровье подростка следует понимать и определять как один из важнейших ресурсов для достижения благосостояния и удовлетворения потребностей. Поэтому неизбежным становится выбор путей и средств обеспечения данного процесса конкретными оздоровительными мероприятиями. Поэтому, в школе, где я работаю более 33 лет, стало традицией проводить спортивно – массовые мероприятия среди учащихся и педагогов, спортивные праздники: неделя спорта, «А ну-ка, девушки», «А ну-ка, парни», «Папа, мама и я — спортивная семья», весёлые старты, смотр строя и песни, туристический слёт, волейбольные встречи и многое др. Занятия на свежем воздухе сочетаются с созданием эмоционально – положительного фона, благотворно влияющего на эмоционально – психическую сферу, динамические часы, обеспечивающие двигательную активность между уроками, гимнастика до уроков и прочее.

Результаты наблюдений, исследований и обработки диагностических процедур показали, что в ходе организации нашей работы уменьшилось число подростков с низким уровнем мотивации к здоровому образу жизни на 40% ,на 43,9% увеличилось количество подростков, имеющих средний уровень мотивации к здоровому образу жизни.

Таким образом, развитие физической культуры и спорта является одним из наиболее важных факторов формирования у подрастающего поколения установок на здоровый образ жизни. Кроме того, спорт является важным фактором преодоления противоположных тенденций, т.е. склонностей подростков и молодежи к наркомании, алкоголизму и другим проявлениям нездорового образа жизни. И это вселяет определенный оптимизм и надежду на то, что здоровье современных детей и следующих поколений станет более устойчивым.

Источник

2014 г. Реферат «Формирование у подростка мотивации к здоровому образу жизни»
материал по зож на тему

«Человек часто сам себе злейший враг» (Цицерон).

Скачать:

Вложение Размер
referat_naumova.odt 44.46 КБ

Предварительный просмотр:

Департамент социального развития

Ханты-мансийского автономного округа — Югры

Ханты-Мансийского автономного округа — Югры

«Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних «Зина»

«Формирование у подростка мотивации к здоровому образу жизни»

И.Н. Наумова – воспитатель отделения

дневного пребывания несовершеннолетних

  1. Введение………………………………………………………….…….…3стр.
  2. Что такое мотивация здоровья и здорового образа жизни. 5 стр.
  3. Здоровый образ жизни и его составляющие….…………………….9 стр.
  4. Формирование установки на здоровый образ жизни……..……….13 стр.
  5. Формирование ценностного отношения к здоровому образу жизни подростков………………………………………………………………..…..14 стр.
  6. Формирование у подростков мотивации к здоровому образу жизни –

один из способов борьбы с вредными привычками…………….……. 17 стр.

Понятие «здоровье» с давних пор трактовалось многими учеными по разному, множество словарей дает свое определение «здоровья». В толковом словаре Даля здоровье рассматривается как состоянье животного тела (или растения), когда все жизненные отправления идут в полном порядке; отсутствие недуга, болезни. В 1968 году ВОЗ (Всемирная организация здравоохранения) приняла следующую формулировку: «Здоровье — свойство человека выполнять свои биосоциальные функции в изменяющейся среде, с перегрузками и без потерь, при отсутствии болезней и дефектов». [3,54] Лисицын Ю. П. отмечает, что здоровье нечто большее чем, отсутствие болезней и повреждений, — это возможность полноценно трудится, отдыхать, словом, выполнять присущие человеку функции, свободно, радостно жить». И. И. Брехман подчеркивает, что здоровье — это не отсутствие болезней, а физическая, социальная и психологическая гармония человека, доброжелательные отношения с другими людьми, с природой и с самим собой. [1,212]

С понятием здоровья тесно связано другое не менее значимое понятие — здоровый образ жизни (ЗОЖ). Под которым следует понимать «способ жизнедеятельности, соответствующий генетически обусловленным типологическим особенностям данного человека, конкретным условиям жизни и направленный на формирование, сохранение и укрепление здоровья и на полноценное выполнение человеком его социально-биологических функций». В основе здорового образ жизни лежат семь факторов, выделенные Беллоком и Бреслау (1965г.): сон (7–8 часов), регулярное питание, отказ от дополнительного приема пищи (т. е. в перерывах между ее приемами), вес, не превышающий 10 % от оптимального (в зависимости от возраста), регулярные занятия спортом и закаливание, ограничение алкоголя, отказ от курения. Кроме того, ЗОЖ предполагает соблюдение правил личной гигиены, разумное соотношение труда и отдыха, удовлетворенность работой, достаточная медицинская активность. [4,94]

В силу того, что здоровье обладает таким значением, которое обусловливает все стороны жизнедеятельности, как общества, так и индивида, то можно рассматривать здоровье как универсальную, фундаментальную, высшую ценность. Поскольку здоровье населения страны — это высшая национальная ценность, то и возрождение наций должно начаться именно со здоровья, в первую очередь детей.

Проблема укрепления здоровья подрастающего поколения является одной из наиболее актуальных в современной России. Многочисленные исследования последних лет свидетельствуют о неудовлетворительном состоянии здоровья детей и подростков. В настоящее время лишь 10–14 % выпускников школы могут считаться здоровыми. В связи с этим, проблема формирования здорового образа жизни, а на индивидуальном уровне — здорового стиля жизни, является одной из наиболее приоритетных в современной педагогике, поскольку связана с решением сразу двух важнейших задач государственной политики в области образования: развития индивидуальности и формирования здоровой личности.

В последнее время обоснованную тревогу вызывает здоровье школьников. По данным НИИ Гигиены и профилактики заболеваний детей, подростков и молодежи, около 90 % детей школьного возраста имеют отклонения физического и психического здоровья.

Резко возросло число детей, страдающих алкоголизмом, наркоманией, токсикоманией. Увеличилось число убийств и самоубийств, совершенных школьниками. Увеличение распространенности среди школьников курения, употребления алкоголя и наркотиков свидетельствует о низком уровне гигиенических знаний, а также о неэффективности существующих форм и методов гигиенического воспитания детей не только в организованных коллективах, но и в семье.

Соблюдение здорового образа жизни очень важно и необходимо, особенно среди детей, поэтому необходимо формировать ценностное отношение к здоровому образу жизни, создавать все условия для его поддержания. Вести здоровый образ жизни необходимо всегда, но в период подросткового возраста нужно уделить большое внимание этому процессу.

Подростковый возраст — это достаточно важный период для формирования здорового образа жизни ребенка. Во-первых, на этом возрастном этапе происходят физиологические и психологические изменения организма. Во-вторых, учеба — тяжелый умственный труд, связанный с напряжением центров коры больших полушарий. Подростковый возраст характеризуется половым созреванием, эмоциональной нестабильностью. От того, какие условия для учебы и развития ребенка созданы в школе, в первую очередь зависят здоровье и формирование здорового образа жизни развивающегося человека.

1.Что такое мотивация здоровья и здорового образа жизни?

Приобщение человека к здоровому образу жизни следует начинать с формирования у него мотивации здоровья. Забота о здоровье, его укреплении — должны стать ценностными мотивами, формирующими, регулирующими и контролирующими его образ жизни. По мнению академика В.П.Казначеева: образ жизни каждого человека определяет его представления о смысле жизни, дела, поступки, отношение к окружающему миру, к себе, к своему здоровью.
Формирование мотивации здоровья должно базироваться на двух важных принципах: возрастном и деятельностном.

Первый принцип гласит: воспитание мотивации здоровья необходимо начинать с раннего детства.

Второй принцип утверждает: мотив здоровья следует создавать через оздоровительную деятельность по отношению к себе, т.е. формировать новые качества путем упражнений. На этом принципе была основана вся социальная эволюция человека.

Человечество жизнедействовало, учась жизнедействию исключительно на своём опыте.

Отсюда опыт оздоровительной деятельности и упражнения в ней создадут соответствующую мотивацию и установку (готовность к деятельности) на здоровье, подобно тому, как аппетит приходит во время еды. На основе этой осознанной мотивации и формируется собственный стиль здорового поведения. Стиль здоровой жизни определяется разными мотивами.

Среди них следует выделить главные.

Формулировка мотива сводится к тому, что человек не совершает того или иного действия, т.к. он знает, что оно угрожает его здоровью и жизни.

Например, человек не будет прыгать с моста в реку, если он не умеет плавать, ибо заведомо знает, что утонет.

  1. Мотивация подчинения этнокультурным требованиям.

Формулировка мотива: человек подчиняется этнокультурным требованиям потому, что хочет быть равноправным членом общества и жить с его членами в гармонии. В течение длительной социальной эволюции общество отбирало полезные привычки, вырабатывало систему защиты от неблагоприятных факторов. Все это передавалось от поколения к поколению в виде требований или традиций определенного этноса. Неподчинение этим требованиям рассматривалось как вызов обществу, и оно наказывало за это. Например, исходя из гигиенических, эстетических и этических требований, человека с раннего детства приучают отправлять свои физиологические потребности в определенных закрытых местах, специально оборудованных для этого. Нарушение этих норм чревато негативными последствиями. Другой пример, жители Крайнего Севера едят сырую замороженную рыбу, т.к. она обеспечивает полноценное сбалансированное питание. Ребенка с детства приучают к этому продукту, хотя он может быть причиной глистных инвазий. Первая причина важнее, и употребление такой рыбы становится для жителей севера естественным.

  1. Мотивация получения удовольствия от здоровья.

Это простая гедоническая (наслажденческая) мотивация формулируется так: Ощущение здоровья приносит мне радость, поэтому я делаю все, чтобы испытать это чувство.

Например, большинство детей любят бегать, прыгать, танцевать, т.к. эти занятия улучшают в их организме кровообращение, повышают обмен веществ, вызывают положительные эмоции, повышают настроение. Все это способствует формированию мотивации, побуждающей к максимизации двигательной активности такого характера, а позже к формированию интереса к систематическим занятиям танцами или физической культурой. По мере взросления эти занятия перейдут в привычку, которая непременно будет доставлять удовольствие, т.к. результатом будет не только хорошее настроение, но и физическое совершенство. Важно не переусердствовать в этом.

  1. Мотивация возможности самосовершенствования.

Формулировка: если я буду здоров, я могу подняться на более высокую ступень общественной лестницы. Эта мотивация весьма существенна в настоящее время, когда необходимо быть конкурентоспособным, чтобы добиться высокого уровня общественного признания. У здорового человека больше шансов на успех.

  1. Мотивация возможности маневрировать.

Формулировка: если я буду здоров, то смогу по своему усмотрению изменять свою роль в сообществе и свое местоположение. Здоровый человек может менять профессии, перемещаться из одной климатической зоны в другую, он чувствует себя свободным, независимо от внешних условий.

  1. Мотивация возможности сексуальной реализации.

Формулировка: здоровье дает мне возможность для сексуальной гармонии. Сексуальная потенция мужчины и женщины находится в прямой зависимости от здоровья.

  1. Мотивация достижения максимально возможной комфортности.

Формулировка: я здоров, меня не беспокоит физическое и психологическое неудобство.

2.Здоровый образ жизни и его составляющие

В обобщенном виде здоровье можно определить, как умение человека приспосабливаться к окружающей среде и своим собственным возможностям, противостоять внешним и внутренним отрицательным факторам, болезням и повреждениям, сохранить себя, расширить свои возможности, увеличивать длительность полноценной жизнедеятельности, т. е. обеспечивать свое благополучие. Смысл слова благополучие в Словаре русского языка (автор С. И. Ожегов) определяется как «спокойное и счастливое состояние», а счастье — как «чувство и состояние полного высшего удовлетворения».

Исходя из этих понятий, сделаем вывод: здоровье человека неотделимо от его жизнедеятельности и ценно тем, что является непременным условием эффективной деятельности индивидуума, через которую достигаются благополучие и счастье.

Достичь благополучия возможно только через труд, направленный на расширение своих духовных, физических и социальных возможностей.

Мотивация здоровья и здорового образа жизни должна занимать центральное место в процессе обучения и воспитания подростков. Обращаясь к научным источникам, исследованиям В. И. Загвязинского, Б.П. Беспалько, Ю.М. Орлова и других учёных, мы обнаруживаем, что развитие мотивации к здоровому образу жизни актуализирует потребность обеспечивающую направленность личности на ведение здорового образа жизни. Под мотивацией здорового образа жизни подростков мы понимаем процесс, результатом которого является:

— осознание гармоничного сочетания физического и психического, духовного и телесного — осознание необходимости соблюдения норм, правил поведения, необходимых для здорового образа жизни.

Состояние здоровья каждого человека на 90% индивидуально, так как оно зависит от наследственности, факторов окружающей среды и в основном от индивидуального образа жизни (поведение каждого, его привычек, поступков, стремлений, пристрастий).

В книге Н. М. Амосова «Раздумья о здоровье» говорится:

«В большинстве болезней виновата неприрода, не общество, а только сам человек. Чаще всего он болеет от лени и жадности, но иногда и от неразумности.

Чтобы быть здоровым, нужны собственные усилия, постоянные и значительные. Заменить их нельзя ничем. Человек столь совершенен, что вернуть здоровье можно почти с любой точки его упадка. Только необходимые усилия возрастают по мере старости и углубления болезней».

Здоровый образ жизни в значительной степени содействует разумному удовлетворению физических и духовных потребностей человека, формированию социально активной личности, понимающей личную ответственность за состояние своего здоровья как критерия социально-экономического развития.

Необходимо подчеркнуть, что особое значение сегодня приобретает формирование мотивации к здоровому образу жизни у молодежи.

Эта мысль подтверждается официальными данными о состоянии духовного и физического здоровья молодежи в настоящее время. Приведем некоторые факты.

По результатам комплексного социологического исследования, проведенного недавно ВНИИ МВД Российской Федерации, среди несовершеннолетних москвичей в возрасте 14—17 лет доля постоянно и периодически курящих составила 20,8%, постоянно и периодически употребляющих алкоголь 8% . Распространенность ранних половых связей среди молодежи привела к тому, что 23 подростка из каждой 1000 знакомы с венерическими заболеваниями не понаслышке.

Статистика ГУВД Москвы фиксирует тенденцию к омоложению потребителей наркотиков. За последние годы число несовершеннолетних потребителей наркотиков и сильнодействующих и токсичных веществ, известных органам здравоохранения и правопорядка, увеличилось в 5,3 раза.

Лидирующее место среди подростков, известных органам здравоохранения как потребители наркотиков, занимают учащиеся школ, лицеев и гимназий — 35,3%. Опросы, проведенные в среде учащихся столицы, обнаружили, что среди девушек доля потребляющих наркотики (10,2% в среднем) ненамного ниже, чем среди юношей (14,9% в среднем).

Спортом же в свободное от занятий время занимаются всего 35,5% несовершеннолетних москвичей в возрасте 14—17 лет.

Первым шагом к созданию своей индивидуальной системы здорового образа жизни является выработка твердой мотивации. К здоровому образу жизни нельзя прийти по чьему-то указанию. Это должно быть личное, глубокое убеждение и уверенность в том, что другого пути к здоровью, реализации своих жизненных планов, обеспечению благополучия для себя, своей семьи и общества просто не существует.

Другим составляющим элементом здорового образа жизни является режим жизнедеятельности. Вся жизнедеятельность человека проходит в режиме распределения времени, частично вынужденного, связанного с общественно необходимой деятельностью, частично по индивидуальному плану.

Так, например, режим жизнедеятельности школьника определен учебным планом занятий в школе, режим военнослужащего — распорядком дня, утвержденным командиром воинской части, режим работающего человека — началом и концом рабочего дня.Таким образом, режим — это установленный распорядок жизни человека, который включает в себя труд, питание, отдых и сон.

Главной составляющей режима жизнедеятельности человека является его труд, который представляет целесообразную деятельность человека, направленную на создание материальных и духовных ценностей.

Режим жизнедеятельности человека должен быть подчинен, прежде всего, его эффективной трудовой деятельности.Работающий человек живет в определенном ритме: он должен в определенное время вставать, выполнять свои обязанности, питаться, отдыхать и спать. И это неудивительно, все процессы в природе подчинены в той или иной мере строгому ритму: чередуются времена года, ночь сменяет день, день снова приходит на смену ночи. Ритмичная деятельность — один из основных законов жизни и одна из основ любого труда. Рациональное сочетание элементов режима жизнедеятельности обеспечивает более продуктивную работу человека и высокий уровень его здоровья.

В трудовой деятельности человека участвует весь организм как целое. Трудовой ритм задает ритм физиологический: в определенные часы организм испытывает нагрузку, вследствие чего повышается обмен веществ, усиливается кровообращение, дыхание, а затем появляется чувство усталости; в другие часы, дни, когда нагрузка снижается, наступает отдых после утомления, восстанавливаются силы и энергия. Правильное чередование нагрузки и отдыха является основой высокой работоспособности человека.

Известный русский физиолог Н. Е. Введенский (1852—1922) говорил, что устают не столько от того, что много работают, сколько от того, что плохо работают, не умеют организовать свой труд. Он выдвинул ряд условий для достижения высокой работоспособности, а значит, и высокого уровня здоровья:

1. Постепенное вхождение в работу.

2. Продуманная и отработанная последовательность в труде.

3. Правильное распределение нагрузки — дневной, недельной, месячной и годовой.

Неравномерность нагрузки: спешка в одни периоды и бездеятельность в другие одинаково вредны.

В подтверждение сказанного можно привести слова Л.Н. Толстого, которые он записал в своем дневнике: «Надо непременно каждый день писать не столько для успеха работы, сколько для того, чтобы не выходить из колеи».

Теперь необходимо остановиться на вопросе об отдыхе, при этом подчеркнуть, что отдых — это состояние покоя или активной деятельности, ведущее к восстановлению сил и работоспособности.

Наиболее эффективным в деле восстановления работоспособности является активный отдых, который позволяет рационально использовать свободное время. Чередование видов работы, гармоничное сочетание умственного и физического труда, физическая культура обеспечивают эффективное восстановление сил и энергии. Отдыхать человеку требуется ежедневно, раз в неделю и раз в году, используя свободное время для укрепления своего физического и духовного здоровья.

Раскрывая вопросы о необходимости чередования труда и отдыха, особо следует подчеркнуть, что к важнейшему виду ежедневного отдыха относится сон . Без достаточного, нормального сна немыслимо здоровье человека.Потребность в сне зависит от возраста, образа жизни, типа нервной системы человека. Сон прежде всего способствует нормальной деятельности центральной нервной системы. Недосыпание, особенно систематическое, ведет к переутомлению, истощению нервной системы, заболеванию организма. Сон нельзя заменить ничем, он ничем не компенсируется. Соблюдение режима сна — основа здорового образа жизни.

Чтобы быть здоровым и работоспособным, необходимо выработать привычку ложиться спать и вставать в одно и то же время, научиться быстро засыпать и крепко спать.

Правильное питание — это важнейшее условие здоровья человека, его работоспособности и долголетия. Что значит питаться правильно? Это значит получать с пищей в достаточном количестве и в правильном соотношении необходимые организму вещества: белки, жиры, углеводы, минеральные соли, витамины и воду. Существует несколько теорий правильного питания, но пока никто не может дать каждому из нас твердые наставления: ешьте то-то в таком-то количестве. Рацион питания зависит отвзглядов и образа жизни каждого человека.

Все элементы режима жизнедеятельности человека (труд, отдых, сон и питание) во многом индивидуальны. Высоким уровнем работоспособности, здоровья и долголетия будет обладать тот, кто придерживается требований здорового образа жизни. Уместно привести здесь высказывание долгожителя из азербайджанского села Махмуда Эйвазова, который прожил 152 года (1808— 1960). Эйвазов считал, что секрет долголетия кроется в пяти условиях жизни: ежедневный труд (сам до последних дней работал в поле, его трудовой стаж составил 135 лет), закаленное тело, закаленные нервы и хороший характер, правильное питание и горный климат.

3.Формирование установки на здоровый образ жизни

Установка — это готовность человека к определенному действию или к определенному восприятию окружающей действительности. Установка — это более высокая психологическая инстанция, чем мотивация. Установка формируется на основе мотивации под непосредственной коррекцией системы ценностей, поэтому одни и те же мотивы у разных людей могут дать начало различным установкам, зависящим от системы ценностей индивидуума. Ниже дается совет, как сформировать установку на благополучие, т.е. на здоровье.

Побудить людей вести здоровый образ жизни — трудная, если не непосильная задача. Можно объяснить человеку необходимость каких-то действий, но очень трудно заставить его действовать. С этим постоянно сталкиваются в своей профессиональной деятельности и врачи, и наркологи, и педагоги. Знать, что такое здоровый образ жизни, -это одно, а вести его — совсем другое.

Согласно законам психологии, мы склонны повторять те виды поведения, которые приносят удовольствие, и избегаем поступков, которые влекут за собой неприятности. К сожалению, последствия здорового или нездорового поведения часто кажутся не связанными с ним. Более того, вредные для здоровья действия могут давать на короткое время довольно приятные ощущения. Выбор в пользу здорового образа жизни требует высокого уровня понимания и заинтересованности. Как можно создать эту заинтересованность? В общем плане для установки на любую форму поведения необходимы два момента: цель должна восприниматься как стоящая усилий и достижимая. Можно выделить, по крайней мере, четыре фактора, существенных для установки на ЗОЖ.

  • Знание того, какие формы поведения способствуют нашему благополучию и почему.
  • Желание быть хозяином своей жизни. Вера в то, что здоровое поведение в действительности даст положительные результаты.
  • Положительное отношение к жизни — взгляд на жизнь как на праздник, которым нужно наслаждаться.
  • Развитое чувство самоуважения, осознание того, что ты достоин наслаждаться всем самым лучшим, что может предложить тебе жизнь.

4.Формирование ценностного отношения к здоровому образу жизни у подростков

Здоровье детей представляет собой интегральный параметр, результирующий влияние генетических задатков, социальных, культурных, экологических, медицинских и других факторов, т.е. является комплексным результатом сложного взаимодействия человека с природой и обществом. Приоритет профилактики в сфере охраны здоровья является одним из основных принципов охраны здоровья (п. 8 ст. 4 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ “Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации”). На государственном уровне разработаны следующие стратегии, отражающие новую парадигму здравоохранения, когда приоритеты смещаются от лечения заболеваний к их предотвращению и поддержанию здоровья:

Основное содержание стратегии

Вклад в снижение смертности

Информационно-коммуникационная кампания (информирование, мотивация)

Источник

Читайте также:  Раздача буклетов по зож
Adblock
detector