Меню

Формирование морального здоровья детей

«Формирование нравственного здоровья детей через развивающие игры»
консультация (средняя группа) на тему

Доклад (из опыта работы) для педагогов

Скачать:

Вложение Размер
formirovanie_nravstv.zdorovya_detey.docx 19.04 КБ

Предварительный просмотр:

(из опыта работы)

для педагогов: «Формирование нравственного здоровья детей через развивающие игры»

Воспитатель 2 мл.гр. МДОУ № 27 «Росинка»

г. Набережные Челны

Формирование нравственного здоровья детей через развивающие игры.

Все начинается с детства: первые шаги, первые знания о мире. И оттого, как этот мир встретит маленького человека, возможно, зависит вся его дальнейшая судьба. В настоящее время все мы переживаем один из непростых исторических периодов. Сейчас материальные ценности доминируют над нравственными, поэтому у детей искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности. Сложившееся положение требует формирования основ моральных качеств уже в дошкольном детстве. Я читаю, что дошкольный возраст – это фундамент общего развития ребенка, стартовый период всех высоких человеческих начал. Сохранить человеческое в наших детях, заложить нравственные основы, которые сделают их более устойчивыми к нежелательным влияниям, научить их правилам общения, умению жить среди людей – главные идеи воспитания духовно-нравственных качеств личности.

Я обратила внимание, что у детей в игре часто присутствуют такие качества как: злость, жестокость, самолюбие, то есть духовно-нравственные качества у многих отсутствуют. Ни для кого не секрет, что игра является не только ведущей деятельностью дошкольников, но и представляет собой отражение детьми окружающей жизни. А также, игра учит ребенка. Поэтому, воспитание нравственно здоровой личности невозможно представить себе без развивающих игр. Игр, которые учат ребенка размышлять над нравственной сутью каждого поступка, развивают душу и воспитывают хорошие манеры. Для формирования духовно-нравственных качеств детей, нужно использовать игры которые учат умению общаться, устанавливать контакт, получать удовольствие от общения с партнером; воспитывают любовь и уважительное отношение к близким и окружающим людям; помогают ребенку в накоплении социального опыта.

Такими развивающими играми, формирующими духовно здоровую личность, являются народные игры, имеющие нравственную основу. Народные игры можно использовать во всех видах деятельности с дошкольниками. Они способствуют утверждению добрых отношений в детском коллективе, дают ребенку защиту от негативного влияния агрессивной среды.

Также, в различных видах деятельности дошкольников можно использовать игры, целью которых является воспитание нравственных качеств личности ребенка . Они способствуют адаптации ребенка в социальном мире, формируют умение оценивать других с позиции доброжелательности и являются важной частью духовно-нравственного воспитания.

Цель: развивать чувство ответственности за другого человека. Воспитывать доверительное отношение.

Ход игры: В комнате разложены предметы – «препятствия» (стулья, кубики, обручи и т.д.). Дети распределяются по парам: ведущий и ведомый. Ведомый надевает на глаза повязку, ведущий ведет его, рассказывая, как двигаться, например: «Здесь стул. Обойдем его». Затем дети меняются ролями.

Цель: воспитывать доброжелательное отношение к друзьям.

Ход игры: Дети образуют круг. Выбирается «именинник». Он встает в центр круга. Остальные дети «дарители». Каждый из дарителей придумывает воображаемый подарок и с помощью мимики, жестов «преподносит» его имениннику. Можно подарить реальные предметы (конфета, шарик), а можно подарить дружбу, хорошее настроение и т.д. Именинник должен догадаться, что ему подарили, и поблагодарить. Затем выбирается новый «именинник».

«Передай хорошее настроение »

Цель: формировать доброжелательное отношение к близким людям.

Ход игры: Играющие, образуя круг, закрывают глаза. Ведущий «будит» своего соседа и показывает ему какое-либо настроение (грустное, веселое, тоскливое). Дети, передав настроение ведущего по кругу, обсуждают, что он загадал. Затем ведущим становится любой желающий.

Цель: помочь ребенку увидеть в каждом человеке положительные черты характера.

Ход игры: воспитатель говорит, что у него есть волшебные очки, глядя в которые можно разглядеть то хорошее, что есть в каждом человеке. Он предлагает «примерить» очки: посмотреть внимательно на товарищей, постараться увидеть в каждом как можно больше хорошего и рассказать об этом.

Цель: побуждать детей к обсуждению своих желаний и выбору какого-либо одного, более значимого. Поощрять желание заботиться о других.

Ход игры: дети распределяются на пары. Каждая пара поочередно, держась за руки, «срывает» один лепесток цветика-семицветика и говорит:

Лети, лети, лепесток,

Через запад на восток,

Через север, через юг,

Возвращайся, сделав круг.

Лишь коснешься ты земли,

Быть, по-моему, вели.

Обдумав, и согласовав друг с другом общее желание, они объявляют о нем остальным. Воспитатель поощряет те желания, которые связаны с заботой о товарищах, старых людях, о тех, кто слабее.

Некоторые игровые приемы, которые учат соучастию я использую на занятиях. Например, формированию доброжелательного отношения детей в группе друг к другу способствуют такие игровые приемы:

  1. назови ласково своего соседа;
  2. посмотрите друг другу в глаза и поздоровайтесь, сказав «Доброе утро»;
  3. договоритесь между собой, кто из вас будет загадывать, а кто угадывать;
  4. поделитесь между собой поровну дидактическим материалом.

Еще совместно с детьми можно придумать правила общения друг с другом, которые позволяют детям выполнять и контролировать свое поведение, а также поведение друзей не только в игре, но и в повседневной жизни.

В своей работе я использую простые правила детского общения:

Почаще говори: давай дружить, давай играть.

Зовут играть – иди, не зовут – попросись, это не стыдно.

Не дразни, не выпрашивай ничего. Никогда два раза ни о чем не проси.

Начав одно дело, доводи его до конца.

Разговаривая, умей слушать и понимать.

Не перебивай в разговоре.

Будь заботливым, внимательным, умеющим прийти на помощь.

Сам ни к кому не приставай, не ябедничай за спиной товарищей.

Я считаю, что имея желание, каждый педагог может придумать совместно с детьми свои правила.

И последнее. Нужно помнить о той личной и профессиональной ответственности, которая ложится на педагога, который занимается духовно-нравственным воспитанием дошкольников. Педагог, используя игры, будет развивать детскую душу, если и сам будет постоянно совершенствовать свой собственный духовный мир.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

статья о развивающих играх.

способствовать формированию у детей социально-нравственных отношений к окружающему миру через привитие экологической культуры.

Цель: Помочь ребёнку преодолеть трудности в процессе обучения, сформировать недостающие навыки, развитие воображения гибкости мышления, формирование качеств творческой личности, умение рассуждат.

консультация для родителей.

Консультация для родителей воспитанников.

Одна из основных задач дошкольного образования — математическое развитие ребенка. Оно не сводится к тому, чтобы научить дошкольника считать, измерять и решать арифметические задачи. Это еще и развитие.

Развитие математических способностей, логического мышления, творческого воображения посредством внедрения инновационных технологий, создание среды для развития интеллектуально развитой личности.Осново.

Источник

Формирование основ нравственного здоровья дошкольника.
консультация

Нравственное здоровье включает в себя: ценности и ценностные ориентации, адекватную перспективу развития общества и человека в обществе, сформированные ценности в системе образования, ценности в семье и многое другое.

Скачать:

Вложение Размер
Формирование основ нравственного здоровья дошкольника. 18.08 КБ

Предварительный просмотр:

Цуканова Наталия Александровна,

Формирование основ нравственного здоровья дошкольника.

На современном этапе педагогическая общественность широко обсуждает проблему формирования нравственного здоровья. Факт этот обуславливается социальными запросами, предъявляемыми образовательным учреждениям, необходимостью приобщать детей к системе нравственных ценностей, которые способствуют укреплению нравственного здоровья.

Нравственное здоровье включает в себя : ценности и ценностные ориентации, адекватную перспективу развития общества и человека в обществе, сформированные ценности в системе образования, ценности в семье и многое другое.

Нравственные ценностные ориентации предлагают человеку выбор между добром и злом, который он совершает не в силу необходимости, а в силу своего собственного понимания этой необходимости. Именно свобода выбора является основанием нравственных ценностных ориентаций, что в свою очередь формирует нравственное здоровье. Именно они выступают внутренним регулятором поведения даже тогда, когда за ним никто не следит. Выбор определяется сознанием или подсознанием, формируются в ходе обретения личного опыта. В сформированном состоянии они представляют индивидуальную совокупность ценностей, определяющих направленность личности и избирательность её поведения.

Примечательно, что проблему формирования нравственных ценностей, которые составляют основу нравственного здоровья исследователи решают в основном начиная с младшего школьного возраста, в большей степени — с подросткового и юношеского. Однако ведущие психологи XIX – XX столетий различных научных школ – зарубежных (З. Фрейд, А. Адлер, А. Маслоу, Э. Эриксон, К. Лоренц и др.) и отечественных (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, П.Я. Гальперин, Д.Б. Эльконин, В.С. Мухина и др.) – особое значение в становлении личности и ее смыслообразующих ценностных компонентов придают как дошкольному периоду, так и раннему детству. Суть их вывода кроется в следующем: процесс становления ядра личности – системы убеждений, ценностных ориентаций – может осуществляться не только осознанно, но и неосознанно; более того, наиболее интенсивен именно период дошкольного детства. Вот почему так важна правильная организация нравственного воспитания ребенка с самого раннего возраста, в противном случае не исключается ущербность развития, последствия которой устранить чрезвычайно сложно.

Формировать нравственное здоровье необходимо через систему ценностей, на которые следует ориентировать детей. Разработанные в науке системы базируются на представления отечественной педагогики о классификации ценностей, о гуманистических и христианских идеях педагогики и психологии. Исходя из этого, что высшая общечеловеческая ценность — личность человека, его неповторимость, индивидуальность. Систему нравственных ценностей мы ориентируем на благо человека – на жертвенную и деятельную любовь к людям, на добро, мир, свободу, истину, совесть, на семью, труд.

Нравственные ценности не абстрактное понятие, они тесно связаны с нравственными качествами, которые также являются составляющими нравственного здоровья ребенка. Это жертвенная и деятельная ценность к людям – требует воспитания таких качеств личности, как доброжелательность, стремление совершать добрые поступки; терпимость к недостаткам и ошибкам окружающих, способность просить прощения и прощать, стремление примерять ссорящихся, не отвечать злом на зло; человеколюбие, уважение индивидуальности личности и мнения окружающих, ответственность за свое решение; честность, правдивость, справедливость, способность видеть свои ошибки и недостатки; ответственность, заботливость, чуткость к людям, сострадание, послушание; трудолюбие, бережное отношение к труду другого, желание радовать своим трудом других; совестливость, стыдливость, способность слушать «голос совести».

Для формирования полноценного нравственного здоровья, психического и личностного развития важное значение имеет семья . Именно в семье усваиваются, копируются образы реагирования на различные ситуации, на отношение к различным объектам и явлениям жизни. Чаще всего копирование происходит на бессознательном уровне. Такой подход не требует специальной работы с детьми, но делает значимым отношения между родителями в семье. Родители не только стихийно приобщают детей, к нравственным ценностям, но и осмысливают различные методы и приемы посредством чтения книг, просмотра мультфильмов и обсуждения поведения и поступков героев, бесед на нравственные темы. Не исключая и внушение, объяснения, установления причинно – следственных связей между поступком ребенка и результатом. Часто родители воспитывают детей своим собственным примером.

Однако в большинстве случаев дети достаточно длительное время пребывают в дошкольном учреждении. Вот почему на помощь родителям в формировании нравственного здоровья, должны прийти педагоги ДОУ. Характер этой помощи может осуществляться:

во – первых, наблюдения в различных видах деятельности, беседы как с детьми, так и с родителями, касающихся индивидуальных и возрастных особенностей воспитанников, возможностей, интересов, потребностей, переживаний.

Во – вторых, образцы поведения, ориентированные на базовые нравственные ценности. Ведущую роль в этом, согласно культурно – исторической концепции Л.С. Выготского, играют специальные орудия преобразования натуральных форм психики – знаки и символы. Речь идет о сказках, притчах, обрядах, играх, художественных произведениях. Сопоставляя действия персонажей, их поступки, дети на примерах учатся эмоционально – чувственно осознавать нравственные нормы и ценности.

В – третьих, необходимо способствовать тому, чтобы ребенок мог осмыслить ценности, устанавливать причинно – следственный связи между поведением, поступками людей. Для этого воспитатель в разных видах детской деятельности ориентирует воспитанников на базовые ценности. Поскольку ведущая деятельность ребенка дошкольного возраста – игра, важно подбирать и продумывать такое содержание, реализация которого формирует представления о нравственных ценностях, предлагает возможность нравственного выбора. Это могут быть сюжеты игры на темы: «Как проводит вечер семья», «Строительство нового детского сада», «Бюро добрых дел нашего города» и т.д.

Важно развивать в детях способность видеть в поступках героев книг и мультфильмов, окружающих, только хорошее и замечать другое, отличное от хорошего. В данном случае, у детей появляется возможность сравнения и собственной оценки происходящего.

Недопустимо высмеивать слабую сторону личности. Тем самым нарушается не только атмосфера доброжелательности в воспитательном процессе, но и подвергается под угрозу все нравственное здоровье в целом. Дети инстинктивно чувствуют: если неожиданно оступишься, не исключено, что и над тобой посмеются. Боязнь быть высмеянным, способствует появлению таких качеств характера, как лицемерие, нечестность и многое другое.

Формирование нравственного здоровья у воспитанников ДОУ предполагает обязательное подключение ближайшего окружения ребенка – родителей и близких ему родных, выработку согласованных воспитательных задач и методов воздействия.

В этом случае важно:

· содействовать формированию у родителей ответственности за создание благоприятного психологического климата;

· обогащать родителей знаниями детской психологии и педагогики, педагогической этики;

· раскрывать особенности формирования нравственных ценностных ориентаций, с тем, чтобы действовать совместно и согласованно в таких формах, как родительские собрания, беседы, консультации, тематические встречи, дни семейного отдыха; организация «почтового ящика» для писем, на которые можно получить ответ на возникающую проблему у воспитателя или психолога.

Выше перечисленные условия напрямую зависят от личностных и профессиональных качеств педагога. Прежде всего, это должен быть высоконравственный, культурный, творчески работающий человек, любящий детей и свою работу, имеющий высокий уровень психологической, педагогической, методологической и дидактической подготовки. У детей формируется нравственное здоровье на основе деятельности педагога. Для детей педагог в ДОУ должен быть эталоном культурного общения, поведения и много другого. Поэтому, тот, кто берет на себя эту ответственную задачу, должен сам ориентироваться на нравственные ценности и поддерживать свое нравственное здоровье в полном порядке.

Таким образом, создавая условия для формирования нравственного здоровья у дошкольников, важно, чтобы у людей, которые становятся отправной точкой в этом процессе, были достаточно развиты нравственные ценностные ориентации, которые являются основными составляющими в понятии нравственного здоровья.

Источник

Читайте также:  Здоровье детей новгородской области
Adblock
detector