«Формирование культуры здорового образа жизни у дошкольников».
консультация (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа) на тему
В материале дано определение понятия «Здоровье», рассказано о содержании работы по ЗОЖ, условиях формирования положительной мотивации к ЗОЖ у дошкольников, о традициях ЗОЖ, а также о задачах, поставленных перед педагогами в программе «От рождения до школы» и путях реализации данных задач в практической работе с дошкольниками.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vystuplenie_po_zozh_microsoft_word.doc | 41.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ГБОУ Школа № 668 им. Героя Советского Союза В.П.Кислякова
(дошкольное отделение № 435)
Выступление по теме:
Формирование культуры здорового образа жизни у дошкольников.
Воспитатель средней группы № 8
Формирование культуры здорового образа жизни у дошкольников.
Понятие «здоровье» имеет множество определений. Но наиболее ёмким признают определение, данное всемирной организацией здравоохранения: «Здоровье – это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не просто отсутствие болезней или физических дефектов» (Е. И. Торохова, 1999г.).
Одной из главных задач дошкольного учреждения является создание условий, гарантирующих формирование и укрепление здоровья детей.
Одним из средств реализации этой задачи является формирование культуры здорового образа жизни (ЗОЖ).
Образ жизни относят к социально-биологическим факторам, компонентами которого служат три показателя: уровень жизни, качество жизни и стиль жизни.
Уровень жизни обусловлен экономическими возможностями человека.
Качество жизни определяется степенью запроса и комфортабельностью удовлетворения человеческих потребностей.
Стиль жизни складывается на основе психологических и психофизиологических особенностей поведения человека.
Уровень и качество жизни каждого ребенка обусловлены материальными возможностями его семьи, на которые мы повлиять не можем, а вот оказывать оздоровительно-педагогическое воздействие на стиль жизни дошкольника наша обязанность.
Поэтому, чтобы сохранить здоровье ребенка, необходимо объединить усилия всех взрослых, окружающих его (родителей, воспитателей, учителей, врачей), с целью создания вокруг него атмосферы, наполненной потребностями, традициями и привычками здорового образа жизни. Таким образом, сформированная с ранних лет определенная культура поведения и соответствующий стиль жизни, знания, умения и навыки, заложенные в детском возрасте, станут прочным фундаментом для создания положительной мотивации к охране собственного здоровья во взрослой жизни.
Содержание работы по ЗОЖ может включать следующие компоненты:
— оптимальная двигательная активность;
— соблюдение режима дня;
— предупреждение вредных привычек и формирование полезных привычек;
— повышение психоэмоциональной устойчивости (здесь очень важно научить радоваться даже малой своей победе, а еще больше чужой удаче);
— жизнь должна быть содержательной, иметь смысл: «… и питание, и движение, и гигиена имеет смысл лишь тогда, когда человеку есть для чего вставать с постели каждое утро, если есть дело, которое, кроме него или лучше него, никто не выполнит, есть интерес к миру, есть любовь хоть к чему-нибудь» Н.Коршунова.
Условия формирования положительной мотивации к ЗОЖ у дошкольников:
— создание вокруг ребенка учебно-воспитательной среды, наполненной терминами, символами, атрибутами, традициями культуры ЖОЗ;
— создание положительного эмоционального фона на занятиях оздоровительно-педагогической направленности;
— наличие моделей поведения людей, придерживающихся ЗОЖ, в ближайшем окружении ребенка.
Оздоровительно-педагогические занятия с детьми можно разделить на несколько направлений:
— соблюдай правила гигиены;
— скажи «нет» вредным привычкам;
— соблюдай режим дня;
— следи за настроением.
И.Ю. Жуковин (1999г) рекомендует изменять отношение людей к ЗОЖ на основе формирования традиций и ценностных мотиваций.
На протяжении веков русским народом создавались традиции ЗОЖ:
— игры (городки, горелки, салки), пропагандирующие подвижный образ жизни и направленные на социализацию ребенка, его нравственное воспитание и познавательное развитие;
— обряды (купание в крещенской проруби, кулачные бои и др.) несущие в себе огромный потенциал для физического закаливания организма и выхода негативных эмоций;
— детские потешки, которые являются своеобразным методом телесной терапии, помогающей налаживанию отношений между матерью и ребенком, развитию мелкой моторики, речи ребенка, а также помогающие закреплению полезных привычек;
— колыбельные песни, в которых явно прослеживаются элементы психологических установок, являющихся фундаментом здоровой личности;
— различные обереги (в том числе куклы), несущие в себе часть тепла материнских рук как важного фактора формирования психологического здоровья ребенка;
— организация питания, дающая человеку ответы на вопросы: «Что есть?», «Как есть?», «Когда есть?».
В программе «От рождения до школы» стоит задача: формирование у детей начальных представлений о здоровом образе жизни. Для решения данной задачи в своей работе с детьми мы используем различные формы: утренний прием на свежем воздухе в течение года, полоскание рта, утренняя гимнастика, физкультурные занятия в зале в спортивной одежде, физкультурные занятия на прогулке, ежедневные прогулки, медленный бег в конце дневной прогулки, гимнастика после сна. Наша работа направлена на соблюдение двигательного режима.
С целью предупреждения вредных привычек и формирование полезных привычек проводим с детьми индивидуальные и подгрупповые беседы («Надо, надо умываться», «Почему нельзя шуметь за столом», «О пользе купания и умывания», «О пользе утренней гимнастики», «Кому нужна вода?», «В гостях у Мойдодыра», «Ешь больше – проживёшь дольше», « Кому надо причёсываться?», «Эти правила для всех»); приводим примеры поведения людей, придерживающихся ЗОЖ, и свой личный пример. Используем в работе с детьми , песенки, потешки: «Водичка- водичка…», «Сорока-ворона, кашу варила…», «С гуся водица, с Васи худоба…», «Солнышко- вёдрышко», художественную литературу: С. Капутикян «Маша обедает», «Все спят», А. Барто «Девочка чумазая», К. Чуковский «Мойдодыр», В.Маяковский «Что такое хорошо – что такое плохо». Планируем и проводим практические упражнения и игровые ситуации: «Прозвенел будильник, что делать?», «Полоскание рта после еды», «Как пользоваться индивидуальными предметами личной гигиены», «Хорошо – плохо»; профилактические мероприятия: «Дыхательные упражнения», «Упражнения на профилактику плоскостопия», «Гимнастика для глаз». Большое внимание уделяем организации и проведению подвижных игр , пропагандирующие подвижный образ жизни и направленных на социализацию ребенка, его нравственное воспитание и познавательное развитие.
Планируем и проводим оздоровительно-педагогические занятия с детьми, в этом учебном году были проведены занятия: беседа «Полезные и вредные продукты, их значение для здоровья и хорошего настроения», беседа «В гостях у Мойдодыра», «Путешествие в страну Здоровья», «Витамины я люблю – быть здоровым я хочу!», досуг «Угадай вид спорта».
Наша работа по взаимодействию с родителями также направлена на решение задач по формированию ЗОЖ. С родителями проводились индивидуальные консультации: «Социально-психологическая адаптация ребёнка», «О пользе гигиенических процедур», «О наличии носовых платков у детей, умении ими пользоваться», «О контроле за выработкой правильной осанки у детей», «Формирование у детей желания вести здоровый образ жизни». В группе имеется наглядная информация для родителей: информационный стенд, где обозначены задачи воспитания, режим; тематические ширмы: «Как воспитать ребенка здоровым», «Быть здоровым – моё право». Имеются памятки по теме: «Здоровье и физическое развитие ребенка». Вся эта работа отражена в перспективном и календарном плане работы нашей группы.
В заключении хочется сказать, что сочетание опыта предков и современных здоровьесберегающих технологий позволяет создать оптимальные условия для формирования культуры здорового образа жизни у дошкольников. Осознание ребенком вечных непреходящих ценностей (здоровье, добро, уважение к старшим, толерантное отношение к другим народам) становиться стержнем развития психологически здоровой личности. Благодаря совместным занятиям воспитателей, детей и родителей создается возможность выработки единого стиля и стратегии воспитания образа жизни ребенка.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
В настоящее время одной из приоритетных задач, стоящих перед педагогами, является сохранение здоровья детей в процессе воспитания и обучения. Проблема раннего формирования культуры здоровья.
В дошкольном детстве закладывается позитивное отношение к себе и окружающим людям. И именно в этот период важно привить детям культуру здоровья, которая является частью общечеловеческой культуры.
В дошкольном детстве закладывается позитивное отношение к себе и окружающим людям. И именно в этот период важно привить детям культуру здоровья, которая является частью общечеловеческой культуры, позв.
В современном мире такие понятия как «здоровьесберегающие технологии» и «формирование здорового и безопасного образа жизни» прочно входят в жизнь каждого человека, а также в образовательный проц.
Советы воспитателям. Самомоссаж,динамическме паузы, психогимнатика, этюды, релаксирующие упражнениея.
Здоровье — бесценное достояние не только каждого человека, но и всего общества. При встречах, расставаниях с близкими и дорогими людьми мы желаем им доброго и крепкого здоровья, так как это — основное.
Здоровье — бесценное достояние не только каждого человека, но и всего общества. При встречах, расставаниях с близкими и дорогими людьми мы желаем им доброго и крепкого здоровья, так как это .
Источник
Формирование культуры здорового образа жизни дошкольника
статья на тему
Статья, в которой описана работа по формированию ЗОЖ дошкольника в условиях ДОУ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_zozh.odt | 13.49 КБ |
Предварительный просмотр:
Формирование культуры здорового образа жизни дошкольника
МБДОУ г. Иркутска детский сад №109 Мотоева Л.Л.
«Я не боюсь еще и еще раз сказать: забота о здоровье — важнейшая работа воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы.»
В. С у х о м л и н с к и й
Здоровый образ жизни это : благоприятное социальное окружение; духовно-нравственное благополучие; оптимальный двигательный режим (культура движений); закаливание организма; рациональное питание; личная гигиена; отказ от вредных пристрастий (курение, употребление алкогольных напитков, наркотических веществ); положительные эмоции.
Приведенные характеристики позволяют сделать вывод, что культура здорового образа жизни личности — это часть общей культуры человека, которая отражает его системное и динамическое состояние, обусловленное определенным уровнем специальных знаний, физической культуры, социально-духовных ценностей, приобретенных в результате воспитания и самовоспитания, образования, мотивационно-ценностной ориентации и самообразования, воплощенных в практической жизнедеятельности, а также в физическом и психофизическом здоровье.
Понятие «здоровье» имеет множество определений. Но самым популярным, и, пожалуй, наиболее емким следует признать определение, данное Всемирной организацией здравоохранения: «Здоровье- это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не просто отсутствие болезней или физических дефектов»[4].
Данное определение крайне сложно применить к здоровью граждан России, живущих в условиях экономической нестабильности и социального напряжения. С учетом этого современным условиям более адекватно сформулированное профессором С. М. Громбахом[3] определение здоровья как «степени приближения» к полному здоровью, которая позволяет человеку успешно выполнять социальные функции.
В последнее время как часть общей культуры человека выделяется валеологическая культура — социально-психологическая деятельность индивидуума, направленная на укрепление и сохранение здоровья, освоение норм, принципов, традиций ЗОЖ, превращение их во внутреннее богатство личности [4].
Неотъемлемой частью любой культуры являются традиции сложившиеся на основе длительного опыта групповой деятельности и прочно укоренившиеся в повседневной жизни, передающиеся вновь приходящим в коллектив, социальную общность правила, нормы и стереотипы поведения, действий, общения людей, соблюдение которых стало общественной потребностью каждого [4].
Исходя из этого И. Ю. Жуковин [2] рекомендует изменять отношение людей к ЗОЖ на основе формирования традиций и ценностных мотиваций.
Создание традиций ЗОЖ — это то, что должно лежать в основе валеологической работы в образовательных учреждениях, и то, к чему нужно стремиться в конечном итоге.
Формирование культуры ЗОЖ является главным рычагом первичной профилактики в укреплении здоровья населения через изменение стиля и уклада жизни, его оздоровление с использованием гигиенических знаний в борьбе с вредными привычками, гиподинамией и преодолением неблагоприятных сторон, связанных с жизненными ситуациями [5].
Зачастую у детей отсутствует заинтересованность в занятиях оздоровительного характера. По мнению Г. К. Зайцева [3], это связано с тем, что, во-первых, рекомендации по здоровому образу жизни насаждаются детям чаще всего в назидательной категорической форме и не вызывают у них положительных эмоциональных реакций, а во-вторых, сами взрослые редко придерживаются указанных правил в повседневной жизни, и дети хорошо это видят. Кроме того, выполнение необходимых правил здорового образа жизни требует от человека значительных волевых усилий, что крайне затруднительно для ребенка-дошкольника, имеющего недостаточно сформированную эмоционально-волевую сферу. Поэтому в работе с детьми важно помнить и соблюдать заповеди, сформулированные гениальным русским режиссером К. С. Станиславским: трудное надо сделать привычным, а привычное — легким и приятным.
По словам Б. Н. Чумакова [5], купить здоровье нельзя, его можно только заработать собственными постоянными усилиями. Но для того, чтобы сохранить здоровье ребенка необходимо объединить усилия всех взрослых, окружающих его , с целью создания вокруг него атмосферы наполненной потребностями, традициями и привычками здорового образа жизни. Таким образом, с ранних лет формируется определенная культура поведения и соответствующий стиль жизни.
Наш детский сад работает по данному направлению. В своей работе мы используем такое понятие , как «культура здорового образа жизни». Под культурой ЗОЖ дошкольника понимается совокупность трёх компонентов: осознанного отношения к здоровью и жизни человека, знаний о здоровье и умений оберегать, поддерживать и сохранять его, оздоровительной компетентности, позволяющей дошкольнику самостоятельно и эффективно решать задачи здорового образа жизни и безопасного поведения, задачи, связанные с оказанием элементарной медицинской, психологической самопомощи и помощи.
В своей работе мы выделили несколько компонентов здоровья: психологическое , физическое , соматическое , нравственное и духовное здоровье.
В результате проведенной нами ранее диагностики выяснилось, что не у всех детей в дошкольном возрасте эмоциональное развитие протекает благополучно, что проявляется во внутренних переживаниях и нарушениях в поведении. В связи с этим мы с педагогом – психологом ДОУ выделили следующие задачи по формированию психологического здоровья детей в нашей группе: обучение положительному взаимоотношению и принятию других людей; обучение рефлексивным умениям; формирование потребности в саморазвитии.
Так, мной проводились игры и упражнения направленные на знакомство с основными эмоциями человека: «Мимическая гимнастика», «Разноцветная вода», «Настроение».
Игры и упражнения, направленные на овладение вербальными и невербальными средствами общения: «Испорченный телефон», «Угадай-ка», «Через стекло».
Игры, направленные на преодоление замкнутости, пассивности, скованности и двигательное раскрепощение ребенка во время общения: «Свободный танец», «Изображаем животное», «Походки».
Игры, направленные на осознание ребенком самого себя, собственной индивидуальности: «Слушаем себя», «Кто я», «Рисуем себя».
И гры и упражнения, помогающие ребенку увидеть и понять другого человека, партнера по игре и общению: «Бюро находок», «Слепой и поводырь», «Проигрывание ситуаций».
Для сохранения психологического здоровья мной проводились игры и упражнения, направленные на коррекцию конфликтности: «Спина к спине», «Мои друзья», «Ролевая гимнастика», «Закончи ситуацию», беседы: «Как поступить», «Как правильно дружить».
Игры и упражнения, направленные на коррекцию агрессивности: «Брыкание», «Медвежата», «Высвобождение гнева», «Прорви круг».
Упражнения, способствующие преодолению застенчивости у детей: «Веселая зарядка», «Торжественная речь», «Окажи внимание другому».
Игры и упражнения, направленные на преодоление замкнутости у детей: «Закончи предложение», «Назови свои сильные стороны», «Разыгрывание ситуаций».
Также детям нравятся эмоциональные разминки (похохочем; покричим так, чтобы стены задрожали; как будто кричит огромный, неведомый зверь и т.д.). Ч асто мною используются минутки покоя: посидим молча с закрытыми глазами; посидим и полюбуемся на горящую свечу; ляжем на спину и расслабимся, будто мы тряпичные куклы; помечтаем под эту прекрасную музыку.
В ходе воспитания детей раннего и младшего дошкольно го возраста как субъектов здоровьес берегающей деятельности и поведения используются игры-эксперименты и игры-путешествия . Предлагаемые игры для детей млад шего дошкольного возраста объедине ны в три тематических цикла по основа нию содержания воспитания культурно- гигиенических умений и навыков: 1 цикл — «Водичка, водичка»; 2 цикл — «Я одеваюсь сам»; 3 цикл — «Так привыкли мы к по рядку».
Для полноценного развития физического здоровья детей нашей группы я использовали различные комплексы гимнастики: утренняя гимнастика с элементами йоги, дыхательными упражнениями, гимнастика пробуждения, с элементами коррекционной гимнастики, физминутки, динамические и активные паузы.
Ежедневно в своей работе использую пальчиковые игры. Систематические упражнения пальцев рук являются мощным средством повышения работоспособности головного мозга. В нашей группе имеются картотека стихов, сопровождающих упражнения, пособия по развитию мелкой моторики, различные предметы для выполнения упражнений (прищепки, пробки, счетные палочки, пуговицы, мячи-ежики и т.д.)
Одним из важных условий формирования культуры здорового образа жизни детей мы считаем обеспечение достаточного уровня их двигательной активности. В группе созданы необходимые условия для повышения двигательной активности детей, а также для их расслабления и отдыха.
С целью укрепления соматического здоровья воспитанников проводятся различные мероприятия. Ежедневно провожу закаливающие мероприятия, чем обеспечивается профилактика простудных и др. заболеваний. После дневного сна дети выполняют ряд упражнений: потягивание, повороты головы, массаж рук, ног, живота и т.д. Затем делают упражнения на массажных ковриках и проходят по массажным дорожкам. Для приобщения детей к здоровому образу жизни ежедневно использую «Гимнастику маленьких волшебников». Делая массаж живота, шеи, головы, рук, ушных раковин и т.д., ребенок воздействует на весь организм в целом.
В течение всего дня я выискиваю минутку, чтобы доставить детям удовольствие, выполняя следующие упражнения: потянуться как кошка, поваляться как неваляшка, позевать, открывая рот до ушей, поползать как змея без помощи рук. Это очень важно для развития и укрепления опорно-мышечной системы ребенка.
Музыкотерапия – один из методов, который укрепляет здоровье детей, доставляет детям удовольствие. Музыка способствует развитию творчества, фантазии, укрепляет их нравственное здоровье. Мелодия действует особенно эффективно на гиперактивных детей, повышает интерес к окружающему миру, способствует развитию культуры ребенка. Я использую музыку на занятиях, во время приёма пищи, перед сном и во время сна.
В рамках формирования нравственного и духовного здоровья воспитанников педагогами нашего ДОУ (и мною в том числе) создан цикл познавательных занятий для детей среднего и старшего дошкольного возраста, направленных на формирование культуры ЗОЖ. В нашей группе проводятся занятия различной направленности (обучающие, игровые, тренирующие, оздоровительные, занятия с включением творческого мышления в двигательной деятельности).
Кроме теоретических сведений, на занятиях дети овладевают практическими приемами оздоровления, такими как: самомассаж, точечный массаж, дыхательная гимнастика и гимнастика для глаз, приемами физиологического и психического расслабления, упражнениями по профилактике плоскостопия и т.п.
Также разработан план работы с родителями воспитанников по формированию у детей культуры ЗОЖ. Вопросы воспитания здорового ребенка решаются в тесном контакте с семьей. Они предусматривают ознакомление родителей с результатами диагностики физического развития ребенка, пропаганду общегигиенических требований, необходимости рационального режима и полноценного сбалансированного питания, закаливания. Эта работа ведется в тесном контакте с мед. персоналом. Формирование у родителей культуры ЗОЖ осуществляется через знакомство содержанием физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ. Наиболее эффективными формами работы с родителями являются вечера вопросов и ответов, совместные занятия детей и родителей в спортивных праздниках и развлечениях, туристических походах, тематические семинары. На информационном стенде для родителей работают рубрики, освещающие вопросы оздоровления без лекарств, такие как «Растим детей здоровыми» и т.д. Члены семей воспитанников моей группы являются активными участниками образовательного процесса. Совместно с родителями мы проводим: Недели здоровья, Дни открытых дверей, Спортивные досуги «Мама, папа, я – спортивная семья».
Приобщая детей к культуре здорового образа жизни в нашем детском саду, я думаю, нам удается воспитывать в ребенке потребность к здоровому образу жизни. Наши выпускники будут активны, любознательны, выносливы, легко адаптируются в школьных условиях. Будут обладают всеми качествами гармонически развитой личности.
Работа по данному направлению осуществлялась на основе результатов диагностики воспитанников по изучению особенностей мотивации ЗОЖ, особенностей ценностного отношения детей к своему здоровью и здоровью человека. Ведущим диагностическим методом являются индивидуальные беседы с детьми.
Формирование здорового образа жизни — это не просто усвоение определённых знаний, а стиль жизни, адекватное поведение в различных ситуациях на улице и дома. Всё, чему мы учим наших детей, они должны применять в реальной жизни.
Список используемой литературы :
1. Программа воспитания и обучения в детском саду. Под ред. М. А. Васиьевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой. М. ,2005.
2. Жуковин И. Ю. Валеология в учебно-воспитательном процессе вспомогательной школы//Диагностика, коррекция, валеология в специальном (коррекционном) образовании. Красноярск: РИО КГПУ, 1999. с. 54 – 59.
3. Зайцев Н. К. , Колбанов В. В. Стратегия понимания здорового образа жизни у учителей//Валеология: Диагностика, средства и практика обеспечения здоровья. Выпуск 3. Владивосток: Дальнаука, 1996. с. 148-153.
4. Торохова Е. И. Валеология: Словарь. М. : Флинта: Наука. 1999. 248с.
5. Чумаков Б. Н. Валеология. Избранные лекции. М. : Российское педагогическое агентство, 1997. 245с.
Источник