Меню

Формирование культуры зож по фгос

«Формирование здорового образа жизни ребенка в рамках требований ФГОС второго поколения.»
статья по зож на тему

«Формирование здорового образа жизни ребенка в рамках требований ФГОС второго поколения.»

Скачать:

Вложение Размер
«Формирование здорового образа жизни ребенка в рамках требований ФГОС второго поколения.» 27.54 КБ

Предварительный просмотр:

«Формирование здорового образа жизни ребенка в рамках требований ФГОС второго поколения.»

г. Венёв, 2015-2016 уч. год.

Выдающийся философ ХХ века Бертран Рассел заметил: «Если вы не думаете о своем будущем, у вас его не будет…» Наше будущее – это наши дети. Детям, чтобы прочно усвоить знания и избежать пика усталости от занятий в наш интенсивный информационный век, нужна готовность номер один для восприятия знаний. Нынешние первоклассники, переступающие порог школы, совершенно не такие, какими были мы в их возрасте, или более старшее поколение. Формирование молодого поколения происходит сегодня в условиях быстро меняющегося мира. Наряду с заново выстраиваемой культурой новых социальных отношений важной частью сегодняшнего образования человека становится информационная культура, строящаяся на современных инновационных процессах.

Цель современной школы – подготовка детей к жизни… К жизни в мире, полном огромного объема информации. Информация для школьников и педагогов на нынешнем этапе все более осознается как важный педагогический ресурс. Все более очевидными становятся требования современной действительности уметь пользоваться образовательной информацией, добывать ее, воспринимать, анализировать, транслировать. Безусловно, каждому образованному человеку сегодня уже недостаточно книг и учебников, ему необходимы – компьютерная грамотность и опыт практического использования компьютеров. Уроки должны отличаться большой интенсивностью и требуют от учащихся высокой концентрации внимания и напряжения сил. Поэтому учитель должен всегда помнить о здоровье школьников, о создании таких условий, которые бы обеспечили детям высокую работоспособность на протяжении всего урока, позволили бы им избежать переутомления.

Можно считать, что здоровье ученика в норме, если:

в физическом плане — здоровье позволяет ему справляться с учебной нагрузкой, ребенок умеет преодолевать усталость; —

в социальном плане — он коммуникабелен, общителен; —

в эмоциональном плане — ребенок уравновешен, способен удивляться и восхищаться; —

в интеллектуальном плане — учащийся проявляет хорошие умственные способности; —

в нравственном плане — он признает основные общечеловеческие ценности.

Естественно, что педагогическая общественность все больше осознает, что именно учитель может сделать для школьника в плане сохранения здоровья больше, чем врач.

Но для этого учителю начальных классов нужно обучиться здоровьесберегающим образовательным технологиям, позволяющим работать так, чтобы не наносить ущерба здоровью своих учеников и себе в том числе, и на своих уроках, и в общей программе работы школы.

Что же такое здоровьесберегающие образовательные технологии? Под здоровьесберегающими образовательными технологиями в расширенном смысле мы понимаем все технологии, использование которых в образовательном процессе идет на пользу здоровья учащихся. Если же здоровьесберегающие образовательные технологии связывать с решением более узкой здоровьесберегающей задачей, то к ним будут относиться педагогические приемы, методы, технологии, которые не наносят прямого или косвенного вреда здоровью учащихся, обеспечивают им безопасные условия пребывания, обучения в образовательном процессе. Термин здоровьесберегающие образовательные технологии (ЗОТ) можно рассматривать и как качественную характеристику любой образовательной технологии, ее «сертификат безопасности для здоровья», и как совокупность тех принципов, приемов, методов педагогической работы, которые дополняя традиционные технологии обучения и воспитания, наделяют их признаком здоровьесбнережения .

Личность и жизнь учителя для учащихся — модель и образец пути сохранения здоровья, а, следовательно, нравственности и мудрости. Здоровый учитель — это учитель, полный жизненных сил, с конструктивно – позитивным мышлением, позволяющим обнаружить в окружающем мире в первую очередь его положительные стороны. Здоровый учитель — тот, кто ищет пути решения проблемы сохранения здоровья учащихся в образовательном процессе. Это требует изменение логики и способов изложения учебного материала, методов, средств и организационных форм обучения.

В последнее время все очевиднее становится ухудшение здоровья учащихся

• 14% детей практически здоровы,

• 50% имеют функциональные отклонения,

• 35-40% хронические заболевания.

• в 3 раза — патология пищеварения и мочеполовой системы,

• в 5 раз — нарушение осанки,

• в 4 раза — нервно-психических расстройств.

• За последние годы в 20 раз увеличилось количество низкорослых детей.

• Ежегодно более 35% юношей не способны нести воинскую службу по медицинским показателям.

• к концу занятий ухудшается самочувствие учащихся, многие на подготовку домашних заданий тратят более 2,5- 3 часов,

• более 60% ребят не могут сразу заснуть, что свидетельствует о нервном переутомлении.

• абсолютно здоровыми и оптимально адаптированными можно считать около 1/3 первоклассников, в уже к 6 классу количество таких учащихся снижается до 22.

«Забота о человеческом здоровье, тем более здоровье ребенка — … это, прежде всего, забота о гармонической полноте всех физических и духовных сил, и венцом этой гармонии является радость творчества». В. А. Сухомлинский. Здоровье — это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не только отсутствие болезней или физических дефектов. Здоровье бывает физическое, психическое, социальное, нравственное и духовное.

Функции здоровьесберегающих технологий .

Формирующая: осуществляется на основе биологических и социальных закономерностей становления личности.

информативно-коммуникативная: обеспечивает трансляцию опыта ведения здорового образа жизни.

диагностическая: заключается в мониторинге развития учащихся на основе прогностического контроля.

адаптивная: воспитание у учащихся направленности на здравотворчество.

рефлексивная: заключается в переосмыслении предшествующего личностного опыта.

интегративная: объединяет народный опыт.

Здоровье сберегающие (профилактические прививки, обеспечение двигательной активности, витаминизация, организация здорового питания)

Оздоровительные (физическая подготовка, физиотерапия, аромотерапия, закаливание, гимнастика, массаж, фитотерапия, арттерапия)

Технологии обучения здоровью (включение соответствующих тем в предметы общеобразовательного цикла)

Воспитание культуры здоровья (факультативные занятия по развитию личности учащихся, внеклассные и внешкольные мероприятия, фестивали, конкурсы и т.д.)

Требования ФГОС предъявляют к деятельности учителя серьёзные требования по сохранению здоровья детей.

Выделяется ряд показателей эффективности современного урока:

логика изучения учебного материала соответствует логике изложения материала в учебнике;

используются возможности дифференцированного подхода к слабоуспевающим и наиболее подготовленным ученикам;

соблюдены нормы педагогической этики;

темп урока оптимален для данного коллектива детей;

в течении урока была обеспечена оптимальная для данного класса смена видов деятельности;

соблюдены гигиенические условия учебного труда;

созданы условия для формирования навыков делового общения и для активизации детей; дидактическая задача урока решена.

Педагогу в организации и проведении урока необходимо учитывать

1) обстановку и гигиенические условия в классе: температуру и свежесть воздуха, рациональность освещения класса и доски, наличие\отсутствие монотонных, неприятных звуковых раздражителей;

2) число видов деятельности: опрос учащихся, письмо, чтение, слушание, рассказ, рассматривание наглядных пособий, ответы на вопросы, решение примеров(норма 4-7 видов за урок; частые смены одной деятельности другой требуют от учащихся дополнительных адаптационных усилий);

3) среднюю продолжительность и частоту чередования различных видов учебной деятельности( ориентировочная норма 7-10);

4) число видов преподавания: словесный, наглядный, аудиовизуальный, самостоятельная работа (норма- не менее трёх);

5) чередование видов преподавания ( норма- не позже чем через 10-15 минут);

6) место и длительность применения ТСО (в соответствии с гигиеническими нормами), умение учителя использовать их как возможности инициирования обсуждения;

7) Кроме данных методов учителю необходимо включить на уроках физкультурные минутки. Норма на 10-15 минуте урока по1 минуте из 3-х лёгких упражнений с 3 повторениями каждого:

— упражнения по формированию осанки ;

— упражнения для ног

— расслабление кисти рук;

— массаж пальцев рук;

— дыхательная гимнастика, упражнения, направленные на выработку рационального дыхания;

— предупреждение утомление глаз и. т.д.

Физкультминутки влияют на деятельность мозга, активизируют сердечно-сосудистую и дыхательную системы, улучшают кровоснабжение внутренних органов, работоспособность нервной системы.

При проведении физкультминуток учителю необходимо учесть следующие требования: —

— они должны быть разнообразны; —

— проводятся на начальном этапе утомления;

-предпочтение отдавать упражнениям для утомлённых групп мышц.

8)Необходимо следить за правильной посадкой ученика за партой:

длина сиденья стула должна соответствовать длине бедер ребенка.

высота ножек стула должна равняться длине голени.

голеностопный, коленный, тазобедренный суставы при сидении образуют прямой угол.

между краем стола и грудной клеткой сидящего ученика необходимо выдерживать расстояние равное ширине кисти ребенка..

расстояние от глаз до стола (тетради, книги) соответствует 30-35 см.

тетрадь при письме должна лежать на столе под углом 30 градусов

Не менее двух раз в год обучающихся, сидящих на крайних рядах меняют местами, не нарушая соответствия мебели их росту.

9)Необходимо учитывать размеры мебели и её маркировку.

Номера мебели по ГОСТам 11015-93 11016-93

Группа роста (в мм)

Высота над полом крышки края стола, обращенного к ученику, по ГОСТу 11015-93 (в мм)

Высота над полом переднего края сиденья по ГОСТу 11016-93 (в мм)

Источник

«Формирование культуры здорового и безопасного образа жизни в условиях реализации ФГОС ООО».
материал по обж

Материалы для выступления на тему: «Формирование культуры здорового и безопасного образа жизни в условиях реализации ФГОС ООО».

Скачать:

Вложение Размер
formirovanie_kultury_zdorovogo_i_bezopasnogo_obraza_zhizni_v_uslovyah_fgos.docx 26.03 КБ

Предварительный просмотр:

«Формирование культуры здорового и безопасного образа жизни в условиях реализации ФГОС ООО»

Подготовила: Латышева Н.И.,

преподаватель- организатор ОБЖ

Здоровье детей и подростков является одним из важнейших показателей, определяющих потенциал страны (экономический, интеллектуальный, культурный), а также одной из характеристик национальной безопасности. Среди важнейших социальных задач, которые сегодня стоят перед образованием — забота о здоровье, физическом воспитании и развитии учащихся. Школа как социальная среда, в которой дети находятся значительное время, нередко создает для них психологические трудности. Специфика современного учебного процесса обусловлена как продолжительностью учебного дня и обилием домашних заданий, так и структурой деятельности, количеством, темпом и способами подачи информации, исходным функциональным состоянием и адаптивностью ученика, характером эмоционального фона и другими факторами. Ученику приходится приспосабливаться к давлению, оказываемому на него требованиями учебного процесса. Следует особо отметить, что поступление в школу, переход к предметному обучению и в старшие классы вызывает дополнительное напряжение функциональных систем организма ребенка и может привести к истощению психоэмоциональных ресурсов. Нельзя забывать и о возрастных кризисах в процессе обучения. Гормональная перестройка, неустойчивость самооценки и другие показатели — все это способствует нарушению процессов адаптации и при неблагоприятных условиях может привести не только к развитию или обострению психосоматических заболеваний, но и к формированию отклоняющегося поведения как способа снятия перенапряжения, ухода от реальности. С другой стороны, детско-подростковый возраст — это тот уникальный период, в течение которого наиболее легко и естественно происходит обучение методам самоконтроля и самореализации, основным стратегиям конструктивного поведения, приводящим впоследствии к эффективной самореализации, наиболее полному проявлению интеллектуального и творческого потенциала личности. Оздоровление общества в широком понимании немыслимо без признания человеком с самого раннего возраста стандартов здоровья как жизненно необходимых ценностей. Здоровый образ жизни — залог счастливой и благополучной жизни ребёнка в гармонии с миром сегодня и в будущем. Здоровье является признаком культуры. Оно даёт здоровому человеку значительно больше возможностей для реализации себя во всех сферах жизни. Изучение состояния здоровья подрастающего поколения является важнейшей медико- социальной задачей. Ежегодное проведение углубленных медицинских осмотров учащихся является обязательным, и результаты комплексной оценки состояния здоровья школьников должны стать отправной точкой при планировании мероприятий по программе формирования культуры здорового и безопасного образа жизни.

Здоровье человека на 55% полностью зависит от того, какой тип жизни он ведет, 23% воздействует его наследственность, 25% от окружающей среды и 12% от деятельности системы здравоохранения. Итак, как уже стало ясно, большее влияние на самочувствие человека оказывает образ жизни. Значительную часть своего времени обучающиеся проводят в стенах образовательного учреждения. Время обучения совпадает с периодом роста и развития ребенка, когда организм наиболее чувствителен к воздействию неблагоприятных факторов. Информационно-нормативное давление на ребенка растет с каждым годом обучения, гиподинамия увеличивается. Достаточно жесткая организация учебного процесса, многообразие форм контроля качества образования держат ребенка в состоянии постоянного стресса. Проблема утомляемости обучающихся зачастую является причиной снижения их учебно-познавательных способностей, а также вызывает нарушения психического и физического здоровья.

Реальная ситуация такова, что за достижение новых образовательных результатов дети порой вынуждены расплачиваться ценой собственного здоровья.

В настоящее время по статистическим данным 25%-30% поступающих в школу детей имеют отклонения в здоровье. За период обучения число здоровых детей уменьшается в 4-5 раз: увеличивается число близоруких с 3%-4% до 12%-15%, с нервно-психическими расстройствами с 5%-6% до 17%-20%. И только 8%-10% выпускников здоровы. Физическая подготовленность у современных подростков на 25% ниже, чем у сверстников 80-х – 90-х годов.

В муниципальной системе образования в среднем удельный вес детей с I группой здоровья всего лишь 2% — 7%. В то же время ежегодно растет количество детей с III и IV группами здоровья. 30% школьников имеют хроническую патологию, а у 60% выявлены морфофункциональные нарушения.

Результаты мониторинга, проводимого в нашем образовательном учреждении, показывают увеличение количества детей, у которых обнаружено сразу несколько нарушений в состоянии здоровья. Последний набор детей в школу показал, что I группу здоровья имеют лишь 5% из них. Поднятая проблема заставляет задуматься и искать пути выхода из создавшейся ситуации.

Формирование культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся – это формирование знаний, установок, личностных ориентиров и норм поведения, обеспечивающих сохранение и укрепление физического и психического здоровья как одного из ценностных составляющих, способствующих познавательному и эмоциональному развитию ребенка, достижению планируемых результатов освоения основной образовательной программы общего образования.

Уроки, формирующие культуру здорового и безопасного образа жизни, являются важными в общей системе образовательного процесса в школе и направлено на охрану здоровья, формирования у детей интереса и положительного отношения к занятиям физической культурой, на гармоничное физическое развитие через решение следующих задач:

  • Сохранение и укрепление здоровья;
  • Развитие физических качеств, накопление и обогащение у школьников двигательных навыков и умений;
  • Формирование потребности в двигательной активности и физическом совершенствовании.

Общеизвестно, что движение формирует мыслительно-речевую деятельность. На наш взгляд, уроки физкультуры, ОБЖ способны скорректировать здоровье школьника, «выжить» в среде компьютерных программ. В своей работе мы должны ставить перед собой решение таких задач:

  • Улучшить настроение!
  • Создать положительную мотивацию;
  • Усилить желание двигаться;
  • Сформировать потребность выполнять физическое упражнение или принимать участие в спортивной игре;
  • «Включаться» в работу не только на уроках физкультуры и ОБЖ, но и на других уроках, а также принимать активное участие во внеурочной деятельности: организации спортивных праздников, соревнований и пр.

Таким образом, формирование культуры здорового и безопасного образа жизни начинается с формирования … положительных эмоций! Как наши учащиеся любят принимать участие в уже традиционных для нашей школы Днях здоровья, Зарнице. Эти спортивные праздники традиционно проходят в нашей школе. Старшеклассники не только принимают участие в мероприятиях, но и оказывают большую помощь их в подготовке и проведении, эта преемственность поколений очень важна для младших школьников.

Данные мероприятия повышают мотивацию учащихся, формируют их желание совершенствовать свои физические данные, вести активный образ жизни.

Успехи налицо. Спортсмены, подготовленные Помошником В.М. и Черенковым Л.Ф., собрали богатый урожай призовых мест в городских соревнованиях: 1место в спартакиаде, лыжи – 1м, баскетбол – 1м (юноши и девушки), 1 м – КЭТ-Баскет (юнощи и девушки),1м – городской легкоатлетический кросс,1 м – футбол,1м – легкоатлетический кросс, 1м в Президентских состязаниях, 1м – шахматы, призовые места в областных и межобластных соревнованиях по лыжным гонкам. Традиционны призовые места в соревнованиях «Лыжня России». Помошник В.М. занял 3м среди взрослых в Межобластном кроссе. Воспитанники Помошника В.М. и Денисенко Е.В. заняли три 1 места и пять призовых мест на Чемпионате России по легкой атлетике в г. Королеве, два 3 м. во Всероссийском кроссе наций.

Команда школы приняла участие в военно-спортивном многоборье, посвященном 26-летию вывода войск из Афганистана, Грибанов Д. стал первым в стрельбе из пневматической винтовки, Сергеев Н. занял 2 место в личном первенстве, а команда заняла два 2 места в стрельбе и в конкурсе «Страницы истории» . Принимала участие в областных конкурсах «ПДД – наши верные друзья» и «Страна Светофория».

Команда школы приняла участие в Районной военно-спортивной игре «Зарница», завоевала 4 призовых места в различных конкурсах и две медали в личных первенствах.

Учителя Методического объединения в течение года работали над формированием у обучающихся культуры здорового и безопасного образа жизни, каждый принял участие в различных воспитательных мероприятиях школы: Дни здоровья (Помошник В.М., Черенков Л.Ф., Денисенко Е.В.), военизированная лыжная эстафета среди старшеклассников. (ЛатышеваН.И.), «А ну-ка , девушки!» (Шалгуева Е.К.). Денисенко Е.В. работала в школьном оздоровительном лагере «Гайдаровец», к делу подошла творчески.

Большую роль в активной жизни играют и родители учащихся. Именно родители принимают активное участие в организации праздников, выступают в роли «зрителей» и «участников». Так, одним из возможных путей для решения заявленной выше проблемы, потенциал которого еще до конца не использован, является взаимодействие с родителями обучающихся для объединения усилий школы и семьи по сохранению и укреплению здоровья обучающихся.

Бесспорно, что формирование культуры здорового и безопасного образа жизни ученика начинается, конечно, с дома, с семьи, а в школе – с организации правильного режима учебного дня. Немалую роль в соблюдении правильного учебного режима дня отведено проведению физкультурно-оздоровительных мероприятий. Желательно проводить утреннюю гимнастику в начале урока в сопровождении музыки. с целью повышения умственной работоспособности учащихся, созданию настроя на предстоящую активную учебную деятельность и предупреждение негативных сдвигов в организме, связанных с длительным пребывание в неподвижной позе (предупреждение синдрома гипокинезии). Продолжительность гимнастики 5 минут, проводить её могут сами учащиеся. Комплекс упражнений можно изменять каждые две недели.

Также эффективны «весёлые физкультминутки», выполнение которых позволяет снять у учащихся напряжение в мышцах спины, пальцев рук и плечевого пояса.

В группах продленного дня большое значение имеет проведение подвижных игр на свежем воздухе. Работа спортивных кружков и секций в школе также влияет на физическое здоровье наших воспитанников.

Лопуга Василий Федорович, кандидат психологических наук, доцент, директор центра психолого-валеологического образования АКИПРО, объясняет необходимость уделять внимание сохранению здоровья на уроках в условиях реализации ФГОС. Так, к здоровьесберегающим технология на уроках можно отнести беседы о технике безопасности, беседы о поведении в спортивном зале, об отношении детей друг к другу; стенды с агитационной и наглядной информацией, выпуск газет на тему «Здоровье», «Основы Здорового образа жизни» и т.д.; доброжелательное и уважительное отношение учителя к ученику; правильное распределение нагрузок и смена деятельности; обязательное представление учителя об учениках со специальной группой здоровья, посильно-активное вовлечение таких учеников в изучение физкультуры и вопросов сохранения здоровья.

Современный этап развития образования отражает социально-культурную ситуацию, характеризующуюся множеством инновационных изменений в сфере образовательно-воспитательного процесса. В этих условиях особую актуальность приобретает проблема здоровьесбережения учащихся, которая отражает новые подходы к здравотворческой деятельности и сохранению здоровья подрастающего поколения. Здоровье детей в любом обществе при любых социально-экономических и политических ситуациях является актуальнейшей проблемой и предметом первоочередной важности, так как оно определяет будущее страны, генофонд нации, научный и экономический потенциал общества и, наряду с другими демографическими показателями, является барометром социально-экономическом развития страны.

Назначение современной российской школы – готовить человека думающего, чувствующего, имеющего знания и способного использовать их в жизни, обладающего высокой культурой и умеющего общаться. Однако все эти качества могут быть полноценно реализованы на практике лишь в том случае, если ребенок будет здоров.

Источник

Читайте также:  Темы по профилактике зож для детей
Adblock
detector