Формирование культуры здоровья участников образовательного процесса
МБОУ «Масловопристанская СОШ» Шебекинского района Белгородской области
Статья по теме: «ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРЫ ЗДОРОВЬЯ УЧАСТНИКОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА»
Учитель истории и обществознания:
Слядзевская Ирина Сергеевна
Здоровье – является бесценным достоянием не только каждого человека, но и всего общества. В настоящее время все виднее становится критическое ухудшение здоровья школьников. На данный момент неблагоприятные социальные и экологические факторы являются и признаются причиной отрицательного влияния школы на здоровье учащихся. Проблема поддержания и укрепления здоровья учеников очень актуальна на сегодняшний день. Улучшение здоровья детей является одной из самых важных и многогранных форм оздоровления и всего нашего общества. Поэтому, в первую очередь, забота и сохранение здоровья учащихся в течение учебного процесса – самая главная и важная обязанность школы, учителя-предметника и самого школьника. Учащимся, у которых имеются проблемы со здоровьем, постоянно будут испытывать трудности в процессе обучения. И мы, учителя, должны помогать справиться детям с этими затруднениями. Здоровье – это основа формирования личности.
Учитель, может сделать для здоровья ребенка гораздо больше, чем врач.
Я работаю первый год учителем истории и обществознания в среднем звене. Хочу поделиться небольшим опытом работы здоровьесбережения учащихся по технологии Э.С. Аветисова. Я считаю, что укреплению и сохранению здоровья должно уделяться больше внимания именно в среднем звене, потому что это самое лучшее время, чтобы выработать правильные привычки, которые позднее, совместно с учебой дадут положительные результаты.
Пересмотрев свой образовательно-воспитательный процесс, я внесла некоторые изменения и решила использовать на уроках физминутки для учащихся. Поначалу было тяжело приучить детей работать в новом режиме, но в последние два месяца проделанная работа дает положительные результаты.
По методике Аветисова Э.С. я использую на уроках истории и обществознания специальные упражнения для глаз. Эти упражнения заключаются в движении глазными яблоками во всевозможные направления: в стороны, вверх-вниз, по диагонали. Взгляд учащегося должен фиксироваться на каком либо удерживающимся предмете или кисти руки, при этом голова должна оставаться неподвижной. Темп обязательно должен быть медленный или средний. Очень важно соблюсти дозировку этих специальных упражнений. Начинать упражнения для глаз нужно с 4-5 повторений каждого из них, постепенно увеличивая до 8-12. У Аветисова Э.С. имеется три блока упражнений. На своих уроках я использую только первый и второй блоки. Они заключается в улучшении циркуляции крови, внутриглазной жидкости и укреплении глазодвигательных мышц.
Упражнение 1. Учащиеся должны сомкнуть веки обоих глаз на 3-5 секунд, затем открыть их на 3-5 секунд; повторять это упражнение нужно 6-8 раз.
Упражнение 2. Ребята быстро моргают сразу двумя глазами в течение 10-15 секунд, потом нужно повторить это же упражнение 3-4 раза с интервалом в 7-10 секунд.
Упражнение 3. Дети должны снова сомкнуть веки обоих глаз и указательным пальцем обоих рук массировать их круговыми движениями в течение 1 минуты. Такое упражнение дает расслабление для мышц, а также улучшает кровообращение.
Упражнение 4. Ребята должны закрыть глаза и тремя пальцами обоих рук слегка надавливать на глазные яблоки через верхние веки в течение 1-3 секунд; повторять примерно 3-4 раза.
Упражнение 5. Прижать указательными пальцами каждой руки кожу надбровных дуг и закрыть глаза, при этом пальцы должны оказать сопротивление мышцам верхних век и лба; повторять примерно 6-8 раз.
Упражнение 1. Учащиеся должны медленным темпом перевести взгляд с пола на потолок и обратно, при этом они не должны менять положение головы; повторять данное упражнение следует 8-12 раз.
Упражнение 2. Ребята медленным темпом должны перевести взор вправо, влево и обратно; повторять примерно 8-10 раз.
Упражнение 3. Медленно следует перевести взгляд вправо-вверх, влево-вниз и снова обратно, после этого нужно перевести взгляд по другой диагонали — влево-вверх, вправо-вниз и обратно; данное упражнение выполняется приблизительно — 8-10 раз.
Упражнение 4. Учащиеся должны выполнить круговые движения глазами в разные направления; повторять следует примерно 4-6 раз.
Данный комплекс упражнений позволяет выработать у школьников терпение и чувство потребности в используемом режиме. Привыкнув к этим упражнениям, дети постепенно научились дисциплинированно переключаться из одной деятельности в другую. Не все ребята сначала выполняли эти упражнения. Многие отказывались и не чувствовали потребности в них. Тех, кто не хотел выполнять я насильно не заставляла. Ребенок должен был сам прийти к значимости данного упражнения. Со временем многие стали выполнять данное упражнение, либо от напряженности или усталости, или просто отдохнуть от образовательного процесса. Такие упражнения хорошо влияют на зрение и способствуют отдыху глаз, во время какой либо длительной или напряженной работы, снижается степень ухудшения зрения учащегося. Самой главной чертой в упражнениях является поисковая работа и движение глаз в разные стороны. Я считаю, что такая методика позволяет повысить зрительную работоспособность и снизить утомляемость во время урока.
Важной задачей в современной школе является подготовка учащихся к самостоятельной жизни, воспитание их здоровыми, что особенно важно научить их быть здоровыми. Поэтому на сегодняшний день мы должны найти такую модель образования, с помощью которой мог бы обеспечиваться высокий уровень подготовки школьников, и который также мог бы способствовать формированию обязательной потребности в улучшении и поддержании своего здоровья, а также применения данных практических навыков здорового образа жизни.
Здоровьесберегающие технологии позволяют улучшить физическое, психическое, нравственное здоровье учащихся. Снимается нагрузка с учебного процесса. Повышается внимательность, терпение, работоспособность и активность. Оказывается сильное влияние на умственную деятельность учащихся. У ребят выявляется устойчивый интерес к учебе и самоконтроль. С помощью своих наблюдений, я могу сделать точный вывод, что применение здоровьесберегающих технологий в учебно-познавательном процессе позволяет школьникам более оптимально приспособиться в социальном и образовательном пространстве.
Список использованной литературы:
Смирнов Н. К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в работе учителя и школы. — М.: АРКТИ, 2003.
Гора П.В. Повышение эффективности обучения истории в средней школе. — М., 1988.
Орехова В. А. Педагогика в вопросах и ответах: учебное пособие. – М.: КНОРУС, 2006.
Советова Е. В. Эффективные образовательные технологии. — Ростов н/Дону: Феникс, 2007.
Щукина Г. И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе». — М.: Просвещение, 2004.
Борисова И. П. Обеспечение здоровьесберегающих технологий в школе//Справочник руководителя образовательного учреждения. М.: 2005.-№10.
Коростелев Н. В. Воспитание здорового школьника. М.:1986.
Источник
Педагогический совет на тему: «Формирование культуры здоровья в современном образовательном пространстве»
методическая разработка на тему
1. Анализ составляющих культуры здоровья и ее влияния на образовательный процесс.
2. Изучение современных технологий здоровье сбережения и внедрение современных инноваций в области физического развития детей.
3. Изучение и обобщение опыта работы педагогов по формированию культуры здоровья у детей.
4. Развитие у преподавателей, родителей, воспитанников потребности в сохранении собственного здоровья.
5. Знакомство с приемами, позволяющими обеспечить психологическое здоровье учителям и детям.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
formirovanie_kultury_zdorovya_detey_mladshego_shkolnogo_vozrasta.rar | 1.31 МБ |
Предварительный просмотр:
Педагогический совет на тему:
« Формирование культуры здоровья в современном образовательном пространстве »
Вид педсовета: тематический
Форма проведения: интерактивное общение, опросник, анкетирование.
Цель: определение путей и способов формирования культуры здоровья школьников, резервов и возможностей совершенствования работы в данном направлении; сохранение и укрепление здоровья детей, улучшение их двигательного статуса с учётом индивидуальных возможностей и способностей; формирование у родителей, педагогов, воспитанников ответственности в деле сохранения собственного здоровья; систематизация знаний педагогов об оздоровлении детей младшего школьного возраста.
1. Анализ составляющих культуры здоровья и ее влияния на образовательный процесс.
2. Изучение современных технологий здоровье сбережения и внедрение современных инноваций в области физического развития детей.
3. Изучение и обобщение опыта работы педагогов по формированию культуры здоровья у детей.
4. Развитие у преподавателей, родителей, воспитанников потребности в сохранении собственного здоровья.
5. Знакомство с приемами, позволяющими обеспечить психологическое здоровье учителям и детям.
- В наши дни сбережение здоровья ребенка является одним из основных запросов, которые предъявляются современному обществу.
- Изменения во всех областях жизни происходят с невиданной скоростью.
- Объем информации удваивается с каждым годом, увеличивается количество учебных дисциплин в школе.
- Дети стали вести малоподвижный образ жизни, их больше интересует компьютер, телевизор, игры в телефонах и т.п.
- Отсутствие культуры здорового образа жизни во многих семьях, безграмотность родителей в вопросах сохранения здоровья их детей.
- Для того, чтобы жить в современном мире, детям необходимо быть постоянно готовыми к изменениям, сохраняя при этом свое здоровье и индивидуальность.
1.Тематический контроль «Организация и эффективность работы по развитию у детей двигательной активности в режиме МБОУ «Начальная школа-детский сад».
2.Опрос педагогов для оценки и самооценки профессионализма «Валеологическая оценка педагогической технологии обучения школьников»
3.Анкетирование детей по теме: Если хочешь быть здоров…
1.Отчёт о выполнении решения предыдущего педсовета.
Ответственный: директор школы Бурлуцкая В.М.
2.Выступление учителя высшей категории, социального педагога
Ефименко М.В. « Формирование культуры здоровья в современном образовательном пространстве »
3. Содокладчики: Путинцева В.В.-учитель физической культуры;
Ефименко Г.В.- учитель и руководитель театральной студии;
Жакобова А.И.- учитель и классный руководитель;
Дуванова Г.В. – педагог-психолог.
4. Вынесение решения педагогического совета.
Ответственный: директор школы Бурлуцкая В.М.
Ход педагогического совета:
1-4 СЛАЙДЫ I. Выступление социального педагога Ефименко М.В. « Формирование культуры здоровья в современном образовательном пространстве »
«Здоровье дороже богатства» – утверждал французский писатель Этьен Рей, который жил в конце 19 века. Точно также утверждают и многие из нас. О здоровье говорят, о здоровье спорят, здоровья желают. С самого раннего детства каждый из нас осознаёт важность разумного отношения к своему здоровью.
А как относитесь к своему здоровью вы, уважаемые коллеги?
5-6 СЛАЙДЫ Предлагаю вам опросник «В какой мере вы подвержены стрессам?»
Ответьте на вопросы. За каждый утвердительный ответ начислите себе 1 очко, за каждый отрицательный – 5 очков.
7 СЛАЙД Мы уточнили, что путь к здоровью — это и правильное питание, систематическая двигательная активность, отсутствие стрессовых ситуаций и ещё многое другое. Но самое главное то, что зависит, прежде всего, от нас самих.
По общепринятым представлениям
структура здоровья человека обеспечивается:
здравоохранением лишь на 10-12 %,
наследственности принадлежит 18 %,
условиям среды – 20 %,
а самый большой вклад – 50-52 % — это образ жизни. Если считать, что здравоохранение наше само по себе нездорово, а ситуация с окружающей средой у нас по меньшей мере неблагоприятна, то «контрольный пакет акций» — вот эти самые 50-52 % — в наших руках. О том, как грамотно распорядиться этим «контрольным пакетом акций» в условиях нашей современной начальной школе пойдёт речь на нашем педсовете.
По данным статистики в последние годы происходит ухудшение здоровья детей: увеличилось количество хронических заболеваний, сократилось число здоровых выпускников. Так, количество здоровых дошкольников составляет всего лишь около 10%. Среди детей, поступающих в школу, более 20% имеют дефицит массы тела, 50% детей хронически больные. Увеличилось количество детей низкого роста, с дефектом массы тела, с несоответствием уровня физического развития биологическому возрасту, растет число функциональных отклонений, возникающих с возрастом.
8 СЛАЙД Причиной резкого снижения уровня здоровья детей младшего школьного возраста являются:
- падение уровня жизни, социальные потрясения;
- неблагоприятная экологическая обстановка;
- ухудшение состояния здоровья матерей;
- стрессы;
- малоподвижный образ жизни;
- неполноценное питание;
- отсутствие культуры здорового образа жизни во многих семьях;
- частичное разрушение служб врачебного контроля;
- массовая безграмотность родителей в вопросах сохранения здоровья детей.
В целом в нашей школе сложился системный подход к сохранению и укреплению здоровья детей, организации физкультурно-оздоровительной работы с детьми. Однако любая система не прослужит достаточно долго и эффективно, если не будет совершенствоваться, обновляться.
Учителя начальных классов продолжают поиски педагогических технологий, позволяющих решить задачу совмещения высокой продуктивности учебного процесса с такими педагогическими технологиями, которые позволяют сохранить, а в некоторых случаях и укрепить уровень имеющегося здоровья учащихся.
9 СЛАЙД Основой здоровье сберегающей технологии в начальной школе является соблюдение следующих принципов:
- учет возрастных особенностей младших школьников;
- учет состояния здоровья при выборе форм, методов и средств обучения;
- структурирование урока на три части в зависимости от уровня умственной работоспособности учащихся (вводная часть, основная и заключительная часть урока);
- осуществление здоровьесберегающих действий для сохранения работоспособности и расширения функциональных возможностей организма учащихся.
10 СЛАД В структуре урока, учителями начальной школы применяются следующие элементы здоровьесберегающих технологий:
- положительный эмоциональный настрой на уроке;
- оптимальный темп ведения урока;
- подача материала доступным рациональным способом;
- наглядность;
- смена видов деятельности (читаю, слушаю, говорю, думаю, рассуждаю, пишу и т. д.);
- физкультминутки, динамические паузы;
- дифференцированный подход в обучении;
- групповая работа, работа в парах;
- игра, игровые моменты;
- гимнастика;
- самомассаж, точечный массаж;
- воспитательные моменты на уроке (беседы);
- санитарно – гигиенические условия;
Рассмотрим влияние выше перечисленных элементов здоровье-сберегающих технологий на состояние младших школьников.
- Большое значение имеет микроклимат в классе, ведь ребенок
только тогда будет с удовольствием ходить в школу, если в чистом, уютном классе его встречает добрый взгляд учителя и его друзья-одноклассники. Очень важен положительный эмоциональный настрой перед началом урока.
- Оптимальный темп проведения урока, демократичный стиль
общения позволяют учащимся сосредоточиться на работе, лучше усвоить материал.
- Подача материала должна быть в доступной, понятной форме, с учетом его возрастных особенностей.
- Наглядность, используемая на уроке, способствует конкретизации
изучаемого материала, повышает интерес учащихся.
В качестве наглядности учителя начальной школы активно
используют компьютерные технологии.
Использование компьютера на уроке повышает интенсивность обучения, усиливает индивидуализацию учебного процесса, наглядность, возможность изменять темп и формы изучения материала, его образно-художественное представление – все это делает компьютер незаменимым помощником учителя в деле снижения утомляемости учащихся.
- Смена видов деятельности (работа у доски, с учебником, устно, в
тетрадях и п. д.), разнообразие заданий, направлены на поддержание интереса и снятие повышенной утомляемости.
- Среди всех других возможностей оздоровительной работы в школе
большое значение имеют физические упражнения.
Еще в древности великий философ Аристотель утверждал, что: «Ничто так не истощает и не разрушает человека, как продолжительное физическое бездействие».
12 СЛАЙД Физкультминутки – естественный элемент урока в начальных классах, они помогают снять утомление различных мышц, ослабить умственное напряжение, снять зрительное утомление, влияют на деятельность мозга, активизируют сердечно-сосудистую и дыхательную системы, улучшают кровоснабжение внутренних органов, работоспособность нервной системы.
-они должны быть разнообразны;
-проводятся на начальном этапе утомления;
-предпочтение отдавать упражнениям для утомлённых групп мышц.
Каждый рабочий день в классе начинаем с гимнастики, которая длится около пяти минут. В основе гимнастики лежит комплекс упражнений, предложенный доктором С.С. Коноваловым.
- Дифференцированное обучение позволяет снять трудности у слабых и
создать благоприятные условия для развития сильных учащихся.
- Часто на уроках русского языка, математики, окружающего мира
организуется групповая работа и работа в парах, в ходе которой уровень усвоения материала заметно возрастает, детям значительно легче учиться вместе. Групповая работа, в какой – то мере помогает решить одно из условий организации здоровье сберегающего обучения – избежать длительного сидения за партой.
- Среди учителей часто применяется игровая технология. Через игру
ребенок познает мир, учится анализировать, обобщать, сравнивать. В начальной школе широко используются нестандартные уроки: уроки-игры, уроки-соревнования, уроки-конкурсы, уроки-путешествия , дидактические игры, например: «Ты – мне, я – тебе», «Перебрасывание мяча друг другу», «Кто больше?», «Угадай-ка».
Большое оздоровительное значение в режиме дня учащихся имеет подвижная перемена – динамическая пауза. Игры – это хороший отдых между уроками; они снимают чувство усталости, тонизируют нервную систему, улучшают эмоциональное состояние и повышают работоспособность.
10.Воспитанию внимательного отношения к своему здоровью учителя в
начальной школе посвящают воспитательные беседы о том, как заботиться о своем здоровье, о вредных привычках, необходимости выполнения режима дня, правильном питании. Много проходит праздников, на которых решаются задачи формирования у ребенка нравственного отношения к своему здоровью, которое выражается в желании и потребности быть здоровым, вести здоровый образ жизни.
Во внеурочное время проводятся внеклассные мероприятия, классные часы по темам, беседы с родителями учащихся, родительские собрания, на которых учитель знакомит ребят и их родителей с основными принципами организации здорового образа жизни, досуга ребят, правильного питания и т.п.
11.Немаловажную роль в здоровьесбережении учащихся играет санитарно — гигиеническое состояние класса, его освещенность, проветривание, оснащенность. Основное рабочее место ребёнка в школе- парта, за которой ему приходится долго сидеть в наклонной позе, что может привести к нарушению осанки, ослаблению зрения, поэтому необходимо пересаживать ребят с одной парты на другую, с ряда на другой ряд.
12. В последние годы в педагогической науке довольно актуальным стало понятие личностно-ориентированного обучения, т.е. обучения с учетом природы конкретного ребенка, его задатков, способностей, возможностей. При такой работе учитель вступает в новую для себя позицию — быть одновременно и учителем, и психологом.
Личностно-ориентированное обучение является здоровье сберегающей технологией. Что же это такое? Это совокупность методов и приемов с целью максимального сохранения здоровья ребенка в школе.
12 СЛАЙД Только комплексное использование технологий в содержательной связи друг с другом на единой основе можно назвать здоровье сберегающим. Благодаря этому можно решить не только задачи защиты здоровья детей и педагогов от угрожающих или патогенных воздействий, но и задачи формирования и укрепления здоровья, воспитания культуры здоровья учащихся.
13-14 СЛАЙДЫ Все здоровье сберегающие технологии, применяемые в начальной школе, позволяют сделать учебный процесс для ребенка более комфортным, повышает эффективность обучения, а главное – сохраняет здоровье наших детей.
Здоровый образ жизни пока не занимает первое место в главных ценностях человека в нашем обществе. Но если мы научим детей ценить, беречь и укреплять своё здоровье, будем личным примером демонстрировать здоровый образ жизни, то можно надеяться, что будущее поколение будут больше здоровы и развиты, не только духовно, но и физически.
15-17 СЛАЙДЫ Рекомендации
18 СЛАЙД Будьте здоровы!
- Признать работу педагогического коллектива по здоровье сбережению удовлетворительной.
- Считать работу по здоровье сбережению участников образовательного процесса приоритетным направлением работы. Совершенствовать профилактическую и оздоровительную работу в школе через разнообразные формы оздоровления.
Ответственные: учителя 1-4 классов, воспитатели. Срок: постоянно.
— постоянно держать на контроле выполнение законодательных актов, касающихся организации учебно-воспитательного процесса в детских объединениях;
— планировать и проводить учебные занятия в соответствии с принципами здоровье сбережения, и соблюдения санитарно-гигиенических норм учебно-воспитательного процесса.
Ответственные: учителя 1-4 классов, воспитатели. Срок: постоянно.
- Вести среди родителей пропаганду здорового образа жизни, используя традиционные и нетрадиционные формы взаимодействия с семьями воспитанников.
Ответственные: учителя по физической культуре, воспитатели, классные руководители 1-4 классов. Срок: постоянно.
ГИГИЕНИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА УРОКА
Школьный урок, продолжительностью в 40 минут включает в себя пять основных моментов:
- организационный момент
- проверка домашнего задания
- объяснение нового материала
- закрепление полученных знаний
- задание на дом
Последовательность режимных моментов урока не случайна, она предусматривает динамику изменения функционального состояния учащегося и его работоспособности:
1 период – врабатывания (первые 1-3 минуты) как правило, совпадает с ОМ и характеризуется эмоциональным всплеском, несогласованностью действий, отвлеченностью внимания (действия учителя должны способствовать более быстрой и успешной адаптации школьниклов к предстоящей учебной деятельности)
2 период — оптимальной работоспособности (1-4 кл- 10-15 минут, 5-9 кл.-15-20 минут, 10-11 кл.- 25-30 минут) – должен включать самые трудные этапы урока
3 период- сниженной работоспособности – совпадает с моментом закрепления полученных знаний (после 30 минут) все виды деятельности в конце урока должны носить облегченный характер.
Следует помнить, что сроки наступления и длительность каждого периода зависит от:
- возраста учащихся, их общего эмоционального настроения;
- времени суток и количества уроков в расписании;
- характера и длительности выполняемой работы, чередования различных видов учебной деятельности;
- трудности учебного предмета;
- статических и динамических компонентов урока.
Эффективность работы учащегося на уроке во многом зависит от умения учителя разнообразить урок использованием:
- интересного наглядного материала;
- дидактического материала;
- использованием ТСО…
Эмоциональному восприятию, снижению утомляемости способствуют внешний вид учителя, его доброжелательность, своеобразная жестикуляция, тембр голоса.
Однообразный материал и однообразная деятельность возбуждают одни и те же мозговые центры, приводя к быстрому утомлению.
Не менее важно для здоровья учащихся и выполнение домашнего задания. В конце уроков даются задания по всем предметам с учетом их выполнения в следующих пределах:
Источник