Доклад к педагогическому совету: «Формирование основ культуры здоровья у детей дошкольного возраста»
материал на тему
«Здоровье — это вершина, которую должен каждый покорить сам» — так гласит восточная мудрость. Задача педагогов — научить детей покорять эту вершину. Чтобы жить в нашем мире, человек должен иметь контроль над собой: над своим телом, душой, умом. С сильным умом, в сильном теле можно добиться любых успехов, любых высот.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
formirovanie_kultury_zdorovya_u_doshkolnikov.docx | 17.09 КБ |
Предварительный просмотр:
Доклад к педагогическому совету: «Формирование основ культуры здоровья у детей дошкольного возраста»
Подготовила воспитатель МДОУ «Детский сад № 5»
Хилиманюк Олеся Андреевна
Здоровье – это базовая ценность и необходимое условие полноценного, физического и социального развития ребёнка. Не создав фундамента здоровья в дошкольном детстве, трудно сформировать в будущем. Сохранение и укрепление здоровья ребенка – ведущая задача концепции модернизации российского образования, в том числе его первой ступени – дошкольного.
Культура здоровья – это наука о закономерностях формирования и сохранения здоровья.
Дошкольное детство – период интенсивного роста и развития организма и повышенной его чувствительности к влияниям природной и социальной среды, в том числе, к профилактическим и оздоровительным мероприятиям, проводимым в детском саду. Эффективность этих мероприятий во многом зависит от того, насколько естественны и адекватны условия жизнедеятельности ребёнка в дошкольном образовательном учреждении.
Известно, что здоровье, более чем на половину, зависит от образа жизни, на четверть – от окружающей среды и гораздо меньше оно связано с наследственностью и состоянием здравоохранения в государстве.
Наша основная задача привить ребёнку необходимость быть здоровым – значит активным, дееспособным. Мы призваны воспитать у дошкольника уважение к собственному здоровью и желание его беречь. Важно сформировать у детей базу знаний и практических навыков здорового образа жизни, осознанную потребность в систематических занятиях физической культурой и спортом.
Реализация задач, модели формирования основ культуры здоровья достигается в режимных процессах, через воспитание культурно-гигиенических навыков, а также средствами рационального питания.
Культуру здоровья дошкольника мы рассматриваем как социализацию дошкольника, подготовку его к деятельности по охране и укреплению здоровья, основанную на представлениях и опыте, которые приобретаются в педагогическом процессе в ДОУ и семейном воспитании.
Главным залогом успеха этой работы в том, чтобы сами педагоги и родители стали носителями ценностей культуры здоровья, т. к. именно взрослый человек является образцом для подражания.
Исходя из выше сказанного, можно сделать вывод, что формирование культуры здоровья держится на трёх китах: педагоги, ребёнок, семья.
Одним из обязательных условий воспитания культуры здоровья ребенка становится культура здоровья семьи. В работе с семьей по формированию потребности в здоровом образе жизни у детей необходимо использовать как традиционные, так и более активно нетрадиционные формы работы с родителями. Такие как информационные бюллетени, рекламные буклеты, выпуск журнала «Здоровье», тематические выставки, библиотека здоровья, оформить информационные уголки здоровья «Вот я – болеть не буду» «Как я расту», «Приобщение детей к здоровому образу жизни», «Значение подвижных игр в физическом развитии ребенка», проводить консультации, встречи «за круглым столом», родительские собрания с привлечением физкультурных и медицинских работников, спортивные семейные эстафеты.
Дошкольное учреждение и семья призваны в дошкольном детстве заложить основы здорового образа жизни, используя различные формы работы.
И именно в семье и в детском образовательном учреждении на ранней стадии развития ребенку должны помочь, как можно раньше понять непреходящую ценность здоровья, осознать цель его жизни, побудить малыша самостоятельно и активно формировать, сохранять и приумножать свое здоровье
«Здоровье — это вершина, которую должен каждый покорить сам» — так гласит восточная мудрость. Задача педагогов — научить детей покорять эту вершину. Чтобы жить в нашем мире, человек должен иметь контроль над собой: над своим телом, душой, умом. С сильным умом, в сильном теле можно добиться любых успехов, любых высот.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
— повысить уровень профессионального мастерства педагогов в вопросах реализации ФГОС – область «Социально-коммуникативное развитие» — формировать творческий подход в.
Доклад на педагогический совет «Воспитание честности и правдивости у детей дошкольного возраста «.
В сообщении рассказывается как важно сформировать у детей базу знаний и практических навыков здорового образа жизни, осознанную потребность в систематических занятиях физической культурой и спор.
« Самое дорогое у человека – это жизнь », — писал Н.А. Островский. А жизнь ребенка вдвойне дорога, потому- что он еще только делает первые шаги в сложном мире, постигая день за днем все изгибы и превр.
Материалы для подготовки и проведения педсовета.
Создание условий для развития речи дошкольниковв ДОУ в соответствии с ФГОС Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования развитие речи выделено в отдел.
Актуальность методической разработки по формированию основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста обусловлена необходимостью обращения к экономическому воспитанию детей дошкольного возрас.
Источник
Актуальность формирования основ здорового образа жизни у детей дошкольного возраста
Пантюхина Елена Александровна
Актуальность формирования основ здорового образа жизни у детей дошкольного возраста
Здоро вье – основное и истинное достояние человека.
Местом формирования здоровья ребенка сегодня является, к сожалению, не семья, где опыт родителей часто недостаточен, не медицинские учреждения, занимающиеся болезнями и больными детьми, а система образования. Поэтому целью современного образования является обеспечение не только педагогического, но и здоровьесберегающего эффекта. Проблема сохранения здоровья детей в настоящее время не теряет своей актуальности, и более того имеет тенденцию к нарастанию.
К сожалению, в иерархии человеческих потребностей, здоровый образ жизни находится далеко не на переднем плане, а по сути своей именно он должен стать первейшей потребностью. Отсюда понятно, насколько важно, начиная с раннего детства, воспитывать у детей активное отношение к своему здоровью, понимание того, что здоровье – самая величайшая ценность, дарованная человеку природой.
Опыт нашей работы с дошкольниками показал, что у детей, не приученных заботиться о своем здоровье, неизбежны психологические срывы, им сложнее вникать в реалии “взрослой жизни”. А ведь сегодняшняя жизнь заставит их столкнуться с возросшей конкуренцией, когда больших успехов в жизни и карьере добиваются более здоровые и образованные сверстники.
В начале года в ДОУ мы провели опрос детей старшего дошкольного возраста «Отношение к здоровому образу жизни», а также анкетирование родителей по проблеме ознакомления детей дошкольного возраста с правилами безопасности в быту.
Анкетирование показало, что все родители согласны с тем, что необходимо знакомить детей с правилами безопасности. 35,5,% выразили мнение, что готовить детей к возможной встрече с опасностью должны и родители и воспитатели, 22,2% родителей берут эту ответственность на себя, а 22,3 % считают, что помимо воспитателей и родителей необходимо привлекать и медицинских работников. 95,5% высказали необходимость в помощи со стороны педагогов детского сада в ознакомлении с правилами безопасного поведения детей в виде консультаций, подборки книг, бесед, игр, даже фотографий, а также проведении занятий с детьми в детском саду.
Исходя из всего сказанного перед собой поставили следующие зад ачи:
• сформировать у детей представление о здоровье как одной из главных ценностей человеческой жизни;
• воспитать бережное отношение к своему здоровью;
• скоординировать деятельность детского сада и родителей по формированию у ребенка бережного отношения к своему здоровью.
За основу своей работы мы взяли программу «Безопасность» Н. Н. Авдеевой, О. Л. Князевой, Р. Б. Стёркиной, которая состоит из 6 разделов. На предстоящий учебный год, поставили задачи более подробно изучить 2 раздела:
— Эмоциональное благополучие ребёнка.
Здоровый образ жизни – категория общего понятия “образ жизни”, включающая в себя благоприятные условия жизнедеятельности человека, уровень его культуры, в том числе поведенческой, и гигиенических навыков, позволяющих сохранять и укреплять здоровье, способствующих предупреждению развития нарушений здоровья и поддерживающих оптимальное качество жизни.
Здоровье – согласно Уставу ВОЗ, это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не только отсутствие болезней или физических дефектов (Устав ВОЗ, 1948). ВОЗ провозглашен принцип, что “обладание наивысшим достижимым уровнем здоровья является одним из основных прав каждого человека”.
Здоровье психическое — состояние, характеризующееся динамическим процессом психической деятельности, которому свойственны детерминированность психических явлений, гармоническая взаимосвязь между отражением обстоятельств действительности и отношением индивидуума к ней, адекватность реакций организма на социальные, психологические и физические (включая биологические) условия жизнедеятельности, благодаря способности личности самоконтролировать поведение, планировать и осуществлять свой жизненный путь в микро- и макросоциальной среде.
Здоровье физическое – состояние, характеризующееся уровнем физического развития, физических возможностей и адаптационных способностей отдельных индивидуумов, групп людей и общества в целом, обеспечивающее достижение качества жизни, благополучия общества и обеспечивающее сохранение и укрепление общественного здоровья.
Мотивация к формированию потребности в здоровье– побуждение индивидуумов к действиям, направленным на укрепление, сохранение и восстановление здоровья, профилактику заболеваний и других нарушений здоровья.
Профилактика заболеваний[/b]– система мер медицинского и немедицинского характера, направленная на предупреждение, снижение риска развития отклонений в состоянии здоровья и заболеваний, предотвращение или замедление их прогрессирования, уменьшение их неблагоприятных последствий.
Укрепление здоровья – это процесс, позволяющий людям повысить контроль за своим здоровьем, а также улучшить его. Лежит в основе разработки и формирования политики и стратегии государства и общества, направленной на улучшение состояния здоровья населения и повышение качества жизни.
Актуальность проблемы формирования здорового образа жизни у детей дошкольного возраста Мир вошел в третье тысячелетие, имея в запасе как несомненные достижения в науке, так и трагические неудачи (войны, природные катаклизмы,.
Формирование основ безопасности и здорового образа жизни у детей дошкольного возраста через изобразительную деятельность Дети – это самое дорогое, что есть в любом обществе, в независимости от политического строя и религиозного вероисповедания, педагоги стоят.
Актуальность здорового образа жизни Актуальность здорового образа жизни, особенно в последние годы, вызвана возрастанием и изменением характера нагрузок на организм человека.
Консультация «Формирование основ здорового образа жизни у детей дошкольного возраста» Задача раннего формирования культуры здоровья актуальна, своевременна и достаточна сложна. Как укрепить и сохранить здоровье наших детей?.
Формирование основ здорового образа жизни у детей дошкольного возраста на занятиях по физической культуре Вавилова Алена ВалентиновнаИнструктор по физической культуре ДОУ детский сад 52 кировского района Санкт-Петербурга Формирование здорового.
Формирование основ здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста Искусство долго жить состоит, прежде всего, в том, чтобы научиться с детства следить за своим здоровьем. То, что упущено в детстве, трудно.
Формирование основ здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста От состояния психического и физического здоровья населения зависит благополучие нации и государства в целом. Проблема формирования у подрастающего.
Консультация «Формирование основ здорового образа жизни у детей дошкольного возраста» Задача раннего формирования культуры здоровья актуальна, своевременна и достаточна сложна. Как укрепить и сохранить здоровье наших детей?.
Методическая мастерская «Формирование у детей старшего дошкольного возраста основ здорового образа жизни» В конце апреля состоялось заседание методической мастерской по направлению «Использование инновационных педагогических технологий в физическом.
Формирование здорового образа жизни у детей дошкольного возраста Автор статьи: Ким Елена Александровна, воспитатель 1 квалификационной категории, МБДОУ МО Д/С № 202 ФОРМИРОВАНИЕ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ.
Источник
Формирование у детей дошкольного возраста культуры здоровья в условиях реализации ФГОС ДО
статья
Установка на здоровый образ жизни не появляется у человека сама собой, а формируется в результате определённогопедагогического воздействия, сущность которого состоит в обучении здоровью с самого раннего детства.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kultura_zdorovya.docx | 24.14 КБ |
Предварительный просмотр:
Формирование у детей дошкольного возраста культуры здоровья в условиях реализации ФГОС ДО
Воспитатель : Сучкоусова Н.А.
« Как известно, установка на здоровый образ жизни не появляется у человека сама собой, а формируется в результате определенного педагогического воздействия, сущность которого состоит в обучении здоровью с самого раннего возраста ».
Культура здоровья – это наука о закономерностях формирования и сохранения здоровья.
Здоровье – это базовая ценность и необходимое условие полноценного, физического и социального развития ребёнка. Не создав фундамента здоровья в дошкольном детстве, трудно сформировать его в будущем. Сохранение и укрепление здоровья ребенка – ведущая задача концепции модернизации российского образования, в том числе его первой ступени – дошкольного.
Ребенок нуждается в охране здоровья со стороны взрослых. Одновременно его необходимо приучать самому заботиться о своем здоровье; способствовать овладению основами культурно-гигиенических навыков; знакомить с элементами самоконтроля во время двигательной активности; учить понимать, что и как влияет на самочувствие человека; воспитывать умение правильно вести себя в ситуациях, угрожающих жизни и здоровью, а иногда и предотвращать их.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования констатирует: «Социально-коммуникативное развитие направлено на формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе». «Познавательное развитие предполагает формирование первичных представлений о себе, других людях». «Физическое развитие включает становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами».
На этапе дошкольного возраста приоритетными являются задачи воспитания у детей мотивации на здоровье, ориентации их жизненных интересов на здоровый образ жизни.
Известно, что здоровье, более чем на половину, зависит от образа жизни, на четверть – от окружающей среды и гораздо меньше оно связано с наследственностью и состоянием здравоохранения в государстве.
Наша основная задача привить ребёнку необходимость быть здоровым – значит активным, дееспособным. Мы призваны воспитать у дошкольника уважение к собственному здоровью и желание его беречь. Важно сформировать у детей базу знаний и практических навыков здорового образа жизни, осознанную потребность в систематических занятиях физической культурой и спортом.
Культуру здоровья дошкольника мы рассматриваем как социализацию дошкольника, подготовку его к деятельности по охране и укреплению здоровья, основанную на представлениях и опыте, которые приобретаются в педагогическом процессе в ДОУ и семейном воспитании.
Главный залог успеха этой работы в том, чтобы сами педагоги и родители стали носителями ценностей культуры здоровья, т. к. именно взрослый человек является образцом для подражания.
Одним из обязательных условий воспитания культуры здоровья ребенка становится культура здоровья семьи . В работе с семьей по формированию потребности в здоровом образе жизни у детей необходимо использовать как традиционные, так и более активно нетрадиционные формы работы с родителями, такие как информационные бюллетени, рекламные буклеты, выпуск журнала «Здоровье», тематические выставки, библиотека здоровья, информационные уголки здоровья «Вот я болеть не буду» «Как я расту», консультации, встречи «за круглым столом», родительские собрания с привлечением физкультурных и медицинских работников, спортивные семейные эстафеты.
Уже в дошкольном возрасте у ребенка появляется устойчивый интерес к своему здоровью, бережное отношение к своему организму (жизни, здоровью) как ценности.
Процесс формирования культуры здорового образа жизни дошкольников, связан с формированием привычки к чистоте, соблюдению гигиенических требований, с подвижным образом жизни, представлениями об окружающей среде и ее воздействии на здоровье человека.
Формирование культуры здорового образа жизни осуществляется в процессе занятий, режимных моментов, в игре, на прогулках, в трудовой деятельности. Основы культуры здорового образа жизни у детей дошкольного возраста определяются наличием знаний и представлений об элементах здорового образа жизни (соблюдение режима, гигиенических процедур, двигательной активности), и умением реализовывать их в поведении и деятельности доступными для ребенка способами (чистить зубы, мыть руки, делать зарядку. Для формирования культуры здорового образа жизни необходимы специальные упражнения, укрепляющие здоровье детей, система физического воспитания. Для этого ежедневно в группах детского сада проводится утренняя гимнастика, цель которой – создавать бодрое, жизнерадостное настроение у детей, укреплять здоровье, развивать сноровку, физическую силу. Утренняя гимнастика и специальные занятия физкультурой в спортивном зале сопровождаются музыкой, что «благоприятно влияет на эмоциональную сферу дошкольника, способствует хорошему настроению детей, формирует их представления о культуре здорового образа жизни».
Находясь в помещении и на воздухе в соответствующей одежде, обширное умывание прохладной водой, босохождение, сон при открытой форточке, активное занятие физкультурой на воздухе – всё это моменты закаливания, которые активно используются в работе по формированию культуры здорового образа жизни.
Практика показывает, что мероприятия по формированию культуры здорового образа жизни у детей дошкольного возраста в течение дня, правильно составленный режим дают свои результаты: дети спокойны, активны, отсутствует плач, возбуждение, дети не отказываются от еды, они спокойно и быстро засыпают, крепко спят и просыпаются бодрыми.
Большое значение для формирования культуры здорового образа жизни оказывают подвижные игры. Проводятся они в группах, на специальных занятиях, во время прогулок и в промежуточные интервалы между занятиями. Подвижные игры обязательно включаются и в музыкальные занятия. Игры младших дошкольников организует воспитатель, в старшем возрасте такие игры чаще всего организуют сами дети. С детьми дошкольного возраста проводят ежедневную утреннюю зарядку, специальные физкультурные занятия. Их цель – обучать детей правильному выполнению движений, различным упражнениям, направленным на развитие координации тела и повышение самостоятельной двигательной активности. Развитие движений, воспитание двигательной активности дошкольников осуществляется во время прогулок.
Процесс формирования культуры здорового образа жизни у детей дошкольного возраста осуществляется путем использования различных форм, методов и приемов работы. На занятиях и в непрерывной образовательной деятельности дети получают представления о здоровье человека, о строении человеческого тела, о функционировании основных органов и систем организма, о взаимосвязи между окружающей социальной и природной средой и состоянием здоровья человека, удовлетворяя тем самым когнитивные потребности в познании самого себя и окружающего мира. Используются следующие методические приемы: рассказы и беседы воспитателя; заучивание стихотворений; моделирование различных ситуаций; рассматривание иллюстраций, сюжетных, предметных картинок, плакатов; сюжетно-ролевые игры; дидактические игры; игры-тренинги; игры-забавы; подвижные игры; пальчиковая и дыхательная гимнастика; самомассаж; физкультминутки. Расширению и закреплению полученных представлений способствуют наблюдения, беседы, игры, экскурсии, прогулки, проблемные ситуации, опыты и др. Наряду с экскурсиями используют эколого-оздоровительные прогулки. Целью таких прогулок является наблюдение за растениями, сезонными изменениями в жизни природы, а также во время таких прогулок осуществляются оздоровительные мероприятия: занятия физической культурой, дыхательная гимнастика, подвижные игры на свежем воздухе, ознакомление детей с благоприятным воздействием природы на здоровье человека и значением природы для здорового образа жизни (оздоровительное влияния закаливающих природных факторов: солнца, чистого воздуха, воды). Для непосредственного восприятия детьми объектов и явлений на прогулке организуются кратковременные и длительные наблюдения и опыты. Наблюдение позволяет показать детям влияние на природу социальных и экологических факторов, помогает осознать влияние окружающей социальной и природной среды на оздоровительный образ жизни. Опыты способствую формированию у детей познавательного интереса к окружающей социальной и природной среде, развивают наблюдательность, мыслительную деятельность. В опыте раскрывается причина наблюдаемого явления, дети подводятся к выводу, умозаключению, уточняют свои представления. Для стимулирования познавательной активности и формирования опыта здоровьесберегающего поведения у старших дошкольников используются методы проблемного обучения: проблемные ситуации, постановка ситуационных задач, метод выбора, проблемные вопросы, максимально затрагивающие интересы ребенка в становлении собственного здоровья с последующим выбором альтернативных решений, необходимых для здорового образа жизни.
Детская книга – важное средство воздействия на детей. Ценные возможности при формировании представлений детей о здоровье и здоровом образе жизни дает чтение художественной литературы. В дошкольном возрасте у детей очень бурно развивается воображение, которое особенно ярко обнаруживает себя в играх и при восприятии художественных произведений. Дети дошкольного возраста очень эмоционально воспринимают описанные события, мысленно участвуют в них. Детские художественные произведения не только будят в детях интересы, воображение, фантазию, но и воспитывают, формируют устойчивые представления, культуру. Неоспоримый вклад в воспитание подрастающего поколения вносит художественное слово, пословицы, поговорки и изречения мудрых людей, отражающие все стороны образа жизни человека и обобщающие опыт многих поколений. Пословицы и поговорки в форме совета (как укрепить здоровье, закаляться, правильно питаться, отдыхать, следить за чистотой) помогают в формировании культуры здорового образа жизни. Чтение детской художественной литературы на тему укрепления и сохранения здоровья детей и совместное обсуждение прочитанного помогают сформировать у ребенка прочные представления о здоровом образе жизни.
Таким образом, культура здорового образа жизни детей дошкольного возраста – это результат организации целенаправленного взаимодействия взрослого и ребенка, результат воспитания в семье и в ДОУ. Свое начало культура здорового образа жизни ребенка берет в семье. И это предъявляет самые серьезные требования к культуре здоровья родителей и семьи в целом. Дошкольная образовательная организация как универсальная среда, помогает ребенку обрести элементарную культуру здорового образа жизни, определяя тем самым здоровый путь его развития.
1. Венгер, Л.А. Психология: учебник для вузов / Л.А. Венгер, В.С. Мухина. – М.: Академия, 2007
2. Здоровый дошкольник: социально-оздоровительная технология XXI века / сост. Ю.Е. Антонов, М.Н. Кузнецова [и др.]. – М.: Гардарики, 2008
3. Касьянова, Л.Г. Формирование представлений о здоровом образе жизни у детей старшего дошкольного возраста : учеб.-метод. пособие / Шадр. гос. пед. ин-т. – Шадринск: Шадринский Дом Печати
Источник