Формирование культуры здоровья — ответственная задача учреждений народного образования
Статья просмотрена: 8874 раза
Библиографическое описание:
Бахтин, Ю. К. Формирование культуры здоровья — ответственная задача учреждений народного образования / Ю. К. Бахтин, Г. И. Сопко, М. В. Пазыркина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2012. — № 4 (39). — С. 445-447. — URL: https://moluch.ru/archive/39/4635/ (дата обращения: 08.06.2021).
Специалист педагогической профессии, по своему профессиональному предназначению, призван формировать высокий уровень общей культуры у подрастающего молодого поколения.
Прежде всего, это относится к молодым специалистам – выпускникам педагогических университетов, которые получают фундаментальное и систематизированное, разностороннее и глубокое высшее профессиональное педагогическое образование.
Образование понимается нами как системное, целенаправленное и развивающее интеллектуальное воздействие на личность, которое включает и обеспечивает обучение, воспитание и развитие человека, формируя его кругозор, мировоззрение, знания и умения. Образовательное формирующее воздействие особенно продуктивно в молодом возрасте — в этот особый период наиболее динамичного развития организма и формирования личности подрастающего человека.
Помимо усвоения знаний, выработки умений и навыков, образование активно способствует разностороннему развитию человека – физическому и психическому, духовному и морально-нравственному, психолого-коммуникативному и социальному его становлению.
Педагогическое образование имеет ту существенную особенность, что оно нацелено на воспитание воспитателей, на обучение учителей, и оно направлено на развитие определённых интеллектуальных свойств у обучаемых, на формирование специфических профессиональных знаний и умений у будущих работников широкой системы общего образования. Оно создаёт тех педагогов, чьи жизненные приоритеты, круг интересов и кругозор, чьи профессиональные и личностные качества будут в значительной мере определять развитие учащихся массовых общеобразовательных школ. И поскольку этим профессионально подготовленным молодым педагогам предстоит в будущем формировать культуру подрастающего поколения, становится понятной та особая социальная значимость, которая отличает высококвалифицированный и ответственный труд работников системы образования.
Под культурой мы понимаем сформировавшуюся систему знаний, ценностей, достижений, взглядов и приоритетов, сложившуюся иерархию потребностей, а также разнообразие мотивов человеческой деятельности и форм их реализации, которые аккумулируют опыт предшествующих поколений и способствуют выработке оценочных суждений, формированию личностных и общественных установок, вкусов, убеждений, решений, действий и поступков [1, с.35-39].
Культура , как социальная наследственность, аккумулирует социально прогрессивную творческую деятельность человечества во всех сферах бытия и сознания, она определяет систему ценностей и приоритетов человека и общества, социальной группы и народности, нации и человечества.
Медицинская культура включает накопленные и преобразованные обществом, адаптированные медицинские знания, сформированные на основе исторического опыта развития этнической культуры и достижений медицинской науки и практики, которые направлены на предупреждение и устранение различных форм заболеваний, повреждений, отклонений в развитии и их нежелательных последствий.
Культура здоровья как проявление развитой общечеловеческой культуры, включает осознание человеком высокой ценности своего здоровья. Она предусматривает понимание необходимости охраны здоровья и его укрепления как непременного условия успешной самореализации человека. Культура здоровья человека – это, прежде всего, экологическая культура в широком её понимании, опирающаяся на гармонию всех проявлений человеческой деятельности и её взаимоотношений с окружающим человека обществом и природой. Как писал основатель валеологии, И.И.Брехман в одной из последних опубликованных своих работ, цитируя Ж.-Б.Ламарка, – «Можно, пожалуй, сказать, что назначение Человека как бы заключается в том, чтобы уничтожить свой род, предварительно сделав Земной шар непригодным для обитания» [3, с.3].
Только сформированная высокая экологическая культура широких слоёв населения , экологически выверенные решения и действия руководителей нашего государства и общественных организаций нашей страны, так же как и согласованная экологическая политика других стран Мира, — могут этому противостоять.
В формировании культуры здоровья значительную роль играют такие направления образовательного процесса, как физическое воспитание (способствующее формированию физической культуры), экологическое образование (способствующее созиданию экологической культуры), духовно-нравственное воспитание, культурологическое образование, а также — биологическое образование, медико-гигиеническое и валеологическое образование и воспитание, формирующие основы духовно-нравственной, валеологической и медицинской культуры человека [2, с.44-46; 8, c .380-382].
Большое значение в содержании образовательных программ необходимо уделять таким направлениям, как здоровье и безопасность жизнедеятельности человека, здоровье и девиантное поведение подростков и молодёжи, здоровье и проявления асоциального поведения человека. Особенно актуально сегодня воспитывать молодёжь в духе категорического неприятия вредных привычек (курения табака, употребления алкогольных напитков, приёма наркотиков или других психоактивных веществ), а также – в атмосфере абсолютной недопустимости любых форм и проявлений асоциального поведения.
Основой воспитания культуры здоровья учащихся является формирование активной, деятельной, трудолюбивой и творческой личности, нацеленной на здоровый и трезвый образ жизни , на успешное саморазвитие и полное раскрытие своих потенциальных возможностей — на основе дружелюбия и коллективизма, жизнелюбия и альтруизма, особенно свойственных нашему студенчеству.
Основу формирования развивающейся личности человека составляет духовно-нравственное воспитание , целью которого является образование гражданина, интеллигента, патриота своей страны, заинтересованного в её процветании и в благополучии нашего народа, в здоровье и счастье каждого человека [4, с.36-37].
Все эти важные составляющие общей культуры молодого специалиста педагогической профессии следует формировать в процессе обучения студентов в педагогическом университете, закладывая необходимые тематические блоки в соответствующие разделы образовательных программ.
Наблюдающийся за последние годы поворот социальных приоритетов к человеку, для обеспечения условий развития человеческой личности, реализации её перспективных возможностей и обеспечения реального их воплощения, – всё это отражает растущее понимание реального значения отечественной системы образования как института целенаправленного воспитательного воздействия на наше молодое поколение в новых социальных реалиях.
Реформирование системы образования предполагает воспитание такого поколения педагогов, которые, воспроизводя классическую матрицу профессиональной деятельности учителя, готовы к решению новых социокультурных задач по содействию учащимся в разностороннем их развитии – без противопоставления образовательного становления развивающегося человека состоянию его здоровья.
Культура здоровья и здоровый образ жизни являются категориями широкого мировоззренческого преобразующего воздействия на формирование развивающейся личности . Они созревают в сознании будущего учителя за годы обучения в педагогическом высшем учебном заведении, образуя базовый уровень его общечеловеческой и общепедагогической культуры, — в плане формирования здоровьеобразующей компоненты профессиональной деятельности педагога [5, с. 4; 8, с. 380-382].
Подготовка будущего учителя, со сформированными в педагогическом университете основами валеологического мировоззрения, – это процесс длительный и сложный. Он требует глубокой методологической и основательной методико-педагогической его проработки. Этот процесс требует также практической проверки реальной его эффективности и ответственного, заинтересованного исполнения, — с неизбежным преодолением немалых трудностей в ходе подготовки молодого учителя в педагогическом университете.
Среди наиболее важных аспектов валеологической подготовки учителя заслуживают внимания следующие:
проблема формирования мотивации реальной приверженности идеалам здоровья и здорового образа жизни;
разработка и апробация наиболее эффективных методов формирования устойчивости, иммунитета к негативному влиянию окружающей подростка микросоциальной среды;
разработка эффективных методов активной, действенной валеологической воспитательной работы, особенно в конфликтной, агрессивной молодёжной микросоциальной среде, отвергающей идеи оздоровления;
необходимость воспитания у молодого поколения независимого, критического типа мышления, с выработкой собственной жизненной и профессиональной позиции по отношению к формирующимся стихийно социальным, психологическим и духовно-нравственным ценностям;
формирование профессиональной психолого-педагогической установки, основывающейся на личностно-ориентированном подходе к обучению и воспитанию учащихся.
Валеологическая подготовка позволит уверенно оппонировать различным сомнительным ценностям , интенсивно внедряемым в массовое сознание и особенно распространенным в молодёжной среде. Это позволит также убедительно пропагандировать истинные общечеловеческие ценности нравственности и духовности, красоты и гармонии, гражданственности и патриотизма, трудолюбия, дисциплинированности и ответственности.
В основу воспитательной работы должно быть заложено стремление к активной жизненной позиции, крепкому здоровью и его непременному условию, его основе — стремление к здоровому, трезвому и активному образу жизни [2, с. 44-46; 5. с.4-6].
Культура здоровья – это многогранное понятие , которое складывается из целого ряда его составляющих. Наряду с физическим воспитанием и формированием физической культуры (с чем, прежде всего, и связывают обычно укрепление здоровья), — немаловажное значение в формировании культуры здоровья имеет также психологическая, гигиеническая и медицинская культура учащихся.
Формирование культуры здоровья нужно начинать с дошкольного детского возраста, проводя развивающие занятия с детьми в интерактивной, игровой форме; такие же занятия должны проводиться и на всех этапах обучения детей в школе, увязывая содержание валеологической тематики с конкретно изучаемыми школьными предметами; подобные занятия включаются и в программу обучения в специальных учебных заведениях, они являются также рекомендуемыми элементами программ обучения и воспитания в высших учебных заведениях [7, с.286-289].
Педагогическое образование на всех его уровнях должно обеспечивать достаточную широту кругозора учащихся . При этом актуально становление широкого естественнонаучного мировоззрения, формирование заинтересованного и активного мировосприятия, а также определение учащимися для себя наиболее важных, высших ценностей в жизни и достойных нравственных жизненных ориентиров [6, с.226-235; 9, с.6-11;10, с.53-58].
Именно в этом отношении заслуживают особенного внимания наиболее важные аспекты медико-биологического, гигиенического, медико-социального и валеологического образования — как апробированные методы формирования культуры здоровья будущего специалиста – педагога и гражданина.
Бахтин Ю.К. Формирование культуры здоровья в педагогическом университете //Материалы V Ш-й Всероссийской научно-практической конференции по проблемам непрерывного образования в области безопасности жизнедеятельности. 15-19 ноября 2004 г.» — СПб., РГПУ, Союз 2004. С. 35-39.
Бахтин Ю.К., Корчагина Г.А., Соломин В.П. Профессионально – в защиту валеологии/ отзыв на статью З.И. Тюмасевой «Невалеологические проблемы валеологии» — Народное образование. 2004, № 2. — С.44-46.
Брехман И.И. За всенародное движение «Здоровый Мир». Педагогические вести, 1996, № 9, — С. 3.
Вайнер Э.Н. «Культура здоровья» как правопреемница специальности «Валеология» в профессиональном педагогическом образовании. //Материалы 3-его Международного конгресса валеологов. /Под редакцией проф. В.В. Колбанова. – СПб.: 2002. – С. 36-37.
Горбушина С.Н. Формирование у будущего учителя основ валеологического мировоззрения. /Учебно-методическое пособие. – Уфа: БГПУ, 2003, — 43 с.
Макарова Л.П., Сопко Г.И. Здоровый образ жизни и его составляющие.// Безопасность жизнедеятельности: учебник для студ. Вузов.-М.:- Изд. Центр «Академия». 2008. — С. 226-235
Макарова Л.П.. Плахов Н.Н., Сопко Г.И., Пазыркина М.В. Инновационные методы оздоровления детей в дошкольном образовательном учреждении// Молодой ученый № 2 (37), 2012. Т.П. – С.286-289.
Пазыркина М.В., Сопко Г.И., Журина Т.Г. Значение валеологической культуры в формировании здоровья педагога. // Молодой ученый № 3 (38), 2012. Т.Ш. – С.380-382.
Соломин В.П. Фундаментализация многоуровневого профессионального образования. В сб.: Безопасность жизнедеятельности в системе многоуровневого образования. //Материалы Х Международной научно-практической конференции. – СПб.: РГПУ, 2006.- С. 6-11.
Сопко Г.И. Образ жизни и здоровье// В кн.: Основы здорового образа жизни петербургского студента. – СПб.: РГПУ им. А.И. Герцена. 2008. -С.53-58.
Источник
Формирование культуры здоровья и безопасного образа жизни у младших школьников
Дата публикации: 29.07.2016 2016-07-29
Статья просмотрена: 6438 раз
Библиографическое описание:
Фомина, Т. А. Формирование культуры здоровья и безопасного образа жизни у младших школьников / Т. А. Фомина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 15 (119). — С. 513-518. — URL: https://moluch.ru/archive/119/32968/ (дата обращения: 08.06.2021).
На основании теоретического исследования проведен анализ по проблеме формирования культуры здоровья и безопасного образа жизни у младших школьников. Деятельность учителя начальных классов реализуется в рамках Федерального государственного образовательного стандарта. Формирование здорового образа жизни осуществляется при обучении как в урочное время, так и во внеурочное. Учитель имеет возможность использовать на уроках физкультминутки, экскурсии, внеклассные подвижные игры, внеклассные мероприятия, дающие установку на правильное сбалансированное питание, режим дня, закаливание организма для формирования здорового образа жизни у младших школьников. Здоровье положительно влияет не только на общее состояние ребенка, но и на его обучение.
Ключевые слова: здоровье, здоровый образ жизни, культура здоровья, формирование здорового образа жизни
В современном обществе приобретают актуальность проблемы, связанные с культурой здоровья и безопасным образом жизни. Эти проблемы особенно тревожат, если касаются детей младшего школьного возраста. Здоровые люди — залог развития цивилизованного общества в будущем. От того, как мы строим жизнь детям и как они проводят свое время сейчас — зависит их здоровье в будущем. Именно проблемы здоровья (физического и психического) важны для людей любого возраста, поэтому любое учебное заведение должно ставить одной из основных своих задач воспитание физически здоровых детей [4].
Актуальность темы представленной работы определяется потребностями человека, государства и общества в целом в формировании у младших школьников культуры здоровья. Исследованием данного вопроса занимались представители различных наук (педагогики, медицины, философии, психологии): Н. М. Амосов, И. И. Брехман, С. М. Громбах, Д. Н. Давиденко, В. П. Петленко, В. И. Дубовский, В. А. Сухомлинский и другие [14].
В современных условиях, задачи по сохранению здоровья детей, формированию у них культуры безопасного и здорового образа жизни являются важной частью развития системы начального образования. С самого младшего возраста в школе необходимо воспитывать понимание необходимости заботы о здоровье и стремление к здоровому образу жизни как важному элементу общей культуры человека. Знания о здоровье, которые закладываются на младшей ступени обучения, закрепляются у человека на всю жизнь. Навыки здорового образа жизни, которые приобретены в раннем возрасте, становятся основой жизнедеятельности человека и превращаются в привычку [1].
Рассматривая работы таких ученых как В. А. Сухомлинский, И. И. Брехман, Н. М. Амосов, В. П. Казначеев, В. И. Дубовский и др. можно сказать, что здоровье это важнейшее составляющее нашего организма. В. А. Сухомлинский писал о том, что здоровье ребенка — это важнейший труд воспитателя. От жизнерадостности и бодрости детей зависят их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, уверенность в себе.
В. П. Казначеев отмечал, что здоровье представляет собой процесс (динамическое состояние) сохранения и развития биологических, физиологических и психических функций оптимальной трудоспособности, социальной активности при максимальной активности жизни [4, с. 59].
По утверждению профессоров В. П. Петленко и Д. Н. Давиденко, на сегодняшний день известно около ста определений понятия «здоровье». Обобщив их, учёные сделали вывод, что здоровье человека представляет собой качество приспособления организма к условиям внешней среды и итог процесса взаимодействия человека со средой обитания. В настоящее время выделяют несколько основных составляющих здоровья: соматическое здоровье — состояние органов и систем органов человеческого организма в настоящий момент; физическое здоровье — уровень развития функциональных возможностей всех органов и систем организма. Основу физического здоровья составляют морфологические и функциональные резервы клеток, тканей, органов и систем органов, обеспечивающих приспособление организма к воздействию различных внешних и внутренних факторов; психическое здоровье — состояние психической сферы человека. Основой психического здоровья человека является состояние общего душевного комфорта, которое обеспечивает адекватную регуляцию его поведения; нравственное здоровье — совокупность характеристик мотивационной и потребностно-информационной основы жизнедеятельности человека. Основой нравственного здоровья любого человека является его система ценностей, установок и мотивов поведения в социальной среде [8, с. 3–4].
Необходимо заметить, что во всех трактовках рассматриваемого понятия можно заметить отношение к здоровью, как к динамическому процессу и существование возможности целенаправленно управлять этим процессом [4, с. 59–60].
Понятие «здоровый образ жизни» появилось и стало использоваться в 1989 году. Автором данного термина считают профессора-фармаколога Израиля Берхмана. Он первым среди медиков выдвинул концепцию здорового образа жизни. Доклады, с которыми он выступал по этому вопросу на различных конференциях, у слушателей пользовались большим успехом. В наше время идеи И. И. Брехмана о полноценном сне, рациональном и сбалансированном питании, пользе движения и свежего воздуха известны всем [3].
Культура здоровья — это интегративное личностное образование, которое является выражением гармоничного богатства и целостности личности, универсальности ее связей с окружающими людьми, а также способности личности к творческой и активной жизнедеятельности. Культура здоровья является важнейшей составляющей общей системы культуры. Она приобретает ведущее значение среди глобальных проблем нашего времени, определяющих будущее человечества. Это связано с тем, что только в здоровом обществе возможна эволюция, которая, по мнению различных ученых, происходит в настоящее время и будет проходить дальше на основании теории культурного освоения мира [7].
Укрепление и сохранение здоровья обучающихся на сегодняшний день является важнейшей задачей общеобразовательных школ. В нашей стране школами накоплен богатый опыт в деятельности по организации лечебно-профилактической помощи детям. Целью физического воспитания детей в школах всегда являлось не только развитие физических качеств, но и укрепление здоровья обучающихся, а так же создание условий, которые будут способствовать гармоничному развитию детей [11].
Рассматривая особенности формирования культуры здоровья и безопасного образа жизни младших школьников, отметим следующие аспекты. Во-первых, личная гигиена. К личной гигиене можно отнести требования по уходу за кожей, зубами, волосами, по содержанию в чистоте и порядке одежды, обуви, жилища [12, с. 217].
Во-вторых, режим дня. Для того чтобы развитие детского организма происходило правильно очень важно уделять внимание режиму дня школьника. Режим дня представляет собой четкий распорядок времени в течение суток, предусматривающий чередование бодрствования и сна, а также рациональную организацию различных видов деятельности [9].
Пример оптимального режима дня показан в таблице 1. При соблюдении такого режима нервная система постепенно вырабатывает полезные привычки, значительно облегчающие переход от одного вида деятельности к другому. Именно по этой причине необходимо придерживаться определенного времени для подъема, сна, приемов пищи, выполнения домашних заданий и другой деятельности [12].
Примерный режим дня школьника [12] в часах
7–9 лет (1–4 классы)
Утренняя гигиеническая гимнастика, умывание, одевание, уборка постели.
Учебные занятия в школе
Дорога из школы
Прогулка на воздухе
Прогулка на воздухе
Ужин, свободное время
В-третьих, утренняя зарядка. Цель зарядки состоит в том, чтобы помочь организму быстрее перейти от состояния сна к бодрствованию, усилить кровообращение и дыхание, повысить работоспособность. Обычно утренняя зарядка включает дыхательные упражнения. После зарядки рекомендуется обтирание, обливание или душ [12, с. 226].
В-четвертых, закаливание организма. Для того чтобы повысить общий тонус организма, избежать простудных заболеваний, повысить жизнерадостность необходимо использовать закаливание. У закаленных людей риск некоторых заболеваний заметно снижается.
В-пятых, сбалансированное и умеренное питание. Главное правило здорового питания — соответствие количества и калорийности принимаемой пищи энергетическим затратам и физиологическим потребностям организма. Такое питание, которое обеспечивает человеку полноценное развитие, называют рациональным [12, с. 230–233].
Физкультминутки позволяют добиться лучшего усвоения материала, сохранить и укрепить здоровье обучающихся. Физкультминутка должна проводится на каждом занятии в течение 2–3 минут [6, с. 7].
В-седьмых, внеклассные мероприятия. Внеклассная работа проводится во внеурочное время. Основным содержанием внеклассных занятий с детьми выступает материал учебной программы по физической культуре, который используется с целью совершенствования умений и навыков обучающихся в выполнении различных упражнений. Значительное место в таких занятиях отводится общеразвивающим упражнениям без предметов и с предметами. Самое большое место во внеклассных мероприятиях занимают игры [2].
К особенностям формирования здорового образа жизни у младших школьников можно отнести составление портфолио «Мой здоровый образ жизни». Оно включает в себя несколько разделов: о личной гигиене, режиме дня, утренней зарядке, закаливании организма, умеренном и сбалансированном питании, двигательной активности (физкультминутки и внеклассные спортивные мероприятия).
Учитель начальной школы является одновременно классным руководителем и учителем по различным предметам. Его работа должна быть целенаправленной и системной деятельностью, строиться на основе программы воспитания образовательного учреждения. Жизнь детей неразрывно связана со школой и именно поэтому учитель может внести огромный вклад в здоровье школьника — как настоящее, так и будущее. Главной задачей учителя младших классов для решения этой важной задачи является формирование у обучающихся культуры здорового и безопасного образа жизни, знаний по оказанию первой медицинской помощи и безопасному поведению в различных ситуациях, культуры межличностных взаимоотношений.
Новый Федеральный государственный образовательный стандарт для начальной школы ориентирует учителя на развитие у детей представлений о ценности здоровья и формировании культуры здорового образа жизни. В Федеральном государственном образовательном стандарте указывается на то, что программа формирования культуры здоровья и безопасного образа жизни должна представлять собой комплексную программу формирования знаний, установок, личностных ориентиров и норм поведения, которые смогут обеспечить сохранение и укрепление физического, психологического и социального здоровья обучающихся на ступени начального общего образования, как одной из ценностных составляющих, способствующих более полному познавательному и эмоциональному развитию ребенка, достижению планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования [13, с. 27].
Так как не существует единственно уникальной технологии здоровья необходимо подходить к обучению младших школьников с целью решения вопросов формирования и укрепления их здоровья комплексно. Работа по формированию у младших школьников культуры здоровья и безопасного образа жизни должна идти по пяти взаимосвязанным направлениям: создание здоровьесберегающей инфраструктуры; рациональная организация учебной, а так же внеучебной деятельности обучающихся; эффективная и продуманная организация физкультурно-оздоровительной работы; организация просветительской работы с родителями и семьей обучающихся. Такая, систематически организованная, работа по сохранению и укреплению здоровья младших школьников положительно влияет на их физические показатели, память и внимание, повышает качество полученных ими знаний.
Педагогические мероприятия, направленные на оздоровление обучающихся, нельзя ограничить одним направлением или методом. Для повышения эффективности работы в этом направлении необходимо использовать их все в комплексе. Выбор методов для использования зависит от нескольких факторов, таких как: профессиональный уровень педагога, личная заинтересованность педагога, ситуация, в которой применяется определенный метод, цели и задачи применения конкретного метода, взаимосвязь данного метода с конкретным содержанием урока, характер выполнения правил здоровьесбережения (контроль и самоконтроль). На основании изучения педагогической практики, существующей в настоящее время можно выделить следующие методы, которые возможно применить для повышения культуры здоровья и безопасного образа жизни у младших школьников: защитно-профилактические (личная гигиена и гигиена обучения);компенсаторно-нейтрализующие (физкультминутки; гимнастика — оздоровительная, пальчиковая, дыхательная и другие; лечебная физкультура; массаж и самомассаж; тренинги, позволяющие частично нейтрализовать стрессовые ситуации); стимулирующие (включают элементы закаливания, физические нагрузки, приемы психотерапии и фитотерапии и другие);информационно-обучающие (письма для родителей обучающихся и самих обучающихся, педагогов).
Для формирования у младших школьников представлений о здоровом образе жизни образовательное учреждение может использовать не только образовательный процесс, но и внеучебную деятельность. Учитель должен способствовать формированию у обучающихся навыков применения полученных знаний на практике, что создаст условия для осознанных действий по сохранению собственного здоровья. В воспитательной работе у младших школьников, в том числе способствующей формированию у них культуры здоровья, особое место занимают классные часы. С целью пропаганды здорового образа жизни у младших школьников проводятся классные часы профилактической направленности. Их целью является предупреждение правонарушений и несчастных случаев, профилактика различных заболеваний и привычек, пропаганда здорового образа жизни и безопасного поведения. Формы проведения таких классных часов могут быть весьма разнообразными: инструкции, беседы, встречи с различными специалистами (медработниками, работниками полиции и т. п.), ролевые игры, соревнования. Через информацию о здоровом образе жизни, которую дети получают, учитель влияет на формирование у них стремления к здоровому образу жизни, через понимание его ценности.
Исследование проводилось в Муниципальном бюджетном образовательном учреждении «Кодинская средняя общеобразовательная школа» в поселке Кодино Архангельской области Онежского района, в 4 классе.
Эксперимент состоял из трех этапов.
Первый этап — констатирующий. На данном этапе проведена первичная диагностика уровня сформированности культуры здоровья и безопасного образа жизни у младших школьников. Для работы на данном этапе использовался рисуночный тест «Здоровье и болезнь» (Васильева), анкета «ЗОЖ», анкета «Мое здоровье».
Цель рисуночного теста «Здоровье и болезнь» определить уровень сформированности представлений у ребенка о здоровье и болезни, а также характер эмоционального отношения к проблемам здоровья.
Цель анкеты «Здоровый образ жизни» выявить уровень осведомленности о требованиях здорового образа жизни.
Цель анкеты «Моё здоровье» оценить продолжительность прогулок на свежем воздухе, режим питания и сна, как часто болит голова, приходится ли детям ходить в школу больными.
Второй этап — формирующий. На этом этапе проводились внеклассные мероприятия, направленные на пробуждение в детях желания заботиться о своем здоровье; формирование установок на использование здорового питания; формирование негативного отношения к факторам риска здоровью детей.
В таблице 2 представлена разработанная программа внеурочной работы по данному исследованию с названием «Мы хотим быть здоровыми».
План-сетка внеурочной работы собучающимися
Пробуждение в детях желания заботиться о своем здоровье
Формирование установок на использование здорового питания
Формирование негативного отношения к факторам риска здоровью детей
Источник