Меню

Формирование культуры здоровья сообщение

Доклад «Система формирования культуры здоровья, устойчивых навыков здорового образа жизни».
материал по теме

Из опыта работы школы над проблемой организации учебно-воспитательного процесса, сохраняющего здоровье и способствующего нормальному развитию детей.

Скачать:

Вложение Размер
doklado_zdorove.docx 42.64 КБ

Предварительный просмотр:

«Система формирования культуры здоровья, устойчивых навыков здорового образа жизни».

Докладчик: Дешевых И.Н.,

директор ОГОУ С(К)ОШ №23 VIII вида

Понятие «здоровье» определяется не только как отсутствие болезней и физических дефектов, а как состояние физического, душевного и социального благополучия человека. Подготовить учащегося к самостоятельной жизни — это значит сформировать у него адекватные механизмы физиологической, психологической, социальной адаптации к окружающей действительности, готовность к самостоятельному позитивному жизнепроживанию.

Формирование культуры здоровья, устойчивых навыков здорового образа жизни предполагает:

  • создание условий для сохранения и укрепления здоровья всех субъектов образовательного процесса;
  • формирование у обучающихся и работников стремления к укреплению своего здоровья;
  • формирование навыков здорового образа жизни.

Поэтому учебно-воспитательный процесс в целом, все педагогические концепции, методики, технологии должны иметь здоровьесберегающий характер.

Важнейшими требованиями к организации учебно-воспитательного процесса, сохраняющего здоровье и способствующего нормальному развитию детей, являются:

  • контроль за состоянием здоровья и особенностями развития ребенка как показателями уровня функционального благополучия;
    — соответствие учебной нагрузки возрастным и индивидуальным функциональным возможностям организма школьника;
    — рациональный режим труда и отдыха с гигиенически полноценным сном и достаточным пребыванием на свежем воздухе;
    — соответствие условий среды, в которой осуществляется учебный процесс (микроклимат, уровень освещения, школьное оборудование), гигиеническим нормативам и требованиям;
    — учет особенностей адаптации детей к условиям школьного обучения;
    — повышение двигательной активности учащихся;
    — создание благоприятной психологической атмосферы, положительного эмоционального фона в течение учебного процесса.

В школе создана система работы по укреплению и сохранению здоровья обучающихся, в которую вовлечены классные руководители, учитель физкультуры, социально-психологическая служба, медицинские работники, работники столовой.

  • Соблюдение санитарно-гигиенических норм содержания детей в образовательном учреждении, а также соблюдение санитарно-эпидемиологического режима, влажная уборка, режим проветривания и др.
  • Профилактическое и соматическое лечение детей по назначению врача – психиатра ( профилактика неврозов, коррекция резидуально- органического фона).
  • Психокоррекционные и психопрофилактические занятия с детьми педагогом-психологом для снятия психоэмоционального напряжения и утомления.
  • Дневной сон для детей с тяжёлой степенью умственной отсталости и сложной структурой дефекта.
  • Своевременное прохождение учащимися медицинских осмотров с оценкой состояния их здоровья, физического развития; дообследование нуждающихся, своевременное направление к специалистам для обследования и назначения лечения.
  • Вакцинация детей согласно национального календаря профилактических прививок.
  • Оздоровительные мероприятия с целью снижения острой заболеваемости, в том числе ОРВИ и гриппа:
  • Прогулки на свежем воздухе;
  • Вакцинация против гриппа;
  • Включение в рацион питания соков, фруктов; в осенне-зимний период – лука и чеснока;
  • Проведение динамической перемены.

Анализ статистики здоровья и сохранности здоровья показывает :

Наблюдается тенденция снижения количества заболеваний простудными, инфекционными заболеваниями благодаря ежегодной, плановой вакцинации и витаминизации. Также огромное влияние на повышение иммунитета обучающихся оказывает периодическое оздоровление детей в санаториях и пришкольном оздоровительном лагере в летний период .

Благодаря высокопрофессиональной деятельности педагогов школы, учителя ЛФК, направленной на коррекцию всех психофизических процессов у учащихся с ограниченными возможностями здоровья наблюдается улучшение соматического состояния здоровья, коррекция осанки и плоскостопия.

В школе имеется оборудованная столовая на 70 посадочных мест. Во время учебного процесса организовано бесплатное горячее двухразовое питание: завтрак и обед. Горячим питанием охвачены все учащиеся школы. Имеется меню, согласованное с органами Роспотребнадзора.

Применение здоровьесберегающих технологий обучения на уроках начинается с начальных классов, где используются упражнения для коррекции зрения, разгрузки позвоночника, упорядочения дыхания. В старших классах для активизации работы головного мозга, снятия напряжения и утомляемости также используется комплекс физических упражнений до и после урока, а для глаз – во время урока.

Ученикам, начиная с первого класса, прививаются навыки личной гигиены и гигиены занятий физическими упражнениями.

В соответствии с современными требованиями были пересмотрены и скорректированы цели, задачи, содержание, организационно-методические подходы к физкультурно-оздоровительным мероприятиям в режиме школьного дня, а именно: утренней гимнастике (зарядке), гимнастике до занятий, физкультминуток, играм на переменах, спортивному часу в группе продленного дня, прогулкам, экскурсиям.

В системе научно-методического обеспечения образовательного процесса функционирует социально-психологическая служба, которая решает проблемы диагностики уровня психологического развития школьников, выявляет интересы, потребности, трудности, конфликтные ситуации, отклонения в поведении обучающихся и своевременно оказывает им помощь и поддержку.

Ежегодно проводится оценка состояния здоровья учащихся , изучается школьная документация: медицинские карты, классные журналы. В результате чего была получена информация об уровне заболеваемости учащихся, определено число учащихся, страдающих хроническими заболеваниями, выявлена норма в дозировании домашних заданий.

Физкультурно-оздоровительная работа направлена на сохранение здоровья школьников, их полноценного физического и психологического развития. Деятельность учителя основана на формировании у учащихся мотивации к занятиям, при этом учитываются их возрастные особенности . Воспитывается устойчивый интерес к физкультурно-оздоровительной и спортивно-оздоровительной деятельности.

Им были разработаны и внедрены в процесс обучения разнообразные формы физической культуры и спорта, в числе которых — как традиционные (уроки физической культуры, физкультурно-оздоровительная работа в режиме дня, самостоятельное выполнение физических упражнений, занятия в кружках во внеучебное время), так и нетрадиционные (физкультурные и спортивные праздники «Веселые старты», «А ну-ка, парни!», «Папа, мама, я – спортивная семья!», «День здоровья». Такие мероприятия играют большую роль в улучшении физической подготовки учащихся, учат действиям в экстремальных и чрезвычайных ситуациях. Стали традицией и смотром здоровья организация и проведение соревнований, спортивных праздников. Систематически проводятся мероприятия, на которых пропагандируется здоровый образ жизни. Традиционными стали разного рода экскурсии и туристические походы на природу. Походы совершаются вместе с родителями, это создает атмосферу единения усилий школы и семьи в воспитании детей. В школе имеются спортивный зал . Оформление зала удобно для подготовки и успешного решения образовательных и воспитательных задач урока. Привлекательная окраска спортивного зала, спортивный инвентарь, разметки на полу для построений – все это сделано точно, красиво, рационально.

Учебно-материальная база позволяет полностью выполнить программу по физическому воспитанию, но есть к чему стремиться. Спортзал не располагает всем необходимым спортивным инвентарем , недостаточное количество лыж, нет спортивной площадки на школьном дворе, на которой можно было бы заниматься в любую погоду.

В школе работают спортивные секции: по гимнастике и Общей физической подготовке.

Учитель физической культуры, классные руководители проводят беседы с родителями о значении физической культуры для детей школьного возраста, о цели и содержании физической культуры, о здоровом образе жизни об оказании первой медицинской помощи .

На родительские собрания приглашаются врач –педиатр, фельдшер, вместе с которыми обсуждаются вопросы здоровья детей .

Проводятся классные часы, посвященные сохранению здоровья и укреплению иммунитета, безопасности дорожного движения, правилам поведения на улице, тематические беседы, утренники, лекции, конкурсы рисунков, различные акции.

Совместная работа с органами здравоохранения и РУВД, Спид-центром посвящена профилактике токсикомании, наркомании, курения и употребления алкоголя.
Физическая культура и здоровый образ жизни пропагандируется через беседы, библиотечные уроки , уроки окружающего мира, биологии, географии, ОБЖ, СБО, физической культуры.

Педагогический коллектив считает, что организовать образовательный процесс с учетом заботы о здоровье ученика — значит не принуждать его к занятиям, а воспитывать у него интерес к познанию себя и законов .

Источник

Реферат «Культура здорового образа жизни»

специалист в области арт-терапии

Министерство образования и науки Хабаровского края

Краевое государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

«Комсомольский-на-Амуре авиационно-технический техникум»

КУЛЬТУРА ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ

Студент группы М-14 Н.С.Михайлов

Формирование и основы здорового образа жизни

Культура здорового образа жизни

Пропаганда здорового образа жизни

Профилактика здорового образа жизни

Список используемой литературы

В настоящее время все большую популярность приобретает стремление к здоровому образу жизни. Здоровый образ жизни активно пропагандируется как в модных СМИ, так и в повседневной жизни каждого человека. Для взрослых людей, привыкших жить без оглядки на нормы здорового образа жизни, есть шанс выбрать либо свое здоровье и долголетие, либо ожирение и старость полную болезней. Говоря о подрастающем поколении, необходимо отметить, что в последние годы, несмотря на активную пропаганду здорового образа жизни далеко не все следуют его нормам. Все это обусловило выбор

Актуальность темы реферата обусловлена тем, что в настоящее время, несмотря на оптимистичную, но имеющую мало общего с реальной действительностью статистику, стремительно растет как уровень заболеваемости среди молодежи, так и уровень смертности. Именно поэтому, необходимо внедрять культуру здорового образа жизни, начиная с дошкольного возраста. Только активная работа с дошкольниками, школьниками и их родителями позволит вырастить здоровое поколение способное жить в стремительно меняющемся мире.

Предмет исследования в реферате – это здоровый образ жизни как таковой.

Объект исследования реферата – социальные отношения, возникающие в процессе воспитания формирования, пропаганды здорового образа жизни в современном российском обществе.

Формирование и основы здорового образа жизни

Прежде чем говорить о формировании здорового образа жизни и его основах, рассмотрим в нашем реферате понятие «здоровый образ жизни» (ЗОЖ). Существует множество, внятных, размытых или просто непонятных определений данного термина. Однако в данном реферате сформулировано уникальное определение: Здоровый образ жизни представляет собой систему жизненных ценностей направленных на то, чтобы вести активный образ жизни, правильно питаться и тем самым предотвращать заболевания и повышать естественную сопротивляемость организма.

В само понятие здорового образа жизни входит следующее:

– оптимальный режим труда и отдыха;

– двигательная активность и закаливание;

– отказ от вредных привычек;

– соблюдение правил психогигиены;

– личная и общественная гигиена;

– гигиена семьи и брака;

– половое воспитание и сексуальное образование.

В настоящее время большое внимание уделяется воспитанию здорового образа жизни у школьников и дошкольников. Все должны знать основы ЗОЖ.

Важным элементом здорового образа жизни является здоровье. В современной науке выделены следующие факторы, оказывающие на него влияние:

– от человека, от образа жизни (50%);

– от наследственных факторов (20%);

– от работы учреждений здравоохранения (10%)[2].

Как видно из результатов научных исследований, основным фактором сохранения здоровья является образ жизни, а именно «здоровый образ жизни».

Итак, что же является основой ЗОЖ. Прежде всего, каждый человек должен любить и уважать самого себя. Именно это стимулирует человека к ведению здорового образа жизни.

Важной составляющей здорового образа жизни является умеренное и сбалансированное питание. То, что мы едим напрямую связано с тем, как мы себя чувствуем. Злоупотребление фастфудом и алкоголем ведет к ухудшению внешнего вида, ослаблению защитных функций организма и раннему старению организма.

Не менее важным для правильного формирования здорового образа жизни является соблюдение режима дня. Недостаток сна снижает иммунитет, сказывается на уровне жизненной активности и ведет к ухудшению общего самочувствия.

Важной составляющей ЗОЖ так же можно назвать двигательную активность. Каждому организму нужна достаточная двигательная активность, закаливание, обтирание, обмывание холодной водой, а также соблюдение личной гигиены. [1]

В процессе формирования здорового образа жизни важна психогигиена. Именно она требует от человека умений управлять своими эмоциями, уметь их сдерживать.

Помимо всего вышесказанного для каждого человека, пропагандирующего здоровый образ жизни, нужно отказаться от вредных привычек: курения, употребления алкоголя, тем более – наркотиков.

Для здорового образа жизни очень важно безопасное поведение в быту, на улице и в школе. Оно обеспечит предупреждение травматизма и отравлений. К сожалению, не все понимают свою ответственность за сохранение здоровья.

В современном мире в большинстве развитых стран государство поощряет ответственность по отношению к своему здоровью. В ряде европейских стран предусмотрены доплаты работникам, отказавшимся от курения, а также тем, кто следит за постоянством своего веса и регулярно занимается физкультурой. Затрачиваемые средства быстро окупаются, так как уменьшаются пропуски по болезни, улучшаются отношения людей в коллективе. Сознательное и ответственное отношение к своему здоровью должно стать нормой жизни и поведения каждого человека.[4]

Формирование образа жизни, способствующего укреплению здоровья человека, осуществляется на трёх уровнях, представленных на рисунке 1.

Рисунок 1- Уровни формирования здорового образа жизни

Внимательно изучив рисунок 1, можно с уверенностью сказать, что формирование здорового уровня жизни является сложным процессом, действующим на нескольких уровнях человеческого развития и бытия.

Основы здорового образа жизни необходимы для полноценного становления каждого человека. Именно они позволяют плодотворно работать как на благо себя и своей семьи, так и общества в целом.

2. Культура здорового образа жизни

В настоящее время многие педагоги говорят о повышении роли ЗОЖ в системе воспитания школьников и дошкольников. Однако образовательные программы предоставляют недостаточное количество часов на предметы, связанные со здоровым образом жизни, что снижает возможности педагогов в области воспитания культуры здорового образа жизни.

В настоящее время в науке бытует следующая трактовка культуры ЗОЖ: это культура жизни человека, направленная на профилактику болезней и укрепление здоровья.

Культура здорового образа опирается на систему важных принципов, воспитание которых помогает формировать здоровый образ жизни учащихся. Все эти принципы представлены в таблице 1.

Таблица 1- Принципы формирования культуры здорового образа жизни учащихся [7]

Принципы культуры здорового образа жизни

Данный принцип включает в себя учет возрастных и индивидуальных особенностей учащихся на основе изучения их потребностей и интересов и организация в связи с этим их здоровьесберегающей деятельности.

Принцип формирования ценностных установок учащихся на здоровый образ жизни

Следование этому принципу культуры здорового образ жизни обеспечивает формирование системы ценностей, мотивов и установок учащихся на здоровый образ жизни.

Принцип народности культуры здорового образа жизни предполагает учёт в процессе воспитания ЗОЖ национальной культуры, традиций и родного языка.

Данный принцип обозначает процесс включения в культуру посредством специально ориентированной и организованной здоровьеориентированной творческой деятельности.

Принцип ориентации на саморазвитие культуры здоровья

Данный принцип базируется на признании учащегося субъектом процесса здоровьетворческой деятельности.

Принцип здоровьетворческой активности

Данный принцип культуры здорового образа жизни базируется на активной личностной позиции учащихся в формировании и соблюдении здорового образа жизни.

Принцип интеграции воспитательного воздействия

Данный принцип предполагает активное взаимодействие всех субъектов педагогического процесса, направленное на обеспечение физического и психического здоровья каждого ребенка, рамках воспитания культуры здорового образа жизни.

Принцип социальной ответственности общества за реализацию человека в творчестве, приобретение знаний, удовлетворение в общении.

Этот принцип важен в процессе формирования культуры здорового образа жизни учащегося. Он выражается в создании условий для развития одарённых детей, детей физически слабых, с отклонениями в поведении, детей – сирот, детей – инвалидов, детей – мигрантов, детей, страдающих от жестокого обращения и нуждающихся в попечительстве.

Рассмотрев вышеуказанные принципы, нельзя не отметить, что большинство из них имеют широкую область охвата и напрямую не относятся к формированию культуры здорового образа жизни учащихся. Однако, их совокупность может считаться методологической основой для реализации задачи по организации учебно-воспитательного процесса и жизнедеятельности учащихся, обеспечивающие сохранение и укрепление их здоровья, полноценное образование и развитие.

3. Пропаганда здорового образа жизни

Развитие стремления к здоровому образу жизни у молодежи необходимо стимулировать посредством воспитательного воздействия и пропаганды.

Пропаганда ЗОЖ представляет собой систему развивающих мероприятий направленных на раскрытие сущности и пользы здорового образа жизни в рамках современных тенденций развития общества.

Рисунок 2 – Направления пропаганды здорового образа жизни

Пропаганду здорового образа жизни нужно начинать с семьи. Невозможно вырастить здорового ребенка с тягой к здоровому образу жизни, если родители пьют, курят и едят все подряд.[6]

Зачастую родители плохо представляют, как же необходимо приобщать ребенка к здоровому образу жизни. Важно помнить, что основная задача родителей не только охранять детский организм от вредных влияний, но и создавать условия, которые способствуют повышению защитных сил организма и его работоспособности.

Воспитание здорового образа жизни начинается с приучения к правильной организации режима дня, который оптимально сочетает периоды бодрствования и сна детей в течение суток, удовлетворяет их потребности в пище, в деятельности, отдыхе, двигательной активности. Режим дня дисциплинирует детей, способствует формированию многих полезных навыков, приучает их к определенному ритму.

Ребенка нельзя насильно принуждать к занятиям физкультурой, а также к соблюдению правил гигиены, потому что ребенок быстро теряет интерес к этому.

При поступлении ребенка в школу важно учитывать не только его интеллектуальное развитие, но и уровень его физического развития. При этом формирование ЗОЖ является одной из первоочередных задач воспитания ребенка.

Воспитание здорового образа жизни в среде молодежи является очень тяжелым трудом, требующим активной пропаганды не только в ВУЗах и училищах, но и в общественных местах таких как кинотеатры, рестораны и клубы.

Современная молодежь, не смотря на тенденции к здоровому питанию и фитнесу, не осознает реальных последствий таких вредных привычек как нерегулярный сон, курение и употребление легких наркотиков. Бытует такая установка: Пока молод – можно все. С этим нужно активно бороться посредством адекватной пропаганды здорового образа жизни. [6]

Основные формы пропаганды здорового образа жизни представлены на рисунке три.

Рисунок 3 – Формы пропаганды здорового образа жизни

В завершения параграфа о пропаганде ЗОЖ необходимо подчеркнуть, что основные факторы, определяющие состояние здоровья населения – адекватная система мероприятий по работе не только с детьми и подростками, но и со взрослыми гражданами нашей страны.

При пропаганде ЗОЖ используются методы устной, печатной, наглядной и комбинированной пропаганды. В настоящее время достоверно установлено, что метод устной пропаганды является наиболее эффективным. Кроме того, большую роль играет пропаганда здорового образа жизни в кинематографе и на страницах модных изданий.

4 Профилактика здорового образа жизни

В настоящее время очень важную роль играет профилактика здорового образа жизни. Важно помнить, что основная составляющая здорового образа жизни – это организация пропаганды здорового образа жизни и воспитание стремления молодежи быть здоровыми и полезными членами современного общества.

Формирование здорового образа жизни у молодежи должно базироваться на заботе о своем здоровье. Воспитание здорового образа жизни во многом зависит от адекватной профилактики в дошкольных заведениях, школах и ВУЗах.

Основные составляющие профилактики здорового образа жизни представлены на рисунке 4.

Рисунок 4 – Основы профилактики здорового образа жизни

Профилактика ЗОЖ должна быть организована в детских садах, школах, вузах и колледжах. В профилактику здорового образа жизни входит система мероприятий по борьбе с вредными привычками и воспитанием гигиены личного здоровья.

С раннего детства необходима профилактика здорового образа жизни, как в семье, так и в детских садах. Очень важную роль играет закаливание. В настоящее время закаливание представляет собой научно обоснованную систему специальной тренировки терморегуляторных процессов организма, включающую в себя процедуры, действие которых направлено на повышение устойчивости организма к переохлаждению или перегреванию.[3]

Ошибочным является мнение, что закаливание, как элемент профилактики ЗОЖ, противопоказано ослабленным детям. Только острые лихорадочные заболевания являются противопоказанием к закаливанию.

Важно помнить, что закаливание необходимо проводить правильно, в соответствии с разработанными методиками. Особенности указаны на рисунке 4.

Рисунок 5 – Правила закаливания дошкольников

Работу по профилактике здорового образа жизни в современных школах и высших учебных заведениях можно осуществлять с привлечением участковых врачей, наркологов, заведующих амбулаториями, терапевтов, стоматологов, спортсменов, полицейских, библиотекарей.

Профилактика здорового образа жизни включает в себя пропаганду отказа от курения, алкоголя и наркотиков. Кроме того, важно помнить, что самосовершенствование является частью профилактики ЗОЖ. Человек должен осознать роль ЗОЖ и его культурную ценность, только в этом случае становится эффективным любая профилактика. Основы здорового образа жизни должны взращиваться посредством регулярной и адекватной профилактики в образовательных учреждениях.

Рисунок 6 – Формы проведения профилактики здорового образа жизни в образовательных учреждениях

Если у человека с детства семьёй и воспитателями не заложена тяга к здоровому образу жизни, ступить на стезю самосовершенствования становиться намного сложнее.

Источник

Читайте также:  Здоровье назарбаева последние новости
Adblock
detector