Меню

Формирование культуры здоровья личности школьника

Тема: «Формирование культуры здоровья личности в современном образовании» (опыт МОУ СОШ №3 г. Морозовска Ростовской обл.).
статья по теме

Сегодня много говорят о здоровье нации как основном условии существования развитого государства. Нормой жизни и поведения каждого человека должно быть ответственное отношение к здоровью как к личному и общественному достоянию. Здоровье оказывает огромное влияние на производительность общественного труда и динамику экономического развития общества. Здоровье индивида и общества всегда выступало одним из факторов, определяющих уровень цивилизации.

Бесспорно, что уровень и продолжительность жизни человека, а также состояние его здоровья во многом определяются моделью поведения, формируемой в детстве. И одним из аспектов данного процесса является формирование культуры здоровья, как части общей культуры человека — осознание здоровья как жизненно важной ценности, воспитание ответственного отношения к своему здоровью, здоровью окружающих людей и природной среды. Важное место в механизме формирования культуры здоровья подрастающего поколения, воспитания ценностных ориентаций на здоровьетворение занимает современная система образования.

Задачи сохранения, укрепления и развития здоровья детей, привития ценностных ориентаций к сознательному ведению и пропагандированию здорового образа жизни нашли отражение в различных нормативных документах: «Конвенция о правах ребенка», Закон РФ «Об образовании», Президентская программа «Дети России», Закон «Об охране окружающей среды», «Семейный кодекс РФ», «Конвенция развития здравоохранения и медицинской науки в РФ» и других.

Формирование культуры здоровья состоит в том, чтобы учитывать неизбежные факторы, ослаблять воздействие корректируемых факторов, устранять устранимые. Различные социальные институты и группы решают при этом разные, специфические задачи в единой системе мероприятий здоровьесбережения. Субъектами формирования культуры здоровья личности в современном образовании являются: наука, администрация, учитель, врач, психолог, семья, ученик.

Образовательное учреждение ставит перед собой цель: сохранение психического и физического здоровья, одним из основных направлений его деятельности является воспитание потребностей здорового образа жизни. Сохранность детского здоровья представляет собой довольно сложную и многогранную проблему. Она включает великое множество мало изученных вопросов, требующих настоятельного решения. Педагогическая общественность все больше убеждается в том, что именно учитель может сделать больше для здоровья школьников, чем врач. Охрана здоровья школьников – одна из важнейших задач сегодняшнего образования.

Так и в нашем образовательном учреждении возникла необходимость создания системы формирования культуры здоровья, которая дает положительный эффект и в оздоровлении учащихся, и в реализации основной цели – повышения качества образования и воспитания школьников.

Основными задачами деятельности нашего педагогического коллектива по формированию культуры здоровья личности являются:

  • пропаганда здорового образа жизни;
  • формирование у школьников осознанного отношения к своему физическому и психическому здоровью;
  • развитие потребностей заниматься физкультурой и спортом;
  • воспитание потребности в здоровом образе жизни;
  • развитие интересов и способностей учащихся в занятиях физической культурой и спортом;
  • воспитание бережного отношения к окружающей природе, экологическое воспитание;
  • привитие навыков гигиены и соблюдение режима дня;
  • организация совместной деятельности педагогов и разновозрастных групп учащихся, родителей.

В нашей школе созданы все условия обучения, когда ребенку комфортно и психологически, и физически; когда к каждому ученику применяется индивидуальный подход, минимизирующий риски для здоровья в процессе обучения. На настроение, состояние ребенка во время учебных занятий большое влияние оказывает благоприятная психологическая среда. Основная деятельность в школе – это учеба. Расписание составлено таким образом, что письменные предметы чередуются с творческими, где можно сидеть свободно, походить, да и просто встать. Для профилактики переутомления проводим различные физминутки, динамические паузы. Большое внимание уделяем организации перемен, позволяющих учащимся сделать передышку, сменить род деятельности, восстановить физическую активность организма. Ученики дежурных классов приходят к малышам и организовывают подвижные игры.

В учебном плане школе такие предметы, как физическая культура, ОБЖ, «Окружающий мир», элективные курсы: «ЗОЖ», «Химия в быту», «Экологический мониторинг окружающей среды» учат адекватно вести себя в различных жизненных ситуациях, т.к. неадекватное поведение может привести к утрате здоровья.

В 2010-2011 учебном году на I и II ступени обучения введено по третьему часу физической культуры. Учителями физкультуры Колесниковой О.Ю. и Сизякиной Н.С. ежегодно проводится мониторинг уровня физической подготовленности учащихся, отслеживается уровень развития физических качеств — диаграммы по результатам медицинского осмотра обучающихся.

Дополнительное образование также направлено на формирование культуры здоровья учащихся на разных ступенях обучения.

Читайте также:  Валеология старшая группа что такое здоровье

Повышение эффективности формирования культуры здоровья учащихся в условиях дополнительного образования обеспечивается при моделировании следующего комплекса педагогических условий:

1) здоровье учащихся определяется и рассматривается как целостное единство структурно-функциональных, физико-химических и психологических, эмоциональных, духовных компонентов;

2) в условиях дополнительного образования обеспечивается формирование у подростков понятий, мотивации и навыков здорового образа жизни в соответствии с возрастными особенностями, ценностными ориентациями, морально-волевыми установками и уровнем образованности;

3) в практику дополнительного образования учащихся внедряется методика, обеспечивающая формирование информационной компетентности подростков, включающей:

— обучение методам ведения здорового образа жизни;

— воспитание ответственного отношения к своему здоровью как к общественному достоянию, высшей социальной ценности;

— выработку основных гигиенических психо-физиологических навыков;

— ознакомление с основными видами современных заболеваний и мерами их профилактики.

Дополнительное образование представлено кружками…( ),

Работают в школе 4 спортивные секции:

  • Волейбол (руководитель Ходеев Г.А – тренер ДСЮШОР).
  • Футбол (руководитель Макаров А.Д. – тренер ДСЮШОР).
  • Туризм (Сулименко А.А. – преподаватель ДДБ).
  • Секции ДОП клуба «Олимп».
  • Учащиеся нашей школы обучаются в школе МЧС.

(приложение – фото, грамоты, результат)

Во всех классах начальной школы проводится практикум «Час здоровья», который имеет физкультурно-оздоровительную направленность. Занятия направлены на воспитание бережного отношения к собственному здоровью и здоровью окружающих, повышение уровня воспитанности учащихся, создание комфортных условий для учебно-воспитательного процесса, развитие творческих способностей учащихся, сплочение коллектива.

В школе действует отряд Юных инспекторов движения, который занимается пропагандистской деятельностью по соблюдению правил дорожного движения пешеходами и водителями. Его члены осуществляют рейды к наиболее опасным местам проезжей части в районе школы, сотрудничают с работниками ГИБДД и других правоохранительных органов, проводят конференции, беседы, рейды, режимные линейки, выпускают газету «Перекрёсток», участвуют в городских соревнования «Безопасное колесо».

Одной из основных задач воспитательной работы нашего образовательного учреждения является воспитание потребности в здоровом образе жизни (Забавы богатырские, Всемирный День Здоровья). Проведение Всемирного Дня здоровья проводится в 2 этапа: 1-это сценарий о вреде табакокурения, о вреде наркотиков, о правильной осанке и т. д. (в разработке сценария участвуют школьники), 2-спортивные эстафеты.

Работа с родителями: родительский всеобуч ( Роль семьи в сохранении здоровья школьника, Психофизические особенности подростков, Формирование нравственного здоровья и т.д., по просьбе родителей были проведены общешкольные родительские собрания: «Как помочь ребенку во время «переходного возраста»», «Гиперактивный ребенок, как ему помочь?»

Важна роль медработников в формировании культуры здоровья учащихся. Проводится диагностика состояния здоровья, плановые медицинские осмотры учащихся. Частые беседы с учащимися медработником также помогают решать задачу формирования культуры здоровья личности в нашей школе.

Правильное питание – залог здоровья

Конечно же, обучение, воспитание, закаливание невозможно без правильно организованного питания. Ученики младших, средних и старших классов, дети из групп продленного дня с удовольствием приходят на обед, где их ждут сбалансированные блюда, овощные салаты, соки, разнообразная выпечка, заботливо приготовленные школьными поварами. Рациональное (здоровое) питание детей является необходимым условием обеспечения их здоровья, устойчивости к действию инфекций и других неблагоприятных факторов, способности к обучению во все возрастные периоды. Приоритетная роль питания в поддержании здоровья детей и подростков закреплена постановлением Правительства Российской Федерации в Концепции государственной политики в области здорового питания населения Российской Федерации. О правильном питании ведется разговор на уроках окружающего мира, биологии и химии, физики, технологии, литературы и истории, где учащиеся знакомятся с разными кухнями, учатся этикету. Во время классных часов проводим много бесед о правильном питании, о гигиене. Изучаем правила хорошего тона, закрепляем здоровые принципы питания (тщательное пережевывание, разумное отношение к приему жидкости).

Ежегодно в нашей школе работает оздоровительный лагерь. Организация отдыха и оздоровления детей во время каникул располагает необходимым количеством квалифицированных специалистов, обладающих знаниями и опытом, необходимыми для выполнения своих обязанностей и руководствующихся в своей работе принципами любви и доброжелательности. Коллектив проявляет к детям максимальную чуткость, вежливость, внимание, выдержку, предусмотрительность, терпение и учитывает физическое и психическое состояние каждого ребенка.

Решая задачи по формированию культуры здоровья личности, педагогический и ученический коллективы находятся в постоянном творческом поиске. Следует отметить, что наиболее эффективно её задачи решаются при тесном сотрудничестве и взаимопонимании всех сторон педагогического процесса: учителей, учащихся и их родителей. Большую помощь в пропаганде здорового образа жизни оказывают внешкольные организации: спортивные школы, медицинские учреждения, правоохранительные органы.

Читайте также:  Наталья сенчукова рыбин здоровье

Источник

Формирование культуры здоровья учащихся школ

Дата публикации: 18.04.2016 2016-04-18

Статья просмотрена: 654 раза

Библиографическое описание:

Циугаск, И. В. Формирование культуры здоровья учащихся школ / И. В. Циугаск. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 8.4 (112.4). — С. 45-47. — URL: https://moluch.ru/archive/112/28536/ (дата обращения: 08.06.2021).

Школьники представляют собой особую социальную группу, характеризующуюся не только определенным возрастом, но и специфическими условиями деятельности. Такие факторы, непосредственно связанные с их учебной деятельностью, как продолжительность учебного дня, учебная нагрузка по расписанию, перерывы между занятиями, состояние аудиторий, социально-психологическая атмосфера, нестабильное и несбалансированное питание и др. оказывают серьезное влияние на состояние здоровья молодого поколения. Не менее существенным является и то, что очень часто, «неправильный» образ жизни воспринимается как норма и формирует у школьника неадекватное отношение к своему здоровью, что негативно сказывается на его дальнейшей жизни. Поэтому, важнейшей педагогической задачей, является формирование таких ценностных установок учащегося, которые ориентируют его на ведение здорового образа жизни, а он, в свою очередь, станет основой будущей профессиональной и творческой самореализации школьников, залогом их активного долголетия. К сожалению, хотя молодые люди и ставят здоровье на первые места в иерархии своих жизненных приоритетов, однако, по данным социологических исследований, не предпринимают должных мер по его сохранению.

Стоит отметить, что образовательный процесс в школе предполагает не только обучение и воспитание, но также и оздоровление учащихся, формирование у них понятия культуры здоровья. Таким образом, одним из основных направлений деятельности средних общеобразовательных учебных заведений должно стать создание соответствующих условий, предполагающих сохранение и укрепление здоровья учащихся, поддержание на должном уровне их здорового образа жизни. При этом наиболее важный вклад в формирование культуры здоровья школьников вносит учебный курс «Основы безопасности жизнедеятельности», целью которого является развитие культуры безопасности и формирование личности безопасного типа поведения. Так как культура здоровья является одним из базовых элементов культуры безопасности, то данные понятия неразрывно связаны друг с другом, поскольку общим объектом их приложения является человек и состояние его здоровья.

Так в основе личной культуры здоровья человека лежит здоровый образ жизни, задачами которого являются формирование, укрепление и стабилизация здоровья. Данные ценностные установки напрямую связаны и перекликаются с задачами самой безопасности жизнедеятельности, рассматриваемой экспертами как наука о сохранении здоровья в среде обитания, призванной разрабатывать методы и средства улучшения качества жизни и ликвидации последствий неблагоприятных воздействий. При этом сохранение и укрепление здоровья находятся в прямой зависимости от уровня теоретических знаний и практических навыков учащихся, мотивации на ведение здорового образа жизни, осознания ими личной ответственности за собственное благополучие и благополучие общества.

Формирование культуры безопасности на основе понимания важности укрепления и развития здоровья, как неотъемлемый компонент безопасной личности, является важной задачей школы. К сожалению, современное состояние системы общего образования не отвечает новому вызову времени. До сих пор отсутствует четкая ориентация на формирование культуры безопасности и укрепление здоровья; на формирование знаний и практических действий в системе овладения культурой здоровья. Знания, получаемые школьниками на уроках по курсу «Основы безопасность жизнедеятельности» часто носят фрагментарный характер, не дающий целостных представлений о культуре здоровья и здоровом образе жизни.

В современных условиях важно формировать ценностные ориентации, вооружая учащихся устойчивыми знаниями, умениями и навыками в области основ безопасности жизнедеятельности и здорового образа жизни, что требует поиска и внедрения новых подходов в содержании и организации учебно-воспитательного процесса в школе. Необходимо формировать и расширять здоровьеформирующий компонент в системе общего образования, проводить исследования в этой области и применять полученные результаты на практике. Кроме того, посильную помощь в решении данных проблем окажет создание целевой комплексной программы, направленной на укрепление здоровья школьников и формирование здорового образа жизни, которая может рассматриваться как часть общей системы учебно-воспитательной работы в образовательной среде.

В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования, который является основным документом, регламентирующим учебно-воспитательную деятельность средних общеобразовательных учебных заведений, основной упор в школе, в решении задач, связанных с формированием и укреплением здоровья учащихся возложен, главным образом, на учебный курс «Основы безопасность жизнедеятельности». По данному курсу приняты программы, разработанные В. Н. Латчуком и А. Т. Смирновым. Так в программе, составленной под руководством В. Н. Латчука для учащихся 5–9 классов разделу «Основы здорового образа жизни» отведен 31 час из 175. В программе курса «Основы безопасности жизнедеятельности» для учащихся 10–11 классов, также подготовленной под руководством В. Н. Латчука разделу «Основы здорового образа жизни» посвящено всего 6 часов, что явно недостаточно. Программа курса «Основы безопасности жизнедеятельности» для учащихся 5–11 классов А. Т. Смирнова, базируется на модульном подходе, темы, раскрывающие вопросы здорового образа жизни, включены в состав модуля II «Основы медицинских знаний и здорового образа жизни» при этом блоку «Основы здорового образа жизни» отведен только 41 час.

Читайте также:  От алкашки или по здоровью

Анализ данных программ показывает, что темы уроков, включенные в разделы, посвященные здоровому образу жизни, в первую очередь, направлены на формирование у школьников знаний об опасности тех или иных заболеваний и правил безопасного поведения, оказании первой помощи пострадавшим при чрезвычайных ситуациях. При этом вопросы «здоровьесозидания», направленные на изменение отношения молодых людей к своему здоровью и создание у них практики здорового образа жизни, в данных программах практически не рассматриваются.

В заключении хочется отметить, что стремительное развитие общества в последние годы предъявляет новые, все более высокие требования к человеку и его здоровью. Жителю современного мегаполиса непросто сохранить здоровье в условиях, где он ежедневно подвергается воздействию множества негативных для организма факторов, влияющих как не его физическое, так и психическое здоровье, все это в полной мере и даже, возможно, в большей степени относится к представителям подрастающего поколения. В тоже время тенденции направленные на стремительное ухудшение здоровья нации, наблюдаемые в 90-е гг. прошлого века к счастью удалось преодолеть и сейчас можно говорить о возрождении отечественных традиций здорового образа жизни и культуры здоровья населения. Однако сегодня потенциал школьной педагогики в деле сохранения и преумножения здоровья детей и подростков используется, на наш взгляд, далеко не в полном объеме.

  1. Бахтин, Ю. К. Из опыта медико-валеологического образования студентов педагогического университета / Ю. К. Бахтин, Л. Г. Буйнов, Л. П. Макарова, Н. Н. Плахов // Молодой ученый. 2015. № 6 (86). С. 569–575.
  2. Благинин, А. А. Ортостатическая проба как метод оценки стрессового воздействия / А. А. Благинин, Филатов В. Н. // Функциональная диагностика. 2005. № 2. С. 23.
  3. Бойков, А. Е. Первичная профилактика различных видов зависимостей детей и подростков в образовательной среде / А. Е. Бойков // Молодой ученый. 2014. № 3 (62). С. 871–874.
  4. Бойков, А. Е. Профилактика аддиктивного поведения детей и подростков (воспитание в процессе обучения) / А. Е. Бойков // Профилактическая медицина. 2011. № 3. С. 17.
  5. Буйнов, Л. Г. Влияние кортексина на статокинетическую устойчивость человека / Л. Г. Буйнов, Л. А. Сорокина, И. М. Воейков, П. Д. Шабанов // Обзоры по клинической фармакологии и лекарственной терапии. 2014. Т. 12. № 4. С. 67–71.
  6. Новиков, В. С. Психофизиологическая оценка острого физического утомления / В. С. Новиков, А. А. Благинин, Е. Б. Шустов, В. Ю. Чепрасов, М. Ю. Бахтин, В. О. Гуменюк // Физиология человека. 1995. № 2. С. 37.
  7. Соловьев, А. В. Особенности реагирования гипоталамо-гипофизарно надпочечниковой системы у людей с различной устойчивостью к знакопеременным ускорениям / А. В. Соловьев, Л. Г. Буйнов, Л. А. Сорокина // Российская оториноларингология. 2014. № 6. С. 82–85.
  8. Соловьев, А. В. Роль психофизиологической адаптации человека в профессиональном отборе лиц, подвергающихся ускорениям Кориолиса / А. В. Соловьев, Л. Г. Буйнов, Л. А. Сорокина // Российская оториноларингология. 2014. № 5 (72). С. 67–73.
  9. Сорокина, Л. А. Практика повышения результативности процесса обучения с использованием фармакологических препаратов / Л. А. Сорокина // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. 2015. № 178. С. 157–160.
  10. Сухоруков, В. Д. Педагогическая профилактика аддиктивного поведения / В. Д. Сухоруков, А. Е. Бойков, И. Л. Горбунова // Здоровьесберегающее образование. 2013. № 1 (29). С. 60–63.

Источник

Adblock
detector