Формирование культуры здоровья у детей раннего возраста
консультация (младшая группа) по теме
Формирование культуры здоровья у детей раннего возраста
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
bachurina.docx | 22.47 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение – детский сад «Тополёк» с. Александровка
Советского района Саратовской области.
Консультация для родителей
« Формирование культуры здоровья у детей раннего возраста»
Воспитатель: Бачурина Н.Н..
Формирование культуры здоровья у детей раннего возраста.
Одним из важнейших условий воспитания здорового поколения является культура здоровья человека, привитая с раннего детства. В современных условиях всё ускоряющегося темпа жизни и возрастания напряженности социальных отношений здоровье становится одним из основных условий успешности любого человека. Все понимают, насколько важно, начиная с самого раннего возраставоспитывать в детях активное отношение к собственному здоровью, формировать культуру здоровья, включающую в себя различные аспекты бытия человека, поскольку, чему бы ребёнок ни научился в детстве, он проносит это через всю жизнь. Дошкольный возраст считают наиболее важным для физического и умственного развития ребенка. В этот период закладываются основы его здоровья, формируютсяглавные черты характера. Как укрепить и сохранить здоровье наших детей, каким образом способствовать формированию физической культуры ребенка, как привить навыки здорового образа жизни, когда это надо начинать? Эти и многие другие вопросы актуальны и волнуют нас, дошкольных работников.
Главная задача дошкольных учреждений – выработать у детей разумное отношение к своему организму, привить необходимые санитарно-гигиенические навыки, научиться вести здоровый образ жизни с раннего детства. Для того, чтобы эта работа стала инструментом оздоровления, она должна приносить удовлетворение. Алгоритм формирования потребности здорового образа жизни для ребёнка таков: от удовольствия — к привычке, от привычки — к потребности. В любых оздоровительных практиках нельзя идти через принуждение, иначе получим обратный результат. Надо, что бы ребенок захотел это сделать, глядя на увлеченность, радость и удовольствие других детей и воспитателя. Поэтому так важно, что бы среди детей как можно чаще звучал смех. Радостное состояние — естественное состояние здорового ребенка.
Воспитание потребности в здоровом образе жизни у детей 2-3 лет осуществляю по следующим направлениям:
1. Привитие культурно-гигиенических навыков.
Проблема формирования культурно-гигиенических навыков у детей раннего возраста является одной из самых актуальных. Насколько она изначально спланирована и организована, зависит, будет ли она способствовать укреплению здоровья, физическому и психическому развитию, а также воспитанию культуры поведения.
Для достижения эффективности формирования культурно-гигиенических навыков использую разные формы организации: дидактические игры, игры-упражнения, беседы, чтение художественно литературы, наблюдения, рассматривание иллюстраций, рассказывание, заучивание, сюжетно-ролевые игры.
2. Обучение уходу за своим телом, навыкам оказания элементарной помощи. Важно, чтобы малыш усвоил, что в его теле нет органов ненужных, что обо всех частях тела надо постоянно заботиться и содержать в чистоте.
Необходимо приучить ребенка пользоваться только индивидуальной своей расческой, своим носовым платком, своим полотенцем и т. д.
3. Формирование представлений о том, что полезно и что вредно для
здоровья. Особое внимание обращаю и на значимость для организма сна, прогулки, принятия пищи и других режимных моментов.
4. Формирование привычки к ежедневным физическим упражнениям.
Одним из показателей здорового образа жизни является двигательная активность, т. е. отношение человека к движениям, к физическим упражнениям, к использованию их в повседневной жизни. Для решения этой задачи разработан двигательный режим и организована двигательная среда в группе.
5. Формирование потребности семьи (родителей) ребенка в здоровом
образе жизнедеятельности и значение личного примера в укреплении и сохранении здоровья.
Хотелось бы поподробнее остановиться на содержании культурно-гигиенических навыков детей ясельной и младшей групп.
Формирование культурно–гигиенических навыков – процесс длительный, в связи с этим одни и те же задачи могут многократно повторяться. Воспитание навыков осуществляется приемами прямого воздействия, упражнения, т. е. путем научения, приучения, поэтому воспитание культурно – гигиенических навыков необходимо планировать в режиме дня.
С первых дней жизни при формировании культурно–гигиенических навыков идет не простое усвоение правил, норм поведения, а чрезвычайно важный процесс социализации, очеловечивания малыша, «вхождения» его в мир взрослых. Психическое развитие – процесс неравномерный, его линии идут не одновременно, есть периоды наиболее быстрого развития тех или иных функций, психических качеств. Эти периоды называются сенситивными – наиболее благоприятными для развития. Для начального формирования культурно – гигиенических навыков сенситивный период приходится на раннее детство.
Режим дня, в формировании культурно–гигиенических навыков, имеет большое значение. Режим дня — это четкий распорядок жизни в течение суток. Включаясь в режим дня, выполняя бытовые процессы, ребенок осваивает серию культурно–гигиенических навыков. Эти навыки одна из составляющих культуры поведения в быту. Навык, ставший потребностью – это привычка. Навык умываться позволяет ребенку делать это ловко и быстро, а привычка умываться побуждает его делать это охотно и без принуждения. По мере усвоения культурно–гигиенические навыки обобщаются, отрываются от соответствующего им предмета и переносятся в игровую, воображаемую ситуацию, тем самым влияя на становление нового вида деятельности – игры.
Выполняя санитарно-гигиенические процедуры, малыш осознает самого себя. У него формируется представление о собственном теле. При одевании и умывании, ребенок, рассматривая свое отражение в зеркале, приходит к пониманию некоторых изменений, происходящих в нем самом в ходе бытового процесса: лицо из грязного превратилось в чистое, волосы из растрепанных стали красиво причесанными, ножки обулись в сапожки, на ручки надели рукавички. Ребенок начинает контролировать свой внешний вид: обращает внимание на грязные руки, замечает неполадки в одежде, просит взрослого помочь привести себя в порядок, у малыша формируетсяпотребность в чистоте и опрятности. То есть действия, их составляющие, совершенствуются сами собой, изменяют самого себя, а не предмет. Поэтому они формируют у малыша представление о собственном теле. Обуваясь, малыш рассматривает свои ножки, надевая перчатки – ручки, завязывая бантик или шарфик – свое лицо. При одевании, умывании ребенок видит свое отражение в зеркале, замечает происходящие в нем изменения.
Культурно-гигиенические навыки совпадают еще с одной линией психического развития – развитием воли.
Малыш еще ничего не умеет делать. Поэтому всякое действие дается с большим трудом. И не всегда хочется доводить начатое дело до конца, особенно если ничего не получается. Если взрослые спешат прийти на помощь ребенку при малейшем затруднении, освободить его от необходимости прилагать усилия, то очень быстро у него сформируется пассивная позиция: «застегните», «завяжите», «оденьте».
С возрастом по мере овладения культурно – гигиеническими навыками малыш осознает правила поведения, которые их определяют. И такие правила начинают регулировать действия ребенка, управлять ими. То есть поведение ребенка становится произвольным. Он сдерживает свои непосредственные чувства и стремления, подчиняет свои действия ранее поставленной цели, может отказаться от желаемого, если этого требует общественное правило поведения.
Т аким образом, освоение культурно – гигиенических навыков связано с этическим развитием дошкольника.
Воспитание у детей навыков личной и общественной гигиены играет важнейшую роль в охране их здоровья, способствует правильному поведению в быту, в общественных местах. В конечном счете, от знания и выполнения детьми необходимых гигиенических правил и норм поведения зависит не только их здоровье, но и здоровье других детей и взрослых.
В процессе повседневной работы с детьми необходимо стремиться к тому, чтобы выполнение правил личной гигиены стало для них естественным, а гигиенические навыки с возрастом постоянно совершенствовались. В начале детей приучают к выполнению элементарных правил: мыть руки перед едой, после пользования туалетом, игры, прогулки и т. д. Формирование навыков личной гигиены предполагает и умение детей быть всегда опрятными, замечать неполадки в своей одежде, самостоятельно или с помощью взрослых их устранять. Гигиеническое воспитание и обучение неразрывно связано с воспитанием культурного поведения. Все сведения по гигиене прививаются детям в повседневной жизни в процессе разнообразных видов деятельности и отдыха, т. е. в каждом компоненте режима можно найти благоприятный момент для гигиенического воспитания.
Для эффективного гигиенического воспитания дошкольников большое значение имеет и внешний вид окружающих и взрослых. Нужно постоянно помнить о том, что дети в этом возрасте очень наблюдательны и склонны к подражанию, поэтому воспитатель должен быть для них образцом.
Надо помнить еще одну важную особенность формирования навыков культурного поведения у малышей: по мере овладения новыми действиями детям хочется неоднократно их повторять. Иными словами, малыши превращают эти действия в игру. Воспитатель, видя это, включается в игру и направляет действия ребенка на закрепление навыка. Повторяя, таким образом, приемы правильных действий, маленькие дети начинают более тщательно их выполнять. Прежде всего, следует запомнить: на начальном этапе усвоения навыка торопить детей ни в коем случае нельзя, надо дать им возможность спокойно выполнять осваиваемые действия. Подобная обстановка позволит сохранить у них положительно-эмоциональный настрой. Однако, необходимость укладываться в отведенное для режимных процессов время, остается. Поэтому надо умело направить усилие детей на более целеустремленные действия.
Другой, также весьма эффективный способ – использование игр. При удовлетворении появившегося интереса ребенка к новым для него действиям, при неоднократном их выполнении, навык становится прочным. Для укрепления навыка следует также использовать поощрение малыша за удачно выполненное задание. Если в начале усилия детей постоянно поощряются и оцениваются положительно, то в дальнейшем надо относиться, как должному явлению, оценивать только качество действий.
Для детей дошкольного возраста большое значение имело осознание значения культурно-гигиенических навыков, им нужно было сообщать элементарные знания о рациональных правилах личной гигиены, её значение для каждого и для окружающих, воспитывать соответствующее отношение к гигиеническим процедурам. Всё это способствовало прочности и гибкости навыков, а это очень важно для создания стойких привычек.
Для привития культурно-гигиенических навыков мною применяется показ, пример, объяснение, пояснение, поощрение, беседы, упражнения в действиях. Широко используются, в младшем дошкольном возрасте, игровые приёмы: дидактические игры, потешки, стихотворения.
Показ сопровождается пояснением. Показ любого действия давался таким образом, чтобы были выделены отдельные операции — сначала наиболее существенные, а затем дополнительные. Операции идут в строгом порядке с небольшим интервалом (не более 5-10 секунд, в противном случае не вырабатывается динамический стереотип. Показ действия малышам обязательно сопровождается проговариванием («Теперь возьмём полотенце и вытрем каждый пальчик»). Затем я действую вместе с малышом, выполняя сопряженные действия. Например, беру его руки в свои, намыливаю и подставляю под струю воды. Так у ребенка складывается сенсомоторный образ действия, а также образ составляющих действие операций и условий, в которых оно протекает. Постепенно мы предоставляем малышу большую самостоятельность, контролируя выполнение операций и результат, а затем только результат. При формировании навыков ребенок учится удерживать цель деятельности, не отвлекаться.
Одним из ведущих приёмов во всех возрастных группах является повторение действий, упражнение, без этого навык не может быть сформирован. На первых порах формирования навыка следует проверить, как выполнены отдельные действия или задание в целом, например, попросить перед мытьём: «Покажите, как вы засучили рукава» или после мытья посмотреть, насколько чисто и сухо вытерты руки. Хорошей формой упражнения в освоении культурно-гигиенических навыков являются дидактические игры.
Особая роль в воспитании культурно – гигиенических навыков принадлежит игровым приемам. Используя их, воспитатель закрепляет у детей навыки, которые вырабатываются в повседневной жизни.
В заключении хочу сказать, что я уверена в необходимости именно с раннего возраста приобщать ребенка к здоровому образу жизни, формированию навыков охраны личного здоровья и бережного отношения к здоровью окружающих.
Источник
План по самообразованию «Формирование культуры здоровья у детей раннего возраста»
Ольга Ефремова
План по самообразованию «Формирование культуры здоровья у детей раннего возраста»
Тема: «Формирование культуры здоровья у детей раннего возраста».
Цель: повысить профессиональную компетентность в формирование основ здорового образа жизни у детей 2-3 лет.
Задачи: — повысить собственный уровень знаний путем изучения методической литературы
-пополнить «Физкультурно-оздоровительный центр» нетрадиционными пособиями и оборудованием, картотекой подвижных игр и оздоровительных упражнений.
— повысить педагогическое мастерство в использовании здоровьесберегающих технологий
— подготовить консультацию для педагогов
— формировать представления детей о здоровье, особенностях его сохранения и укрепления.
-развивать культурно-гигиенические навыки и навыки самообслуживания; познавательный интерес; творческие способности.
— обогащать двигательный опыт детей; вызвать желание заботиться о своем здоровье.
— повысить компетентность родителей по вопросам сохранения и укрепления здоровья детей.
Оформление папки передвижки.Тема: «Основы воспитания культуры здоровья у детей дошкольного возраста»(ноябрь)
Провести мастер-класс для педагогов по теме: «Дорожка здоровья своими руками» (январь)
Сборник консультаций для родителей.Тема : «Здоровый ребёнок – счастливая семья» (февраль)
Отчёт о проделанной работе за учебный год. Выступление на педсовете ДОУ (май)
1 С. Н. Теплюк «Занятия на прогулке с малышами. – Мозаика-Синтез, Москва 2010.
2 Алямовская В. Г. Как воспитать здорового ребенка-М. ,1993.
3 Здоровьесберегающее пространство дошкольного образовательного учреждения под. ред. Н. И, Крылова. -В. : Изд. «Учитель», 2009.
4 Степаненкова Э. Я. Сборник подвижных игр-М., – Мозаика-Синтез, 2015
Социальная сеть работников образования nsportal.ru.
1 этап – организационно – ознакомительный
-Изучение и конспектирование специальной методической литературы,
газетных и журнальных статей, материалов из опыта работы, интернет-ресурсов.
— Составление списка литературы.
— Разработка практического материала по теме самообразования (план, картотеки, конспекты, рекомендации).
2 этап – основный
План мероприятий по самообразованию
Месяц Работа с детьми Работа с педагогами Работа с родителями
Сентябрь Анализ двигательной активности детей в группе.
Изучить опыт работы педагогов ДОУ по данной теме.
Анкетирование родителей на тему «Определение уровня знаний о здоровом образе жизни».
Октябрь Изготовление картотеки подвижных игр. Организация выставки поделок из овощей «Осенняя фантазия»
Ноябрь Внедрение в режим двигательной активности новых игровых заданий. Консультация для педагогов «Основы воспитания культуры здоровья у детей дошкольного возраста».
Привлечение родителей к изготовлению массажных ковриков.
Декабрь Рассматривание демонстрационного материала на тему «Здоровье»
. Информационный стенд «Прогулка зимой с пользой для здоровья».
Январь Создание картотеки
«Оздоровительные упражнения»
Провести мастер-класс для педагогов по теме: «Дорожка здоровья своими руками»
Рисование на тему: Мы за здоровый образ жизни«
Февраль «Приобщение детей к здоровому образу жизни через создание предметно развивающей среды».
Оформление консультации
«:Здоровый ребёнок– счастливая семья»» в родительском уголке.
Март Просмотр серии видеосюжетов на тему «Азбука здоровья».
. Показ презентации «Использование нестандартного физкультурного оборудования в ДОУ как эффективного средства приобщения детей дошкольного возраста к здоровому образу жизни»
Разработка методических рекомендаций по теме: «Методика проведения и использование дидактических игр». Спортивное развлечение «В стране Здоровья»
Апрель Заучивание стихов, песенок, потешек по данной теме. Организация фотовыставки «С физкультурой мы дружны, нам болезни не страшны»
Май Подбор атрибутов к сюжетно-ролевой игре «Магазин», «Больница». Совместная игра. Подготовка и представление отчета о проделанной за год работе на педсовете.
Акция «Изготовь спортивное оборудование из неоформленного материала».
3 этап – заключительный
— публикации статей в средствах массовой информации;
— обобщение из опыта работы;
— отчет на педсоветах;
— проведение мастер-класса для педагогов;
— оформление выставки самодельных массажных ковриков
План по самообразованию «Формирование познавательной активности детей средней группы через развитие сенсорной культуры» «Формирование познавательной активности детей в средней группе через развитие сенсорной культуры»Сентябрь Содержание деятельности: Совершенствовать.
Формирование культуры здоровья у детей раннего возраста. Одним из важнейших условий воспитания здорового поколения является культура здоровья человека, привитая с раннего детства. В современных.
Отчёт по самообразованию «Сенсорное развитие детей раннего возраста» Видео В 2014-2015 учебном году я продолжила тему по самообразованию: «Сенсорное развитие детей раннего возраста». Развитие сенсорных способностей.
Отчет по самообразованию «Формирование культуры безопасного поведения у дошкольников в окружающей среде» Тема моего самообразования — «Формирование культуры безопасного поведения у дошкольников в окружающей среде» (основы ОБЖ). Эта тема выбрана.
Отчет по самообразованию «Формирование экологической культуры у дошкольников» Наблюдая за детьми, я заметила снижение у них познавательного интереса к окружающему миру: дети не умеют задавать вопросы, осуществлять.
План по самообразованию «Формирование сенсорной культуры во второй младшей группе» Тема: «Формирование сенсорной культуры у детей младшего дошкольного возраста, посредством дидактических игр»Актуальность: Ранний и младший.
План по самообразованию «Воспитание звуковой культуры речи в старшей группе» План по самообразованию на 2015-2016 учебный год. Воспитателя старшей группы №4 Кормителевой Лорэны Эдуардовны. Тема: «Воспитание звуковой.
План работы по самообразованию «Художественная литература как средство формирования культуры поведения дошкольников» Культура поведения — это неотъемлемая часть мировой цивилизации, составная часть общей культуры человечества. Я считаю, что проблема воспитания.
План работы по самообразованию в группе раннего возраста План работы по самообразованию Воспитатель – Калинина Светлана Валерьевна Группа раннего возраста МБДОУ «Детский сад» №130 Тема: «Развитие.
Источник