Консультация тифлопедагога для родителей на тему: «Развитие мимики и пантомимики в формировании навыков коммуникативной деятельности детей с ограниченными возможностями здоровья (с нарушением зрения)».
консультация
Особо актуальна проблема общения, а именно её невербальная форма, в жизни детей с нарушением зрения. Тифлопсихология отмечает у таких детей закономерные изменения в сфере эмоциональных внешних проявлений, связанных с нарушением функций зрения. Дети с нарушением зрения резко ограничены или лишены возможности овладевать неречевыми средствами коммуникации по зрительному подражанию. Все выразительные движения этих детей, жесты, пантомимика весьма ослаблены, упрощены и смазаны, а мимика лица маловыразительна.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_tiflopedagoga_dlya_roditeley_na_temu_razvitie_mimiki_i_pantomimiki_v_formirovanii_navykov_kommunikativnoy_deyatelnosti_detey_s_ogranichennymi_vozmozhnostyami_zdorovya_s_narusheniem_zreniya.docx | 18.87 КБ |
Предварительный просмотр:
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ «ШКОЛА № 1375»
Структурное Подразделение №5
Консультация для родителей
Развитие мимики и пантомимики в формировании навыков коммуникативной деятельности детей с ограниченными возможностями здоровья (с нарушением зрения)
Подготовила и провела: тифлопедагог Никишина Л.Г.
В последние годы происходит активное реформирование системы образования: появляются новые программы воспитания и обучения, разрабатываются оригинальные методические материалы. На фоне этих прогрессивных изменений развитию эмоциональной сферы ребёнка, формированию компонентов коммуникативной деятельности – неречевым средствам общения и умению организовать своё общение с другими детьми не всегда уделяется достаточное внимание.
Особо актуальна проблема общения, а именно её невербальная форма, в жизни детей с нарушением зрения. Тифлопсихология отмечает у таких детей закономерные изменения в сфере эмоциональных внешних проявлений, связанных с нарушением функций зрения. Дети с нарушением зрения резко ограничены или лишены возможности овладевать неречевыми средствами коммуникации по зрительному подражанию. Все выразительные движения этих детей, жесты, пантомимика весьма ослаблены, упрощены и смазаны, а мимика лица маловыразительна. У некоторых детей плохо развита общая моторика, присутствуют навязчивые движения, такие как покачивания головой, телом, руками. Всё это свидетельствует о том, что дети с нарушением зрения нуждаются в специальной коррекции и специальном формировании неречевых средств общения, причём эта работа должна начинаться как можно раньше и проводиться систематически.
Коррекционная работа по формированию неречевых средств общения является для детей с патологией зрения основным источником познания значения и способов общения с помощью выразительных движений. Поэтому для слабовидящих детей необходимы специальные коррекционные занятия по развитию мимики и пантомимики. Особое значение для организации таких занятий имеют:
— индивидуальный и дифференцированный подход к обучению, учитывающий особенности развития каждого ребёнка;
— комплексный подход к восприятию (следует стимулировать все действующие сенсорные системы);
— психодинамическая разгрузка (чередование фаз психической нагрузки и двигательной активности).
На этих занятиях дети обучаются азбуке выражения эмоций — выразительным движениям. Выразительное движение не только отражает сформированное внутреннее переживание, но и, само по себе, способствует его формированию. Словесное выражение своих чувств детьми на занятиях поощряется педагогом, ведь назвать — значит более или менее понять. Восприятие внешнего выражения эмоций возбуждает ответные эмоциональные переживания у людей и играет важную роль в человеческом общении.
Невербальное общение формируется как «побочный результат» развития образно-пластического творчества. Это происходит благодаря тому, что учебные и творческие задания построены в виде игровых сюжетных ситуаций; в них разнохарактерные персонажи взаимодействуют друг с другом, а в качестве средств передачи их взаимоотношений, переживаний, используются жесты, выразительная пластика тела. В подобных заданиях дети, по сути, осваивают различные модели общения; это помогает им в повседневной жизни быть более контактными, восприимчивыми к эмоциональным проявлениям окружающих людей.
Обучение выразительным движениям в нашей школе проводится на специальных коррекционных занятиях, продолжительностью 20-25 минут, один раз в неделю. Форма проведения занятий различна в зависимости от поставленных задач. Занятия проводятся педагогом-дефектологом, владеющим программным материалом и являющимся своеобразным эталоном выразительных движений (мимики и пантомимики).
При обучении мимическому воспроизведению различных эмоциональных состояний в начале вводятся положительные эмоции (радость, удовольствие, любовь, удивление), потому что они, как правило, распознаются легче, чем отрицательные (печаль, гнев, отвращение). Важно правильно организовывать наблюдение выразительных движений лица и тела с помощью всех сохранных анализаторов. В качестве наглядных пособий могут выступать адаптированные картинки (рельефные для слепых, оконтуренные и хорошо раскрашенные для слабовидящих, а также муляжи, барельефы, рельефы, маски) и сам педагог.
При изучении мимических выражений эмоциональных состояний брови, глаза, рот, морщинки на барельефе или маске лица должны быть чётко выделены, чтобы слабовидящие дети могли воспринимать лицо не только осязательным, но и зрительным способом. Обследование обязательно должно сопровождаться словесным описанием (брови приподняты, глаза и рот широко раскрыты и округлены и т.д.).
Знакомя детей с жестами и позами, необходимо использовать приём сопряженных действий, который помогает детям правильно принять нужную позу. Все жесты, позы, выражения лица, с которыми педагог знакомит детей, необходимо четко выражать словами.
Немаловажную роль в разучивании выразительных движений детьми играет театрализация. Прием театрализации помогает детям с нарушениями зрения оставить свои привычные специфические (стереотипные) движения, жесты, что невыгодно их отличает от нормальновидящих, и усваивать общепринятые манеры, постановку головы, движение рук, позы.
Правильное соотношение между усвоением новых движений в специальных упражнениях и их развитием в подвижных и творческих играх составляет одну из основных задач организации коррекционной работы по формированию неречевых средств общения.
Прежде чем разученные выразительные движения ребенок сможет включать в практическую деятельность, они должны пройти определенный путь упражнений и усовершенствования в игровой деятельности. В игре развиваются как сами эмоции, так и способы их выражения.
Активность каждого ребенка побуждается подвижными играми соревновательного характера. Они вызывают у детей здоровое эмоциональное возбуждение. Отработанные в ходе подвижных игр-соревнований выразительные движения отличаются большей устойчивостью. Полученные знания, умения, навыки требуют систематического подкрепления, которое целесообразно осуществлять как на предметных уроках, так и на воспитательных мероприятиях.
Таким образом, дети, прошедшие цикл занятий по развитию мимики и пантомимики, лучше адаптируются в коллективе сверстников. В процессе занятий у них формируется эмоциональная открытость, доброжелательность. Они легче выражают свои чувства, и лучше умеют понимать чувства других. В результате им становится проще общаться со сверстниками, что очень важно для нормального развития и эмоционального здоровья слепых и слабовидящих детей.
Игровые упражнения по развитию мимики
• “Съели кислый лимон” (дети морщатся).
• “Рассердились на драчуна” (сдвигают брови).
• “Встретили знакомую девочку” (улыбаются).
• “Испугались забияку” (приподнимают брови, широко открывают глаза, приоткрывают рот).
• “Удивились” (приподнимают брови, широко открывают глаза).
• “Обиделись” (опускают уголки губ).
• “Умеем лукавить” (моргают то правым глазом, то левым).
Игровые упражнения по обучению жестам
• Покажите высокого мальчика, “низкого”; там, вверх, вниз, вокруг; я, ты, мы; маленького комарика; медведя.
Игровые упражнения по развитию пантомимики
• “Расцвели, как цветы”.
•“Завяли, как травка”.
•“Полетим, как птицы”.
•“Идет медведь по лесу”.
• “Крадется волк за зайцем”.
1. Денискина В.З. Формирование неречевых средств общения у детей с нарушением зрения: методические рекомендации/ В.З. Денискина. – Верхняя Пышма, 1997. – 22с.
1. Феоктистова В.А. Развитие навыков общения у слабовидящих детей/ В.А. Феоктистова. – СПб.: Речь, 2005. – 128 с.: ил.
2. Воронцова Л.М. Упражнения, игры, этюды для коррекционных занятий по мимике и пантомимике [Электронный ресурс]: Методическое пособие/ Институт повышения квалификации и переподготовки работников образования Курганской области. — Курган, 2008.- 63с. –
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
В статье описывается, как можно формировать коммуникативные функции на прогулках у воспитанников с ОВЗ в услових школы-интерната.
Рекомендации родителям детей с ограниченными возможностями здоровья по теме: » Развитие мелкой моторики рук и улучшение координации движений, посредством занятий рисованием, лепкой, аппликацией.
В статье раскрывается понятие «коммуникативные качества», представлены направления социально-коммуникативного развития в соответствии с ФГОС ДО, особенности коммуникации детей с ОВЗ; рассматриваются м.
Дети с ограниченными возможностями здоровья нуждаются в социальной реабилитации, основная цель которой успешная социализация и интеграция в общество. Важнейшей проблемой стало обеспечение услови.
Перед педагогами нашей школы стоит задача сформировать у детей с ограниченными возможностями здоровья навыки и умения необходимые им в быту. В связи с этим на первое место встает проблема освоение нав.
Источник
Развитие коммуникативных качеств детей с ограниченными возможностями здоровья
статья на тему
В статье раскрывается понятие «коммуникативные качества», представлены направления социально-коммуникативного развития в соответствии с ФГОС ДО, особенности коммуникации детей с ОВЗ; рассматриваются методы развития коммуникативных качеств через игру, беседы и творческую деятельность.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie_kommunikativnyh_kachestv_detey_s_ovz.doc | 36 КБ |
Предварительный просмотр:
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ГОРОДА МОСКВЫ «ГИМНАЗИЯ №1637»
111401, г. Москва, ул. 3-я Владимирская, д.12А тел.(495) 672-02-35
РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ КАЧЕСТВ
ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
«Умение ребёнка позитивно общаться позволяет
ему комфортно жить в обществе людей…»
Выготский Л.С.
Проблема развития коммуникативных качеств дошкольников с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) всегда была в центре внимания отечественных педагогов. Общение выступает в качестве одного из основных условий развития ребенка, формирования его личности, наконец, ведущего вида человеческой деятельности, направленного на познание и оценку самого себя. В современном обществе коммуникативной сфере ребенка уделяется значительно меньше внимания, чем интеллектуальному развитию. Дети стали меньше общаться со сверстниками и со взрослыми, все больше времени проводят у экранов компьютеров и планшетов.
Поэтому в первую очередь мы, педагоги, и конечно родители должны помочь детям научиться общаться, приобрести необходимые для этого качества.
Коммуникативные качества — это те качества личности, которые помогают ориентироваться в различных ситуациях общения. Они не являются чем-то врожденным, их можно и нужно развивать, особенно у детей с ОВЗ.
Итак, что же это за качества:
— желание вступать в контакт с окружающими, пользоваться правильной речью для выражения своих мыслей
— знание норм и правил, которым необходимо следовать в процессе общения с окружающими
— умение организовывать общение и слушать собеседника
— умение эмоционально сопереживать, разрешать конфликтные ситуации
Все эти качества должны развиваться комплексно, чтобы в итоге дети могли гармонично вписаться в любой коллектив и чувствовать себя полноправными членами общества.
Направления социально-коммуникативного развития в соответствии с ФГОС дошкольного образования (2.6.)
«. Социально-коммуникативное развитие направлено на
— усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности;
— развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками;
— становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий;
— развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в Организации;
— формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества;
— формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе».
« Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования:
… ребенок активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх. Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты» (4.6.).
Дети с ОВЗ — это особая группа детей, которые имеют физические и (или) психические недостатки, препятствующие их нормальному развитию.
Особенности коммуникации детей с ОВЗ:
— снижение потребности в общении, большинство детей с трудом вступают в контакт со сверстниками и взрослыми;
— речевые недостатки (нарушения звукопроизношения, лексико-грамматического строя и трудности построения связного высказывания) мешают правильному выражению мыслей;
— нежелание вступать в контакт;
— трудности понимания обращенной речи;
— часто ребенок не знает, как подойти попросить, что сказать (дома часто его потребности угадываются родителями до того, как он о чем-то попросит);
— замена обращения к другим за помощью многократным повторением «безадресного» сообщения о своей потребности;
— трудности в употреблении невербальных средств общения — выразительных движений, мимики, жестов;
— при нарушениях зрения наблюдается также затрудненное восприятие неречевых средств, дети не видят реакцию собеседника (они не видят и не понимают улыбку, одобрение);
— некоторые дети неактивны в ходе диалога со взрослым, ограничиваются невербальным или односложным ответом;
— другие наоборот импульсивны, многословны, невнимательны к словам собеседника.
Как развивать коммуникативные качества детей?
Основным условием преодоления трудностей в общении является включение ребенка в различные виды совместной деятельности со взрослыми и детьми:
1) в игровой деятельности (дидактические, сюжетно-ролевые игры, подвижные игры, театрализованные игры)
2) через беседы, обсуждения литературных произведений
3) в творческой деятельности
1) Словесные дидактические игры являются одним из важных средств формирования и развития диалогической речи. В ходе таких игр дети решают разнообразные мыслительные речевые задачи: описывают предмет, отгадывают по описанию, группируют предметы, учатся строить диалог с педагогом и друг с другом. В таких играх развиваются не только психические процессы, но и умение договариваться, умение бесконфликтно убеждать и доказывать свою точку зрения.
Общими задачами развития коммуникативных навыков в процессе сюжетно-ролевой игры являются следующие:
1. Обучать детей формированию диалогической речи как средству коммуникации, используя схемы, модели, картинные планы.
2. Формировать культуру общения, практически использовать формулы речевого этикета.
3. Учить задавать вопросы и отвечать на них в краткой и полной форме.
4. Обучать слушать и слышать собеседника, поддерживать тему разговора.
5. Учить рассуждать, аргументировать, выражать свои чувства.
6. Учить контролировать себя и друг друга во время речевого общения.
7. Развивать фантазию, речевую активность, эмоциональное состояние детей.
8. Формировать социально-нравственные отношения детей друг с другом и с взрослыми.
9. Обучать анализировать и оценивать поведение детей, литературных персонажей, сказочных героев.
10. Воспитывать интерес к окружающим людям, удовлетворять потребность детей в общении.
11. Формировать адекватное поведение в обществе, способствовать наиболее полному развитию личности ребенка и подготовки его к жизни.
12. Расширять общий кругозор детей
Театрализованные игры развивает эмоциональную сферу ребенка, заставляет сочувствовать персонажам, сопереживать им. Кроме того, такие игры позволяют ребенку решать свои проблемные ситуации от лица персонажа, помогают преодолевать застенчивость, робость, неуверенность в себе.
В процессе работы над выразительностью реплик персонажей активизируется и пополняется словарь ребенка, совершенствуется звуковая сторона речи. Новая роль, особенно диалог персонажей, ставит ребенка перед необходимостью ясно и четко изъясняться.
Любые игры соревновательного характера (например, эстафеты) учат ребенка работать в команде, сотрудничать с другими людьми для достижения общей цели. Кроме того, поскольку в таких играх подразумевается победа или поражение, это хорошая тренировка для контроля своих эмоций: победитель должен вести себя тактично, а проигравший достойно принимать поражение.
2) Детей полезно приучать к слушанию сказок, рассказов из детских книг и обсуждению их содержания. Беседуя по материалам прочитанного, важно показать ребенку, что ситуации, которые описаны в книге, имеют место и в жизни детей. При этом взрослый должен высказать свое отношение к конфликтам и событиям, которые имели место в группе детей на занятиях.
Кроме того, сочинение сказок детьми по одной фразе (друг за другом) помогает научиться терпеливо слушать, не перебивая, улавливать сюжет, привносить новое и связно выражать свои мысли.
3) Развитию коммуникативных навыков также способствует и творческая деятельность (лепка, рисование, конструирование). В процессе такого рода деятельности обеспечивается возможность саморазвития ребенка, который свободно выбирает деятельность, отвечающую его способностям и интересам. При этом педагог для ребенка становится партнером, готовым откликнуться на любую просьбу о поддержке и помощи.
Хорошо влияет на развитие коммуникативных качеств дошкольника или младшего школьника общение с людьми разного возраста. Это позволяет ему освоить параллельно несколько шаблонов поведения: уважительное отношение к взрослым, подражание старшим и забота о детях младшего возраста, ответственность за них. Все это служит основой для дальнейшего встраивания человека в любой коллектив и общество в целом.
Необходимо развивать как вербальные, так и невербальные средства общения. Детям со зрительной патологией важно научиться самостоятельно и правильно использовать мимику, жесты и интонацию с целью:
— в своих действиях и поведении не выделяться среди нормально видящих;
— передавать адекватными речевыми и неречевыми средствами свое эмоциональное состояние.
Внимательное, заботливое отношение педагога к детям и регулярное использование разнообразных игр, дает положительные результаты и составляет основу правильного воспитания и полноценного развития детей. Очень важно работу по развитию коммуникативных качеств детей с ОВЗ продолжать в семье. Родителям наравне с педагогами необходимо тренировать коммуникативные умения своего ребенка и готовить его к полноценному взаимодействию с коллективом младшей школы.
1. Акатов Л.И. Социальная реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья. Психологические основы: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003.
2. Зорина С.С. Формирование коммуникативных умений у детей с нарушениями зрения. Специальное образование, №4, 2010.
3. Филичева Т.Б., Туманова Т.В., Елисеенкова О.М. Формирование коммуникации дошкольников с общим недоразвитием речи в игровой деятельности / Современные проблемы науки и образования, №3, 2014.
4. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Возникновение педагогического опыта связано с потребностью создать оптимальные условия для развития творческих способностей детей с ОВЗ, необходимого для их социализации и интеграции в общество. С каж.
Целью специального образования является введение в культуру ребенка, по разным причинам выпадающего из нее. В Концепции Специального Федерального государственного стандарта большое внимание удел.
В настоящее время образовательные учреждения для детей с ограниченными возможностями здоровья нуждаются в такой организации своей деятельности, которая обеспечила бы развитие индивидуальных спос.
В последние годы вопросы обучения детей с интеллектуальными нарушениями в большей степени, чем когда-либо, рассматриваются с позиций обучения практическим умениям, формирования у детей жизненной ком.
Инклюзия в дополнительном образовании.
Особо актуальна проблема общения, а именно её невербальная форма, в жизни детей с нарушением зрения. Тифлопсихология отмечает у таких детей закономерные изменения в сфере эмоциональных внешних проявле.
Даная статья позволит коллегам разобраться в применении методик развития коммуникативных способностей обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.
Источник