Формирование физического здоровья подростков
Физическое развитие подростка
Физическое развитие подростка
Кто такие подростки? Каковы особенности физического развития подростков? На что должны обратить внимание родители подростков? Давайте выясним это.
В подростковый возраст, который еще часто называют переходным возрастом, девочки вступают в 9-10 лет, а мальчики чуть позже – в 11-12 лет. Собственно подростками девочки являются примерно до 13 лет, а мальчики до 15, т.е. около трех лет. Но также подростками часто называют юношей или девушек, еще не достигших 16-18 лет, – возраста, когда завершается формирование пропорций тела, рост и окостенение скелета. В общей сложности период с 10-12 до 16-18 лет принято называть периодом полового созревания.
Что же происходит с организмом ребенка в подростковом возрасте?
Физическое развитие девочек и мальчиков происходит несколько разными темпами. До 13-14 лет девочки значительно опережают мальчиков в росте, весе, у них быстрее увеличивается грудная клетка, однако после 14 лет все показатели развития выше у мальчиков. К 14-15 годам и у мальчиков, и у девочек заканчивается формирование вторичных половых признаков.
В среднем за период полового созревания масса тела подростков увеличивается на 34 кг у юношей и 25 кг у девушек, рост – на 35 см и 25 см соответственно. За всеми этими внешними изменениями стоит напряженная деятельность всех органов и систем организма.
Формирование скелета, нервной, эндокринной, сердечно-сосудистой систем в подростковом возрасте еще продолжается. Отсюда характерная неуклюжесть и угловатость подростков, резкие перепады настроения, частые жалобы подростков на общую слабость или даже на сердце. Но это совершенно нормально, поскольку не все системы организма развиваются равномерно и, например, увеличение массы сердечной мышцы (миокарда) может немного отставать от увеличения общей массы тела подростка.
В среднем, в состоянии покоя пульс пятнадцатилетнего подростка равен 70 уд./мин. у мальчиков и 72 уд./мин. у девочек. Уже к 18 годам пульс подростка приближается к показателям взрослого человека: 62 уд./мин. у юношей и 70 уд./мин. у девушек. Артериальное давление у подростков семнадцати лет также приближается к «взрослым» показателям и составляет 120/65 и 115/60 у юношей и девушек соответственно.
Физическое развитие подростка оказывает огромное влияние также на его социальное и личностное развитие. Ведь акселерация, т.е. ускорение роста и развития подростков по сравнению с предыдущими поколениями, рождает определенные противоречия между физической и социальной зрелостью.
Например, ранее, в 30 — 40-е годы ХХ века, наступление половой зрелости совпадало с началом трудовой деятельности и самостоятельной жизни, а на сегодняшний день уже полностью физически и психически сформировавшиеся 17-18-летние юноши и девушки все еще остаются на положении детей.
Современные подростки редко занимаются физическим трудом или спортом, практически не выполняют никаких домашних обязанностей, не чувствуют ответственности за свои поступки. Отсюда: слабое здоровье, инфантильность, лень. Поэтому подросткам очень нужна помощь – помощь любящих и заботливых родителей, которые помогут им полноценно развиваться и войти во взрослую жизнь.
Источник
Физическое развитие и здоровье младших подростков
материал на тему
Особенности физического развития учащихся пятых классов. Значение физкультуры и спорта для укрепления их здоровья. Выполнение домашних заданий и ежедневный отдых детей на свежем воздухе. Обязательная утренняя зарядка. Подвижные игры. Занятия физкультурой — лучший вид отдыха в выходной день. Организация совместных с родителями прогулок и экскурсий. Вечерний отдых в семье. Гигиена органов дыхания. Вред табачного дыма и курения. Гигиена одежды, детской обуви. Закаливание. Правильный режим питания. Приобщение детей к систематическому занятию спортом.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
fizicheskoe_razvitie_i_zdorove_mladshih_podrostkov.doc | 92 КБ |
Предварительный просмотр:
ЗАБОТА РОДИТЕЛЕЙ О ФИЗИЧЕСКОМ РАЗВИТИИ
И ЗДОРОВЬЕ МЛАДШИХ ПОДРОСТКОВ
Здоровье и физическое состояние подростков вызывают серьезную тревогу. Среди выпускников школы лишь каждый пятый может считаться здоровым. За период обучения в школе число детей с нервно-психическими отклонениями и расстройствами увеличивается в 4 раза, близорукость возрастает в 10 раз, около 25-30 % детей, приходящих в 1-е классы, имеют те или иные отклонения в состоянии здоровья, а среди выпускников школ уже 70-80 % нельзя назвать абсолютно здоровыми. Результаты социологических опросов показывают, что в настоящее время на питание расходуется свыше 80 % средств семейного бюджета, а питание во многих семьях остается неудовлетворительным, особенно в семьях, находящихся за чертой бедности. Если в так называемые застойные годы 12 % детей имели превышение массы тела, то теперь обнаруживается обратная тенденция — уменьшение ее в сравнении с физиологическими нормами — Систематическое недоедание, ухудшение рациона питания отражаются на психическом и интеллектуальном развитии детей. По данным Министерства здравоохранения РФ у 30 % школьников отмечаются симптомы различных неврозов. Психологи фиксируют отход от возрастных норм памяти, внимания, мышления. Среди 15-летних мальчиков число отстающих по психофизиологическим показателям от своего паспортного возраста на 1—2 года составляет 30—36 %.
Сейчас, когда так стремительно возрастает темп жизни, когда неумолимо множится количество внешних раздражите лей — шум, обильный, перенасыщенный поток информации, перенаселенность больших городов, когда цивилизация на каждом шагу уготавливает для каждого из нас великое множество стрессовых ситуаций, — создание здорового образа жизни, мобилизующего природные резервы человеческого организма, становится главнейшей, насущной всеобщей нашей задачей.
И кто, как не родители, призван принять самое активное участие в решении этой проблемы. Кто, как не папы и мамы, дедушки и бабушки, пестующие своих детей и внуков с пеленок, может обеспечить для них рациональное питание, приобщить их к спорту, уберечь от вредных привычек, научить правилам гигиены и главное – настроить самих ребят так, чтобы они и без подсказок и напоминаний взрослых стремились жить разумно, правильно, не во вред, а на пользу своему здоровью, чтобы они отдавали себе отчет в том, что и сегодняшняя и вся их будущая взрослая жизнь, вся их профессиональная, общественная, семейная дееспособность будет зависеть от того, здоровы или нет их сердце, легкие, мозг, нервы и другие органы и ткани. Однако существует такое состояние, когда все органы и системы функционируют вроде бы нормально, но на них воздействуют сильные дополнительные нагрузки, которые, если не учитывать их, легко могут вывести организм из равновесия. Подростки находятся под влиянием таких дополнительных нагрузок в течение длительного времени. Ведь, по сути, все, что происходит с ребятами — физический рост, возрастные кризы, половое созревание и связанные с этим психологические реакции — является огромнейшими нагрузками. А если учесть, что все органы и системы юного организма еще очень хрупкие, не сформировавшиеся, можно представить, какие тяжелые последствия при неблагоприятном стечении обстоятельств могут вызвать эти нагрузки. Вот почему от родителей требуется столько предупредительности, душевной зоркости, терпеливости, такта по отношению к детям. В этом возрасте меняется физиологическая суть ребенка. Идет перестройка опорно-двигательного аппарата, увеличивается степень окостенения, нарастает мускульная сила. Усиливается и сосудистая сеть мышц, достигают полного развития чувствительные и двигательные окончания нервно-мышечного аппарата. У подростка усиленно развиваются грудная клетка и дыхательные мышцы. Растут легкие, увеличивается в объеме их поверхность, повышается жизненная емкость. Число дыхания в минуту снижается в подростковом возрасте в 2 раза. т. е. подросток дышит глубже и реже. Хотя ритмичность дыхания остается еще учащенной по сравнению с ритмом дыхания взрослого. Формируется тип дыхания: у мальчиков брюшной, у девочек грудной. Подростковый возраст — ответственная пора в становлении человеческого организма.
Верный способ повысить сопротивляемость детского организма различным заболеваниям, сдёлать его выносливым, крепким, сильным — правильное физическое воспитание. Систематические занятия физкультурой и спортом способствуют всестороннему физическому совершенствованию, укрепляют здоровье, увеличивают работоспособность, вызывают бодрое настроение, при котором учеба и любая работа лучше спорится. Многие из нас, взрослых, даже не представляют, какую огромную опасность представляет собой гиподинамия. Она отрицательно влияет буквально на все органы и системы организма. Снижается его устойчивость к простудным факторам и действию патогенных микроорганизмов. Люди, страдающие гиподинамией, простужаются в чаще, чем люди с нормальной активностью. Гиподинамия вызывает нарушение обмена веществ, способствует ожирению, которое само по себе неблагоприятно влияет на растущий организм. У детей, которые мало двигаются, чаше бывают травмы, излечиваются они труднее. Все родители хотят. чтобы их дети росли здоровыми, красивыми, счастливыми. Давайте поможем ребятам в этом. Последуем совету, который, не подозревая о масштабах гиподинамии в ХХ веке, назвал Жан-Жак Руссо, живший в ХVIII веке. «Чтобы сделать ребенка умным и рассудительным, — призывал великий французский мыслитель, — сделайте его крепким и здоровым: пусть он работает, действует, бегает, кричит, пусть он находится в постоянном движении». Но современные мамы и папы по себе знают, каково это — оттащить современного подростка от телевизора, перед которым он готов сидеть часами. Непросто доказать нынешним «телевизионным» мальчикам и девочкам, что смотреть все передачи подряд вредно; вот те, что предназначены специально для школьников, — пожалуйста, а потом лучше пойти погулять, побегать по двору с мячом. Но добиться этого — не такое уж и безнадежное, как порой кажется, дело. Хотя бы потому, что у взрослых есть верные союзники — сами ребята, в натуре которых от природы уже заложено огромное стремление к активности, и прежде всего двигательной. Потребность в движении воспитуема, но может быть загублена. Для поддержания нормальной двигательной активности школьник должен ежедневно делать 23-30 тысяч шагов. Наблюдения показывают, что выполняют половину
Чтоб ребенок развивался нормально, он должен неорганизованно заниматься любой физической нагрузкой не менее двух часов, организованно — один час ежедневно. А пульс его должен подниматься до тренирующего эффекта, а значит, не менее 140 ударов в минуту.
Приучить себя к ежедневной двигательной нагрузке нелегко даже взрослому. Ребенку тем более. Ему хочется сразу удивить мир своими спортивными достижениями. И вот тут, чтобы ребячий азарт не сменился слишком быстрым разочарованием, домашним очень важно убедить подростков в необходимости трезво, разумно рассчитать свои силы и возможности, стараться выбрать оптимальный минимум нагрузок, постепенно увеличивая их, добавляя одно упражнение в неделю. Помогите ребятам подобрать для начала те упражнения или спортивный снаряд, которые им больше всего по душе. А когда человеку нравится что-либо делать, тогда его не остановят никакие преграды, он легко будет преодолевать все новые и новые рубежи в спорте, сам порой не замечая, как это благотворно сказывается на развитии его личности. Детям до 12 лет можно предложить различные спортивные игры продолжительностью по 45 минут.
В Институте гигиены детей и подростков Министерства здравоохранения наблюдалась большая группа школьников (более 7 тыс, в возрасте от 10 до 16 лет), занимающихся в различных спортивных школах. Юные спортсмены еженедельно тренировались по 6-15 часов, в то время как обычные школьники занимались физкультурой лишь 2 часа в неделю. Эта разница в нагрузке не замедлила сказаться. Показатели роста, веса, окружности грудной клетки у юных спортсменов оказались намного лучше, чем у их «рядовых» сверстников. Более того, у физически тренированных детей повышается интенсивность и концентрируется внимание. Они отличаются лучшей памятью и работоспособностью. Однако все равно еще распространено ошибочное мнение, что спорт не обязателен, он только отвлекает школьников от учёбы. Родительская озабоченность успехами в учебе своих дочерей и сыновей достойна всяческого уважения. Только хотелось бы обратить внимание «антиспортивных» пап и мам, что они и сами, несомненно, знают немало юных спортсменов, которые и на стадионе показывают отличные результаты, и за школьной партой. Если нет возможности бегать трусцой, плавать, играть в футбол, поднимать тяжести, рекомендуется хотя бы не пользоваться лифтами и эскалаторами, а подниматься по лестницам пешком. Заниматься физкультурой желательно не раньше, чем через два часа после основной еды. Даже быстрая ходьба рекомендуется не раньше, чем через час после еды. После нагрузки хорошо принять ванну или теплый душ, но не холодный и не горячий. Именно в подростковом возрасте пора закладывать положительное отношение к двигательной активности. Для детей во многом является решающим пример родителей. Родители, занимающиеся физической культурой, объект для подражания.
Организовать правильное, эффективное физическое воспитание помогает режим дня. Для каждого ребенка должен быть свой распорядок, который зависит от возраста, индивидуальных особенностей детей, даже от распорядка дня родителей. Равномерное чередование работы и отдыха, т. е. правильный режим дня, необходимо для нормального физического роста школьника, для правильного развития его нервной системы.
Для школьников 5х классов врачи и педагоги рекомендуют следующий примерный режим дня.
Источник
Физическое воспитание современного подростка.
статья по физкультуре (8 класс)
Физическое воспитание современного подростка.
Преимущества регулярных тренировок.
Принципы физического воспитания.
Возрастные особенности детей среднего школьного возвраста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.docx | 21.06 КБ |
Предварительный просмотр:
Физическое воспитание современного подростка.
Эта тема интересна своей актуальностью. Сейчас наблюдаем, что все чаще подростки выбирают малоактивный образ жизни. Не работают в полную силу на уроках физической культурой, спортом не занимаются и в свободное время не знают чем заняться. В современном обществе подростки легко поддаются вредным привычкам. Наркомания , курение, алкоголизм- довольно частые проблемы для подростков в возрасте 14-16 лет. Меньше времени уделяется физическому воспитанию и двигательной активности.
Немного статистики наглядно показывает сложившуюся ситуацию
• В современной России за последние 10 лет почти в 7 раз повысились показатели финансирования спорта, значительна его пропаганда в средствах массовой информации (СМИ
• Доля детей, занимающихся в детских и подростковых клубах, снизилась почти на 10% Во многом это связано с тем, что основным фактором будущего благосостояния детей родители сегодня считают их интеллектуальное развитие, отмечая уровень физического развития как вторичный фактор и не уделяя внимания взаимозависимости этих показателей.
• Доля здоровых детей за последние 5 лет по данным Министерства здравоохранения РФ снизилась с 45% до 32% .
• 53% детей в России имеют ослабленное здоровье
• у 2/3 российских детей к 14 годам формируются хронические заболевания.
• Только 10% выпускников школ оцениваются специалистами как здоровые
• . Объём мышечной массы старших школьников снизился почти в 2 раза у мальчиков и в 1,5 раза — у девочек
• Острой и для России стала проблема ожирения подростков.
Преимущества регулярных тренировок.
В ряде исследований установлено, что у подростков, включенных в систематические занятия физической культурой и спортом и проявляющих в них достаточно высокую активность, вырабатывается определенный стереотип режима дня, повышается уверенность поведения, наблюдается развитие престижных установок, высокий жизненный тонус. Они в большей мере коммуникабельны, выражают готовность к сотрудничеству, радуются социальному признанию, меньше боятся критики. У них наблюдается более высокая эмоциональная устойчивость, выдержка, им в большей степени свойственен оптимизм, среди них больше настойчивых и решительных людей. Этой группе подростков в большей степени присуще чувство долга, добросовестность, собранность. Они успешно взаимодействуют в работе, требующей постоянства, напряжения, свободнее вступают в контакты, более находчивы, среди них чаще встречаются лидеры, им легче удается самоконтроль.
Эти данные подчеркивают основательное положительное воздействие систематических занятий физической культурой и спортом.
Самостоятельные занятия подростков физической культурой и спортом способствуют лучшему усвоению учебного материала, позволяют увеличить общее время занятий физическими упражнениями, ускоряют процесс физического совершенствования, являются одним из путей внедрения физической культуры и спорта в быт и отдых. В совокупности с учебными занятиями правильно организованные самостоятельные занятия обеспечивают оптимальную непрерывность и эффективность физического воспитания.
Забота о физическом развитии своего тела важна в любом возрасте. Но в такой переломный для организма период, как подростковый возраст, продуманная система физического воспитания приобретает особенное значение:
— регулярное упражнение различных групп мышц, суставов и связок необходимо для их слаженной работы;
— нагрузки и движения, тренирующие дыхательную, сердечно-сосудистую системы, обмен веществ и энергии;
— регулярное выполнение физических упражнений тренирует также волю, целеустремленность, решительность, самообладание, самооценку и другие важные качества личности.
Нагрузка у подростков должна быть большей, чем у детей младшего школьного возраста, однако чрезмерных нагрузок следует избегать, так как в этот период ресурсы организма в значительной степени используются для роста тела, и лишь с 11-12 лет можно постепенно увеличивать количество упражнений, требующих физической силы.
Необходимо учитывать, что подростки склонны переоценивать свои возможности в двигательной деятельности, а неудачи, срывы, низкие результаты могут вызывать у них неприятный переживания и, следовательно, отрицательное отношение к занятиям физическими упражнениями.
Очень важно воспитать у подростка правильную осанку. При правильной осанке все внутренние органы находятся в наиболее удобных условиях, движения человека естественны, экономичны и результативны. Наоборот, сутулость и впалая грудь затрудняют работу сердца и легких, в результате организм получает недостаточно кислорода, растет утомляемость, раздражительность. Расслабленность мышц живота приводит к смещению органов брюшной полости, атонии желудка, застоям в желчном пузыре и кишечнике.
Принципы физического воспитания.
Обеспечение оптимального двигательного режима с учетом возрастных потребностей и функциональных возможностей детей является одним из основных принципов физического воспитания. Другими принципами, на которых строится организация физического воспитания, являются: постепенность, комплексность и систематичность, дифференцированное использование различных средств и форм физического воспитания, обеспечение благоприятных условий среды, в которой проводятся занятия.
Возрастные особенности детей среднего школьного возраста.
Опорно-двигательный аппарат: характеризуется интенсивным ростом и увеличением размеров тела. Годичный прирост длины тела достигает 4−7 см главным образом за счет удлинения ног. Масса тела прибавляется ежегодно на 3−6 кг. Наиболее интенсивный темп роста мальчиков происходит в 13−14 лет, а у девочек в 11−12.Девочки опережают мальчиков на один — два года в темпах прироста длины и массы тела. Процесс окостенения еще не закончился. В подростковом возрасте быстро растут длинные трубчатые кости верхних и нижних конечностей, ускоряется рост в высоту позвонков. Позвоночный столб подростка очень подвижен. Чрезмерные мышечные нагрузки, ускоряя процесс окостенения, могут замедлять рост трубчатых костей в длину . Продолжается формирование изгибов позвоночника, кости растут интенсивно в длину, не имея при этом необходимой прочности, в связи с увеличением длины конечностей значительная нагрузка приходится на различные суставы и окружающие их связки и сухожилия. Отсюда следует заключение об ограничении нагрузок, сильно воздействующих на суставы, а также отказ от использования упражнений с большим количеством прыжков на твердой опоре (во избежание появления болей в надкостнице). Мышечная система: в этом возрасте быстрыми темпами развивается и мышечная система (у мальчиков, в основном, за счет развития мышц конечностей; а у девочек − за счет развития мышц туловища). С 13 лет отмечается резкий скачок в увеличении общей массы мышц, главным образом за счет увеличения толщины мышечных волокон. Развивающиеся мышечные волокна, не успевают расти за трубчатыми костями в длину. Изменяется пропорция тела и состояние натяжения мышц. У мальчиков после 13-14 лет мышечная масса увеличивается гораздо быстрее, чем у девочек. В 14-15 лет мышечная структура волокон начинает приближаться к морфологической зрелости . Мышцы обладают хорошей сократительной способностью, но в связи с их интенсивным ростом и гормональными перестройками, происходящими в организме, часто наблюдается гипертонус отдельных мышечных групп и, отсюда, при выполнении дополнительных физических нагрузок возможно появление спазма мышц. Естественной в этой связи является рекомендация выполнения упражнений на напряжение мышц в сочетании с упражнениями на их растяжение. Вегетативная нервная система: завершается тканевая перестройка и размеры сердца у подростков близки к величине сердца взрослого повышается его иннервация, развивающиеся ткани и органы предъявляют усиленные требования к его работе. Увеличивается систолический объем. Темпы роста сердца гораздо быстрее, чем рост кровеносных сосудов и поэтому это может стать причиной повышения кровяного давления и быстрой утомляемости, а также нарушить ритм сердечной деятельности. Ток крови затрудняется, поэтому может появляться ощущение сдавленности в области сердца и очень часто возникает одышка . Адаптация к циклической длительной работе происходит с большими трудностями. У подростков растет ударный объем сердца и поэтому ЧСС в покое снижается, в связи с развитием респираторных мышц и увеличением объема и глубины дыхания — в покое снижается частота дыхания. Артериальное давление ниже, чем у взрослых. При физических нагрузках растет максимальное давление, а минимальное изменяется мало. Как мы помним из курса физиологии, разница между этими двумя показателями определяет ударный объем сердца. У подростков при выполнении физических нагрузок ударный объем сердца невелик, отсюда и повышение ЧСС до 180−200 уд/мин. Интенсивное развитие половых желез вызывает дискоординацию в развитии вегетативных и моторных систем организма: увеличение массы сердца не обеспечивает ему достаточную сократительную способность и отстает от роста тела, следовательно поэтому недостаточный ударный объем сердечной мышцы во время выполнения физической нагрузки не обеспечивает необходимый кровоток (сердце в основном реагирует на нагрузку повышением ЧСС, что приводит к относительно быстрому его утомлению, следствием несвоевременного преодоления которого может быть появление перенапряжения сердца). Дыхательная система: в период полового созревания у подростков отмечается наиболее высокий темп развития дыхательной системы. Растяжимость ткани легкого меньше, чем у взрослого, что приводит к снижению легочной вентиляции. При физических нагрузках работа дыхательных мышц слишком большая из-за повышенного бронхиального сопротивления воздуху. Использование кислорода, устойчивость к кислородному долгу и избытку углекислоты меньше, чем у взрослых . Увеличивается объем легких, вентиляция легких, аэробные возможности при слабой анаэробной производительности. Ограничивается движение ребер морфологической структурой грудной клетки, потому дыхание может быть частым и поверхностным, хотя дыхание совершенствуется и легкие растут. Также увеличивается жизненная емкость легких и сформировывается окончательно тип дыхания: у девочек — грудной, а у мальчиков — брюшной. Режим дыхания у детей среднего школьного возраста менее эффективный, чем у взрослых. Подростки меньше, чем взрослые, способны задерживать дыхание и работать в условиях недостатка кислорода .
Рассмотрев основные возрастные особенности подростков и принципы физического воспитания, предложена круговая тренировка со своим весом, включающую скоростно- силовые, силовые и координационные упражнения на группы мышц ног, рук, спины, груди, живота.
Регулярность тренировок: 3-4 раза в неделю
Отдых между кругами 1-2 минуты.
1.Гиперэкстензия 8-16 повторений
2.Сгибание/разгибание рук в упоре лежа 8-16 повторений
3.Подьем туловища из положения лежа на спине 8-16 повторений
4.Приседания 8-16 повторений
5. Выпрыгивания из положения упор присев 10 повторений
6. Выпады назад правой/ левой ногой 8-16 повторений
Источник