Меню

Формирование физических качеств для обеспечения хорошего уровня здоровья

Физические качества человека и его здоровье.

Все основы уровня и качества жизни взрослого человека закладываются в детские годы – это сегодня ни для кого не секрет. Не является исключением и здоровье. Каким будет здоровье человека во взрослые годы во многом зависит от того какое внимание уделялось физическому развитию ребенка и в частности общей физической подготовке его организма. Одним из показателей уровня физического развития ребенка является уровень развития физических качеств.

Занятия в городе

Летний отдых с СК «Белый Лев»

В основе совершенствования физических качеств человека лежит одна из многих замечательных способностей человеческого организма. Эта способность – отвечать на повторные физические нагрузки превышением исходного уровня своей работоспособности. В результате постоянного преодоления тренировочных физических нагрузок в организме человека происходит ряд изменений, определенный сдвиг в сторону увеличения его физических возможностей.

Сила – способность человека преодолевать внешнее сопротивление или противодействовать внешнему сопротивлению за счет мышечных усилий.

Быстрота – способность человека выполнять движения в минимально короткий срок. Развить быстроту помогут простые по координации физические упражнения, которые можно выполнять с максимальной скоростью.

Выносливость – это способность человека выдерживать физические нагрузки, совершать работу заданной интенсивности в течение по возможности более длительного времени. Еще выносливость можно охарактеризовать, как способность организма противостоять утомлению.

Гибкость – это способность выполнять движения, в том числе движения специальных физических упражнений, с большой амплитудой.

Координация движений – это способность сочетать физические и психологические процессы в едином целенаправленном движении. Это качество необходимо для успешного проведения большинства физических действий, в том числе и в повседневной жизни. Координация движений играет главную роль в развитии ловкости.

Ловкость – способность человека менять, перестраивать свою двигательную деятельность с учетом требований внезапно меняющейся обстановки и обстоятельств.

Координация движений и ловкость являются теми физическими качествами, которые можно развить только через тренировки. И занятия боевыми искусствами – один из наиболее эффективных методов развития координации движений. Отрабатывая приемы самообороны, требующие высокого уровня координации, ребенок постепенно добивается согласованности в сложных движениях, тем самым повышая уровень развития не только специальной, но и общей координации движений. В программе воспитания «Стиль Белого Льва» через занятия боевыми искусствами решается целый комплекс различных педагогических задач, в том числе воспитательных (об этом подробнее расскажем в другой статье).

Физические качества человека не развиваются изолированно. Совершенствуя одно из физических качеств, мы обязательно воздействуем и на остальные (так называемый перенос физических качеств). Такой перенос качеств может быть и положительным, и отрицательным. Приведем пример: развитие силовых качеств улучшает скоростные качества, но только до определенного предела, перешагнув который силовые качества начинают отрицательно влиять на скорость движений. Штангисты не могут выполнять быстрые движения так же эффективно как те кто, например, занимается боевыми искусствами. Из этого следует, что одностороннее развитие физической силы на определенном этапе приведет к снижению показателей быстроты и даже выносливости. Вот почему для достижения хороших результатов в физическом развитии ребенка необходима разносторонняя правильно сбалансированная общая физическая подготовка. Этот принцип неукоснительно соблюдается в программе воспитания «Стиль Белого Льва» в тренировочном процессе во время занятий боевыми искусствами. Такой подход обеспечивает разностороннее физическое развитие ребенка. И является частью процесса воспитания, направленного на развитие гармонической разносторонне развитой личности ребенка. Правильно организованная разносторонняя общая физическая подготовка ребенка помогает заложить прочный фундамент его хорошего здоровья во взрослые годы.

Основными средствами развития физических качеств являются физические упражнения.

Официальный Интернет-ресурс СПб ОО «Региональный Центр Боевых Искусств им. Г. В. Михайлова» (Спортивный Клуб «Белый Лев»). Все права на материалы, находящиеся на сайте, охраняются в соответствии с законодательством Российской Федерации.Копирование информации возможно только с разрешения владельца сайта или с указанием активной гиперссылки на наш сайт, как на первоисточник информации.

Источник

Физические качества человека

Физические качества человека

Физические качества человека

Нормальное состояние здоровья, высокая работоспособность зависит от физической подготовленности. Она же – производное от уровня развития двигательных или физических качеств.

Основных физических качеств пять: сила, выносливость, быстрота, гибкость, ловкость. Совокупность их развития обеспечивает хорошую физическую подготовку человека.

Ученые предполагают, что в каждом возрастном периоде для нормальной жизнедеятельности организма имеет значение развитие определенных физических качеств.

Из практики физического воспитания известно, что в детском возрасте легче поддаются развитию быстрота, ловкость и гибкость.

Замечены особенности становления физических качеств в зависимости от пола. Например, ученые выявили, что максимальные показатели быстроты у девочек наблюдаются к 15 году жизни, а у мальчиков оно совершенствуется до 18 лет. Все зависит от индивидуальных способностей каждого человека, его наследственности, образа жизни.

Сейчас для большинства людей характерна низкая физическая активность, следовательно, для поддержания и укрепления здоровья обязательна физическая тренировка. Под влиянием самовоспитания, рациональной тренировки и разумной деятельности достигается гармоничное развитие личности, основными качествами которой являются физическое совершенство, моральная чистота и духовное богатство.

Одним из основных физических качеств считается сила. Оптимальный уровень развития мышечной силы необходим прежде всего для нормального функционирования всех систем организма. Без силы невозможно успешное выполнение многих спортивных, профессиональных и бытовых движений.

Мышцы сокращаются в двух основных режимах – динамическом и статическом.

Во время статической или изометрической работы напряжение мышц происходит без изменения их длины.

Динамический режим проявляется в двух вариантах работы мышц: преодолевающем, когда мышцы укорачиваются при сокращении, и уступающем, когда мышцы удлиняются и растягиваются.

Изометрические упражнения эффективно способствуют развитию силы. Сущность выполнения этих упражнений проявление максимально возможных усилий на протяжении несколько секунд. Используются эти упражнения в ряде всех видов спорта. Ученые в своих исследованиях показали, что упражнения в изометрическом режиме можно использовать для поддержания работоспособности человека на протяжении трудового дня и для развития силы мышц. Доказано, что с помощью кратковременных напряжений мышц можно нормализовать артериальное давление больных людей.

В практической жизни человека в процессе выполнения различных движений, трудовых, бытовых и спортивных, мышцы чаще работают в смешанном режиме. Одни, сокращаясь, производят нужное движение, другие, производя изометрическое напряжение, помогают поддерживать нужную позу.

Для достижения физического совершенства человеку нужна сила всей скелетной мускулатуры. Хорошее развитие некоторых мышечных групп особенно нужно для нормального развития организма. Какие же это мышцы? Это: разгибатели спины, сгибатели рук и ног. Сила этих мышц быстрее всего слабеет. Поэтому в процессе занятий физическими упражнениями необходимо укреплять мышцы спины, рук, ног. Большое значение придается также укреплению брюшного пресса, ведь за передней стенкой живота расположены жизненно важные органы (печень, желудок, селезенка, кишечник, диафрагма).

При слабых мышцах живота наблюдается опущение этих органов, ухудшается их работа, увеличивается возможность возникновения грыжи.

Кроме того, мышцы брюшного пресса вместе с мышцами спины выполняют основную функцию формирования правильной осанки.

Правильную осанку характеризуют развернутые плечи, отсутствие торчащих лопаток, слегка поднятая голова и подобранный живот.

Нарушенная осанка (сутулая спина, опущенная голова) помимо неэстетического вида отрицательно сказывается и на здоровье. Ухудшается работа сердца, легких, печени и ряда других внутренних органов, развиваются болезненные изменения в хрящевых прослойках позвоночного столба и мышцах спины. Поэтому очень важен постоянный контроль за соблюдением правильной осанки, что достигается путем специальных физических упражнений.

Важным физическим качеством является выносливость. Это способность человека длительно выполнять какой-либо конкретный вид деятельности без снижения эффективности. Каждый человек должен уделять большое внимание развитию выносливости.

Это достигается с помощью физических упражнений. Различается общая выносливость, т.е. способность к длительной работе умеренной мощности с участием большей части опорно-двигательного аппарата, и специальная выносливость, т.е. профессиональная, бытовая, спортивная.

В своей физической тренировке особое внимание надо уделять выработке общей выносливости, что достигается с помощью циклических упражнений – бега в спокойном темпе, ходьбе на лыжах, езды на велосипеде, плавания. С помощью гимнастических упражнений можно развивать силовую выносливость, постепенно увеличивая количество упражнений.

Быстрота – это физическое качество, выражающее способность человека за короткое время выполнить какое-нибудь движение. В ряде, профессий быстрота является одним из ведущих физических качеств. Это относится к водителям транспорта, пилотам, операторам и др. Высоким уровнем развития быстроты отличаются спортсмены, занимающиеся бегом, фехтованием, представители игровых видов спорта.

Быстрота – это врожденное свойство человека и является одним из определяющих качеств для достижения успеха во многих видах спорта. Легче всего развивается она в детском и юношеском возрасте.

Немаловажное значение для нормальной жизнедеятельности организма играет и такое физическое качество, как гибкость. Она представляет собой способность человека выполнять движения с широкой свободной амплитудой. Упорная тренировка способна развивать и совершенствовать гибкость. Упражнения на гибкость в сочетании с силовыми помогают формировать правильную осанку.

Для развития гибкости применяются упражнения с увеличенной амплитудой, которые требуют многократного выполнения, по несколько повторений. Наибольший эффект в развитии гибкости достигается при ежедневной, двух разовой в день тренировки.

В жизни человека немаловажное значение имеет развитие такого физического качества, как ловкость. Высокого уровня ловкости достигают спортсмены, особенно в таких видах спорта, как спортивная гимнастика, акробатика, фигурное катание и др.

Ловкость – это комплексное качество, которое определяет способность человека быстро обучаться различным движениям, ориентироваться в пространстве, сохранять равновесие. Ловкость каждого из нас зависит от уровня развития координации движений и совершенствуется с помощью постепенного овладения разнообразными бытовыми, трудовыми и спортивными двигательными навыками и умениями.

Все перечисленные физические качества человека развиваются благодаря занятиям спортом, в частности гимнастическими упражнениями, помогают выработать умение расслаблять свои мышцы и держать их в тонусе.

Источник

Воспитание физических качеств как основа укрепления здоровья и развития ребенка.

специалист в области арт-терапии

С тех пор как появился разумный человек, он всегда мечтал об увеличении своей силы, выработке ловкости, выносливости, своем умственном совершенстве. Свидетельством этого являются чаяния людей, ярко выраженные в народном творчестве. Главным содержанием былин, сказаний, древних саг и многих сказок связано с изображением умных и сильных людей, олицетворяющих весь народ.

Древние греки в своей бессмертной мифологии создали людей-богов, обладавших огромной силой, смелостью, ловкостью, прозорливостью. Антей, Атлант, Ахилл, Геракл наделены сверхчеловеческой силой, быстротой, ловкостью, выносливостью. Эти качества присущи и героям эпоса других народов.

Высокими телесными и душевными качествами наделены герои фольклора русского народа и других народов нашей страны. «Слово о полку Игореве», «Витязь в тигровой шкуре», «Манас», былины о русских богатырях – Илье Муромце, Добрыне Никитиче, Микуле Селяниновиче, Алеше Поповиче – воспевают мечты людей о совершенном человеке, о своей надежде быть сильными, не бояться врагов своей родины , трудностей жизни. Интересно отметить, что эти произведения относятся к различным общественно-экономическим формациям. Это лишний раз свидетельствует о том, что люди всех времен и эпох мечтали о том, чтобы быть сильными, ловкими, находчивыми.

Эти остаются актуальными и в наше время. Хорошая физическая подготовленность, определяемая уровнем развития основных физических качеств, является основой работоспособности во всех видах учебной, трудовой, прикладной и спортивной деятельности.

Читайте также:  Почему жизненная емкость легких является важным показателем здоровья человека

Развитие физических качеств с самого раннего возраста является залогом укрепления здоровья на всем протяжении жизни человека.

В системе образования воспитание физических качеств заложено в основу государственного стандарта по физической культуре, в программное обеспечение дошкольных и школьных учебных заведений, спортивных секций, детско-юношеских школ, учреждений дополнительного образования. ( с.4)

Целью нашего исследования является: выявить, как акробатические упражнения влияют на развитие физических качеств.

Объектом является учебно-воспитательный процесс, направленный на развитие физических качеств у детей 6 года жизни.

1.1 Воспитание физических качеств как основа укрепления здоровья и развития ребенка.

Здоровье – бесценное достижение не только каждого человека, но и всего общества. Хорошее здоровье, разумно сохраняемое и укрепляемое самим человеком, обеспечивает ему долгую и активную жизнь.

Всестороннее физическое воспитание является одной из важнейших задач общества. Формирование в процессе занятий физической культурой и спортом крепкого здоровья, сильной воли, высокой работоспособности и активности является основой для интеллектуального развития и физического совершенствования человека.

Особенно актуальным является развитие двигательных качеств, они определяют отдельные стороны двигательных возможностей человека. Применительно к физической культуре используют термин «физические качества» и обычно разделяют их развитие и воспитание.

Развитие характеризует долговременный, но естественный процесс изменения качества средствами физических упражнений.

Воспитание предусматривает направленное воздействие на рост показателей того или иного качества средствами приложения физических усилий.

К физическим качествам относятся: сила, гибкость, ловкость, быстрота, выносливость, прыгучесть и другие. Этими качествами каждый человек наделен от рождения. В процессе роста и развития организма физические качества претерпевают изменения. Активные, целенаправленные занятия по воспитанию физических качеств ускоряют и качественно изменяют процесс развития всех систем организма. Благодаря разнообразным движениям улучшаются функции сердечно-сосудистой и дыхательной систем, укрепляется опорно-двигательный аппарат, регулируется деятельность нервной системы.

Воздействие на одно из физических качеств оказывает влияние и на остальные. Характер и величина этого влияния зависят от особенностей применяемых нагрузок и уровня физической подготовленности обучаемого. Следует учитывать, что наивысшая степень проявления одного из физических качеств может быть достигнута лишь при определенной степени развития остальных. Поэтому воспитание физических качеств должно обеспечивать их гармоническое развитие в необходимом соотношении. ( ,с.6)

Модернизация образования на всех уровнях требует нового подхода к педагогической деятельности. Сегодня основной целью физического образования является обеспечение гармоничного развития личности с высокой умственной, физической и социальной активностью.

Образовательное учреждение создает условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся. В связи с этим возрастает роль физической культуры и ее ведущих учебно-воспитательных задач: физическое благополучие, высокая надежность организма в целом и отдельных его систем, стремление приобрести хороший уровень физической работоспособности, большой жизненный потенциал с максимальным накоплением двигательного опыта. ( ,с.3)

Все больше внимания уделяется развитию двигательных качеств у детей дошкольного возраста в связи решением задач физической культуры, улучшением работы по физическому воспитанию в детских садах, созданием хороших материальных условий жизни. Но в то же время у человека наблюдается сокращение двигательной активности.

Быстрота движений, ловкость, сила и выносливость имеют большое значение для укрепления здоровья, физического совершенствования детей, овладения широким кругом движений. Гармонично развитые двигательные качества играют решающую роль в играх и разнообразной деятельности детей при меняющихся условиях среды, способствуют проявлению активности, самостоятельности, уверенности, самообладания.

Двигательные умения тесно связаны с двигательными качествами, связь эта взаимная. Чем шире, богаче арсенал движений, тем легче ребенку добиться успеха в двигательной деятельности. Для двигательных качеств характерно то, что каждое из них может проявляться в разных движениях, но иметь один и тот же показатель, например силы, скорости, чувства равновесия. Так, способность к быстроте необходима в беге, езде на велосипеде, ходьбе на лыжах, в подвижных играх, требующих быстрой реакции, быстрых ответных действий.

Развитие двигательных качеств происходит под влиянием постоянных упражнений, что уменьшает вероятность появления у детей ошибок в технике движений. Работа над их развитием расширяет диапазон двигательных возможностей детей, совершенствует их координационные способности. «Очень важно с первых лет развития использовать свой мышечный аппарат и соответствующие ему центральные образования для того, чтобы не привыкать к трафаретным ограниченным формам движения, которые создаются в комнатной обстановке нашей культурной жизни, а иметь возможность тренировать все естественные способности, которые природой заложены». ( с.4)

Неоценимым источником, свидетельствующим о преклонении перед физически совершенными людьми в древности, являются бессмертные поэмы Гомера «Илиада» и «Одиссея», написанные примерно за 8-9 веков до нашей эры. Среди предводителей боевых подразделений в поэме можно встретить и «быстроногих» Аякса и Ахиллеса, и искусного в ратоборстве Петеида Менесфея, и знаменитого копьеметателя Идоменея, и превосходного стрелка Филоктета.

Характерной особенностью описаний Гомера было то, что превосходство в силе и ловкости доказывалось не только в военных сражениях, но и в мирных играх-состязаниях. В «Илиаде» можно встретить состязания не только в борьбе, но и в беге, копьеметании, метании «железной тягости» или «круга самородного железа», являвшихся родоначальниками дисков, в стрельбе из лука, прыжках и т.д.

Именно в это время человек, наделенный ловкостью, силой, успешно выступающий в играх, стал именоваться атлетом. Физическая одаренность поощрялась всеми, о чем свидетельствуют слова поэмы «Одиссея»: «…Ничто не дает столь великой славы, как легкие ноги и крепкие мышцы». ( С.8)

Аборигены Австралии для физического воспитания широко использовали бумеранги и упрощенные копья для метания. Если бы они не занимались этим, им трудно было бы рассчитывать на успешную охоту, которая требовала ловкости, выносливости и быстроты. У североамериканских индейцев были распространены борьба, скачки, игры с мячом.

Известный врач 16 века Меркуриалис активно пропагандирует гимнастику, считая ее прекрасным искусством, с помощью которого можно воспитывать «божественно храбрых людей». Меркуриалис утверждал, что физические упражнения «…способны изменять даже конституцию человеческого тела, исправляя его дефекты, как природные, так и благоприобретенные в результате неправильного образа жизни». ( с.22)

Глубокое изучение различных источников древнерусской культуры свидетельствует о том, что корни физической культуры уходят в далекое прошлое. Наши древние предки использовали в быту и в военном деле такие физические упражнения, как бег, прыжки, ходьба на лыжах, плавание, различные виды борьбы, кулачные бои, стрельба из лука, верховая езда. Некоторые из этих видов физических упражнений впоследствии стали общенациональными и вошли как неотъемлемая часть в народную культуру.

В.Г.Белинский придавал большое значение всестороннему воспитанию человека, составной частью которого являлось и физическое воспитание: «Какие неоценимые блага доставляет человеку доброе воспитание, как нравственное, так и физическое. Физическое воспитание должно быть соединено с нравственным. Оно доставляет крепость телу, дает ему ловкость, гибкость, приятность в движениях, предохраняет человека от болезней и делает здоровым…». ( с.61)

1.2 Характеристика основных физических качеств.

Способность человека совершать любые движения определяется его физическими качествами: силой, быстротой, выносливостью, ловкостью, гибкостью, меткостью. У обычного человека есть все, что требуется для развития этих качеств.

Быстрота – способность человека совершать двигательные действия в максимально короткий отрезок времени.

Для детей характерно стремление к быстрым движениям, что связано с особенностями их организма, особенностями нервной системы ( повышенная чувствительность, быстрая смена процессов возбуждения и торможения). Наблюдения за играющими детьми показывают, что они часто и охотно выполняют быстрые движения. Малыши догоняют бабочку, взлетевшего голубя, катящийся мяч или обруч, бегают с машинами, вертушками. Дети постарше соревнуются друг с другом в скорости перебегания через площадку, играют в «догонялки», «ловишки», бадминтон, с увлечением катаются на велосипеде, ходят на лыжах. При этом ребенок многократно повторяет понравившееся движение, использует его в разных ситуациях, стараясь выполнить быстрее, чередуя его с моментами отдыха – догоняет мяч и, подняв его, останавливается или, добежав до скамейки, усаживается на нее. Отмечено, что в играх, увлекающих детей, они чаще достигают более высоких скоростей, чем просто выполняя задание, быстро пробежать дистанцию. Игры как бы дают возможность выявить резерв скоростных способностей детей. (7 с.10).

Систематические упражнения развивают быстроту реакции и мышления, ловкость и координацию, смекалку и находчивость.

Выявляют 3 основных формы проявления быстроты:

— латентное время двигательных реакций.

— скорость одиночного движения.

— частота движений в единицу времени.

Латентное время – скрытое время двигательных реакций: передача возбуждения в центральную нервную систему, передача сигнала возбуждения от одних нервных центров к другим, проведение сигнала от центральной нервной системы к мышцам, возбуждение мышцы и ее сокращение. Различают простую и сложную двигательную реакцию. Простая – это реакция на заранее известное задание, например, бег со старта. Сложная – это все остальные реакции.

Скорость одиночного движения зависит от величины преодолеваемого сопротивления. Максимально быстрые движения возможны лишь при малом сопротивлении.

Частота движений в единицу времени контролируется быстротой нервных процессов, эластичностью мышц, способностью их расслабляться, подвижностью суставов, уровнем владения техникой движения.

Лучшие показатели быстроты отмечаются при хорошем функциональном состоянии организма, при благоприятном эмоциональном фоне. В свою же очередь при накоплении в организме усталости или при отрицательных эмоциях заметно снижается частота движений и их скорость, двигательная реакция замедляется, увеличивается число неточных движений, особенно при сложных упражнениях.

Средствами развития быстроты, как двигательного качества являются скоростные упражнения. Их можно разделить на три основные группы.

Упражнения комплексного воздействия: спортивные и подвижные игры, эстафеты, виды единоборств.

Упражнения, направленные на воздействие отдельных компонентов скоростных способностей, обработка скорости отдельных движений, стартовая скорость, спурты, швунги в единоборствах, скоростная выносливость.

Упражнения на совершенствование отдельных движений действию в беге, спортивных играх, плавании, единоборствах для одновременного развития силовых и скоростных качеств.

Тесты для определения быстроты:

-бег на 20м с ходу (сек.)

-бег на 30м с ходу (сек.)

-частота движений в беге на месте 15-20 шагов (сек.)

Ловкость — (координация движений) – способность овладевать новыми движениями и перестраивать двигательную деятельность в соответствии с требованиями меняющейся обстановки. Это специфическое качество, проявление которого зависит от комплекса психических и моторных способностей. Ловкость можно разделить на два вида: ручная и локомоторная.

Ручная ловкость – это умелые и точные движения руками при относительно малоподвижном туловище.

Локомоторная ловкость – это двигательные действия, требующие перемещения в пространстве всего тела или крупных его звеньев.

Качество ловкости необходимо в жизни при быстро меняющихся событиях, при четкости выполнения сложного задания, при быстрой реакции на сложную ситуацию.

Ловкость связана с развитием координации движений, умением согласованно и последовательно выполнять движения, быстротой мышления и реакции, моторной памятью и вниманием, смекалкой и находчивостью, навыками пространственной и временной ориентировок.

О высоком уровне развития ловкости свидетельствует хорошее выполнение детьми движений, включенных в подвижную игру с меняющимися условиями или осложненных дополнительными заданиями ( бег змейкой, с обеганием препятствий, спуск с горки на санках с быстрым поворотом внизу и т.п.). Прочно закрепленный двигательный навык, выполняемый в неизменных условиях, перестает способствовать развитию ловкости.

Ловким можно назвать ребенка, затратившего на выполнение задания минимальное время, — быстро влез и слез с лесенки, перелез через бревно, обежал препятствия. Однако ловкость не заключается только в быстроте двигательной реакции. Иногда нужно задержать ответное действие, т.е. не всегда целесообразно действовать немедленно. Так, в игре «два мороза» успеха достигает тот, кто умеет выждать, пока мороз перебежит за играющими на другую сторону и пробежит за его спиной.

Читайте также:  Третья группа здоровья у ребенка сироты

Проявление ловкости в большой степени зависит от пластичности корковых нервных процессов, от способности человека различать темп, амплитуду и направление движений, степень напряжения и расслабления мышц, особенностей окружающей обстановки. Чем богаче двигательный опыт у детей, шире круг движений, которыми они владеют, тем легче они осваивают новые формы движений на основе имеющейся координации, сходных мышечных напряжений, уровня достигнутой быстроты, силы, ловкости. Ребенку, владеющему быстрым и в то же время сильным, энергичным отталкиванием при подскоках на месте и через скакалку, легче освоить прыжки с разбега в длину и в высоту. (7,с.32).

Тесты для определения ловкости:

-челночный бег 3 10м (сек)

-после кувырка вперёд прыжки через скакалку (количество раз за 30сек.)

-жонглирование двумя мячами (количество раз за 15сек.)

Гибкость – это морфофункциональное свойство двигательного аппарата, определяющее степень подвижности его звеньев, способность выполнять движение с большей амплитудой. Гибкость растяжки определяется эластичностью мышц суставов и связок. Различают активную и пассивную гибкости.

Активная гибкость – это способность достигать больших амплитуд движения в суставе за счет активности мышечных групп.

Пассивная гибкость – способность достигать больших амплитуд движениями в суставе за счет внешних сил.

Проявление гибкости зависит от температуры внешней среды, эластичности мышц, времени суток. Гибкость не зависит от особенности телосложения, т.е. от длины от сегментов тела, но зависит от вывороченности суставов – это является природным свойством человека ( основной принцип отбора для занятий гимнастикой). Урок физической культуры способствует развитию гибкости, красоте внешнего вида, культуре движения, пластике выполнения упражнений, помогает росту и развитию организма, развивает координационные способности. ( с.33).

У детей дошкольного возраста опорно-двигательный аппарат обладает большой гибкостью. Следует стремиться к сохранению этой естественной гибкости, не злоупотребляя упражнениями на растягивание, которые могут привести к необратимым деформациям отдельных суставов. Это качество необходимо развивать с самого раннего детства, лучший возраст для развития этого качества начальная школа ( с.45).

Гибкость регулируется центральной нервной системой, управляющей тонусом мышц. Это проявляются способностью произвольно расслаблять растягивающие мышцы и напрягать мышцы, осуществляющие движения.

Положительные эмоции и мотивация улучшают гибкость, отрицательные психические факторы и утомление ухудшают показатели этого качества. Подвижность в суставах у девочек примерно на 25-30% выше, чем у мальчиков (1 , с.34).

Тесты для определения гибкости:

— наклон вперёд из положения основной стойки с поднятыми руками, результат определяется по касанию: кончиками пальцев – «удовлетворительно», кулаками – «хорошо», ладонями – «отлично» (при условии прямых ног в коленном суставе).

— наклон вперёд, не сгибая ноги в коленном суставе, стоя на возвышении (результат определяется по линейке, укреплённой на уровне опоры: вверх от «0» — минус, вниз от «0» — плюс.)

— наклон вперёд из положения сидя ноги врозь, пятки на одной линии, результат определяется по линейке, укреплённой на линии ( вверх от «0» — минус, вниз от «0» — плюс)

— для измерения гибкости позвоночника: стоя ноги врозь спиной к гимнастической стенке, опускание назад-вниз, с перехватом рук о стенку (результат определяется расстоянием от последней опоры рук до пола линейкой или сантиметром).

— для определения гибкости в плечевых суставах: стоя ноги врозь, руки вверх с гимнастической палкой , выполнить «выкрут» рук назад-вниз за спину, не сгибая руки в локтевых суставах, результат определяется линейкой или сантиметром, измеряется расстояние между кистями).

— выполнение «шпагата» на правую и левую ноги с удержанием этого положения в течение 10сек.( результат определяется по положению ног, отлично – с максимальным укладыванием ног на опору и полное удержание в течение 10сек., или измерение линейкой расстояния от ног до опоры).

Сила – степень напряжения мышц при их сокращении. Качество силы выражается через совокупность силовых способностей. Различают: собственно-силовые способности (статическая сила), которая проявляется при статической работе; мышцы при этом не изменяют свою длину и скоростно-силовые способности, подразделяющиеся на:

-динамическую силу, которая проявляется в быстрых движениях, совершая преодолевающее действие, при этом мышцы уменьшают свою длину;

-амортизационную силу, которая проявляется в уступающих действиях, мышцы при этом удлиняются.

Чаще встречается понятие взрывной силы – способность использовать большую силу в наименьшее время.

Уровень мышечной силы в значительной степени определяется возрастом человека. Постепенно увеличивающаяся способность к мышечному напряжению зависит от степени развития костно-мышечной системы, функционального состояния нервных центров, регулирующих частоту, степень и объём мышечных сокращений. Мышцы составляют одну треть веса тела ребенка, и поэтому их деятельность вызывает соответствующие изменения во всем организме.

Грудной ребенок пытается ещё неосознанно, как бы инстинктивно упражнять свои мышцы доступными ему движениями. Это движения руками и ногами, стремление поворачиваться с живота на спину и обратно, подтягиваться и подниматься, держась за опору. Такая деятельность способствует укреплению мышц, связок и суставов, развитию координации движений, создаёт реальные возможности для быстрого овладения способами передвижения – ползанием, ходьбой, бегом. И всё это в большой степени связано с воспитанием у детей бодрости, активности, самостоятельности, с ростом познавательных интересов и возможности их удовлетворения. Дальнейший рост силы расширяет двигательные возможности детей, является необходимым условием для появления новых движений и совершенствования имеющихся двигательных умений.

Не обладая уровнем силы, достаточным для поднимания веса собственного тела, ребенок не может подпрыгнуть вверх или перепрыгнуть обозначенную на земле линию.

Развитие способности к проявлению мышечных усилий является важным условием развития двигательных умений, так как многие из них требуют уже относительно развитой силы – бег, прыжки с места и с разбега, метание, лазанье. Не имея достаточно развитой силы, нельзя быстро или долго бегать, плавать, высоко прыгать, далеко метать. Успехи детей в спортивных упражнениях ( катание на велосипеде, коньках, ходьба на лыжах, плавание, игры с мячом) также в значительной степени обусловлены силовой подготовкой. Чем лучше развиты мышцы и выше способность к управлению мышечными усилиями, тем легче выполнять движения, овладевать новыми, добиваться эффекта в двигательной деятельности.

В детском саду следует использовать разнообразные упражнения для развития силы всех групп мышц, уделяя преимущественное внимание мышцам-разгибателям.

Учитывая анатомо-физиологические особенности дошкольников, не следует стремиться к максимальным результатам и превышать нормы для прыжков в длину, в высоту, т.к. это может отрицательно повлиять на развитие костной системы, а также внутренних органов. Не рекомендуются упражнения на задержку дыхания и большое напряжение организма. Интенсивность выполняемых упражнений, масса предметов (мешочков с песком и др.), дозировку физической нагрузки следует повышать постепенно ( с.46). Определенная зависимость существует между массой тела и мышечной силой: чем больше масса тела, тем больше сила. Показатель силы динамометрии руки в среднем составляет 65-80% от массы тела у мужчин и 48-50% у женщин (4 ,с.7). постепенное развитие мышечной силы влияет на выработку правильной осанки, что положительно отражается на состоянии всего здоровья.

Тесты для определения собственной силы:

-ручная динамометрия (кг)

-становая динамометрия (кг)

-подтягивание на перекладине (количество раз)

-бросок набивного мяча из-за головы, сидя ноги врозь (м)

-сгибание и разгибание рук в упоре на брусьях (количество раз)

-вис на согнутых руках (сек.,мин.)

Тесты на определение скоростно-силовых способностей:

прыжок вверх с места (см).

-прыжок в длину с места (см).

-приседание за 20сек. (количество раз)

-сгибание и разгибание рук из упора на полу в течение 10сек. ( количество раз)

-подъём туловища из положения лёжа в течение 10сек. (количество раз)

-подъём ног из виса на перекладине в течение 10сек. (количество раз).

Выносливость – способность к длительному выполнению работы без снижения её эффективности и интенсивности. Способность человека противостоять утомлению от выполняемой работы за счет волевых усилий.

Различают два вида выносливости: общую и специальную.

Общая выносливость – способность долго выполнять физическую работу с участием большинства мышечных групп. Проявляется в хорошо усвоенных движениях и связана по преимуществу с функциональными возможностями вегетативных систем организма, особенно сердечно-сосудистой и дыхательной, а также со свойствами центральной нервной системы.

Специальная выносливость – способность долго выполнять физическую работу, направленную на определенную двигательную деятельность, с участием определенной группы мышц. ( ходьба на лыжах, плавание). Зависит от более высокой техники владениями движениями, от уровня развития быстроты, силы, ловкости, координации.

Уровень общей выносливости мало зависит от уровня специальной выносливости. Работа, направленная на повышение уровня общей выносливости, должна предварять развитие выносливости специальной.

Одним из основных критериев выносливости является время, в течение которого человек способен поддерживать заданную интенсивность деятельности. Снижение скорости выполнения задания является сигналом для прекращения теста ( ,с.37).

Уже в детском возрасте нужно закладывать основы слаженной функциональной деятельности сердечно-сосудистой и дыхательной систем, постепенно совершенствуя их, приспосабливая к длительному выполнению упражнений умеренной интенсивности. Развитие выносливости требует большого количества повторений одного и того же упражнения. Однообразная нагрузка приводит к утомлению, и дети теряют интерес к этому упражнению. Поэтому лучше всего применять разнообразные динамические упражнения, особенно на свежем воздухе: ходьбу, бег, передвижение на лыжах, катание на коньках, велосипеде, плавание и др. Полезны также подвижные игры, которые вызывают положительные эмоции и снижают ощущение усталости.

Дозировка упражнений и длительность занятий от группы к группе увеличивается, что также способствует развитию выносливости ( ,с.46). В зависимости от возраста и подготовленности ребенка предлагается разная степень нагрузки.

Дополнительными средствами для воспитания выносливости могут служить дыхательные упражнения как в закрытом помещении, так и на открытом воздухе. Занятия по развитию выносливости воспитывают силу воли, терпение, упорство; создают эмоциональную настройку, максимально мобилизуют защитные силы в экстремальных ситуациях, при умственной, физической и психической нагрузке.

Тесты для определения общей выносливости:

-бег в течение 6мин.(тест Купера) (измеряется пробегаемое расстояние).

-бег 1000м (мин./сек)

-кросс по пересечённой местности. (мин./сек)

-многократное выполнение работы: бег 3 1000м (мин./сек)

-многократное выполнение работы: прыжки, метание, броски, ловля.

-количество повторений серии упражнений, смена времени отдыха.

Прыгучесть – свойство человека высоко и быстро прыгать. Оно связано с силой мышц нижних конечностей и быстротой их сокращений. Прыгучесть – очень важное качество для ведения любой спортивной игры. Особенно большое значение оно имеет в баскетболе, волейболе, футболе и гандболе. В лёгкой атлетике прыгучесть важна для прыжков в длину и в высоту, бега с препятствиями. Качество прыгучести – необходимое условие для хорошей координации движений, для быстроты переключения от одного дела к другому, для прикладных навыков в жизни каждого человека. Это качество начинают развивать уже в начальной школе посредством разного рода игр. Для развития прыгучести более углублённо в средней и старшей школе применяют различные координационные упражнения: многоскоки, многократные прыжки разной интенсивности, передвижения прыжками на одной, на двух ногах, прыжки через скакалку, доставание предметов, подвешенных на различной высоте, перепрыгивание из приседа, спрыгивание в глубину, прыжки в длину, прыжки в высоту. Для укрепления связочного аппарата выполняют упражнения для голеностопа, восхождение на опору, впрыгивание на опору, перепрыгивание с одного предмета на другой, упражнения с собственным весом, упражнения с отягощениями, бег и прыжки с отягощением. Умение выполнять все эти упражнения является профилактикой плоскостопия, подвывиха голеностопного и коленного суставов.

Читайте также:  Лазерная бикини вредному для здоровья

Тесты для проверки прыгучести:

— прыжки в длину с места на результат (м, см)

— прыжки в длину с разбега на результат (м, см)

— прыжок вверх с места, результат определяется по высоте прыжка на укреплённом сантиметре рядом с прыгающим (см)

— доставание предметов на тренажере прыгучести рукой, результат определяется по высоте укреплённого предмета (м, см)

— многоскоки (8 прыжков), результат определяется по точке приземления (м, см)

Меткость – это способность посылать предмет в намеченную цель или даль.

Систематические упражнения на разные виды метания развивают в ребёнке умение сочетать волевое усилие с собранностью внимания, сосредоточенностью, целенаправленностью и координацией движений при обязательной глазомерной оценке расстояния; развивают все группы мышц, особенно плечевого пояса, а также ловкость, гибкость, быстроту реакции, быстроту мышления, чувство равновесия.

Чувство равновесия – это способность сохранять устойчивое положение тела при любых движениях и позах. Развитое чувство равновесия способствует предотвращению травм при внезапных падениях, столкновениях, резких поворотах, позволяет уверенно двигаться на узкой опоре и внезапно менять направление движения. ( ,с.26)

Развитие чувства равновесия связано с совершенствованием функций коры головного мозга, уравновешиванием процессов возбуждения и торможения, с развитием вестибулярного аппарата и мышечного чувства, помогающего оценивать всякое изменение. Систематические упражнения на равновесие развивают внимание, собранность, координацию движений, умение ориентироваться в разных условиях, быстроту реакции и мышления, смелость и самообладание. Поэтому упражнения на равновесие используют очень часто и проводят раньше движений, связанных с большой подвижностью.

Тесты на развитие равновесия:

— стойка босиком на одной ноге, другая согнута в колене назад, глаза закрыты. Оценивается время сохранения позы (сек)

1.3 Теоретические основы формирования физических качеств.

Высокая пластичность нервных процессов, сравнительная легкость образования и перестройка условнорефлекторных связей у детей создают благоприятные условия для развития у них быстроты. Это качество относится к числу консервативных, т.е. трудноразвиваемых качеств человека. Развитие быстроты во многом зависит от природных данных, часто передаваемых по наследству. Для развития быстроты в процессе занятий важно выбрать период и качество работы. Быстрота развивается в упражнениях, выполняемых с ускорением ( ходьба, бег с постепенно нарастающей скоростью), на скорость ( добежать до финиша как можно быстрее), с изменением темпа ( медленный, средний, быстрый и очень быстрый), а также в подвижных играх, когда дети вынуждены выполнять упражнения с наивысшей скоростью ( убегать от водящего). Развитию быстроты способствуют скоростно-силовые упражнения: прыжки, метание ( толчок при прыжке в длину и в высоту с разбега, бросок при метании совершается с большой скоростью). Для развития быстроты целесообразно использовать хорошо освоенные упражнения, при этом учитывать физическую подготовленность детей, а также состояние их здоровья.

К развитию ловкости приводит систематическое разучивание с детьми новых упражнений. Обучение повышает пластичность нервной системы, улучшает координацию движений и развивает способность овладевать новыми, более сложными упражнениями. Развитию ловкости способствует выполнение упражнений в изменяющихся условиях, например, в подвижных играх. Ловкость развивается при выполнении упражнений, проводимых в усложнённых условиях, требующих внезапного изменения техники движения ( бег между предметами, подъёмы на лыжах на горку и спуски с неё и др.), с использованием различных предметов, физкультурного инвентаря, оборудования; с дополнительными заданиями, при коллективном выполнении упражнений с одним предметом ( обруч, шнур).( ,с.44).

Ловкость сочетается со способностью сохранять устойчивое положение тела в разнообразных движениях и позах. С этой целью используются упражнения, в которых приходится прикладывать усилие, чтобы сохранить равновесие. При этом не следует стремиться принимать неподвижные положения, а, напротив, более полезны намеренные потери равновесия с последующим возвращение в устойчивое положение. Доктор педагогических наук В.М. Зациорский отмечает, что «хорошее равновесие не у того, кто его никогда не теряет, а у того, кто его быстрее восстанавливает» ( ,с.35) и считает эффективным тренировать вестибулярную функцию с помощью упражнений на вращение и ускорение. Поэтому для дошкольников полезны кружение на месте, качание на качелях.

Следует упражнять детей в умении сохранять устойчивое положение при неожиданной остановке после бега, вращений, прыжков, приседаний, при стоянии на одной ноге. Динамическое равновесие развивается в ходьбе по скамейке разными способами: на носках, приставным шагом прямо и боком, приседая на одной ноге и опуская другую вниз до пола, с дополнительными движениями рук.

Работу по развитию силовых качеств нужно строить при соблюдении общих дидактических принципов: постепенности, доступности, в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями детей. Из всех упражнений для детей в первую очередь подходят упражнения динамического характера, связанные с толканием и бросанием утяжелённых предметов, а также упражнения, которые связаны с подниманием веса собственного тела,- различные прыжки, приседания, лазанье и ползание, упражнения с преодолением сопротивления партнёра (в парных упражнениях). Все эти упражнения не только содействуют развитию силы, но и совершенствуют быстроту движений, выносливость. Упражняясь в метаниях и прыжках, дети прикладывают усилие, необходимое в каждом конкретном случае, учатся соизмерять его с весом бросаемого предмета, с тем расстоянием, которое необходимо перепрыгнуть, с направлением движения. В силовых упражнениях предпочтительны горизонтальные и наклонные положения туловища. Эти положения тела разгружают сердечно-сосудистую систему и позвоночник, уменьшают кровяное давление в момент выполнения упражнений. Особенно полезно выполнять упражнения сидя или лёжа для девочек. Это позволяет лучше концентрировать усилия , и в то же время эта поза снижает напряжение мышц живота и малого таза. Комплексы упражнений, направленные на развитие силы, целесообразнее использовать во второй половине занятий, так как к этому времени наиболее полно проявляются функциональные возможности дыхания, кровообращения и других систем организма.

Для развития выносливости большое значение уже в дошкольном возрасте имеют волевые качества, стремление проявить максимум способностей, быть настойчивым, пересилить ощущение усталости. Основной метод развития выносливости – метод непрерывных упражнений небольшой интенсивности или более активных упражнений с небольшими перерывами. От занятия к занятию следует увеличивать пробегаемое расстояние или продолжительность бега, внимательно наблюдая за реакцией детей на предложенную нагрузку. С повышение выносливости организм адаптируется к предложенным нагрузкам. Их надо повышать для дальнейшего увеличения уровня выносливости. Скорость бега естественно возрастает у детей по мере роста выносливости. Зимой хорошо использовать ходьбу на лыжах. В этом случае развитие выносливости сочетается с закаливающим влиянием свежего воздуха, увеличивается оздоровительное влияние движений.

Особенности развития детей шестого года жизни.

Возрастной период от 5 до 7 лет называют периодом «первого вытяжения», когда за один год ребёнок может вырасти на 7-10см. средний рост дошкольника 5 лет составляет около 106-107см, а масса тела – 17-18кг. На протяжении шестого года жизни средняя прибавка массы тела в месяц – 200г, а роста – 0,5см.

Развитие опорно-двигательной системы ребёнка к пяти-шести годам ещё не завершено. Каждая из 206 костей продолжает меняться по размеру, форме, строению, причём у разных костей фазы развития неодинаковы.

Позвоночный столб ребёнка чувствителен к деформирующим воздействиям. Скелетная мускулатура характеризуется слабым развитием сухожилий, фасций, связок. При излишней массе тела, а также при неблагоприятных условиях (например, при частом поднятии тяжестей) осанка ребёнка нарушается: может появиться вздутый или отвислый живот, плоскостопие, у мальчиков образоваться грыжа. Поэтому во время выполнения детьми трудовых поручений воспитатель должен следить за посильностью физических нагрузок.

Эластичность и гибкость детской кости могут стать причиной травм не только конечностей, но и позвоночника (при падении с качелей, горки). Следует также учитывать, что при падении ребёнка с горки, столкновении с санками, ударах лыжами легко могут возникать повреждения брюшной полости (печени, почек, селезёнки).

Диспропорционально формируются у дошкольников некоторые суставы. Например, в период до 5 лет сумка локтевого сустава у ребёнка растёт быстро, а кольцеобразная связка, удерживающая в правильном положении головку лучевой кости, оказывается слишком свободной. Вследствие этого нередко возникает подвывих (если потянуть малыша за руку). Педагог должен обязательно предупреждать об этом родителей.

В развитии мышц выделяют несколько этапов. Один из них – это возраст 6 лет. К шести годам у ребёнка хорошо развиты крупные мышцы туловища и конечностей, но по-прежнему слабы мелкие мышцы, особенно кистей рук. Поэтому дети относительно легко усваивают задания в ходьбе, беге, прыжках, но известные трудности возникают при выполнении упражнений, связанных с работой мелких мышц.

Основой проявления двигательной деятельности является развитие устойчивого равновесия. Оно зависит от степени взаимодействия проприоцептивных, вестибулярных и других рефлексов, а также от массы тела и площади опоры. С возрастом показатели сохранения устойчивого равновесия у ребёнка улучшаются. При выполнении упражнений на равновесие девочки имеют некоторое преимущество перед мальчиками.

Дети шестилетнего возраста уже способны дифференцировать свои мышечные усилия, а это означает, что появляется доступность в умении выполнять упражнения с различной амплитудой, переходить от медленных к более быстрым движениям по заданию воспитателя, т.е. менять темп.

Развитие центральной нервной системы характеризуется ускоренным формированием морфофизиологических признаков, совершенствуются основные процессы: возбуждение, и особенно торможение, и несколько легче в данный период формируются все виды условного торможения. Задания детям, основанные на торможении, следует разумно дозировать, так как выработка тормозных реакций сопровождается изменением частоты сердечных сокращений, дыхания, что свидетельствует о значительной нагрузке на нервную систему.

Развитие сердечно-сосудистой и дыхательной систем. К пяти годам размеры сердца у ребёнка (по сравнению с периодом новорожденного) увеличиваются в 4 раза. Интенсивно формируется и сердечная деятельность, но процесс этот не завершается на протяжении всего дошкольного детства.

Средняя частота пульса у ребёнка к шести-семи годам составляет 92-95 ударов в минуту. К семи-восьми годам развитие нервного аппарата, регулирующего сердечную деятельность, в основном заканчивается, и работа сердца становится более ритмичной.

Исследования по определению общей выносливости у дошкольников (на примере беговых и прыжковых упражнений) показали, что резервные возможности сердечно-сосудистой и дыхательной систем у детей достаточно высоки.

Потребность в двигательной активности у многих ребят настолько велика, что врачи и физиологи период от пяти до семи лет называют «возрастом двигательной расточительности». Задачи педагога заключаются в контроле за двигательной деятельностью своих воспитанников с учётом проявляемой ими индивидуальности, предупреждении случаев гипердинамии и активизации тех, кто предпочитает «сидячие» игры.

Предмет исследования состоит в установлении зависимости использования акробатических упражнений на физкультурных занятиях на развитие физических качеств детей 6 года жизни.

Задачи исследования: — изучить литературу по развитию физических качеств детей старшего дошкольного возраста.

— Выявить значение развития физических качеств.

— разработать систему занятий с использованием акробатических упражнений.

Гипотеза: занятия с использованием акробатических упражнений позволяют совершенствовать физические качества детей шестого года жизни.

Источник

Adblock
detector