Формирование и развитие духовно-нравственного здоровья школьников средствами культурно-ориентированных предметов
Чтобы обеспечить условия здоровой и полноценной жизни, необходимо оказание соответствующей помощи со стороны окружающих ребенка взрослых. Важно научить противостоять стрессовым ситуациям, не поддаваться неудачам; воспитывать желание быть бодрым и оптимистичным; развивать волевые качества, способность не бояться трудностей; умение общаться со сверстниками и взрослыми; ценить, беречь и укреплять своё здоровье. Успешность обучения в школе определяется уровнем состояния здоровья ребёнка.
В школе существуют различные пути сбережения и укрепления здоровья детей младшего школьного возраста — это оптимальная организация учебного процесса в соответствии с возрастными, индивидуальными особенностями ребёнка, выбор адекватных методик обучения и воспитания, рациональный режим ведения урока, укрепление физического здоровья, использование технологий сохранения здоровья, воспитания культуры здоровья. В решении данного вопроса актуальным является разработка и внедрение таких технологий использование которых идёт на пользу здоровья учащихся, так как значительную часть своего времени они находятся в школе.
Психологическое здоровье — необходимое условие полноценного функционирования и развития человеком в процессе его жизнедеятельности. Психологическое здоровье связано с духовностью, с ориентацией на абсолютные ценности: Истину, Добро, Красоту. Если у человека нет этой этической базы, то невозможно говорить о его полноценном психологическом здоровье. Ключевыми словами психологического здоровья являются гармония и баланс, которые должны быть между различными сторонами: эмоциональными, интеллектуальными, телесными, психическими, нравственными, духовными; также между самим человеком и окружающими его людьми, природой. Академик В.М.Бехтерев писал, что одной из направленностей здоровой личности является нравственное воспитание: «:как для правильного развития тела необходимо правильное питание, так и для умственного развития личности требуется представление ей пищи духовной». Сегодня вопрос духовно-нравственного воспитания — один из центральных в сфере образования. В совершенствовании нравственных чувств отечественных психолог И.А.Сикорский видел залог нравственного здоровья общества, особую роль отводил содержанию школьных дисциплин.
Духовная музыка — одно из средств, которое способно воздействовать на тот потенциал духовных и творческих способностей, возможностей, заключенных в эмоциональной сфере человека. Содержание такой музыки пробуждает ту устремленность к Добру и Свету, которая заложена в каждой душе ребенка и может стать источником нравственности и гармонии личности. Открытость, искренний интерес детей к религиозному искусству; принятие духовных образов, которые содержат музыкальное и изобразительное искусство; раскрепощенность, свободное самовыражение в исполнении песен с духовным содержанием; чистота, неподдельная искренность детей в своих высказываниях, чувствах. Предмет «Духовная музыка» является важной составной частью предметов человековедческого цикла в школе, цель которых формирование и развитие психологического здоровья.
Духовная музыка помогает снятию скованности и эмоционального напряжения; побуждает к гармоничному общению, основой которого является доброжелательность, искренность; развивает способности к творческому воображению, раскрепощению; формирует эстетические потребностей; настраивает на позитивные чувства, мысли, поступки, желания.
Все темы имеют общечеловеческое значение, они значительны и серьезны. Через связь духовного искусства с жизнью осознаются главные этические законы — Любви, Добра, Справедливости, по которым должен жить человек, нравственные ценности, наполняющие истинным смыслом го жизнь. Очень важно воспитать в ребенке способность видеть красоту окружающего мира, ощущать себя в гармонии с этим миром. Темы программы общие для разного возраста детей, но разрабатываются в содержании занятий с учетом их особенностей развития, возможностями конкретного класса. Они углубляются по содержанию, совершенствуются, чтобы раскрыть полнее богатство духовного и образно-чувственного мира ребенка, реализовать его душевно-духовные качества.
Урок для ребенка — это частица его жизни и педагогу надо умело пользоваться голосом, жестами, мимикой, чтобы вместе проживать этот урок. Результат — это отношение детей, интерес, который они проявляют к содержанию предмета. Дети ощущают себя на занятиях комфортно, у них появляется желание поделиться своим состоянием, чувствами, высказать свои мысли, то есть существует личная востребованность в таких занятиях. Учителю дают большую информацию о внутренней жизни детей рисунки, высказывания, составления молитв, которые иногда даже вскрывают серьезные, глубоко скрытые личностные проблемы ребенка.
Практическая значимость программы состоит в том, что она делает педагогический процесс более личностно-ориентированным на уроке, может быть использована в работе с детьми младшего и среднего школьного возраста, с разным уровнем развития, включая соответствующие возрасту способы и приемы обучения и воспитания; сам учитель не является наблюдателем со стороны, он тоже вместе с детьми проходит этапы духовного развития, проявляет свои личностные качества, становится мудрым наставником. Содержание программы ориентирует учителя на освоение современных знаний наук о человеке и их реализацию в духовном развитии детей в предметах музыкально-эстетического цикла.
Как один из видимых результатов — это благодарность детей за урок, желание снова прийти и встретиться с педагогом. Дети приносят книги на библейские сюжеты, детские молитвословы, подаренные им иконы, песни, духовную музыку для слушания (иногда уникальные записи, например, хор монахов Валаамского монастыря). Для детей посещение церкви — всегда серьезное востребованное событие, которого они ждут с нетерпением в начале учебного года, в канун Рожества, в Пасхальную неделю. Трогательная чувствительность, эмоции тихой радости испытывает каждый ребенок при встрече с духовными образами и еще длительное время делится своими впечатлениями, душевными открытиями со сверстниками и родителями. Детей нашей школы служащие церкви выделяют по «особому» поведению, умению вести себя в храме, заинтересованности к его внутреннему содержанию. На выставке иконописного искусства в музее даже первоклассники удивили экскурсовода своей любознательностью, знаниями, дополнениями к ее рассказу. Во время уроков школьники создавали творческие работы на темы: «Моя церковь», «Мой внутренний колокольчик», «Во что я верю», «Что может душа, тело», «Рождественские впечатления» и др. Исходя из учебных возможностей школы, психологического портрета класса занятия проводятся один раз в неделю с учащимися начальных классов. Иногда, следуя запросам классных руководителей, это занятие интегрируется с предметом «Человековедение» и приобретает название «Час духовного развития» и проводится в группах продленного дня.
В ходе занятия отслеживается эмоциональное состояние детей, которое они сами выражают в цвете, графической зарисовке в начале и в конце работы, также используется опросник эмоционального состояния. После занятий дети менее напряжены, эмоционально уравновешены, спокойны и чувствуют себя отдохнувшими, проявляют чувство радости. Общение с духовно-нравственных содержанием искусства входит в эмоционально-чувственную сферу ребенка, гармонизирует его психическое состояние, а значит приносит ему на данном этапе ощущение внутренней радости от того, что душа трудилась, удовлетворение собой. Таким образом, содержание предметов культурно-ориентированной направленности создает условия формирования гармоничного внутреннего мира ребенка, сохранение и развитие духовно-нравственного здоровья, его творческих, интеллектуальных, коммуникативных способностей.
ЛИТЕРАТУРА
- Зеньковский В.В. Вопросы христианской антропологии.
- Рахлевская Л.К. Педагогическая антропология (человековедение) в системе непрерывного образования.
- Розин В. Психологическая практика. Эзотерический опыт.
- Штайнер Р. Антропологический путь познания.
- Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Психология человека — М., 1998.
- Маслоу А. Самоактуализация психология личности — М., 1992.
- Ковалько В.И. Здоровьесберегающие технологии в начальной школе. 1-4 классы. М.: «ВАКО», 2004. — 296 с.
- М. М. Безруких Методические рекомендации: здоровьесберегающие технологии в общеобразовательной школе. — М: Триада — фарм, 2002.
- Кукушин В.С. Современные педагогические технологии. Начальная школа. Пособие для учителя. — Ростов н/Д: «Феникс», 2004. -384с.
Источник
Статья «Формирование духовного здоровья младших школьников»
Добрый день, дорогие коллеги, уважаемые члены жюри ,наши гости!
Услышав такую музыку, вы скорее всего ожидали, что сейчас к вам выйдет учитель физкультуры. Ведь наш конкурс называется
Разрешите представиться: « Меня зовут Пантюхина Елена Владимировна, я учитель-логопед МКОУ « Олымская средняя общеобразовательная школа» Касторенского района.
Каким должен быть учитель здоровья, как выглядеть, чем он должен заниматься? Такими вопросами наверняка задавались и участники конкурса и члены жюри.
Ответ на мой взгляд прост: « Учить детей быть здоровыми!»
Духовное, физическое и социальное здоровье-это три неотъемлемые составляющие здоровья, которые должны находиться в гармоничном единстве и обеспечивать высокий уровень здоровья учеников и их благополучие.
Специфика работы такова, что мне приходится в силу своей профессиональной деятельности работать не только с детьми, которые имеют нарушения звукопроизношения, чтения и письма, мой контингент, это еще и дети, которые имеют ограниченные возможности здоровья.
Современная школа стала инклюзивной. Где дети с ОВЗ обучаются совместно с детьми в норме. Моя родная школа, не стала исключением. В школе работает интегрированный класс для детей с ОВЗ, обучается 19 детей-инвалидов.
Главная проблема детей с ОВЗ заключается в нарушении связи с миром, ограниченной мобильности, бедность контактов со сверстниками, природой.
Л. С. Выготский называл это « Социальным вывихом». Главнейшая задача педагога — социализировать этих детей, развивать их духовно, сделать их полноценными членами общества!
Совместное обучение и развитие детей с ОВЗ и детей « в норме» , привело к проблемам межличностных отношений между обучающимися данных групп. Проблема интолерантности по отношению к детям с ОВЗ и инвалидностью на данный период остается нерешенной.
Центральных задачей нашего образовательного учреждения , по отношению к детям с особыми потребностями стало формирование толерантности , т.е. способности понять и принять ребенка таким, какой он есть. А также воспитание у сверстников терпимого и уважительного отношения к детям с ограниченными возможностями здоровья.
В связи с этими проблемами назрела необходимость создания в общеобразовательном учреждении благоприятной здоровьесберегающей среды, применив активные и интерактивные формы воспитательной и социально-психологической работы.
Педагогами сопровождения совсместно с кл. руководителями младших классов классным руководителем класса детей с ОВЗ был разработан педагогический проект: «Духовно-нравственное воспитание, важнейший аспект в формировании духовного здоровья младших школьников в инклюзивной школе» , расчитанный на 2 года.
В проекте рассматривается важность и необходимость создания новой адаптивной здоровьеформирующей модели взаимодействия учеников в «норме» с детьми с ОВЗ и инвалидностью, родителей, педагогов.
Проект универсален т.к. целевая аудитория на которую направлен проект: учителя общеобразовательных школ, учителя общеобразовательных школ работающих инклюзивно, педагоги сопровождения, родители, обучающиеся с ОВЗ и дети «в норме».
Проект можно считать уникальным, уникальность заключается в новизне, в ходе проекта разработан цикл мероприятий, который объединил детей и взрослых , педагогов и родителей в стремлении «Быть терпимее друг к другу».
Как известно, есть три составляющие успеха интеграции при обучении и развитии детей с проблемами развития-взаимопонимание, взаимоуважение, взаимодействие.
Опираясь на эти составляющие возникла идея проведения мероприятий проекта в нетрадиционной форме: проекты , акции , тематические недели ,тренинги , с привлечением детей с ОВЗ и детей « в норме», специалистов, родителей ,учителей.
Внеклассная и внеурочная деятельность дает большие возможности, для проведения различных мероприятий, направленных на формирование д-н качеств у младших школьников.
Великий русский педагог К.Д. Ушинский писал, что, прежде чем перейти к твердой пище, ребенок вскармливается молоком матери, прежде чем учить ребенка любить другие страны и другие народы, надо его научить уважать свою страну и свой народ.
Работу по д-н воспитанию, развитию и социализации, социального и гражданского становления личности мл. школьников был организован в несколько этапов
На первом этапе проекта была проведен мониторинг, цель которого определить уровень сформированности духовно-нравственных качеств у обучающихся, их гражданской позиции, патриотического сознания, определение уровня толерантности.
В ходе этого этапа велась разработка проекта: «Духовно-нравственное воспитание, важнейший аспект в формировании духовного здоровья младших школьников в инклюзивной школе».
Установлены сроки реализации проекта.
При разработке и реализации проекта использованы различные современные педагогические технологии: обучение в сотрудничестве, здоровье сберегающие технологии, технология игровых методов, информационно-коммуникационные технологии, технологии мастерских.
Основным результатом проекта будет являться:
приобретение школьником социальных знаний, понимания социальной реальности и повседневной жизни
формирование позитивного отношения школьника к базовым ценностям нашего общества и к социальной реальности в целом
приобретение школьником опыта самостоятельного социального действия
рост профессиональной компетентности младших школьников педагогов в области толерантности.
Индикаторами оценки эффективности проекта будут служить следующие показатели:
— положительное отношение к реализации данного проекта – 100%;
— участие родителей в проводимых мероприятиях -80%;
— успешное усвоение детьми навыков толерантного отношения друг к другу -100%;
— положительный психологический климат в ОУ – 100%;
— участие и помощь педагогов ОУ в различных мероприятиях по толерантному воспитанию -80%.
Определение перспектив внедрения проекта, тиражируемость результатов:
Данный опыт адаптировать для учащихся 5-11 классов.
Описать опыт проведения проекта и выступить на РМО.
Систематизировать полученный в ходе проекта теоретический и практический материал.
Разместить методические рекомендации для логопедов и педагогов сопровождения к проведению проекта в их обр. учреждениях.
Некоторые мероприятия, которые включены в проект: «Неделя толерантности» были апробированы не только на школьном уровне, но и получили высокую оценку на муниципальном и областном уровне. Мероприятие «Урок ДОБРА» муниципальном конкурсе — «Учитель года –2016».(1 место).Педагогическая практика: «Духовно-нравственное воспитание, важнейший аспект социализации детей с ОВЗ» была представлена на областном конкурсе « Специальный педагог 2016». Мастер – класс « Белый цветок» проводился на III фестивале «Терешечка» , который проходил в рамках Всероссийской научно-практической конференции «Психолого-педагогические проблемы развития ребенка в современных социокультурных условиях» г. Курск 30 марта 2018 года.
По результатам апробирования проекта, можно сделать вывод, что проект эффективен, потому что нам удалось привлечь внимание общественности к проблемам детей с ОВЗ и инвалидностью.
Проведение совместных мероприятий детей в «норме» и детей с ОВЗ, дают прогресс в их социальном развитии, повысился уровень межличностных отношений, у детей формируются адаптационные навыки.
Проведение мероприятия повысило положительный благоприятный климат в школе, уровень педагогической толерантности .
Родителям детей с ОВЗ была оказана консультативная и правовая поддержка. Это дало уверенность, каждому родителю, что в школе их детей принимают и понимают.
План «Недели толерантности»
Девиз « Недели толерантности »: « Мы разные, но все-таки мы ВМЕСТЕ!»
Открытие «Недели толерантности» ( Линейка « Мы вместе!»)
Спортивная акция : « Возьмемся за руки, друзья!» (педагоги сопровождения- Пантюхина Е.В.; Сапрыкина Н.Г.)
Викторина « Что такое толерантность?» (1-4 классы)
Открытые мероприятия для педагогов района, обучающих детей с ОВЗ
1.Урок литературы в 3 классе, обучающегося на дому по адаптированной общеобразовательной программе вариант 8.3( Фролова Т.Н.-учитель начальных классов)
2.Открытое логопедическое занятие в группе детей с ОВЗ «Дисграфия» (Пантюхина Е.В- учитель-логопед)
3.Внеклассное мероприятие « Спешите делать добро!»( Сапрыкина Н.Г- педагог –психолог)
Конкурс рисунков « Радуга толерантности».
Акция « Дерево толерантности»( для учеников младших классов и педагогов.) педагоги сопровождения-Пантюхина Е.В.; Сапрыкина Н.Г.)
Мастер-класс « Белый цветок» ( 1-4 классы) (Пантюхина Е.В.)
Литературный конкурс « Проба пера»( буриме на заданные рифмы)
Тренинг общения « Мы вместе!»(для родителей, имеющих детей- инвалидов и детей с ОВЗ) ( педагоги сопровождения-Пантюхина Е.В.; Сапрыкина Н.Г.)
Подведение итогов « Недели толерантности».( Вручение грамот и подарков)
Закрытие «Недели толерантности»
Итоговое мероприятие « Учимся быть толерантными».(педагоги сопровождения-Пантюхина Е.В, -учитель-логопед; Сапрыкина Н.Г. –педагог -психолог)
Были разработаны и проведены тематические классные часы :
« Моя мама лучшая на свете», « История моей семьи»,« Моя семья в рисунках и фотографиях», «Любимый край»,Исследовательский проект: « Чьи имена носят улица поселка?», Проект: « Сто добрых дел — для нас не предел», « День флага»,» Акция «Ветеран»-совместное мероприятие с центром социальной помощи семье и детям»,Дети участвовали в акции проводимой в рамках недели логопедии « Мы помним, мы гордимся!»,особый интерес у детей вызвали мероприятия « Праздник осени» « Наши дедушки и папы -лучше все», «Неделя логопедии»-потому что это были мероприятия поведенный совместно с детьми в норме и при участии родителей.
В результате моего проекта значительно укрепились семейные связи, у детей появилось чувство гордости за свою семью,малую родину , Отечество .Повысился интерес к истории поселка, историческому прошлому родного края .
Надеюсь что мои дети смело могут сказать
я умею любить , помогать ближнему, добиваться успеха
я горжусь своими достижениями
я научился сострадать, дружить , верить
я люблю свою Родину, чту память предков
В результате реализации проекта, у детей сформировалась активная жизненная позиция: дети стали победителями всероссийской олимпиады для детей с ОВЗ, стали участниками всероссийской олимпиады по литературе « Чтение стихотворений», дипломантами районного конкурса « Золотые купола», проводимого Касторенским благочинием, победителями районного конкурса « Рождественская открытка», стали участниками акции « Ветеран» , проведенной совместно со Щиговским центром социальной защиты, работы детей участвовали в различных конкурсах, декоративно –прикладных выставках школы , района и области.
Я думаю что, воспитание духовного здоровья мл. школьников первостепенная задача современной инклюзивной школы!
Ведь именно воспитание высоко- нравственных, высоко-духовных качеств личности помогает детям чувствовать себя полноценными членами общества, быть полноправными гражданами своей страны!
В заключении Мне бы хотелось сравнить каждого моего воспитанника с цветком. Смотреть, как растёт маленький человек, — всё равно, что наблюдать, как из крошечного бутона распускается цветок. Никто не знает точно, каким он будет, когда расцветёт, — можно только направить и надеяться. Но тем больше моя гордость и радость, когда я вижу, каким замечательными людьми становятся мои воспитанники!
Автор: Пантюхина Елена Владимировна → Публикатор |
—> 07.05.2020 0 369 93
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.
Источник
➤ Adblockdetector