Меню

Формирование доступной среды для людей с ограниченными возможностями здоровья

XII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум — 2020

ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ДОСТУПНОЙ СРЕДЫ ДЛЯ ИНВАЛИДОВ И ЛЮДЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

Важным индикатором цивилизованного общества является способность поддерживать людей, имеющих особые потребности в повседневной жизни. К таким людям относятся инвалиды и люди с ограниченными возможностями здоровья, лишенные полноценной жизнедеятельности.

В Российской Федерации по состоянию на 1 ноября 2019г. [1] численность инвалидов составляет свыше 11 млн человек, что говорит о большой значимости проблем инвалидности для общества, а также о необходимости принятия важных решений в правовой сфере государства, способствующих улучшению качества жизни людей с ограниченными возможностями здоровья и приближающих их к полноценным членам общества. В современном мире инвалиды практически ежедневно сталкиваются со многими проблемами в повседневной жизни: к примеру, из-за отсутствия в городе специального оборудования для лиц, передвигающихся на инвалидных колясках, возникает проблема свободного передвижения, а во многих случаях даже невозможность подъезда к социально-необходимым объектам (больницам, магазинам, культурным учреждениям и т.д.). В связи с этим, возникает острая потребность в создании и формировании правильной доступной среды. Доступная среда призвана облегчить жизнь не только инвалидам, но и другим группам населения, таким как: люди пожилого возраста, дети в возрасте до 8-10 лет, беременные женщины, люди с повышенной массой тела, люди с временными травмами (растяжения, переломы и т.д.) и другие маломобильные категории населения. [2] Соответственно, доступная среда важна для каждого человека, независимо от того, признан он инвалидом или нет.

Для самого большого «меньшинства» в мире, общества инвалидов, ежедневно сталкивающегося с различными формами дискриминации, особенно важно улучшение их социального положения и условий жизни, внимание которым уделяется не только в каждой стране в отдельности, но и в международном масштабе. Большим шагом в данном вопросе было международное сотрудничество в области защиты прав инвалидов, выражающееся в принятии Организацией Объединенных Наций «Декларации о правах инвалидов» (1975г.), а также принятие и ратификация государствами мира «Конвенции о правах инвалидов» (2006г.), которые ознаменовали своим появлением признание правового статуса данной категории людей, смену устоявшегося отношения подходов к инвалидам и лицам с ОВЗ на национальном и государственном уровнях.

В Российской Федерации на законодательном уровне принят ФЗ от 24 ноября 1995г. №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ», которым определяются требования к доступной среде, а именно: физическая доступность (ст. 15); информационная доступность (ст. 14 и 15); порядок обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг, а также оказания им при этом необходимой помощи (ст. 15); инструктирование или обучение специалистов, работающих с инвалидами, по вопросам, связанным с обеспечением доступности (ст.15); привлечение полномочных представителей общественных объединений инвалидов для подготовки и принятия решений, затрагивающих интересы инвалидов (ст. 33). Также была принята Постановлением Правительства РФ от 1 декабря 2012г. №1297 (в редакции Постановления Правительства РФ от 31 марта 2017г. №371) Государственная Программа Российской Федерации «Доступная среда», рассчитанная на период с 2011г. по 2020 г. Целью данной программы является создание правовых, экономических и институциональных условий, способствующих интеграции инвалидов в общество и повышению уровня их жизни. Данная программа призвана обеспечить равный доступ инвалидов к жизненно важным объектам и услугам в основных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения. Необходимо обеспечить равный доступ инвалидов к реабилитационным и абилитационным услугам, включая обеспечение равного доступа к профессиональному развитию и трудоустройству. Принятые законодательные акты направлены на проведение работы в обществе по изменению мировоззрения и отношения к людям с ограниченными возможностями здоровья. Необходимо изменить устоявшиеся мнения людей о данной группе населения, призвать относиться к инвалидам, как к достойным членам общества.

В целях выявления отношения общества к людям с ограниченными возможностями здоровья и определения уровня развития доступной среды для людей с ОВЗ был проведен социологический опрос. Участниками данного опроса были респонденты в возрасте от 18 до 45 лет, которым был задан вопрос: «Какие, на ваш взгляд, основные проблемы, с которыми сталкиваются инвалиды в России ежедневно?». Из предложенных на выбор ответов, 27% респондентов отмечали, что основные проблемы и трудности инвалидов связаны с перемещением по городу, не приспособленным для передвижения людей с ОВЗ городским транспортом, а также сложностями с входом/выходом из дома (неприспособленность тротуаров, отсутствие пандусов, отсутствие лифта, узкие дверные проходы и пр.). Отсутствие в медицинских учреждениях оборудования, необходимого для полноценного лечения отметили 13% опрошенных. 12% респондентов обратили внимание на враждебное или бестактное, грубое отношение окружающих к инвалидам. Недостаточный размер пособий и сложность получения положенных льгот указали 11% участников опроса. Проблемы с обеспечением необходимыми лекарствами заметили 10%. Проблемы с трудоустройством и недоступность современных технических средств реабилитации (инвалидных колясок, протезов и пр.), отсутствие нужного количества экономически доступных реабилитационных центров отметили равное количество респондентов — по 9%. В свою очередь, ограниченность в выборе досуга, развлечений назвали 7% опрошенных. 2% участников при ответе на вопрос заметили, что на сегодняшний день в России у инвалидов не существует проблем с доступной средой.

В ходе социологического исследования было выявлено, что уровень развития доступной среды для инвалидов в нашем обществе развивается не на должном уровне. Существуют проблемы, которые требуют незамедлительного решения. Развитие доступной среды необходимо каждому члену общества в равной мере, поэтому в наших интересах всеми силами способствовать развитию данного процесса.

Таким образом, идеология формирования исключительного пространства, в котором отсутствуют всевозможные барьеры и препятствия, предполагает, что отношения, складывающиеся в цепочке «инвалид — среда — общество» строятся так, что меняться должны последние, а не наоборот, как это было принято считать долгие годы. Развитие концепции доступного пространства направлено на создание и совершенствование механизмов, которые помогут покончить с преградами, препятствующими инвалидам их полноправному участию в жизни общества.

1. Численность инвалидов в Российской Федерации по состоянию на 1 ноября 2019г. / Федеральная Государственная Информационная Система – Федеральный реестр инвалидов [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https :// sfri . ru / analitika / chislennost / chislennost ? territory =1 (Дата обращения: 10.12.2019г.);

2. Вебинар с участием федерального эксперта, заместителя руководителя аппарата «Всероссийского Общества Инвалидов» Бухарова Е.А. на тему: «Комплексный подход в организации доступной среды: нормативная база и основные принципы» / Тотальный тест «Доступная среда» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://xn—-7sbaqbevmv7c5i.xn--p1ai/total-test/ (Дата обращения: 10.12.2019г.);

Читайте также:  Кобальт вреден для здоровья

3. «Декларация о правах инвалидов», принятая резолюцией 3447 на 2433-ем пленарном заседании Генеральной Ассамблеи ООН от 9 декабря 1975г.;

4. Конвенция ООН «О правах инвалидов», принятая резолюцией 61/106 Генеральной Ассамблеи ООН от 7 января 2006г.;

5. Федеральный Закон от 24 ноября 1995г. №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ»;

6. Государственная Программа Российской Федерации «Доступная среда», принятая Постановлением Правительства РФ от 1 декабря 2012г. №1297 (в редакции Постановления Правительства РФ от 31 марта 2017г. №371).

Источник

Формирование доступной среды для людей с ограниченными возможностями здоровья

Библиографическая ссылка на статью:
Терскова С.Г. Механизм формирования доступной среды для инвалидов // Гуманитарные научные исследования. 2015. № 7. Ч. 2 [Электронный ресурс]. URL: https://human.snauka.ru/2015/07/12062 (дата обращения: 31.05.2021).

Проблема создания доступной среды жизнедеятельности уже на протяжении многих десятилетий является одной из самых актуальных для всего мирового сообщества. В России тема создания безбарьерной среды получила особую приоритетность лишь в последние десятилетия.

В настоящее время в российском обществе пока не сложился четкий устойчивый механизм формирования доступной среды для маломобильных категорий населения, обеспечивающий реализацию всех прав и свобод людей с ограниченными возможностями здоровья.

Проблематику доступной среды исследуют ученые, среди них Н.А. Антонова, О.В. Баркунова, Л. М. Билалова, О. М. Иванова, М. Н. Максимова, С. В. Орлов, А. Ф. Шакирова, Е.Р. Ярская-Смирнова и другие.

На сегодняшний день используют различные понятия, характеризующие комфортную среду обитания для инвалидов доступная среда, безбарьерная среда, универсальный дизайн, инклюзивная среда и др. Попытаемся рассмотреть каждый из них.

Доступная среда – это такая организация окружающего пространства, при которой любой человек, независимо от своего состояния, физических возможностей и других ограничений, имеет возможность беспрепятственного доступа к любым объектам социальной, общественной, транспортной и иной инфраструктуры, а также может свободно передвигаться по любому выбранному маршруту [1].

Например, в Своде правил по проектированию и строительству зданий и сооружений с учетом доступности для маломобильных групп населения, доступность определяется как свойство здания, помещения, места обслуживания, позволяющее беспрепятственно достичь места и воспользоваться услугой [3].

Конвенция ООН «О правах инвалидов» дает следующую трактовку понятия доступности как необходимой предпосылки для социальной интеграции и реализации прав человека: «… важна доступность физического, социального, экономического и культурного окружения, здравоохранения и образования, а также информации и связи, поскольку она позволяет инвалидам в полной мере пользоваться всеми правами человека и основными свободами» [3].

Таким образом, исходя из представленных определений, доступной является такая среда, которая создает условия для свободного перемещения, комфортного функционирования, успешной реабилитации и самореализации гражданина.

В широком аспекте термин доступная среда включает комфортную городскую инфраструктуру, доступные услуги, доступность связи, толерантность со стороны населения, возможность для инвалида использовать любой транспорт, обучаться, заниматься трудовой деятельностью, беспрепятственно посещать культурные, образовательные, спортивные, медицинские и иные массовые учреждения.

Термин безбарьерная среда является синонимичным термином доступной среды, но исходя из формулировки первого термина, мы акцентируем свое внимание, прежде всего, на присутствии «барьеров». Барьеры бывают физические и нефизические, в первом случае – это ступеньки, узкие проходы, высокие бордюры, ямы и голдобины на тротуарах и т.д. Эти барьеры можно преодолеть посредством обустройства пандусов, установкой поручней, частичной реконструкцией зданий и сооружений.

Обратим внимание на термин «механизм формирования доступной среды». В целом, под механизмом принято понимать внутреннее устройство машины, прибора, аппарата, приводящее их в действие. В социологическом словаре социальных механизм – взаимодействие социальных структур, норм, институтов, образцов поведения и т.д., посредством которого обеспечивается четкое функционирование социальной системы.

Идея обращенности к доступной среде, и к механизму исправления ее качеств, впервые была выдвинута К. Линчем в работе «Образ города». Интерес представляет идея о создании механизмов связи между проектировщиками, пользователями и средой, служащей объектом деятельности. Актуальность создания таких механизмов связи усиливается, если речь идет о людях, имеющих особые потребности к качеству и характеру городского пространства. Из-за позиции социального меньшинства их потребности часто игнорируются. Обеспечение доступности создает предпосылки для реализации потенциала инвалидов и, следовательно, способствует социальному и экономическому развитию государства [10].

По мнению автора, механизм формирования доступной среды включает учреждения, ресурсы, средства разработки и проведения политики доступности, правовые регуляторы, направляющие формирование безбарьерной среды, а также формы и методы их контроля.

Данный механизм формируется на базе политики доступности – системе непрерывных мероприятий, осуществляемых на основе единой стратегии и заинтересованности всех субъектов политики, и осуществляется на различных территориальных уровнях. Постараемся подробнее разобрать все компоненты механизма.

Формирование доступной среды является обязанностью федеральных, региональных и местных органов власти. Законодательство РФ обязывает власти формировать и реализовывать районные и городские программы по обеспечению доступности объектов городской инфраструктуры.

В условиях децентрализации формирование политики доступности на местном уровне имеет приоритетное направление. Обратим внимание на сеть учреждений, участвующих в решении проблем по обеспечению доступной среды жизнедеятельности инвалидов. Она представлена различными ведомствами на муниципальном уровне: комитет градостроительства и земельных ресурсов, комитет социальной защиты, комитет ЖКХ, управление дорожно-коммунальным хозяйством и благоустройства, комитет по физической культуре и спорту, комитет по делам молодежи, комитет образования и науки, управление здравоохранения, управление по транспорту и связям, общественные организации инвалидов (ВОИ, ВОГ, ВОС).

Например, комитет градостроительства и земельных ресурсов выступает первичным звеном в формировании доступной среды для людей с ограниченными возможностями здоровья. Он осуществляет выдачу разрешения на ввод объекта в эксплуатацию зданий и сооружений. К сожалению, мы можем наблюдать, что дома, которые недавно построены, в полной мере не соответствуют принятым нормам доступности. Возможно, это связано с недоработкой законодательной базы или с отсутствием заинтересованности со стороны работников служб.

Для осуществления активной деятельности представленных подразделений и организация по формированию доступной среды необходимы ресурсы: нормативно-правовые, материально-технические, информационные, финансовые, кадровые.

Нормативно-правовые ресурсы – документы, которые принимаются на уровне предприятия или подразделения, отражающие приоритетность и важность доступной среды и обязывающие ее исполнение.

Материально-технические и информационные ресурсы представляют собой конкретные материальные приспособления и услуги, обеспечивающие комфортное перемещение и информированность маломобильных граждан. Сюда можно отнести знаки доступности (информационные и предупреждающие), контрастную маркировку, мнемосхемы, информационные табло и таблички, звуковые маяки и информаторы, систему навигации, телефоны с крупными кнопками, видеоувеличители, бегущие строки, столы с микролифтом, информационные системы, FM-системы, информационные терминалы, оформление стоянок для инвалидов и др.

Читайте также:  Когда будет лыжня здоровья

Для лиц с нарушением опорно-двигательного аппарата двери с автоматическим открыванием, реализация системы вызова помощника, противоскользящие покрытия, мобильные и лестничные подъемники и др.

Наиболее оснащенными материально-техническими и информационными ресурсами доступности являются крупные российские города (Москва, Санкт-Петербург), в остальных городах столь существенных изменений с постсоветского периода не наблюдается.

Финансовые ресурсы являются наиболее важными и дефицитными в современных условиях кризиса. Финансирование мероприятий по созданию доступной среды на сегодняшний день осуществятся в основном за счет бюджетных средств и в рамках реализации программы «Доступная среда» на 2011-2015 гг. Общий объем финансирования программы составляет 452749,5 тысяч рублей. Финансирование распределено по приоритетным сферам жизнедеятельности:

  • социальная защита (63213,0 тыс. рублей);
  • культура (33810,0 тыс. рублей);
  • спорт (30041,6 тыс. рублей);
  • образование (117765,0 тыс. рублей);
  • транспорт (82889,0 тыс. рублей);
  • охрана здоровья населения (30700,0тыс. рублей);
  • труд и занятость (81880,9 тыс. рублей);

информация и связь (12450,0 тыс. рублей) [6].

Учитывая большой объём работы и материальных затрат, финансирования катастрофически не хватает, что обязывает искать дополнительные средства для создания доступной среды (спонсоры, налоговые послабления для работодателей и т.д.).

Без кадровых ресурсов, специалистов в области «доступной среды» очень трудно «построить» доступную среду, ведь необходимо, чтобы специалист был квалифицирован в данной сфере. В последние годы в России проводятся курсы повышения квалификации и семинары для представителей социальных, архитектурно-строительных и транспортных подразделений региональных и муниципальных органов власти, учреждений социального назначения с целью их обучения в области эффективного развития доступной среды для людей с инвалидностью в России. Однако специалистов, прошедших подобное обучение очень мало.

К средствам формирования политики доступности можно отнести все формы СМИ, рекламные продукты, конкурсы тематических проектов, конференции, выставки специального оборудования, дополнительные образовательные программы по безбарьерной среде и др.

Одним из важнейших компонентов формирования доступной среды являются правовые регуляторы – совокупность определённых норм , законодательных актов, упорядочивающих поведение людей или состояние иных объектов регулирования в сфере доступной среды жизнедеятельности. Они регламентируют и направляют формирование доступной среды и отношения во взаимодействии с инвалидами. Выделяют следующие уровни правовых регуляторов:

  • Первый уровень – это учредительные акты, пакты, конвенции, рекомендации и резолюции международных организаций;
  • Второй уровень – это юридические акты федерального значения, включая федеральные законы, указы Президента и правительства Российской Федерации;
  • Третий уровень – деятельность региональных и муниципальных учреждений, которые руководствуются законодательными актами высшего уровня и нормативно-правовыми документами субъектов РФ.

На данный момент в России активно формируется политика доступности окружающей среды, что нашло свое отражение в ряде принятых нормативных документов и социальных программ на различных территориальных уровнях.

3 мая 2012 года Российская Федерация ратифицировала Конвенцию ООН о правах инвалидов. В результате наша страна взяла на себя обязательства выполнять положения Конвенции, направленные на обеспечение полного участия людей с инвалидностью в гражданской, политической, экономической, социальной и культурной жизни общества [2].

Первым нормативным документом РФ, в котором были четко освещены права инвалидов в вопросах доступности прав и услуг стал указ Президента РФ «О мерах по формированию доступной для инвалидов среды жизнедеятельности» от 2 октября 1992 г.

Существует ряд других федеральных законов, которые направлены на формирование доступности окружающей среды для инвалидов. Среди них: Конституция РФ, ФЗ от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»; ФЗ от 7 июля 2003 года «О связи»; Федеральный закон от 4 декабря 2007 г. № 329-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» и др.

Настоящим прорывом в политике доступности стало принятие программы «Доступная среда». В 2011 году Правительство Российской Федерации утвердило федеральную целевую программу «Доступная среда», которая рассчитана на 2011 – 2015 гг. Данная программа направлена на формирование к 2015 году условий, которые бы обеспечивали равный доступ инвалидов, наравне с другими людьми, к физическому окружению, транспорту, информации и связям, а также объектам и услугам открытым для населения [4].

Основные ожидания от программы: во-первых, повышение уровня и качества жизни, уровня конкурентоспособности инвалидов на рынке труда, эффективность их реабилитации за счет повышения доступности объектов социальной инфраструктуры; во-вторых, повышение эффективности и результативности расходов бюджетов всех уровней на решение проблем инвалидности и инвалидов посредством внедрения унифицированных подходов, а также использование создаваемой информационной базы данных; в–третьих, повышение инвестиционной привлекательности производств товаров и услуг для инвалидов, развитие товаропроизводителей и рост конкурентоспособности производимых ими товаров и услуг; в-четвертых, интенсификация процесса формирования доступной среды в стране, включая общероссийские общественные организации [1].

27 октября 2014 года премьер-министр РФ Дмитрий Медведев подписал распоряжение Правительства РФ №2136-р «О продление до 2020 года срока реализации государственной программы «Доступная среда».

Для того, чтобы среда для инвалидов была доступной, необходимо при проектировании зданий и сооружений учитывать потребности людей с ограниченными возможностями. В результате был принят нормативный документ «Проектирование зданий и сооружений с учетом доступности для маломобильных групп населения» утвержденный Постановлением Госстроя РФ от 16. 07. 2001 года №70.

Среди строительных норм и правил по формированию доступной среды можно выделить два наиболее важных: СНиП 35-01-2001 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения», СП 35-102-2001 Жилая среда с планировочными элементами, доступными инвалидам.

В настоящее время все нормативные документы в области технического регулирования (в том числе проектирования и строительства) делятся на две категории: обязательные и добровольные.

Среди обязательных СНиП 35–01–2001 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения». Разделы 3 (пункты 3.1–3.37, 3.39, 3.52–3.72), 4 (пункты 4.1–4.10,4.12–4.21,4.23–4.32)., СНиП 31–06–2009 «Общественные здания и сооружения». Разделы 3 (пункты 3. 1–3.13, 3.15–3.20, абзац первый пункта 3.21, пункты 3.22–3.25), 4,5 (пункты 5.1–5.19,5.30–5.32, 5.34–5.40),7–9.

К сожалению, стандарты и правила, не включённые в этот Перечень, не являются обязательными. Из всех имеющихся сегодня нормативных документов в сфере обеспечения доступности (включая новые актуализированные редакции старых) только некоторые части СНиП 35–01–2001 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения» (утв. Постановлением Госстроя РФ от 16.07.2001 г. №73) является обязательным для исполнения [5, C. 8]. Поэтому строители могут на законных основаниях не учитывать интересы инвалидов.

В России в отличие от европейских государств [7, C. 40], ответственность за исполнение законодательства и оказание социальной поддержки и защите прав инвалидов ложится на структуры, занимающиеся проблемами незащищенных категорий населения (учреждения социальной защиты населения), остальные структуры выпадают из этого процесса. Да и сама идеология формирования безбарьерного городского пространства предполагает, что отношения «инвалид-среда-общество» строятся так, что изменяться должны последние, а не наоборот, как это было принято считать долгие годы [7, C. 44].

Читайте также:  Круглый стол мужское здоровье

Россияне, посетившие США отмечают абсолютную доступность окружающей среды, возможность всегда и везде попасть в любое здание и комфортно передвигаться по городу. Данный опыт подтверждает, что человека делает инвалидом несовершенство окружающей среды.

В 1991 г. в США был принят Акт о гражданах-инвалидах, который гарантировал возможность доступа людей с инвалидностью ко всем объектам жилой, социальной и транспортной инфраструктур, а также объектам коммуникации. В результате было создано специальное агентство, которое следило за выполнением принятого Акта, в случае нарушений к виновникам применялись санкции, вплоть до судебного разбирательства. Коммерческие структуры, вкладывающие собственные средства в создание условий архитектурной доступности для инвалидов, получили возможность вывести потраченные на это суммы из налогооблагаемой базы [8, C. 25].

Подобный опыт практикуется и в российских городах, но среди работодателей нет особой заинтересованности, что связано с недоступностью городской среды, отношенческими барьерами и пассивностью населения.

Периодом активного внимания к инвалидам за рубежом были 1983 -1992 годы названные десятилетием инвалидов. Положительные результаты по обеспечению доступной среды жизнедеятельности инвалидов были в тех странах, где инициаторами создания доступной среды были инвалиды.

На сегодняшний день программный подход формирования доступной среды является самым актуальным и самым действующим, так как ставит между собой большое количество целей, которые непременно нужно достичь совместными усилиями.

Контролирующим элементом механизма формирования доступной среды являются формы и методы контроля. Сюда можно отнести проведение социологических исследований (социологическое сопровождение), независимых экспертиз зданий со стороны общественных организаций инвалидов и иных учреждений, паспортизация зданий и сооружений и др.

Таким образом, на сегодняшний день в России осуществляется институционализация механизма формирования доступной среды для маломобильных категорий населения. Комплекс предпринятых мер нацелен на то, чтобы сделать окружающую среду комфортной и удобной для всех людей. Последовательно проводится работа, которая направлена на социальную защиту инвалидов, а также улучшение их социального положения, повышения доходов и улучшение качества жизни [4, C. 15].

Программный подход формирования доступной среды спровоцировал нарастание интереса со стороны научного сообщества и чиновников в вопросах создания безбарьерной среды для маломобильных категорий населения. Достижение поставленных целей требует нормативных коррективов в области доступной среды для инвалидов, комплексной, системной и кропотливой работы различных служб, ведомств, организаций и местного сообщества. Только совместными усилиями можно создать универсальную среду обитания.

В результате можно выделить наиболее важные проблемы по формированию механизма доступной среды жизнедеятельности инвалидов на городском уровне:

  • ведомственная разобщенность в вопросах формирования доступной среды;
  • неэффективная координация и взаимодействие органов государственной власти, органов местного самоуправления, бизнеса и общественных организаций инвалидов по созданию доступной среды, в том числе при реализации ведомственных, региональных целевых программ и отдельных мероприятий;
  • несовершенство законодательства, связанное с необязательным исполнением нормативных документов при проектировании и строительстве капитальных объектов (в частности, Свод правил «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения») и как следствие незаинтересованность органов в сфере градостроительства и коммунального хозяйства вопросами доступности среды;
  • отсутствие системы независимой экспертизы и контроля в области проектирования, строительства и реконструкции объектов с позиции доступности для инвалидов и других маломобильных групп населения;
  • отсутствие механизмов привлечения контролирующих органов и общественных объединений инвалидов по обеспечению доступной среды жизнедеятельности инвалидов;
  • отсутствие четкой стратегии и мероприятий по формированию толерантного отношения к инвалидам в обществе.

Для решения вышеперечисленных проблем, можно предложить ряд мероприятий:

  • Необходимо вести контроль за проектированием и строительством объектов и учитывать интересы инвалидов; систематически проводить независимые экспертизы в области строительства, проектирования, реконструкции зданий и сооружений с привлечением общественных организаций инвалидов и всех ответственных подразделений за создание доступной среды.
  • Внести изменения в нормативные документы, в частности, утвердить все нормативные документы в области проектирования и строительства как обязательные для исполнения, увеличить размер штрафных санкций за отсутствие пандуса, необорудованной территории возле здания, узких дверных проемов и т.д.
  • В первую очередь доступными нужно сделать дорожную инфраструктуру, а также формировать доступную среду в комплексе, а не отдельными элементами.
  • Необходимо обеспечить подготовку квалифицированных специалистов по доступной среде, исключить текучку кадров.
  • Больше уделять внимания инвалидам в СМИ с позиции активного субъекта; разработать мероприятия для привлечения волонтеров и автоволонтеров, обеспечивающих маломобильным инвалидам возможность получать инклюзивное образование и добираться до места работы и учебы.

Библиографический список

  1. Годовщина ратификации Конвенции ООН о правах инвалидов [Электронный ресурс]. РООИ Перспектива, 2014. Режим доступа: http://perspektiva-inva.ru/protec-rights/events/vw-1741/ , свободный.агл. с экрана.–Яз.рус.
  2. Государственная программа Российской Федерации “Доступная среда” на 2011 – 2015 годы. Утверждена Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 марта 2011 г. N 175
  3. Конвенция ООН о правах инвалидов [Электронный ресурс]. Режим доступа: URL: http://www.dislife.ru/flow/theme/11175/ (дата обращения 20.11.2014)
  4. Киченина, В. С. Правове обеспечение программы «Доступная среда» для людей с ограниченными возможностями в системе МЧС России [ Текст ] // Технологии техносферной безопасности. 2012. № 6 (46).
  5. Мельникова О. Г., Рыбников Е. В. Доступная среда для инвалидов Волгоград: РО ОООИ РСИ ВАНС «Надежда», 2014.
  6. Об утверждении комплексной программы «Доступная среда в Кемеровской области» на 2013-2015 годы ( с изменениями на: 29.12.2014)[Электронный ресурс] Режим доступа:www.docs.cntd.ru, свободный. Загл. с экрана. Яз.рус.
  7. Например, в Канаде программы, направленные на решение проблем людей с ограниченными возможностями, реализуются в более чем 30 министерствах, Агентствах и других социальных органах. Общую координацию социальной адаптации инвалидов осуществляет Министерство развития людских ресурсов. См. Ярская-Смирнова Е. Р. Социальная работа с инвалидами. Питер : СПб, 2004. .
  8. Новиков М. Открывая Америку… // Перспектива: информационный бюллетень / М. Новиков. 2007. №34-35.
  9. Терскова С. Г. Реабилитация инвалидов как направление региональной социальной политики : монография. Новокузнецк, 2012.
  10. Чернецкая А.А. Технология социальной работы: Учебник / А.А. Чернецкая и др. Ростов н/Д:Феникс, 2006.

Количество просмотров публикации: Please wait

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Источник

Adblock
detector