«Формирование ответственного отношения обучающихся к своему здоровью, как фактор привития здорового образа жизни»
статья
статья на тему воспитания и привытия навыков здорового образа жизни у учащихся с нарушением интеллекта
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
2020g.docx | 29.1 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Шаховская школа-интернат для обучающихся
с ограниченными возможностями здоровья»
«Формирование ответственного отношения обучающихся к своему здоровью как фактор привития здорового образа жизни»
Подготовила учитель И.Ю.Ковыркина
Состояние здоровья подрастающего поколения — важнейший показатель благополучия общества и государства, отражающий не только настоящую ситуацию, но и дающий точный прогноз на будущее. Неутешительные данные статистики свидетельствуют о том, что длительное время наблюдается тенденция ухудшения здоровья детей всех возрастов.
Психологи-практики отмечают нарушение эмоционального и личностного развития учащихся, растущую агрессивность и жестокость в их взаимоотношениях с другими детьми и взрослыми. Эти негативные явления взаимосвязаны и обусловлены множеством экономических и социальных причин, а также образом жизни. На фоне сложных экономических условий нашего времени особенно остро стоит проблема здоровья. Именно поэтому я учу своих учеников осознавать себя как часть природы и понимать ответственность перед обществом за состояние своего здоровья. Актуальность заключается в том, что здоровье является базовой потребностью человека, а здоровье человека определяет именно образ жизни.
В коррекционной школе-интернате VIII вида я работаю учителем 23 года. Контингент учащихся составляют дети с диагнозом «олигофрения» со многими сопутствующими нарушениями здоровья. Всем хочется видеть детей здоровыми и счастливыми. Но как сделать, чтобы ребенок жил в ладу с самим собой, с окружающим миром, с людьми?
Секрет в этой гармонии прост: здоровый образ жизни. Он включает в себя и поддержание физического здоровья, и стремление оказать помощь тем, кто в ней нуждается, и отсутствие вредных привычек.
Считаю, что результатом моей работы с детьми является осознание ими положительного влияние соблюдения правил личной и общественной гигиены, значение занятия спортом для творческих и жизненных успехов человека, осознание опасности вредных привычек для жизни и здоровья.
Целью моей деятельности является обеспечение воспитаннику устойчивой мотивации на здоровый образ жизни, развитие поведенческих навыков и ответственного отношения к собственному здоровью и его сохранению.
Задачи: способствовать развитию у детей умения определять своё состояние здоровья через эмоционально-физические ощущения;
пробуждать у детей интерес к физиологии организма и взаимосвязи основных функций некоторых систем, таких, как пищеварение, дыхание, опорно-двигательный аппарат, зрение и т.д.; способствовать развитию представлений о том, что полезно и вредно для организма; создавать условия развития осознанного отношения к своему поведению и деятельности в аспекте здорового образа жизни, устойчивости здоровых поведенческих навыков и некоторых способов самопомощи, самокоррекции и самосовершенствования.
Выдающийся педагог В.А.Сухомлинский писал: «Забота о здоровье-это важнейший труд учителя, воспитателя». От здоровья и жизнерадостности нашего подрастающего поколения зависит их познавательная деятельность, прочность знаний, вера в свои силы и возможности и духовная жизнь в целом. Идея формирования здорового образа жизни находит отражение во многих современных методических пособиях: Программа Г.К.Зайцевой «Уроки здоровья», Соковня-Семеновой И.И. «Основы здорового образа жизни и первая медицинская помощь». Методическое руководство «Познай себя» М.Л.Лазарева и др.
Формирование здорового образа жизни — это целостный процесс, охватывающий все аспекты развития ребенка в системе его отношений со своим внутренним миром, с природой и обществом. Здоровье ребенка формируется под влиянием совокупности социальных, экономических, природных и генетических факторов.
Существует определение здоровья по И.И. Брехману, которое включает в себя четыре составляющих
— соматическое здоровье-удел биологии и медицины,
— физическое здоровье-создает основу для осанки, координации движений, роста, веса, подвижности,
— нравственное здоровье-отражает социальную ценность человека, формирует нравственность и духовность.
— психическое здоровье-область применения психологических наук, обеспечивает целостность восприятия окружающей действительности и адекватность реакций на её предметы и явления, а также на отношения человека к самому себе и к окружающим.
Сложность решения всех этих задач состоит в том, что у наших детей-стойкое, необратимое нарушение, преимущественно познавательной сферы, возникшее вследствие органического поражение коры головного мозга. Характерной особенностью дефекта при умственной отсталости является нарушение высших психических функций, нарушение познавательных процессов. Страдают эмоционально-волевая сфера, моторика, личность в целом. Дети отстают в развитии от нормально развивающихся сверстников, позже начинают ходить, говорить, в более поздние сроки овладевают навыками самообслуживания.
Общение с нормально развивающимися сверстниками затруднено: их не принимают в игру, т.к. они не умеют играть. С 7-8 лет дети с ограниченными возможностями здоровья поступают в спец.(коррекционные) школы VIII вида, где обучаются по специальным программам.
Основными направлениями моей работы являются:
— изучение состояния здоровья учащихся;
— приобщение к здоровому образу жизни;
— развитие двигательных способностей;
— воспитание культуры общения, формирование нравственных и волевых качеств;
— организация физкультурно-оздоровительных и лечебно-профилактических мероприятий.
Изучение состояния здоровья учащихся состоит в тесном контакте с работой медицинской службы. При поступлении ребенка в школу изучаю его медицинскую карту, где отражены физические и психические параметры его здоровья. И на протяжении всего нахождения ребенка в школе веду работу по выполнению рекомендаций врачей. Провожу беседы с родителями. Совместно с учителем регулярно посещаю семьи своих воспитанников с цель обследования их жилищно-бытовых условий.
Организую с детьми разнообразные занятия: беседа, дидактическая игра, оздоровительные минутки, творческие и деловые игры, игры-инсценировки, комплекс упражнений, общение с природой, экскурсии, что способствует расширению кругозора, воспитанию культуры общения, формированию нравственных и волевых качеств. Моя работа включает в себя не только вопросы физического, но и духовного здоровья. С младшего школьного возраста учу детей любви к себе, к людям, к жизни. Только человек, живущий в гармонии с собой и с миром, будет действительно здоров. Беседы, которые провожу с детьми, включают вопросы гигиены, питания, закаливания; строения человека, вопросы, связанные с факторами, укрепляющими и разрушающими здоровье, о полезных и вредных привычках. В одной беседе может быть затронуто одно или несколько направлений.
На занятиях воспитанники получают знания о том, от чего зависит наше здоровье, приобретают навыки самосовершенствования.
Развитие двигательных способностей включает в себя утреннюю гимнастику; во время уроков и бесед проведение физкультминуток или гимнастики для глаз, подвижные игры во время прогулок, спортивные часы, дни здоровья, и др. Стараюсь создать условия для формирования переноса усвоенного навыка и связанного с ним представления из учебно-воспитательной ситуации в повседневную жизнь. Методику работы строю в направлении личностно-ориентированного взаимодействия с детьми. Каждое занятие содержит познавательный материал, соответствующий возрастным и психофизическим особенностям детей с нарушением интеллекта и сочетается с практическими заданиями, необходимыми для развития навыка ребенка. Ввожу сказочные и игровые сюжеты. Занятия приносят детям радость, чувство удовлетворения, радости, понимания значимости изучения данного направления.
Невозможно воспитать ребенка без личного примера. Только личный пример рождает в детях с нарушением интеллекта искреннюю заинтересованность. Нельзя говорить о добром отношении к другим и в то же время быть сердитым, раздраженным, нельзя говорить о правильном питании и в то же время вскакивать из-за стола, есть стоя. Нельзя говорить о вреде тех или иных продуктов и в то же время употреблять их самому в пищу.
Каждый человек должен овладеть искусством здоровой жизни, уметь вести здоровый образ жизни.
Работа в группах. Защита правил здорового образа жизни.
-Ребята, какие правила здорового образа жизни вы знаете?
• Правильное питание.
• Занятие спортом.
• Закаливание. Гигиена. Режим дня.
• Вредные привычки.
— Сейчас вы попробуете составить рассказ об одном из правил здорового образа жизни.
Выступления детей.
-Вы уверены в том, что соблюдая все эти правила , вы будете совершенно здоровы? Всё о чем мы сейчас говорили – это физическое здоровье. Бывало ли у вас такое состояние, когда вы совершенно здоровы, но вам плохо? Из-за чего это происходило?
Тест «Вы и ваше здоровье».
— Я предлагаю вам, ребята, пройти тест и узнать, все ли правильно вы делаете, чтобы сохранить свое здоровье. Отвечаете «да» или «нет», если затрудняетесь ответить, то тоже «нет».
1. Занимаетесь ли Вы спортом?
2. Курите ли Вы?
3. Выпиваете ли Вы ежедневно более одной чашки кофе?
4. Вы не представляете свой день без шоколадки или сладостей?
5. Ваш вес соответствует вашему росту?
6. Делаете ли Вы ежедневно утреннюю зарядку?
7. Вы употребляете спиртные напитки?
8.Правильно ли у Вас организован режим питания?
9.Ваш ночной сон составляет не менее 8 часов?
10. Раз в пол года вы проходите медицинский осмотр?
Обработка: за каждый положительный ответ на вопросы 1,5,6,8,9,10 и за каждый отрицательный ответ на вопросы 2,3,4,7 – поставьте по 1 баллу.
10-8 баллов – Вы следуете изречению, что «Здоровье-основа человеческого счастья». Вы ведете здоровый образ жизни и придерживаетесь золотого правила «Болезнь легче предупредить, чем лечить». Молодцы!
7-5 баллов – Вы считаете, что здоровье не является высшей ценностью для человека часто забываете о принципах здорового образа жизни, имеете вредные привычки. Советую пересмотреть свое отношение к здоровью!
Менее 5 баллов – Вы совершенно не заботитесь о своем здоровье, имеете вредные привычки и не хотите от них избавляться. Ваше отношение к здоровью безответственно. Пока не поздно вспомните о принципах здорового образа жизни.
— Ребята, что тест показал, что вы все бережно относитесь к своему здоровью, не имеете вредных привычек.
Игра «Ромашка».
Продолжить пословицу, написанную на лепестках ромашки.
1. В здоровом теле……………………… (здоровый дух)
2. Голову держи в холоде,……………… (а ноги в тепле)
3. Заболел живот, держи………………….(закрытым рот)
4. Быстрого и ловкого ……………………. (болезнь не догонит)
5. Землю сушит зной, а человека …………(болезни)
6. Поработал ……………………………….. (отдохни)
7. Любящий чистоту -……………………… (будет здоровым).
— Вы видите, что о здоровье люди думали и в древности, ведь пословицы – это народная мудрость.
Обобщение по теме (работа в группах).
— Ребята. У вас на столах лежат вопросники. Постарайтесь обсудить и ответить на них вместе.
1. Что такое здоровье?
2. Как сохранить здоровье смолоду?
3. Что укрепляет наш организм?
4. Какой образ жизни мы называем правильным или здоровым?
5. что влияет на здоровье?
6. Что вредит здоровью?
7. Чем опасны вредные привычки?
После ответов учеников педагог делает вывод:
— Мы сегодня не случайно обратились к этой теме. В вашем возрасте вас еще считают детьми, а вы ощущаете себя уже взрослыми и часто стараетесь это доказать! Иногда вы совершаете ошибки. Надеюсь, что сегодняшнее занятие помогло разобраться вам в том, что же правильно.
Рефлексия.
— Ребята, я хочу предложить вам написать на листах все ваши привычки. (Педагог может делать это вместе с детьми).
— А теперь поставьте «+» рядом с хорошими привычками, и «-« рядом с плохими.
— Поднимите руку те, у кого нет ни одного минуса.
По результатам учитель формулирует пожелание детям.
Источник
ДЕТСТВО-ГИД
DETSTVO-GID — сайт для родителей и педагогов
Рубрики
Свежие комментарии
- Любовь к записи Реализация национального проекта «Образование» в ДОУ
- admin к записи Реализация национального проекта «Образование» в ДОУ
- Елена к записи Реализация национального проекта «Образование» в ДОУ
- admin к записи Реализация национального проекта «Образование» в ДОУ
- admin к записи Реализация национального проекта «Образование» в ДОУ
Популярные записи
Страницы
Формирование у дошкольников ответственности за свое здоровье
Помимо основных задач по образовательной области «Физическое развитие» необходимо формировать у дошкольников элементарное осознание ответственности за свое здоровье. То есть, закрепить представление о том, что здоровье напрямую зависит от того, как сам человек к нему относится: соблюдает физическую активность, правила гигиены, основы правильного питания и т.д.
Данную тему рекомендуется разрабатывать по трем направлениям
Первое направление — создание и обогащение развивающей предметно-пространственной среды в группе, которая будет соответствовать возрасту воспитанников и поставленным задачам.
Что нужно сделать
1. Пополнить учебно-методическое обеспечение образовательного процесса демонстрационным и дидактическим материал для фронтальных пособий.
2. Разработать наглядно-дидактические пособия «Изучая себя» «Собери человека», «Здоровая пища», «Витамины – полезные продукты», «Съедобное – несъедобное», «Веселые овощи», «Одень по погоде» и другие.
3. Оформить и оборудовать сюжетно-ролевые игры на современную тематику, например: «Центр здоровья» (для расширения знаний о труде медицинских работников, формирования знаний и навыков по оказанию первой медицинской помощи и т.д.).
Второе направление — способствовать развитию определенного круга знаний и представлений о своем теле.
Что нужно сделать
1. Познакомить детей с органами чувств, подвести к установлению взаимосвязи человеческого тела и восприятия внешнего мира. Предложить объяснить, как мы чувствуем окружающий мир, что нам в этом помогает, как мы узнаем, что спешат машины, что дует ветер, что движутся люди, что у мамы приятные духи, непринужденно и ненавязчиво дать детям хорошие понятия, что такое органы чувств.
2. Провести организованную образовательную деятельность на темы «Чудо-нос», «Зачем человеку язык», «Слушай во все уши», «Чтобы глазки видели». Можно предложить воспитанникам с закрытыми глазами рисовать, кушать, надевать перчатки. Таким образом, подвести к пониманию того, как нелегко живется слепым людям. Рассказать, что зрение надо беречь и чтобы глаза не уставали, делать гимнастику для глаз («Лиса», «Самолет», «Снегопад»). Совместно с детьми организовать экологическую акцию «Будем дышать чистым воздухом!».
3. Познакомить дошкольников с назначением и работой сердца: как прислушаться к своему сердцу, почувствовать его работу, как научиться беречь его и укреплять: купаться, бегать, выполнять физические упражнения, закаляться.
4. Познакомить с органами дыхания: «Как мы дышим».
5. Аналогично познакомить детей с системой пищеварения, уделяя особое внимание уходу за зубами, пользе «здоровой пищи», витаминов. Провести занятия на темы «Витамины и полезные продукты», «Витамины и здоровый организм». Объяснить, что ни одна часть тела, ни один орган не будет действовать по своей воле, без «приказа» самого главного «начальника» — головного мозга.
6. Вместе с детьми рассмотреть иллюстрации о правильном и неправильном режиме дня. Чтобы вызвать активную мыслительную деятельность детей, использовать ситуации-провокации: «Мальчик целый день провел у экрана телевизора. Это хорошо или плохо?». Рассматривая фотографии спортсменов, спросить: «Почему у них хорошо развиты мышцы?» (Благодаря физическим упражнениям).
7. Использовать различные формы организации физической активности: утренняя гимнастика, физминутки, дни здоровья, пальчиковые и дыхательные гимнастики, массаж.
8. Рассказывать детям о том, что такое здоровье и что такое болезнь. В данном случае подойдет анализ и решение проблемных ситуаций, например: «Если человек заболел гриппом, то необходимо…». При помощи карточек-иллюстраций знакомить с ситуациями, опасными для здоровья (с обязательным анализом этих ситуаций).
9. Пополнять знания детей о работе врачей: терапевта, стоматолога, окулиста в сюжетно-ролевой игре «Центр здоровья».
10. Знакомить воспитанников с правилами поведения при травмах.
Третье направление – сформировать практические умения и навыки по уходу и бережному отношению к своему организму.
Что нужно сделать
1. Предлагать проблемно-игровые ситуации, формируя при этом практические умения и навыки оказания первой медицинской помощи:
— если я поцарапал руку, то…
— если я промочил ноги, то…
— если озябло лицо на морозе…
— если я перегрелся на солнце …
2. Включать в образовательную деятельность:
— дидактические игры «Узнай по запаху», «Узнай на ощупь», «Узнай, кто позвал», «Вредно — полезно»;
— наглядные пособия «Мои органы чувств», «Что для носа хорошо, а что плохо», «Вкусно и полезно»;
— игровые упражнения «Найди свое сердечко», «Сравни, как бьется сердце мое и другого ребенка», «Как выглядит здоровый человек?»
— игровые занятия-путешествия типа: «Зачем человеку нос», «Хорошо – плохо»;
— логические задачи «Если бы у человека не было ушей…»;
— сюжетно-ролевые «Скорая помощь», «Травмпункт», «Служба спасения»;.
3. Систематически использовать проблемные вопросы и задания, например:
— Почему нельзя есть грязными руками?
— Можно ли есть и одновременно играть с животными?
— Почему руки можно назвать «рабочими инструментами» человека?
— Что мы делаем с помощью рук и ног?
— Для чего человеку нос?
— Как путешествует воздух по организму?
— Почему важно дышать чистым воздухом?
— Можно ли не дышать? Почему?
— Почему сон называют лучшим лекарством для человека?
— Как может отразиться на здоровье человека неправильный режим дня?
4. Отображать полученные знания в продуктивной деятельности (рисование, изготовление атрибутов и пособий).
Результатом осознания ребенком ответственности за свое здоровье будет элементарная здоровьесберегающая компетентность, а именно готовность самостоятельно решать задачи здорового образа жизни и безопасного поведения.
Уважаемые коллеги! Если у Вас есть вопросы по теме статьи или есть сложности в работе по этому направлению, то пишите в комментарии. Обязательно помогу.
Головина Бэла Геннадьевна, администратор сайта.
Источник