Меню

Форма паспорта здоровья школы

Паспорт здоровья класса
методическая разработка по теме

Архив «Паспорт здоровья» содержит:

— шаблон паспорта здоровья

— методические рекомендации по заполнению

— анкеты для школьников

— анкеты для родителей

Скачать:

Вложение Размер
pasport_zdorovya.rar 61.08 КБ

Предварительный просмотр:

Рекомендации по заполнению паспорта здоровья класса

1. Заполнение раздела II

  • II.1 — в графах «Количество случаев заболеваний» и «Количество пропущенных дней» записывать информацию помесячно суммируя её в конце года, например

Количество случаев заболеваний

Количество дней пропущенных по болезни

  • II.2 – заполняется на основании раздела II.1 в конце года. «Индекс здоровья» рассчитывается следующим образом: нужно разделить количество детей, не болевших ни разу в течение учебного года, на число учащихся в классе и умножить на 100.
  • В разделе II.3 информации по двум предыдущим годам заполняется на основании данных классных журналов за эти годы, третья строка по мере поступления информации в этом учебном году.
  • Аналогично заполняются первые две строки в разделе II.4, а третья в конце этого учебного года
  • Раздел II.5 заполняется на основании справок о перенесенных заболеваниях предоставляемых детьми по мере накопления информации в конце каждого месяца.

2. Заполнение раздела III

  • Большая сводная таблица заполняется на основании данных медицинской карты ребёнка (взять у медсестры) и данных листка здоровья в классном журнале. Из медицинской карты можно взять информацию о росте, весе ребенка, медицинской группе здоровья, физкультурной группе и постановке на «Д» учет.
  • Информацию об ОГК (окружности грудной клетке), АД (артериальном давлении) и ЧСС (пульсе) необходимо спросить у детей или организовать на классном часу измерение этих показателей. Показатель АД берется средний после трехкратного измерения: первое измерение в спокойном состоянии, умеренная нагрузка в виде 30 приседаний, затем повторное измерение, а через 1 минуту третье измерение. Рассчитать средний показатель можно по формуле:

АД ср I измерения = (АД верх – АД ниж ) / 3 + АД ниж, затем также считается АД ср II III измерения, затем находится их средее арифметическое.

Показатель ЧСС измеряется тем же способом, что и АД. Лучше эти показатели измерять одновременно. А ОГК измеряется сантиметровой лентой в спокойном состоянии при опущенных руках: ленту накладывают на углы лопаток сзади, а спереди по нижнему краю околососковых пигментарных полей. У девушек с хорошо развитой грудной железой ленту спереди проводят под ней. Измерения повторяю 2 раза: первый раз на максимальном вдохе, а второй на максимальном выдохе и берут средний результат (оба результата складывают и делят на два).

  • Определить гармоничность или дисгармоничность физического развития, можно лишь сравнив показатели веса, роста и ОГК с таблицами данных соответствующих возрасту ребёнка. Табличные данные приводятся ниже. Развитие гармонично, если номера «коридоров» совпадают или разность номеров между двумя из трёх показателей не превышает единицы. Развитие дисгармонично, если разность между «коридорами» составляет две единицы. Крайняя степень дисгармоничного развития наблюдается, если разность составляет три и более единиц.

Таблица № 1. Величины длины тела, см

«Коридор» и соответствующие ему показатели

Таблица № 2 Величины массы тела, кг

«Коридор» и соответствующие ему показатели

Таблица № 3 Величины окружности грудной клетки, см

«Коридор» и соответствующие ему показатели

Для определения уровня физического состояния (УФС) нужно знать АД СР и ЧСС. Как их определить описано выше. Проверить соответствуют ли они норме, можно используя таблицы № 4 и 5.

Таблица № 4 Величины частоты сердечных сокращений (ЧСС = пульс)

Таблица № 5 Величины среднего артериального давления (АД)

Рассчитать УФС можно по формуле:

УФС= 700 – 3 * ЧСС – 2.5 * АД СР – 2.7 * возраст + 0.28 * массу / 350 – 2.6 * возраст + 0.21 *рост

Полученные данные оцениваются по таблице № 6.

Таблица № 6 Определение УФС человека

Анализ полученных результатов производится на основании полностью заполненной таблицы. Отклонения в физическом развитии выявляются следующим образом:

— если вы не находите реальные данные веса или роста ребенка среди табличных, то необходимо посмотреть как эти показатели находятся относительно допустимых границ: выше или ниже.

— если они выше, то это избыточная масса тела,

— если ниже – то дефицит массы тела или низкий рост.

Диспансерный учёт при возможности можно оценить в динамике за три последних года. Данные есть у школьной медсестры.

  • Раздел «Хронические патологии» заполняется совместно со школьной медсестрой

3. Заполнение раздела IV

  • При оценке невротических расстройств и астенических состояний обучающихся в школе необходимо в первую строку таблицы IV.1 вписать фамилии учеников класса и оценить их поведение, по предложенным параметрам используя оценки «0», «1», «2», «3» в итоге суммируя их.
  • Аналогично дается оценка состояния ребёнка дома. Для этого на родительском собрании или при возможности индивидуально провести анкетирование родителей по анкетам № 1 и № 2 /анкеты прилагаются/. Во второй анкете каждый утвердительный ответ оценивается в один балл, и результаты заносятся в сводный протокол (IV.3), где напротив фамилии ученика вы записываете количество баллов в начале уч. года и в конце. В конце учебного года необходимо подсчитать разность между этими показателями и заполнить протокол IV.4. В группу с благоприятной динамикой показателей состояния здоровья относят детей, у которых произошло снижение количества баллов по результатам проведения анкетирования № 2. В группу с неблагоприятной динамикой показателей состояния здоровья относят тех, у кого количество баллов увеличилось, а третью группу со стабильными показателями состояния здоровья относят тех, у кого результат не изменился.

4. Заполнение раздела V

  • Первая таблица данного раздела заполняется на основании данных о сдаче нормативов имеющихся в классных журналах. Эта информация дается учителем физкультуры и оценивается по имеющимся у него табличным данным нормативов.

Примечание: в таблицу вписываются не сами данные, а уровень их выполнения.

  • Протоколы V.1 заполняются на основании предыдущей таблицы. Относительные показатели рассчитываются следующим образом: количество детей справившихся с тестовым заданием на соответствующем уровне необходимо разделить на общее количество детей выполнявших тест и умножить на 100 %. Такие протоколы составляются отдельно для каждого теста, т.е. всего их будет четыре.

5. Заполнение раздела VI

  • Для оценки показателей сформированности здорового образа жизни учащихся проводится анкетирование учащихся и родителей по анкете № 3. Анкеты прилагаются.
  • Далее результаты анализируются для того чтобы заполнить протоколы VI.1, VI.2, VI.3
  • Для оценки распространенности факторов риска среди учащихся учитываются ответы на следующие вопросы: в «Анкете для родителей № 3» – с 1 по 9; в «Анкете для школьника» — 5 и 12. Варианты ответов «2» и «3» — оцениваются как наличие фактора.
  • Результаты анкетирования заносятся в «Протокол показателей распространенности факторов риска среди учащихся». По классу подсчитывается раздельно абсолютное количество детей, имеющих тот или иной фактор риска. Для того чтобы получить относительные показатели в процентах (%) необходимо абсолютные показатели разделить на количество анкет, заполненных родителями (для факторов 1-9) и количество анкет, заполненных детьми (для факторов 10 и 11).
  • Показатель информированности в отношении факторов риска школьников определяют по результатам того же анкетного опроса учащихся по «Анкете для школьника». Учитываются варианты ответов «1» на вопросы 1а, 1б, 1в, 1г, 1д, 8-10, 14-19. Каждый вариант ответа «1» оценивается в 1 бал. Чем выше бал, тем лучше информированность школьника. Максимальное число балов – 13 (100 %). Для оценки информированности класса определяется средний бал. Для этого во всех анкетах подсчитывается число ответов «1» , на соответствующие вопросы, затем, делят это число на количество детей, заполнивших анкету. Для определения степени информированности средний бал умножают на 100 и делят на 13. Полученные показатели заносят в строку «Степень информированности в отношении факторов риска».
  • Показатели сформированности установок на здоровый образ жизни школьников определяют по результатам того же анкетного опроса учащихся по «Анкете для школьника». Учитываются варианты ответов «1» на вопросы 2, 3, 6, 7, 13. Каждый вариант ответа «1» оценивается в 1 бал. Чем выше бал, тем сильнее установки на здоровый образ жизни школьника. Максимальное число балов – 5 (100 %). Для определения среднего бала этого показателя во всех анкетах подсчитывается число ответов «1» , на соответствующие вопросы, затем, делят это число на количество детей, заполнивших анкету. Для определения степени сформированности установок на здоровый образ жизни у школьников средний бал умножают на 100 и делят на 5. Полученные показатели заносят в строку «Степень сформированности установок на здоровый образ жизни»

Источник

Паспорт здоровья учащихся школы

специалист в области арт-терапии

Малюкова Анна Сергеевна

№ 5 VIII вида » с. Сенгилеевского

«Потерял деньги – жалко,

Потерял время – досадно,

Потерял здоровье – безнадёжно!»

Жизнь в XXI веке ставит перед нами много новых проблем, среди которых самой актуальной на сегодняшний день является проблема сохранения здоровья . Чтобы быть здоровым нужно овладеть искусством его сохранения и укрепления. Кроме того, нужно постоянно помнить о том, что сейчас идеально здоровых детей не много. Поэтому, оздоровление детей должно вестись целенаправленно, через систематическую спланированную работу всего коллектива образовательного учреждения на длительный период.

Разработка эффективных мер по укреплению здоровья детей и подростков имеет исключительное значение для современной общеобразовательной школы. Установление гармонической связи между обучением и здоровьем обеспечивает качественный сдвиг в сторону повышения эффективности учебного процесса, то есть осуществления комплексного подхода к проблеме, и имеет прямое отношение к обучению.

Можно выделить несколько компонентов здоровья:

Соматическое здоровье — текущее состояние органов и систем организма человека.

Физическое здоровье — уровень роста и развития органов и систем организма.

Психическое здоровье — состояние психической сферы, душевного комфорта.

Нравственное здоровье — комплекс характеристик мотивационной и потребностно-информативной сферы жизнедеятельности, основу которой определяет система нравственных ценностей.

Чтобы наиболее полно представить картину здоровья каждого ребёнка, необходимо ежегодно проводить мониторинг состояния здоровья обучающихся. Сбор, хранение, анализ и использование полученной информации поможет нам в решении проблем здоровьесбережения. Наиболее трудным моментом остается систематизация и обобщение полученных сведений, их наглядное оформление и отслеживание какой бы то ни было динамики. На начальном этапе следует создать и оформить Паспорт здоровья каждого класса , что позволит в будущем создать Паспорт здоровья для каждого учащегося .

В школе ребенок находится в период своего роста и развития, когда формируются все его системы органов, психика. Уровень заболеваемости высок: 85% в течение года переносят то или иное заболевание. Влияют: увеличение учебной нагрузки, стрессы, неправильное питание, загрязнение окружающей среды…

Национальный проект «Образование» определил здоровьесбережение одним из приоритетных направлений в образовании. Сохранение и укрепление здоровья школьников объявлено актуальнейшей проблемой и предметом первоочередной важности. Необходимо искать новые подходы к сохранению здоровья; проектировать и внедрять новые здоровьесберегающие технологии. «Паспорт здоровья класса» является новой формой организации здоровьесберегающей деятельности, содержащей данные о состоянии здоровья класса и направленной на охрану и укрепление здоровья учащихся, на формирование у них мотивации на здоровый образ жизни с раннего школьного возраста. Он определяет принципиально новый подход к вопросам сохранения и укрепления здоровья.

Одной из новых форм является «Паспорт здоровья класса». Он позволяет организовать личностно – ориентированный подход по сохранению и укреплению здоровья учащихся, способствует формированию мотивации на здоровый образ жизни, на ценностное отношение к здоровью на основе полных данных о состоянии здоровья каждого ученика.

Формирование у школьников осознанного отношения к своему физическому и психическому здоровью как к высшей ценности, как к основному фактору успеха на последующих этапах жизни человека.

— Формирование базы данных о состоянии здоровья школьников на основе мониторинга результатов углублённого медицинского осмотра на трёх уровнях паспортизации.

Разработка и внедрение в образовательный процесс научно – обоснованных методических рекомендаций, новых режимных моментов. Корректировка здоровья на основе саногенетического мониторинга.

— Стимулировать повышение внимания учащихся, их родителей, учителей к вопросам здоровья и питания, здорового образа жизни, развития двигательной активности.

— Учителя физической культуры;

— Медицинская сестра школы.

Основные методы и средства сбора и хранения информации

Основными методами и средствами диагностики здоровья обучающихся являются:

Ежегодный медицинский осмотр;

Критерии оценки проводимой работы

1. Положительная тенденция изменения отношения учащихся к медицинской и физкультурной группам здоровья.

2. Уменьшение числа детей с хроническими заболеваниями.

3. Сравнительный анализ заболеваемости учащихся.

4. Сравнительный анализ успеваемости учащихся.

5. Снижение уровня тревожности, повышение стрессоустойчивости, памяти, внимания, интеллектуальных способностей.

Оформление паспорта здоровья для класса

Определение уровня здоровья всех учащихся;

Выявление причин снижения уровня здоровья учащихся;

Выбор наиболее адекватных форм и методов работы по сохранению и укреплению здоровья обучающихся (формирование здоровьесберегающей среды в школе).

Сроки проведения ежегодного мониторинга здоровья учащихся: сентябрь – май.

Бесспорно, реализация здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе, чуть ли не главная задача педагогов. Но реализовывать принципы сохранения здоровья без индивидуальной информации о здоровье ученика и мониторинга сохранения этого здоровья невозможно.

Паспорт здоровья школьника (дошкольника) это возможность отследить в динамике изменение физического здоровья ребенка, отследить развитие психических новообразований в соответствии с возрастными нормами. Подобный мониторинг позволяет вовремя заметить проблемы ребенка и оказать ему помощь, организовать образовательный процесс в соответствии с индивидуальными потребностями обучающегося.

Кроме того, Паспорт здоровья, это документ, в котором собрана информация от всех специалистов и педагогов образовательного учреждения, что является удобным для ознакомления родителям.

Введение Паспорта здоровья школьника (дошкольника) неоспоримо важная инновация, но как она будет реализована в образовательном учреждении, зависит от заинтересованности педагогов и от подхода к реализации этой инициативе.

Источник

Читайте также:  Семинары по сибирскому здоровью
Adblock
detector