Сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей дошкольного возраста через формирование у них представлений о здоровом образе жизни.
методическая разработка
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pedsovet.docx | 109.11 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное
образовательное учреждение детский сад № 4 «Светлячок»
Кулундинского района Алтайского края
Сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей дошкольного возраста через формирование у них представлений о здоровом образе жизни.
Выступление на педсовете
Кулунда ноябрь 2015
«Формирование навыков здорового образа жизни у дошкольников»
Проблема здоровья детей дошкольного возраста в настоящее время приобрела особую актуальность. Количество детей, не имеющих отклонений в состоянии здоровья, снизилось в три раза. Известно, что здоровье – один из важнейших компонентов человеческого благополучия и счастья, одно из неотъемлемых прав человека, одно из условий успешного социального и экономического развития любой страны. В Конвенции по правам ребёнка прописаны его законные права – право на здоровый рост и развитие.
Реформирование системы здравоохранения, свёртывание профилактической работы, низкая грамотность родителей не способствуют сохранению уровня здоровья детей. Среди основных причин сложившейся ситуации заключается в недостаточной осведомленности в вопросах здоровья и здорового образа жизни большей части населения страны, в том числе и детей дошкольного возраста.
Дети в силу своих психофизиологических особенностей часто болеют. Поэтому важно создание необходимых санитарно-гигиенических, психолого-педагогических условий и подбор оздоровительных средств.
«Забота о здоровье — это важнейший труд воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы» так писал В. А. Сухомлинский.
Первые представления о здоровье и здоровом образе жизни формируются уже в дошкольном возрасте. Этот период является основополагающим в становлении личности человека.
Дошкольное учреждение является первым звеном, обеспечивающим разностороннее развитие ребенка от рождения и до 7 лет. На первое место сейчас выдвигаются задачи охраны жизни и укрепления здоровья детей; использование технологий, сберегающих здоровье; формирование позитивного отношения к здоровому образу жизни.
Если мы научим детей с самого раннего возраста ценить, беречь и укреплять своё здоровье, если мы будем личным примером демонстрировать здоровый образ жизни, то можно надеяться, что будущее поколение будет более здоровым и развитым не только физически, но и личностно, интеллектуально, духовно.
В настоящее время задача сохранения и укрепления здоровья детей, как физического так и психического, приобщения его к здоровому образу жизни и овладению современными здоровье сберегающими технологиями является одной из значимых и приоритетных.
Предметно — пространственная среда, созданная в группе, способствует укреплению здоровья и закаливанию организма детей, а также удовлетворяет врождённую потребность детей в движении, которая служит важным условием формирования всех систем и функций организма, одним из способов познания мира, ориентировки в нём, а также средством всестороннего развития дошкольника.
Созданный в группе спортивный уголок, включает в себя не только спортивный инвентарь, но и , обручи, бубны, скакалки детские, кегли, флажки, рули (игра «Шоферы»), кольцеброс, ленточки, веревочки, погремушки, коврики для профилактики плоскостопия, дидактические игры. У детей проявляется интерес к своему здоровью. Они самостоятельно и в совместной деятельности с педагогом получают элементарные знания и навыки по формированию своего здоровья.
Формировать у детей представления о здоровом образе жизни, средствах укрепления здоровья и правилах заботы о нем. Обеспечить высокий уровень реального здоровья воспитаннику детского сада и осознанного отношения ребенка к здоровью и жизни человека, знаний о здоровье и умений оберегать, поддерживать и сохранять его.
Сформировать навыки здорового образа жизни, потребности заниматься физической культурой и спортом;
Формировать у дошкольника представление об ответственности за собственное здоровье и здоровье окружающих, нетерпимости и умении противостоять действиям и влияниям, представляющим угрозу жизни, здоровью и безопасности личности и обществу в пределах своих возможностей;
Обеспечить дошкольника необходимыми технологиями, позволяющими сохранить и укрепить здоровье;
Обогащать знаниями о здоровом образе жизни через различные виды деятельности;
Воспитать у детей сознания того, что человек — часть природы и общества;
Установить гармонические отношения детей с живой и неживой природой;
Формировать личность ребенка;
Формы работы по приобщению детей к ЗОЖ:
самостоятельная деятельность детей;
физкультминутки, упражнения после дневного сна;
физические упражнения в сочетании с закаливающими процедурами;
прогулки, физкультурные досуги, спортивные праздники, музыкальные праздники;
беседы; чтение художественной литературы.
Ежемесячно проходят занятия по здоровому образу жизни. В ходе таких занятий детям даются представления о строении собственного тела, назначении органов, о том, что полезно и вредно для человеческого организма, а также прививаются элементарные навыки по уходу за собой и оказанию первой помощи. Эти занятия имеют огромное значение в воспитании у ребёнка потребности в здоровом образе жизни. В ходе каждого занятия используются динамические и оздоровительные паузы, пальчиковые игры и упражнения. Кроме того, материалы таких занятий находят отражение во всех режимных моментах, самостоятельной и совместной деятельности детей.
Навыки здорового образа жизни закрепляются в дидактических, подвижных, сюжетно-ролевых играх, в повседневной жизни.
Игры создают положительный эмоциональный подъём, вызывают хорошее самочувствие.
Важным считается использование сюжетных и игровых ситуаций проблемного характера, решение ситуационных задач типа: «Что будет дальше как ты думаешь, если… если есть много сладкого, не чистить зубы, не умываться, не расчесываться и т.п. В сюжетно-ролевых играх: «Поликлиника», «Аптека», «Семья», «Продуктовый магазин», «Пожарные» и т.п. закрепляются навыки здоровьеформирования.
Физкультурные досуги и праздники.
Дни здоровья, досуги и развлечения являются хорошей основой для развития двигательной активности и обучения детей. Они с одной стороны, закрепляют навыки и умения, полученные на занятиях, а с другой – в интересной и увлекательной форме вызывают потребность в познании нового, расширяют кругозор, знания об окружающем мире, учат совместным действиям и переживаниям.
В работе по формированию ЗОЖ у детей использую здоровьесберегающие образовательные технологии:
медико-профилактические технологии, обеспечивающие организация и контроль питания детей, физическое развитие;
физкультурно-оздоровительные технологии — закаливание, дыхательная гимнастика, профилактика плоскостопия, формирование правильной осанки; спортивные праздники;
психолого-педагогические технологии, обеспечивающие комфортность воспитанников;
учебно-воспитательные технологии, которые включают обучение заботе о своем здоровье;
технологии здоровьеобогащения педагогов и просвещение родителей;
технологии обучения здоровому образу жизни, включающие в себя: физкультурные занятия, проблемно-игровые занятия;
коррекционные технологии, которые включают в себя: технологии музыкального воздействия и сказкотерапия;
«Бодрящая гимнастика после дневного сна» — эта форма приобщения детей к здоровому образу жизни и оздоровительного режима. Её цель – поднять настроение и мышечный тонус детей, а также позаботиться о профилактике нарушений осанки и стопы. Такой вид двигательной активности вызывает у детей положительные эмоции и помогает быстрее войти в активное состояние после сна, нормализовать кровообращение, снять вялость и сонливость.
Для улучшения здоровья детей и повышения сопротивляемости детского организма к неблагоприятным воздействиям окружающей среды проводится обширный комплекс закаливающих мероприятий: соблюдение температурного режима в течение дня; правильная организация прогулки и ее длительность; соблюдение сезонной одежды во время прогулок с учетом индивидуального состояния здоровья детей; дыхательная гимнастика после сна; нахождение детей в групповой комнате в облегченной одежде в течение дня; проведение утренней гимнастики на свежем воздухе; обширное умывание, которое предполагает ополаскивание лица, рук до локтей водой комнатной температуры. Частью обширного умывания является сезонное летнее мытьё ног после прогулок. Закаливающие процедуры являются немаловажной частью в комплексе мероприятий по здоровьесбережению. Для поддержания микроклимата в группе постоянно проводится кратковременное проветривание групповой комнаты перед занятиями, спальной комнаты до наступления «тихого часа» и сквозное проветривание помещений в отсутствие детей.
Каждое утро мы с ребятами начинаем с весёлой гимнастики. Цель утренней разминки – создание эмоционально-благоприятной, дружелюбной, комфортной обстановки в детском коллективе.
Психологические мероприятия, проводимые в работе с детьми.
Технологии музыкального воздействия, способствующие уменьшению напряжённости детей. Музыка повышает эмоциональный тонус, способствует развитию внимания, чувства ритма во вводной части и во время выполнения основных движений. В конце занятия музыкальное сопровождение может стать средством снятия возбуждения и усталости.
Сказкотерапия используется для психо-терапевтической и развивающей работы.
Медицинские здоровьесберегающие технологии в МБДОУ.
технологии профилактики заболеваний;
углубленный медицинский осмотр с участием узких специалистов, приходящих из поликлиники;
витамино -профилактика (фрукты – зимний период, витаминизация третьих блюд с использованием сухофруктов);
санитарно-гигиеническая деятельность ДОУ;
Принципы организации питания.
Выполнение режима питания;
Гигиена приёма пищи;
Ежедневное соблюдение норм потребления продуктов и калорийности питания;
Эстетика организации питания (сервировка);
Индивидуальный подход к детям во время питания;
Правильность расстановки мебели;
Здоровьеформирующие и здоровьесберегающие технологии в работе с педагогами МБДОУ.
Активное участие педагогов в оздоровительных мероприятиях для детей;
Консультации для педагогов;
Практикум для педагогов ДОУ «Приёмы релаксации, снятия напряжения в течение рабочего дня»;
Обсуждение вопросов здоровьесбережения на педагогических советах и медико-педагогических совещаниях;
В заимодействие МБДОУ с семьей по вопросам охраны и укрепления здоровья детей. Одним из обязательных условий воспитания культуры здоровья ребенка становится культура здоровья семьи. В работе с семьей по формированию потребности в здоровом образе жизни у детей использую, как традиционные, так нетрадиционные формы работы с родителями:
Созданная в детском саду система по здоровьесбережению позволяет качественно решать цель развития физически развитой, социально-активной, творческой личности.
У большинства детей наметилась тенденция сознательного отношения к своему здоровью и использованию доступных средств, для его укрепления, стремления к расширению двигательного опыта.
В результате организованной работы по формирование здорового образа жизни у детей сформировались определенные умения и навыки. Дети стали увереннее, у них повысилась умственная трудоспособность, усидчивость; они стали выдержаннее и внимательнее, улучшилась эмоциональная сфера.
У дошкольников сформированы положительные привычки к здоровому образу жизни, правильная осанка, в движениях присутствует свобода и непринужденность.
Анализ состояния здоровья детей показал, что целенаправленная работа по сохранению и укреплению физического здоровья обеспечила стабильно низкие показатели детской заболеваемости.
У педагогов и родителей сформированы ценностные ориентации, направленные на сохранение здоровья детей.
Источник
Педагогический совет Тема: «Сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей дошкольного возраста через формирование у них представления о здоровом образе жизни»
методическая разработка
Педагогический совет
Тема:
«Сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей дошкольного возраста через формирование у них представления о здоровом образе жизни»
Цель: совершенствование работы ДОУ по сохранению и укреплению физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия.
1.Сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей дошкольного возраста через формирование у них представления о здоровом образе жизни – Шалгенбаева Г.Т.
2. Система работы по сохранению и укреплению физического и психического здоровья детей дошкольного возраста через формирование у них представлений о здоровом образе жизни- Коробкова М.В.
3. Проектная деятельность по здоровьесбережению детей- Шалгенбаева Г.Т.
4. Итоги смотра –конкурса «Лучший физкультурный уголок»- Бушинская Е.В., Шалгенбаева Г.Т., Коробкова М.В.
5. Организационные вопросы. Разное
Ход педагогического совета.
1. Вступительное слово
Счастье или Здоровье?
Поспорили однажды Здоровье и Счастье о том, кто из них важнее. Счастье говорит:
— Без меня людям плохо. Они всегда ищут меня. Обо мне все только и говорят. Каждый хочет быть счастливым.
— Каждый также хочет быть здоровым.
— Про здоровье мало кто говорит, а вот про счастье все подряд.
— Ты считаешь, что здоровье не нужно людям?
— Счастье важнее! Без него человек не может. Смотри, вон идет мальчик. Давай у него спросим, что для него главнее — счастье или здоровье?
Они обратились к мальчику.
— Мальчик, что для тебя важнее — счастье или здоровье?
— Конечно же, счастье! – не задумываясь, ответил мальчик.
— О! Да, я счастливый!
— Вот видишь! — захлопало в ладоши Счастье и подпрыгнуло от радости. — Я же говорю, что счастье главнее.
— А скажи, мальчик, ты здоров? — задало следующий вопрос Здоровье.
— Везет тебе! — вмешалась в разговор проходившая мимо женщина. — Мне бы твоё здоровье, тогда и я была бы счастлива
1. На вопросы по теме отвечать кратко, грамотно, оперируя педагогическими понятиями.
2. Вносить дополнения и предложения коротко, ясно и убедительно.
3. Следить за ходом выступлений, выделять главное, анализировать
Основы будущей здоровой личности закладываются в дошкольном возрасте. Правильно поставленное воспитание ребёнка играет огромную роль не только в развитии характера, но и в укреплении его физического и психического здоровья. Проблема заключается в том, что, таковой, потребности в здоровье у ребёнка нет. Она есть у родителей, детского сада, общества. Ребёнок не замечает своего здоровья и воспринимает его как естественную данность. Он верит в его нерушимость. Пока ребёнок мал, многое кажется ему достижимым. Но по мере взросления он начинает осознавать свои возможности, их неадекватность своим мечтам. Оказывается, что болезнь или травма могут иметь серьёзные последствия для жизни, хотя зачастую их можно было бы избежать. К сожалению, у большинства детей уже сформирована позиция пассивного отношения к своему здоровью.
Поэтому главными задачами по сохранению и укреплению здоровья детей в ДОУ являются формирование у них представлений о здоровье как одной из главных ценностей жизни, формирование привычки к здоровому образу жизни.
2. О системе работы по сохранению и укреплению физического здоровья детей дошкольного возраста через формирование у них представлений о здоровом образе жизни- расскажет инструктор по физической культуре Коробкова М.В.
Динамическая минутка « Крокодил». Один член команды выходит, берёт карточку и при помощи артикуляции, пантомимо передаёт название одной из технологий физкультурно – оздоровительной работы в ДОУ. Задача отгадать название здоровьесберегающих технологий. Побеждает та команда, которая назвала большее количество здоровьесберегающих технологий
/дыхательная гимнастика, гимнастика для глаз, пальчиковая гимнастика, динамическая пауза, подвижные игры, хороводные игры, утренняя гимнастика, гимнастика после сна, самомассаж, игротерапия, музыкотерапия, арттерапия, сказкотерапия, песочная терапия, кинезотерапия, Су – Джок терапия, логоритмика, игровой стретчинг, фитбол, психогимнастика, релаксация, коммуникативные игры, валеологическое просвещение, тропа здоровья, НОД по физкультуре, физкультурные досуги, развлечения и т. д. /
Слайд 5 Серсо
Слайд 6 Фитбол
Слайд 7 Игровой стрейчинг
Слайд 8 Кинезотерапия
1. Система мероприятий, направленных на повышение устойчивости организма ребенка ко всем неблагоприятным факторам внешней среды (закаливание).
2. Состояние полного физического, духовного и социального благополучия (здоровье).
3. Благодаря чему происходит снижение концентрации вредных веществ, в том числе продуктов человеческой жизнедеятельности? (проветривание)
4. Специально подобранные упражнение, которые проводятся в течение 2 недель, а на 3 — 4 неделе заменяются некоторые упражнения или исходные положения их выполнения, или используются предметы (зарядка).
5. Бег, ходьба, прыжки, метание, лазанье – это…. (овд).
6. В какой группе увеличивается дозировка ОРУ до 8 – 10 раз? (подготовительная)
7. Совокупность командных спортивных дисциплин, в которых участники один за другим проходят этапы, передавая друг другу очередь перемещаться по дистанции (эстафета).
8. Часть НОД, включающая в себя ОРУ, ОВД, подвижную игру (основная)
3. Проектная деятельность по здоровьесбережению детей — Шалгенбаева Г.Т.
Современные педагогические исследования показывают, что использование инновационных педагогических технологий, открывает новые возможности воспитания и обучения дошкольников, и одной из наиболее эффективных в наши дни стал метод проектов.
Проектирование – это комплексная деятельность, позволяет объединить педагогов, детей, родителей, научить работать в коллективе, сотрудничать, планировать свою работу. Работа по технологии проектирования даёт не только положительный результат, но и помогает реализовать здоровьесберегающие и здоровьеформирующие задачи и является уникальным средством обеспечения сотрудничества, сотворчества детей и взрослых, способом реализации личностно-ориентированного подхода.
Физкультурно-оздоровительное направление, является одним из приоритетных в работе детского сада. Его цель: качественное улучшение физического состояния воспитанников их физического развития, формирование навыков здорового образа жизни. На протяжении последних лет наблюдается тенденция ухудшения здоровья детей, снижение двигательной активности, снижение уровня компетентности родителей и детей в вопросах сохранения и укрепления своего здоровья. Данные проблемы способствовали внедрению в практику работы ДОУ по физкультурно–оздоровительному направлению новой и эффективной формы – проектов.
На основании всего вышесказанного, разработать проект по здоровьесбережению воспитанников Проект «Неделя здоровья» с 22.03.2021 – 01.04.2021 Тема: «Я здоровье сберегу — сам себе я помогу» Продолжительность проекта: краткосрочный.
«В здоровом теле — здоровый дух!»
«Будь здоров!» «Если хочешь быть здоровым», «Спорт в моей семье».
Актуальность проекта заключается в необходимости усиления мотивации и потребности к здоровому образу жизни у детей и их родителей.
Объектом проекта является процесс воспитания культуры ЗОЖ у детей и родителей.
Цель проекта:
Приобщение детей и родителей к здоровому образу через организованную модель здоровьесбережения в ДОУ.
— Поиск эффективных методов и приемов по повышению активности родителей в вопросах здоровьесбережения у дошкольников;
— Формирование у дошкольников через образовательную деятельность представление о здоровье человека и здоровом образе жизни; мотивация на сохранение своего здоровья и здоровья окружающих людей;
— Повышение компетентности родителей в использовании здоровьесберегающих возможностей в семье;
— Разработка и внедрение системы оздоровительных, профилактических и коррекционных мероприятий.
Участники проекта: педагоги, дети, родители,
Работа над проектом осуществляется в три этапа.
Слайд 11
Цель которого — выявить отношение воспитанников и родителей к занятиям физкультурой и знания по сохранению и укреплению здоровья.
Организованное анкетирование, позволило получить ответы на следующие вопросы: что знают родители о ЗОЖ, на что нужно обращать особое внимание, заботясь о здоровье и физической культуре ребенка, как укреплять его здоровье и т. п.
2.Беседы с детьми.
3.Выявление первоначального уровня отношения к занятиям физической культурой, знаний и владений способами укрепления своего здоровья.
Слайд 12
Цель которого – реализация мероприятий, для решения поставленных задач.
1. Различные виды гимнастик (утренняя, корригирующая, дыхательная).
2. Образовательные ситуации (познавательные, физкультурные, валеологические).
3. Различные виды игр и игровых упражнений (подвижные, спортивные, дидактические, игры — шутки).
4. Викторины о спорте и ЗОЖ.
5. Консультации для родителей.
6. Совместные спортивные мероприятия с родителями.
7. Изготовление семейных проектов
8. Обогащение предметно – развивающей среды на группах.
9. Разработка картотек проблемных ситуаций, стихов, загадок и ООД по вопросам укрепления и сохранения здоровья воспитанников.
Слайд 13
3 этап- Заключительный
Цель – выявить изменения, проанализировать полученные результаты.
1. Анкетирование родителей.
2. Беседы с детьми.
3. Анализ полученных результатов
Организация такой формы работы, хоть и требует большой предварительной работы, но оказывает положительное комплексное влияние на формирование личности ребёнка, улучшает взаимоотношения в семье, коллективе группы, дошкольного учреждения, повышает интерес детей и родителей к занятиям физической культурой и спортом.
3.Итоги смотра конкурса «Самый лучший физкультурный уголок»
Выступление старшего воспитателя Шалгенбаевой Г.Т.
Подведение итогов педагогического совета.
Для того, чтобы достичь положительных результатов в деле здоровье сбережения воспитанников нужна целенаправленная комплексная система физкультурно-оздоровительной деятельности как в дошкольном учреждении, так и в семье. А нам — педагогам необходимо:
— Уделять особое внимание организации подвижных игр, как средство повышения двигательной активности дошкольников.
— Максимально увеличить время пребывания детей на свежем воздухе с обязательной организацией двигательной активности.
— Систематически проводить и рационально сочетать физкультурные занятия с закаливающими процедурами.
— Осуществлять тесное взаимодействие с семьями воспитанников по данному направлению.
1. Продолжить совершенствовать работу по сохранению и укреплению здоровья воспитанников через рациональное использование здоровье сберегающих технологий и приобщения к здоровому образу жизни.
2. Дополнить содержание физкультурных уголков: спортивный инвентарь, нестандартное оборудование в соответствии с возрастом детей.
3. Продолжать тесное сотрудничество с семьями воспитанников по вопросам сохранения и укрепления психического и физического здоровья детей.
Источник