Меню

Физкультурно оздоровительные занятия укрепления здоровья детей

Физкультурно-оздоровительная работа в ДОУ как средство укрепления здоровья дошкольника

Сухарева Ирина
Физкультурно-оздоровительная работа в ДОУ как средство укрепления здоровья дошкольника

Двигательная активность — это естественная потребность в движении. Ее удовлетворение является важнейшим условием всестороннего развития и воспитания ребенка. Движение — это врожденная, жизненная необходимость и потребность человека. Полное удовлетворение ее особенно важно в раннем и дошкольном возрасте, когда формируются все основные системы и функции организма. Маленький ребенок — деятель! И деятельность его выражается, прежде всего, в движениях. Первые представления о мире, его вещах и явлениях к ребенку приходят через движения его глаз, языка, рук, перемещение в пространстве. Чем разнообразнее движения, тем большая информация поступает в мозг, тем интенсивнее интеллектуальное развитие. Развитость движений — один из показателей правильного нервно-психического развития в раннем возрасте. Познание окружающего посредством движений наиболее всего отвечает психологическим и возрастным особенностям детей. С целью активизации двигательной деятельности детей во время прогулок важно использовать разные приемы.

— Рациональное использование физкультурного оборудования (минимум оборудования максимально обыграть).

— Включение разных способов организации детей (фронтальный, поточный, групповой, индивидуальный).

— Лаконичное объяснение заданий и четкий показ упражнений.

— Активизация мыслительной деятельности ребенка (использование пространственной терминологии, самостоятельный выбор способа выполнения действий, наводящие вопросы, создание поисковых ситуаций).

— Создание специальных ситуаций для проявления таких качеств ребенка, как решительность, смелость, находчивость.

— Вариативность подвижных игр, приемов их усложнения. Важным показателем эффективности прогулки является двигательная активность, которая может удовлетворять потребность детей в движении.

Прогулка является первым и наиболее доступным средством закаливания детского организма. Она способствует повышению его выносливости и устойчивости к неблагоприятным воздействиям внешней среды, особенно к простудным заболеваниям. Прогулка в первой половине дня наиболее благоприятное время для проведения подвижных игр. Подвижные игры на прогулке — комплексный воспитательно-образовательный процесс, во время которого дети могут достаточно полно реализовать свои двигательные навыки, потребности. В процессе ежедневного проведения подвижных игр на прогулке расширяется двигательный опыт детей, совершенствуются имеющиеся у них навыки в основных движениях; развиваются ловкость, быстрота, выносливость; формируются самостоятельность, активность, положительные взаимоотношения со сверстниками.

Содержание подвижных игр должно предусматривать:

1. Соответствие сезону года и погодным условиям.

2. Применение разных способов организации дошкольников.

3. Рациональное использование оборудования и инвентаря, предметов окружающей среды.

4. Создание благоприятных условий для положительных, эмоциональных и морально — волевых проявлений детей.

5. Активизацию детской самостоятельности.

6. Стимулирование индивидуальных возможностей каждого ребенка.

Для прогулки воспитатель должен спланировать заранее подвижные игры разной степени интенсивности. Подбирая игры для дневной прогулки, необходимо учитывать предыдущую деятельность детей. После спокойных занятий (рисования, лепка) рекомендуются игры подвижного характера («Рыбы и акула», «Ловишка с ленточками», «Гуси-лебеди»). После физкультурных и музыкальных занятий рекомендуются игры средней подвижности («Заморожу», «Кто самый внимательный»). В план должны включаться и малоподвижные («Сделай фигуру», «Змея», «Узнай, кто позвал»).

Все игры для детей дошкольного возраста, построенные на движении,можно разделить на две большие группы: подвижные игры с правилами и спортивные игры. Первую группу составляют игры, разные по содержанию, по организации детей, сложности правил и своеобразию двигательных заданий. Среди них можно выделить сюжетные и бессюжетные игры, игры-забавы.Вторая группа — это спортивные игры: городки, бадминтон, баскетбол, настольный теннис, футбол, хоккей. В работе с детьми дошкольного возраста их применяют с упрощенными правилами. В младших группах детского сада наибольшее применение имеют сюжетные подвижные игры, а также простейшие игры без сюжета типа «ловишек» и игры-забавы. Бессюжетные игры с элементами соревнования, эстафеты, игры с предметами (кегли, кольцеброс, и т. п.) еще не доступны малышам. Совсем не проводят в этом возрасте спортивные игры. Вместе с тем в работе с детьми младшего дошкольного возраста широко применяются игровые упражнения, занимающие как бы промежуточное место между гимнастическими упражнениями и подвижными играми.

В детском саду используются разные формы работы по физическому воспитанию (утренняя гимнастика, физкультурные занятия, подвижные игры и физические упражнения, физкультурные праздники и т. д.) направленные на повышение двигательной активности детей. Как в организованных, так и в самостоятельных играх необходимо своевременно переключать дошкольников с одного вида занятий на другой, поэтому важно, чтобы вся деятельность детей на прогулке направлялась и регулировалась воспитателем, а каждый ребёнок находился в поле его зрения.

Читайте также:  Проблемы здоровья у старых собак

Одним из условий успешного решения задач физического воспитания является активная физическая деятельность детей в течение дня, которая обеспечивается комплексным использованием всех форм работы:

физкультурные занятия

физкультминутки

• спортивные и подвижные игры

• индивидуальная работа

• самостоятельная двигательная деятельности детей

физкультурные досуги и праздники

В целях насыщения прогулки интересными делами в ее структуру предлагается вносить наблюдения и дидактические задания, совместные с воспитателем трудовые действия и подвижную игру. При этом значительная часть времени отводится самостоятельной деятельности детей. Все эти структурные части выступают не как отдельные мероприятия, а взаимно дополняют и углубляют друг друга. В подвижных играх закрепляется умение каждого ребенка внимательно вслушиваться в речь взрослого, выполнять его требования, согласовывать свои действия с действиями товарищей. Длительность каждой игры не более 3-4 минут, количество участников не регламентируется (по желанию детей). Можете также организовываться подвижная игра с одним-двумя детьми. Желательно подготовить на неделю не менее пяти-семи разных подвижных игр Планирование работы по развитию движений на прогулке должно способствовать закреплению, совершенствованию игр и физических упражнений, повышать двигательную активность детей. При этом важно правильно выбирать время для проведения игр и упражнений. Нельзя допускать, чтобы организованная двигательная деятельность проводилась за счёт времени самостоятельной деятельности детей. Выбор времени проведения и упражнений на прогулке зависит от предшествующей работы в группе. Если физкультурное или музыкальное занятие проводилось в первой половине дня, то желательно организовывать игры и упражнения в середине или конце прогулки, а в самом её начале предоставить детям возможность самостоятельно поиграть, поупражняться с разнообразными пособиями. В остальные дни целесообразно организовать двигательную деятельность детей в начале прогулки, что позволит обогатить содержание их самостоятельной деятельности. В дни проведения физкультурных занятий с детьми организуется одна подвижная игра и какое-либо физическое упражнение (спортивное упражнение или упражнение в основном виде движения). В другие дни, когда занятие не проводится, планируется подвижная игра, спортивное упражнение и упражнение в основном виде движения (прыжки, лазание, метание, бросание и ловля мяча и др.) При проведении упражнений, основных видов движений следует использовать разные способы организации (фронтальный, подгрупповой, индивидуальный). Наиболее целесообразным является смешанное использование разных способов организации. Например, применение подгруппового способа организации является наиболее важным при сочетании процесса обучения и совершенствования двигательных навыков. При этом одна группа детей осваивает новый вид движений под руководством воспитателя, в то время как другие дети самостоятельно упражняются в хорошо знакомых движениях. Сочетание разных способов организации значительно повышает эффективность проведения игр и упражнений во время прогулки. Упражнения детей в основных видах движений желательно организовывать по подгруппам, в зависимости от степени подвижности детей. Каждая подгруппа выполняет своё задание. Длительность организованной двигательной деятельности составляет 30-35 минут. Подвижную игру воспитатель может проводить со всей группой и повторять её 3-5 раз. При организации известных игр воспитатель может предоставить детям возможность самим вспомнить и рассказать содержание игры, правила. При разучивании новой подвижной игры необходимо чёткое, лаконичное объяснение её содержания. Отдельные элементы можно показать и даже проиграть. После объяснения воспитатель сразу переходит к игре и по ходу игры уточняет то, что недостаточно хорошо запомнили дети. К обсуждению результатов игры целесообразно привлекать самих детей, надо приучать их оценивать своё поведение и поступки товарищей. Это будет способствовать в дальнейшем более осознанному выполнению заданий и правил игры, а также налаживанию взаимоотношений в процессе совместных действий. На прогулке должны планироваться подвижные игры и игровые упражнения разной степени интенсивности.

Самым благоприятным временем для реализации потребности детей в движениях является утренняя прогулка. Длительное пребывание детей на свежем воздухе в любом случае полезно, но оздоровительно-воспитательное значение его возрастает, если ходом прогулки предусматривается двигательная активность, основанная на оптимальном соотношении разных игр и упражнений, подобранных с учетом не только возрастных, но и индивидуальных особенностей детей. Содержательная сторона двигательной активности детей во время прогулок должна быть направлена на их полноценное психофизическое развитие. Должны использоваться такие виды двигательной активности, которые помогают детям познакомиться со свойствами предметов, получить новые представления и знания об окружающей действительности, расширить двигательный опыт, улучшить пространственную ориентировку и закрепить умение действовать совместно.

Читайте также:  Репродуктивное здоровье населения примеры

Примерный подбор игр и упражнений для проведения на прогулке летом.

1. П/игры с бегом «Веселые соревнования»

2. Езда на велосипеде по прямой, по кругу, змейкой (с разной скоростью)

3. Метание мешочков с песком вдаль (расстояние не менее 10 м)

Поздней осенью и ранней весной на прогулке необходимо вводить разнообразные физические упражнения с обручем, скакалкой, кольцом и др. Их можно организовать под навесом на веранде.

Примерный подбор игр и упражнений для проведения на прогулке в весенне — осенний период.

1. П/игры с бегом «Догони свою пару»

2. Прокатывание обруча по ровной дорожке («Кто дальше всех прокатит обруч?»)

3. Прыжки через скакалку разными способами.

Зимой планируется ходьба на лыжах, скольжение по ледяным дорожкам с использованием разнообразных заданий (присесть, повернуться и т. д.) В программное содержание зимней прогулки могут быть включены игры-эстафеты на санках и лыжах, игры с элементами хоккея. Наличие разнообразных построек способствует развитию основных движений (ходьба и бег, метание снежков и т. п.)

Примерный подбор игр и упражнений для проведения на прогулке зимой.

1. П/игры с бегом

2. Катание на санках, игры – эстафеты «Гонки санок» и т. д.

3. Прыжки со снежных валов

Итак, процесс воспитания детей непрерывен. Большие потенциальные возможности для всестороннего гармонического развития личности ребенка заложены в процессе воспитательно-образовательной работы с детьми в условиях прогулки. Здесь как нигде малышам предоставляются уникальные условия для всестороннего развития, в полной мере удовлетворяются его потребности в активных движениях, в самостоятельных действиях при ознакомлении с окружающим миром, в новых ярких впечатлениях, в свободной игре, как с природным материалом, так и с игрушками. Однако в силу возрастных особенностей малыши сами не могут использовать все время прогулки с максимальной пользой для своего развития. Взрослый должен педагогически правильно руководить их деятельностью. В процессе ежедневного проведения на прогулке подвижных игр и физических упражнений расширяется двигательный опыт детей, совершенствуются имеющиеся у них навыки в основных движениях; развиваются ловкость, быстрота, выносливость; формируются самостоятельность, активность, положительные взаимоотношения со сверстниками.

Источник

Конспект физкультурного занятия в подготовительной группе «Укрепление и сохранение здоровья детей»

Светлана Шичкова
Конспект физкультурного занятия в подготовительной группе «Укрепление и сохранение здоровья детей»

Цель: Укрепление и сохранение здоровья детей через физкультурное занятие.

Задачи: упражнять детей:

• в ходьбе в колонне по одному, с выполнением заданий с разным положением рук;

• в беге с изменением направления;

• в введении меча правой, левой, двумя руками, с продвижением вперёд;

• в сохранении равновесия при ходьбе на повышенной опоре;

• в подлезании под дугу левым и правым боком.

Программное содержание:

Оздоровительные: продолжать формировать правильную осанку детей, умение правильно выполнять движения с мячом, способствовать укреплению дыхательной системы детей.

Образовательные: закреплять умение детей легко ходить и бегать при изменении направления, реагировать на сигнал воспитателя; совершенствовать подлезание под дугу правым, левым боком; совершенствовать двигательные навыки детей.

Развивающие: развивать быстроту, силу, выносливость, гибкость; соблюдать заданный темп в ходьбе и беге;

Воспитательные: воспитывать самостоятельность, активность.

Материал: магнитофон, большие мячи по количеству детей, 2 дуги, ленточка (для вед. в игре, косички для игры.

Ход занятия:

Построение в шеренгу.

Восп: Равняйсь, смирно. Давайте, ребята, поздороваемся с гостями!

Дети: Физкульт-привет!

Восп: Направо. Раз-два. На месте шагом марш. В обход по залу за направляющим шагом марш.

Ходьба: на носках – руки вверх, на пятках – руки за головой. Скрестным шагом – руки на поясе. Приставной шаг, пяточка к носочку. Голову держим ровно, осанка прямая. Обычная ходьба шагом марш. По сигналу прыжок вокруг себя. Обычная ходьба.

Читайте также:  Вода с высоким содержанием железа вред для здоровья

Лёгкий бег: боковой галоп правым боком, левым; по сигналу прыжок с хлопком. Бег змейкой. Бег по кругу спиной вперёд. Шагом марш.

Ходьба с восстановлением дыхания: руки через стороны – вдох, выдох; «Паровоз» круговые вращения плечами назад, «ножницы»; «Цапля» рывки руками. В обход по залу шагом марш.

Дети берут мячи, строятся в четыре колонны.

ОРУ:

И. п. – ноги вместе, мяч в опущенных руках внизу. 1 – поднять руки вверх, встать на носочки; 2 – опуститься на пятки, мяч за головой; 3 – встать на носки, мяч вверх; 4 – и. п.

И. п – ноги шире плеч, мяч у груди. 1 – наклониться вперёд, руки с мячом вытянуть перед собой; 2 – наклониться вниз, коснуться мячом пола; 3 – наклон вперёд, мяч вытянуть вперёд; 4 – и. п.

И. п – пятки вместе, носки врозь, мяч вверху. 1 – мяч вперёд; 2 – присесть; 3 – встать; 4 – и. п.

И. п. – стойка на коленях, мяч в вытянутых руках перед собой. 1 – сесть на пол вправо, руки с мячом отвести влево; 2 – и. п. ; 3 – сесть влево, руки с мячом отвести вправо; 4 – и. п.

И. п. – лёжа на спине, мяч в вытянутых руках за головой. 1-2 – поворот вправо на живот; 3-4 – и. п. 5-6 – поворот влево; 7-8 – и. п.

6. Прокатывание мяча вперёд-назад:

И. п. – сидя на полу, упор руками сзади, согнутые в коленях ноги на мяче. 1-5 – прокатывание мяча вперёд, от себя, 6-10 – подкатывание мяча назад, к себе.

7. Прыжки вперёд-назад на двух ногах.

Мяч у груди. 8 прыжков, 8 шагов. Повторить 3 раза.

8. Упражнения на дыхание.

Восп: прыжком на право. Колонны сомкнуть, в обход по залу шагом марш.

ОВД:

1. Отбивание мяча с продвижением: отбивание мяча правой, по сигналу отбивание на месте; отбивание мяча левой рукой, по сигналу – на месте; отбивание мяча двумя руками. (В процессе ходьбы складывают мячи в корзину)

Ходьба: приставным шагом правым боком, руки, сомкнутые в замок, поднять

над головой ладонями вверх; приставным шагом левым боком. Выпады (1 – правой ногой, 2 – подставить левую, 3 – левой ногой, 4 – подставить правую)

2. Ходьба по скамейке: приседая на одной ноге, а другую пронося прямую вперёд сбоку от скамейки. Выполняется при страховке воспитателя.

3. Подлезание под двумя дугами: под первой левым боком, под второй – правым боком.

П/и «Хвостики»

Релаксация (2-3 минуты)

Восп: в обход по залу шагом марш! Построиться в шеренгу. Наше занятие подошло к концу. Наши гости довольны нашим занятием. А в группе вы мне расскажете, как вы считаете, что у вас получается лучше всего. В группу за направляющим шагом марш.

Сохранение и укрепление здоровья через использование здоровьесберегающих и коррекционных технологий На сегодняшний день в соответствии с ФГОС направление «Физическое развитие», включающее образовательные области «Здоровье», «Физическая.

Сохранение и укрепление здоровья дошкольников на музыкальных занятиях «Сохранение и укрепление здоровья дошкольников на музыкальных занятиях» Здоровье ребёнка, как говорится во Всемирной организации здравоохранения,.

Анкета для родителей «Сохранение и укрепление здоровья дошкольников в детском саду и дома» Анкета для родителей Уважаемые родители! Предлагаем вашему вниманию анкету по теме предстоящего родительского собрания «Сохранение и укрепление.

Консультация для родителей «Развитие моторики — укрепление здоровья детей» Цель: повышать мастерство родителей по вопросу охраны и укрепления здоровья детей. Видеть красивого, умного, здорового ребенка – желание.

Отчёт по первой годовой задаче «Сохранение и укрепление здоровья детей через реализацию детско-родительских проектов» Отчёт музыкального руководителя по 1-й годовой задаче «Сохранение и укрепление здоровья детей через реализацию детско-родительских проектов»Работа.

План-конспект родительского собрания «Сохранение и укрепление здоровья дошкольников в ДОО и семье» в старшей группе Уважаемые коллеги! Предлагаю вашему вниманию план проведения родительского собрания по данной теме с использованием различных методов и.

Источник

Adblock
detector