Меню

Физкультурно оздоровительная работа с детьми с нарушениями здоровья

Физкультурно- оздоровительная работа с детьми дошкольного возраста, имеющими нарушения опорно — двигательного аппарата.
учебно-методический материал на тему

Одним из основных факторов оздоровления детей с ограниченными возможностями здоровья является двигательная активность. Двигательная активность — главный источник и побудительная сила охраны и укрепления здоровья, совершенствования физических и интеллектуальных способностей дошкольников, особенно детей с ДЦП.

Скачать:

Вложение Размер
fizkulturno_-_ozdorovitelnaya_rabota.docx 16.58 КБ

Предварительный просмотр:

с детьми дошкольного возраста, имеющими

нарушения опорно-двигательного аппарата

Как помочь детям с отклонениями в состоянии здоровья и инвалидам скорректировать их проблемы? Эти тревожные вопросы звучат сегодня неслучайно. По данным Научного центра здоровья детей РАМН, число детей нуждающихся в адресной помощи специалистов уже в дошкольном возрасте, составляет 25-40%. 85% детей рождаются с недостатками развития и неблагополучным состоянием здоровья; из них 20% являются инвалидами с рождения – с нарушением слуха, зрения, с поражением опорно-двигательного аппарата (детский церебральный паралич, отсутствие конечностей или их недоразвитие), с пороками сердца, родовыми травмами и многими другими ограничениями в состоянии здоровья (4). Физическое воспитание детей с нарушением опорно-двигательного аппарата отличается своеобразием. Оно ставит перед собой те же цели и задачи, что и физическое воспитание здоровых детей. Однако специфические особенности развития моторики детей с нарушением опорно-двигательного аппарата требует разработки особых методов и приёмов физического воспитания, а также индивидуальный подход к каждому ребёнку, учитывая специфику заболевания (2, 28).

Наш детский сад компенсирующего вида «Орлёнок» посещают дети с нарушением опорно-двигательного аппарата. Из них 80% дошкольников с детским церебральным параличом и 20% с другими нарушениями двигательной функции.

Одним из основных факторов оздоровления детей с ограниченными возможностями здоровья является двигательная активность . Двигательная активность – главный источник и побудительная сила охраны и укрепления здоровья, совершенствования физических и интеллектуальных способностей дошкольников, особенно детей с ДЦП. Важное значение для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата является посильная физическая нагрузка , которая способствует укреплению здоровья детей, профилактике респираторных, простудных заболеваний. Дошкольник познает мир, осваивает речь, пространственно-временные связи предметов и явлений при помощи движений. Их развитие составляет центральную задачу физического воспитания. Систематические физкультурные занятия, подвижные игры и упражнения, спортивные праздники и развлечения особенно на свежем воздухе повышают функциональные возможности его ведущих систем, что способствует их совершенствованию. Неоценимая роль подвижных упражнений и для развития мелкой моторики, быстроты реакции, координации движений, внимания, памяти, восприятия, формирования представлений об окружающем мире, координации деятельности слухового и зрительного анализаторов. Вследствие всех вышеназванных факторов подвижные игры и упражнения способствуют ускорению развития речи, что особенно ценно для детей с нарушениями в развитии речи и с нарушением опорно-двигательного аппарата.

Для оздоровления детей максимально использую различные общеразвивающие упражнения , активизирующие различные группы мышц и улучшающие кровоснабжение внутренних органов.

В непосредственно образовательной деятельности с детьми использую дыхательную гимнастику , направленную на развитие и укрепление дыхательной мускулатуры, улучшение вентиляционной способности легких, улучшает нервно-психическое состояние. Например: звуковая дыхательная гимнастика «Паровозик», где дети идут по комнате и приговаривают «чух-чух-чух» при выдохе, «Гуси» «гу-у-у». «Лопнул шарик» — «ш-ш-ш»; «Насос», «Часики», «Комарики».

На физкультурных занятиях использую психогимнастику, которая состоит из этюдов, упражнений и игр, направленных на развитие и коррекцию различных сторон психики ребенка (как ее познавательной, так и эмоционально-личностной сферы). Психогимнастика помогает создавать положительный эмоциональный настрой, устранить замкнутость, снять усталость. С ее помощью у детей развиваются навыки концентрации, пластика, координация движений.

Большое значение для оздоровления детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата имеет корригирующая гимнастика. При подборе упражнений для комплексов корригирующей гимнастики педагог ориентируется в основном на то, чтобы выбранные упражнения были не противопоказаны детям группы, учитывая их индивидуальные особенности, вызванные заболеваниями опорно-двигательного аппарата (1).

В детском саду созданы оздоровительно-развивающие условия для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата. В физкультурном зале имеется физкультурное оборудование, тренажеры, лечебно-оздоровительный комплекс, сухой бассейн. Сухой бассейн помогает удовлетворить естественную потребность ребенка в движении, стимулирует его поисковую и творческую активность, позволяет ему самостоятельно изменять направление движения, позы, чередовать упражнения с отдыхом. В сухом бассейне идет тренировка различных мышечных групп, в том числе и формирующих осанку. Помимо оздоравливающего и профилактического воздействия на организм ребенка в целом, игры в сухом бассейне улучшают его психоэмоциональное состояние, способствуют снижению патологического тонуса.

В процессе непосредственно образовательной и совместной деятельности формирую у детей осознанное отношение к своему здоровью, учу их понимать значение физических упражнений, а также постоянно стимулирую развитие у детей навыков личной гигиены.

Обязательный компонент физкультурно-оздоровительной работы — систематическое контрастное, воздушное и водное закаливание, которое представляет собой комплексную систему воспитательно-оздоровительных воздействий, направленных на достижение устойчивости растущего организма к ослабляющим здоровье факторам.

При такой организации физического воспитания в нашем детском саду прослеживается динамика в развитии моторики детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата, при реализации комплексной системы оздоровления у детей формируется здоровый образ жизни, повышается устойчивость организма к острым респираторным инфекциям.

Все воспитательно-оздоровительные мероприятия вырабатывают разумное отношение детей к своему организму, прививают необходимые санитарно-гигиенические навыки, наилучшим образом адаптируют ребенка к постоянно изменяющимся условиям окружающей среды.

  1. Корригирующая гимнастика для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата/ автор составитель М.Н. Клюева.- Санкт-Петербург, 2007.
  2. Мастюкова Е.М. Физическое воспитание детей с церебральным параличом. – М., 1991.
  3. Пасечник Л. Коррекция физического развития детей с ДЦП.//Л.Пасечник// Здоровье дошкольника, 2008 № 2.
  4. Пасечник Л. Адаптивная физическая культура в ДОУ. //Л. Пасечник// Здоровье дошкольника, 2008 № 1.
  5. Оздоровительная работа в ДОУ по программе «Остров здоровья» /автор-составитель Е.Ю. Александрова. – Волгоград, 2006.

Источник

Организация физкультурно — оздоровительной работы с детьми с ОВЗ в условиях ДОУ

Анастасия Глущенко
Организация физкультурно — оздоровительной работы с детьми с ОВЗ в условиях ДОУ

Что главное в воспитании детей? Ребёнок должен расти здоровым. Здорового ребёнка легче воспитывать, у него быстрее формируются все необходимые знания и навыки. Здоровье- важнейшая предпосылка правильного формирования характера, развития инициативы, сильной воли, дарований, природных способностей.

«Здоровый образ жизни» Это комплекс оздоровительных мероприятий, обеспечивающих гармоничное развитие и укрепление здоровья.

Расширять и закреплять знания детей о здоровом образе жизни, совершенствовать физические способности, воспитывать желание вести здоровый образ жизни помогают разнообразные мероприятия, проводимые в детском саду.

Утренняя гимнастика является одним из таких мероприятий – это и закалка, и бодрость, и оздоровление детского организма. Вы, наверное, не раз замечали, что с самого утра в детях уже кипит энергия, вырывающаяся наружу. Они прыгают и бегают, лазают по любым конструкциям, но как только дело доходит до утренней гимнастики – весь пыл угасает. Почему? Ответ прост. Скучно и однообразно выполнять по команде давно заученные упражнения. Что же делать, чтобы ребенок воспринимал утреннюю гимнастику не как пытку, а как развлечение. Для этого я встречаю детей с улыбкой, проявляю немного фантазии в подборе упражнений, ставлю веселую музыку, и дети с удовольствием выполняют упражнения. Однако следует помнить про оздоровительно-коррекционную направленность, индивидуальный подход, систематичность, доступность, повторяемость упражнений и их постепенное усложнение.

Во время непосредственной образовательной деятельности у дошкольников любого возраста значительную нагрузку испытывают их органы зрения, слуха, мышцы кистей рук и всего туловища, часто длительно находящегося в статистическом положении. Любая непосредственная образовательная деятельность, не связанная с движением, является тяжелой нагрузкой на организм дошкольников, так как для них характерна неустойчивость нервных процессов. Они быстро утомляются, снижается устойчивость внимания, у детей теряется интерес к деятельности, что, конечно, отрицательно влияет на ее эффективность. Физминутка – это одна из обязательных, продуманных элементов в непосредственной образовательной деятельности. Она необходима и важна, это «минутка» активного здорового отдыха!

Пальчиковые гимнастика – это своего рода целенаправленная рефлекторная гимнастика для мозга, стимулирующая развитие его отдельных зон. Исходя из логики сторонников пальчиковых гимнастики, чем чаще «тренировать» таким образом мозг, тем интенсивнее будет идти формирование его верхних отделов, отвечающих за речь и чтение.

При регулярном применении пальчиковой гимнастики в коррекционном обучении детей с ОВЗ заметны улучшения в развитие и совершенствование внимание и памяти; формирование навыков письма; также она положительно сказывается при исправлении речи детей.

Дыхательная гимнастика — это система упражнений направленная на оздоровление организма. Эти упражнения развивают дыхательную мускулатуру, речевой аппарат, способствует правильному ритмичному дыханию и произнесению звуков.

В своей работе я использую дыхательные упражнения в различных формах оздоровительной работы, во время гимнастики, после дневного сна, на физ. минуткахи в процессе непосредственно образовательной деятельности (НОД). При применении в работе дыхательной гимнастики повышается результативность воспитательно-образовательного процесса, развивается ещё несовершенная дыхательная система ребёнка, укрепляются защитные силы организма.

Зрительная гимнастика имеет огромное или многоцелевое значение в работе с детьми с овз, т. к. она снимает зрительное напряжение. Зрительная гимнастика является профилактикой зрительного утомления и снижения остроты зрения. К тому же гимнастика для глаз положительно влияет на общее психоэмоциональное состояние ребенка, на работоспособность. В последнее время велика популярность электронной гимнастики. Эти упражнения не только замечательный способ отвлечь ребенка от переживаний и сомнений, связанных с его неудачами, они помогают настроить его на позитивный заряд, дать заряд бодрости на целый день.

Артикуляционная гимнастика – это совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц артикуляционного аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированности движений артикуляционных органов, участвующих в речевом процессе. Артикуляционную гимнастику провожу в игровой форме, что придаёт занятию положительную эмоциональную окраску, создаёт у ребёнка позитивный настрой. При проведении использую наглядно-игровой материал.

Гимнастика после сна по праву считается одним из самых важных режимных моментов в детском саду. Она имеет оздоровительную направленность: повышает адаптивные возможности детского организма.Комплекс состоит из нескольких частей: разминочные упражнения в постели, выполнение простого самомассажа (пальчиковая гимнастика, выполнение общеразвивающих упражнений у кроваток (дыхательная гимнастика, ходьба по «тропе здоровья» (ходьба по массажным, ребристым, солевым или мокрым дорожкам). Заканчиваем мы гимнастику умыванием или обтиранием холодной водой рук и лица.

Подвижная игра активизирует все системы организма. Все это вместе взятое и позволяет говорить об оздоровительном эффекте подвижных игр. Для ребенка с ОВЗ крайне важно, из каких двигательных действий состоит игра, с какой интенсивностью (напряженностью) она проводится, как отвечает на полученную нагрузку организм. Поэтому при подборе игр мною учитывается характер и глубина дефекта, реальные двигательные возможности ребенка и его индивидуальную реакцию на физическую нагрузку. Важно, чтобы величина нагрузки была доступной для ребенка и не вызывала у него перенапряжения. Содержание и дозировка нагрузки предусматриваются постепенностью усложнения игр, чередование их по направленности, интенсивности и продолжительности это стимулирует постоянный интерес к игровой деятельности.

Физическое воспитание, являясь педагогическим процессом. Оно направленно не только на обучение разнообразным двигательным действиям, но и на развитие таких качеств, которые определяют физическую подготовленность ребенка на различных этапах его развития. Известно, что систематические занятия физическими упражнениями способствуют улучшению функционального состояния центральной нервной системы, снижению напряжённости сердечнососудистой и дыхательной систем, двигательного аппарата и повышают уровень физической подготовленности детей.

Для детей с ОВЗ важно использование упражнений, с помощью которых можно развивать гибкость, координацию движений, правильную осанку, мышечно-суставный аппарат.

Для более эффективного проведения физкультурного занятия я применяю вспомогательные средства, которые позволяют создавать и корректировать настроение и поведение ребенка, его отношения к движениям.

Таким образом выстроенная работа по физическому развитию детей с ограниченными возможностями здоровья в детском саду способствует укреплению здоровья и физическому развитию детей, закрепляет успехи ребенка, достигнутых в коррекционно-развивающей работе.

Источник

Читайте также:  Безопасным для здоровья материалом который безопасен
Adblock
detector