Упражнения, способствующие укреплению здоровья детей
Анжела Винюкова
Упражнения, способствующие укреплению здоровья детей
Упражнения для глаз
«Вращение глазами» — упражнение выполняется в положении стоя или сидя. Посмотри глазами вверх и задержи взгляд на 1 секунду, теперь смотри в право, как можно дальше, задержи взгляд на 1 секунду. Переведи взор вниз и так же задержи его. Наконец смотри влево, задержись на 1 секунду.
«Жмурки» — И. П. то же. Закрой глаза посильнее, зажмурь их. Теперь открой глаза пошире. 5-8 раз.
«Темнота» — ладони лежат на веках закрытых глаз. Полюбуйся темнотой дай своим глазам отдохнуть от света.
«Массаж век» — глаза закрыты. Кончиками пальцев слегка погладить прикрытые веки.
Упражнение для ловких пальцев
«Кулачки» — сжимай пальцы обеих рук в кулак и разжимай 3-5 раз.
«Массаж» — обхватывай по очереди каждый палец правой руки левой рукой и слегка поглаживая в направлении к его кончику. Затем на другой руке.
«Умывание» — делай такие движения, как будто моешь руки.
«Счет» — сгибай пальцы по очереди, и по очереди разгибай.
Упражнения для сильных рук
«Ура» — И. П. – стоя, руки согнуты в локтях, кисти всегда сжаты в кулак и прижаты к плечам. По очереди разгибая руки то левую, то правую поднимаем кулаки вверх 3-5 раз каждой рукой.
«Ножницы» — И. П. -стоя, прямые руки вытянуты вперед перед грудью. Скрещиваем руки, отводя в стороны и сближая друг с другом.
«Бокс» — И. П. — стоя, руки согнуты в локтях и сжаты в кулаки. Поочередно разгибай руки выпремляя их вперед, будто ты боксер на ринге 5 раз каждой рукой.
Упражнения для носового дыхания
«Зажми нос» — И. П. — сидя на стуле или на полу. Большим пальцем правой руки зажми правую ноздрю. Сделай вдох, задержи его на 6 секунд, затем медленно выдохни.
«Носовое дыхание» — делая это упражнение можно сидеть, стоять или лежать, как тебе больше нравится. Сосредоточить внимание на точке между внутренними концами бровей. Сделать медленный и спокойный вдох носом, а затем такой же медленный выдох.
Упражнения ля мышц ног
«Да и нет» — сидя на полу с выпрямленной спиной, делай движения стопами- сгибание и разгибание (да, отведение в стороны (нет, круговые движения.
«Цапля» — И. П. –стоя, руки опущены вдоль туловища. согни правую ногу в колени и подтяни ее к животу, обхватывая руками. Задержись на несколько секунд, стоя на одной ноге, как цапля. Медленно вернись в исходное положение и повтори упражнение другой ногой.
Упражнение для предупреждения плоскостопия
«Носки» — сидя на стуле, натягивай носки пальцами ног. Руками помогать нельзя. Повтори упражнение несколько раз каждой ногой.
«Ходьба на носках» — название упражнения говорит само за себя. Несколько минут походи по комнате.
«Мячик» — сними носки и перекатывай ногой теннисный мячик. Делай это то левой, то правой ногой 2-3 минуты.
Упражнения для развития грудной клетки
«Насос» — И. П. ноги вместе, руки опущены вдоль туловища. наклони туловище вправо, правая рука скользит вниз по ноге. В это же время сгибаем левую руку в локтевом суставе, так чтобы ее кулак скользил вверх. вернись в и. п., после чего сделай упражнение в другую сторону.
«Большой» -и. п. – стоя, ноги вместе, руки опущены вдоль туловища. подними прямые руки вверх. Наклонись, и руки разведи в стороны. Вернись в и. п. 3-5 раз.
Беседа с детьми. Тема: «Чтобы глаза видели». Хорошо известно, что самое острое зрение у орла. Он парит на большой высоте и из-за облаков высматривает добычу. ночью лучше всех видит.
Зрительная гимнастика. «У моря» оздоровительная работа необходимое оборудование плакат с изображением моря. Стою у моря на песке И вижу катер в далеке, И облака, что.
Источник
Сохранение и укрепление здоровья детей средствами физической культуры
статья по физкультуре на тему
Сохранение и укрепление здоровья детей средствами физической культуры
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sohranenie_i_ukreplenie_zdorovya_detey_sredstvami_fiz.kultury.docx | 26.65 КБ |
Предварительный просмотр:
Салихзянов Сергей Сергеевич,
преподаватель физической культуры
ГБОУ СОШ № 491 Красногвардейского р-на СПб
с углубленным изучением математики
Сохранение и укрепление здоровья детей средствами физической культуры:
аспект требований ФГОС
«Здоровью научить нельзя —
надо воспитывать потребность
Широко известен постулат Аристотеля: «Цель государства – это совместное продвижение к высокому качеству жизни». Многие модели социально-экономического развития общества направлены на улучшение качества жизни людей, которое выступает критерием и конечным результатом любых преобразований в обществе.
Качество жизни человека определяется во многом его внутренним ощущением радости бытия, которому нужно учить каждого человека, быть нужным своей индивидуальностью другим людям или общему делу. И неоспорима аксиома, что здоровье нации, ее мощь и сила, духовный и интеллектуальный потенциал формируется с детских лет ее маленьких граждан – наших детей, наших учеников, или, перефразировав, здоровье детей – это здоровье нации – физическое, духовное, интеллектуальное!
Искусство жить качественно и долго состоит, прежде всего, в том, чтобы научиться с детства следить за своим здоровьем. То, что упущено в детстве, трудно наверстать. Отсюда проистекают важнейшие и глобальные задачи преподавания физической культуры в школе – задачи поистине государственного уровня и государственного масштаба:
— повышение уровня здоровья детей,
— формирование у них представлений о здоровье как одной из главных ценностей жизни,
— формирование навыков здорового образа жизни,
— а также устойчивой потребности в регулярных занятиях физическими упражнениями.
Успешная учебная деятельность и состояние здоровья детей не могут сегодня рассматриваться изолированно друг от друга. Они взаимосвязаны и требуют к себе пристального внимания. Чем лучше здоровье ребёнка, тем больше у него возможностей показать высокие результаты обучения. Поэтому главная задача школы – заложить основы, которые в дальнейшем способствовали бы укреплению и сохранению здоровья, совершенствовали бы физические способности детей.
В соответствии с Федеральными государственными образовательными стандартами цель школьного образования по физической культуре — формирование разносторонне физически развитой личности, способной активно использовать ценности физической культуры для укрепления и длительного сохранения собственного здоровья.
Достижение этой цели включает в себя следующие организационные этапы:
- организация здоровьесберегающей инфраструктуры в общеобразовательной организации;
- рациональная организация учебной и внеучебной деятельности учащихся;
- эффективная организация физкультурно-оздоровительной работы;
- реализация программ курсов внеурочной деятельности спортивно-оздоровительной и общеинтеллектуальной направленности;
- организация просветительской работы с родителями (законными представителями) учащихся.
В рамках учебного курса «Физическая культура» предполагается овладение учащимися комплексами упражнений, навыками двигательной активности, участия и ведения спортивных игр, а также понимание их смысла и значения для укрепления здоровья.
В рамках организации внеурочной деятельности спортивно-оздоровительной направленности осуществляется ознакомление учащихся с правилами здорового образа жизни, укрепления здоровья, взаимосвязью здоровья физического, психического и здоровья общества, семьи в ходе различных мероприятий, таких как:
- спортивные праздники, подвижные игры (в т. ч. с участием родителей младших школьников);
- занятия в спортивных секциях;
- туристические походы (развитие выносливости, интереса к физической активности);
- экскурсии, видеопутешествия, знакомящие с людьми, их образом жизни, укрепляющим или губящим здоровье;
- встречи-беседы с интересными людьми, ведущими активный образ жизни (путешественники, любители активного отдыха), сумевшими сохранить хорошее здоровье в сложной ситуации (преклонный возраст, травма и т. п.), с представителями профессий, предъявляющих высокие требования к здоровью, со спортсменами-любителями и профессионалами.
- Эффективная организация физкультурно-оздоровительной работы в школе, направленной на обеспечение рациональной организации двигательного режима, нормального физического развития учащихся, на повышение адаптивных возможностей организма, сохранение и укрепление здоровья детей и формирование у них культуры здоровья, включает в себя:
- полноценную и эффективную работу с учащимися всех групп здоровья (на уроках физической культуры, на занятиях внеурочной деятельности спортивно-оздоровительного направления и т. п.);
- рациональную организацию уроков физической культуры;
- регулярное проведение спортивных оздоровительных мероприятий (дней спорта, соревнований, олимпиад, походов и т. п.);
- организацию:
— занятий лечебной физической культурой;
- часа активных движений (динамическая пауза) между 3-м и 4-м уроками;
- работы курсов внеурочной деятельности спортивно-оздоровительного направления и создание условий для их эффективного функционирования.
- динамических перемен, физкультурных минуток на уроках, способствующих эмоциональной разгрузке и повышению двигательной активности детей;
Реализация программ курсов внеурочной деятельности спортивно-оздоровительной направленности предусматривает:
внедрение в систему работы программ курсов внеурочной деятельности, ставящих своей целью формирование у детей ценности здоровья и здорового образа жизни.
Просветительская работа с родителями (законными представителями) учащихся включает в себя организацию:
- лекций, семинаров, консультаций по различным вопросам роста и развития детей, факторам, положительно и отрицательно влияющим на их здоровье и т. п.; по вопросам повышения экологической культуры учащихся;
- совместной работы педагогов и родителей (законных представителей) по проведению спортивных соревнований, дней здоровья, занятий по профилактике вредных привычек и т. п.
Здоровый образ жизни не занимает пока первое место в иерархии потребностей и ценностей человека в нашем обществе. Но если мы научим детей с самого раннего возраста ценить, беречь и укреплять свое здоровье, если школа станет «школой здоровья», а сохранение и укрепление здоровья учащихся приоритетной функцией образовательного учреждения, то будущие поколения будут более здоровы и развиты личностно, интеллектуально, духовно и физически.
И закончить свое выступление хотелось бы замечательными словами В.А.Сухомлинского: « Забота о здоровье – это важнейший труд педагога. От жизнедеятельности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы…»
Источник
Физические методы укрепления здоровья детей
статья по физкультуре (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)
В статье представлен обобщенный материал о методах укрепления здоровья детей и рекомендации для родителей
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Физические методы укрепления здоровья детей | 18.17 КБ |
Предварительный просмотр:
Физические методы укрепления здоровья детей
Здоровье – это не только отсутствие болезней, это состояние оптимальной работоспособности, творческой отдачи, эмоционального тонуса, того, что создает фундамент будущего благополучия личности.
Выделяется несколько компонентов здоровья:
1. Соматическое здоровье – текущее состояние органов и систем организма человека, основу которого составляет биологическая программа индивидуального развития.
2. Физическое здоровье – уровень роста и развития органов и систем организма.
3. Психическое здоровье – состояние психической сферы, основу которой составляет состояние общего душевного комфорта.
4. Психологическое (нравственное) здоровье, основу которого определяет система ценностей, установок и мотивов поведения человека в обществе.
От чего же зависит здоровье ребенка?
Статистика утверждает, что на 20 % – от наследственных факторов, на 20 % – от условий внешней среды, то есть экологии, на 10 % – от деятельности системы здравоохранения, а на 50 % – от самого человека, от того образа жизни, который он ведет.
Если на первые 50 % здоровья мы, педагоги, повлиять не можем, то другие 50 % мы можем и должны дать нашим воспитанникам.
Дошкольный период является наиболее благоприятным для формирования здорового образа жизни. Осознание ребенком своего «Я», правильное отношение к миру, окружающим людям – все это зависит от того, насколько добросовестно, с любовью, грамотно воспитатель строит свою работу. Педагогическая задача состоит в том, чтобы не задавить ребенка потоком пока еще не осознанной информации, а дать возможность поразмышлять, подумать, прислушаться к своему организму.
Здоровый образ жизни – это не просто сумма усвоенных знаний, а стиль жизни, адекватное поведение в различных ситуациях, дети могут оказаться в неожиданных ситуациях на улице и дома, поэтому главной задачей является развитие у них самостоятельности и ответственности.
Современные здоровьесберегающие технологии, используемые в системе дошкольного образования, отражают две линии оздоровительно-развивающей работы:
• приобщение детей к физической культуре;
• использование развивающих форм оздоровительной работы.
Формы организации здоровьесберегающей работы:
• непосредственно образовательная деятельность;
• самостоятельная деятельность детей;
• утренняя гимнастика (традиционная, дыхательная, звуковая);
• физические упражнения после дневного сна;
• физические упражнения в сочетании с закаливающими процедурами;
• физкультурные прогулки (в парк, к реке);
К физкультурно-оздоровительным технологиям относятся технологии, направленные на физическое развитие и укрепление здоровья дошкольников: развитие физических качеств, двигательной активности и становление физической культуры дошкольников, закаливание, дыхательная гимнастика, массаж и самомассаж, профилактика плоскостопия и формирование правильной осанки, воспитание привычки к повседневной физической активности и заботе о здоровье и др.
Реализация этих технологий, как правило, осуществляется специалистами по физическому воспитанию и воспитателями ДОУ в условиях специально организованных форм оздоровительной работы.
К здоровьсберегаюшим технологиям и технологиям сохранения и стимулирования здоровья относятся:
Стретчинг – не раньше чем через 30 мин после приема пищи, 2 раза в неделю по 30 мин со среднего возраста в физкультурном или музыкальном залах, либо в групповой комнате, в хорошо проветренном помещении специальные упражнения под музыку и без музыки. Рекомендуется детям с вялой осанкой и плоскостопием.
Динамические паузы – во время занятий, 2–5 мин, по мере утомляемости детей. Рекомендуется для всех детей в качестве профилактики утомления. Могут включать в себя элементы гимнастики для глаз, дыхательной и других гимнастик в зависимости от вида деятельности.
Подвижные и спортивные игры – как часть непосредственно образовательной деятельности, на прогулке, в групповой комнате – малой, средней и высокой степени подвижности. Ежедневно для всех возрастных групп. Игры подбираются в соответствии с возрастом ребенка, местом и временем ее проведения. В детском саду мы используем лишь элементы спортивных игр.
Релаксация – в любом подходящем помещении, в зависимости от состояния детей и целей, педагог определяет интенсивность технологии. Для всех возрастных групп. Можно использовать спокойную классическую музыку (Чайковский, Рахманинов), звуки природы.
Гимнастика пальчиковая – с младшего возраста индивидуально либо с подгруппой ежедневно. Рекомендуется всем детям, особенно с речевыми проблемами. Проводится в любой удобный отрезок времени (в любое удобное время).
Гимнастика для глаз – ежедневно по 3–5 мин в любое свободное время в зависимости от интенсивности зрительной нагрузки с младшего возраста. Рекомендуется использовать наглядный материал, показ педагога.
Гимнастика дыхательная – в различных формах физкультурно-оздоровительной работы. Обеспечить проветривание помещения, педагогу дать детям инструкции об обязательной гигиене полости носа перед проведением процедуры.
Динамическая гимнастика – ежедневно после дневного сна, 5–10 мин.
Гимнастика корригирующая – в различных формах физкультур-но-оздоровительной работы. Форма проведения зависит от поставленной задачи и контингента детей.
Гимнастика ортопедическая – в различных формах физкультурно-оздоровительной работы. Рекомендуется детям с плоскостопием и в качестве профилактики болезней опорного свода стопы.
Памятка для родителей по здоровому образу жизни
1. Если вы желаете здоровья своим детям, необходимо перестроить уклад семьи на принципах ЗОЖ:
– живите в определенном режиме труда, отдыха, питания;
– начинайте день с утренней зарядки (не менее 20 мин);
– бросьте курить, объясняя своим детям, что курение это форма самоубийства;
– оставьте за порогом своего дома недовольство ценами, правительством, руководством, неудачами и плохим самочувствием;
– не становитесь рабами телевидения, особенно в выходные дни, найдите время для общения с природой;
– имейте сильную волю, чтобы приобрести сильные привычки.
2. Если вы желаете видеть своего ребенка трудолюбивым, то придерживайтесь правил:
– никогда не лишайте своих детей участия в семейных трудовых делах;
– никогда не проявляйте непочтения, не говорите плохо о поступках членов вашей семьи, морально поощряйте трудовые усилия каждого;
– никогда не выносите сор из избы;
– никогда не делите труд в семье на мужской и женский.
3. Если вы желаете видеть своих детей способными создать крепкую семью, то:
– будьте выдержанными и спокойными в кругу своей семьи;
– уделяйте своим детям максимум внимания в свободное время, интересуйтесь их делами, сопереживайте им;
– с уважением относитесь к мужу (жене), возвышайте культ женщины-матери, мужчины-отца.
4. Если вы хотите видеть своих детей незакомплексованными в общении, культурными, то:
– относитесь со всей серьезностью к работе школьных педагогов, не допускайте, чтобы ваши дети пропускали школу;
– очень хорошо, если у вашего ребенка есть хобби;
– не жалейте времени и средств для культурного совместного отдыха;
– находите время читать сами и приобщайте детей к миру литературы.
5. Если вы не хотите видеть своих детей беспринципными, циничными, отравляющими жизнь себе и другим, то:
– не разрешайте себе заниматься в присутствии детей сплетнями, критиканством по адресу своих родственников, знакомых, клиентов, учителей;
– к учителю могут быть претензии, но с ними надо идти прямо к нему.
6. Вы желаете, чтобы ваш ребенок вырос добрым, внимательным, готовым поддержать вас – вам нужно самим уделять максимум внимания своим родителям.
- Физическая культура в детском саду младшая группа. Л.И. Пензулаева Мозайка- Синтез, Москва 2016г.
- Физическая культура в детском саду. Подготовительная к школе группа Л.И. Пензулаева Мозайка- Синтез, Москва 2016г.
- Физическая культура в детском саду. Система работы в старшей группе Л.И. Пензулаева Мозайка- Синтез, Москва 2016г.
- Физическое развитие дошкольников. Часть 1. Охрана и укрепление здоровья/ Под ред. Н.В. Микляевой. — М.: ТЦ Сфера, 2015г.
- Физическое развитие дошкольников. Часть 2. Формирование двигательного опыта и физических качеств. / Под ред. Н.В. Микляевой. — М.: ТЦ Сфера, 2015г.
- Будь здоров, дошкольник. Программа физического развития детей 3-7 лет.-М.: ТЦ Сфера, 2016г
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
консультация для воспитателей.
Одной из задач, реализуемой педагогическим коллективом нашего детского сада является оптимизация работы по формированию у дошкольников потребности в двигательной активности, привычки здорового о.
В дошкольных учреждениях дети проводят значительную часть времени в тот период жизни, когда происходит их интенсивный рост и развитие, становление личности, формирование многих полезных привычек, прио.
Проблемы воспитания здорового ребенка были и остаются наиболее актуальными в практике общественного и семейного воспитания, они диктуют необходимость поисков эффективных средств их реализации. Важная .
Цель проекта: обогащение оптимальной двигательной среды с использованием нестандартного физкультурного оборудования, способствующей повышению двигательной активности детей и эфф.
Источник