Меню

Физкультура сохранение здоровья школьников

Сохранение психологического и физического здоровья на уроках физической культуры
статья по физкультуре на тему

Здоровьесбережение – это целенаправленная системная деятельность школы по применению в практике различных здоровьесберегающих технологий с целью минимизации воздействия на детей и подростков основных факторов нарушения здоровья.

Скачать:

Вложение Размер
sohranenie_psihologicheskogo_i_fizicheskogo_zdorovya_na_urokah_fizicheskoy_kultury.docx 20.69 КБ

Предварительный просмотр:

Сохранение психологического и физического здоровья на уроках физической культуры

учитель физической культуры Данилова А.В.

Забота о здоровье подрастающего поколения всегда была и остается одним из важнейших аспектов любой страны. Интенсивные изменения в системе образования, инновационные процессы в российских школах ставят вопросы о сохранении здоровья школьников. Объективным показателем неблагополучия является то, что здоровье школьников уменьшается по сравнению с их сверстниками двадцать или тридцать лет назад. При этом наиболее значительное увеличение частоты всех классов болезней происходит в возрастные периоды.

Поэтому необходимо о беспечить информированность родителей, учащихся о состоянии качества и результативности преподавания физической культуры, о принимаемых мерах по сохранению и укреплению здоровья учащихся нашей школы.

Достижение названной цели может быть осуществлено с помощью технологий здоровьесберегающей педагогики, которые рассматриваются как совокупность приемов и методов организации учебно-воспитательного процесса без ущерба для здоровья школьников и педагогов. Владея современными педагогическими знаниями, в тесном взаимодействии с учащимися, с их родителями, с медицинскими работниками и коллегами, необходимо выстраивать свою работу с учётом приоритетов сохранения и укрепления здоровья участников педагогического процесса.

Но существует и другая проблема-отсутствие мотивации у многих учеников. Что же нужно сделать для того, чтобы ученику было интересно, как же его мотивировать на учебную деятельность, на восприятие материала? За долгое время работы в школе, я поняла, что положительно влияет на мотивацию ребенка, собственная увлеченность учителя, умение сделать урок занимательным, необычным. Дети предпочитают активную деятельность пассивному слушанию, собственную инициативу исполнению распоряжений, групповую работу индивидуальной. Творческие задания привлекают детей. Реализуя принцип сознательности и активности, следует воспитывать у занимающихся творческое отношение к процессу физического воспитания, инициативу и самостоятельность.

Идея моего педагогического опыта: развитие мотивации школьников к учебной деятельности, за с чет творческого подхода к занятиям по физической культуре, сохранение как психологического, так и физического здоровья, путем поиска новых форм и методов работы.

При целенаправленном формировании интереса к физической культуре педагогически оправдано как воздействие на отдельные мотивы, так и комплексное воздействие на мотивационную сферу в целом, например, успешное формирование учебно-познавательных мотивов достигается сознательностью обучения и развития физических качеств.

Уже с юных лет в ребенка нужно закладывать пользу поддержания физического здоровья, ведь как гласит нам известная поговорка «В здоровом теле, здоровый дух!» . Основное направление работы учителя физической культуры-оздоровительное, оно реализуется с помощью использования рабочей программы развития, диагностикой уровня знаний, учета личностных достижений учащихся, представлением свободы выбора способов участия во внеурочной деятельности. Это помогает мне в решении поставленных задач, достижению более высоких результатов образовательного процесса, актуализируя личность ребёнка на творчество

Здоровьесберегающие технологии, которые необходимо использовать на уроках физической культуры:

1. Чередование видов деятельности. Один из способов повышения эффективности урока-чередование умственной и физической нагрузки учащихся, разнообразие форм организации урока. Чередование теории и практики;

2. Благоприятная дружеская обстановка на уроке. Урок должен быть не только развивающим, но и интересным. На уроке необходимо обращать внимание на физическое и психологическое состояние детей, как они воспринимают задания, как оценивают собственную работу. Предъявлять требования и замечания только в дружественной форме;

3. Дозировка заданий. Главное при выполнении упражнений — не допускать перегрузки учащихся;

4. Индивидуальный подход к каждому школьнику. Дети очень разные, но учитель должен сделать свои уроки интересными. Для этого он должен создать для каждого ученика ситуацию успеха, предоставить всем детям право выбора вида спорта и поддерживать его начинания;

5. У чителю в работе необходимо замечать и подчёркивать даже самый маленький успех ребёнка при выполнении заданий. Во-первых, это формирует интерес к содержанию того, что ребёнок познает, который подкрепляется похвалой и одобрением учителя. Во-вторых, нужно учитывать то, что школьник младшего возраста обычно настраивается на сосредоточенную работу при наличии близкой мотивации, т.е. перспективы получения скорого результата в виде лучшего выполнения задания, хорошей отметки и т.д.;

6. Занятия на свежем воздухе. Известно, что дети очень сильно подвержены простудным заболеваниям, поэтому одной из задач является повышение устойчивости детского организма такого рода болезням. Эффективным средством против простудных заболеваний становится закаливание организма. Уроки на свежем воздухе включают: лыжную подготовку, подвижные игры и другие спортивно массовые мероприятия;

7. Воспитательная направленность занятия. Воспитательный эффект уроков физкультуры достигается и за счет возможностей индивидуально-дифференцированного подхода к развитию качеств каждого ученика и формированию ценностного отношения к своему здоровью.

8. Начало учёбы в школе означает постепенный переход от деятельности игровой к учебной. А это означает приобретение и систематизацию новых знаний, навыков и умений, дальнейшую социализацию личности. Я считаю, что игра стимулирует познавательную и двигательную активность детей, «провоцирует» их самостоятельно, искать ответы на возникающие вопросы; позволяет использовать жизненный опыт детей, включая их обыденные представления о чем-либо. Ребёнок, по мере взросления, должен учиться относиться к учёбе как к труду, который является напряжённым и ответственным, но при этом может быть увлекательным, интересным и полезным;

9. Пропаганда здорового образа жизни. Акции «Обменяй конфету на сигарету», «Скажем наркотикам стоп!» и т.д. Я считаю, что активная пропаганда по внедрению здорового образа жизни в жизнь каждого человека и общества должна лежать в основе обучения привития и формирования у подрастающего поколения основных принципов, форм и факторов здорового образа жизни.

Использование технологий здоровьесберегающей педагогики способствует гармоническому развитию физических качеств, укреплению здоровья, стремление вести здоровый образ жизни, повышению мотивации к урокам физической культуры и занятиям различных видов спорта, развитию творческих способностей у учащихся.

В формировании всесторонне развитой личности ребенка в воспитательном процессе важное место принадлежит организации и проведению спортивных праздников. Данные мероприятия направлены на формирование у учащихся осознанного выбора здорового образа жизни, воспитание положительных нравственных качеств, семейных ценностей. Традиционными стали спортивные праздники «Папа, мама, я – спортивная семья», «Веселые старты» и многие другие мероприятия.

Также можно проводить «Дни Здоровья», которые несут в себе большой заряд положительной энергии, направленной на пропаганду здорового образа жизни среди школьников, значительно увеличивают двигательную активность ребенка.

Традиционно в школе проводятся спортивные соревнования по баскетболу, игра «Снайпер», футболу, результатом внеурочной деятельности становятся победителями и призерами различных соревнований.

Таким образом, регулярная работа по сохранению и укреплению здоровья, пропаганда здорового образа жизни, активная спортивная жизнь школы способствует укреплению физической подготовленности обучающихся нашей школы, о чём свидетельствуют позитивные показатели здоровья и качества обучаемости учащихся.

Давно было доказано, что человек, который ведет здоровый образ жизни, обладает высоким зарядом оптимизма, добиваться успеха в современном, динамичном мире. Таким образом, ключевой компетенцией учителя физической культуры, является сохранение и укрепление здоровья учащихся.

Думаю, учителям, освоившим этот алгоритм действий, станет интереснее и проще работать в достижении конечного результата. Пока еще здоровый образ жизни не на вершине пирамиды ценностей у некоторых подростков в наших школах. Но именно современный учитель личным примером и своим мировоззрением должен научить детей с раннего возраста беречь, ценить и укреплять свое здоровье.

Ребенку предстоит впереди прожить целую жизнь. Успех в ней зависит и от его талантов, и от волевых способностей. Таланты предопределены генетически, а волевые способности – качества развиваемые. Физическая культура развивает их больше всего. Физкультура должна стать универсальным средством оздоровления.

Список использованной литературы:

Ашмарина Б.А. Теория и методика физического воспитания. М.: Просвещение, 2007. 511с

Белов В.И. Психология здоровья. СПб: Респекс, 1994. 272 с.

Дыхан Л.Б. Теория и практика здоровьесберегающей деятельности в школе. Ростов н/Д: Феникс, 2009. 412 с.

Купчинов Р.И. Глазько Т.А. Физическая культура и здоровый образ жизни. Мн.: Харвест, 2001г. 486 с.

Ксензова Ю. Перспективные школьные технологии, учебно-методическое пособие. М.: Педагогическое общество России, 2000г. 223 с.

Степаненкова Э.Я. Теория и методика физического воспитания и развития ребенка. М.: Академия, 2006. 368с.

Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в работе учителя и школы. М.: АРКТИ, 2003. 413 с.

Лях В.И. Методика физического воспитания. М.: ЮНИТИ, 2008. 269 с.

Источник

«Физическая культура как средство укрепления и сохранения здоровья школьников»
проект по физкультуре (7, 8, 9, 10, 11 класс)

социальный проект для учащихся средней и старшей школы

Скачать:

Вложение Размер
fizicheskaya_kultura_kak_sredstvo_ukrepleniya_i_sohraneniya_zdorovya_shkolnikov.docx 44.29 КБ
problemy_zdorovya_cheloveka.pptx 279.39 КБ

Предварительный просмотр:

Администрация города Дзержинска Нижегородской области

Департамент образования Администрации города Дзержинска

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

Социальный проект по физической культуре на тему:

«Физическая культура как средство укрепления и сохранения здоровья школьников»

Автор: Воронина Е.Е.,

Учитель физической культуры

3.График работы над проектом……………………………………………….….6

4.Организация работы над проектом……………………………………………7

5.Информационно-методическое обеспечение проекта………………………..8

Быть здоровым — естественное желание каждого человека. Здоровье — понятие не только биологическое, но и социальное. Хорошее здоровье — это радостное восприятие жизни, высокая трудоспособность. «Гимнастика, физические упражнения, ходьба должны прочно войти в повседневный быт каждого, кто хочет сохранить работоспособность, здоровье, полноценную и радостную жизнь», — так считал Гиппократ. В наш век научно-технического прогресса это изречение не утратило актуальности.

Физическая культура многофункциональна. При физических нагрузках в активную работу вовлекаются практически все органы и системы организма человека.

Физическая культура – неотъемлемая часть жизни человека. Она занимает достаточно важное место в учебе, работе людей. Занятием физическими упражнениями играет значительную роль в работоспособности членов общества, именно поэтому знания и умения по физической культуре должны закладываться в образовательных учреждениях различных уровней поэтапно.

Актуальность: В настоящее время, в связи с резко обострившейся проблемой сохранения и укрепления здоровья человека, развитию физической культуры и спорта уделяется огромное внимание во всем мире.

Сохранение и укрепление здоровья человека — первоочередная задача человечества. Сегодня, на фоне неблагоприятной экологической обстановки, экономической и социальной нестабильности, проблема здоровья стоит особенно остро.

В настоящее время в современных школах выдвигаются высокие требования к организации занятий физической культурой, главной задачей которых является охрана и укрепление здоровья учащихся. Работа педагогов нацелена на поддержание у учащихся бодрого, жизнерадостного настроения, профилактику негативных эмоций и нервных срывов; совершенствование всех функций организма, полноценное физическое развитие, воспитание интереса к различным доступным видам двигательной деятельности, формирование основ физической культуры, потребности в ежедневных физических упражнениях, воспитание положительных нравственно – волевых качеств.

Физическая культура — универсальное средство физического совершенствования, оздоровления, воспитания социальной, трудовой и творческой активности молодежи, существенно влияющее на развитие социальной структуры общества. В частности, от физической подготовленности, состояния здоровья, уровня работоспособности студентов во многом зависит выполнение ими будущих социально-профессиональных функций.

Необходимо помнить, что систематические занятия физической культурой и спортом сохраняют молодость, здоровье, долголетие, которым сопутствует творческий трудовой подъем. Соблюдение гигиенических норм, создание хорошего психологического климата, стимулирование занятий массовой физической культурой, правильная организация рабочего времени — необходимые условия здорового образа жизни. Огромное значение имеет сознательное отношение к занятиям физическими упражнениями.

Здоровье требует расширения возможностей приспособления организма человека к различным жизненным ситуациям. Потребность в движениях, физических нагрузках должна стать направляющей и регулирующей силой поведения личности. Стратегия оздоровительной физкультуры состоит в том, чтобы школьник не утрачивал своего уровня физического развития, подготовленности и здоровья, достигнутого в школьные годы, а стремился поддерживать его на протяжении всей жизни.

Тема :« Физическая культура как средство укрепления и сохранения здоровья школьников »

Руководитель проекта : Воронина Е.Е.

Учебный предмет в рамках, которого проводится работа по проекту: Физическая культура.

Возраст учащихся, на которых рассчитан проект: 13-14 лет.

Состав проектной группы : Воронина Е.Е.,учитель физкультуры и кл.руководитель, учащиеся 7 класса МБОУ Школа№26 г.Дзержинска,

Тип проекта: информационный, внутриклассный.

Цель проекта : Изучить особенности физических упражнений как средство укрепление и сохранение здоровья.

Задачи проекта: Дать теоретическое обоснование определениям здоровья, здоровый образ жизни, физические упражнения, физическая культура, провести беседу о значение физической культуры и спорта в жизни человека.

Сроки реализации проекта: апрель 2020г.

Предполагаемый продукт проекта: Учебная презентация на тему:« Физическая культура как средство укрепления и сохранения здоровья школьников»

График работы над проектом

Анкетирование на тему: «Здоровый образ жизни» учащихся 7 класса.

Разработка содержания стенгазеты и презентации учащихся. Выступление с докладом: «Значение физической культуры и спорта в жизни человека» в 7 классе.

Воронина Е.Е. и учащиеся класса

Подготовка презентации и стенгазеты.

Воронина Е.Е. и учащиеся класса

Подготовка презентации.
Выступление на классном часе на тему: «Роль физической культуры в сохранении и укреплении здоровья».

Воронина Е.Е., классный руководитель

Воронина Е.Е. и учащиеся класса

Просмотр презентации, повторное анкетирование учащихся 7 класса.

Воронина Е.Е., классный руководитель

Организация работы над проектом

Класс делится на 4 группы и получают задание.

1 группа : готовит презентацию на тему : «Здоровый образ жизни»

Требования: Презентация должна быть не менее 15 слайдов, оформленных на одном формате, шрифт- TimesNewRoman 16,каждый слайд должен состоять из картинки и текста. Первый лист-это титульный лист, на котором обязательно должны быть представлены: название презентации, фамилии, имена авторов, год выпуска. Расстояние между строками внутри абзаца 1,5, а между абзацев-2 интервала.

2 группа : готовит газету на тему: «Вредные привычки»

Требования: Формат газеты А1, Расположение — горизонтальное, газета должна состоять из текстовой и изобразительной части, причем, текстовая часть преобладать. Рисунки не обязательно должны подтверждать текст, они могут его дополнять. Текст газеты должен быть написан печатными буквами и доступным языком.

3 группа : готовит презентацию на тему : «Здоровье без лекарств»

Требования: Презентация должна быть не менее 15 слайдов, оформленных на одном формате, шрифт- TimesNewRoman 16,каждый слайд должен состоять из картинки и текста. Первый лист-это титульный лист, на котором обязательно должны быть представлены: название презентации, фамилии, имена авторов, год выпуска. Расстояние между строками внутри абзаца 1,5, а между абзацев-2 интервала.

4 группа : готовит газету на тему: «Мы за здоровый образ жизни»

Требования: Формат газеты А1, Расположение- горизонтальное, газета должна состоять из текстовой и изобразительной части, причем, текстовая часть преобладать. Рисунки не обязательно должны подтверждать текст, они могут его дополнять, Текст газеты должен быть написан печатными буквами и доступным языком.

Информационно — методическое обеспечение проекта:

Ноутбук, проектор, плакаты.

3. Здоровье без лекарств //https://infourok.ru/ zdorove-bez-lekarstv-543862.html

Анкета для учащихся 7 класса «Здоровый образ жизни»

Класс_________ Пол М □ Ж □ Дата заполнения анкеты ________________

1. Делаешь ли ты зарядку по утрам?

Да □ Иногда□ Не делаю□

2. Выберите любимый вид спорта?

3. Участвуете ли Вы в спортивных мероприятиях?

4. Любите ли Вы уроки физической культуры?

Доклад на тему: «Значение физической культуры и спорта в жизни человека»

Сегодня нельзя найти ни одной сферы человеческой деятельности, не связанной с физической культурой, поскольку физическая культура и спорт общепризнанные материальные и духовные ценности общества в целом и каждого человека в отдельности. Не случайно все последние годы все чаще говорится о физической культуре не только как о самостоятельном социальном феномене, но и как об устойчивом качестве личности. Тем не менее, феномен физической культуры личности изучен далеко не полностью, хотя проблемы культуры духа и тела ставились еще в эпоху древних цивилизаций.

Физическая культура как феномен общей культуры уникальна. Именно она является естественным мостиком, позволяющим соединить социальное и биологическое в развитии человека. Более того она является самым первым и базовым видом культуры, который формируется в человеке. Физическая культура с присущим, ей дуализмом может значительно влиять на состояние организма, психики, статус человека.

Исторически физическая культура складывалась, прежде всего, под влиянием практических потребностей общества в полноценной физической подготовке подрастающего поколения и взрослого населения к труду. Вместе с тем по мере становления систем образования и воспитания физическая культура становилась базовым фактором формирования двигательных умений и навыков.

Качественно новая стадия осмысления сущности физической культуры связывается с ее влиянием на духовную сферу человека как действенного средства интеллектуального, нравственного, эстетического воспитания. И если нет особой надобности доказывать огромное влияние занятий физическими упражнениями на биологическую сущность человека: на его здоровье, физическое развитие, морфофункциональные структуры, то ее влияние на развитие духовности требует особых пояснений и доказательств

Можно безошибочно сказать, что в настоящее время стремление к образованию проявляется весьма напряженно, как не проявлялось еще ни в какие времена, и с каждым годом напряжение это возрастает. Сама жизнь неизбежным, роковым образом побуждает каждого человека вооружать себя знанием и пониманием. Следовательно, чтобы жить, чтобы приспособиться к этой сутолоке, идущей вокруг, нужны определенные умения в овладении самостоятельным образом обширным кругом знаний в различных областях деятельности, в том числе и в области физической культуры, что крайне важно для сохранения здоровья — основы для достижения результата в любом виде деятельности.

Образование в целом рассматривается как педагогическая система, решающая задачи целенаправленного, разностороннего развития личности. Физкультурное образование как ее составная часть в этом смысле не исключение. В ряде концепций развития физической культуры особое внимание уделяется вопросам образования, но в большей степени утверждается необходимость коренного изменения отношения людей к физической культуре, всеобщее понимание ее огромной общенародной и личной человеческой ценности.

РОЛЬ ФИЗИЧЕСКИХ УПРАЖНЕНИЙ

Одной из задач физического воспитания в нашей стране является всестороннее, гармоничное развитие человеческого организма. Человек должен быть сильным, ловким, быстрым в движениях, выносливым в работе, здоровым, закаленным.

Скелетные мышцы составляют около половины веса тела. Для поддержания своего нормального состояния они должны систематически работать. Это положительно сказывается не только на мышечной, и но на всех других системах организма. При мышечной деятельности изменяется функциональное состояние центральной нервной системы и значительно возрастают требования к функциям органов дыхания и кровообращения.

Недостаточность двигательной активности (гипокинезия) или нарушение функций организма при ограничении двигательной активности (гиподинамия) отрицательно влияют на организм. Это доказано опытами на животных и наблюдениями за людьми, у которых была ограничена двигательная деятельность. Животные, находящиеся в тесных клетках, не позволяющих им двигаться, заболевают и погибают. Люди могут жить и при отсутствии движений, но это приводит к перерождению (атрофии) мышц, уменьшению прочности костей, ухудшению функционального состояния сердечно-сосудистой, дыхательной и других систем. Известно, что длительный постельный режим плохо воздействует на больного. Поэтому при первой возможности врачи разрешают ему вставать. Если же это противопоказано, то назначают специальные физические упражнения, выполняемые лежа в постели.

Нередко при этом страдает сердечно-сосудистая система, Учащение сердечно-сосудистых заболеваний среди населения экономически высокоразвитых стран имеет прямую связь с гиподинамией, ставшей результатом механизации производственного и домашнего труда, развития внутригородского транспорта.

Физические упражнения необходимы человеку во все периоды жизни. В детском и юношеском возрасте они способствуют гармоничному развитию организма. У взрослых совершенствуют морфофункциональное состояние, повышают работоспособность и сохраняют здоровье. У пожилых, наряду с этим, задерживают неблагоприятные возрастные изменения.

Средства увеличения двигательной активности современного человека должны осуществляться путем все более широкого привлечения населения к занятиям физическими упражнениями, спортом.

Выполнение физических упражнений связано с работой мышц — их сокращением, расслаблением. Различают преодолевающую, уступающую и удерживающую работу мышц. Первая характеризуется тем, что мышца при сокращении своим напряжением преодолевает сопротивление. Вторая — тем, что мышца, находясь в напряженном состоянии, постепенно растягивается, уступая действию сопротивления. Третья, удерживающая работа характеризуется отсутствием какого-либо заметно выраженного движения при наличии равновесия между напряжением мышцы и удерживаемым ею сопротивлением. Например, четырехглавая мышца бедра, располагающаяся на его передней поверхности, работает как во время приседания, так и в период поднимания, т. е. выпрямления ноги в коленном суставе. В первом случае эта мышца выполняет уступающую, а во втором случае — преодолевающую работу. Удержание тела в положении полуприседания характеризует удерживающую работу этой мышцы.

Присущая движениям человека плавность, а в случае необходимости и порывистость движений, являются результатом того, что в каждом движении принимают участие мышцы противоположного действия, мышцы-антагонисты, которые взаимно регулируют тягу друг друга. Если, например, определенная группа мышц, сокращаясь, производит то или иное движение, то другая группа мышц, мышц-антагонистов, постепенно растягиваясь, производит уступающую работу.

Чтобы мышцы могли начать производить определенную работу, необходима энергия. Она освобождается в мышцах, когда сложные по своему химическому строению вещества распадаются на более простые. Для химических превращений в работающей мышце необходим кислород, он поступает в нее с кровью. Переносчиками кислорода в крови являются красные кровяные клетки — эритроциты, содержащие гемоглобин, способный соединяться с кислородом воздуха в легких и отдавать его тканям. Во время работы мышцы должны усиленно снабжаться кровью. Усиленный приток крови к работающим мышцам и отток крови от них связан не только с необходимостью доставки кислорода. Мышцы нуждаются в питательных веществах. Кроме того, из них удаляются углекислота и конечные продукты распада.

Систематическая мышечная деятельность повышает устойчивость организма к различным неблагоприятным воздействиям: например, к разному изменению температуры окружающей среды, недостатку кислорода, изменению барометрического давления, к проникающей радиации. Люди, систематически занимающиеся физическими упражнениями, могут выполнять более длительную работу при высокой температуре окружающей среды, чем не занимающиеся ими.

Спортсмены быстрее приспосабливаются к недостатку кислорода в горных условиях, легче переносят некоторые заболевания. Даже такие необычные для человека условия типа состояния невесомости или наличия перегрузок спортсмены переносят значительно лучше, чем нетренированные люди. В связи с этим при подготовке летчиков и космонавтов обязательно применяется специально разработанная система физических упражнений.

Опыты на животных показали, что те из них, которые были «тренированы» путем плавания и бега на третбаке, лучше переносят воздействие рентгеновских лучей, чем «нетренированные».

Источник

Читайте также:  Определите вид подчинительной связи словосочетания тост за здоровье
Adblock
detector