«Физическая культура в школе – залог здоровья»
статья по физкультуре на тему
Сегодня перед обществом, а особенно перед школой стоит очень важная задача — не только подготовить ребёнка к самостоятельной жизни, воспитать его нравственно и физически здоровым, но и научить его быть здоровым, способствовать формированию у него осознанной потребности в здоровье, как залога будущего благополучия и успешности в жизни. Эта одно из важнейших направлений внедряемых новых ФГОС.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
«Физическая культура в школе – залог здоровья» | 19.47 КБ |
Предварительный просмотр:
Бачинина О.М.учитель физической культуры
Тема: «Физическая культура в школе – залог здоровья»
Важнейший элемент физической культуры — двигательная культура , включающая в себя основные способы перемещения в пространстве, преодоления препятствий, выполнения двигательных действий с предметами. Не менее важна совокупность средств, наработанных в обществе для содействия развитию двигательных способностей и воспитания личности в целом.
Сегодня перед обществом, а особенно перед школой стоит очень важная задача — не только подготовить ребёнка к самостоятельной жизни, воспитать его нравственно и физически здоровым, но и научить его быть здоровым, способствовать формированию у него осознанной потребности в здоровье, как залога будущего благополучия и успешности в жизни. Эта одно из важнейших направлений внедряемых новых ФГОС.
В последнее десятилетие в современном обществе основной идеей является сохранение здоровья подрастающего поколения, как основополагающего фактора будущего благополучия государства.
Анализ состояния здоровья детского населения свидетельствует о росте заболеваемости детей. Такая динамика состояния здоровья – результат длительного воздействия неблагоприятных социально-экономических и экологических факторов.
В общеобразовательной школе физическая культура является базовой областью образования. Это подтверждает анализ учебных планов отечественной и зарубежной школ, где физическая культура занимает одно из приоритетных мест.
Такое положение этой области культуры обусловлено тем, что она закладывает основы физического и духовного здоровья, на базе которого только и возможно действительно разностороннее развитие личности. В этом проявляется ценность физической культуры для личности и общества, её образовательное, воспитательное и общекультурное значение.
Преподавание физической культуры в школе органически включено в общую систему образования и воспитания и действует по закономерностям образования и воспитания. Вместе с тем это единственный учебный предмет, который формирует у учащихся грамотное отношение к себе, к своему телу, содействует воспитанию новых волевых и моральных качеств, необходимости укрепления здоровья и самосовершенствования.
В соответствии с социально-экономическими потребностями общества и исходя из сущности общего и среднего образования, ясно то, что цель учебного предмета «Физическая культура» состоит в том, чтобы содействовать формированию разносторонне развитой личности. Средством достижения этой цели для учителя является — овладение школьниками основ физической культуры. В целом это означает совокупность потребностей, мотивов, знаний, оптимальный уровень здоровья и развития двигательных способностей, нормальное физическое развитие, умение осуществлять двигательную, физкультурно-оздоровительную и спортивную деятельность.
Воспитание культуры здоровья, здорового образа жизни, обучение учащихся приёмам мобилизации и релаксации, телесного и духовного самосовершенствования привели к необходимости пересмотра сложившегося содержания физического воспитания в общеобразовательных учреждениях. В свете сказанного предмет «Физическая культура» в общеобразовательной школе понимается как единство двух составных частей – ориентирующих детей и подростков в сфере физической культуры и творчески деятельностной.
Первая составная часть призвана создать у детей целостное представление о физической культуре и культуре здоровья как элементах общей культуры.
Вторая составная часть направляет процесс физического воспитания на творческое усвоение способов собственно-деятельной, а также не умение применять их при решении оздоровительных, воспитательных и образовательных задач.
Изменения в системе общего среднего образования ведут к разработке новой концепции физического воспитания. Для этого необходимо, помимо комплекса педагогических, медико-биологических, психологических и социологических исследований в области физической культуры, чётко определить и узаконить роль и место физкультуры в образовательном процессе, его взаимосвязь и взаимодействие с другими учебными дисциплинами, сохраняя при этом целостность процесса обучения, при котором каждый предмет вносит свой вклад в гармоническое развитие личности ребёнка.
И.П.Павлов и другие выдающиеся учёные показали, что в целостном организме костно-мышечная система — ведущая, на неё «равняются» все остальные системы и органы. Поэтому оптимальная двигательная активность позволяет наиболее полно реализовать наследственную программу человека и играет важную роль в сохранении и укреплении его здоровья.
В настоящее время в системе физкультурного образования выделяются три основных направления современного урока по учебному предмету «Физическая культура» – оздоровительное, тренировочное и образовательное.
Не так давно ведущим считалось тренировочное направление урока. Урокам оздоровительной и образовательной направленности практически не уделялось должного внимания. Цель данных уроков – чтобы ребёнок приобрёл такие специальные знания, которые он сумеет перенести в обыденную жизнь и с пользой применить в других видах деятельности. Такой урок должен решать следующие задачи:
В начальной школе – формирование общих представлений о физической культуре, её значение в жизни человека; развитие психических процессов креативности, самостоятельности, сознания, толерантности; обучение элементарным способам самоконтроля за физическим развитием и физической подготовленностью.
В основной и средней школе – углубление основ знаний о физической культуре; воспитание положительных индивидуальных психических черт и особенностей в общении и коллективном взаимодействии, толерантности; создание представлений об индивидуальных психосоматических и психосоциальных особенностях, адаптационных свойствах организма и способах их совершенствования в целях укрепления здоровья; развитие навыков самоконтроля, ответственности за своё здоровье; изучения культурно-исторических основ физической культуры.
Система образовательных уроков по опыту работы даёт ряд положительных результатов, развивая психические процессы (мышление, память, внимание, навыки самоконтроля), оказывая воспитательное воздействие при формировании здорового образа жизни у школьников.
В нашей школе деятельность педагогов направлена как на достижение оптимального уровня обучаемости, воспитанности учащихся, так и на обеспечение условий для сохранения и развития здоровья. Наиболее значимыми компонентами в физическом воспитании являются:
-определение нагрузок на уроках физкультуры и их дифференциация с учётом физического развития и состоянием здоровья детей;
-выполнение общепринятых санитарно-гигиенических мероприятий (проветривание, влажная уборка, соблюдение теплового и светового режима);
-введение в учебно-воспитательный план уроков здоровья, профилактических бесед, введение в режим работы школы физкультминуток во время уроков;
-совершенствование системы физкультурно-спортивных мероприятий;
-систематическое проведение просветительских мероприятий по здоровому образу жизни, личной гигиене;
-регулярное проведение диспансеризации учащихся на базе поликлиники;
-проведение мониторинга физической подготовленности и уровня здоровья.
Конечно, каждое образовательное учреждение самостоятельно составляет структуру оздоровительных блоков в зависимости от материально-технических возможностей, целей и задач программ оздоровления учащихся. В нашей школе функционирует спортивный зал с раздевалками. При школе находятся стадион , манеж с беговой дорожкой, тренажёрный зал, лыжная база. Все это позволяет повысить эффективность проводимых уроков и повышает интерес учащихся к занятиям физической культурой и спортом. В школе работают секции «Лыжные гонки» «атлетическая гимнастика», «Футбол»,»Лёгкая атлетика»,»Дорожная азбука»,»спасатель», «патриот», «Баскетбол».
Очень актуален вопрос – как сформировать желание заниматься физической культурой у детей школьного возраста? Ответ, на мой взгляд, включает в себя четыре элемента.
Первый – описание цели, которую необходимо достигнуть.
Второй – мотивация действия. Нужно опирать на значимый для школьника мотив.
Третий – практическая реализация ведущего мотива.
Четвёртый – результат, который должен быть достигнут после выполнения тренировочной работы.
Роль семьи (родителей) в сохранении здоровья детей и их физическом развитии очень велика. Для начала надо определить главное: больше общаться с собственными детьми, как можно чаще заниматься с ними физической культурой – весело и азартно играть, состязаться, подталкивать к рекордам, и тем самым спасать детей от болезней, стрессов, неправильного питания, курения и алкоголя.
Для исправления ситуации с «больным поколением», необходима результативная работа школьных специалистов физического воспитания, а необходимым подспорьем в их деятельности должны стать грамотные действия родителей школьников.
На мой взгляд, надо начать с основы: разработать нормативные требования по развитию двигательных качеств для детей, поступающих в I класс; познакомить родителей будущих первоклассников с нормативными требованиями; проводить тестирование будущих учеников при поступлении в школу; организовывать семинары и консультации для родителей по развитию двигательных качеств детей. Свой вклад должны внести и полноценно работающие телевидение, пропаганда, пресса.
Общеизвестно, что регулярные физические упражнения дают многогранные положительные эффекты, физиологическую основу которых используют в медицине для лечения, реабилитации и профилактики различных заболеваний.
Оптимальная двигательная активность как бы включает механизмы выздоровления и держит их в рабочем состоянии, что повышает сопротивляемость организма к различным патогенным факторам и способствует быстрому выздоровлению при болезни. Недостаток движений создаёт условия для проявления наследственной предрасположительности к заболеваниям и, значит, ограничивает годность к некоторым профессиям, омрачает перспективу будущего материнства и отцовства.
Организм стремится поддерживать индивидуальную норму двигательной активности, что позволяет говорить о врожденной потребности в ней.
Почему проблема здоровья детей вышла на первое место? Да, только потому, что оно продолжает ухудшаться, а «Физическая культура» единственный предмет в школе, способный эффективно решать проблему оздоровления учащихся, – упорно отодвигается на «вторые роли». Отрадно отметить, что в настоящее время Правительством нашей страны уделяется большое внимание развитию физической культуры и спорта. Подтверждением тому является и введение третьего часа физкультуры в учебный план, Введение норм ГТО, проведение массовых спортивных соревнований различного уровня.
Что можно сделать для оптимизации оздоровительного, развивающего и образовательного компонентов в рамках новой, многогранной роли физической культуры?
Реализация оздоровительного компонента требует разработки конкретных требований к уровню здоровья школьников, как единство физического и интеллектуального факторов. Всё это позволяет утверждать, что исключительно важна роль физической культуры в формировании личности обучающихся, их интересов и творческих способностей, в совершенствовании двигательных и психофизиологических качеств, в укреплении здоровья и профилактики заболеваний школьников. Поэтому в структуре общего среднего образования предмет должен носить прикладной характер, занимать одно из ведущих мест в системе межпредметных связей и способствовать решению важных общепедагогических задач.
Источник
Роль физической культуры в укреплении здоровья учащихся
статья по физкультуре (8, 9, 10, 11 класс)
На сегодняшний день слово «гиподинамия» знакомо каждому. Малоподвижный образ жизни стал настоящей катастрофой в современном мире.
Большинство людей считают, что в течение дня они двигаются достаточно много и их образ жизни никак не назовешь малоактивным. Они встают с кровати, собираются на учебу или работу, едут в общественном транспорте. В здании, где они проводят весь день, приходится постоянно перемещаться в другие помещения и подниматься по лестницам. Но главная проблема в том, что все эти движения однообразны и человек их выполняет на протяжении многих лет. При этом какие-то движения не выполняются никогда. При частом подъеме по лестнице активно задействуются мышцы ног, но совершенно без нагрузки остаются мышцы рук. У учащихся в школе во время урока задействуется мелкая моторика рук при написании конспекта, но идет постоянная однообразная нагрузка на спину, что приводит к серьезным нарушениям осанки.
Давно доказано, что гиподинамия является одним из главных факторов риска развития заболеваний суставов, раннего остеохондроза, снижаются защитные силы организма и его устойчивость к воздействию неблагоприятных факторов внешней среды. Сложнее противостоять постоянным психоэмоциональным перегрузкам.
Наличие же регулярных физических нагрузок, особенно в юном возрасте, позволяет избежать в будущем заболеваний сердечно-сосудистой и дыхательной системы. Спорт помогает развивать и укреплять опорно-двигательный аппарат, способствует активному росту мышечной ткани, что повышает общую выносливость организма.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Роль физической культуры в укреплении здоровья учащихся | 65.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ГБОУ СОШ №51 Петроградского района
Роль физической культуры в укреплении здоровья учащихся
Составитель: педагог высшей категории
Концевенко Олег Васильевич
Влияние физической активности на организм………………………………….4
Влияние физической активности на опорно-двигательный аппарат………….4
Влияние физической активности на нервную систему………………………. 6
Влияние физической активности на сердечно-сосудистую систему………….7
Влияние физической активности на дыхательную систему…………………. 8
Влияние физической активности на систему крови……………………………8
На сегодняшний день слово «гиподинамия» знакомо каждому. Малоподвижный образ жизни стал настоящей катастрофой в современном мире.
Большинство людей считают, что в течение дня они двигаются достаточно много и их образ жизни никак не назовешь малоактивным. Они встают с кровати, собираются на учебу или работу, едут в общественном транспорте. В здании, где они проводят весь день, приходится постоянно перемещаться в другие помещения и подниматься по лестницам. Но главная проблема в том, что все эти движения однообразны и человек их выполняет на протяжении многих лет. При этом какие-то движения не выполняются никогда. При частом подъеме по лестнице активно задействуются мышцы ног, но совершенно без нагрузки остаются мышцы рук. У учащихся в школе во время урока задействуется мелкая моторика рук при написании конспекта, но идет постоянная однообразная нагрузка на спину, что приводит к серьезным нарушениям осанки.
Давно доказано, что гиподинамия является одним из главных факторов риска развития заболеваний суставов, раннего остеохондроза, снижаются защитные силы организма и его устойчивость к воздействию неблагоприятных факторов внешней среды. Сложнее противостоять постоянным психоэмоциональным перегрузкам.
Наличие же регулярных физических нагрузок, особенно в юном возрасте, позволяет избежать в будущем заболеваний сердечно-сосудистой и дыхательной системы. Спорт помогает развивать и укреплять опорно-двигательный аппарат, способствует активному росту мышечной ткани, что повышает общую выносливость организма.
Влияние физической активности на организм.
С развитием технологий в современном обществе, помимо сокращения двигательной активности, усилилось влияние на организм неблагоприятных факторов: загрязнение окружающей среды, стрессы, неправильное питание. Это влечет за собой снижение иммунитета, что, в свою очередь, приводит к снижению сопротивляемости организма инфекционным заболеваниям. В связи с этим роль физической культуры в последние десятилетия вышла на первый план. Спорт и физкультура влияют на состояние организма в целом и на самочувствие самого человека.
Основное средство физической культуры – упражнения. Также используются естественные силы природы – солнце, вода, воздух и их закаливающее действие. Не стоит забывать и о гигиенических факторах: режиме сна, питания, гигиене тела, отказу от вредных привычек и т.д. Такой комплексный подход обеспечивает наибольший оздоровительный и развивающий эффект и позитивно влияют на все системы организма.
Влияние физической активности на опорно-двигательный аппарат.
Одними из наиболее частых отклонений, выявляемых при медицинских осмотрах у учащихся являются нарушения опорно-двигательного аппарата, такие как нарушения осанки, плоскостопие, сколиоз, остеохондроз и другие. На формирование костей и мышц влияет низкая физическая активность, нерациональное питание, избыточный вес, не сформированные осанка, поза в положении сидя, лежа, походка. Это все способствует нарушению развития не только самого аппарата, но и всех внутренних органов.
Опорно-двигательный аппарат – это комплекс костей, мышц и вспомогательных образований, обеспечивающих движение частей тела друг относительно друга и перемещение самого тела в пространстве.
Опорно-двигательный аппарат состоит из костного скелета и мышц. Мышцы, в свою очередь, делятся на три вида:
— гладкая мускулатура – входит в состав стенок внутренних органов, кровеносных сосудов, работа данной ткани не подчиняется сознанию, сокращается медленно и способно длительное время находится в состоянии сокращения, потребляя относительно малое количество энергии и не утомляясь;
— поперечнополосатая мускулатура, которая делится на поперечнополосатую сердечную и скелетную. Поперечнополосатая сердечная образует мышечную оболочку сердца – миокард, главным свойством данной ткани является автоматизм, также не подчиняется сознанию человека. И, наконец, скелетная поперечнополосатая мускулатура – образует скелетные мышцы, мышцы рта, глотки, частично пищевода и др. Данная ткань обладает высокой скоростью сокращения и быстрой утомляемостью. В отличие от вышеописанных тканей, сокращается произвольно.
Мышцы нашего тела, выполняя свою работу, одновременно совершенствуют функции практически всех внутренних систем. В большей степени это касается сердечно-сосудистой и дыхательной систем.
Благодаря скелетной мускулатуре совершаются физические упражнения. Чем лучше развита мускулатура, тем у скелета лучше опора. Например, при слабо развитых мышцах спины выше риск искривлений позвоночника и, как следствие, деформации грудной клетки. А это может привести и к затруднению работы легких и сердца, ухудшению кровоснабжения мозга. Тренированные мышцы спины укрепят позвоночник, разгрузят его, взяв часть нагрузки на себя, предотвратят деформацию межпозвоночных дисков.
Под влиянием физических упражнений происходят видимые изменения в скелетных мышцах. Если мышцы длительное время находятся в покое, они начинают слабеть, становятся дряблыми, уменьшаются в объеме. При систематических занятиях спортом мышцы укрепляются: рост происходит за счет утолщения мышечных волокон.
На силу мышц влияет не только их объем, но и сила нервных импульсов, которые поступают от центральной нервной системы. У тренированного человека эти импульсы заставляют сокращаться мышцы с большей силой, чем у того, кто не занимается физкультурой.
Негативное влияние отсутствия физической нагрузки на опорно-двигательный аппарат.
Самые часто встречаемые заболевания – нарушения в формировании позвоночника, такие как нарушение осанки и сколиоз. В большинстве случаев они являются приобретенными. Чаще всего данные проблемы встречаются у детей физически слабо развитых, астенического телосложения. Неправильная осанка может привести к раннему развитию дегенеративных изменений в межпозвонковых дисках и к нарушению в работе органов грудной клетки и брюшной полости.
Чем раньше выявлено нарушение осанки, тем легче его исправить. При этом в процессе физической подготовки важно соизмерять нагрузку с общим состоянием организма и с особенностями, связанными с основным заболеванием.
Влияние физической активности на нервную систему.
При занятиях физической культурой приобретаются необходимые в жизни двигательные навыки. Совершенствуются двигательные качества – быстрота, выносливость, сила, гибкость, координация.
Прежде всего, занятия спортом положительно влияют на работу центральной нервной системы. В результате увеличивается подвижность нервных процессов возбуждения и торможения – то есть процесс возбуждения легче переходит в процесс торможения и наоборот.
Тренированные люди легче приспосабливаются к новым условиям работы двигательного аппарата и к новым движениям.
Влияние физической активности на сердечно-сосудистую систему.
Сердце – это полый мышечный орган, в который поступает кровь из впадающих в него венозных стволов и перекачивающий ее в артерии, которые примыкают к сердцу.
Во время работы сердце совершает цикл:
— сокращение (систола) предсердий – длится около 0,1 сек – желудочки сердца расслаблены, створчатые клапаны открыты, полулунные закрыты. Кровь из предсердий поступает в желудочки.
— сокращение (систола) желудочков – длится около 0,3 сек – предсердия расслаблены, створчатые клапаны закрыты, полулунные открыты. Кровь из желудочков поступает в легочную артерию и аорту.
— пауза – расслаблены желудочки и предсердия (диастола) – длится около 0,4 сек – створчатые клапаны открыты, полулунные закрыты. Кровь из вен попадает в предсердие и частично стекает в желудочки.
Работа сердца тесно связана с работой всех мышц тела – чем выше на них нагрузка, тем большую работу должно совершать сердце. Соответственно, тренируя и развивая скелетные мышцы, развивается и укрепляется сердечная мышца. У людей, систематически занимающихся спортом, при каждом сокращении сердце выбрасывает больше крови, чем у людей нетренированных. Также у людей, не имеющих физической активности, сердце отвечает на физ.нагрузку резким учащением сокращений. Тренированное сердце бьется значительно реже, но сокращается сильнее и полностью обеспечивает возросшую потребность организма в кислороде. При этом сердце меньше устает, получает больше питания и меньше нуждается в отдыхе. Также у тренированных людей сердце легче приспосабливается к новым условиям работы.
Состояние сердечно-сосудистой системы оценивается показателями артериального давления и частотой сердечных сокращений.
Частота сердечных сокращений (ЧСС) – физическая величина, получаемая в результате измерения сердечных систол в единицу времени. Данный показатель достаточно точно представляет уровень физической нагрузки.
Артериальное давление (АД) – давление, которое кровь оказывает на стенки кровеносных сосудов.
Систематические физические нагрузки положительно влияют на работу сердечно-сосудистой системы:
— значительно улучшается сократительная способность миокарда,
— усиливается центральное и периферическое кровообращение,
— уменьшается ЧСС в состоянии покоя и при нагрузках,
— повышается систолический объем крови – благодаря этому тренированный человек лучше справляется с возрастающими физ.нагрузками и может полностью обеспечить кровью все мышцы тела.
Влияние физической активности на дыхательную систему.
В покое человек совершает около 16 дыхательных движений в минуту. При увеличении физической нагрузки увеличивается сила дыхательных мышц, глубина дыхания, объем и жизненная емкость легких. Также увеличивается количество воздуха, проходящего через легкие за одну минуту – объем легочной вентиляции. Чем больше воздуха проходит через легкие, тем больше кислорода попадает в организм.
За счет того, что у тренированного человека увеличивается количество эритроцитов в крови (они отвечают за перенос кислорода), к тканям и органам поступает также больше кислорода.
Влияние физической активности на систему крови.
У тренированных людей, которые регулярно выполняют физические упражнения, увеличивается количество лимфоцитов (в пределах нормы).
Лимфоцит – или белое кровяное тельце – бесцветная ядерная клетка, не содержащая гемоглобин. Главная выполняемая функция – защитная.
Также у спортивных людей наблюдается более устойчивое содержание сахара в крови. При длительной и интенсивной работе мышц количество сахара в крови уменьшается. У тренированных людей это уменьшение менее резкое в сравнении с тренированными.
Физические упражнения будут максимально эффективными только при регулярных занятиях и правильно подобранной нагрузке. В этом случае физические упражнения могут значительно снизить риск возникновения заболеваний. Если болезнь уже появилась, то снизить риск обострения хронических заболеваний или добиться значительных улучшений.
Таким образом физические упражнения являются эффективной профилактикой заболеваний.
Достаточная физическая нагрузка является важным и необходимым условием гармоничного развития личности.
Физические упражнения способствуют улучшению работы всех систем организма – от повышения количества приносимого к органам кислорода до улучшения приспособления к изменяющимся условиям жизни и увеличению физической нагрузки.
Забота о собственном здоровье и здоровье детей является задачей каждого человека и важно привить ребенку любовь к спорту с детства. Это поможет в дальнейшем избежать проблем с неправильным образом жизни: вредными привычками, гиподинамией, нерациональным питанием и т.д. Чтобы не возникло необходимости в достаточно юном возрасте исправлять отсутствие заботы о здоровье при помощи врачей и лекарственной терапии. Как бы высоко развита не была медицина, к сожалению, она не всегда способна избавить каждого от болезней.
Именно поэтому важно с раннего возраста вести активный образ жизни, заниматься физкультурой, закаливаться, соблюдать правила личной гигиены.
Источник