Физическое воспитание студентов, имеющих отклонения в состоянии здоровья
педагогические науки
- Вяткина Анастасия Андреевна , бакалавр, студент
- Омский государственный технический университет
- ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
- МЕТОД
- СРЕДСТВО
- УПРАЖНЕНИЕ
- ТРЕНИРОВКА
- СТУДЕНТ
- ЗДОРОВЬЕ
- ВОСПИТАНИЕ
- ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА
- ГИМНАСТИКА
- ЗАБОЛЕВАНИЕ
Похожие материалы
Физическое воспитание — неотъемлемый компонент всестороннего развития личности, поэтому занятия физической культурой важны и являются обязательными в колледжах и высших учебных заведениях.
Исследования показывают, что студентов с ослабленным здоровьем растет из года в год, примерно в разных регионах нашей страны их численность составляет от 20 до 40% [3].
Стандартная программа организации занятий физической культурой для таких студентов не подходит, так как они не способны ее освоить из-за существующих отклонений в здоровье. В связи с этим преподавателям кафедр физической культуры рекомендовано самостоятельно заниматься методическими разработками для проведения занятий с данным контингентом учащихся, учитывая характер заболеваний, индивидуальные и физические особенности.
Актуальность данной темы обусловлена тем, что организация физического воспитания студентов, относящихся к специальной медицинской группе, вызывает определенные трудности, которые заключаются в том, что функциональные возможности таких учащихся слабы из-за наличия хронических заболеваний, поэтому требуется дифференцированный подход, а следовательно разработка инновационных методов в построении учебного процесса.
При организации физического воспитания студентов с ослабленным здоровьем ставятся определенные задачи, которые должны учитывать как проблемы социума (проблема охраны здоровья молодежи), так и мотивацию самих студентов к занятиям физической культурой.
К основным задачам можно отнести следующие:
- Для укрепления и восстановления здоровья использовать все возможные средства физической культуры;
- Обеспечить не только общую, но и профессионально-прикладную физическую подготовленность, необходимую для будущей профессии;
- Ликвидировать остаточные явления после перенесенных заболеваний с помощью корригирующей гимнастики;
- Освоить жизненно важные физические качества, двигательные умения, навыки; в процессе занятий осуществлять врачебно-педагогический контроль и самоконтроль.
Также необходимо придерживаться определенных принципов для осуществления поставленных задач. К таким принципам относятся:
- Систематичность и последовательность;
- Доступность и вариативность;
- Оптимальность нагрузки.
При современном подходе к физическому воспитанию студентов с ослабленным здоровьем важно реализовывать и следующие принципы:
- Уметь и быть готовым получать теоретические знания, владеть компьютерными технологиями;
- Самостоятельно готовить творческие задания, представлять аудитории результаты своих исследований;
- Расширять знания о своем заболевании, о путях сохранения стойкой ремиссии, о способах укрепления своего здоровья.
В процессе занятий с такими студентами важно не только учитывать дидактические принципы, но и методические особенности.
В процессе анализа методической литературы было установлено, что тренировочная деятельность подразделяется на общефизическую и специальную [2, 5, 6].
Для общефизической деятельности используются разнообразные динамические, статические общеразвивающие упражнения. Они в основном направлены на общее развитие организма, на укрепление здоровья в целом.
Основная задача специальной тренировочной деятельности заключается в том, что она направлена на оптимизацию функций организма, нарушенных в связи с заболеванием или травмой, когда основной целью является избирательное действие на отдельные органы и системы человеческого организма.
При организации занятий физической культуры важно учитывать нагрузку, которая должна дозироваться с учетом индивидуальных особенностей заболеваний учащихся. При этом должны учитываться: сложность выполнения физических упражнений; количество повторений; общая плотность занятия; объем выполнения упражнений.
Рассмотрим основные средства физической культуры, которые применяются к студентам с отклонениями в здоровье. К ним можно отнести:
- Специальные дыхательные упражнения;
- Физические упражнения статистического характера;
- Спортивно-прикладные упражнения (ходьба, плавание, бег прыжки, катание на лыжах, коньках, велосипеде и др.);
- Игры (на месте, малоподвижные, подвижные и спортивные, которые применяются в зависимости от поставленной цели);
- Массаж и самомассаж;
- Закаливание (в процессе использования естественных природных факторов (солнечные ванны); аэрация в процессе занятий и воздушные ванны; частичные и общие обливания, обтирания и гигиенические души, купание);
- Механотерапия (занятия на тренажерах, блоковых установках);
- Эрготерапия (трудотерапия).
Немаловажное значение имеют и методы, которые применяются на занятиях в специальных медицинских группах.
К самым распространенным относятся:
- Коррекция (комплекс лечебно-профилактических мероприятий (гимнастика, массаж, коррекция поз, механотерапевтические меры и др.);
- Дозированные восхождения (терренкур): сочетает ходьбу с восхождениями по холмистой местности и спусками в пределах 3-15 градусов;
- Аутогенные тренировки (расслабление (релаксация) мышц, пассивный отдых, снижение нервного напряжения [2].
Особое место занимают нетрадиционные методики, которые также используются при физическом воспитании студентов с ослабленным здоровьем. В качестве примеров можно привести следующие:
- Китайская оздоровительная гимнастика — комплексы упражнений, основанные на рекомендациях Джавэн Мао:
- Использование игровых видов спорта:
- Комплексы упражнений гимнастики для рук и ладоней;
- Дыхательная гимнастика йогов;
- Элементы гимнастики Хатха-йога (повышает функциональную подготовленность сердечно-сосудистой, дыхательной систем и общую сопротивляемость организма);
- Гимнастика для глаз (повышает эластичность и тонус мышц и нервов, иннервирующих глаз) [5].
Обобщая вышеизложенное, можно сделать вывод, что процесс организации занятий со студентами с ослабленным здоровьем основывается на использование разнообразных форм, методик, методов и средств, применяющихся в совокупности. Реализуются принципы индивидуализации и дифференциации, которые отражают интересы учащихся и направлены на их оздоровление.
Список литературы
- Алексюк С. Н. Об особенностях организации занятий по физической культуре студентов вузов, отнесенных к специальной медицинской группе / Педагогика, психология и медико-биологические проблемы физического воспитания и спорта — Харьков, 2007 — № 5.
- Детков Ю. Л., Платонова В. А., Зефирова Е. В. Теория и практика физической культуры для студентов с ослабленным здоровьем / [Детков Ю. Л., Платонова В. А., Зефирова Е. В.] — СПб: СПбГУИТМО, 2008 — 96с.
- Загревская А. И., Игнатова А.Д., Жукова Н.И., Чуйко Л.Н.. Физическое воспитание студентов с ослабленным здоровьем в педагогических вузах: Учебное пособие. Томск: Центр учебно-методической литературы Томского государственного педагогического университета, 2003. 104 с.
- Матухно Е. В. Концепция образования в сфере физической культуры и развития профессионально важных качеств студентов с ослабленным здоровьем — Красноярск: Сибирский педагогический журнал, 2009 — № 12 — с.86.
- Скупченко Е. А., Бурбыгина В. В Физическое воспитание студентов специальных медицинских групп: проблема и пути решения / Мир науки, культуры, образования — Горно-Алтайск: Уральский государственный университет, 2014 — № 3 — с.46
- Хисматулин Р. Р. Физическая культура для студентов с ослабленным здоровьем / Молодежь и наука: сборник материалов IX Всероссийской научно-технической конференции студентов, аспирантов и молодых ученых с международным участием, посвященной 385-летию со дня основания г. Красноярска [Электронный ресурс]. — Красноярск: Сибирский федеральный ун-т, 2013. — Режим доступа: http://conf.sfu-kras.ru/sites/mn2013/section026.html, свободный.
Завершение формирования электронного архива по направлению «Науки о Земле и энергетика»
Создание электронного архива по направлению «Науки о Земле и энергетика»
Электронное периодическое издание зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор), свидетельство о регистрации СМИ — ЭЛ № ФС77-41429 от 23.07.2010 г.
Соучредители СМИ: Долганов А.А., Майоров Е.В.
Источник
Физическое воспитание студентов с ослабленным здоровьем
Состояние здоровья всего населения, детей и подростков в особенности, многие годы вызывает тревогу и широко обсуждается на самых различных уровнях. Экономика страны в значительной степени зависит от здоровья населения, а «завтрашний мир зависит от сегодняшней заботы о детях и подростках».
Необходимость «заботиться о состоянии своего здоровья, о здоровье и гигиеническом воспитании своих детей, используя предоставляемые обществом возможности по формированию здорового образа жизни» является обязанностью граждан России.
Охрана здоровья учащихся признана главной задачей образовательных учреждений и одним из приоритетных направлений образовательной политики государства.
Один из наиболее сложных участков деятельности общеобразовательных школ, средних специальных и высших учебных заведений в целом и специалистов физического воспитания в частности является работа с ослабленными и больными учащимися, включая оценку освоения ими учебной программы. Недостаточное количество федеральных директивных документов по данному вопросу еще больше затрудняет эту работу.
Ответственность за здоровье учащихся перестала быть прерогативой только медицинской службы и возлагается на всех участников учебно-воспитательного процесса: от преподавателей и администраторов образовательного учреждения до членов семьи и самого учащегося.
Это инициировало активный поиск и попытки внедрения оздоровительных, реабилитационных технологий в учебно-воспитательный процесс Рязанского педагогического колледжа (РПК).
Ежегодно в средние специальные и высшие учебные заведения страны поступает определенный процент студентов, имеющих отклонения здоровья.
По данным, полученных по итогам профилактических осмотров учащихся нового набора Рязанского педагогического колледжа (РПК), за период с 2004 по 2006 гг. , было выявлено увеличение учащихся имеющих отклонения в состоянии здоровья .
Организация и методика учебного процесса по физическому воспитанию таких студентов имеет свои особенности и заслуживает большого внимания. При правильной организации занятий по физическому воспитанию заболеваемость студентов снизится, повысится их умственная и физическая работоспособность, а значит, улучшится их подготовленность к профессиональной деятельности.
Физическое воспитание студентов РПК, имеющих отклонения в состоянии здоровья, проводится на протяжении всего периода обучения, и осуществляется в следующих формах:
— самостоятельные занятия студентов;
— физические упражнения в режиме дня: утренняя гигиеническая гимнастика, физкультурные паузы и физкультминутки;
— массовые физкультурно-оздоровительные мероприятия.
Основной формой организации учебного процесса по физическому воспитанию для студентов РПК имеющих отклонения в состоянии здоровья, являются учебные занятия. Они являются обязательными в течение всего периода обучения в учебном заведении и проводятся в объеме 2 часа в неделю. Естественно этого объема недостаточно, чтобы заметить положительную динамику в развитии физических возможностей учащихся и общем оздоровлении.
Дополнительно, для студентов, относящихся по состоянию здоровья к специальной медицинской группе, проводятся занятия лечебной физической культуры (2 часа в неделю) в режиме дня. На этих занятиях решаются задачи корригирующей гимнастики. Но больше внимание хотелось бы обратить на самостоятельные занятия студентов для подготовки к педагогической профессии. Самостоятельные занятия должны быть направлены на формирование правильной осанки (т. к. студенты по 7-8 часов находятся сидя за столами), укрепление дыхательной системы (для повышения резистентности организма) и для снятия напряжения с глаз.
Комплекс ОРУ для формирования правильной осанки
Ходьба с движениями руками
Ходьба на носочках
И. п. — о. с. поднять прямые руки вверх (вдох) опустить (выдох). Темп медленный. Повторить 3-4 раза.
И. п. — о. с. руки на пояс. Сгибая ногу, подтянуть ее к животу, вернутся в и. п. По 3-4 раза каждой ногой. Спина прямая.
И. п. — о. с. в руках гимнастическая палка. Поднять палку вверх (вдох), опустить (выдох). Повторить 4-5 раз.
И. п. — о. с. палка на лопатках. Наклон туловища вперед спина прямая (выдох). Вернутся в и. п. (вдох). Повторить 4-5 раз.
И. п. — о. с. палка внизу. Присесть, вытягивая руки с палкой вперед, вернуться в и. п. Спина прямая, дыхание произвольное. Повторить 4-5 раз.
И. п. — о. с. руки перед грудью. Развести руки в стороны (вдох), вернутся в И. п. (выдох). Повторить 3-4 раза.
Статические упражнения для тренировки полного дыхания (игра с воздухом)
1. Широкая стойка ноги врозь, сделать полный выдох, затем медленный полный вдох через нос и сразу — выдох через губы, сложенные трубочкой (как будто вы собрались засвистеть), не надувая щек. Выдыхать воздух нужно короткими сильными толчками, и во время каждого такого толчка мышцы брюшного пресса напрягаются, (живот втягивается), а между толчками — расслабляются. Толчки должны быть сильными, иначе никакого эффекта не будет. Один выдох «разбивается» таким образом, на три толчка.
Это упражнение особенно полезно делать после долгого пребывания в душном помещении.
2. Сидя на стуле, сделать глубокий вдох и медленно выдыхать через нос, отметив по часам с секундной стрелкой продолжительность выдоха. По мере тренировки выдох должен удлиняться примерно 2-3 секунды каждую неделю. Однако не надо удлинять его силой воли.
3. Сидя или стоя, сделать прерывистый вдох через нос, собственно говоря — 3-4 вдоха с небольшими выдохами между ними, причем каждый следующий вдох должен быть глубже предыдущего. Затем на 2-4 секунды задержать дыхание и быстро и сильно выдохнуть через широко раскрытый рот. Повторить 3 раза.
Стоя прямо, без напряжения, сделать прерывистый вдох в 3-4 толчка, каждый раз выпячивая I. живот. Затем выдохнуть толчками через нос; при каждом толчке живот несколько втягивается.
Стоя прямо, без напряжения, глубоко вдохнуть через нос, затем сделать небольшую (2-4 секунды) I паузу и выдохнуть через рот, произнося звук сссс. Снова сделать полный вдох через нос, паузу и выдохнуть толчками, произнося фу-фу-фу. Одновременно с каждым фу живот втягивается. Плечи не поднимать. Повторить 3 раза.
6. Постепенное удлинение вдоха: сделать вдох, мысленно сосчитав до 4; затем паузу, равную по длительности примерно половине вдоха, и короткий выдох. Делая следующий вдох, мысленно сосчитать до пяти и так далее, до восьми. Всего сделать 8 вдохов (каждый следующий продолжительнее предыдущего) и коротких выдохов.
Такое дыхание — с продолжительным вдохом и коротким активным выдохом — оказывает тонизирующее действие, поэтому данное упражнение полезно делать утром, сразу после пробуждения.
7. Постепенное удлинение выдоха: сделать обычный вдох, а во время выдоха мысленно сосчитать до четырех. После выдоха сделать паузу, равную половине выдоха. Во время следующего выдоха сосчитать до пяти и так далее, до восьми. Всего сделать 8 вдохов и выдохов.
Это упражнение оказывает, наоборот, успокаивающее и даже снотворное действие, поэтому его рекомендуется делать перед сном, особенно тем, кто засыпает с трудом.
Научиться полному дыханию — это только половина дела; вторая (и главная) половина — добиться того, чтобы оно стало обычным для вас. Ведь мы дышим автоматически и не можем задумываться каждый раз, прежде чем сделать вдох или выдох.
Комплекс дыхательной гимнастики А. Н. Стрельниковой.
Противопоказания к применению дыхательной гимнастики Стрельниковой А. Н. являются: высокая степень близорукости, очень высокое артериальное давление. Так же противопоказано сочетание этих упражнений с другими дыхательными гимнастиками, особенно по системе йогов. Но, несмотря на это опыт показал, что эта методика дает хорошие результаты при бронхиальной астме, хронической пневмонии, хроническом бронхите, хроническом насморке, гайморите, гриппе, гипертонии, сердечной недостаточности, аритмии, заикании, остеохондрозе.
Мы приведем здесь вариант базовых упражнений и соответствующий вариант нагрузок, проверенны в экспериментальной группе Научно-исследовательского института педиатрии АМН. Каждый курс 3 дня, 2 раза в день — утром и вечером
Упражнение 1. Повороты головы в стороны на право и налево). В конечной точке каждого поворота короткий, шумный, быстрый вдох носом, так чтобы крылья носа слегка втягивались, сжимались и не раздувались. Сначала можно прорепетировать перед зеркалом. Темп — 1 вдох в секунду или немного быстрее. Выдох происходит авто автоматически, через слегка приоткрытый рот. Это правило относится, ко всем упражнениям.
Упражнение 2. «Ушки»: наклоны головы вправо и влево с резким вдохом в конечной точке движения.
Упражнение 3. «Малый маятник»; наклоны головы вперед и назад. Короткий вдох в конце движении
Эти три упражнения и своего рода разминка.
Упражнение 4. «Обними плечи». ИП: руки согнуты в локтях и подняты на уровень плеч. Сведение рук перед грудью (сверху и то правая, то левая рука попеременно). При встречном движении рук сжимается верхний отдел легких, в этот момент происходит быстрый, шумный вдох.
Упражнение 5. «Насос»: пружинящие наклоны туловища вперед. В нижней точке движения делается мгновенный вдох. Слишком низко наклоняться необязательно, выпрямляться до конца тоже не нужно.
Упражнение 6. Пружинящие наклоны назад. Поднятые руки сводить, как в упражнении 4. Вдох делается в крайней точке наклона.
Упражнение 7. Пружинящие приседания в полувыпаде (одна нога впереди, другая сзади, время от времени положение ног меняется), со сведением опущенных рук. Вдох делается в крайней точке приседания в момент сведения рук.
Упражнение 8. «Большой маятник»: наклоны вперед и назад по принципу маятника. Вдох делается в крайней точке наклона. При наклоне назад руки сводятся перед грудью.
Упражнение 1. Серия: 2 раза по 8 вдохов. Три серии с паузой между ними 5-6 секунд, пауза между упражнениями — до 12 секунд.
Упражнение 4. 2 х 8 (три серии).
Упражнение 5. 2 х 8 (шесть серий).
Упражнение 7. 2 х 8 (шесть серий).
Таким образом, за одно занятие выполняем! 288 движений-вдохов. По времени это не более 5- 6 минут. Чтобы удобнее было считать (вдохи в каждой серии и одновременно — количество серии).
Упражнение 1. 4 х 8 (две серии).
Упражнение 2. 4 х 8 (одна серия).
Упражнение 4. 4 х 8 (три серии).
Упражнение 5. 4 х 8 (одна серия).
Упражнение 6. 4 х 8 (одна серия).
Упражнение 7. 4 х 8 (шесть серий).
Итого — 576 вдохов за одну тренировку, продолжительность — 9-10 минут.
Упражнение 1. 4 x 8 (три серии)
Упражнение 2. 4 х 8 (две серии).
Упражнение 3. 4 х 8 (одна серия).
Упражнение 4. 6 х 8 (две серии).
Упражнение 5. 6 х 8 (четыре серии).
Упражнение 6. 4 х 8 (три серии).
Упражнение 7. 6 х 8 (две серии).
Итого — 672 вдоха за тренировку, длительность занятия 10-11 минут.
Упражнение 1. 4 x8 (три серии).
Упражнение 2. 4 x8 (три серии).
Упражнение 3. 4 х 8 (две серии).
Упражнение 4. 8 х 8 (две серии)
Упражнение 5. 8 x8 (две серии).
Упражнение 6. 6 х 8 (две серии).
Упражнение 7. 4 х 8 (две серии).
Упражнение 8. 4 х 8 (одна серия).
Упражнение 1. 6 x 8 (две серии).
Упражнение 2. 6 х 8 (две серии).
Упражнение 3. 6 х 8 (две серии).
Упражнение 4. 10 х 8 (одна серия).
Упражнение 5. 10 х 8 (три серии).
Упражнение 6. 10 х 8 (одна серия).
Упражнение 7. 6 х 8 (две серии).
Упражнение 8. 6 х 8 (две серии).
Упражнение 1. 6 x 8 (две серии).
Упражнение 2. 6 х 8 (две серии).
Упражнение 3. 6 х 8 (две серии).
Упражнение 4. 12x 8 (две серии).
Упражнение 5. 12 x 8 (одна серия).
Упражнение 6. 12 х 8 (три серии).
Упражнение 7. 6 х 8 (две серии).
Упражнение 8. 8 х 8 (две серии).
Итого — 992 вдоха за каждую тренировку, одно занятие занимает около 15 минут. Такова будет нагрузка к концу первого месяца занятий, и на ней можно остановиться.
Специальные упражнения для глаз
И. п. — сидя. Крепко зажмурить глаза на 3-5 секунд, а затем на 3-5 секунд открыть. Повторить 6-8 раз. Упражнение укрепляет мышцы век, Улучшает кровообращение и способствует расслаблению мышц глаз.
И. п. — сидя. Быстро моргать в течение 1-2 минут. Упражнение способствует улучшению кровообращения.
И. п. — стоя. Смотреть прямо перед собой 2-3 секунды, поставить палец правой руки по средней линии лица на расстоянии 25-30 см. от глаз, перевести взгляд на конец пальца и смотреть на него 3-5 секунд. Опустить руку. Повторить 10-12 раз. Упражнение снижает утомление и облегчает зрительную работу на близком расстоянии.
И. п. — стоя. Вытянув руку вперед, расположить ее по средней линии лица и смотреть на конец пальца. Медленно приближать палец, не сводя с него глаз, до тех пор, пока палец не начнет двоиться. Повторить 6-8 раз. Упражнение облегчает зрительную работу на близком расстоянии.
И. п. — сидя. Закрыть веки и массировать их круговыми движениями пальца в течение 1 минуты. Упражнение расслабляет мышцы глаз и улучшает кровообращение.
И. п. — стоя. А) Поставив палец правой руки по средней линии лица на расстоянии 25- 30 см от глаз, 3-5 секунд смотреть двумя глазами на конец пальца. Прикрыть левой ладонью левый глаз на 3-5 секунд убрать ладонь и смотреть двумя глазами на конец пальца 3-5 секунд. Б) Поставив палец левой руки по средней линии лица на расстоянии 25-30 см от глаз, смотреть двумя глазами на конец пальца 3-5 секунд. Затем прикрыть ладонью правой руки правый глаз на 3-5 секунд, убрать ладонь и смотреть двумя глазами на конец пальца 3-5 секунд. Повторить 5-6 раз. Упражнение укрепляет мышцы обоих глаз (бинокулярное зрение).
И. п. — стоя. Отвести правую руку вправо и медленно передвигать палец полусогнутой руки справа налево, следя за ним глазами (голова неподвижна). Затем, медленно передвигая палец в обратном направлении, слева направо, так же следить за ним глазами. Повторить по 10-12 раз. Упражнение укрепляет мышцы глаза горизонтального действия и совершенствует их координацию.
И. п. — сидя. Тремя пальцами каждой руки легко нажимать на верхнее веко в течение 1-2 секунд. Снять пальцы с век. Повторить 3-4 раза. Упражнение улучшает циркуляцию внутриглазной жидкости.
И. п. — сидя. Указательными пальцами нажать на кожу в области надбровных дуг и медленно закрывать глаза. Пальцы сдерживают кожу надбровных дуг и оказывают сопротивление мышцам, закрывающим глаза. Повторить 8-10 раз.
Если эти комплексы выполнять после окончания учебных занятий, то они одновременно решают и задачи восстановления.
Источник