Основы медицинских знаний: пособие для сдачи экзамена.
2.1. Физиологические критерии здоровья.
Здоровье – это общее благополучие организма, включающее в себя следующие аспекты: отсутствие болезни, некоторый уровень физической тренированности, подготовленности, функционального состояния организма. Существует множество критериев оценки уровня здоровья организма. Эти критерии определяются по различным показателям. Представим некоторые из них.
Жизненная емкость легких (ЖЕЛ) – величина, складывающаяся из нескольких компонентов: дыхательного объема, резервного объема вдоха, резервного объема выдоха.
Дыхательный объем – это объем воздуха, который человек вдыхает и выдыхает при спокойном дыхании. Резервный объем вдоха – это объем воздуха, который может быть удален из легких при максимальном выдохе. Остаточный объем – это объем воздуха, который остается в легких после максимального выдоха.
Жизненная емкость легких у детей изменяется с возрастом, по данному показателю можно судить о правильности развития дыхательной системы ребенка. В норме жизненная емкость легких (в литрах) равна:
– в 7 лет у мальчиков – 1,4; у девочек – 1,3;
– в 8 лет у мальчиков – 1,5; у девочек – 1,3;
– в 9 лет у мальчиков – 1,7; у девочек – 1,5;
– в 10 лет у мальчиков – 2,0; у девочек – 1,7;
– в 11 лет у мальчиков – 2,1; у девочек – 1,8;
– в 12 лет у мальчиков – 2,2; у девочек – 2,0;
– в 13 лет у мальчиков – 2,3; у девочек – 2,3;
– в 14 лет у мальчиков – 2,8; у девочек – 2,5;
– в 15 лет у мальчиков – 3,3; у девочек – 2,7;
– в 16 лет у мальчиков – 3,8; у девочек – 2,8.
В дальнейшем жизненная емкость легких изменяется незначительно.
Легочная вентиляция, или минутный объем дыхания (МОД), – количество воздуха, проходящего через дыхательную систему за 1 мин. МОД определяется умножением объема дыхания на частоту дыхания. В норме легочная вентиляция взрослого человека составляет 30–50 л.
Частота пульса– количество ударов пульса за 1 мин. Пульс – это периодические толчкообразные сокращения стенок артерий при движении крови в момент сокращения сердца. Пульс здорового человека в норме составляет 60–90 ударов в минуту.
Норма частоты пульса зависит от возраста человека (у новорожденных пульс – 120–140 ударов в минуту), его психологического состояния (при нервных нагрузках пульс учащается), физического перенапряжения, положения тела человека, температуры окружающей среды, от принятия пищи.
В норме пульс должен обладать ритмичностью, т. е. наличием упорядоченности и периодичности в ударах. При отсутствии ритмичности пульс имеет волнообразный характер, что указывает на нарушение сердечной деятельности вследствие наличия определенного заболевания.
Наполнение пульса – это величина, определяемая силой, которую необходимо приложить, чтобы прекратить движение крови по сосудам. Наполнение пульса зависит от количества крови в сердечно-сосудистой системе человека, от ее распределения, силы и интенсивности сердечных сокращений, состояния сосудистых стенок. Если наблюдается прекращение пульса даже при небольшом нажатии на стенки сосуда, это свидетельствует о нарушении работы сердечнососудистой системы: большой кровопотере, плохой эластичности сосудов, пороках сердечных клапанов.
Величина артериального давления – это давление крови на стенки сосудов. Артериальное давление характеризуется двумя величинами – систолическим и диастолическим давлением (максимальным и минимальным). В норме систолическое давление должно соответствовать промежутку от 110 до 130 мм рт. ст., диастолическое – от 60 до 90 мм рт. ст.
Систолическое давление – это давление крови на стенки сосудов в момент открытия коронарного клапана, при котором кровь из сердца попадает в большой круг кровообращения. Диастолическое давление – это давление в момент закрытия коронарного клапана.
Артериальное давление колеблется с возрастом. У пожилых людей его показатели немного превышают норму.
На артериальное давление оказывают влияние следующие факторы: сила сокращений сердечных мышц; величина просвета сосудов (артерий и капилляров); физическое напряжение (во время нагрузок величина артериального давления увеличивается); нервное перенапряжение.
Повышенное артериальное давление называется гипертонией, пониженное – гипотонией.
По теории Г.Л. Апанасенко, основным критерием здоровья является энергопотенциал биосистемы, так как жизнедеятельность любого живого организма зависит от способности потреблять энергию из окружающего мира, накапливать и мобилизовывать ее для обеспечения своих физиологических функций. По теории В.И. Вернадского, чем больше мощность и емкость реализуемого энергопотенциала, а также эффективность его расходования, тем выше уровень здоровья индивида. Отсюда можно сделать вывод о том, что основными критериями уровня здоровья являются величина энергопотенциала, т. е. максимальная величина аэробных возможностей, и порог анаэробного обмена (ПАНО), отражающий эффективность аэробного процесса.
ПАНО соответствует такой интенсивности мышечной деятельности, при которой кислорода уже явно не хватает для полного энергообеспечения, резко усиливаются процессы бескислородного (анаэробного) образования энергии за счет расщепления веществ, богатых энергией (креатинфосфата и гликогена мышц), и накопления молочной кислоты. При интенсивности работы на уровне ПАНО концентрация молочной кислоты в крови возрастает от 2,0 до 4,0 ммоль/л, что является биохимическим критерием ПАНО.
Величина аэробных возможностей характеризует мощность аэробного процесса, т. е. количество кислорода, которое организм способен усвоить в единицу времени (1 мин). Эта величина зависит от функции кислородтранспортной системы и способности работающих скелетных мышц усваивать кислород.
Емкость крови (количество кислорода, которое может связать 100 мл артериальной крови за счет соединения его с гемоглобином) в зависимости от уровня тренированности колеблется в пределах от 18 до 25 мл. В венозной крови, оттекшей от работающих мышц, содержится не более 6—12 мл кислорода (на 100 мл крови).
Если учесть, что при тренировке на выносливость у бегунов и лыжников минутный объем крови может возрастать до 30–35 л/мин, то данное количество крови обеспечит доставку к работающим мышцам кислорода и его потребление до 5,0–6,0 л/мин, которое является максимальной величиной аэробных возможностей.
В определении уровня здоровья большую роль играют потребители кислорода – работающие скелетные мышцы. Различают два типа мышечных волокон – быстрые и медленные. Быстрые мышечные волокна способны развивать большую силу и скорость мышечного сокращения, но не приспособлены к длительной работе на выносливость. В них преобладают анаэробные механизмы энергообеспечения. Медленные волокна приспособлены к длительной низкоинтенсивной работе.
Еще одна составляющая аэробной производительности организма – запасы основного энергетического субстрата (мышечного гликогена), которые определяют емкость аэробного процесса, т. е. способность длительное время поддерживать уровень потребления кислорода, близкий к максимальному.
В зависимости от величины максимальных аэробных возможностей для нетренированных людей выделяются пять функциональных групп физического состояния. Абсолютные значения аэробных возможностей зависят от массы тела, поэтому у женщин эти показатели на 20–30 % ниже, чем у мужчин.
Для определения уровня физического состояния максимальное значение аэробных возможностей сравнивается с должными величинами, соответствующими средним значениям нормы для данного возраста и пола. Для мужчин должная величина равна 52 (0,25 ? возраст), для женщин – 44 (0,20 ? возраст). Далее находится отношение максимального значения аэробных состояний к его должным параметрам.
Определение фактической величины аэробных состояний прямым методом достаточно сложно, поэтому в массовой физической культуре широкое распространение получили косвенные методы определения максимальной аэробной производительности расчетным путем при помощи различных тестов. При определении максимального значения аэробных состояний большого числа лиц можно использовать 1,5-мильный тест Купера в естественных условиях тренировки. Для этого необходимо измерить расстояние, которое человек может пробежать за 12 мин по дорожке стадиона с максимальной скоростью. Далее при помощи сравнения определяется уровень выносливости и подготовленности.
Источник
3. Комплексная оценка состояния здоровья детей и подростков. Критерии и группы здоровья.
Комплексная оценка состояния здоровья детей введена приказом МЗ РФ № 60 от 19 января 1983 “О дальнейшем совершенствовании амбулаторно-поликлинической помощи детскому населению в городах”, дается на основании учета результатов медицинского осмотра и текущего наблюдения за ребенком, путем анализа 4-х основных критериев здоровья:
— наличие или отсутствие в момент обследования хронических заболеваний и степень их клинических проявлений;
— функциональное состояние основных органов и систем: сердечно-сосудистой, дыхательной, кровеносной, нервной и др. ;
— резистентность организма, проявляющаяся количеством и длительностью заболеваний по обращаемости за предыдущий ко времени медосмотра год;
— уровень физического и нервно-психического развития и степень их гармоничности.
В соответствии с указанными критериями, у каждого индивидуума определяется группа здоровья.
Распределение обследуемых по группам здоровья
Функциональное состояние основных систем и органов
Резистентность и реактивность организма
Физическое и нервно-психическое развитие
Единичный кариес зубов
Острые заболевания за предшествовавший наблюдению период отсутствовали или протекали эпизодически, легко
Хорошее (нормальное), гармоничное физическое развитие. Нервно-психический статус соответствует возрасту
Наличие функциональных отклонений (пониженное содержание гемоглобина, гипертонические и гипотонические реакции и т. д.
Кариес зубов — субкомпенсированная форма, аномалия прикуса
Заболеваемость частые и продолжительные острые заболевания с последующим затяжным реконвалесцентным периодом – вялость, повышенная возбудимость, нарушение сна и аппетита, субфебрилитет и т. д.
ухудшенное (2 ст. )
плохое (3ст. ) или общая задержка (4ст)
нормальное или нерезко выраженное отставание нервно-психического развития.
Наличие хронической патологии в стадии компенсации, врожденных дефектов развития органов и систем
Наличие функциональных отклонений в патологически измененной системе органа без клинических проявлений, функциональных отклонений в др. органах и системах. Кариес зубов — декомпенсированная форма.
Заболеваемость — редкие, нетяжелые по характеру течения обострение основного хронического заболевания без выраженного ухудшения общего состояния и самочувствия.
Редкие интеркуррентные заболевания
Все степени ФР. Нормальное или с нерезко выраженным отстаиванием нервно-психическое развитие нормальное или отстает
Наличие хронической патологии в стадии субкомпенсации врожденных дефектов развития органов и систем
Наличие функциональных отклонений патологически измененного органа, системы и других органов и систем
Заболеваемость — частые обострения основного хронического заболевания редкие и частые острые заболевания с нарушением общего состояния и самочувствия после обострения или с затяжным реконвалесцентным периодом после интеркуррентного заболевания
Все степени физического развития. Нервно-психическое развитие нормальное или отстает
Наличие тяжелой хронической патологии в стадии декомпенсации или тяжелого врожденного порока, предрешающих инвалидность индивидуума
Резко выраженные или врожденные функциональные отклонения патологически измененного органа, системы, др. органов и систем
Заболеваемость — частые тяжелые обострения основного хронического заболевания, частые острые заболевания
Все степени физического развития.
Нервно-психическое развитие нормальное или отстает
Дети I группы здоровья наблюдаются врачом в обычные сроки, установленные для профилактических медосмотров здоровых детей.
Дети II группы здоровья (“группа риска”) наблюдаются врачом в сроки, устанавливаемые для каждого ребенка, в соответствии со степенью риска в отношении формирования у них хронической патологии, выраженности функциональных отношений и степени резистентности.
Часто болеющие дети, дети, перенесшие острую пневмонию, болезнь Боткина и др. хотя и относятся ко II группе здоровья, в периоде реконвалесценции берутся на диспансерный учет по ф. № 30.
Дети III, IV, V групп берутся на диспансерный учет по ф. № 30 и порядок их медицинского обслуживания определяется специальными методическими указаниями (М. 1968, 1974, Харьков, 1982; Фрунзе, 1985).
По результатам оценки состояния здоровья, уровня физического развития и физической подготовленности, обследуемые лица выделяются в медицинские группы,. регулирующие объем их занятий по курсу физического воспитания. Медицинская характеристика указанных групп приводится в таблице 4. При выведении медицинской группы, врач должен ответить на следующие вопросы:
— может ли обследуемый выполнить требования, предъявляемые учебными программами по физическому воспитанию, или ему необходимы ограничения и какие?
— нуждается ли обследуемый в занятиях физическими упражнениями с лечебной целью (корригирующей гимнастикой и т. д. )?
— может ли обследуемый заниматься в спортивных секциях, участвовать в тренировочных занятиях и состязаниях, в каких именно и при каких условиях.
Группы для занятий по курсу физического воспитания
Медицинская характеристика группы
Занятия по программе физического воспитания в полном объеме
Сдача норм БГТО, ГТО I, ГТО II ступени последовательно.
Занятия в одной из спортивных секций (общей физической подготовки, легкой атлетики, гимнастики и др. ), участие в соревновании по одному виду спорта.
Лица без отклонений в физическом развитии, состоянии здоровья, а также лица с незначительными отклонениями в состоянии здоровья, но с достаточной физической подготовленностью.
1. Занятия по программе физического воспитания при условии более постепенного прохождения их с отсрочкой сдачи контрольных испытаний и норм БГТО, ГТО I ступени на срок до 1 года, сдача норм ГТО II ступени с особого разрешения врача.
2. Занятия в секции общей физической подготовки.
Лица, имеющие незначительные отклонения в физическом развитии и состоянии здоровья без достаточной степени физической подготовленности.
Занятия по особой программе или по отдельным видам государственных программ, причем срок подготовки удлиняется, а нормативы снижаются
Лица, имеющие значительные отклонения в состоянии здоровья постоянного или временного характера, не мешающие выполнению обычной программы производственной работы, но являющиеся противопоказанием к занятиям по государственным программам в общих группах.
Запрещать занятия по физическому воспитанию врач должен в крайних случаях, когда он сомневается в их пользе и успехе. В зависимости от состояния здоровья ребенка врач после консультации со специалистами назначает конкретные виды упражнений, определяет их продолжительность и осуществляет систематическое наблюдение за реакциями и здоровьем детей.
Самостоятельная работа студентов
Оценка качества самоподготовки студентов по результатам устного или письменного тестирования.
Выполнение рефератов на темы:
— Состояние здоровья детей и подростков на современном этапе.
— Влияние на состояние здоровья детей социальной среды.
— Влияние на состояние здоровья природных факторов окружающей среды.
Решение ситуационных задач (анализ результатов медицинского осмотра, оценка состояния здоровья, выявление факторов риска, определение группы здоровья, группы для физического воспитания, составление индивидуального комплекса лечебно-оздоровительных мероприятий и т. д.)
Контрольные вопросы по теме:
Определение понятия “здоровье индивидуума” и “здоровье населения”
Факторы, формирующие здоровье детей и подростков.
Показатели и критерии здоровья
Медицинский контроль за состоянием здоровья детей и подростков.
Организация и порядок проведения медицинских осмотров.
Комплексная оценка состояния здоровья детей и подростков.
Распределение обследуемых по группам здоровья.
Группы для занятий по курсу физического воспитания.
Тут вы можете оставить комментарий к выбранному абзацу или сообщить об ошибке.
Источник