Меню

Физическое здоровье выбрать верное определение

Психическое и физическое здоровье человека

Содержание:

Главный человеческий ресурс – это физическое и психическое здоровье. Эти понятия тесно взаимосвязаны и рассматривать их лучше в комплексе, как симбиоз физиологии и психологии.

Психическое здоровье человека — это состояние психологического благополучия, комфорта человека в системе отношений к себе, другим и обществу в целом.

Психическое здоровье (оно же – душевное) включает следующие моменты:

  • психическое равновесие;
  • психологическую гармонию и адаптивность;
  • здоровое восприятие реальности и осознание совершаемых поступков;
  • стремление к цели и работоспособность;
  • полноценная семейная и сексуальная жизнь;
  • умение управлять своим поведением в окружении людей;
  • ответственность за себя и близких;
  • развитие личности, ее автономность и уверенность в себе;
  • адекватное поведение и выражение эмоций без «социальной маски»;
  • принятие себя и других людей;
  • познание своего «я» и адекватная самооценка.

Под физическим здоровьем понимается физиологическое состояние, контроль за собственным телом. Оно включает:

  • отсутствие болезней и их симптомов;
  • развитие тела и натренированность;
  • отсутствие внешних увечий или дефектов;
  • способность к сексу и репродукции (воспроизводству потомства);
  • нормальное физиологическое и генетическое развитие;
  • слаженное функционирование организма, органов и систем органов;
  • нормальное физическое самочувствие.

Под здоровьем подразумевается состояние полного физического, психического и социального благополучия. Обычно же, в это понятие включают только отсутствие болезней и физических дефектов.

Каждый человек должен проявлять заботу о себе, выработать комплекс полезных привычек и навыков. Довести полезные тренинги и практики до автоматизма и следовать им на протяжении жизни. Это поможет не выглядеть, а быть успешным, здоровым и счастливым.

Источник

Понятие о физическом здоровье.

Физическое (соматическое) здоровье отражает текущее состояние органов и систем органов человеческого организма; уровень их развития и функциональных возможностей, степень адаптации к различным факторам внешней среды. Оно представляет основу пирамидальной системы структурной организации человека.

Физическое здоровье — это состояние организма, при котором показатели основных физиологических систем лежат в пределах физиологической нормы и адекватно изменяются при взаимодействии человека с внешней средой.

Основу физического здоровья составляет биологическая программа индивидуального развития человека, которая опосредована базовыми потребностями (питание, дыхание, движение, познание окружающего мира, сексуальное удовлетворение и т.д.), доминирующими у него на различных этапах.

Забота о физическом здоровье человека должна начинаться с доэмбрионального периода и продолжаться на протяжении всей жизни, особенно на ранних этапах жизни и в критические периоды (половое созревание, климактерий и др.)

Основными принципами формирования физического здоровья считают:

На внутриутробном этапе развития:

профилактика нарушений в половых клетках родителей;

оздоровление будущей матери;

защита матери и плода во время беременности от вредных факторов (образ жизни матери, влияние окружающей среды и др.)

На раннем и последующих этапах жизни ребенка

обеспечение оптимальных условий жизни (физическая защищенность ребенка, отсутствие стрессов, адекватное питание, достаточный сон);

здоровый образ жизни ребенка;

грамотное формирование соматической конституции (до 5-6-летнего возраста, когда возможны какие-либо корректирующие влияния на процесс формирования); одним из важнейших моментов при этом является своевременная коррекция осанки;

своевременное и адекватное применение развивающих, гармонизирующих, тренирующих воздействий, обеспечивающих неуклонное повышение уровня здоровья;

специфическая и неспецифическая профилактика заболеваний.

Для характеристики и изучения физического здоровья применяются различные многочисленные исследования. Число и характер определяемых при этом показателей (генетических, биохимических, метаболических, морфологических, функциональных) зависит от цели исследования, возрастных категорий и др. Естественно, чем больше показателей, тем достоверней суждение о состоянии физического здоровья конкретного человека.

Читайте также:  Качественная услуга без вреда для здоровья девиз компании

В настоящее время для определения уровня здоровья при массовых обследованиях людей рекомендуется использование быстрых, нетрудоемких скрининговых методов.

Скрининг (англ. screening-просеивание, отбор) — активное массовое обследование населения с целью выявления признаков нарушения здоровья или факторов риска для здоровья, что позволяет отобрать людей, нуждающихся в соответствующих лечебно-профилактических мероприятиях.

5. Факторы риска для здоровья. Гиподинамия, ее влияние на организм.

Физическое здоровье человека зависит от:

биологических факторов (наследственность, изменчивость);

сложного комплекса социальных условий ( образ жизни, факторы внешней среды, питание и др.)

Одни из этих факторов ухудшают здоровье, вызывают заболевания и укорачивают жизнь, другие, наоборот, способствуют укреплению и восстановлению здоровья.

В современной науке прочно укоренилось понятие о факторах риска.

Факторы риска — доказанные или предполагаемые факторы внешней и внутренней среды организма, поведенческие факторы, предрасполагающие к какому-либо заболеванию. Следует учитывать, что они не являются непосредственной причиной определенной болезни, но способствуют увеличению вероятности ее возникновения и развития, ее прогрессированию и неблагоприятному исходу.

биологические факторы (утяжеленная наследственность, пороки развития)

факторы окружающей среды (загрязнение среды, неблагоприятные климато — географические условия);

отсутствие гигиенических навыков;

нарушение режима сна, учебных занятий, труда и отдыха;

неблагополучный психологический климат в коллективе, семье;

недостаточная двигательная активность (гипокинезия) и др.

В настоящее время наиболее существенным и распространенным фактором риска является гипокинезия (греч. hypo -ниже; kinesis-движение), частый спутник людей умственного труда.

Тело человека создано для движения ( опорно-двигательный аппарат составляет около 80% массы тела, до 80-90 % структур головного мозга в той или иной степени связаны с функцией движения). В процессе формирования человека как вида ему приходилось много двигаться, чтобы обеспечить себе минимальные условия выживания. Эта зависимость сохранения жизни от двигательной активности закрепилась в генетическом коде человека, поэтому потребность в движении не уменьшилась и сегодня, несмотря на изменившиеся условия жизни. Но достижения цивилизации привели к резкому снижению двигательной активности современного человека — гипокинезии.

физиологическую — при аномалиях развития, наличии моторной неполноценности;

бытовую — из-за привыкания к малоподвижному образу жизни, пренебрежения физической культурой;

профессиональную как следствие ограничения объема движений из-за производственной необходимости;

клиническую — при заболеваниях, требующих длительного постельного режима;

школьную — при неправильной организации учебно-воспитательного процесса, перегрузке учебными занятиями и игнорировании физического воспитания;

климатогеографическую — при неблагоприятных климатических условиях, ограничивающих двигательную активность;

экспериментальную— искусственно создаваемую при проведении медико-биологических исследований.

Однако независимо от вида гипокинезия вызывает целый комплекс изменений в функционировании организма, который принято обозначать как гиподинамию

Гиподинамия (греч. hypo-под, ниже; dynamis-сила) — нарушение функций организма при ограничении двигательной активности.

По заключению ВОЗ гиподинамия бывает у взрослых при сидячей работе (не менее 5 часов в день) и недостаточной (менее 10 часов в неделю) физической активности во внерабочее время (активный досуг, ходьба, в том числе на работу и обратно, физические упражнения, физический труд на даче, велосипед и т.п.). У школьников и студентов гиподинамия возникает при отсутствии внешкольных, внеуниверситетских занятий спортом или другими видами двигательной активности.

Читайте также:  Уголовное дело причинение тяжкого вреда здоровью по неосторожности

Многочисленными клиническими и экспериментальными исследованиями установлено, что при гиподинамии

сокращается объем мышечной массы (атрофия мышц, в том числе и сердечной уже в 17-35 лет — “сердце деятельного бездельника” , по словам американского ученого В.Рааба), снижается тонус мышц, их работоспособность;

уменьшается масса и плотность костей, повышается выделение минеральных веществ (в том числе кальция) из них в кровь, поэтому кости становятся более хрупкими, а из-за увеличения кальция в крови появляется наклонность к образованию камней в почках;

снижается эластичность сухожилий и связок, уменьшается объем движений в суставах, ухудшается координация движений;

перестраиваются все виды обмена веществ в организме, в том числе и жировой, что способствует развитию избыточного веса и ожирения; кроме того, растет уровень холестерина и липопротеидов в крови, а следовательно быстрее развивается атеросклероз (заболевание, которое среди причин смерти людей стоит на 1 месте);

повышается артериальное давление, что способствует развитию гипертонической болезни, повышается нагрузка на сердце;

снижается интенсивность кроветворения ( прежде всего уменьшается количество эритроцитов и гемоглобина, общее количество белка в крови);

ухудшается работа дыхательной системы, снижается ЖЕЛ, резервы вдоха и выдоха, что приводит к недостаточному обеспечению тканей кислородом, чаще возникают простудные заболевания;

нарушается пищеварение, появляется наклонность к запорам, чаще развивается кариес и парадонтоз;

снижается иммунитет (уменьшается количество гамма — глобулинов крови), возникают изменения в терморегуляции организма со смещением в сторону теплоотдачи;

выключается конечное звено стрессовой реакции — движение, поэтому в организме накапливаются гормоны стресса и нарастает состояние психического напряжения, что закономерно ведет к переходу стресса в дистресс и развитию так называемых болезней цивилизации (ишемическая болезнь сердца, язвенная болезнь желудка, диабет, неврозы, психические расстройства и др.);

снижается функциональная активность ЦНС и желез внутренней секреции (из-за уменьшения потока тонизирующих ЦНС импульсов от рецепторов мышц, связок и сухожилий);

происходят изменения и в психической сфере: ухудшается логическое мышление, ослабевает память, появляется раздражительность, плохое настроение, чувство тревоги, бессонница, снижается умственная работоспособность, развивается утомление и т.д.

В сложившейся ситуации выход может быть только в целенаправленной работе самого человека по уменьшению факторов риска и усилению факторов защиты здоровья.

Рекомендуемая литература по теме, рассмотренной в лекции:

Амосов Н.М. Раздумья о здоровье. — М, 1987.

Апанасенко Г.Л., Попова Л.А. Медицинская валеология.- Київ,”Здоров’я”,1998

Брехман И.И. Введение в валеологию — науку о здоровье._Л.,1987.

Вайнер Э.Н. Валеология: Учебник для вузов — М.: Флинта: Наука, 2002. -стр. 3- 81, 111-174

Валеологія: Навч. посібник для студентів вищих закладів освіти:/ за редакцією В.І.Бобрицької (ч.1). — Полтава: “Скайтек”, 2000. — стр. 3-66, 94-136.

Гарбузов В.И. Человек, жизнь, здоровье: древние и новые каноны медицины. — СПб.,1995.

Грибан В.Г. Валеологія: Навчальнийпосібник. — К.: Центр навчальной літератури, 2005, стр.6 — 48.

Колбанов В.В. Валеология. СПб,1998.

Марков В.В. Основы здорового образа жизни и профилактики болезней: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. — М.: Издательский центр «Академия», 2001. — стр.139-162.

Читайте также:  Здоровье для ржавых чайников жизнь без таблеток

Медико-біологічні основи валеології. Навчальний посібник для студентів вищих навчальних закладів /Під ред.П.Д.Плахтія.-Кам’янець-Подільський, 2000.

Проработав эту лекцию и рекомендованную литературу, студент должен уметь:

Проработав лекцию и рекомендованную литературу, студент должен уметь:

Дать определение валеологии.

Назвать определяющие признаки валеологии как самостоятельной науки.

Охарактеризовать взаимосвязь валеологии с другими науками.

Дать характеристику основных направлений (ветвей) валеологии.

Объяснить необходимость создания валеологической службы школы.

Назвать основные состояния человека, дать их определение.

Сформулировать понятие здорового образа жизни, перечислить его компоненты.

Дать характеристику физического здоровья как основы пирамидальной системы организации человека.

Назвать факторы, определяющие физическое здоровье.

Перечислить основные принципы формирования физического здоровья.

Охарактеризовать основные факторы риска для здоровья.

Объяснить смысл терминов «гипокинезия» и «гиподинамия».

Описать изменения в организме человека при недостаточной двигательной активности.

Тут вы можете оставить комментарий к выбранному абзацу или сообщить об ошибке.

Источник

Физическое здоровье

В самом общем виде физическое здоровье — это состояние организма человека, характеризующееся возможностями адаптироваться к различным факторам среды обитания, уровнем физического развития, физической и функциональной подготовленностью организма к выполнению физических нагрузок. А именно:

• нормальное функционирование всех органов и систем человека в целом, обеспечивающих жизнедеятельность организма (сердечно-сосудистой, дыхательной, костно-мышечной, нервной, пищеварительной, мочеполовой систем и др., координация, гибкость, иммунитет и т.п.);
• гармоничная конституция и антропометрические данные (соответствие росто-весовых размеров, индивидуальные конституционные особенности, осанка, идеальные параметры обхватов шеи, бицепсов, предплечий, груди, талии, талии, бедер и др.);
• физический статус, данные физического развития человека (силы кисти, бицепсов, трицепсов, ног, выносливость, ловкость, физическая подготовленность, сила, готовность к работе в экстремальных условиях, устойчивость к физическим нагрузкам);
• нормальный аппетит;
• здоровые зубы;
• здоровая кожа;
• отсутствие нарушений сна;
• нормальная сексуальность активность;
• отсутствие простудных и хронических заболеваний;
• отсутствие ощущения усталости и общей слабости;
• качество и состояние нашего тела целиком и всех его, — отдельно рассматриваемых разными специалистами, — органов, систем, тканей, клеток, молекул.

Оценить его помогают распространенные простые методы самооценки состояния здоровья: вес, пульс, частота дыхания, гибкость позвоночника, координация и способность сохранять равновесие и т.д., — а также современные средства диагностики.

Хорошо развитая и гармоничная физическая форма – великолепная кладезь для долгой и качественной жизни!

Физическое здоровье является результатом регулярной физической активности, здорового питания и достаточного отдыха. Наряду с психическим здоровьем составляет общее здоровье человека.

Всё находится в тесной взаимосвязи друг с другом. Человек может быть в оптимальной физической форме, но при этом страдать психическим расстройством и находиться в подавленном состоянии под воздействием стресса. Поэтому физическое здоровье сильно зависит от психического (эмоционального) и духовного здоровья.

Для укрепления физического здоровья одни ищут настои, отвары, эликсиры, диеты, другие применяют различные упражнения и способы закаливания, третьи стремятся получить могущество через оккультные знания. Но все они не будут здоровы, потому что физическое здоровье тела напрямую связано со здоровыми мыслями. Никогда не будет здоровье крепким и сильным у того, кто «болен плохими и грязными» мыслями и желаниями.

Источник

Adblock
detector