Меню

Физическое здоровье среднее гармоничное

ГАРМОНИЧНОСТЬ ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

Физическое развитие считается гармоничным, если все исследуемые антропометрические показатели соответствуют одному и тому же центиль- ному ряду, либо допускается их отклонение в пределах соседнего центиля.

Антропометрическая оценка методом центилей почти всегда совпадает с оценкой состояния здоровья у детей, подростков и молодежи. Данный метод имеет преимущества перед другими. Он объективен, корректен, сопоставим, прост в использовании и позволяет следить за динамикой антропометрических

данных, увидеть изменения показателей в зависимости от возраста. При этом сразу будут получены данные, характеризующие качество развития (средний уровень, выше среднего, высокое; или ниже среднего, низкое).

Пример I. Юноша 17 лет имеет рост 181,2 см, массу 70.6 кг, окружность груди 92,2 см, окружность головы 58 см. Все антропометрические параметры находятся в центильных таблицах в пределах 75 центиля, что соответствует среднему гармоничному уровню физического развития.

Пример 2. Юноша 17 лет имеет рост 187,9 см (97 центиль), массу 46,4 кг (3 центиль), окружность головы 58 см (75 центиль), окружность груди 80,1 см (10 центиль). Таким образом, рост молодого человека высокий, масса низкая, окружность головы соответствует среднему возрастному уровню развития, окруж­ность груди ниже среднего. Следовательно, физическое развитие нег армонично.

Гармоничность физического развития можно оценить, используя схему, при­веденную в табл. 3.6, в которой имеются шкалы центилей длины и массы тела. Необходимо найти точку их пересечения в соответствующей графе таблицы.

Физическое развитие считается гармоничным и соответствующим возрасту, если все антропометрические показатели находятся в пределах 25—75 цен­тиля. Если полученные показатели находятся в пределах 90—97 центиля — физическое развитие соответствует гармоничному, опережающему возраст; если данные обследуемого находятся в пределах 3—10 центиля — гармонич­ному, но с отставанием от возрастных нормативов.

Все остальные варианты свидетельствуют о негармоничном развитии.

Источник

Оценка гармоничности физического развития

Величина признака

Центили 3 10 25 75 90 97

Для составления центильных таблиц необходимо большое количество измерений по каждому параметру в каждой возрастной группе – 500 или 1000. Но, если допустим, взять 100 мальчиков в возрасте 10 лет и поставить их в порядке возрастания, т.е. первый мальчик самый маленький, а последний – самый большой, то получиться, что мальчик, который будет стоять третий по порядку, имеет рост 126,4 см (это третья центиля). Десятый в ряду мальчик имеет рост 129,2 см (это десятая центиля). И так далее.

Центили указывают процент детей, которые имеют показатель физического развития (рост, вес, окружность головы, груди) ниже указанного в таблице. Например, 10 % мальчиков 10-летнего возраста имеют рост меньше 129,2 см. и, соответственно 90 % – больше.

Показатели физического развития, находящиеся в интервале между 25 и 75 центилями, называются средние; между 75 и 90 центилями – выше среднего; между 90 и 97 центилями – высокие; более 97 центили – очень высокие, как правило это патология. Показатели, находящиеся в интервале от 25 до 10 центили – ниже среднего; от 10 до 3 центили – низкие; ниже 3 центили – очень низкие, как правило это патология.

Например, мальчик 10-летнего возраста имеет рост 128 см. Этот показатель находится в интервале между 10 и 25 центилями, он называется ниже среднего. Заключение: рост мальчика ниже среднего.

Для правильной оценки показателей по центильным таблицам необходимо правильно определить возрастную группу.

От 1 до 12 месяцев интервал между возрастными группами составляет 1 месяц (1, 2, 3 месяца и т.д.). От 12 до 36 месяцев (до 3 лет) интервал между возрастными группами составляет 3 месяца (12, 15, 18 месяцев и т.д.). С 3 до 7 лет интервал между возрастными группами составляет ½ года – 6 месяцев (3, 5 года, 4 года, 4,5 года и т.д.). После 7 лет интервал между возрастными группами составляет 1 год (7, 8, 9 лет и т.д.).

В возрастную группу входят дети в возрасте от ½ предыдущего интервала до ½ последующего интервала.

Например, к 3-месячным детям относятся дети в возрасте от 2,5 месяцев до 3,5 месяцев. К 18-месячным детям относятся дети в возрасте от 16,5 месяцев до 19,5 месяцев. К 5-летним детям относятся дети в возрасте от 4 лет и 9 месяцев до 5 лет и 3 месяца. К 10-летним относятся дети в возрасте от 9,5 месяцев до 10,5 месяцев.

Читайте также:  Здоровье сберегающие технологии по питанию

Возраст вычисляется следующим образом:

Возраст = дата обследования – дата рождения = полное количество лет, месяцев и дней.

Гармоничным считается такое физическое развитие, при котором масса тела и окружность грудной клетки соответствуют росту. Если масса тела и окружность грудной клетки не соответствуют росту, такое развитие считается дисгармоничным.

Гармоничность можно оценить по центильным таблицам.

Интервалы между центилями называются коридорами. Если показатели физического развития (рост, вес, окружность груди) находятся в одном центильном коридоре или соседних, такое развитие называется гармоничным. Например, вес ребенка – выше среднего, рост – выше среднего, окружность груди – средняя.

Если показатели физического развития находятся не в соседних коридорах, т. е. расстояние между ними 1 центильный коридор и более, такое развитие считается дисгармоничным. Например, рост ребенка ниже среднего, а вес – выше среднего.

Третий способ оценки – по таблицам антропометрических стандартов или таблицам сигмальных отклонений.

Возрастные группы в данных таблицах те же.

Также используются параметры нормального распределения Гаусса.

Принцип оценки следующий. Показатели физического развития, находящиеся в интервале от М-1σ до М+1σ называются средними, от М+1 σ до м+2σ – выше среднего, больше, чем М+2σ – высокий. Аналогично в сторону уменьшения: от М-1σ до М-2σ – ниже среднего, меньше, чем М-2σ – низкий.

В таблицах сигмальных отклонений указывается М – средняя арифметическая величина и σ – среднее квадратическое отклонение.

Определить количество сигмальных отклонений можно по формуле:

Источник

Определение гармоничности физического развития

Физическое развитие считаетсягармоничным, если все исследуемые антропометрические показатели соответствуют одному к тому же центильном ряду, либо допускается отклонение их между собой в пределах соседнего центиля. Большая разница свидетельствует о негармоничном развитии.

Антропометрическая оценка методом центилей почти всегда овпадает с оценкой состояния здоровья у детей, подростков и молодежи. данный метод имеетпреимущества перед другими, он объективен, орректен, сопоставим, прост в использовании и позволяет следить за .инамикой антропометрических данных, увидеть изменения показателей — зависимости от возраста. При этом сразу будут получены данные, арактеризующие качество развития (средний уровень, выше среднего, высокое, или ниже среднего, низкое).

Пример: юноша 17 лет имеет рост 181,2 см, вес 70,6 кг, окружность груди 92,2 см, окружность головы 58 см. Все «антропометрические параметры находятся в центильных таблицах в пределах 75 центиля, что соответствует среднему гармоничному уровню физического развития.

Или другой пример: юноша 17 лет имеет рост 187,9 см (97 центиль), массу 46,4 кг (3 центиль), окружность головы 58 см (75 центиль), окружность груди 80,1 см (10 центиль). Из последнего примера видно, что рост молодого человека высокий, масса низкая, окружность головы соответствует среднему возрастному уровню развития, а окружность груди ниже среднего. Физическое развитие негармоничное.

Гармоничность физического развития можно оценить, используя двухмерный квадрат гармоничности в котором имеются шкалы длины и массы тела, необходимо лишь найти место пресечения центильных рядов массы и длины тела.

Физическое развитие считается:
— Гармоничным, и соответствующим возрасту — если все антропометрические показатели находятся в пределах 25 — 75 центиля.
— Гармоничным, опережающим возраст — если полученные результаты соответствуют 90 — 97 центилю.
— Гармоничным, но с отставанием от возрастных нормативов — если данные обследуемого находятся в пределах 3-10 центиля. Все остальные варианты говорят онегармоничном развитии.

Обладателю любого варианта вне центрального квадрата гармоничности, надлежит обследоваться у врача с целью выяснения причины этого явления.

Квадрат гармоничности (Вспомогательная таблица для оценки физического развития).

Метод Поля Брока

Кроме центильного способа оценки физического развития, разработанного лишь для детей и молодежи до 17 лет, существуют и другие. Самым приблизительным и старым является расчет идеального веса по формуле, предложенной 100 лет назад французским антропологом Полем Броком:

Идеальный вес (кг) = рост (см) — 100

Эту формула в настоящее время преобразована следующим образом:

Для мужчинИдеальный вес (кг) = 0,9 (рост (см) — 100)

Для женщинИдеальный вес (кг) = 0,85 (рост (см) — 100)

Формула Брока не учитывает того, что у женщин значительно больший слой подкожного жира, чем у мужчин; что возраст человека вносит свои коррективы в расчеты и т.д.

По мнению многих диетологов, расчеты веса по формуле Брока могут привести к тому, что некоторые люди высокого роста будут считать свой вес нормальным, хотя на самом деле они страдают избыточным, и наоборот, некоторые низкорослые, чей вес в норме, считать его избыточным.

Читайте также:  Опасно ли олово для здоровья

Индекс Кетле

Более абстрактным, но тем не менее надежным показателем гармоничности развития, используемым во многих странах мира при включении договора страхования, является так называемый (индекс массы), или индекс Кетле. В расчет его вводятся все те же величины и формула выглядит следующим образом:

Индекс Кетле = Вес (кг)
Рост 2 (м)

Пример: вес обследуемого 67 кг, а его рост 1,74 м. Проведя несложное вычисление, получим результат 22,01. Для его оценки необходимо знать следующее. Индекс Кетле для женщин в норме должен быть равен 19-24, а для мужчин -20-25. Если значения индекса равно 26, или превышает этот показатель, то речь идет о вредном для организма избытке веса. Об ожирении I ст говорят, если индекс Кетле равен 26-30; II ст — если 30-40; III ст — если более 40. Если индекс Кетле ниже указанных нормативов, то это указывает на дефицит веса.

Вес тела и тип телосложения

Несомненно, что между весом тела и типом телосложения имеется связь, при этом одна и та же величина массы тела у хрупкого и плотного человека, при одинаковом росте, характеризует их физическое развитие по разному. Идеальный вес взрослого человека в зависимости от типа телосложения можно узнать из таблиц и номограмм, предлагаемых в дидактическом материале на практическом занятии. Воспользовавшись которыми, оценивают процент отклонения веса тела от идеальной величины. Это делают ниже представленным способом расчета отклонений от идеального веса.

Отклонение от массы тела

Воспользовавшись, одним из предложенных способов (центильным, методом Поля Брока, номограммами) узнают, каким должен быть идеальный вес тела в зависимости от возраста, пола, роста, или других антропометрических показателей. Но не всегда реальный вес соответствует идеальному. Для того, чтобы выяснить имеется ли недостаток или избыток веса тела достаточно провести следующий расчет по формуле:

Дефицит (избыток) веса тела = Идеальный вес — Реальный вес

Если полученное число положительное, то это указывает на дефицит массы тела. А если при вычислении получается отрицательный результат, то это говорит об избыточной массе тела.

В таких случаях бывает необходимо оценить отклонение реального веса от идеального. Делается это следующим образом:

Отклонение от идеального веса тела (%) = (Идеальный вес — Реальный вес) · 100%
идеальный вес

Идеальный вес

Если реальный вес отличается от идеального в пределах 10 % в обе стороны это допустимое отклонение. Превышение возрастной нормы веса на 15-25% соответствует ожирению 1 степени; на 25-50% — 2 степени; на 50-100% — 3 степени; более чем на 100% — 4 степени. Снижение веса ниже нормы называют гипотрофией. Если дефицит составляет 10 до 20% — это гипотрофия 1 степени; от 20 до 30% — 2 степени; более 30% — 3 степени (данную степень гипотрофии еще называют дистрофией).

Источник

Физическое здоровье среднее гармоничное

Здоровье – одна из несомненных ценностей человека. В документах Всемирной организации здравоохранения говорится, что здоровье – это не только отсутствие болезней и физических дефектов, а «состояние полного физического, духовного и социального благополучия» [4]. Одним из важных показателей здоровья является физическое развитие человека. М ы считаем актуальным изучение антропометрических данных детей дошкольного возраста (6 лет) и учащихся среднего и старшего звена школы (5 и 10 класс) с последующим сравнением полученных показателей со среднестатистическим соответствием возрастным нормам. Цель исследовательской работы: знакомство с методами исследования физического развития, привитие навыков антропометрии; оценка показателей гармоничности физического развития дошкольников и учащихся 5-го, 10-го классов по антропометрическим показателям.

Задачи: 1)Провести антропометрические измерения учащихся школы и воспитанников детского сада; 2) Определить степень физического развития с помощью расчетных формул (на основе данных о росте, весе); 3) проанализировать полученные результаты исследования и сравнить их соответствия возрастным нормам по антропометрическим таблицам; 4) Сделать вывод о гармоничности физического развития детей; 5) Разработать необходимые рекомендации, направленные на физическое развитие детей. Гипотеза: в связи с ускоренным темпом жизни людей на современном этапе жизни, более лучшими жизненными условиями, лучшим питанием происходит ускорение физического развития, как дошкольников, так и школьников. Оборудование: ростомер, напольные весы, сантиметровая лента, динамометр, спирометр. Объект исследования — физическое развитие дошкольников (детей 6 лет) и учащиеся 5-х, 10-х классов. Предмет исследования: определение показателей физического развития: измерение длины тела (роста), определение массы тела, измерение окружности грудной клетки, определение жизненной ёмкости лёгких, измерение силы сжатия кисти.

Читайте также:  Капуста морковь огурец для здоровья

Глава 1. Обзор литературы по теме исследования

Влияние экологических факторов на здоровье населения [3].

Здоро́вье — состояние любого живого организма, при котором он в целом и все его органы способны полностью выполнять свои функции. Здоровье человека определяется рядом характеристик, тесно связанных друг с другом, которые в совокупности составляют одну систему здорового организма. Наше здоровье можно смело разделить на следующие виды: физическое, психическое, духовное, социальное, эмоциональное [1]. Исследования по оценке здоровья детей и подростков позволяют понимать и находить причины наступления болезней. Участие в исследовании поможет формированию у учащихся жизненной позиции, нацеленной на здоровый образ жизни, стремление не только самому быть здоровым, но и иметь здоровое будущее поколение — детей, внуков и правнуков. 1.1. Здоровье детей и подростков в Нижегородской области [9]. Ежегодно по России уровень общей заболеваемости увеличивается на 1-2%. Приволжский федеральный округ по данному показателю занимает 2 место среди федеральных округов. В Нижегородской области уровень заболеваемости населения превышает средний показатель по округу. С выше 40% всех заболеваний, зафиксированных в области, приходится именно на подрастающее поколение нижегородцев. За последние годы уровень первичной заболеваемости детского населения в области вырос более чем на треть .

Факторы, влияющие на антропометрические показатели

Некоторые факторы могут не только нарушить последовательность развития, но и вызвать необратимые изменения. К ним относят в нешние и внутренние [2]. Уровень физического развития определяют совокупностью методов, основанных на измерениях морфологических и функциональных признаков. Различают основные и дополнительные антропометрические показатели [7,8].

Глава 2. Материалы и методы исследования

Для оценки уровня физического развития дошкольников и учащихся мы использовали следующие методики: Метод стандартов или средних антропометрических данных. Антропометрические стандарты – это средние величины показателей физического развития, полученные путём статистической обработки большого числа измерений у лиц одного возраста (пола, профессии). Результаты сравнения физических данных со среднестатистическими показателями были занесены в антропометрическую таблицу (по возрасту) и высчитывались в (%) соотношении. Метод индексов — применяется для ориентировочной оценки антропометрических данных. Он может использоваться в том случае, если нет подходящих антропометрических стандартов. Индексы представляют собой определённое арифметическое соотношение двух-трёх показателей физического развития, принимаемое за норму. 1 ) Весо-ростовой индекс (индекс Кетле) – определяется по формуле расчета индекса массы тела (ИМТ): ИМТ = Масса / (рост )2 , где: масса тела измеряется в кг, рост – в метрах. 2) Жизненный индекс Котельмана и Мак-Дональда: характеризует функциональные возможности дыхательного аппарата. Он определяется по формуле: ЖИ =ЖЕЛ/Вес. 3) Индекс крепости телосложения (индекс Пинье): выражает разность между ростом и суммой массы тела и окружности грудной клетки на выдохе. Х=Р – (М+О), где Х – индекс, Р – рост стоя в см, М – масса тела в кг, О – окружность грудной клетки в фазе выдоха в см. 4) Индекс пропорциональности развития грудной клетки (индекс Эрисмана) характеризует развитие грудной клетки ребёнка и частично его упитанность. ИЭ=ОГК-1/2 роста. Определение показателей физического развития – проводилось по следующим показателям: измерение роста (длины тела) стоя, измерение массы тела, измерение окружности грудной клетки (ОГК), определение жизненной ёмкости лёгких, измерение силы сжатия левой и правой кисти.

Глава 3. Обсуждение результатов работы

В течение 1-2 четверти этого учебного года нами были проведены исследования, направленные на изучение гармоничности физического развития дошкольников и учащихся, так как известно, что здоровье человека зависит от его физического развития. Контингент исследуемых: группа детей дошкольного возраста (6-7 лет) – 15 человек, (МБДОУ «Д/с № 48 «Белочка»), учащиеся 5-го класса (10 -11 лет) – 17 человек и учащиеся10-го класса (15-16 лет) – 19 человек.

Результаты исследования были получены следующие:

3.1. Дошкольный возраст.

Данные показателей физического развития испытуемых и их индексов указаны в таблицах 1-2. Таблица 1.

Источник

Adblock
detector