ЗДОРОВЬЕ И ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ КАК ЦЕЛЕВЫЕ ПАРАМЕТРЫ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ
Социальная работа позволяет решать широкий круг задач социальной защиты населения. Их число и разнообразие настолько велико, что порой заслоняет основную, конечную цель социальной работы. Поэтому у социальных работников нередко складывается впечатление, что такой целью является благополучие подопечных лиц, т.е. обеспечение минимального или большего бытового комфорта, удовлетворительного питания и предоставление достаточно-
го набора услуг. Однако конечной целью всех усилий являетсяохрана здоровья и жизни обслуживаемых лиц. Без понимания этой цели социальные работники не всегда правильно могут организовать свою работу. Они должны четко понимать, что в основе любой социальной программы должны быть запросы здоровья, т.е. рекомендации гигиены — медицинской науки о здоровье, способах его сохранения и улучшения, о здоровом образе жизни. Отклонения программ от принципа гигиенической обоснованности приводят к их ущербности и снижают их эффективность.
Любой аспект социальной работы касается сбережения здоровья и содействует ему. Будь то забота о своевременном пенсионном обеспечении, протезировании, доставке продуктов, об отоплении, устранении вредных привычек, улучшении экологии, качества быта, установке телефона, восстановлении разорванных связей подопечного с семьей или обществом и т.п. — все это прямо или косвенно замыкается на физическом или психическом здоровье человека, на его настроении и воле к жизни.
Социальные работники должны иметь четкие представления о феномене здоровья и о здоровом образе жизни. Без таких представлений социальная работа неполноценна.
Существует немало определений понятия «здоровье». Однако все они характеризуют этот феномен односторонне либо поверхностно и не раскрывают его физиологической сущности. Поэтому целевой параметр, на который ориентируется вся система здравоохранения и формирования здорового образа жизни (ЗОЖ) населения, еще четко не определен. Однако неясность цели всегда порождает методические ошибки и обрекает усилия на недостаточную эффективность, что и наблюдается на протяжении текущего столетия. Медицина, государство в целом отдавали приоритет профилактике болезней, стремились создать здоровые условия быта и труда, привить населению здоровый образ жизни. Но эффективность была явно недостаточной. Ив значительной мере оттого, что усилия не имели четкой ориентации. Здоровый образ жизни трактовался как соблюдение набора правил, суть которых населением либо не понята, либо понята упрощенчески, поверхностно. Непонимание сути ЗОЖ сокращало осознанное стремление его исполнять.
Итак, здоровье суть состояние достаточно широких функциональных возможностей организма, необходимых для нейтрализации влияния банальных факторов окружающей среды. Причем функциональ
ные возможности рассматриваются как физиологические резервы, объем которых может сокращаться или увеличиваться в зависимости от степени их тренированности. Последняя создается образом жизни как комплексом режимных моментов и моментов, исключающих или усугубляющих истощение названных резервов.
Разъясним физиологическую сущность тренировки, адаптации и компенсации, что позволит лучше понять целесообразность исполнения компонентов ЗОЖ и поможет сформировать осознанное стремление практиковать именно этот образ жизни.
С формальной точки зрения, ЗОЖ— это комплекс устойчивых, полезных для здоровья привычек. Начинать их выработку в юношеском или старшем возрастах едва ли рационально: мешают устоявшиеся нездоровые привычки и лень. В детстве же при правильном сочетании стабильного режима дня, надлежащего воспитания, условий здорового быта и учебы комплекс привычек ЗОЖ вырабатывается легко и закрепляется прочно, на всю жизнь. В дальнейшем только особо хаотичные и нездоровые условия жизни могут разрушить устоявшуюся систему привычек.
Четкое понимание феноменов здоровья, ЗОЖ, предболезни, болезни и профилактики формирует у будущих социальных работников конкретные ориентиры, на которые и должна направляться социальная работа.
Здоровый образ жизни — единственное средство защиты от всех болезней сразу. Он направлен на предотвращение не каждой болезни в отдельности, а всех в совокупности. Поэтому он особенно рационален, экономичен и желателен.
Здоровый образ жизни — это единственный стиль жизни, способный обеспечить восстановление, сохранение и улучшение здоровья населения. Поэтому формирование этого стиля жизни у населения — важнейшая социальная технология государственного значения и масштаба.
За годы советской власти сделано многое в области формирования ЗОЖ у населения. Но массовым он не стал. Не является он таковым и теперь. Более того, к традиционным проблемам формирования ЗОЖ добавились еще и проблемы сохранения статус-кво. Ибо в условиях экономического кризиса и массовой бедности многие элементарные условия, необходимые для поддержания ЗОЖ, утрачиваются, становятся недоступными. Ведь на оплату водоснабжения, газификации, электроэнергии требуются немалые деньги, которых у многих просто нет.
Здоровый образ жизни — это выработка у людей цепочки взаимосвязанных навыков и привычек. Надо добиться, чтобы человек автоматически выполнял правила в сфере быта и личной гигиены, не задумываясь над элементарными поступками и всегда придерживаясь при этом рекомендаций гигиенической науки, т.е. действовал с пользой для здоровья.
Не следует прививать ЗОЖ с помощью назиданий и зазубривания — что полезно, а что нет (это подходит только для несмышленых детей). Для детей же старших возрастов и взрослых нужно объяснять работу санологических механизмов организма, которые включаются и поддерживаются элементами ЗОЖ
Например, следует объяснить, почему взбадривание утренней гимнастикой и водными процедурами рациональнее и предпочтительнее, чем химическое взбадривание — крепким чаем или кофе, почему для здоровья нужна физкультура, а не изматывающий спорт и т.д.
Особенно четко надо прояснить,что в основе нездорового образа жизни лежат такие пороки человека, как лень, лукавство и др.
В отличие от прежних лет сейчас всем ясно, что ЗОЖ включает в себя и культуру увеселения (культуру отдыха и разрядки). У человека есть физиологически обоснованная потребность отвлекаться на получение удовольствий. И надо, чтобы удовольствий было много. Но все они должны быть натуральными, естественными, а не искусственными (наркотическими). Нужны стереотипы сочетания пассивного, активного и праздничного видов отдыха.
Большое значение имеет-воспитание культуры межличностных отношений, здесь кроется залог успешной охраны психического здоровья населения, да и физического тоже (все знают, что и слово ранит, причем не только психику, но и сердце).
С переходом на страховую медицину появился дефицит профилактического надзора. В перечень страховых видов медицинских услуг не вошли многие виды профилактической работы. Они не оплачиваются. Медицина еще больше стала медициной «пожарного» образца. Поэтому контроль над образом жизни в детских и трудовых коллективах значительно ослаблен. Здесь должны прийти на выручку социальные работники. Они должны взять на себя эту важную миссию.
В эпоху рыночных отношений, работая с населением, следует постоянно подчеркивать, что вести ЗОЖ и быть здоровым — выгодно. А вести нездоровый образ жизни и болеть — неразумно и разорительно.
УЧЕБНЫЕ И ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ
1. Какие категории населения нуждаются в медико-социальной помощи?
2. Каковы основные направления деятельности медико-социального отделения при территориальной поликлинике?
3. Перечислите медико-социальные услуги, через которые реализуется социальная помощь населению.
4. В чем заключается трехуровневая система оказания медико-социальной помощи населению?
5. Определите задачи медицинского социального работника первого уровня оказания социальной помощи.
6. Перечислите обязанности медико-социального работника второго уровня оказания социальной помощи.
7. Каковы особенности и характер медико-социальных услуг третьего уровня социальной помощи населению?
8. Как определяется рабочая нагрузка медико-социального работника?
9. Каково значение четкого понятия «здоровье» для социальной работы? 10. Что. такое ЗОЖ?
РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА
1. Грачев Л.К. Программа социальной работы с семьями, имеющими детей-инвалидов.—М., 1992,
2. Журавлева И.В. Отношение населения к здоровью.— М., 1993.
3. Куценко Г.И., Новиков Ю.В. Книга о здоровом образе жизни. М., 1987.
4. Леннер-Аксельсон Б., Тюлефорс И. Психосоциальная помощь населению: Пер. со швед. — М., 1995.
5. Лисицын Ю.П. Здоровье населения и современные теории медицины.— М., 1982.
6. Лопухин Ю.М. О науке, творчестве и здоровье,— М., 1991.
7. Медико-социальные проблемы юного материнства.—М., 1992.
8. Пекелис В. Твои возможности, человек.— М., 1975.
9. Сборник научно-методических материалов для службы формирования здорового образа жизни.— М., 1991.
10. Сборник нормативных актов по вопросам социальной защиты населения, семьи и детства.— М., 1993,
11. Социальная работа в учреждениях здравоохранения. —М., 1992.
Источник
Профессиональное здоровье социального работника
страница
15/21
Дата
15.02.2016
Размер
0,63 Mb.
Тип
Учебно-методическое пособие
Навигация по данной странице:
10.4. Стрессоустойчивость и социально-психологическая адаптация специалистов по социальной работе
10.5. Классификация здоровьесберегающих технологий
10.6. Технологии формирования компетентности здоровьесбережения будущих специалистов по социальной работе
10.3. Профессиональное здоровье социального работника Профессиональная деятельность социального работника, независимо от разновидности исполняемой работы, относится к группе профессий с повышенной моральной ответственностью за здоровье и жизнь отдельных людей, групп населения и общества в целом. Однако стрессовые ситуации, в которые попадает социальный работник в процессе сложного социального взаимодействия с клиентом, проникновение в суть социальных проблем клиента, личная незащищенность и другие морально-психологические факторы оказывают негативное воздействие на здоровье самого социального работника.
Социальным работникам, по роду своей деятельности вовлеченным в длительное напряженное общение с другими людьми, свойственен, как и другим специалистам системы «человек — человек», так называемый синдром «эмоционального выгорания» или феномен «эмоционального выгорания», который проявляется как состояние физического и психического истощения, вызванного интенсивными межличностными взаимодействиями при работе с людьми, сопровождающимися эмоциональной насыщенностью и когнитивной сложностью. Это связано также с тем, что в своей деятельности социальный работник, помимо профессиональных знаний, умений и навыков, в значительной мере использует свою личность, являясь своего рода «эмоциональным донором».
По мнению исследователей, негативные психические переживания и состояния могут затрагивать разные грани трудового процесса –– профессиональную деятельность, личность профессионала, профессиональное общение, в целом отрицательно сказывается на профессиональном развитии личности.
Социальная работа предъявляет жесткие требования к психофизиологическим особенностям специалиста-профессионала и требует научно обоснованные методы отбора, адаптации специалистов по социальной работе и профилактики синдрома эмоционального «выгорания». Стрессоустойчивость становится обязательным качеством специалиста по социальной работе. Однако на сегодняшний день насчитывается незначительное число работ, посвященных изучению стрессоустойчивости в профессиональной деятельности социальных работников, что свидетельствует о недостаточном внимании, уделяемом исследователями разработке данной проблемы.
Профессия социального работника относится, наряду с профессиями педагога и врача, к деятельности, к которой обществом предъявляются требования повышенной ответственности за жизнь, здоровье и социальное благополучие обслуживаемых контингентов. Способность индивида противостоять воздействию, которое оказывает на него социум, зависит, прежде всего, от его внутренней гармонии с самим собой. Именно внутренняя раздвоенность человека, определяемая как амбивалентность, является основной преградой в реализации его жизненных целей. Она также может быть определяема через интрапсихический конфликт в системе отношений личности (В.Н. Мясищев) или мотивационный конфликт (К. Левин) и др. На психологическом уровне он переживается как профессиональный дискомфорт, который имеет свои субъективные причины и следствия. К числу таковых следует отнести: высокую напряженность труда специалиста по социальной работе; необходимость участия в оказании помощи маргинальным группам населения (девиантным семьям, асоциальным, безработным, малоимущим, мигрантам и др.); высокий уровень ответственности за результаты своего труда; большое количество негативных эмоций, переживаемых в процессе работы. К субъективным причинам можно также отнести фрустрацию потребностей специалиста в уважении, одобрении плодов деятельности, статусность профессии (ее низкий престиж в обществе)
В ряду прочих социально-дезадаптирующих факторов деятельности специалиста социальной сферы находятся и низкая социальная защищенность, необходимость профессионального межличностного взаимодействия в конфликтных ситуациях, информационные перегрузки, многофункциональность социально ответственной деятельности.
В то же время профессия социального работника требует от специалиста не только особых умений, знаний, навыков, но и особых личностных качеств, без которых осуществление социальной помощи будет затруднительным. Это, прежде всего, гуманистическая направленность личности, высокий уровень коммуникативных навыков, обостренное чувство добра и справедливости, чувство собственного достоинства и уважение достоинства другого человека, терпимость, вежливость, порядочность, эмпатичность, эмоциональная устойчивость, личностная адекватность самооценки, уровня притязаний и социальной адаптированности.
В силу специфики профессии специалистам, работающим в социальной сфере, приходится взаимодействовать с лицами, находящимися в трудной жизненной ситуации: психически неуравновешенными, алкоголиками, наркоманами, неизлечимо больными и т.д. Правильность принятия решения в ходе работы с выше перечисленными контингентами населения, безусловно, зависит от уровня профессионализма социальных работников, вместе с тем результативность их труда часто обесценивается по причинам от них не зависящим, например, экономическим, культуральным и др.
Все перечисленные факторы неизбежно влияют на профессиональное здоровье специалистов социальной сферы. В настоящих же условиях категория «здоровье специалиста» становится экономической ценностью наряду с прибыльностью производства, а здоровье рассматривается как необходимое условие высокого трудового потенциала, показателя культуры и эффективного государственного управления.
В качестве возможной теоретической модели построения концепции профессионального здоровья социального работника может быть рассмотрена концепция профессионального здоровья педагога, успешно разрабатываемая Л.М. Митиной на основе системного подхода, учитывающего как минимум, четыре основных аспекта, позволяющих рассматривать категорию здоровья как интегральное качество в системе «здоровье — работоспособность — эффективность — развитие». Соответственно этим категориям выстраиваются и задачи сохранения профессионального здоровья:
1) повышение осведомленности работников образования об истинном состоянии здоровья, причинах его снижения и предлагаемых средствах, формах его укрепления;
2) проведение комплекса реабилитационных мероприятий, направленных на снижение невротизации и стрессогенности профессиональной деятельности;
3) личностный рост и развитие, поиск внутренних ресурсов;
4) рост профессионального самосознания личности 178 .
Необходимо уже сейчас начать разработку системы медико-психологического сопровождения деятельности специалистов социальной сферы, которая бы обеспечивала актуализацию профессионального здоровья как жизненно важной характеристики их профессиональной деятельности.
10.4. Стрессоустойчивость и социально-психологическая адаптация специалистов по социальной работе Социальная работа является универсальным видом деятельности. Она требует от специалиста знаний в различных областях, умений применять их на практике, а также действительно неординарных личностных качеств. В специальной литературе чаще всего отличают такие качества: гуманистическая направленность личности, личная и социальная ответственность, чувство собственного достоинства и уважения достоинства другого человека, эмпатийность, терпимость, адекватная самооценка и др. В число важнейших личностных характеристик представляется необходимым включить также и стрессоустойчивость.
По результатам ряда социально-психологических исследований среди социальных работников, а также учитывая специфику объектов их деятельности, именно стрессоустойчивость нужна социономам для сохранения своего психического здоровья. Стрессоустойчивость другими словами — это способность противостоять стрессу. Для этого социальному работнику нужны такие качества как умение переключаться и управлять своими эмоциями, самовнушаемость и самоконтроль, физическая тренированность.
Стрессоустойчивость — это способность выдерживать определенные психофизические нагрузки и переносить стрессы без ущерба для организма и психики. Сложно поддается корректировке, если речь идет о реакции на стресс. А вот стрессор (источник стресса) и/или постстрессовое поведение корректировать можно. Чем выше стрессоустойчивость, тем здоровее и работоспособнее человек, тем ниже риск развития профессиональных деформаций. Для профилактики профессиональных деформаций необходимо создание системы мероприятий, повышающих стрессоустойчивость специалистов. Факторов, вызывающих состояние стресса, сегодня так много и они так часто возникают, что стрессовая ситуация становится перманентной.
Главным среди стресс-факторов и наименее поддающимся «укрощению» является работа. Для социального работника стрессогенные ситуации обусловлены, прежде всего, спецификой деятельности и спецификой объекта работы (клиента). Условно можно выделить два типа «трудных» клиентов. Первый тип «трудного» клиента — это тип асоциальной агрессивной личности, взрывной и импульсивный. Эти люди не удовлетворены размером денежного содержания и не располагают социально приемлемыми средствами разрешения этого вопроса. Объективные обстоятельства их жизни таковы, что вызывают искреннее сочувствие. Однако эти люди имеют ярко выраженную потребительскую установку и экстрапунитивную направленность. Их поведение отличается непредсказуемостью и представляет иногда реальную угрозу безопасности взаимодействующего с ними администратора. Второй тип «трудного» клиента — это астеничные, депрессивные люди, неудовлетворенные размером своей пенсии или пособия, и по-своему настойчиво добивающиеся его пересмотра. В отличие от клиентов первого типа они действительно не понимают, почему им выплачивается меньшая сумма, чем кому-то из их знакомых. Объяснить это бывает крайне непросто в силу обидчивости, мнительности и подозрительности людей такого типа. Работников социальных служб они нередко подозревают в подлогах, сокрытии и хищении денег. Если к отмеченным качествам присоединяется психическая неуравновешенность клиента, он может закончить беседу с администратором аффективной вспышкой, не менее сильной, чем у клиентов первого типа .
Выделенные типы клиентов наиболее травмируют психическое здоровье социального работника.
Вместе с тем каждый социальный работник ощущает влияние таких характеристик деятельности как :
1) высокая интенсивность общения с людьми и дефицит времени в работе с клиентами (из-за наличия очереди);
2) принятие решения в условиях недостоверной информации (проще говоря, обмана со стороны клиента);
3) повышенная критичность (или открытые нападки) со стороны клиента;
4) высокая ответственность за принимаемые решения, так как инспектор имеет дело с материальными ценностями;
5) ролевая неполноценность — должностное лицо не выполняет законы, которые он должен проводить в жизнь как представитель данной социальной роли по независящим от него причинам. Отсюда — чувство вины, не дающее покоя особенно тем администраторам, которые отличаются глубокой эмоциональной вовлеченностью и выраженной мотивацией «помочь обездоленным»;
6) роль «козлов отпущения» — работники службы выступают как объект, на который население «сбрасывает» свои негативные эмоции из-за сложившейся в стране ситуации и положения, в котором они оказались.
Все перечисленные факторы оказывают разное воздействие, поскольку существуют большие различия в восприятии одних и тех же стрессовых ситуаций. При этом значительную роль в противодействии им и сохранении своей психической целостности, как уже отмечалось, играет стрессоустойчивость работника социальной службы. Исследование стрессоустойчивости и влияния стресса на деятельность следует проводить в следующих направлениях:
1) изучение индивидуальной стрессовой реактивности;
2) исследование изменений в поведении при стрессе.
Можно выделить ряд методологических подходов в исследовании первого вопроса.
1. Широко используется метод определения социальной интраверсии — экстраверсии с помощью опросника Айзенка.
2. Исследования так называемой социальной полезависимости. Они проистекают из сопоставлений индивидуальных показателей сенсорной полезависимости индивида с его представлениями себя в социальном окружении.
3. Метод определения «точки опоры» субъекта при организации и выполнении им своих социальных действий: на себя, на свои силы или же на окружающих людей, на внешние события (предложен Роттером).
4. Метод дифференцированного определения двух видов тревожности, предложенный Спилбергером и адаптированный Ю.Л. Ханиным.
Поскольку социальная работа относится к числу профессий, в которых основным содержанием деятельности является прямое межличностное общение, то наиболее заметным проявлением стресса может быть именно измененное общение.
Рассмотрим общую структуру общения при стрессовой активности, направленной на дезорганизацию группы. В ней можно выделить три компонента. Первый — возникновение у людей склонности к конфликтам с лидирующим концептом, с его носителем. Это может проявляться в активизации непризнания руководителя, в раздражительности, грубости, вспыльчивости, в нетерпимости к личностным особенностям партнеров по общению.
Второй компонент социально-негативных изменений общения при стрессе — возникновение неприязни к психологическим нагрузкам, связанным с ответственностью за других людей или перед другими людьми. Это ведет к уклонению от ответственности за любое дело, не рассматриваемое как личное. Третий компонент — это возникновение у ряда индивидов отчуждения от интересов группы, возрастание склонности замыкаться в кругу личных интересов и дел и, как следствие, конфронтация между членами группы.
Таким образом, можно сделать предположение, что сотрудники социальных служб в состоянии стресса часто будут склонны проявлять поведение неадекватное ситуации, с потерей самоконтроля и резкими, аффективными формами реакции на ситуацию.
Поскольку на такое поведение накладывается запрет стандартами их работы и отреагирование эмоций невозможно, то можно говорить о наличии тенденции формирования затяжного стресса (дистресса).
Социальным работникам в своей деятельности часто приходится сталкиваться с необходимостью разрешения трудных жизненных ситуаций своих подопечных. В какой-то мере такая стрессогенность его деятельности является атрибутом профессии. В связи с чем высоко значимым и, особенно для молодых (начинающих) социальных работников будет развитость копинг-ресурсов как на личностном, так и поведенческом уровне и самопрезентации.
Стресс представляет собой системный феномен, амбивалентный по своей природе: он может переживаться как самодиагностика системы, обнаруживающей новые параметры развития и обладающей готовностью выхода к ним (модель «эустресса»), и как оценка начинающейся деструкции системы, которая не может удержать свою целостность в силу действия факторов, блокирующих возможность саморазвития и самореализации (модель «дисстресса»). Эмоции, сопровождающие стресс, отражают конфликт в ценностно- смысловых полях жизненного мира человека, за которым стоит борьба противоположных тенденций — стремление к стабильности, с одной стороны, и к изменениям, с другой, разрешение которой происходит в саморазвитии системы, каковая и является внутренним основанием ее устойчивости.
Эмоциональную напряженность в стрессе можно понять как возникновение ненаправленной эмоциональной активности в период диссоциации эмоционально-установочных комплексов. Потеряв предметную направленность, эмоции проявляют себя в виде тревожности, агрессии на других, агрессии на себя (чувство вины) и апатии как результат протеста против обесценивающегося мира. Эмоции в этом случае оказываются не связанными с соответствующей формой деятельности по преобразованию человеком себя и мира, остаются в границах «защиты» остановившейся в своем развитии психологической системы, и проявляют себя в негативных эмоциональных состояниях и фиксированных формах защитного поведения.
Социальный работник и его профессионально-социальное окружение — такое, сознательное исследовательское противопоставление позволяет рассматривать заявленную проблематику как минимум с двух позиций. Первая — интегративная — социальный работник включается в профессиональную деятельности (осваивает профессиональные общепринятые нормы), сознательно идет в зону «стресса». Вторая позиция — сепаративная. В своей трактовке уже подчеркивающая, не общее, а особенное. Где социальному работнику в какой-то мере противопоставляется весь остальной социальный мир — и в первую очередь мир клиентов (сирот, инвалидов, престарелых и т.д.). Это позиция основывается на таких закономерно разворачивающихся процессах психического развития как индивидуализация и идентификация, что также насыщенно стрессогенными факторами 179 .
Продуктивность процесса профессионализации может быть отслежена через показатели социально-психологической адаптации. И вот здесь необходимо подчеркнуть высокую, принципиальную специфичность социально-психологической адаптации в сравнении с биологическим синонимом данного процесса. Биологическая адаптация — приспособление к среде, то есть реактивность — отсутствие субъектности в реагирующем индивиде. Присутствие внешнего стимулу (первичная активность) — среды, предполагает ответ со стороны объекта воздействия — изначально (первично) пассивного. Социально-психологическая адаптация — есть система взаимодействий (отношений) со средой включающая в себя три стратегии: пассивное приспособление (аналог биологической адаптации); активное приспособление самого себя требованиям среды (самовоспитание); преобразование среды (в том числе и социальной) 180 .
Социально-психологическая адаптация такое взаимодействие личности и социальной среды, которое приводит к оптимальному соотношению целей и ценностей личности и группы. Этот вид приспособления предполагает поисковую активность личности, осознание ею своего социального статуса и социально-ролевого поведения, идентификацию личности и группы в процессе выполнения совместной деятельности, принятие индивидом норм, ценностей и традиций социальной группы. Важнейшей характеристикой социально-психологической адаптации является адаптационный потенциал специалиста.
Адаптационный потенциал — степень скрытых возможностей субъекта оптимально включаться в новые или изменяющиеся условия окружающей его социальной среды. Он связан с адаптивной подготовкой — накоплением человеком такого потенциала в процессе особым образом организованной деятельности по приспособлению к социальным условиям. Внешние трудности, болезнь, состояние затяжной экстремальности, голод и т. д. снижают адаптационный потенциал индивида, и при встрече с ситуацией, угрожающей его жизненным целям, может возникнуть дезадаптация.
В юношеском возрасте, а это как раз этап онтогенеза молодых социальных работников, начинают активно формироваться и развиваться именно два последних варианта социально-психологической адаптированности личности. Этот факт необходимо учитывать в процессе повышения квалификации, профессиональной подготовке и в деятельности служб психологического сопровождения молодых социальных работников. 10.5. Классификация здоровьесберегающих технологий Многие аспекты социальной работы касаются сохранения здоровья и содействуют ему. Спектр функциональных обязанностей специалиста по социальной работе очень широк и включает такие, которые в разном объеме обеспечивают здоровьесбережение клиентов (организация работы по профилактике заболеваний клиентов, помощь им в овладении основами культуры здоровья, санитарно-гигиеническими нормами; формирование ответственного отношения населения к репродуктивному поведению; обеспечение социальной защиты прав граждан в вопросах охраны здоровья и др.). В связи с этим, высококвалифицированный специалист по социальной работе должен быть компетентным в вопросах сохранения и укрепления своего профессионального здоровья и здоровья клиентов.
Появившееся в последние годы понятие «здоровьесберегающие технологии» предполагает консолидацию усилий многих учреждений и даже институтов современного общества, нацеленных на сохранение, формирование и укрепление здоровья.
Какие же это технологии – «здоровьесберегающие»? Сразу необходимо отметить большую неопределенность этого понятия. Вот почему ряд исследователей, работающих в этой области, пользуются этим термином с осторожностью, оговаривая вкладываемый в него смысл. Под здоровьесберегающей технологией мы будем понимать такую методическую систему (цель образования, его содержание, методы, контроль результатов), которая целенаправленно решает задачи информационно-психологической безопасности и развития личности (чувственно-эмоционального, физического, интеллектуального, личностного, духовно-нравственного), что является предпосылками здоровья человека.
По характеру деятельности здоровьесберегающие технологии могут быть как частные (узкоспециализированные), так и комплексные (интегрированные).
По направлению деятельности среди частных здоровьесберегающих технологий выделяют: медицинские (технологии профилактики заболеваний; коррекции и реабилитации соматического здоровья; санитарно-гигиенической деятельности); образовательные, содействующие здоровью (информационно-обучающие и воспитательные); социальные (технологии организации здорового и безопасного образа жизни; профилактики и коррекции девиантного поведения); психологические (технологии профилактики и психокоррекции психических отклонений личностного и интеллектуального развития).
К комплексным здоровьесберегающим технологиям относят: технологии комплексной профилактики заболеваний, коррекции и реабилитации здоровья (физкультурно-оздоровительные и валеологические); педагогические технологии, содействующие здоровью; технологии, формирующие ЗОЖ.
С позиции классификации гуманитарных технологий здоровьесберегающие технологии быть инструментом:
1. По основанию направленности на деятельность:
— формирования представления о здоровье;
— продвижения, укрепления здоровья;
— проектирования, прогнозирования изменений здоровья;
— мониторинга состояния, уровня здоровья;
— развития мотивации здорового образа жизни.
2. По основанию направленности на субъект:
— адаптации к изменению условий окружающей среды;
— мотивации здорового образа жизни;
3. По основанию направленности на окружающий мир:
— обеспечения благоприятных условий жизнедеятельности.
4. По основанию направленности на себя:
— здоровьесбережения в социальной сфере.
10.6. Технологии формирования компетентности здоровьесбережения будущих специалистов по социальной работе Формирование у студентов компетентности здоровьесбережения в структуре социального образования — педагогически организованный процесс профессионально-личностного развития и становления специалиста социальной работы в качестве субъекта здоровьесберегающей деятельности в системе социальной защиты населения.
Компетентность здоровьесбережения специалиста по социальной работе понимается как интегральная характеристика личности специалиста, определяющая его способность и готовность решать профессиональные задачи, связанные с реализацией здоровьесберегающей деятельности в процессе оказания социальной помощи с использованием знаний, умений, профессионального и жизненного опыта на основе сформированности мотивационно-ценностного отношения к здоровью и профессионально-важных качеств личности.
В условиях модернизации системы образования с позиции контекстно-компетентностного подхода при формировании компетентности здоровьесбережения будущих специалистов по социальной работе целесообразным является использование таких педагогических технологий, которые в наибольшей степени служат формированию мотивационно-ценностного отношения к здоровью, теоретической и практической готовности студентов к здоровьесбережению, а также развитию профессионально важных личностных качеств, способствующих сохранению здоровья и определяющих личностную готовность специалиста к реализации здоровьесберегающей деятельности.
Под технологией образования понимается совокупность средств и методов воспроизведения теоретически обоснованных процессов обучения и воспитания, позволяющих успешно реализовывать поставленные образовательные цели, предполагающих научное проектирование, при котором задаются эти цели и сохраняется возможность объективных изменений достигнутых результатов.
В.А. Сластёнин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов ввели понятие «педагогическая технология», которая понимается ими как «последовательная, взаимосвязанная система действий педагога, направленных на решение педагогических задач, или как планомерное и последовательное воплощение на практике заранее спроектированного педагогического процесса» 181 .
Наиболее часто используемые современные образовательные технологии в высшей школе: проблемно-деятельностное обучение, модульное обучение, контекстно-компетентностное обучение, игровое обучение и др. С нашей точки зрения, формирование компетентности здоровьесбережения будущих специалистов по социальной работе должно базироваться на педагогически обоснованном сочетании традиционных и инновационных технологий обучения.
Для достижения цели профессионального образования в логике контекстно-компетентностного подхода необходимо использовать методы и технологии обучения, которые способствуют развитию инициативы, активности и ответственности студентов и готовят их к эффективной практической деятельности по специальности. В качестве наиболее эффективной при формировании компетентности здоровьесбережения будущих специалистов по социальной работе нами рассматривается технология контекстного обучения, разработанная с учетом основных закономерностей теории проблемного обучения и деятельностного подхода.
Согласно определению А.А. Вербицкого, «контекстным является такое обучение, в котором на языке наук и с помощью всей системы форм, методов и средств обучения целенаправленно и последовательно моделируется предметное и социальное содержание будущей профессиональной деятельности студентов» 182 .
Все формы обучения должны способствовать формированию таких компетенций, как ценностное отношение к здоровому образу жизни и здоровьесбережению; осознанность важности и необходимости здоровьесберегающей деятельности в системе профессиональной социальной работы; способность проектировать и организовывать индивидуальную и групповую работу по здоровьесбережению; рефлексивные способности; высокий уровень креативности и профессионального самосознания.
Контекстный подход придает процессу формирования компетентности здоровьесбережения личностный смысл, способствует практическому овладению профессиональной деятельностью, позволяет студентам в рамках аудиторного обучения овладеть не только знаниями, но и умениями и навыками реализации здоровьесбережения в социальной работе. Процесс профессиональной подготовки в области здоровьесбережения должен быть ориентирован не на получение отвлеченных теоретических знаний, а на конкретные результаты решения профессиональных задач.
Таким образом, технологии формирования компетентности здоровьесбережения будущих специалистов по социальной работе должны способствовать развитию у студентов высокого уровня теоретической, практической и личностной готовности к здоровьесберегающей деятельности.
Компетентность здоровьесбережения будет не полной без валеологической составляющей. Хотя данная компетентность не является ключевой, говорить о качестве подготовки специалиста социальной работы вообще и о профессионализме в решении социально-медицинских проблем без валеологической компетентности не представляется возможным. При этом валеологическая компетенция может рассматриваться как компонента личностной и инструментальной компетентности специалиста социальной работы либо как самостоятельное интегральное образование. В последнем случае валеологическая компетентность означает эффективную ориентировку в задачных ситуациях, связанных с сохранением (восстановлением) физического, психического и социального здоровья клиентов, позитивный опыт их решения и восприятие как средства самореализации, фактора непрерывного профессионального саморазвития.
В формировании валеологической компетентности здоровьесберегающая деятельность является стержневым компонентом, аккумулируя академическую и практикоориентированную деятельность. Здоровьесберегающая деятельность служит уникальным источником личностного опыта. В зарубежных моделях обучения социальной работе подчеркивается необходимость обучающего опыта как средства достижения и оттачивания профессиональной компетентности. В теории Д. Колба цикл обучения выглядит следующим образом: опыт (конкретный, личностный), рефлексивное наблюдение, теоретическая концептуализация и активное экспериментирование, восприимчивое к специфическим контекстам и ситуациям профессиональной практики 183 .
В процессе профессиональной подготовки субъектный опыт здоровьесберегающей деятельности расширяется и усложняется: от самопознания себя как субъекта жизнедеятельности, осуществляющего пробы и эксперименты в области здравотворчества, до саморазвития себя как профессионала, способного к инновациям в сфере здоровьесбережения клиентов. Иначе говоря, приобретя опыт здравотворчества в процессе освоения различных видов здоровьесберегающей деятельности, оценив на себе их пользу и преимущества, студент готов воспринимать теоретические сентенции и выводы не отстраненно, а на основании только что полученного опыта. Продуманная система учебных задач в рамках академической деятельности обеспечивает не только размышления об этом опыте, но и интеграцию этих новых знаний в теорию, потребность оценить ее состоятельность на практике. Следующая фаза — практико ориентированная деятельность — является уже подготовленной и осмысленной, ориентированной на новый, более сложный опыт, который вновь становится предметом рефлексии и требует концептуализации.
Здоровьесберегающая деятельность обладает широкими возможностями в плане индивидуального личностного развития: валеологизация мышления, развитие сенсорной, двигательной, эмоционально-волевой, потребностно-мотивационной сфер. Сама по себе здоровьесберегающая деятельность тоже весьма разнообразна: медикопрофилактическая, гигиеническая, рекреационная, физкультурно-оздоровительная, досуговая, духовно-нравственная и др. Включение в предпочитаемые виды и формы валеологической деятельности, значимой, творческой, развивающей, способствует интериоризации культурных образцов здоровой жизнедеятельности, а последующая эктериоризация делает студента создателем новых элементов и атрибутов культа здоровья, культуры жизнедеятельности. Однако включение в деятельность не происходит автоматически, включенным является индивид, имеющий адекватную мотивацию. Следовательно, подготовительный этап предполагает формирование смысла данной деятельности. Основные мотивы могут быть связаны с личностной самореализацией, профессиональным самосовершенствованием, творчеством в профессии.
Включение студентов в здоровьесберегающую деятельность в значительной степени обеспечивается полифункциональной средой ВУЗа: диагностика потенциалов здоровья студентов и преподавателей; диспансерное наблюдение субъектов образовательного процесса, нуждающихся в коррекции здоровья; реабилитационные мероприятия на основе стратификационных показателей по группам здоровья; разноуровневые профилактические программы; совершенствование здоровьесберегающей инфраструктуры образовательного учреждения; отбор форм и методов обучения и воспитания с целью адаптации образовательного процесса к психофизиологическим, психическим и личностным особенностям студента; физкультурно-оздоровительная и просветительско-воспитательная работа со студентами на занятиях и во внеаудиторное время с целью формирования ценности здоровья и здорового образа жизни.
Включение студентов в систематическую здоровьесберегающую деятельность позитивно отразится на их повседневной и профессиональной деятельности. Вопросы и задания для самостоятельной работы
Способы формирования здоровья. Культурологические аспекты формирования философии здоровья человека.
Резервные возможности человека.
Методы определения резервных возможностей человека.
Способы повышения резервных возможностей.
Нормативно-правовая база здоровьесбережения.
Нормативно-правовые документы по здоровьесбережению для клиентов социальной службы.
Организация работы по профилактике заболеваний в социальных учреждениях.
Наука о здоровом образе жизни. Представление о системном подходе, история вопроса.
Методология здорового образа жизни в современной педагогической и физиологической литературе. Основы культуры здоровья.
Особенности здоровьесбережения среди клиентов социальной службы. Здоровьесберегающие технологии.
Здоровьесберегающие режимы в социальных учреждениях.