Меню

Физическое здоровье школьников при работе с компьютером

как сохранить здоровье подростка при работе за компьютером
материал на тему

как сохранить здоровье подростка при работе за компьютером

Скачать:

Вложение Размер
kak_sohranit_zdorove_rebenka_pri_rabote_s_kompyuterom.doc 41 КБ

Предварительный просмотр:

Как сохранить здоровье ребенка при работе за компьютером?

Даже не очень продолжительная работа за компьютером, не более 1-2 часов, вызывает у 73% подростков общее и зрительное утомление, в то время как обычные учебные занятия вызывают усталость только у 54% подростков. Увлекшись компьютером, испытывая большой эмоциональный подъем, школьники даже не замечают наступившего утомления и продолжают работать дальше. Если же на экране высвечивается не обучающая программа, а одна из многочисленных компьютерных игр, подростки, даже чувствуя утомление, не в силах оторваться от него по несколько часов.

Если приобрести компьютер хорошего качества — тогда ряд проблем отпадет сам собой. Но есть 5 правил , которые хорошо бы запомнить:

  1. Компьютер следует расположить в углу или задней поверхностью к стене.
  2. В помещении, где используется компьютер, необходима ежедневная влажная уборка. Поэтому пол в нем не надо закрывать паласом или ковром.
  3. До и после работы на компьютере следует протирать экран слегка увлажненной чистой тряпкой или губкой.
  4. Считается, что наши зеленые друзья — кактусы — тоже помогают уменьшить негативное влияние компьютера.
  5. Не забывайте почаще проветривать комнату, а аквариум или другие емкости с водой увеличивают влажность воздуха.

Но это еще не все

Нагрузка на глаза при общении с компьютером существенно отличается от нагрузки при других видах зрительной работы — чтения, например, или даже просмотра телепередачи. Добавим сюда и сидячую позу, которая увеличивает статистическую нагрузку и снижает и без того низкую двигательную активность современного ребенка.

Упражнения для глаз

Эффективная профилактическая мера — зрительная гимнастика. Ее проводят дважды: через 7-8 минут от начала работы ребенка на компьютере и после ее окончания. Непродолжительная гимнастика — около одной минуты, проста и доступна каждому. Например, сидя за компьютером, ребенок поднимает глаза кверху и, представив летящего там мотылька или бабочку, следит за их полетом из одного угла комнаты в другой, не поворачивая при этом головы — двигаться должны только глаза!

1. На счет 1-4 закрыть глаза, не напрягая глазные мышцы, на счет 1-6 широко раскрыть глаза и посмотреть вдаль. Повторить 4-5 раз.

2. Посмотреть на кончик носа на счет 1-4, а потом перевести взгляд вдаль на счет 1-6. Повторить 4-5 раз.

3. Не поворачивая головы, медленно делать круговые движения глазами вверх-вправо-вниз-влево и в обратную сторону: вверх-влево-вниз-вправо. Затем посмотреть вдаль на счет 1-6. Повторить 4-5 раз.

4. Держа голову неподвижно, перевести взор, зафиксировав его, на счет 1-4 вверх, на счет 1-6 прямо; затем аналогично вниз-прямо, вправо-прямо, влево-прямо. Проделать движение по диагонали в одну и другую стороны, переводя глаза прямо на счет 1-6. Повторить 3-4 раза.

5. Не поворачивая головы, закрытыми глазами «посмотреть» направо на счет 1-4 и прямо на счет 1-6. Поднять глаза вверх на счет 1-4, опустить вниз на счет 1-4 и перевести взгляд прямо на счет 1-6. Повторить 4-5 раз.

6. Посмотреть на указательный палец, удаленный от глаз на расстоянии 25-30 см, и на счет 1-4 приблизить его к кончику носа, потом перевести взор вдаль на счет 1-6. Повторить 4-5 раз.

Кроме всего, важно знать, как правильно организовать рабочее место. Сделать это не трудно, а сохранению здоровья ребенка помочь может. Так, мебель должна соответствовать его росту.

Стул должен быть обязательно со спинкой. Сидеть ребенок должен на расстоянии не менее 50-70 см от компьютера (чем дальше, тем лучше), упираясь взором перпендикулярно в центр экрана. Посадка прямая или слегка наклоненная вперед, с небольшим наклоном головы. Чтобы обеспечить устойчивость посадки, ребенок должен сидеть на стуле, опираясь на 2/3 — 3/4 длины бедра. Между корпусом тела и краем стола сохраняется свободное пространство не менее 5 см. Руки свободно лежат на столе. Ноги согнуты в тазобедренном и коленном суставах под прямым углом и располагаются под столом на соответствующей подставке.

Стол, на котором стоит компьютер, следует поставить в хорошо освещенное место, но так, чтобы на экране не было бликов. Помните, занятия на компьютере принесут пользу, если вы прислушаетесь к нашим рекомендациям и будете их выполнять. От этого зависит здоровье вашего ребенка.

* Гунн Г.Е. Компьютер: как сохранить здоровье : Рекомендации для детей и взрослых, СПб.: Нева; М. : Олма-Пресс, 2003
* Как сохранить и улучшить зрение : Сб. М. : КРОН-ПРЕСС, 1995

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Даже не очень продолжительная работа за компьютером, не более 1-2 часов, вызывает у 73% подростков общее и зрительное утомление, в то время как обычные учебные занятия вызывают усталость только у 54% .

Как сохранить здоровье ребенка в век компьютеризации.

О влиянии на психическое и физическое здоровье СМИ. Даны рекомендации для учителей и классных руководителей.

Рекомендации для детей и учителей при работе на компьютере. Представлены упражнения для осанки, сохранения зрения.

Факторы, влияющие на здоровье школьников при работе с компьютерами.

Рекомендации для родителей по сохранению здоровья детей при работе с компьютером.

Работа за компьютером: как сохранить здоровье.

Источник

«Компьютер и здоровье школьника»

За последнее десятилетие компьютер стал неотъемлемой частью в жизни человека. Данный проект охватывает изучение правил безопасной работы за компьютером. Учащиеся исследуют влияние вредных факторов на здоровье человека при работе за компьютером, определят правила безопасного использования компьютера. Работа над проектом повысит культуру отношения к собственному здоровью. Работа в группе создаст ситуацию значимости каждого учащегося в общем деле. Проблемные вопросы подтолкнут детей к поисковой, мыслительной деятельности. В ходе реализации проекта учащиеся проводят опрос, осуществляют поиск информации в сети Интернет, работают со справочной литературой, оформляют результаты работы в презентации с помощью программы MS Power Point.

Скачать:

Вложение Размер
Проект учащихся 8 «Б» класса «Компьютер и здоровье школьника» 82.5 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное образовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №1905

Научно-исследовательская работа на тему:

«Компьютер и здоровье школьника»

учащиеся 8 «Б» класса

учитель физической культуры

Астрейко Татьяна Михайловна

  1. Введение.
  2. Влияние компьютера на здоровье школьников.
  3. Основные вредные факторы, действующие на человека за компьютером.
  4. Методика исследования.
  5. Компьютерной зависимости у ребенка.
  6. Заключение.
  7. Литература.

За последнее десятилетие компьютер стал неотъемлемой частью в жизни человека. Данный проект охватывает изучение правил безопасной работы за компьютером. Учащиеся исследуют влияние вредных факторов на здоровье человека при работе за компьютером, определят правила безопасного использования компьютера. Работа над проектом повысит культуру отношения к собственному здоровью. Работа в группе создаст ситуацию значимости каждого учащегося в общем деле. Проблемные вопросы подтолкнут детей к поисковой, мыслительной деятельности. В ходе реализации проекта учащиеся проводят опрос, осуществляют поиск информации в сети Интернет, работают со справочной литературой, оформляют результаты работы в презентации с помощью программы MS Power Point.

Влияние компьютера на здоровье школьников.

В связи с процессом глобальной компьютеризации в жизни человека возникают вопросы о влиянии компьютера на его организм и в первую очередь на его физическое и психическое здоровье.

Особое внимание должно быть уделено изучению влияния компьютера на здоровье школьников, что обусловлено как большей чувствительностью организма ребенка к всевозможным факторам окружающей среды, так и возможными отдаленными последствиями такого влияния, которые скажутся лишь через много лет. Такое исследование необходимо для выявления круга возможных профессиональных заболеваний пользователей компьютеров, разработки методов их профилактики, диагностики и лечения

Целью нашей работы было изучение влияния компьютера на здоровье школьников. В соответствии с целью исследования его задачи состояли в изучении прямого влияния компьютера на физическое здоровье школьника, а также влияния компьютера на психическое состояние ребенка, в частности на возникновение так называемой компьютерной зависимости (игромании, Интернет-зависимости и т.п.).

Основным методом исследования было анкетирование школьников и анализ полученных анкетных данных. Проведению анкетирования предшествовало предварительное ознакомление с возможными вредными факторами, действующих на пользователя компьютера, а также с последствиями таких воздействий.

Основные вредные факторы, действующие на человека за компьютером.

Основные вредные факторы, действующие на человека за компьютером:

  1. сидячее положение в течение длительного времени
  2. электромагнитное излучение
  3. электромагнитное излучение
  4. повышенная нагрузка на зрение
  5. повышенная нагрузка на зрение

Человек за компьютером сидит в расслабленной позе, однако вследствие статичности она является вынужденной и неприятной: напряжены мышцы шеи, головы, рук, спины. Результатом напряжения мышц и относительной статичности позы может стать остеохондроз, а у детей – сколиоз.

При длительном сидении за компьютером между сиденьем стула и телом развивается эффект теплового компресса, что приводит к застою крови в тазовых органах. Следствием этого может быть геморрой и простатит, т.е. заболевания, при которых требуется длительное и малоприятное лечение. Кроме того, малоподвижный образ жизни часто приводит к ожирению.

Вопрос о воздействии электромагнитного излучения (ЭМИ) на организм человека сложен, ему посвящены тысячи научных статей. Результаты исследований свидетельствуют о вредном влиянии ЭМИ всех диапазонов длин волн на организм человека. Современные мониторы с кинескопами, а тем более жидкокристаллические мониторы, стали гораздо безопаснее для здоровья, чем мониторы десятилетней давности. Однако во всех случаях остается неэкранируемое низкочастотное ЭМИ от электродвигателей, трансформаторов и т.д., эффекты которого в настоящее время прогнозировать ученые не могут. Но они предостерегают, что в некоторых случаях это ЭМИ может приводить к таким изменениям состояния организма, при которых он становится более уязвимым для вредных факторов другой природы, например ксенобиотикой, вирусов и т.п.

Перегрузка суставов рук и кистей

В пальцах рук вследствие постоянных ударов по клавишам возникает ощущения слабости, онемения и «мурашек» в подушечках. Это может привести к повреждению суставного и связочного аппарата кисти, а в дальнейшем заболевания кисти могут стать хроническими.
В докомпьютерную эру профессиональным заболеванием клерков, с утра до вечера переписывавших различные бумаги, был карпальный туннельный синдром (КТС). К сожалению КТС поражает людей и других профессий. Чертежники, секретари, музыканты, водители, рабочие конвейерных производств – вот далеко не полный перечень профессий, предрасполагающих к развитию КТС. Каковы причины возникновения КТС? Это и генетическая предрасположенность, и заболевания суставов, и нарушения обмена веществ, и изменения гормонального фона, травмы кисти и предплечья.

Но главная причина – длительная однообразная и неправильная работа кистями и пальцами рук. В наше время от КТС сильно страдают пользователи ПК, которые по многу часов совершают однообразные мелкие движения руками.
Основная задача при лечении больных с КТС – добиться уменьшения давления на нервные окончания. На ранних стадиях болезни это достигается терапевтическими методами. В более тяжелых случаях может понадобиться оперативное вмешательство – рассечение фиброзного канала, ревизия нерва. Операция не опасная и эффективная, в большинстве случаев приводящая к полному восстановлению функции поврежденного нерва.

Чтобы длительная работа на компьютере не привела к возникновению КТС, достаточно следовать несложным рекомендациям по организации своего рабочего места и режима работы, в частности каждый час делать короткие перерывы, во время которых выполнять комплекс упражнений для кистей рук.

Повышенная нагрузка на зрение

Зрительная система человека плохо приспособлена к рассматриванию изображения на экране монитора. Глаза реагируют на самую мелкую вибрацию текста или картинки, а тем более на мерцание экрана. Перегрузка глаз приводит к потере остроты зрения. Плохо сказываются на зрении неудачный подбор цвета, шрифтов, компоновки окон в используемых программах, неправильное расположение экрана.
Работа на компьютере технически сводится к введению или чтению текста, рисованию или изучению деталей рисунков, чертежей. Это огромная нагрузка на глаза – ведь изображение на экране дисплея складывается не из непрерывных линий, как на бумаге, а из отдельных светящихся и мерцающих точек.

Если к тому же монитор невысокого качества и интерфейс используемых программ неудачный, то последствия не заставят себя ждать: у пользователя ухудшается зрение, глаза начинают слезиться, появляется головная боль, утомление, двоение изображения. Это явление получило название «компьютерный зрительный синдром». Избежать его поможет следование основным правилам гигиены зрения.

Стресс при потере информации

Далеко не все пользователи регулярно делают резервные копии важной информации. А ведь и вирусы не дремлют, и жесткие диски лучших фирм ломаются, и самый опытный программист может иногда нажать не ту кнопку. В результате стресса, вызванного потерей важной информации, случались и инфаркты.
Длительная работа за компьютером приводит к изменениям в высшей нервной деятельности, эндокринной, иммунной и репродуктивной системах, сказывается на зрении и костно-мышечном аппарате человека. Длительные и устойчивые изменения, как правило, приносят вред организму.
Людям, «живущим» в Интернете, зачастую необходима социальная поддержка: они испытывают большие трудности в общении, неудовлетворенность, им свойственна низкая самооценка в реальной жизни, закомплексованность, застенчивость и т.п.

Вот какие психологические симптомы может начать испытывать человек, если он относится к группе риска Интернет-зависимых людей:

– увеличение количества времени, проводимого за компьютером в ущерб семье и друзьям;
– ощущение пустоты, раздражение, депрессия при невозможности сидеть за компьютером;
– ложь работодателям или членам семьи о своей деятельности, проблемы с работой или учебой;
– хорошее самочувствие или эйфория от предвкушения «общения» с компьютером; нежелание и даже невозможность «оторваться» от него ни на минуту.

Анкетирование было проведено среди учащихся 1–11-х классов.
Опрошено 124 школьника.

  1. Анкета
  2. 1. Есть ли у вас дома компьютер?
  3. 2. Умеете ли вы работать на компьютере?
  4. 3. В каком возрасте вы начали работать на компьютере?
  5. 4. Сколько часов в день в среднем вы проводите за компьютером?
  6. 5. Чему вы отдадите предпочтение: компьютеру или спорту?
  7. 6. Играете ли вы в компьютерные игры?
  8. 7. Сколько времени проводите за компьютерной игрой?
  9. Легко ли вы отрываетесь от игры?
  10. 9. Есть ли у вас постоянное желание играть?
  11. 10. Чему вы отдадите предпочтение: общению с другом или с компьютером?
  12. 11. Что вас больше интересует: компьютер или чтение книги?
  13. 12. Что вы предпочтете: прогулку на свежем воздухе или компьютер?
  14. 13. Делаете ли вы гимнастику для глаз?
  15. 14. Как вы думаете, сколько часов в день можно работать за компьютером?
  16. 15. Устают ли у вас глаза при работе с компьютером?
  17. 16. Посещаете ли вы игровые залы?
  18. 17. Сколько времени вы проводите в игровом зале?
  19. 18. Как часто вы проводите гимнастику для глаз?
  20. 19. В какие игры вы любите играть?
  21. 20. Как вы думаете, какое общение с другом лучше: по компьютеру или непосредственно?

По результатам проведенного анкетирования выяснилось:

87% учащихся имеют дома компьютер;

84% умеют работать на нем,

6% учащихся начали работать на компьютере с 4–5 лет,

Нормой считается, если ученик проводит за компьютером 2–3 ч в день.
Среди участников анкетирования:
ежедневно проводят за компьютером не более 3 ч 65%,
от 4 до 10 ч в день –21%;
не работают за компьютером – 14%.

В компьютерные игры играют 80% учащихся,
постоянно играют 78%,
от 4 до 6 ч в день – 16%
от 6 до 10 ч – 6 %.
О постоянном желании играть в компьютерные игры сообщили 5,5% учеников.

Компьютер предпочли спорту:

непосредственному общению предпочитает общение через компьютер:

Компьютерной зависимости у ребенка.

К первым признакам развития компьютерной зависимости у ребенка относятся следующие:

  1. – ест, пьет чай, готовит уроки у компьютера;
  2. – провел хотя бы одну ночь у компьютера;
  3. – прогулял школу – сидел за компьютером;
  4. – приходит домой и сразу садится за компьютер;
  5. – забыл поесть, почистить зубы (раньше такого не наблюдалось);
  6. – пребывает в плохом, раздраженном настроении, не может ничем заняться, если компьютер сломался;
  7. – конфликтует, угрожает, шантажирует в ответ на запрет сидеть за компьютером.

Сколько можно сидеть за компьютером?

  1. Для дошкольников занятия на компьютере не должна превышать 7 минут в 5 лет, 10 минут в 6 лет
  2. Для учащихся продолжительность занятий с компьютером не должна превышать:

Основные правила гигиены зрения

  1. Комфортное рабочее место.
    Достаточное освещение, лучи света не должны попадать прямо в глаза, хороший монитор, качественные программы.
  2. Специальное питание для глаз.
    Людям с ослабленным зрением нужно употреблять продукты, укрепляющие сосуды сетчатки глаза: чернику, черную смородину, морковь, печень трески, зелень: петрушка, салат, укроп, зеленый лук.
  3. Массаж глаз.

Хорошее влияние на циркуляцию крови и на нервы оказывает поглаживание закрытых глаз, вибрация, нажим, массаж ладонью и легкое разминание. Наиболее распространен прием массажа двумя пальцами — указательным и средним — в виде восьмиобразного движения.

Упражнения для глаз

Чтобы снять напряжение в глазах, неизбежное при работе за компьютером, необходимо:

  1. каждые 1-2 часа переключать зрение: смотрите вдаль 5-10 минут
  2. закрыть глаза для отдыха на 1-2 минуты
  3. проделать 4-5 простых упражнений, вовлекающих в работу большие группы мышц.
  4. Выполняйте упражнения для мышц глаз, шеи, спины, плечевого пояса. Для детей рекомендации те же, но перерывы нужно делать чаще и продолжительнее:

детям 12-14 лет каждые 45 минут

в 15-17 лет — каждый час, перерыв должен длиться не менее 15 минут.

Как уберечь свою психику

В качестве защитных мер можно назвать регулярные прогулки на свежем воздухе, проветривание помещения, занятия спортом, соблюдение элементарных правил работы, работа с хорошей техникой, которая удовлетворяет всем стандартам безопасности и санитарным нормам.

Большинство школьников не знают норм работы за компьютером, недостаточно заботятся о своем здоровье, проводя за компьютером слишком много времени, что может привести к возникновению различных заболеваний, в том числе психических.

Источник

Читайте также:  Детский сценарий по теме здоровье

Про здоровье и витамины © 2022
Внимание! Информация, опубликованная на сайте, носит исключительно ознакомительный характер и не является рекомендацией к применению.

Adblock
detector