Физическое здоровье школьников.
Организация сохранения и развития здоровья в образовательном пространстве МОУ СОШ №12 «Центр образования».
Заместитель директора по НМР,
МОУ СОШ №12 «Центр образования» г. Серпухова
Заведующая методическим кабинетом,
МОУ СОШ №12 «Центр образования» г. Серпухова
Проблема сохранения здоровья ребенка в процессе школьного обучения имеет многовековую историю. Когда-то ещё древние греки высекли на камне: “Хочешь быть здоровым – бегай, хочешь быть красивым – бегай, хочешь быть умным – бегай”. Забота о здоровье – это важнейший труд учителя, воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрения, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы. Понятия “человек”, “жизнь”, “здоровье” взаимосвязаны и взаимозависимы.
В последнее время, в век глобальных техногенных изменений природы, урбанизации населения, в век высоких технологий и увеличивающегося объёма информации, на фоне резкого снижения качества жизни, усугубления демографического кризиса сложились устойчивые негативные тенденции в динамике состояния здоровья детей и подростков. Состояние здоровья детского населения страны вызывает очень серьёзные опасения специалистов.
По данным Института возрастной физиологии РАО около 90% детей имеют отклонения в физическом и психическом здоровье, половина школьников страдает теми или иными невротическими синдромами. 30 – 35% детей, поступающих в школу, уже имеют хронические заболевания. Многочисленные физиолого-гигиенические и психофизиологические исследования убеждают педагогов и руководителей системы образования в том, что необходимо принимать специальные меры по сохранению и укреплению здоровья школьников.
Эти положения вошли в последнее время в важнейшие государственные документы, определяющие стратегию развития образования. В частности, “Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года” предусматривает создание условий для повышения качества общего образования, и в этих целях, наряду с другими мероприятиями, предполагает проведение оптимизации учебной, психической и физической нагрузки учащихся и создание в образовательных учреждениях условий для сохранения и укрепления здоровья обучающихся.
Главными задачами современной школы являются: воспитание здоровой личности, ориентированной на здоровый образ жизни; организация такого образовательного и воспитательного процесса, который не навредит здоровью ребенку; использование доступных средств охраны здоровья и развития школьника. Новое качество образования может быть достигнуто лишь при создании определенных условий, направленных на сохранение и укрепление здоровья обучающихся. Все это требует от педагогов особых подходов в образовании и воспитании, основанных на принципах здоровьесбережения. Знания по сохранению и развитию здоровья являются важной составляющей профессиональной компетентности современного учителя, который должен обладать широким спектром здоровьесберегающих образовательных технологий, чтобы иметь возможность выбирать те из них, которые обеспечат в данных определенных условиях успех конкретного обучающегося.
Понятие «здоровье» определяется не только как отсутствие болезней и физических дефектов. Смысл этого слова перекликается с представлением о силе, об устойчивости человека, о его способности приспособиться к самым разнообразным условиям жизни и ситуациям.
Являясь целостным социально-психологическим явлением, здоровье наших школьников представляется комплексным критерием качества современного образования. Наукой доказано, что здоровье и обучение взаимосвязаны и взаимообусловлены. Чем крепче здоровье учащихся, тем продуктивнее обучение, и, следовательно, чем выше активность и противостояние возможному негативному воздействию извне, тем успешнее протекает адаптация к условиям среды. Подготовить учащихся к самостоятельной жизни – это значит сформировать у них адекватные механизмы физиологической, психологической, социальной адаптации к окружающей действительности, готовность к самостоятельному позитивному жизнепроживанию.
Педагогический коллектив МОУ СОШ №12 «Центр образования» рассматривает понятие «здоровье» как многоаспектную категорию, состоящую из комплекса четырёх компонентов:
Физическое здоровье школьников.
Приоритетным направлением деятельности школы является сохранение и укрепление здоровья детей, создание условий для профилактики заболеваний, формирование у учащихся устойчивых стереотипов и потребностей в здоровом образе жизни. Мы решили взглянуть на образовательную среду современной школы с точки зрения экологии детства и, как её основной линии, — охраны и укрепления здоровья. В самом общем смысле «среда» понимается как окружение. Образовательная среда школы рассматривается нашими педагогами как «система влияний и условий формирования личности, а также возможностей для её развития, содержащихся в социальном пространстве и пространственно-предметном окружении» (Ю.А.Янсон). Как найти наиболее эффективные формы организации школьной жизни, пути средства внедрения здоровьесберегающих технологий, возможности разгрузки учебного процесса и снятия утомляемости школьников? Как сделать так, чтобы дети спешили в школу, хотели учиться, и при этом им было бы комфортно и интересно? Поставив перед собой эти вопросы, для себя мы определили основные направления работы по здоровьесбережению:
Основной задачей педагогического коллектива является исследование и оценка состояния здоровья детей и резервов здоровья в процессе учебной деятельности. С этой целью в школе ежегодно проводится мониторинг состояния здоровья наших учащихся:
Таблица 1. «Частота острых заболеваний в течение года»
Год | Общее количество учащихся | 1-4 кл | 5-9 кл | 10-11 кл. | Кол-во случаев заболеваний на 1000 чел. | ||||
Кол-во уч-ся | Заболе-ваний | Кол-во уч-ся | Заболе-ваний | Кол-во уч-ся | Заболе-ваний | 1-4 кл | 5-9 кл. | 10-11 кл | Итого |
1257,5 | 740,6 | 620,7 | 2618,8 | ||||||
1103,6 | 2312,3 |
Таблица 2. «Распределение учащихся по группам здоровья в 2007/2008 г.»
Ступень образования | Кол-во уч-ся | Группа здоровья | Дети-инвалиды | Обучающиеся на дому |
1 — 4 кл. | ||||
5 — 9 кл. | ||||
10 — 11 кл. |
Исследование констатирует, что количество здоровых учащихся не увеличивается, а имеет тенденцию к уменьшению. На эту динамику оказывают влияние множество факторов: экологическое состояние города, образ жизни, качество питания, качество оказания медицинских услуг, безответственность родителей, перегруженность программным материалом и другие. Возможно, поэтому и приходит сознание того, что именно учитель может сделать для здоровья школьника гораздо больше, чем врач. И это определяет стратегию деятельности образовательного учреждения по проблеме здоровья учащихся.
Результаты работы по данному направлению дают основания надеяться на позитивные изменения в области здоровьесбережения наших учащихся:
-в учебный план школы введён третий урок физкультуры – дзюдо;
-школа является экспериментальной площадкой по теме: «Развитие детского дзюдо в России»;
-функционирует кабинет лечебной физкультуры;
-работает оборудованный тренажёрный зал и зал единоборств;
-оборудован медицинский блок, состоящий из кабинетов педиатра, офтальмолога, стоматолога, логопеда, процедурного кабинета;
-организовано питание учащихся, работа школьной столовой и буфета;
-ведётся контроль учебной перегрузки обучающихся;
-оптимально организован учебный день с учетом санитарно-гигиенических норм и особенностей возрастного развития детей;
-ведётся работа по привлечению максимального количества обучающихся к занятиям в спортивных секциях ( дзюдо, футбол, баскетбол, хоккей, фигурное катание, детский фитнес, большой теннис)
Проведены организационные мероприятия по сохранению и укреплению здоровья обучающихся и педагогов, созданию благоприятного психологического климата в коллективе.
В 2007-2008 году – был организован углубленный медосмотр учеников и педагогических работников школы.
Источник
Статья «Здоровье современного школьника»
статья по зож на тему
Статья «Здоровь современного школьника»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zdorove_sovremennogo_shkolnika.doc | 40.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Набережных Е.А., учитель начальных классов,
Черникова О.В., учитель начальных классов,
МБОУ «ООШ № 8» г. Старый Оскол
ЗДОРОВЬЕ СОВРЕМЕННОГО ШКОЛЬНИКА –
ЗАЛОГ УСПЕШНОГО ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ
Здоровые дети – это благополучие общества. Без здорового подрастающего поколения у нации нет будущего.
Федеральные государственные образовательные стандарты НОО предъявляют большие требования к сохранению психического, нравственного, физического и духовного здоровья младших школьников.
Проблема воспитания здорового поколения приобретает в настоящее время большое значение. С каждым годом увеличивается заболеваемость среди детей. Причины ухудшения здоровья зависят от многих факторов, в том числе и от неправильного отношения к своему здоровью, отрицательного влияния окружающей среды, наследственных факторов, нарушения правил здорового образа жизни. Выдающийся педагог В.А.Сухомлинский писал: «Забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя». От здоровья и жизнерадостности детей зависит их духовная жизнь, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы.
С каждым годом растет заболеваемость среди обучающихся, особенно начальных классов. Наиболее часто отмечаются случаи ухудшения зрения, изменение опорно-двигательного аппарата, позвоночника, заболеваний желудочно-кишечного тракта, нарушения со стороны центральной нервной системы.
Важную роль в сохранении здоровья имеет здоровый образ жизни, основанный на достаточной двигательной активности, рациональном питании, правильном режиме дня, отсутствии вредных привычек.
Дети младшего возраста наиболее восприимчивы к обучающим воздействиям, поэтому целесообразно использовать школу для обучения детей основам здорового образа жизни.
Подготовка к здоровому образу жизни ребёнка на основе здоровьесберегающих технологий должна стать приоритетным направлением в деятельности каждого учителя. В настоящее время можно с уверенностью утверждать, что именно учитель в состоянии сделать для здоровья современного ученика больше, чем врач. Отсюда возникают основные задачи, которые стоят перед учителем на первом месте:
— обеспечение школьнику возможности сохранения здоровья на период обучения в школе;
— сохранение работоспособности на уроках;
— снижение уровня заболеваемости учащихся;
— формирование знаний, умений и навыков по здоровому образу жизни;
— формирование системы спортивно-оздоровительной работы.
Сохранение здоровья начинается с организации всего учебно-образовательного процесса в начальной школе.
Сохранению здоровья способствует применение игровых технологий и активных форм при проведении урока [1].
Учебный день школьника насыщен значительными умственными и эмоциональными нагрузками. Школьная перегрузка и долгое нахождение в статистическом положении приводит к переутомлению учащихся. Полностью избежать утомления от учебных перегрузок не удастся, да и не нужно, так как только интенсивная деятельность служит залогом полноценного функционирования и развития растущего организма.
Утомление обычно проявляется в снижении работоспособности, которое наступает вследствие выполнения продолжительной или интенсивной работы. Его признаки: потягивание, задержка ответа, остановившийся взгляд, подпирание головы руками, частая смена позы при сидении, встряхивание руками, перекладывание предметов на столе с места на место, разговоры с соседом, увеличение ошибок при ответе.
Устранить утомление можно, если оптимизировать физическую, умственную и эмоциональную активность. Для этого следует активно отдохнуть, переключиться на другие виды деятельности, использовать всевозможные средства восстановления работоспособности. Необходимо такое дозирование деятельности, при котором возникающее утомление полностью исчезает в последующий за работой период отдыха.
На практике применяются следующие средства восстановления умственной работоспособности:
- физкультурные минутки,
- физкультурные паузы,
- динамические перемены,
- дни здоровья,
- внешкольные спортивные мероприятия [3].
Учителю необходимо использовать различные формы проведения оздоровительных мероприятий, среди которых можно выделить:
- общеразвивающие упражнения (упражнения для разных групп мышц);
- подвижные игры;
- танцевальные физкультурные минутки;
- ритмические физкультурные минутки (отличаются от танцевальных четким исполнением элементов);
- гимнастика для глаз (специальные упражнения для укрепления мышцы век, улучшения кровообращения и расслабления мышц глаз, снятия утомления глаз);
- физкультурно-спортивные мероприятия (традиционная гимнастика под счет, где каждое упражнение рассчитано для определенной группы мышц);
- двигательно-речевые упражнения (учащиеся коллективно читают небольшие веселые стихи и выполняют в соответствии с текстом движения);
- дидактические игры с движениями;
- развивающие игры («Запомни движение и повтори», «Испорченный телефон»);
- гимнастика для ума (с использованием «необычного» физкультурного инвентаря: мячом можно «рисовать», на нем можно качаться, как на качелях, ходить с мячом на голове; придумать, на что похожа кегля, скакалка);
- оригинальные движения (придумывание названия выполняемым движениям);
- сюжетно-ролевые игры (развитие воображения, творчества, выразительности в движениях);
- пантомимическая гимнастика.
Для создания здоровьесберегающей среды в школе проводятся нестандартные коллективные занятия, интегрированные уроки. Это снижает напряженность в классе, прямую зависимость усталости от времени проведения урока.
Педагоги устраняют перегрузку на уроке и строго дозируют домашние задания.
Большое значение в формировании культуры здоровья младших школьников имеет работа с родителями: беседы классного руководителя, медицинского работника школы; посещение семей обучающихся с целью выявления причин неблагополучия в состоянии здоровья, организации помощи [2].
На классных родительских собраниях значительное место отводится выступлениям самих родителей. Они делятся опытом медико-гигиенического воспитания детей в семье, намечают проведение в классе физкультурно-оздоровительных мероприятий совместно с родителями.
Комплексное использование оздоровительных мероприятий позволяет снижать утомляемость, повышать эмоциональный настрой и работоспособность, а это, в свою очередь, способствует сохранению и укреплению здоровья обучающихся.
1. Жиренко О.Е. Здоровьесберегающее образование в современной начальной школе. – Воронеж, 2009. – С. 3-6.
2. Менчинская Е.А. Основы здоровьесберегающего обучения в начальной школе: методические рекомендации. – М.: Вентана Граф, 2008. – С. 5-17.
3. Феоктистова В.Ф. Образовательные здоровьесберегающие технологии: методические рекомендации. – Волгоград: Учитель, 2009. – С. 4-7.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тема актуальна в условиях внедрения стандартов второго поколения, идеологической основой которого является духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения.
Актуальность использования индивидуально-дифференцированного обучения связана с тем, что уровень подготовки и развития способностей к учению не у всех школьников одинаковый. Обучающиеся по-разно.
За последние 100 — 150 лет наш рацион изменился до неузнаваемости. Готовить стало легче, а переваривать труднее. Мы пьём порошковое молоко, завариваем кипятком сухое картофельное пюре, готовим к.
Целью данной работы является исследование отношения современных школьников к чтению через изучение интересов и приоритетов ребенка.В результате исследования материалов по данной теме были .
Данная статья адресована родителям. В статье говорится об особенностях состояния здоровья школьников, о факторах отрицательно влияющих на здоровье детей.
В данной статье я рассказала о методах работы в группе проденного дня нашей прогимназии. О преемственности сада и школы и о методах работы с родителями.
Обучение чтению как восприятию и пониманию текста — одна из самых важных проблем школьного обучения. Но как научить ребенка осознанно и правильно читать, как сформировать навык работы с т.
Источник