Особенности физического развития детей с интеллектуальными нарушениями
Алексеев Алексей
Особенности физического развития детей с интеллектуальными нарушениями
На физическое развитие, двигательные способности, обучаемость и приспособляемость к физической нагрузке оказывают влияние тяжесть интеллектуального дефекта, сопутствующие заболевания, вторичные нарушения, особенности психической и эмоционально-волевой сферы детей.
Психомоторное недоразвитие детей с легкой умственной отсталостью проявляется в замедленном темпе развития локомоторных функций, непродуктивности движений, двигательном беспокойстве и суетливости. Движения бедны, угловаты, недостаточно плавны. Особенно плохо сформированы тонкие и точные движения рук, предметная манипуляция, жестикуляция и мимика.
У детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью выявляется нарушение физического развития в виде аномалии строения черепа (микроцефалия, гидроцефалия, атипические формы черепа, конечностей, кистей, пальцев, кожи, внутренних органов, гениталий, зубов, лица, глаз, ушей.
Анализ научно-методической литературы показал, что достаточно глубоко изучены причины возникновения интеллектуальных расстройств, разработаны пути их предупреждения и коррекции. Мало уделяется внимания коррекции физической подготовленности в ныне действующих программах по адаптивному физическому воспитанию.
Установлено, что основным нарушением двигательной сферы умственно отсталых детей является расстройство координации движений. И простые, и сложные движения вызывают у детей затруднения: в одном случае нужно точно воспроизвести какое-либо движение или позу, в другом – зрительно отмерить расстояние и попасть в нужную цель, в третьем – соразмерить и выполнить прыжок, в четвертом – точно воспроизвести заданный ритм движения.
Для практической деятельности педагога важно знать благоприятные периоды развития основных видов координационных способностей у детей с нарушениями интеллекта.
Несмотря на то что умственная отсталость — явление необратимое, это не значит, что она не поддается коррекции. Постепенность и доступность дидактического материала при занятиях физическими упражнениями создают предпосылки для овладения детьми разнообразными двигательными умениями, игровыми действиями, для развития физических качеств и способностей, необходимых в жизнедеятельности ребенка. 80% подростков с легкой степенью умственной отсталости к окончанию специальной школы по своим физическим, психометрическим проявлениями незначительно отличаются от нормальных людей.
Формирования культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания у детей с интеллектуальными нарушениями Воспитатель: Островская В. П. В настоящее время возрос интерес к проблеме оказания коррекционно-развивающей помощи детям с интеллектуальными.
Использование педагогических технологий — путь к успешной социализации детей с интеллектуальными нарушениями Одна из основополагающих задач коррекционной педагогики – успешная социализация детей и интеграция в современное общество. При работе с.
Особенности физического развития детей 5,5–6,5 лет У детей 5-6 лет совершенствуются двигательные умения и навыки. Развивается культура движений и телесная рефлексия. Развиваются психофизические.
Особенности представлений о взаимодействии человека и природы у детей с интеллектуальными нарушениями Бычихина Анастасия Владимировна Аннотация. В статье раскрывается сущность представлений о взаимодействии человека и природы, рассматриваются.
Особенности внедрения в практику физического развития детей дошкольного возраста хатха-йоги Дошкольное детство обоснованно считается периодом, который наиболее важен для формирования личности ребенка. В раннем детстве до семи лет.
Родительское собрание «Особенности физического развития детей 5–6 лет» в старшей группе Добрый вечер, уважаемые родители! Тема моего выступления – физическое развитие детей 5-6 лет. Хочу отметить, что хорошо развитый уровень.
Урок письма в 4 классе для детей с интеллектуальными нарушениями по теме «Восклицательный знак в конце предложения» Цели: 1. Учиться употреблять в устной и письменной речи восклицательные предложения. Учиться выразительному чтению восклицательных предложений.
Урок для учащихся с тяжелыми интеллектуальными нарушениями со сложным дефектом «Путешествие по стране ПДД» «Путешествие по стране правил дорожного движения». Цель: обучение учащихся с тяжелыми интеллектуальными нарушениями со сложным дефектом.
Сценарий воспитательного мероприятия для детей 4 класса с интеллектуальными нарушениями «Я рисую то, что слышу» Воспитательное мероприятие для детей 4 класса с интеллектуальными нарушениями Тема «Я рисую то, что слышу» Цель: Познакомить детей с нетрадиционной.
Выявление уровня сформированности просодических компонентов речи младших школьников с интеллектуальными нарушениями Ключевые слова: просодика, интеллектуальные нарушения, речь, голос, нарушение речи. Проблема изучения просодической организации речи является.
Источник
Физическое развитие и двигательные способности детей с умственной отсталостью
статья по физкультуре на тему
На физическое развитие, двигательные способности, обучаемость и приспособляемость к физической нагрузке оказывают влияние тяжесть интеллектуального дефекта, сопутствующие заболевания, вторичные нарушения, особенности психической и эмоционально-волевой сферы детей.
Психомоторное недоразвитие детей с легкой умственной отсталостью проявляется в замедленном темпе развития локомоторных функций, непродуктивности движений, двигательном беспокойстве и суетливости. Движения бедны, угловаты, недостаточно плавны. Особенно плохо сформированы тонкие и точные движения рук, предметная манипуляция, жестикуляция и мимика.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
duhov_s.yu_._fizicheskoe_razvitie_i_dvigatelnye.docx | 17.36 КБ |
Предварительный просмотр:
Физическое развитие и двигательные
способности детей с умственной отсталостью
На физическое развитие, двигательные способности, обучаемость и приспособляемость к физической нагрузке оказывают влияние тяжесть интеллектуального дефекта, сопутствующие заболевания, вторичные нарушения, особенности психической и эмоционально-волевой сферы детей.
Психомоторное недоразвитие детей с легкой умственной отсталостью проявляется в замедленном темпе развития локомоторных функций, непродуктивности движений, двигательном беспокойстве и суетливости. Движения бедны, угловаты, недостаточно плавны. Особенно плохо сформированы тонкие и точные движения рук, предметная манипуляция, жестикуляция и мимика.
У детей с умеренной умственной отсталостью моторная недостаточность обнаруживается в 90-100% случаев (Шипицына Л.М., 2002). Страдает согласованность, точность и темп движений. Они замедленны, неуклюжи, что препятствует формированию механизма бега, прыжков, метаний. Даже в подростковом возрасте школьники с трудом принимают и удерживают заданную позу, дифференцируют свои усилия, переключаются на другой вид физических упражнений. У одних детей двигательное недоразвитие проявляется в вялости, неловкости, низкой силе и скорости двигательных действий, у других — повышенная подвижность сочетается с беспорядочностью, бесцельностью, наличием лишних движений (Бобошко В.В., Сермеев А.Р., 1991).
Системное изложение нарушений двигательной сферы умственно отсталых детей представлено в «классификации нарушений физического развития и двигательных способностей детей-олигофренов», разработанной А.А. Дмитриевым (1989, 1991, 2002).
Нарушения физического развития:
— отставания в массе тела;
— отставания в длине тела;
— нарушения в развитии стопы;
— нарушения в развитии грудной клетки и снижение ее окружности;
— парезы верхних конечностей; парезы нижних конечностей;
— отставания в показателях объема жизненной емкости легких;
— аномалии лицевого скелета.
Нарушения в развитии двигательных способностей:
— нарушение координационных способностей — точности движений в пространстве;
— дифференцировки мышечных усилий;
— точности движений во времени;
— отставания от здоровых сверстников в развитии физических качеств — силы основных групп мышц рук, ног, спины, живота на 15-30%;
— быстроты реакции, частоты движений рук, ног, скорости одиночного движения на 10-15%;
— выносливости к повторению быстрой динамической работы, к работе субмаксимальной мощности, к работе большой мощности, к работе умеренной мощности, к статическим усилиям различных мышечных групп на 20-40%; скоростно-силовых качеств в прыжках и метаниях на 15-30%; гибкости и подвижности в суставах на 10-20%.
Нарушения основных движений:
— неточность движений в пространстве и времени;
— грубые ошибки при дифференцировании мышечных усилий;
— отсутствие ловкости и плавности движений;
— излишняя скованность и напряженность;
— ограничение амплитуды движений в ходьбе, беге, прыжках, метаниях.
Специфические особенности моторики обусловлены, прежде всего, недостатками высших уровней регуляции. Это порождает низкую эффективность операционных процессов всех видов деятельности и проявляется в несформированности тонких дифференцированных движений, плохой координации сложных двигательных актов, низкой обучаемости движениям, косности сформированных навыков, недостатках целесообразного построения движений, затруднениях при выполнении или изменении движений по словесной инструкции.
Отставания в физическом развитии умственно отсталых детей, степень приспособления к физической нагрузке не только зависят от поражения ЦНС, но и являются следствием вынужденной гипокинезии. Отсутствие или ограничение двигательной активности тормозит естественное развитие ребенка, вызывая цепь негативных реакций организма: ослабляется сопротивляемость простудным и инфекционным заболеваниям, создаются предпосылки для формирования слабого малотренированного сердца. Гипокинезия часто приводит к избыточному весу, а иногда к ожирению, что еще больше снижает двигательную активность.
Физическое воспитание в системе коррекционного обучения и воспитания – это комплексное воздействие на личность умственно отсталого школьника с целью формирования у него жизненно важных двигательных умений и навыков, приобщения к систематическим занятиям физической культурой, коррекции нарушений моторики и физического развития, укрепления здоровья и подготовки к жизни и деятельности в обществе. Такой комплексный подход к системе физического воспитания определен необходимостью всесторонней помощи лицам, имеющим отклонения в психофизическом развитии.
Состав учащихся в конкретной учебной группе разнороден по своим психофизическим особенностям. В настоящее время в коррекционной школе могут обучаться дети с умственной отсталостью различной степени тяжести. Дети с нарушением интеллектуальной деятельности конкретной клинической градации могут иметь различные нарушения моторики и физического развития. Несформированность более простых движений у детей-олигофренов обусловлена поражением корковых функций; сложные нарушения моторики связаны с поражением двигательного анализатора и других систем, в том числе речи двигательных.
Таким образом, можно сделать вывод:
- двигательный анализатор играет важную роль в развитии функций мозга, он имеет связи со всеми структурами центральной нервной системы;
- существуют определенные принципы и закономерности развития моторики;
- моторика детей с нарушениями интеллектуального развития в онтогенезе осуществляется по тем же принципам и закономерностям, что и у здоровых детей, но значительно медленнее;
- нарушения моторики неблагоприятны для психического развития ребенка с нарушениями интеллектуального развития;
- нарушения моторики следует корректировать, используя сохранные, не пострадавшие движения или менее выраженные нарушения двигательной сферы.
Физическое развитие – это процесс изменения естественных морфологических и функциональных свойств организма в процессе жизни и деятельности и индивидуальных особенностей человека.
Установка на развитие личности умственно отсталого ребенка предполагает:
— включение школьника в доступные виды деятельности, в том числе и занятия физическими упражнениями;
— крепкое здоровье, хорошее физическое развитие;
— оптимальный уровень двигательных возможностей;
-потребность в движении, ориентировке и участие в спортивных (доступных) соревнованиях;
— коррекция выявленных нарушений моторики и физического развития.
Источник
Организация физкультурно-оздоровительной работы с дошкольниками с нарушением интеллекта. Из опыта работы
Наумова Елена Николаевна
Организация физкультурно-оздоровительной работы с дошкольниками с нарушением интеллекта. Из опыта работы
Нарушение интеллекта у детей (в педагогике еще называют умственной отсталостью) – это стойкое, необратимое нарушение познавательной деятельности, вызванное органическим поражением головного мозга.
У детей с нарушение интеллекта страдает не только интеллект, но и эмоции, воля, поведение, физическое развитие.
Типичными нарушениями физического развития детей данной категории являются диспропорции частей тела, отставание в длине и массе тела, нарушение осанки, плоскостопие, нарушение опорно-двигательного аппарата, сопутствующие заболевания — аномалии слуха, зрения и т. д. ,низкая сопротивляемость организма простудным и инфекционным заболеваниям. Снижение тонуса коры головного мозга затрудняет выполнение движений детьми, приводит к неравномерному распределению силы мышц, создаёт скованность в движениях и статических позах, напряженность,угловатость.
Детям с нарушением интеллекта присуща быстрая утомляемость из-за несовершенства нервной, сердечно-сосудистой и дыхательной систем. Имеются нарушения в развитии физических качеств — силы, быстроты, выносливости.Наибольшие отставания отмечаются в координационных способностях: точности, способности ориентироваться в пространстве, ритмичности движений, сохранении равновесия и т. д.
В связи с тем, что у дошкольников с нарушением интеллекта наблюдаются столь многочисленные отклонения во всех сферах жизнедеятельности, проблема сохранения и укрепления здоровья детей, как физического, так и психического, приобщение их к здоровому образу жизни является одной из значимых и приоритетных в нашем специальном дошкольном образовательном учреждении. Особое внимание уделяется физкультурно-оздоровительной работе.
По утверждению С. О. Филипповой физкультурно-оздоровительная работа является важным источником мышечной радости, повышения иммунной системы, является средством совершенствования двигательных функций, коррекции и компенсации двигательных нарушений и психомоторики у дошкольников с ограниченными возможностями здоровья.
Физкультурно-оздоровительная работа с детьми нацелена нами на то, чтобы обеспечить каждому воспитаннику гармоничное развитие; сохранять, укреплять и повышать уровень здоровья, приобщать к физической культуре и здоровому образу жизни.
Основные задачи физкультурно-оздоровительной работы с детьми с нарушением интеллекта являются:
• Охрана и укрепление физического и психического здоровья детей;
• формирование жизненно необходимых двигательных умений и навыков ребенка в соответствии с его индивидуальными особенностями;
• создание условий для реализации потребности детей в двигательной активности;
• выявление интересов, склонностей и способностей детей в двигательной деятельности;
• расширение кругозора, уточнение представлений об окружающем мире;
• коррекция эмоционально – волевой сферы и игровой деятельности;
• коррекция и компенсация нарушений физического развития и психомоторики;
• воспитание потребности в здоровом образе жизни; выработка привычки к соблюдению режима, потребность в физических упражнениях и играх.
Физкультурно-оздоровительная работа представляют собой целостную систему воспитательно-оздоровительных, коррекционных и профилактических мероприятий.
Формы, методы, приемы и технологии работы с детьми самые разнообразные. Данная работа ведется нами регулярно и систематически. Все мероприятия выстроены в последовательную цепочку и равномерно распределены на весь день в различных видах деятельности, где учитываются индивидуальные особенности каждого ребенка.
Физкультурно-оздоровительная работаосуществляется нами в нескольких направлениях:
1) формирование здорового образа жизни. По данному направлению ведется следующая работа: (занятия по здоровому образу жизни, физкультурные занятия, подвижные игры, игры малой подвижности, бодрящая гимнастика, физкультурные праздники (досуги, развлечения, игровой самомассаж, метод Су-Джок терапии).
2)сохранение и стимулирование здоровья: дыхательная гимнастика, гимнастика для глаз, пальчиковая гимнастика, «Дорожки здоровья», «Двигательный игротренинг с фитболами», упражнения на фитболах, упражнения на тренажерах, «Динамический час».
3) Коррекционно-развивающая работа: корригирующая гимнастика, музыкотерапия, психогимнастика, двигательная сказкотерапия.
Рассмотрим более подробно оздоровительные методики и технологии, используемые в нашей практической работе с детьми с нарушение интеллекта и их коррекционно–развивающие возможности.
Один раз в месяц с детьми проводятся занятия по здоровому образу жизни, которые помогают расширить представления детей о состоянии собственного тела, узнать свой организм, научить беречь свое здоровье и заботится о нем, а так же помогают детям в формировании привычек здорового образа жизни, привитию стойких культурно-гигиенических навыков. Данные занятия расширяют знания воспитанников о питании, его значимости, о взаимосвязи здоровья и питании, лекарственных растениях.
Два раза в неделю с воспитанниками инструктором по физической культуре проводятся физкультурные занятия. Основными задачами занятий физкультурой является стимуляция физического развития ребенка и преодоление имеющихся у него нарушений двигательных функций. Занятия проводятся в игровой форме и имеют свой сюжет. В каждое занятие включены нетрадиционные формы и методы оздоровления такие как, игровые упражнения, пальчиковая гимнастика, дыхательная гимнастика, психогимнастика, гимнастика для глаз и т. д.
На занятиях по физкультуре, на физкультурных праздниках, развлечениях, на прогулках и в свободной деятельности воспитанников мы используем подвижные игры. Подвижная игра – это увлекательная эмоционально насыщенная деятельность ребенка с соблюдением определенных правил. Подвижные игры, нормализуя моторную функцию ребенка,помогают решить ряд других коррекционно-развивающих задач: повышают активность, развивают подражательность, формируя игровые навыки, поощряют творческую активность детей. Одновременно помогают успешному формированию речи, способствуют развитию чувства ритма, гармоничности движений, положительно влияют на психическое состояние детей.
В конце занятий по физкультурно-оздоровительной работе, а также в свободное от занятий время нами используются игры малой подвижности, которые развивают внимание, речь, ориентировку в пространстве, оказывают благотворное влияние на психическую деятельность. В данной игре игроки не двигаются вообще или двигаются крайне мало.
После дневного сна ежедневно по 5–10 минут, нами проводится бодрящая гимнастика, с целью расторможения нервной системы и быстрейшего перехода детей к последующей их деятельности. Гимнастика после сна помогает детскому организму проснуться, улучшает настроение, поднимает мышечный тонус. Во время ее проведения включали музыкальное сопровождение.Форма проведения была различна: упражнения на кроватках, обширное умывание; ходьба по «дорожкам здоровья» личными поверхностями, такая гимнастика оказывает закаливающий эффект.
Один раз в квартал с детьми проводятся физкультурные праздники (1 раз в месяц досуги, развлечения). Проведение таких форм активного отдыха предоставляют большие возможности для самостоятельной игровой, художественной, трудовой деятельности, а также для развития индивидуальных творческих проявлений воспитанников с ограниченными возможностями здоровья.
В процессе утренней гимнастики, в конце гимнастики после дневного сна, нами проводится игровой самомассаж. Цель самомассажа заключается не только в профилактике простудных заболеваний, повышении жизненного тонуса у детей, но и в привитии им чувства ответственности за свое здоровье, уверенности в том, что они сами могут помочь себе улучшить свое самочувствие. Самомассаж благоприятно воздействует на нервную систему, повышает настроение, работоспособность, снимает физическое и умственное напряжение, нормализует сон.
При пальчиковой гимнастике, как на занятиях, так и в свободное от занятий время, с целью оздоровления воспитанников нами проводился нетрадиционный метод Су-Джок терапии. Данный метод проводился с помощью массажеров типа «каштан». Внутри этих шариков – «каштанов», находятся два металлических колечка, сделанных из проволоки, которые легко растягиваются и свободно перемещаются по пальцу вниз и вверх, при этом оказывая массажный эффект. Сами шарики используются для массажа ладоней, так как они колкие на ощупь, что оказывает благотворное воздействие на весь организм, повышает иммунитет, развивает мелкую моторику пальцев рук, тем самым, развивая речь, обеспечивает развитие познавательной, эмоционально-волевой сфер ребенка. Все упражнения сопровождаются потешками, стихами и сказками.
Особое внимание после интенсивной физической нагрузки уделяется дыхательной гимнастике. Она выполняется в медленном темпе спокойно, без напряжения. Чтобы научить воспитанников делать углубленный вдох, предлагается конкретное и понятное задание «понюхаем цветок». Дыхательные упражнения содействуют снижению утомляемости и повышению концентрации внимания; способствуют повышению иммунитета.
Ежедневно по 3–5 минут в любое свободное время и на всех занятиях вместе с детьми мы выполняем гимнастику для глаз. Эти упражнения предотвращают снижение зрения, а также помогают снятию усталости глаз.
Для развития мелкой моторики, речи, творческого мышления нами ежедневно используется пальчиковая гимнастика. Это инсценировка, каких-либо рифмовок или потешек с помощью пальчиков.
Для профилактики и коррекции плоскостопия, а также для закаливания организма мы используем «Дорожки здоровья». Они представляют собой массажные коврики с различными поверхностями, при ходьбе по которым осуществлялся массаж стопы ребенка, которая, как известно, включает огромное количество нервных окончаний.
Осуществляя физкультурно-оздоровительную работу с детьми мы используем коррекционную методику Т. С. Овчинниковой, А. А. Потапчук, с коррекционными мячами фитболами, которые в первую очередь способствуют коррекции не только психомоторного, но и речевого, эмоционального и общего психического развития. На основе данной методики нами организовывался «Двигательный игротренинг с фитболами»с детьми старшей и подготовительной группы. Игротренинг проводится 1 раз в неделю, продолжительность занятий от 15-20 до 25-30 минут, в зависимости от возраста, физической подготовленности и состояния здоровья детей.
Структура комплексов игротренинга состоит из трех частей.
Подготовительная часть – создание положительного эмоционального настроя и разогревание организма.
Основная часть – физическая нагрузка,в которую входят игровые упражнения с фитболами : для развития чувства равновесия, координации движений; для коррекции различных видов нарушений осанки; для укрепления мышц брюшного пресса; для укрепления мышц спины; для укрепления мышц тазового дна; для укрепления мышц плечевого пояса и рук; для увеличения подвижности позвоночника и суставов; сюжетные и бессюжетные игры с фитболом.
Заключительная часть – игры малой подвижности, упражнения на расслабление мышц тела.
На занятиях по физической культуре, кружковой деятельности, в комплексах двигательного игротненинга, а также в свободное от занятий время мы используем игровые упражнения на фитболах, которые формируют правильную осанку, развивают мышечную систему, развивают у детей умение ощущать себя, свои мышцы, свое тело, управлять каждой группой мышц (шеи, лица, рук, ног, туловища, развивают координацию движений, сенсорные и моторные функции, осуществляют профилактику нарушений опорно-двигательного аппарата, корригируют речь детей.
Как на занятиях по физическому воспитанию, индивидуальной работе, так и в свободной деятельности с детьми выполняются упражнения на тренажерах (велотренажер, беговая дорожка, ходики). Спортивные тренажеры удовлетворяют потребность детей в движении, развивают их выносливость, улучшают координацию, развивают сердечно-сосудистую и дыхательную системы, помогают справиться с нервными перегрузками.
Два раза в неделю, в часы дневной прогулки нами организуется динамический час, длительностью 25–30 минут. Динамический час – это инновационная форма физкультурно-оздоровительной работы.Цель динамического часа: совершенствовать двигательную деятельность детей на основе формирования потребности в движениях.
В процессе физкультурно-оздоровительной работы нами используются различные коррекционные методики.
В различных формах физкультурно-оздоровительной работы нами использовались корригирующие упражнения. Корригирующие упражнения укрепляют все группы мышц, формируют правильную осанку, способствуют развитию дыхания, координации движений, ритма, пространственной ориентировки и коррекции психических процессов. Комплекс корригирующих упражнений объединен единым сюжетом.
В оздоровительных целях нами активно используется музыкотерапия. Под музыкотерапией подразумевается создание такого музыкального сопровождения, которое наиболее эффективно способствовало бы коррекции психофизического статуса детей, имеющих те или иные проблемы в развитии, в процессе их двигательно-игровой деятельности. Метод музыкотерапии применялся нами на занятиях в качестве музыкального сопровождения, после двигательной активности, а также для снятия усталости и напряжения.
Кроме того, в процессе физкультурно-оздоровительной работы применяется психогимнастика. Это специальные упражнения, направленные на развитие и коррекцию различных сторон психики ребенка (как ее познавательной, так и эмоциональной и личностной сферы). Используя элементы психогимнасти, отдельные этюды в своей работе с воспитанниками, решается целый комплекс задач. Это и преодоление барьеров в общении, развитие лучшего понимания себя и других, снятие психического напряжения, коррекция эмоционально-волевой сферы.
С воспитанниками также проводится двигательная сказкотерапия с мячами фитболами. Здесь используются схемы (мнемотаблицы, показывая которые, рассказывается сюжет сказки, дети сопровождают ее выученными ранее знакомыми движениями. Внимание детей обращено к содержанию сказки, и выполнение упражнений не становится скучным и однообразным повторением. Психокоррекционная направленность сказок подчеркивает значимость таких проявлений, как доброта, забота о ближнем, взаимопомощь, дружба и доверие. («Как воробей с карасиком дружил», «Кто поможет воробью», «Невоспитанный мышонок»).
В заключение хотелось бы отметить, что применение современных технологий оздоравливания в процессе физкультурно-оздоровительной работы с детьми с нарушением интеллектаприводит к следующим результатам: у детей развивается координация движений, внимание, моторика, улучшается настроение, повышается самооценка, они лучше ориентируются в пространстве, происходит коррекция психических процессов, совершенствуются умения и навыки, которые помогут дальнейшей успешной адаптации его в современном обществе.
Источник