Меню

Физическое здоровье по полякову

Физическое здоровье по полякову

Спортивная акробатика — вид спорта, связанный с выполнением акробатических упражнений, с сохранением равновесия и вращением тела с опорой и без опоры. В соревнования входят: акробатические прыжки женщин и мужчин, упражнения женских, смешанных и мужских пар, групповые упражнения женщин (втроём) и мужчин (вчетвером). [ 6 ]

Стремительный рост спортивных результатов в гимнастических видах спорта и «омоложение» высших спортивных достижений привели к тому, что занятия акробатикой начинают с 4-5 лет. Начало специализированных занятий акробатикой обычно приурочивается к 10-11 годам. Однако до этого возраста необходимо создать предпосылки для спортивной специализации. Двигательные способности у девочек достигают высокой степени совершенства к 12 годам. После 12 лет девочки с трудом овладевают технически сложными акробатическими упражнениями.[ 1,7]

Современная спортивная акробатика отличается не только высочайшей сложностью упражнений, но и большими объёмами тренировочных нагрузок. В настоящее время акробаты международного класса тренируются по 9-10 раз в неделю, а в отдельные дни проводят до трёх тренировок в день. Современные упражнения стали очень сложными, появилось много новых своеобразных соединений и элементов. В связи с этим интерпретация основных средств выразительности в композициях акробатических упражнений бесконечно разнообразна. Высокая степень владения искусством выразительного гимнастического движения проявляется в способности спортсмена точно передавать в процессе исполнения упражнений характер и эмоциональное содержание музыки, что в художественной гимнастике принято называть выразительностью.[ 6] Однако за успешностью спортивной карьеры юных акробаток решающим фактором продолжения спортивной специализации является сохранение здоровья. Одна из основных неудач современных тренеров и родителей юных спортсменов, недостаток знаний к изучению здоровья детского организма.

По данным статистики Всемирной организации здравоохранении и специальных исследований, за последние годы в состоянии здоровья и физического развития детей и подростков улучшения не отмечается.[2] В детской спортивной физиологии исследования физического развития и здоровья носят фрагментарный характер. В связи с этим, оценку физического развития юных спортсменок в возрасте 12 лет считаем актуальным.

Цель исследования – оценить физическое здоровье девочек, занимающихся спортивной акробатикой.

1. Оценить массо-ростовой индекс показатель Индекс Кетле 2 у юных спортсменок в возрасте 11-12 лет

2. Определить методику для экспресс-оценки физического развития.

3. Оценить уровень физического здоровья девочек, занимающихся спортивной акробатикой.

Организация исследования. В исследовании приняли участие юные спортсменки в возрасте 11-12 лет, занимающиеся спортивной акробатикой в количестве 22 человек. На момент исследования все занимающиеся были здоровы и имели 1и 2 юношеский спортивный разряд. При детальном знакомстве с группой определили, что возраст начала занятий составил 4-5 лет и в среднем стаж спортивной деятельности 5-6 лет. Все измерения проводились одномоментно в один день, для всех участников исследования.

Методы исследования. Для определения физического здоровья юных спортсменок была выбрана экспресс-оценка по Полякову С.Д. с соавторами по 5-балльной шкале. [4] В исследовании были использованы пять индексов, которые широко применяются при оценке физического развития школьников, которые включали:

1. Индекс Кетле 2 – массо-ростовой индекс, который характеризует степень гармоничности физического развития и телослождения;

2. Индекс Робинсона или Двойное произведение (ДП) – характеризующее состояние регуляции сердечно-сосудистой системы;

3. Индекс Скибинкого – характеризует функциональные возможности системы дыхания и устойчивость организма к гипокинезии.

4. Индекс Шаповаловой – характеризует развитие силы, быстроты и скоростной выносливости мышц спины и брюшного пресса;

5. Индекс Руфье – характеризует выраженность сердечно-сосудистой системы на стандартную физическую нагрузку 30 приседаний. По оценочной таблице пробы Руфье характеризовалась сердечно-сосудистая система спортсменов:

— от 0,1 до 5,0 — отлично;

— от 5,1 до 10,0 – хорошо;

— от 10,1 до 15,0 – удовлетворительно;

Читайте также:  Речевки названия команд ко дню здоровья

— от 15,1 до20,0 – неудовлетворительно.

После оценки каждого показателя рассчитывалась сумма баллов, и определялся уровень физического здоровья юных спортсменов по таблице 1.[4]

Таблица 1 — Оценка уровня физического здоровья, по Полякову С.Д.

Источник

Материал по физкультуре на тему «Методика оценки физического здоровья школьников»

Описание разработки

Комплексная оценка уровня физического здоровья учащихся по С. В. Хрущеву, С. Д. Полякову, И. Л. Иванову (1995г позволяет объективно диагносцировать состояние организма школьника с 6 до 17 лет. При рассмотрении показателей в динамике она может выступать критерием эффективности тех или иных оздоровительных средств и технологий. Отличительной особенностью данной методики является то, что оценка проводится адекватно задачам оздоровления: не по уровню заболеваемости, а по уровню здоровья. Кроме того, учет диагностических данных по определению уровня физического здоровья может служить основой для индивидуального подхода к учащимся.

Индексы, выбранные авторами для комплексной оценки, имеют высокую степень взаимосвязи с энерговооруженностью организма, уровнем общей выносливости и острой заболеваемостью. При этом высокий уровень физического здоровья характеризуется не столько максимальными значениями отдельных морфологических и функциональных показателей, сколько их оптимальным соотношением, обеспечивающим достаточный уровень адаптационно-энергетических резервов, резистентности защитных сил организма и успешной реализации функциональных возможностей в условиях напряженной статической мышечной нагрузки (неподвижная поза), которую испытывают дети в процессе образовательной деятельности.

Аргументом в пользу выбранного комплекса индексов являются результаты многолетних исследований по изучению особенностей физиологической адаптации Р. М. Баевского. Он указывает, что успешное выполнение задач умственной деятельности кроме функционального состояния центральной нервной системы и органов чувств, выступающих ее физиологической основой, наиболее тесно коррелирует с функциональным состоянием сердечно-сосудистой и дыхательной систем организма человека.

Преимущество данных индексов в сравнении с другими подобными тестами состоит в том, что функциональное состояние сердечно-сосудистой и дыхательной систем определяется как по физиологическим параметрам «состояния покоя» организма, так и по характеристикам во время физической нагрузки. Это позволяет определять адаптационный резерв организма. Кроме того, в данной методике впервые проведена формализация абсолютных показателей значений индексов в балльные оценки, позволяющая проводить их корректное суммирование. Сумма пяти формализованных оценок и выступает показателем уровня здоровья: 2-7 баллов — низкий уровень здоровья; 8-10 баллов — ниже среднего; 10-15 баллов — средний; 16-20 баллов — выше среднего; 21-25 баллов — высокий.

Практический опыт использования оценки уровня физического здоровья по данной методике позволяет говорить о том, что на достоверность измерений в значительной мере влияет обстановка, в которой проводится обследование. К 7 годам у многих детей, поступающих в школу, закреплена негативная реакция на медицинское оборудование, саму обстановку медицинского кабинета. Это проявляется не только в субъективном состоянии тревоги, но и в выраженных вегетативных реакциях организма (потливость, учащение сердцебиения и дыхания). В случае игнорирования данных реакций детей возможно получение заниженных результатов по индексу Робинсона, Руфье. Снижению тревожности детей, по нашим наблюдениям, способствует подробная предварительная беседа в классе о целях обследования, о том, как и какими приборами дети будут пользоваться, демонстрация необходимых процедур в классе в игровой форме. Во время обследования с особо тревожными детьми желательно поддерживать не только вербальный, но и тактильный контакт. Снижение ситуативной тревожности определяется по нормализации частоты пульса в покое.

Полную информацию смотрите в файле.

Содержимое разработки

Комплексная оценка уровня физического здоровья учащихся по С.В. Хрущеву, С.Д. Полякову, И.Л. Иванову (1995г) 1 позволяет объективно диагносцировать состояние организма школьника с 6 до 17 лет. При рассмотрении показателей в динамике она может выступать критерием эффективности тех или иных оздоровительных средств и технологий. Отличительной особенностью данной методики является то, что оценка проводится адекватно задачам оздоровления: не по уровню заболеваемости, а по уровню здоровья. Кроме того, учет диагностических данных по определению уровня физического здоровья может служить основой для индивидуального подхода к учащимся.

Читайте также:  Немаловажное значение для здоровья детей их духовного

Индексы, выбранные авторами для комплексной оценки, имеют высокую степень взаимосвязи с энерговооруженностью организма, уровнем общей выносливости и острой заболеваемостью. При этом высокий уровень физического здоровья характеризуется не столько максимальными значениями отдельных морфологических и функциональных показателей, сколько их оптимальным соотношением, обеспечивающим достаточный уровень адаптационно-энергетических резервов, резистентности защитных сил организма и успешной реализации функциональных возможностей в условиях напряженной статической мышечной нагрузки (неподвижная поза), которую испытывают дети в процессе образовательной деятельности.

Аргументом в пользу выбранного комплекса индексов являются результаты многолетних исследований по изучению особенностей физиологической адаптации Р.М. Баевского. Он указывает, что успешное выполнение задач умственной деятельности кроме функционального состояния центральной нервной системы и органов чувств, выступающих ее физиологической основой, наиболее тесно коррелирует с функциональным состоянием сердечно-сосудистой и дыхательной систем организма человека.

Преимущество данных индексов в сравнении с другими подобными тестами состоит в том, что функциональное состояние сердечно-сосудистой и дыхательной систем определяется как по физиологическим параметрам «состояния покоя» организма, так и по характеристикам во время физической нагрузки. Это позволяет определять адаптационный резерв организма. Кроме того, в данной методике впервые проведена формализация абсолютных показателей значений индексов в балльные оценки, позволяющая проводить их корректное суммирование. Сумма пяти формализованных оценок и выступает показателем уровня здоровья: 2-7 баллов — низкий уровень здоровья; 8-10 баллов — ниже среднего; 10-15 баллов — средний; 16-20 баллов — выше среднего; 21-25 баллов — высокий.

Практический опыт использования оценки уровня физического здоровья по данной методике позволяет говорить о том, что на достоверность измерений в значительной мере влияет обстановка, в которой проводится обследование. К 7 годам у многих детей, поступающих в школу, закреплена негативная реакция на медицинское оборудование, саму обстановку медицинского кабинета. Это проявляется не только в субъективном состоянии тревоги, но и в выраженных вегетативных реакциях организма (потливость, учащение сердцебиения и дыхания). В случае игнорирования данных реакций детей возможно получение заниженных результатов по индексу Робинсона, Руфье. Снижению тревожности детей, по нашим наблюдениям, способствует подробная предварительная беседа в классе о целях обследования, о том, как и какими приборами дети будут пользоваться, демонстрация необходимых процедур в классе в игровой форме. Во время обследования с особо тревожными детьми желательно поддерживать не только вербальный, но и тактильный контакт. Снижение ситуативной тревожности определяется по нормализации частоты пульса в покое.

Обследование учащихся может проводиться не только на «техническом уровне». Возможно посильное привлечение детей к каким-либо этапам диагностики, к ведению записей и т.д. Это помогает перевести учащихся из объектов обследования в субъектов и актуализирует значимость здоровья и возможность самоконтроля за состоянием здоровья.

Определение уровня физического здоровья школьников производится по 5 индексам:

1. Массо-ростовой индекс Кетле = ——————-

ЧСС (уд/мин) х САД (мм рт.ст.)

ЖЕЛ (мл) х задержка дыхания (с)

вес тела(г) кол-во наклонов за 1 мин.

Принятые сокращения: ЧСС — частота сердечных сокращений;

ЖЕЛ — жизненная емкость легких;

САД — систолическое артериальное давление;

Р1,2,3, — количество ударов пульса за 15 сек.

Получение показателей, необходимых для расчета индексов, производится в следующей последовательности.

1. Готовится бланк обследования детей, в который по вертикали в алфавитном порядке отдельно заносятся фамилии и имена мальчиков и девочек обследуемого класса. По горизонтали в графы таблицы заносятся требуемые показатели.

2. Измерение роста и массы тела производится по общепринятым методикам в медицинском кабинете школы.

Читайте также:  Характеристика понятия здоровье реферат

3. Жизненная емкость легких (ЖЕЛ) измеряется воздушным спирометром. Перед исследованием ребенку предлагается после двух-трех глубоких вдохов сделать максимальный вдох, задержать дыхание, плотно обхватить мундштук губами и медленно выдохнуть в трубку весь воздух, исключив выдох через нос. Измерение проводится 2-3 раза, фиксируется наибольший результат

Примечание: более достоверные показатели для учащихся первых классов могут быть получены, если в игровой форме показать детям, как задувают свечу: «Представьте, что ваш пальчик — свеча, подуйте, пожалуйста, так старательно, чтобы свеча погасла».

4. Частоту пульса (ЧСС) подсчитывают в течение 15 сек в положении сидя после 5-минутного отдыха путем пальпации артерии на запястье или с помощью фонендоскопа (что значительно сокращает время замера). Полученные данные умножают на 4.

5. Артериальное давление измеряют тонометром по стандартным методикам.

6. Перед измерением времени задержки дыхания на вдохе испытуемому предлагают сделать глубокий вдох, глубокий выдох и вновь глубокий вдох (во время задержки дыхания носовые ходы должны быть закрыты).

Примечание: Для получения более достоверных результатов необходимо перед обследованием в классе фронтально отработать процедуру задержки дыхания на вдохе. Для того, чтобы дети отнеслись к процедуре спокойно, не отвлекались, им предлагается закрыть глаза и представить, что они плавают под водой, вокруг много сказочных растений, животных, нужно их внимательно, не торопясь рассмотреть. Необходимо обратить внимание детей на то, что плечи должны быть опущены, тело расслаблено, а задерживать дыхания — легко и приятно.

7. Для определения значений индекса Руфье у испытуемого подсчитывается частота пульса в покое за 15 сек (Р1), затем ему предлагается за 45 секунд сделать 30 глубоких приседаний, выбрасывая руки вперед (для учащихся первых классов предпочтительнее, чтобы ритм приседаний задавал обследующий детей специалист). После упражнения испытуемый садится, у него подсчитывается пульс в первые 15 секунд (Р2) и последние 15 секунд (Р3) первой минуты восстановительного периода.

8. Для определения индекса мощности Шаповаловой проводят тест на сгибание туловища из положения лежа на спине за 60 секунд (общее количество сгибаний). Руки скрещены за головой или на груди, ноги придерживаются.

9. После заполнения бланка обследования по формулам высчитываются абсолютные значения индексов.

10. Учитывая возраст ребенка, абсолютные значения индексов переводятся в баллы по таблицам 5,6 (отдельно для девочек и для мальчиков). Возраст ребенка определяется следующим образом: 7 лет — от 6 лет 6 месяцев и 15 дней до 7 лет 6 месяцев и 15 дней и т.д. Сумма баллов пяти индексов определяется как уровень физического здоровья:

2-7 баллов — низкий уровень здоровья;

8-10 баллов — ниже среднего;

10-15 баллов — средний;

16-20 баллов — выше среднего;

21-25 баллов — высокий;

Кроме общей оценки уровня физического здоровья учитываются оценки каждого показателя для определения сниженных показателей (морфологических или функциональных) отдельных систем органов. Низкая оценка индекса Робинсона свидетельствует о нарушении регуляции деятельности сердечно-сосудистой системы. При низкой оценке индекса Скибинского можно говорить о недостаточных функциональных возможностях органов дыхания и кровообращения, сниженной устойчивости организма ребенка к гипоксии. Низкая оценка индекса мощности Шаповаловой — показатель слабого развития двигательных качеств: силы, быстроты и выносливости. По мнению Т.И. Бабенко, это говорит также о недостаточных функциональных возможностях кардиореспираторной системы. Низкая оценка индекса Руфье определенно говорит о недостаточном уровне адаптационных резервов сердечно-сосудистой и дыхательной систем, что ограничивает возможности организма ребенка.

Статистическая обработка полученных результатов проводится по стандартным методикам, включает определение среднего арифметического, дисперсии, стандартного отклонения и ошибки среднего.

Формализованные оценки показателей физического здоровья мальчиков.

Источник

Adblock
detector